Архитектурная эстетика экспрессионизма

Экспрессионизм как направление в искусстве

Экспрессионизм – это крупное явление в европейском искусстве эпохи модернизма. Крупное, потому что существовало не только в живописи, но и во многих других жанрах:

  • литература;
  • театр;
  • музыка;
  • танец;
  • архитектура;
  • кинематограф.

Замечание 1

На латинском языке слово экспрессионизм означает «выражение».

Пик расцвета экспрессионизма пришёлся на первые десятилетия XX столетия. Своё развитие это течение получило преимущественно в Германии и Австрии. Представители этого направления своей идеологической программой объявили выражение эмоционального состояния автора, тогда как отражение реальности имело небольшую значимость.

Исследователи искусства сходятся во мнении, что экспрессионизм появился как искажённая реакция общества на страшные реалии 20-го века. Речь идёт о такой глобальной катастрофе, как первая мировая война, о всякого рода революционных движения, тоже принесших обществу немало страданий. Поколение, прошедшее через первую мировую войну, смотрело на мир крайне субъективно, через призму таких состояний, как страх, тревога, разочарование. Эстетизму и натурализму старшего поколения новое общество противопоставляло идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Самый главный норматив, ключевой идеологический элемент экспрессионизма – субъективность творческого акта. Другими словами, выражение преобладает над изображением. Очень популярны мотивы боли и крика.

Специалисты полагают, что в широком смысле экспрессионизмом можно назвать всё то искусство (вне хронологических рамок), которое ставит задачу не столько воспроизведения реальности, сколько выражения порождаемых этой реальностью в авторе эмоциональных переживаний – посредством различных приёмов, смещений, упрощений или преувеличений. В данном смысле к экспрессионизму можно отнести творения таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко.

Замечание 2

Принято считать, что сам термин был введен в употреблении чешским историком искусств Антонином Матейчеком в 1910 году в противоположность термину «импрессионизм».

Экспрессионизм в литературе

Экспрессионизм как литературное и художественное движение процветало в Европе, особенно в Германии, между 1914 и 1924 годами. Термин был впервые применён к литературе австрийским писателем Германом Бахром (1863–1934) в 1914 году.

Существуют некоторые сходства между экспрессионизмом и романтизмом. Романтизм был бунтом, реакцией против ограниченного и материалистического мировоззрения эпохи, он призывал к свободе мысли и содержания.

Писатели, неудовлетворенные «грязной реальностью», возвышали человеческую природу и искали путь в бесконечность. Появлялись нотки мистического настроения, меланхолии, любовных мечтаний, видений, экстаза и романтической символики.

Экспрессионизм, также как и романтизм, был своеобразным протестом против материалистической и механической тенденции, к которой в то время стремилось человечество, превращая людей в роботов.

Знаменитые писатели-экспрессионисты:

  • Леонид Николаевич Андреев;
  • Данило Локар;
  • Константин Симонович Гамсахурдиа;
  • Эмиль Зегадлович;
  • Ойген Д. Релгис.

Экспрессионизм в архитектуре

Башня Эйнштейна, Постдам, Германия, Эрих Мендельсон, 1921 год.

Как и в скульптуре, в архитектуре наблюдается искажение форм, приближающееся к темам готики, романтики и рококо по сравнению с классицизмом.

Точно так же в нем преобладали темы природных явлений, таких как горы, молния, стекло и другие.

Экспрессионистская архитектура использовала новые материалы и тем самым расширила возможности крупномасштабного производства строительных материалов, таких как, например, стекло и кирпич.

Основными архитекторами-экспрессионистами были:

  • Эрих Мендельсон (1887-1953): величайший представитель экспрессионистской архитектуры,
  • Бруно Таут (1880-1938): Ворота Hufeisensiedlung в Берлине, Германия (1920),
  • Вальтер Гропиус (1883-1969): позже основатель школы Баухаус.

Франция. Зарождение ар-деко

В Париже, который на рубеже веков стал столицей мировой культуры, не было ни производственных объединений, ни их радикальной оппозиции. Здесь по-прежнему проходили богемные балеты Дягилева, творили Пикассо, Брак, Матисс и многие другие. С точки зрения дизайна революционные изменения происходили в моде. Именно на 1910-е пришёлся максимальный расцвет гениального модельера — Поля Пуаре, его можно считать основоположником стиля ар-деко.


Панталоны «Гарем» 1911 г. от Поля Пуаре, фото Анри Мануэля, около 1920 г. Фото: Public Domain

Вдохновляясь Японией, Китаем и древней Элладой, Пуаре начал создавать принципиально новые образы: платья в виде туники, пеплоса, кимоно. Стоит отметить, что для первых двух десятилетий двадцатого века платье без корсета было не меньшим вызовом, чем живопись Пикассо. Модельер разработал специальную технику пошива одежды, известную как драпировка. Структура костюмов Пуаре была проста: как правило, прямоугольные детали были скроены по прямым линиям, но для пошива использовались роскошные ткани и богатая отделка.

Абстрактный экспрессионизм

№5 / №24, Марк Ротко, 1948.

Абстрактный экспрессионизм был художественным авангардным движением, возникшим в Нью-Йорке, США, в 1940-х годах, после Второй мировой войны.

Это художественное направление характеризовалось большими форматами и использованием пятен и линий благодаря спонтанному исполнению, оставляя в стороне эстетические условности.

Это был результат объединения аспектов немецкого экспрессионизма и абстрактного искусства или абстракционизма.

Джексон Поллок (1912-1956) считается предшественником абстрактного экспрессионизма, и некоторые из его самых известных работ: № 5 1948 г. и № 3 с 1949. Мы можем встретить других представителей, таких как: Марк Ротко (1903-1970) и Перл Файер (1905-1988).

См. Также Художественные течения.

Швейцария. Подразделение «Веркбунда»

В 1913 г. (в один год с Австрией) в Швейцарии было основано подразделение «Веркбунда». Швейцарский «Веркбунд» был ассоциацией художников и дизайнеров, состоящей из местных групп, которые находились в разных регионах и городах страны. Эти группы руководствовались идеалами «Немецкого Веркбунда», но делали это, в отличие от немцев, автономно, а не сообща.

Директором был выбран архитектор Альфред Альтерр. Члены швейцарского «Веркбунда» задались целью продвигать сотрудничество между искусством и промышленностью в Швейцарии и делали это с помощью статей в журнале Revue Mensuelle de l’Oeuvre, который выходил в Лозанне.

Стоит отметить ещё одну важную фигуру в Швейцарии того времени — архитектора Шарля Жаннере, известного также как Ле Корбюзье. В 1910-е он перешёл от традиционных деревянных швейцарских шале к радикальным изменениям в архитектуре и дизайне.

В 1914 году на Венецианской архитектурной биеннале Ле Корбюзье представил передовой проект «Дом-Ино». Это был открытый каркас, состоящий из бетонных плит-перекрытий и тонких железобетонных колонн-опор, сбоку находилась лестница. Новаторство заключалось в том, что конструкция не ограничивала и внутреннюю планировку помещений, и внешний облик здания.

Нидерланды. «Амстердамская школа» и «Де Стейл»

В Нидерландах в 1910-е главенствовали и противоборствовали экспрессионизм и функционализм. Экспрессионизм в Нидерландах был представлен «амстердамской школой». Она появилась в результате социальной реформы, ориентированной на массовое строительство доступного жилья, так что доминирующим медиа была архитектура. С эстетической точки зрения «амстердамская школа» испытывала влияние и Уильяма Морриса, его движения «Искусства и ремёсел» с идеей о необходимости преображения вещей повседневного пользования, и искусства Ост-Индии, и европейского модерна рубежа веков.

Представители «Амстердамской школы» рассматривали дизайн как средство передачи эмоций, поэтому композиционно здания представляют собой сочетания прямых, угловатых, закруглённых и органических форм. Строения школы, как правило, представляют собой комплексы зданий, каждое из которых выполнено в выразительных формах, с башнями, декоративными шпилями и богато декорированными окнами и дверями.

Важная характерная особенность облика зданий «Амстердамской школы» — виртуозная кирпичная кладка с разными сортами и типами плетения кирпича.


Комплекс зданий «Корабль» в Амстердаме, автор Мишель де Клерк, 1919 г. Фото: Janericloebe / Wikimedia Commons

Наглядный «манифест» «Амстердамской школы» — «Дом судоходства» в Амстердаме, выполненный совместно тремя архитекторами: Йоханом Ван дер Меем, Мишелем де Клерком и Питом Крамером. Внешне здание напоминает корабль, интерьер и фасад испещрены морскими мотивами, так как исторически одной из важнейших отраслей промышленности в Нидерландах было судоходство.


Здание судоходства в Амстердаме, построено Йоханом Ван дер Меем, Мишелем де Клерком и Питом Крамером в 1913–1916 гг. Фото: Janericloebe / Wikimedia Commons
Скульптуры при входе в здание судоходства в Амстердаме. Фото: Arjandb / Wikimedia Commons

С 1918 года «Амстердамская школа» стала выпускать журнал «Вендинген» (можно перевести как «переворот»). Типографика, которую Хендрикус Вийдевельд разработал для этого журнала, оказала широкое влияние на графический дизайн «Амстердамской школы», проявившись даже в вывесках зданий и почтовых ящиках. У этого издания был характерный облик — квадратный формат и особенный японский переплёт из нитей, это ярко контрастировало с другими газетами и журналами того времени.


Обложка первого номера журнала «Переворот», который выпускался с 1918 г. с участием представителей «Амстердамской школы». Изображение: Public Domain

Если «Амстердамская школа» была популярна внутри страны, то противоборствующая группа, которая выступала против орнаментальности и украшательства, имела международный успех. Этой группой было основанное в 1917 г. в Лейдене объединение «Де Стейл» («Стиль»). Его главным протагонистом был художник Тео ван Дуйсбург, а одним из ключевых участников — живописец Пит Мондриан.

«Де Стейл» вело активную деятельность по разным направлениям (от издания журнала до строительства зданий), создало собственную концепцию геометрического абстракционизма под названием «неопластицизм». Это утопии новой пластической культуры, создаваемой «первичными элементами»: линиями, геометрическими фигурами, основными цветами спектра.

Простота и вместе с тем яркость визуального языка неопластицистов оказали сильное влияние на развитие западноевропейского и американского модернизма в ХХ веке.

Характеристики экспрессионизма

Экспрессионизм — это художественное направление, отражающее эмоции самого художника, столкнувшегося с обществом, полным страданий, страданий, одиночества и войн.

Это художественное направление использует преувеличение и искажение для представления своих тем с целью усиления сообщения, которое они хотят показать своим зрителям, часто находя на картинах изуродованные и расстроенные лица.

Стремление запечатлеть объективный образ субъективизма человеческих эмоций и чувств делает экспрессионизм склонным к использованию линий, ярких и чистых цветов в отличие от изогнутых и агрессивных форм.

Экспрессионизм превозносит индивидуальную свободу через субъективность и иррациональность, присущую человеку. Сюжеты иногда считаются подрывными и даже развратными, захваченными метафизическими пластическими средствами, которые надеются привести зрителя к самоанализу.

Что такое экспрессионизм:

Он известен как экспрессионизм одному из художественный и литературный авангард ХХ века. Экспрессионизм зародился в Германии, первые проявления которого появились в 1905 году, но набрали силу после Первой мировой войны.

Экспрессионизм стремится захватить субъективность человеческих эмоций, контрастируя с предыдущими движениями, такими как импрессионизм, которые прежде всего стремились к объективности.

Как авангардное художественное движение, оно стремится выразить человека перед лицом современного и индустриального общества, как правило, через чувства тоски, боли и отчаяния.

Здания-кристаллы

Была в экспрессионизме и противоположная тенденция: поверхность здания формировали не гладкие изогнутые линии, а мелкие кристаллические грани. Ранний пример такой архитектуры — «Стеклянный павильон» в Кёльне, разработанный Бруно Таутом и построенный в 1914 г. Круглое небольшое здание входило в выставочный ансамбль, а самым интересным в этой постройке был ее купол, похожий на половинку лимона и собранный из десятков крупных ромбообразных стеклянных секций.

«Стеклянный павильон» в Кёльне

Бруно Таут

Такие секции сияют, как грани драгоценного камня, однако и стены можно сделать гранеными, складывая их под произвольными углами так, будто они сработаны из картона, а не из бетона. Примерно так выглядят сооружения чешских кубистов, равно как и дорнахский «Гётеанум», спроектированный Рудольфом Штайнером, философом, писателем и учителем — даже не архитектором. Этот «духовный вуз» — сплошные углы и бетонные ребра, подпирающие диковинную куполообразную крышу. Несомненно, Штайнер усматривал в экспрессионизме необходимые средства физического выражения особой сути своего видения — нетрадиционная архитектура для нетрадиционной философии.

Германия. «Веркбунд»

В 1906 году в Дрездене прошла выставка, на которой были представлены образцы современного дизайна и архитектуры, созданные совместно архитекторами-проектировщиками и мастерами-ремесленниками. Именно на этой выставке определился вектор развития дизайна в сторону функциональности и лаконичности.

В 1907-м году в Мюнхене, под влиянием дрезденской выставки, двенадцать представителей разных профессий, связанных с дизайном, основали объединение художников, архитекторов, мастеров художественных ремёсел, предпринимателей, промышленников и экспертов. Оно получило название «Немецкий Веркбунд».

Целью работы объединения стали «поддержка и развитие художественных ремёсел и нового промышленного искусства, призванного повысить качество массовой промышленной продукции». Участники «Немецкого Веркбунда» также стремились повышать вкус потребителя и создавать узнаваемый облик немецкого дизайна, который мог бы достойно конкурировать на мировом рынке.


Монограмма «Немецкого Веркбунда». Изображение: «Немецкий Веркбунд»

Сильное влияние на появление «Немецкого Веркбунда», а также его становление и развитие оказал британский опыт, в частности — движение «Искусства и ремёсла» Уильяма Морриса. Один из основателей «Веркбунда» Герман Мутезиус провёл немало времени в Великобритании, внимательно изучил устройство английского дома и в результате этого исследования в 1908 году выпустил в Германии книгу «Английский дом». Как ни странно, целью Мутезиуса был поиск дизайна в немецком духе по аналогии с английским.

Самыми активными членами «Немецкого Веркбунда» были талантливые многопрофильные художники, которые могли создавать любые предметы — от дверной ручки до дома. Таким был Петер Беренс, которого можно по праву считать одним из первых в мире промышленных дизайнеров. Для «всеобщей германской электрической компании» AEG Беренс проектировал как лампочки, чайники и вентиляторы, так и турбинные залы и целые архитектурные комплексы. Он также отвечал и за графический дизайн фирмы.


Несколько версий чайника Петера Беренса, около 1909 г. Фото: Wikimedia Commons
Петер Беренс, здание турбинного зала фабрики AEG в Берлине, 1908–1909 гг. Фото: Wikimedia Commons

Важным направлением работы «Веркбунда» была просветительская деятельность. Помимо общественных лекций и регулярных выставок, члены объединения организовывали учебные учреждения нового типа. Стоит выделить «экспериментальные художественно-промышленные мастерские» при школе искусств Великого герцога Саксонского в Веймаре, где архитектор Анри Ван де Вельде, один из основателей «Веркбунда», был художественным консультантом. Акцент при обучении ставился на познание природных свойств материалов и их максимального рационального использования.

Впоследствии в главном здании мастерских, законченном Ван де Вельде в 1911 году, Вальтер Гропиус основал Баухаус — первую и главную модернистскую школу двадцатых.


Великогерцогская Саксонская школа изящных искусств, Анри Ван де Вельде, строительство закончено в 1911 г. Фото: Wikimedia Commons

Уникальным учебным проектом «Немецкого Веркбунда» также стало утопическое поселение Хеллерау, которое в 1909 году в пригороде Дрездена основал Карл Шмидт — плотник, который развил своё дело до фабрики. В этом посёлке жили художники и рабочие, их уютные дома утопали в зелени — согласно концепции «города-сада». Жизнь в поселении объединяла работу, культуру и образование. С 1911 года там начал работу культурный центр с экспериментальной школой, в которой практиковались ритмика, гимнастика, пение, разные театральные практики.

На протяжении первых семи лет существования «Веркбунд» прекрасно справлялся с поставленными целями: совмещал творческие устремления и потребности массового промышленного производства, проводил международные выставки, публиковал каталоги продукции.

Пиком развития производственного союза можно считать предвоенную выставку в 1914 году в Кёльне. На ней экспонировалась серийная мебель, тиражные предметы домашнего обихода (даже мебель для спального вагона поезда) и архитектура, которая становилась главным медиа. Именно на этой выставке были представлены два направления, которые вскоре стали главенствующими для своего времени: экспрессионизм и функционализм.

Экспрессионизм в литературе

В экспрессионистской литературе, широко известной своими пьесами, такие темы, как страх, безумие, война, потеря идентичности и конец света, являются способом изобразить в словах буржуазное общество того времени.

Однако в литературных произведениях используются и другие темы, такие как заблуждение, любовь и природа. Некоторые из основных предшественников экспрессионистской литературы — драматурги:

  • Георг Бухнер (1813-1837): Смерть Дантона (1833),
  • Фрэнк Ведекинд (1864-1918): Пробуждение весны (1891),
  • Август Стриндберг (1849-1912): мисс Джулия (1888).

См. Также Литературные течения.

Экспрессионизм в других видах искусства

Литература. Под экспрессионизмом применительно к литературе нужно понимать целый ряд течений в европейской словесности начала 20-го века. Наибольшую популярность и признание это направление в литературе получило в Австрии и Германии.

Кинематограф. Характерными особенностями здесь являются гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, придание событиям психологического фона, сосредоточение на мимике и жестах. Экспрессионистский кинематограф получил своё развитие и достиг расцвета на студиях Берлина с 1920 по 1925 год.

Архитектура. В данном случае формы уподоблялись объектам неживой природы. В отдельных биоморфных конструкциях того периода искусствоведы усматривают начало архитектурной бионики. По причине непростого финансового положения послевоенной Германии самые амбициозные проекты экспрессионистских сооружений остались невоплощёнными. Вместо возведения реальных зданий архитекторы довольствовались работой над временными павильонами для выставок.

Россия. Русский живописный авангард

В России обстановка кардинально отличалась от европейских стран. Здесь сосуществовали и русский стиль, и «мирискусники» (художественное объединение «Мир искусства»), и модерн, и художественный авангард. Проявлялось это в различных медиа, ярче всего в архитектуре и графическом дизайне.

Русский стиль был напрямую связан с социокультурными процессами, происходившими в стране на протяжении последних десятилетий. Отмена крепостного права, вопрос самоопределения России, противостояние или слияние с Западом — всё это породило удивительный гибрид, который был во многом европейским по форме, но имел детали и черты средневековой Руси. Ярчайшим представителем русского стиля в графическом дизайне был Виктор Васнецов.


Почтовая марка «Жертвам войны», Виктор Васнецов, 1914 год. Изображение: Public Domain

Модерн в русском дизайне 1910-х переживал пиковый период, испытывая сильное влияние русского стиля. Художественное объединение «Мир искусства», основанное ещё в последнем десятилетии XIX века в Петербурге, как раз собрало представителей как западной, так и русской ветви модерна.


Константин Сомов «Арлекин и смерть», 1918 г.
«Пречудный богатырь Бова Королевич», 1911 г. Открытка издания «Общины св. Евгении» №5497. Из коллекции Э. Б. Файнштейна. Изображение: Public Domain

При этом в стране возник русский живописный авангард. Правда, тогда авангардисты называли себя футуристами, будущниками или будетлянами. Это время характеризуется разнообразием языков и концепций (индивидуальных и коллективных), обилием движений, сообществ, выставок и невероятным количеством разномастных персонажей, каждый из которых стремился закрепить за собой право первооткрывателя нового слова в искусстве.

Самые влиятельные фигуры времени в русском живописном авангарде: Владимир Татлин — основатель конструктивизма (именно конструктивизм впоследствии окажет мощное влияние на развитие дизайна), Василий Кандинский — теоретик искусства и создатель органической абстракции, Казимир Малевич — создатель супрематизма.


Любовь Попова, «Архитектоника», 1917 г. Изображение: Public Domain

Дизайн в 1910-е годы контрастный: в начале десятилетия ещё сильна связь с модерном, в середине — война изменила мир до неузнаваемости.

Во время Первой мировой войны практически все созидательные процессы в дизайне были либо нарушены, либо перевёрнуты с ног на голову. Многие дизайнеры и художники отправились на фронт, некоторые из них погибли, другие переосмыслили жизненные установки и ценности. Часть производств была закрыта, остальные — переориентированы под военные нужды.

Сразу после войны многие страны, в частности Россия и Германия, пережили революции, серьёзные финансовые и социальные кризисы. Можно было забыть об утончённых, дорогих материалах и роскоши рубежа веков. В двадцатые был взят курс на утилитарность, функциональность, массовое производство, а также развитие дизайн-образования.

Знаменитые экспрессионисты и их работы

Художники-экспрессионисты

Самыми известными художниками экспрессионистами стали:

Винсент ван Гог

Автопортрет, Винсент ван Гог (1853–1890)

Его методы стали определять многие последующие художественные движения, он использовал импульсивное нанесение краски и символических цветов для выражения субъективных эмоций.

Эдвард Мунк

Некоторые называют его первым экспрессионистом потому, как он использовал цвета, сила его красного и неистовая яркость, с которой он воспринимает свои темы.

Джеймс Энсор

В своё время этот художник отказался от использования иллюзионизма и перспективы с одной точкой схождения. Энсор начал наращивать объём, покрывая цветными пятнами всю поверхность холста.

Оскар Кокошка

Оскар Кокошка (1886–1980)

Он запомнился истории как художник, который дал свободу от стилистических ограничений, также он заставил поверить в способность искусства повышать осведомлённость о современных проблемах. Он стал примером для многих художников абстрактного экспрессионизма и неоэкспрессионизма.

Также очень знамениты эти художники-экспрессионисты:

  • Эгон Шиле;
  • Франц Марк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Август Макке;
  • Отто Мюллер.

«Звёздная ночь», художник Винсент ван Гог, 1889 г.

«Рококо», художник Август Макке, 1912 г.

«Олень в лесу», художник Франц Марк, 1914 г.

Писатели-экспрессионисты

Среди знаменитых немецких писателей можно встретить таких авторов как:

  • Георг Гейм — «Гримаса»;
  • Готфрид Бенн — «Морг» и другие стихотворения», «Сыновья», новые стихотворения» и «Плоть»;

А писателей экспрессионистов из Австрии можно назвать:

  • поэт Георг Тракль — «Песнь о стране Запада»;
  • Густав Майринк — «Голем»;
  • также можно вспомнить и такое известное имя как Франц Кафка (он писал на немецком языке, но родился в Чехии) — «Превращение», «Процесс», «Замок», «Охотник Гракх».

Экспрессионизм в кино или киноэкспрессионизм

Кинематографический экспрессионизм начал развиваться в Германии в 1920 году. Когда экспрессионизм стал проявляться в кино, он повёл его абсолютно в другом направлении, отличном от голливудского.

Такие режиссёры, как Фридрих Вильгельм Мурнау (в своей ленте «Носферату. Симфония ужаса») или Роберт Вине (в «Кабинете доктора Калигари») использовали техники, которые не давали ни малейшей возможности их картинам выглядеть реалистичными.

Это например: преувеличенное использование углов, не натуралистический дизайн декораций и тёмные сюжеты.

Кадр из фильма «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине, 1920 г.

Их влияние ещё чувствуется в современном кинематографе в таких картинах, как: «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, «Эдвард Руки-ножницы» Тима Бёртона и многих других.

Дальнейшая жизнь идеи

Экспрессионистская архитектура, в отличие от Баухауза, не была последовательным стилем со своими школами и манифестами. Это направление, в котором работало немало архитекторов-новаторов, желавших опробовать возможности современных материалов. «Интернациональный стиль» к середине века породил тысячи последователей, экспрессионизм — нет, однако влияние его оказалось живучим. Экспрессионизму кое-чем обязаны скульптурные формы ар-деко.

Кроме того, множество зданий, возведенных за десятилетия после Второй мировой войны, также воплощали конструкционные и изобразительные свойства бетона и других материалов — экспрессионисты бы их признали. Маленькая, скульптурная паломническая часовня Ле Корбюзье в Роншане, Франция, и знаменитое здание оперного театра в Сиднее по проекту Йорна Утзона — примеры построек, воплощающих идеи экспрессионизма через много лет после золотой поры этого стиля в Германии.

Экспрессионизм в живописи

Своими непосредственными предшественниками творческими вдохновителями немецкие художники-экспрессионисты считали постимпрессионистов, которые на исходе XIX столетия перешли от воспроизведения действительности к выражению внутренних состояний собственного «Я». Наполненные драматизмом картины Эдварда Мунка, Винсента Ван Гога и Джеймса Энсора при всей оригинальности своих творцов, пронизаны общими эмоциями, такими как восторг, ужас, негодование.

В 1905 году представители немецкого экспрессионизма объединяются в группу «Мост». Своим идеологическим манифестом группа провозгласила бунт против поверхностного, на её взгляд, правдоподобия импрессионизма. Приверженцы нового течения поставили цель вернуть немецкому искусству потерянное духовное измерение и разнообразие смыслов. В программе творческого объединения «Мост» было много общего с французским фовизмом.

Уродливость, примитивность и противоречия жизни вызывали у представителей экспрессионизма негативные состояния, чувства тревоги и фрустрации, отвращения и раздражения. Эти эмоции выражались посредством угловатых, искорёженных линий, резких и грубых мазков, ярких и насыщенных цветов. Художники отдавали предпочтение цветам, предельно контрастным, чтобы усилить воздействие на публику, вызывать у зрителя сильные эмоции. Невзрачные, на первый взгляд, мотивы современной уличной жизни, под кистью экспрессионистов получали через край эмоциональную окраску.

В 1912 г. в Мюнхене возникает творческое объединение «Синий всадник», идеологом которой был русский художник Василий Кандинский. Среди искусствоведов нет единого мнения насчёт причисления членов «Синего всадника» к экспрессионизму. Живописцы, которые входили в это объединение, были слабо озабочены болезненным состоянием общества, их картины были менее эмоциональны. Лирические и абстрактные элементы в их творчестве представляли собой некую гармонию, тогда как стилистика экспрессионизма по своей сути дисгармонична.

После 1924 года в Веймарской республике устанавливается относительная стабильность. В свою очередь невнятность идеалов экспрессионистов, их всё более сложный язык, индивидуализм художественных манер, неспособность к конструктивной критике социальных проблем, в конечном итоге привели к закату этого направления. В гитлеровской Германии это течение и вовсе было объявлено «дегенеративным искусством», а художники были лишены возможности публиковаться или выставлять свои картины.

Однако, отдельные живописцы продолжали творить в рамках экспрессионизма ещё многие десятилетия. Ключевые представители течения:

  • Эдвард Мунк;
  • Эмиль Нольде;
  • Макс Пехштейн;
  • Отто Мюллер;
  • Жорж Руо (также представитель фовизма);
  • Август Макке;
  • Марианна Верёвкина;
  • Алексей Явленский;
  • Эгон Шиле;
  • Оскар Кокошка.

Чешский кубизм

Один из предвестников экспрессионизма — чешский кубизм. В начале XX в. многие чешские художники путешествовали по Европе — бывали в Париже, Мюнхене и других городах — в поисках вдохновения. Когда кубистскую живопись выставили в 1908 г. в Париже, она вдохновила не только пражских художников, но и тамошних архитекторов. Они увидели, что ломаные или призматические плоскости Пикассо и Брака можно приспособить к архитектуре — создавать похожие призматические фасады зданий. Например, архитекторы Ян Котера и Павел Янак проектировали здания с уймой острых углов, а иногда и несимметричные по форме, таким образом радикально отступив и от классицизма, и от вычурности ар-нуво, модного тогда в Праге.

Чешский кубизм

Павел Янак

Другие виды сооружений

Кривые линии и световые блики смотрелись уместно в театральных интерьерах, то есть в пространстве, где обильный декор и фантазия всегда были к месту. Однако экспрессионисты проектировали и более будничные постройки, яркие примеры — здание биржи, построенное по чертежам Ханса Бернхарда Шаруна, и проекты Эриха Мендельсона для фабрик, киностудий и других зданий. Все они демонстрируют возможности создания извилистых природных линий, предлагаемые сталью и бетоном.

Здание Биржи

Знаменитейшее строение Эриха Мендельсона, «Башня Эйнштейна» в Потсдаме, Германия, — такое вот исследование криволинейности. В башне располагается обсерватория, а под ней — приземистая структура, в которой обустроены лаборатория и жилье для ее работников. Все сооружение выглядит так, будто его отлили из бетона в громадные резиновые формы. На самом же деле здание построено из кирпича, а гладкость и округлость ему придали штукатуркой.

Эрих Мендельсон

Башня Эйнштейна

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: