В кого вселился Винсент?
Роман о богоискателе «Винсент» предприимчивого немца пришелся как нельзя кстати в обстановке крушения идеалов после бойни Первой мировой войны. Мученик от искусства и безумец, мистическое творчество которого предстало под пером Мейер-Грефе чем-то вроде новой религии, такой Ван Гог захватил воображение и пресыщенных интеллектуалов, и неискушенных обывателей. Легенда оттеснила на задний план не только биографию реального художника, но и извратила представление о его картинах. В них видели какое-то месиво красок, в котором угадываются пророческие «прозрения» юродивого. Мейер-Грефе превратился в главного знатока «мистического голландца» и стал не только торговать картинами Ван Гога, но и за большие деньги выдавать сертификаты о подлинности произведений, появлявшихся под именем Ван Гога на художественном рынке.
Наследие
Урожай картофеля
Милле был важным источником вдохновения для Винсента Ван Гога, особенно в его ранний период. Милле и его работа много раз упоминаются в письмах Винсента его брату Тео. Поздние пейзажи Милле послужили влиятельными ссылками на картины Клода Моне, изображающие побережье Нормандии ; его структурное и символическое содержание также повлияло на Жоржа Сёра.
Милле — главный герой пьесы Марка Твена Is He Dead? (1898), в которой он изображен борющимся молодым художником, который инсценирует свою смерть, чтобы заработать славу и богатство. Большинство подробностей о Милле в пьесе вымышленное.
Картина Милле «Человек с головой» вдохновила знаменитое стихотворение «Человек с мотыгой » (1898) Эдвина Маркхэма. Его стихи также послужили вдохновением для сборника американского поэта Дэвида Миддлтона «Привычная умиротворенность Грюши: стихи после картин» Жана-Франсуа Милле (2005).
«Ангелус» часто воспроизводился в 19 и 20 веках. Сальвадор Дали был очарован этой работой и написал ее анализ «Трагический миф об Ангелусе Миллетском». Вместо того, чтобы рассматривать это как дело духовного покоя, Дали считал, что в нем содержится послание подавленной сексуальной агрессии. Дали также считал, что эти две фигуры молились за своего похороненного ребенка, а не за Ангелуса. Дали так настаивал на этом факте, что в конце концов был сделан рентгеновский снимок холста, подтвердивший его подозрения: на картине изображена закрашенная геометрическая форма, поразительно похожая на гроб. Однако неясно, изменил ли Милле свое мнение о значении картины, или даже форма действительно является гробом.
Основополагающие идеи творчества
В 1857 году Милле закончил работу над своей самой известной картиной «Сборщицы колосьев». Одобрение, с которым встретила его произведение критика оказалось неожиданным даже для самого художника.
Милле удалось попасть в тон всеобщего настроения, созданного политическими событиями того времени.
Он продолжил работу в том же жанре и спустя два года появилась не менее знаменитая «Анжелюс». Она повторяла послание художника в «Сборщицах колосьев», но также содержала ответ, который предложил сам Милле.
Та жизнь, которую он изобразил, была наполнена смирением и верой, способной превозмочь нелегкие будни крестьян.
Милле также писал картины по заказу правительства, начиная с первых серьезных работ в бытовом жанре 1848 года, а также «Крестьянка, пасущая корову» (1859 г.), примечательно, что именно это привело его к смене направления и принесло ему признание.
Милле не писал с натуры, его работы создавались исключительно по памяти. С 1849 года и до конца своей жизни Милле жил в Барбизоне, название этого места дало имя школе, одним из основателей которой он стал.
3. Портреты Франсуа Милле
По первому своей специальности он портретист. Он брался и рисовал портреты. Но чувствовал недовольство. К тому же в Париже он учился в исторического живописца Делароша. Удовольствие ни от Делароша, ни от тогдашнего Парижа он не испытывал. И так, потому что и Париж пустыня для бедных. Душой он отдыхал в музее Лувр , потому что нужно было набрать опыта, который никто не мог ему дать, кроме старых мастеров искусства.
Полина Оно — жена художника. Они поженились в . Через четыре года Полина умрет от чахотки (туберкулеза). Не все в порядке было и с картинами — их никто не покупал. Жил художник на деньги от заказанных портретов.
Техника исполнения, приемы
Картина написана жидкими мазками масла. Создается впечатление, что мастер лепит полотно из некоего податливого материала. Там, где свет задерживается, мазки становятся более густыми. Тайну цвета картины раскрывают тени – они многоцветные. Это придает полотну глубину и насыщенность. Во всех своих ранних картинах, включая «Молочницу» Вермеер использует интересный прием — для создания эффекта искр от солнечных бликов он наносит на готовое полотно светящиеся, едва заметные точки светлого цвета.
Интересные факты:
- Картина имеет несколько названий: «Женщина (девушка, служанка) с кувшином молока», «Кухарка», «Молочница».
- Картины художника еще при жизни высоко ценились на родине, что вызывало удивление некоторых иностранцев, следующих модным тогда тенденциям на усложнение композиции полотен.
Отрывок, характеризующий Сборщицы колосьев
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны. – А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ! – Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет. – Что ж, от холода, что ль? – спросил один. – Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет. Все помолчали. – Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали. Никто не возражал. – Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит… – Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье. – И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья. – Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя. – Какое врать, правда истинная. – А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
Источники
- Dario Durb?, Anna M. Damigella: Corot und die Schule von Barbizon.
Pawlak, Herrsching 1988, ISBN 3-88199-430-0 - Andr? Ferigier: Jean-Fran?ois Millet.
Die Entdeckung des 19.
Jahrhunderts.
Skira-Klett-Cotta, Stuttgart 1979, ISBN 3-88447-047-7 - Ingrid Hessler: Jean-Fran?ois Millet.
Landschaftsdarstellung als Medium individueller Religiosit?t.
Dissertation, Universit?t M?nchen 1983 - Estelle M. Hurll: Jean Fran?ois Millet.
A Collection of Fifteen Pictures and a Portrait of the Painter, with Introduction and Interpretation,
New Bedford, MA, 1900. ISBN 1-4142-4081-3 - Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet — Au-del? de l»Ang?lus.
Editions de Monza. Paris 2002, ISBN 978-2-908071-93-1 - Lucien Lepoittevin: Jean Fran?ois Millet — Images et Symboles.
?ditions ISO?TE Cherbourg 1990, ISBN 2-905385-32-4 - Alexandra R. Murphy (Hrsg.): Jean-Fran?ois Millet, drawn into the light.
Museum of Fine Arts, Boston, Mass. 1999, ISBN 0-87846-237-6 - Alfred Sensier: La vie et l»?uvre de Jean-Fran?ois Millet.
Editions des Champs, Bricqueboscq 2005, ISBN 2-910138-17-8 (neue Auflage des Werks von 1881) - Andrea Meyer: Deutschland und Millet.
Deutscher Kunstverlag, Berlin und M?nchen 2009. ISBN 978-3-422-06855-1 - Сто офортов 16-19 веков из собрания гос.Эрмитажа.Л-М, 1964 (рус)
- ГМИИ, каталог картиннной галереи, М, Изобразительное искусство, 1986 (рус)
ТВОРЧЕСТВО
Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.
Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.
На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины , отличающиеся прозрачностью и торжественностью.
В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.
До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.
В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин, стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).
ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ
Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».
Был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.
Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975-76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.
В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:
Франция всегда славилась своими живописцами, скульпторами, писателями и другими деятелями искусства. Расцвет живописи в этой европейской стране пришелся на XVII-XIX вв.
Одним из ярких представителей французского изобразительного искусства является Жан Франсуа Милле, который специализировался на создании картин деревенского быта и пейзажей. Это очень яркий представитель своего жанра, картины которого до сих пор ценятся высоко.
9. Офорты Милле
Милле один из мастеров, которые обращались к созданию гравюр. Это не было главным в его творчестве, поэтому он сделал несколько экспериментов в разных техниках: шесть литографий , две гелиографии, шесть гравюр на дереве. Всего он работал в технике офорт . Среди них есть как повторы своих картин (офорт «собирательница колос»), так и достаточно самостоятельные сюжеты. Чрезвычайно удачным был офорт «Смерть забирает крестьянина-дровосека», что высокой художественной качеством напомнил шедевр немецкого мастера 16 века Ганса Гольбейна из серии «Танец смерти».
Милле длительное время искал композицию. В музее Лувр сохраняют два рисунка Франсуа Милле с первыми поисками композиции. Еще один рисунок попал в Эрмитаж в 1929 году. Композиция последнего и легла в основу как офорта, так и картины на эту же тему (Новая Карлсбергська глипкотека, Копенгаген).
Последние годы
В середине 1860 годов, он обратился к пейзажной живописи, стремился в своих работах выразить единение человек с природой.
В последние годы его творчества были созданы такие картины как «Зимний пейзаж с воронами» (1866 г.) и «Весна» (1868-1873 г.).
Эти работы Милле указали на состояние поиска, в котором он находился. Для художника это были попытки найти и отразить в картинах природы гармонию и справедливость, которые он не находил в жизни людей.
Милле скончался в 1875 году в Барбизоне, в окрестностях которого и был похоронен.
Хотя его произведения имеют чрезвычайное значение в искусстве на все художественные течения. Рисовал жанровые композиции, пейзажи, создал несколько портретов. Картина Милле «Сеятель» вдохновила Ван Гога на создание своих композиций на подобную тему. А его «Анжелюс» была любимой картиной , яркого представителя сюрреализма . Далее обращался к образам «Анжелюс» всю свою жизнь.
Тео-провидец
Так Ван Гог оказался в столице «нового искусства» — Париже и по совету Тео поступил учиться в частную студию Фернана Кормона, бывшую тогда «кузницей кадров» нового поколения художников-экспериментаторов. Там голландец близко сошелся с такими будущими столпами постимпрессионизма, как Анри Тулуз-Лотрек, Эмиль Бернар и Люсьен Писсарро. Ван Гог изучал анатомию, рисовал с гипсов и буквально впитывал все новые идеи, которыми бурлил Париж.
Тео знакомит его с ведущими художественными критиками и своими клиентами-художниками, среди которых были не только добившиеся прочного положения Клод Моне, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Огюст Ренуар и Эдгар Дега, но и «восходящие звезды» Синьяк и Гоген. К моменту приезда в Париж Винсента его брат был руководителем «экспериментального» отделения «Гупиля» на Монмартре. Человек с обостренным чувством нового и превосходный бизнесмен, Тео одним из первых разглядел наступление новой эры в искусстве. Он уговорил консервативное руководство «Гупиля» позволить ему рискнуть заняться торговлей «светлой живописью». В галерее Тео проводил персональные выставки Камиля Писсарро, Клода Моне и других импрессионистов, к которым Париж начал понемногу привыкать. Этажом выше, в своей собственной квартире, он устраивал «сменные экспозиции» картин дерзкой молодежи, которые «Гупиль» боялся показывать официально. Это был прообраз элитных «квартирных выставок», вошедших в моду в XX веке, и их гвоздем стали работы Винсента.
Еще в 1884 году братья Ван Гоги заключили между собой соглашение. Тео в обмен на картины Винсента выплачивает ему 220 франков в месяц и обеспечивает его кистями, холстами и красками лучшего качества. Кстати, благодаря этому картины Ван Гога в отличие от работ Гогена и Тулуз-Лотрека, из-за безденежья писавших на чем попало, так хорошо сохранились. 220 франков составляли четверть месячного заработка врача или юриста. Почтальон Жозеф Рулен в Арле, которого легенда сделала кем-то вроде покровителя «нищего» Ван Гога, получал вдвое меньше и в отличие от одинокого художника кормил семью с тремя детьми. Денег Ван Гогу хватало даже на создание коллекции японских гравюр. Кроме того, Тео поставлял брату «прозодежду»: блузы и знаменитые шляпы, необходимые книги и репродукции. Он же оплачивал лечение Винсента.
Все это не было простой благотворительностью. Братья составили амбициозный план — создать рынок живописи постимпрессионистов, поколения художников, шедшего на смену Моне и его друзьям. Причем с Винсентом Ван Гогом как одним из лидеров этого поколения. Соединить, казалось бы, несоединимое — рискованное авангардное искусство мира богемы и коммерческий успех в духе респектабельного «Гупиля». Тут они почти на столетие опередили свое время: только Энди Уорхолу и другим американским попартистам удалось сразу разбогатеть на авангардном искусстве.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Его отец служил органистом в местной церкви, один дядя будущего художника был врачом, а второй — священником. Эти факты многое говорят о культурном уровне семьи будущего художника. Милле с ранних лет работал на ферме, но при этом получил хорошее образование, изучал латынь и на всю жизнь сохранил любовь к литературе. С детства мальчик проявлял способности к рисованию.
В 1833 году он отправился в Шербур и поступил в мастерскую художника-портретиста дю Мушеля. Спустя два года Милле сменил наставника — новым его учителем стал художник-баталист Ланглуа, бывший к тому же смотрителем местного музея. Здесь Милле открыл для себя работы старых мастеров — в первую очередь, голландских и испанских художников XVII века.
В 1837 году Милле поступил в престижную парижскую Школу изящных искусств. Он учился у Поля Делароша — известного художника, писавшего несколько театральные полотна на исторические темы. Поссорившись в 1839 году с Деларошем, Жан Франсуа вернулся в Шербур, где пытался добывать себе средства на жизнь портретами.
В ноябре 1841 года Милле женился на дочери шербурского портного Полине Виржинии Оно, и молодая пара переехала в Париж. В это время Милле забросил портрет, перейдя к небольшим идиллическим, мифологическим и пасторальным сценкам, пользовавшимся большим спросом. В 1847 году он представил в Салоне картину «Дитя Эдип, снимаемый с дерева», получившую несколько благоприятных отзывов.
Положение Милле в мире искусства резко изменилось в 1848 году. Отчасти это было связано с политическими событиями, а отчасти с тем, что художник нашел, наконец, тему, которая помогла ему раскрыть свой талант.
Он получил правительственный заказ на картину «Агарь и Измаил», но, не закончив ее, сменил тему заказа. Так появились знаменитые «Сборщицы колосьев». Полученные за картину деньги позволили Милле перебраться в деревню Барбизон близ Парижа.
1860-е годы оказались для художника гораздо более успешными. Найдя однажды свой путь, художник уже не сходил с него и сумел создать целый ряд очень серьезных работ, пользовавшихся огромной популярностью среди художников и коллекционеров. Милле по праву считается чуть ли не самым востребованным живописцем своего времени.
20 января 1875 года художник в возрасте 60 лет после продолжительной болезни скончался в Барбизоне и был похоронен близ деревни Шалли, рядом со своим другом Теодором Руссо.
4. Село Барбизон
Туда ехали не за вдохновением. Там просто было дешево жить и это недалеко от Парижа. Село расположено в лесу Фонтенбло . Милле вспомнил, что крестьянин и в Барбизон обрабатывал землю, как и его отец, а в редкие свободные часы рисовал картины. Они понемногу продаются. А одну приобрел даже министр внутренних дел цены, десять раз превысила цену художника.
Но количество выдающихся пейзажистов здесь была такой большой, что село прославилось на весь мир. Рисовал пейзажи и Милле. И чувствовал, что становится мастером, не похожим ни на кого. А в искусстве это, после способностей и работоспособности, — главное.
Среди художников — иностранцев Милле дружил с англичанином виртуозом Фредериком Лейтоном , оставаясь ни в чем на него не похожим.
2. Обучение в Шербур
Заметив талант в ребенке, родители сделали все возможное, чтобы сын вырвался из села. Его отправили в Шербур, где устроили в мастерскую художника Мошеля, местного портретиста. Успехи Франсуа привели его в другую мастерскую к художнику Ланглуа. Тот так верил в ученика, получивший для него стипендию от Муниципалитет Шербура и право на обучение в Париже . Так бывший деревенщина перебрался в столицу.
Когда-то бабушка завещала ему не рисовать ничего постыдного, даже когда оно просить сам король. Внук выполнил завещание бабки — и сделал много полезного для искусства Франции , да и всего мира.
Миллес, Джон Эверетт. Все картины художника
Крупнейший английский живописец, также известен тем, что был одним из троих основателей Братства Прерафаэлитов. Вся его жизнь была чередой достижений и успехов, его работы в самых разных жанрах, от исторической живописи до иллюстраций и портретов, всегда отличались удивительно высоким мастерством.
Талант Миллеса проявился рано — с пяти лет он уже был серьёзно увлечён рисованием, в девять его приняли в Художественную Академию Сасса, где он вошёл в число сильнейших учеников, а в 11 лет он наравне со взрослыми студентами начал обучение в школе при Королевской Академии живописи. Там он подружился с художниками Холманом Хантом и Данте Габриелем Россетти, вместе с которыми они позднее основали движение прерафаэлитов. Миллес являлся самым юным членом Братства, ему было всего 18лет.
Для своих картин он использовал непривычно яркие и светлые краски, делал множество набросков фигур и лиц, в следствие чего работы отличались тщательной детализацией и высоким реализмом, за что были прохладно приняты зрителями, привыкшими к академической манере изображения людей по определённым канонам.
Полотно «Христос в родительском доме» заставила молодого художника оказаться в эпицентре скандала. Публика увидела лишь приземлённость и натурализм в изображении сюжета Священного Писания, а знаменитый Чарльз Диккенс написал разгромный фельетон, где подверг картину жестокой критике и осуждению
Шумиха вокруг картины была такой значительной, что привлекла внимание самой королевы Виктории. Спас положение в конце концов критик Джон Рескин, решительно вставший на защиту как движения прерафаэлитов, так и Миллеса в частности
Следующие два года прошли для Миллеса спокойно, под влиянием взглядов Рескина его живописная манера стала более мягкой, и самая значительная работа того периода – «Офелия» завоевала большое признание. И также яркие картины тех лет: «Гугенот», «Ариэль обманывает Фердинанда», «Марианна», «Приказ об освобождении».
Между тем молодой художник, получив покровительство Рескина, много времени проводил в его доме и скоро между ним и женой критика Эффи, которая согласилась позировать для очередной картины, зародились чувства. Рескину пришлось дать жене развод и спустя год молодые влюблённые обвенчались. Вследствие известности участников событий, всё это не укрылось от публики и сопровождалось громким скандалом. Впрочем и тут удача не отвернулась от Миллеса — брак его оказался счастливым, а Рескин как ни странно повёл себя благородно и не лишил художника своей поддержки.
После женитьбы Миллес уже не мог позволить себе сложные большие картины с множеством фигур и тщательной проработкой деталей. Чтобы содержать семью он начал учитывать вкусы публики и большую часть времени уделял работам на заказ, в основном портретам, а его техника изменилась на более небрежную и раскованную. Самые известные его работы того периода: «Слепая девушка», «Осенние листья», «Ожидание», «Жанна Д»Арк», «Чёрный кавалерист». А также он много работал, как художник-иллюстратор, оформлял произведения Теннисона и Троллопа, выполнил серию гравюр к Библии. В 1863 году Миллес получил звание академика — ему было на тот момент всего лишь 34 года.
Дальнейшая карьера художника была очень успешной, хотя коллеги и критики осуждали его за потакание вкусам публики и прозвали «падшим ангелом живописи». В 1885 году Миллес стал первым художником, удостоившимся звания баронета, а в 1896 году был назначен президентом Королевской Академии. В то время уже в полной мере проявилась его тяжёлая болезнь — рак горла, и через полгода художник скончался.
Творчество Миллеса поражает высоким мастерством, и он несомненно является одним из самых талантливых и ярких английских живописцев.
«Прозрения юродивого»
Ван Гог выстрелил в себя 27 июля 1890 года, после того как, казалось, его психический кризис был преодолен. Незадолго до этого его выписали из клиники с заключением: «Выздоровел». Сам факт того, что хозяин меблированных комнат в Овере, где Ван Гог жил в последние месяцы своей жизни, доверил ему револьвер, необходимый художнику для отпугивания ворон во время работы на этюдах, говорит о том, что он вел себя абсолютно нормально. Сегодня врачи сходятся на том, что самоубийство произошло не во время припадка, а было результатом стечения внешних обстоятельств. Тео женился, у него появился ребенок, и Винсента угнетала мысль, что брат будет заниматься только своей семьей, а не их планом покорения художественного мира.
После рокового выстрела Ван Гог прожил еще два дня, был удивительно спокоен и стойко переносил страдания. Он скончался на руках у безутешного брата, который так и не смог оправиться от этой потери и умер спустя полгода. Фирма «Гупиль» за бесценок распродала все произведения импрессионистов и постимпрессионистов, которые накопил в галерее на Монмартре Тео Ван Гог, и закрыла эксперимент со «светлой живописью». Картины Винсента Ван Гога вдова Тео Иоганна Ван Гог-Бонгер увезла в Голландию. Только в начале XX столетия к великому голландцу пришла тотальная слава. Как считают специалисты, если бы не почти одновременная ранняя смерть обоих братьев, это произошло бы еще в середине 1890-х годов и Ван Гог был бы очень богатым человеком. Но судьба распорядилась иначе. Пожинать плоды трудов великого живописца Винсента и великого галериста Тео стали люди типа Мейер-Грефе.
7. Собирательницы хвороста. Маленький шедевр
В Милле почти невозможно найти картины большие по размерам: длина прославленного полотна «Анжелюс» — 66 см, «сборщиц колос» — 111 см, «Отдыха на жатве» — 116 см. И эти, кажется, самые.
Маленьким шедевром стали и «собирательница хвороста», всего 37 на 45 см. Так французских женщин еще никто не писал. Две фигурки пытаются извлечь сухую древесину, застряла. Труд, который достойно бы делать скоту, делают две крестьянки, сами, не дожидаясь помощи. Это тот страшный мир, где помощи просто не дождаться.
Исследователи удивлялись — нет ни эффектной композиции, ни ярких красок. Никого не убивают и никто не кричит. А зрители хватались за сердце. Милле обращал лицо буржуазного общества к народу, к чрезмерной труда крестьян, к сочувствию тем, кто тяжело и страшно работал на земле. Он обращал общество (и искусство Франции) до гуманизма . И это перекрывало и маленькие размеры картин Милле, и отсутствие колористических сокровищ, театральных жестов, криков и т.п.. В искусство возвращалась горькая правда сегодняшнего дня.
Его зов услышан. Милла стал авторитетом в живописи. И как всегда, одни закричали о его заполитизированность, другие видели в нем исключительность, феномен . Его картины стали хорошо покупать.
Когда-то «сборщиц хвороста» приобрел Третьяков . Нет, не Павел, покупал и поддерживал русских художников, а потом подарил москве галерею, носящей его имя. Приобрел брат Павла — Сергей Третьяков, коллекционировал произведения художников Европы . Обычно он отсылал деньги в Париж своему агенту, а тот, по своему усмотрению увидев достойное, покупал и отсылал в Москву . И усмотрению, и покупка оказались очень удачными. В Москве это почти единственная (кроме еще одного пейзажа) сюжетная картина Милле. Зато — шедевр.
Краткая биография
- 1834 год – стал обучаться живописи непосредственно в Шербуре у неизвестных на тот момент мастеров – Ланглуа и Мушеля.
- 1837 – 1839 гг. – переехал в Париж, где на протяжении двух лет занимался живописью в мастерской Поля Делароша, который был салонным художником.
- 1840 год – Жан-Франсуа Милле начинает выставлять свои работы в Салоне.
- 1841 год – «Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»
- 1847 год – «Эдипа снимают с дерева». Одна из ранних картин, является представителем мифологической живописи, что не так часто будет появляться в работах художника в будущем.
- 1848 год – написана картина «Веяльщик». Её настроение и стиль написания уже соответствуют по настроению последующему творчеству мастера.
«Веяльщик» (1848)
- Вообще, начало жизни автора пришлось на трудный период во французском искусстве – между собой боролись классицизм и романтизм, и по отношению к пейзажу, который вскоре станет важным в творчестве Милле, академики говорили о нём только как о фоне для античных сюжетов и не более, что видно, например в картине 1847 года. Романтики же наоборот украшали свои пейзажи, доводя их этим до нереалистичности. Барбизонцы в свою очередь настаивали на реалистичном и обыденном пейзаже, изображению на картинах простых людей, занятых трудом.
- Желание последних выразить настроение простого народа, увидеть гармонию в простоте природы, уловить то мимолётное, что видно лиши мгновение очень близко к будущим стремлениям импрессионистов.
- 1849 год – художник переехал в Барбизону и прожил там до конца своей жизни. С того момента крестьянский мотив становится главенствующим в его картинах. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — так говорил о себе сам Жан-Франсуа Милле.
- 1850 год – была закончена картина «Сеятель».
- 1851 – 1853 гг. – «Путь на работу»
- 1857 год – написана, пожалуй, одна из самых знаменательных картин его – «Сборщицы колосьев». Она отражает тяготы и лишения простого рабочего народа. Солнце пронизывает своими лучами весь холст, а на заднем плане – грузные кучевые облака, отработавшие крестьяне толпятся и разговаривают. Но на их место пришли другие фигуры – ведомые нуждой, три женщины собирают оставшиеся колоски. Хоть работа эта невзрачна и проста, руки их черны от пыльной земли, спины согнуты в печальном поклоне, а одежды стары и уже выцветают.
«Сборщицы колосьев»
- Около 1858 года – написано полотно «Крестьянки с хворостом», которое сейчас находится в Эрмитаже.
-
1859 год – довольно богатый на произведения год. В нём были написаны:
- «Анжелюс». Прекраснейшее в своём роде полотно, оно отражает сокровенные чувства во время молитвы. Услышав колокольный звон, муж и жена сложили в молитве руки, говоря с Богом о радостях, нуждах и печалях. Данное произведение вызвало обильные отзывы различного рода, потому что для своего времени картина была весьма неординарной.
- «Смерть и дровосек». Причисляется к жанру мифологической живописи, достаточно необычно для того периода творчества художника.
- «Крестьянка, пасущая корову». Фигура девушки, пасущей худую корову с выраженными костями, слегка растворяется в морозном тумане. «Манифест бедности» – вот как критики назвали эту картину.
- 1860 – 1862 гг. – «Человек с мотыгой».
«Человек с мотыгой»
- 1866 год – под влиянием барбизонской школы была написана картина «Зимний пейзаж с воронами». Крестьяне уже закончили свою работу и на поле остались только вороны. Что примечательно, это именно пейзаж – на картине не изображено ни одной фигуры, и в том явное влияние барбизонцев, писавших в ту пору пейзажи.
- Художники барбизонской школы взяли для своей основы традиции, сформированные французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) и голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) пейзажистами живописцами. Влияние на творчество оказывали как их предшественники – Юэ и Бонингтон, так и их современники, вовсе не принадлежащие барбизонской школе – Коро, Курбе, Делакруа.
- 1867 год – прошла Парижская всемирная выставка, после которой Жан-Франсуа Милле стал известен в более широких кругах.
- 1868—1873 гг. – «Весна». Это последняя работа художника – она переполненная светом, росою, чистотой после дождя, на небе виднеется радуга – символ примирения Бога с человеком. Закончил её мастер незадолго до своей кончины.
- 20 января 1875 года – художник скончался в Барбизоне, а похоронен был около деревни Шалли, рядом со своим другом, также барбизонцем, – Теодором Руссо.
Жан-Франсуа Милле на фото