Не только математика
Все его товарищи по училищу вспоминали, как Бонапарт с удивительной для его возраста способностью часами просиживать за книгами достиг безусловного превосходства над ними в знаниях.
Записи, конспекты прочитанного, черновые заметки Наполеона остаются до сих пор наиболее убедительным доказательством его настойчивых усилий овладеть знаниями его времени, встать на уровень проблем века.
Философия, особенно просветительская, была для него ненавистной «идеологией»; политическую экономию он считал шарлатанством (особенно учение физиократов); философа Канта он тоже считал шарлатаном
Несколько тетрадей, исписанных его мелким почерком, — это конспекты книг и заметки, посвященные проблемам артиллерии, например обширная рукопись «Принципы артиллерии», и тетрадь с записями по истории артиллерии, и «Записка о способе расположения пушек при бомбометании» с математическими расчетами.
Но биографы отмечают также наряду со склонностью к математике исключительный интерес, более того — пристрастие молодого Бонапарта к истории.
Длительное и глубокое изучение истории и других общественных наук оказало большое влияние на развитие Бонапарта. Его выступления почти всегда содержат ссылки на исторические примеры, исторические факты, исторические имена. Известно, что во время обсуждения проекта Гражданского кодекса, ныне известного под его именем, он поражал членов комиссии, готовившей кодекс, цитируя древнеримских авторов на латыни.
Первая страница Гражданского кодекса. 1804 год
Wikipedia
Это не помешало Наполеону в 1803 году закрыть отделение «моральных и политических наук» Института Франции. Для него, бывшего поклонника Руссо, философы и моралисты стали вредными теоретиками. Философия, особенно просветительская, была для него ненавистной «идеологией»; политическую экономию он считал шарлатанством (особенно учение физиократов); философа Канта тоже считал шарлатаном. Как настоящий император, он писал: «Об общественных делах, являющихся моими собственными делами, в политической, социальной и моральной области, об истории, а именно современной истории, никто в настоящем поколении не будет думать, кроме меня, а в будущем поколении все будут думать так, как я».
От науки он требовал реальных результатов. Он хотел прежде всего, чтобы наука способствовала «славе империи» (он это высказал в письме к Лапласу в июле 1812 года из Витебска). Тогда даже такие абстрактные науки, как астрономия, тоже могут пригодиться. Преподавание в университете и в средней школе при нем имело утилитарный, преимущественно технический уклон.
Гувернеры и гувернантки
Главным способом обучения было как можно более полное погружение в языковую среду. Приставленные к дворянским отпрыскам гувернеры и гувернантки зачастую вообще не знали русского, и дети, к которым большинство окружающих (в том числе собственные родители) обращалось исключительно на иностранном, вырастали билингвами.
Традиция нанимать в качестве воспитателей носителей языков (в основном французского) сложилась при Елизавете Петровне. При этом их квалификация поначалу вообще никого не интересовала, и в гувернеры зачастую шли все кому не лень.
Такое положение дел беспокоило даже самих приезжих иностранцев. Граф де ла Мессельер, секретарь посольства в России в 1757–1759 годах, писал:
Когда проблема стала приобретать угрожающие масштабы и ее уже нельзя было игнорировать, императрица Елизавета Петровна выпустила указ, который обязывал всех иностранцев, претендовавших на звание учителя, сдавать экзамен в Петербургской академии наук или Московском университете. Но такие «квалифицированные» преподаватели просили более высокое жалованье, и во многих помещичьих семьях по-прежнему охотно брали в услужение любых приезжих, не спрашивая дипломов (формально это грозило штрафом нанимателю и высылкой — гувернеру, но, как известно, строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения).
Так что проблема оставалась актуальной и в начале XIX века (хотя по сравнению с серединой прошлого столетия ситуация несколько улучшилась). Англичанин Джонс уже в 1820-х годах , что некоторые встреченные им в России гувернантки, его соотечественницы, на родине были, по всей видимости, поварихами или прислугой:
После Французской революции в Россию хлынули тысячи граждан рухнувшей монархии, бежавших от нового режима. Многие из них — аристократы, не имевшие другой специальности, — тоже пополнили ряды учителей и гувернеров.
Кстати, один из таких аристократов-эмигрантов, граф Монфор, работал гувернером в семействе Пушкиных.
Франсуа Шампольон
Франсуа Шампольон.
Краткая
автобиография.
В начале 1790 года жена Жака Шампольона
лежала полностью парализованной. Врачи отказались от лечения, считая, что дни
ее сочтены. Тогда Жак призвал на помощь местного знахаря-колдуна по имени
Жаку. Колдун приказал положить больную на разогретые целебные травы и дал ей
выпить горячего настоя, объявив при этом (это потрясло всех присутствующих),
что она выздоровеет и родит младенца который покроет себя немеркнущей славой.
На третий день больная встала на ноги , а
23 декабря 1790 года у нее родился сын — Жан Франсуа Шампольон — человек,
которому удалось расшифровать египетские иероглифы. Так сбылись оба
предсказания.
Франсуа учился плохо, из-за этого в 1801
году его старший брат увозит мальчика к себе в Гренобль. Вскоре Фижак заметил,
что мальчик обладает удивительными способностями. Он проявлял просто
фантастические способности к языкам и к двенадцати годам свободно знал
латинский и греческий, а немного позже и древнееврейский.
В том же году, будучи в гостях у знаменитого
Фурье, он впервые увидел египетские иероглифы.
“Этого никто не может прочесть” — сказал
знаменитый ученый.
“Я прочту это, когда вырасту” — ответил юный
Шампольон и с тех пор это стало его мечтой.
Франсуа изучает все древние языки, хоть
отдаленно напоминающие древнеегипетский. Он упорно изучает все материалы,
связанные с Египтом. Летом 1807 года, семнадцати лет отроду, он выпускает книгу
“Египет при фараонах”, за что его единогласно 1 сентября 1807 года избирают
членом Гренобльской академии.
После этого он переезжает в Париж и целиком
погружается в работу.
В Париже, при содействии Фурье, Франсуа
изучает находки, привезенные из египетской экспедиции Наполеона
Его внимание
привлекает камень, найденный при рытье траншей в Розетте. Исследуя эту
таинственную каменную плиту, Шампольон младший приходит к выводу, что камень
является ключом к разгадке письменности древнего Египта. Три надписи,
сделанные на камне в древнегреческом, демотическом и иероглифическом формате,
были идентичны по содержанию
Первый успех пришел в 1808 году, Франсуа
удалось разгадать несколько знаков. Он работал, как одержимый, по 17 часов в
сутки . Однако, стесненный в средствах, живя в холодной квартире, он
заболел. Брат настоятельно просит его переехать обратно в Гренобль. Весной в
1809 году Франсуа возвращается, а 10 июля 1809 года был назначен профессором
истории в Гренобльский университет.
Он пишет большое количество статей и трудов,
посвященных древнему Египту. Однако война срывает его планы. Постоянные
проблемы продолжали преследовать молодого ученого. От напряженной работы
ухудшалось его здоровье, однако он упорно продолжал работу по расшифровке
текста.
Прорыв наступил, когда Шампольон понял, что
иероглифы — это слога. Не будучи алфавитными, иероглифические рисунки были
слоговыми!
Он продвигался все дальше и дальше.
Окончательную точку в решении загадки ученый поставил после экспедиции в
Египет. Эта экспедиция продолжавшаяся с июля 1828 года по декабрь 1829 года,
была поистине его триумфальным шествием. Одного взгляда было достаточно
Шампольону, чтобы прочесть тексты высеченные на древних стенах. Он
классифицирует постройки по периодам, читает многочисленные древнеегипетские
тексты.
Шампольон представил всю свою работу по
приезду в Париж перед специальной комиссией. Однако уровень и степень
представленных материалов были настолько грандиозны, что комиссия сочла их
фантастическими и невозможными. Работа Шампольона шла в разрез со сложившимися
мнениями и стереотипами о древнем Египте и его письменности.
Ученый скончался три года спустя. Смерть его
была преждевременной для молодой науки египтологии. Он умер слишком рано и не
увидел признания своих заслуг. Лишь в 1866 году был найден Каннопский
трехъязычный декрет, подтвердивший правоту Франсуа Шампольона. А в 1896
году в речи Ле Паж Ренуфа, перед королевским научным обществом в Лондоне,
Шампольон был признан величайшим ученым египтологом современности. Это
случилось через шестьдесят четыре года после его смерти.
Список литературы:
“История древнего
мира”. Москва, изд.“Просвещение”.
2. К.
К. Керам “Боги, гробницы, ученые”.
Hamburg —
Санкт-Петербург изд. “КЭМ” 1995.
Египетский поход
В 1798 году Наполеон во главе 54-тысячной армии высадился в Египте. Однако это вторжение имело и отчетливую научную составляющую. Как писал один из историков этого похода, «помимо солдат и матросов Наполеон привез 150 ученых и инженеров, чья ответственность заключалась в изучении египетской культуры и истории». Этот поход стал серьезным вкладом в развитие египтологии и не только.
Камень был обнаружен 15 июля 1799 года капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила
Офицер понял важность находки и отправил камень в Каир, где за год до этого по приказу Наполеона был открыт Институт Египта
Wikipedia. Известен эпизод, случившийся во время египетского похода
Перед сражением у Александрии Наполеон построил свою армию в каре, в середине которого расположил ученых, сопровождавших армию, и вьючных животных. Приказ на этот счет звучал так: «Армию — в каре. Ослов и ученых в середину». Но это была не издевка, это было лапидарно сформулированное проявление заботы.
Известен эпизод, случившийся во время египетского похода. Перед сражением у Александрии Наполеон построил свою армию в каре, в середине которого расположил ученых, сопровождавших армию, и вьючных животных. Приказ на этот счет звучал так: «Армию — в каре. Ослов и ученых в середину». Но это была не издевка, это было лапидарно сформулированное проявление заботы.
Еще когда «египетская кампания» обсуждалась в тогдашнем правительстве Франции — Директории, Бонапарт начал набирать лучших французских ученых того времени и сумел убедить многих сопровождать его в Египет. В ходе похода Наполеон регулярно встречался с руководителями научной экспедиции и всячески им помогал.
Монж, Бертолле и Магаллон выступили в качестве создателей и администраторов учрежденного во время похода Института Египта, который занимался не только египтологией, но и текущими заботами армии. Институт направил инженеров и географов для работы над проектами немедленного использования, такими как составление карты масштаба 1/30 000 Египта. Николя-Жак Конт создал завод по производству материалов для военной формы Франции. Гаспар Монж исследовал канал, построенный римлянами и связывающий Красное море с рекой Нил. Другие ученые больше сосредоточились на египетской цивилизации, изучая, например, недавно обнаруженный Розеттский камень. После ухода Бонапарта Институт Египта продолжал функционировать вплоть до прибытия в Египет британцев. Ученые вернулись во Францию в 1801 году с обширным набором заметок и рисунков о египетской культуре, истории, древности и естественной истории. Результатом их исследований была 23-томная энциклопедия Египта.
«Наполеон перед сфинксом» Жан-Леон Жером. 1867– 68 годы
Wikipedia
Иностранные языки в учебных заведениях
Одним из первых учебных заведений, где россиян начали систематически обучать живым европейским языкам, была школа пастора Глюка, открытая в Москве по личному распоряжению Петра I. Указ от 25 февраля 1705 года повелевал «для общей всенародной пользы учинить в Москве школу… а в той школе бояр и окольничих, и думных, и ближних всякого служилого и купецкого чина людям детей их, которые своею охотою приходить в тое школу записываца станут, учить греческого, латинского, итальянского, французского, немецкого и иных розных языков и филисофской мудрости, а за то учение с тех учеников денежного и никакого и в его неволею взятия не будет» . Обучение было бесплатным, и до него допускались представители всех сословий. При поступлении каждый выбирал себе один язык, а преподавали в этой школе восемь иностранцев. Впрочем, просуществовала она недолго.
Позже в привилегированных учебных заведениях иностранные языки (причем, как правило, сразу несколько) становятся обязательным предметом. Так, в столичной Академической гимназии в программу входили немецкий, французский и латынь (позже к этому списку добавился английский). Преподавание строилось по следующей схеме: в первый год дети осваивали чтение и письмо, знакомились с грамматикой, а в следующем уже начинали переводить несложные тексты. Учебники могли быть как полностью на изучаемом языке, так и с русским «подстрочником». Для устной практики использовали книги вроде «Школьных диалогов», а в качестве домашних заданий заучивали наизусть стихи и прозаические отрывки.
Преподавали почти всегда иностранцы, и, хотя первые русские учителя начали появляться уже с середины XVIII века, даже в следующем столетии это было, скорее, исключением из правил.
В закрытых женских пансионах иностранные языки (главным образом, конечно, французский) не просто входили в программу — зачастую на них вели другие предметы. Да и во внеурочное время от воспитанниц ждали, чтобы они общались друг с другом по-французски.
Позже языки начинают преподавать и в более скромных заведениях, по упрощенной программе. Так, в Главном народном училище в предпоследних (третьем и четвертом) классах появлялись латынь — обязательный предмет — и один из иностранных, по желанию. В те годы был популярен метод Джона Локка — с диалогами в качестве основной формы усвоения лексики, с наглядными материалами, с чтением и упражнениями по переводу, но без необходимости зубрить грамматические парадигмы.
С середины XVIII века этот предмет появляется и в программе некоторых духовных семинарий.
В 1804 году Александр I наконец упорядочил государственную систему образования. Теперь она делилась на четыре ступени: приходскую школу, уездное училище, гимназию и университет. И если на первой из них детям низших сословий просто прививали навыки чтения, письма и счёта, а на второй преподавали разве что начала латыни — то в гимназиях по четыре часа в неделю отводилось на изучение «новых» языков — французского, немецкого, а с 1828 года еще и английского.
Правда, живые языки тогда преподавали по аналогии с древними, а эта методика была не очень эффективной. В основном гимназисты занимались дословным переводом текста, грамматику изучали как самостоятельный предмет (причем всё сводилось к зазубриванию теоретических положений), а лексика на занятиях если и давалась, то вне контекста. Свободно общаться на иностранном после такого курса было достаточно сложно
Языки в гимназиях изучали четыре года: в первом классе главное внимание уделялось основам грамматики, чтению и письму, во втором — переводу, в третьем — чтению текстов в оригинале, в четвертом — чтению стихов и элементам сочинения
В 1864 году была проведена очередная образовательная реформа. Гимназии делились на классические и реальные: в первых параллельно с новыми изучались один или два древних языка, во вторых, позже переименованных в реальные училища, — только современные.
дальнейшее чтение
- Дэвид, Розали. Религия и магия в Древнем Египте. Книги Пингвинов, 2002. ISBN 0-14-026252-0
- Чейни, Эдвард. «Египет в Англии и Америке: культурные памятники религии, королевской власти и революции», в: Сайты обмена: европейские перекрестки и разломы, ред. М. Аскари и А. Коррадо (Родопи, Амстердам и Нью-Йорк, 2006), 39–74.
- Чейни, Эдвард. «Британские рома и культурная память Египта: лорд Арундел и обелиск Домициана», в Roma Britannica: меценатство и культурный обмен в Риме восемнадцатого века, ред. Д. Маршалл, К. Вулф и С. Рассел, Британская школа в Риме, 2011 г., стр. 147–70.
- Жак, Кристиан. Магия и тайна в Древнем Египте. Сувенирная пресса, 1998. ISBN 0-285-63462-3
- Мэнли, Билл (ред.). Семьдесят великих тайн Древнего Египта. Темза и Гудзон. ISBN 0-500-05123-2
- Мерц, Барбара. Красная Земля, Черная Земля: Повседневная жизнь в Древнем Египте. Додд Мид, 1978. ISBN 0-396-07575-4
- Мерц, Барбара. Храмы, гробницы и иероглифы: популярная история Древнего Египта. Бедрик, 1990. ISBN 0-87226-223-5
- Тайны Египта. Национальное географическое общество, 1999. ISBN 0-7922-9752-0
- Ривз, Николас (2000). Древний Египет: великие открытия. Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-05105-4.
- Томпсон, Джейсон (2018). Чудесные дела: история египтологии: 3: с 1914 по двадцать первый век. Американский университет в Каире Press. ISBN 978-977-416-760-7.
Слайды и текст этой презентации
Жан-Франсуа Шампольон (23 декабря 1790 — 4 марта 1832)французский востоковед, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов.
Франсуа Огюст Фердинан Мариет (11 февраля 1821 — 19 января 1881) французский египтолог, который в середине XIX века получил от египетских властей монополию на археологические исследования в стране. Основатель и первый руководитель Египетского музея в Каире.
Гастон Масперо (23 июня 1846 — 30 июня 1916)Французский египтологДревняя история народов Востока.1895 год.
Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.)Бадарийская культура (4500—3250 г. до н. э.)амратский (Накада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) герзейский (Накада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 г. до н. э.)Накада III, 0 династия 3100-3000 г до н.э.
Керамика Бадари. Лейпцигский Музей
Погребение «в позе плода» (скорченное). Халколит. IV тыс. до.н.э.
Лондон, Британский музей
Фигурка женщины Бадари. Резьба по кости бегемота, ок. 4000 до н. э, Британский музей.
Амратский (Накада I, додинастический период, 1 пол. IV тыс.)
Нагада I, фигура женщины из кости с ляпис лазури. Британский музей
Палетка в форме утки изготовлена из глинистого сланца. Музей Лувра.
Палетка в форме гиппопотама. Британский музей.
Палетка гиены. 4 тыс. до н.э. Лувр
Модель дома из эль-Амры
Герзейский период (Накада II, сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.)
Блюдо с изображением охотника. IV тысячелетие до н.э. Государственный музей изобрази тельных искусств им. А.С. Пушкина.
Нож из клыка гиппопотама из Гебель эль- Арак, (Абидос). Датируется приблизительно 3300 — 3200 гг до н.э. Музей в Лувре.
Нож из клыка гиппопотама из Гебель Тариф, (Абидос).
Рукоятка ножа из Абу Зейдан, Накада II. Бруклинский музей
Гребень, Накада II. Музей Метрополитан
Рукоятка ножа, Накада III. Музей Метрополитан
Булава, покрытая золотом, Нубия, Нагада III
Роспись на стене гробницы вождя из Иераконполя, Накада II
Оксфордская палетка. Накада II или III
Навершия булавы царей Нижнего (слева) и Верхнего Египта
Навершия булавы Нармера
Навершия булавы царя Скорпиона
Раннединастический периодI-II династия (3120 по 2649 годы до н. э.)
Стела царя Джера
Стела царя Джеда
Гробница царя Дена, Абидос
Гробница царя Джера в Абидосе
Гробница египетского вельможи Хемаки в Саккаре. I династия. План и вертикальный разрез
Колоссальные статуи Мина из Коптоса
Статуя царя Хасехемуи
Статуя идущего царя из Абидоса
Ритуальный сосуд для Хеб-Седа, I династия
Ярлык царя Дена
Диски из гробницы Хемака
Женские статуэтки, I династии (слева), II династии
Бронзовые вазы были найдены в гробнице фараона Второй династии Хасехемуи в Абидосе. Британский музей.
Академическая дисциплина
Раздел Папирус Ани показывая скорописные иероглифы
Египтология была создана как Академическая дисциплина через исследование Эммануэль де Руже во Франции, Сэмюэл Берч в Англии и Генрих Бругш в Германии. В 1880 г. Флиндерс Петри, другой британский египтолог, произвел революцию в области археологии благодаря контролируемым и научно зафиксированным раскопкам. Работа Петри определила, что египетская культура восходит к 4500 году до нашей эры. Британский Исследовательский фонд Египта основана в 1882 году, и другие египтологи продвигали методы Петри. Другие ученые работали над составлением иероглифического словаря, разработкой демотической лексики и составлением очерка древнеегипетской истории.
В Соединенных Штатах при основании Восточный институт в Чикагском университете и экспедиция Джеймс Генри Брестед в Египет и Нубию египтология стала законной областью изучения. В 1924 году Брестед также начал Эпиграфический обзор делать и издавать точные копии памятников. В конце 19 — начале 20 вв. Метрополитен-музей; то Пенсильванский университет; то Музей изящных искусств, Бостон; Бруклинский институт изящных искусств; Институт изящных искусств Нью-Йоркского университета также проводил раскопки в Египте, пополняя американские коллекции.
Некоторые университеты и колледжи предлагают ученые степени по египтологии. В Соединенных Штатах к ним относятся Чикагский университет, Брауновский университет, Нью-Йоркский университет, Йельский университет и Университет Индианы — Блумингтон. В Соединенном Королевстве также есть много программ, в том числе Оксфордский университет, то Кембриджский университет, Суонси университет, то Ливерпульский университет, то Манчестерский университет, а Лондонский университет. Хотя египтология широко изучается в континентальной Европе, только Лейденский университет предлагает программы обучения на английском языке по египтологии.
Общества египтологии включают:
- Общество изучения Древнего Египта
- Общество изучения древностей Египта, Канада
- Сассексское египтологическое общество онлайн
- Исследовательское общество Египта
Согласно с UCLA, стандартный текст, на который ссылались ученые при изучении египтологии в течение трех или более десятилетий, Lexikon der Ägyptologie (LÄ). Первый том, опубликованный в 1975 году (содержащий в основном статьи на немецком языке, несколько на английском и французском языках).