Презентация, доклад по изобразительному искусству на тему калмыцкая национальная одежда

История

Происхождение калмыков связано с историей завоеваний Чингисхана. Его Монгольское царство распространилось на всю Среднюю Азию, а очередные набеги открывали новые пути для поселения. Тогда еще племя под названием ойраты, они населяли Половецкую степь. Позже она получила новое имя в честь народности.

Ойраты служили хану и покорно исполняли свой долг перед войском, отдавая свои жизни в военных походах на Киевскую Русь, Кавказ, Китай, Корею и другие азиатские страны. Именно относительно военного ремесла, которым занималось подразделение, в народе и возникли этногруппы. Все дело в том, что передавались они от отца к сыну:

  • торгоуты – это личная охрана высокопоставленных лиц, монгольских ханов;
  • хошеуты шли на передовой в числе войска;
  • дербеты – это конная армия и другие.

В один момент горячая кровь монгол вскипела и они отделились от Царства Чингисхана, что было привычным делом в то время. Актуальность распределения «кланов» на сегодняшний день не сохранилась, но в свое время привела к появлению улусов — поселений, образовавшихся относительно этнической группе. Своего рода населенные пункты тогда еще кочевников были отдалены друг от друга, но вместе составляли Калмыцкое ханство.

После революции Калмыкия окончательно стала частью России, лишь в 1929 году под эгидой коммунистов получив право называться автономной областью. Однако влияние идеологии привело к насильственному отказу от религии, а затем и переселению с родной территории во все концы страны. На их место поселили русских, и только в 1953 году они смогли вернуться в родные края. После 1984 начала возвращаться и вера (легальная регистрация храмов). Сначала христианская (православие, пятидесятники, баптисты), затем и буддизм.

Видео расскажет больше о причинах депортации:

Это интересно: Как строилась пирамида Хеопса

Обычаи и праздники калмыков

Один из главных праздников в калмыцкой культуре — Зул (Новый год). Ему более шестисот лет. Отмечают праздник в 25-й день месяца Коровы по калмыцкому календарю. В Новый год не принято пить спиртное, вместо него гостям подают джомбу (национальный молочный чай), борцоки и другие сладости. Зул переводится как «лампада». В этот день огни зажигаются повсюду – в домах, хурулах, на улицах. Существует поверье: если пламя будет сильным, то солнцу зарядится большей энергией, а, значит и греть оно будет лучше.

С приходом весны в Калмыкии отмечают Цаган сар (праздник Белого месяца). Жители городов и селений поздравляют друг друга с окончанием холодного и голодного времени. Местные считают, что с наступлением весны в мире просыпается новая жизнь, на пороге которой нет препятствий для добродетели. Накануне праздника женщины пекут борцоки, делают подношение на алтарь, зажигают лампаду и перебирают четки. Обязанность детей в этот день – посетить родительский дом.

Урюс – главный летний праздник. Его отмечают в первое полнолуние июня. В этот день принято задабривать богов обильными подношениями, чтобы они даровали сочную и богатую траву на пастбищах. Если скот будет накормлен, то в кратчайшие сроки принесет потомство, а значит скотоводы будут жить в достатке. В ходе обряда хозяин опрыскивает головы овец, коров и прочих домашних животных молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов является самым молодым. Отмечают его обычно во второй половине апреля, когда на калмыцких степях распускаются тюльпаны – одни из главных достопримечательностей региона. В этот день проходят народные гуляния, выступают танцевальные коллективы, съезжаются туристы, чтобы своими глазами увидеть это уникальное зрелище.

Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков

Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.

Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное

По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу

А нижняя темная часть символически связывалась с землей.

Калмыки и лотос

Несмотря на пережитые трудности, калмыки не теряют оптимизма. Возможно, помогает им в этом следование древнему буддийскому учению.

Калмыцкий народ почитает бодхисаттву сострадания Авалокитешвару, который изображается несущим этот цветок. Именно к нему они обращают свою молитву «Ом мани падме хум», что в переводе означает «О, сокровище, в сердцевине лотоса!»

Из трёх видов лотоса, один, индийский, растёт на берегах Волги. Дальше, на север от этого места, его уже не встретишь, да и во всей Европе он водится только здесь. Калмыки гордятся тем, что могут наслаждаться его цветением в природных условиях.

Они считают, что их народ удостоился особого права жить рядом с местом произрастания этого чуда и иметь его на своих государственных символах. Нередким калмыцким именем является Бадма, существует множество фамилий, образованных от этого корня: Бадмахалгаев, Бадмаев, Бадминов и др.

Одежда и аксессуары

На Центральном рынке Элисты большой выбор одежды, сувениров и продуктов – сюда однозначно стоит заглянуть на шоппинг. Не менее хорош выбор на крытом Зеленом рынке. А вот с современными торговыми центрами в Калмыкии пока туговато. Лучше не тратьте время на поиск брендовой одежды в Элисте.

Шерсть

Вещи из верблюжьей и овечьей шерсти в Калмыкии стоят гораздо дешевле, чем в большинстве других регионов страны. Вяжут и шьют здесь на совесть – все теплое, мягкое, симпатичное. Привезите из Элисты свитер или шаль для себя и по паре носочков всем близким в подарок. Лучший выбор – у бабушек на рынках.

Войлок

Из Калмыкии можно привезти отличные сувениры и полезные аксессуары из верблюжьей шерсти. Купите войлочные сапожки или валенки, калмыцкие шапки с национальными узорами, мелочи для дома, женские сумки или что-то еще. Среди туристов очень популярны подставки под горячее с выжженными рисунками (цена – около 100 рублей) и яркие домашние тапочки (от 300 рублей). Сувенир в виде калмыцкой шапки можно купить примерно за 800-1000 рублей.

Вещи из войлока в Элисте советуем покупать на рынках или в специализированных магазинах. Немало их и в сувенирных ремесленных лавках. Зайдите, например, в магазинчик «Калмыцкие умельцы» на улице Максима Горького.

Украшения

Традиционные калмыцкие украшения – лучший подарок из Элисты для девушек и женщин. Самый популярный аксессуар – серьги с тюльпаном и лотосом. Это национальные символы Калмыкии. Пользуются спросом и украшения с тончайшей резьбой, которая складывается в традиционные калмыцкие узоры.

Материал, размер и форма – все по вашему желанию. Калмыцкие серьги можно купить как в сувенирных, так и в ювелирных лавках. В последние можно смело прийти с собственным ломом серебра/золота или купить металл на месте, а украшение заказать по своему эскизу. В среднем калмыцкие серебряные серьги ручной работы обходятся в 2-3 тысячи рублей.

Свойства и применение ткани

Ситец не линяет и не выцветает.

Ситец – обладатель внушительного списка положительных качеств. Ткань считается надежной и безопасной, поэтому подходит для изготовления детской одежды и постельного белья. Это нежная и тонкая материя, в которой не жарко летом.

Среди достоинств ситца можно назвать:

  • экологичность – в состав ткани не добавляют синтетические волокна;
  • яркость цвета – не линяет, не мнется и не выцветает;
  • безопасность – не вызывает аллергии, зуда кожи, покраснений;
  • простота в уходе – не требуются специальные условия стирки или глажки;
  • гигроскопичность и воздухопроницаемость – ткань впитывает влагу, не позволяет ей оставаться на коже, хорошо пропускает воздух;
  • доступная цена, разнообразие изделий и сфер применения;
  • легкость в обработке.

Недостатки:

  • недолговечность – натуральные волокна со временем истираются (достойный внешний вид сохраняется около двух сезонов);
  • некачественная краска может полинять (первый раз вещь из ситца стирают самостоятельно, не смешивая с другими тканями);
  • волокна ткани разрушаются при воздействии высоких температур;
  • материал садится и сминается (гладить ситец обязательно).

Благодаря легкости и воздухопроницаемости, ткань подходит для создания летних вещей. Экологичность волокон позволяет шить практичные постельные комплекты, которые не будут раздражать кожу и подарят здоровый сон.

Из ситца шьют:

  • женскую и детскую одежду (платья, сарафаны, юбки, блузки);
  • мужские рубашки;
  • домашнюю одежду, нательное белье и комплекты для сна (халаты, пижамы, сорочки);
  • скатерти и кухонные прихватки;
  • шторы;
  • пеленки;
  • чехлы на стулья;
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники) и декоративные подушки.

Знаменитый мебельный гарнитур из романа «12 стульев» Ильфа и Петрова также был с обивкой из ситца. Ткань была английской, в цветочек.

История ситца

Ситец изобрели индийские мастера в XI веке. На санскрите ткань называли «ситрас», то есть «пестрый». Торговцы привозили ситцевую набойку в Египет и другие страны. В XVII веке ткань попала в Европу. Также из Индии вывозили пряжу и красители, однако настоящие восточные товары стоили очень дорого.

Вскоре во Франции открылись хлопчатобумажные мастерские, где местные умельцы копировали ориентальные узоры. Со временем из Индии переселились опытные работники, которые раскрыли европейцам секрет стойкого окрашивания ткани.

Узоры создавали при помощи деревянных форм, как при книгопечатании. Матрицу окрашивали и прижимали к чистой ткани. Миниатюрные детали рисовали дополнительно вручную, используя тонкие кисти. Со временем для нанесения рисунка стали использовать специальные валы.

Англичане также изготавливали ситец самостоятельно. Члены Королевского научного общества разрабатывали технологию, которая бы позволила уберечь материю от выцветания. Ввоз индийской набивной ткани неоднократно запрещали, потому что местные мануфактуры не выдерживали конкуренции, их доходы снижались, а страны пытались защитить отечественного производителя.

В России ситец производили с 1780-х годов в городе Иваново, который также называли ситцевым царством. Тут был основан музей ивановского ситца, посвященный истории ткани и моды. В коллекции музея хранятся тысячи текстильных образцов и домотканые полотна.

Ткань была необычайно популярна и доступна в Царской России, а позднее и в Советском Союзе. Из материи «веселой» расцветки шили легкие дамские платья и мужские «семейные» трусы.

Мастера изготавливали знаменитый кумачовый ситец — красное полотно с контрастным рисунком. Для создания орнамента использовали корень марены, который разрушал красный пигмент и образовывал контрастный узор.

Старорусские обряды с поясами

Одним из самых главных обрядов, связанных с опоясками, было их дарение перед свадьбой родне жениха и его дружке. В некоторых регионах юная невеста надевала под одежду пояс из лыка, а после — свадебное платье. Таким образом молодая девушка была защищена от злого колдовства и сглаза. Собственноручно вышитый кушак невеста припасала для дня сговора и дарила его жениху. Но перед этим ей полагалось немного покапризничать и поучаствовать в особом ритуале. Перед будущей женой, стоящей на лавке, клали пояс, а девушка должна была сказать особую фразу. Причём эту фразу она могла повторять сколь угодно долго, мучая жениха. Но если невеста была согласна выйти замуж сразу, то она просто прыгала внутрь круга из кушака, а потом дарила его жениху.

Вообще пояс на Руси был олицетворением дороги. Подаренный на свадьбу кушак считался дорогой в новую семейную жизнь, а используемый на похоронах — дорогой на тот свет. Во время похорон у славян было множество разнообразных ритуалов, и среди них был и связанный с поясами: на покойного надевали специальную покромку, а ещё несколько укладывали рядом с ним. На длинных поясах гроб опускали в могилу, читая особую молитву.

Были и среди славянских примет те, что связаны с поясами. Сразу после еды снимать пояс было нельзя, особенно женщине, иначе она могла остаться вдовой. Если в какой-то момент завязанный кушак рвался сам, то человеку грозила беда со здоровьем. Чужой покромкой пользоваться было нельзя ни в коем случае, таким образом можно было взять на себя все беды человека, носившего его раньше. Если опоясок теряли, а потом неожиданно находили, то его больше никогда не надевали и сжигали. Наши предки считали, что такой пояс принял на себя удар злых сил, поэтому носить его было нельзя.

  • Поминальный обед: с какими блюдами на столах славяне прощались с умершими
  • Кем была легендарная «Мурка» из известной криминальной песни?
  • Соображать на троих начали как минимум 60 лет назад
  • 10 ужасных злодеяний, за которые соседи-азиаты ненавидят японцев
  • Эта художница вдохнула жизнь в диснеевских героинь

Обычаи и праздники калмыков

Кочевой народ умел ценить важные для суровой жизни вещи — в степи это прежде всего огонь. Его здесь почитали испокон веков, называя святым. Не принято было плевать в него, переступать, бросать в костер мусор, даже тушить водой. Желательно подождать пока он сам сойдет на нет, в крайнем случае можно было засыпать песком, горсткой земли.

Культ огня сохранился у шаманов — в их традициях животные жертвоприношения во время погребения усопшего, празднования свадьбы, благословения ребенка. К тому же, страсть к нему поэтично описана и воспета во многочисленных произведениях народа, которые дошли к нам сквозь века. Красный цвет присутствует в убранстве архитектурных сооружений и национальной одежде.

Новый год

Праздник Зул (лампада или светильник) за шесть веков был преобразован в Новый год. 22 декабря, когда наступает самый короткий день, в каждом доме, магазине, кафе, в храмах и на улицах зажигаются огни. В древнее время считалось, что чем больше и ярче факелы и костры, тем довольнее будет бог солнца, принявший дар.

Наступление весны

Зима истощала все запасы, убивала скот (до XIX века его выписали круглый год) и вредила болезнями. Завершение этого тяжелого периода отмечали праздником Цаган сар, что в переводе означает «белый месяц». Палатки сворачивали, чтобы переселиться на новый места для выпаса, к тому же у животных ожидался приплод.

Ритуал совершался на рассвете — жители приходили к храму еще ночью и с появлением солнца приступали к молитве. В этот день младшее поколение преподносило угощения старшему.

Главный праздник лета

В июне необходимо было почтить богов земли. Ее плодами питался скот, от которого зависела жизнь калмыков. Чтобы на месте остановки всегда зеленела свежая трава, хозяин стада собирал его в одно место и окроплял молоком или кумысом. Выделенное для этого время довольно необычное — в полнолуние.

Праздник тюльпанов

Его происхождение датируется 90-ми — президент Калмыцкой республики учредил его для того, чтобы познакомить как можно больше людей с цветочными красотами их земли и напомнить ее жителям о ее ценности. Поля традиционных красных тюльпанов выглядят как полотно с тысячами играющих огоньков. Эти виды вдохновили танцевальный ансамбль народного творчества взять имя цветка. Он и многие другие представляют свои работы на обозрение празднующему народу в этот день.

Немного истории

Родиной его считают Индию и Пакистан. Издавна завозили в Европу такую ткань с Востока. Название происходит от персидского слова, которое переводится как «монета» или «мера стоимости». Этот материал был очень популярным в то время, им торговали. Иногда этот ценный товар использовали вместо денег.

В Европе сначала ткань миткаль стали производить в Англии, только в 18 веке появилось производство в России. Здесь стали выращивать хлопок. Скоро этот материал стал самым продаваемым товаром. Появились истинно русские разновидности миткаля: кумач – ткань, окрашенная в красный цвет, и киндяк – в синий.

Полезная информация:

Футер с лайкрой что за ткань

Поплин что это за ткань?

Символичные кушанья

Самым любимым лакомством местных жителей являются борцоки. Раньше их могли позволить себе только богачи, из-за дороговизны и недоступности пшеничной муки.

Существует свыше десяти разновидностей этих лепёшек, и каждый вид имеет глубокий смысл и предназначение.

Лепёшки:

  • в виде солнца обязательны на праздники;
  • в форме бублика символизирует бесконечность жизненного колеса – сансары, непременно вкушаются за столом во время празднования Зул;
  • как рогалик напоминают верхнюю часть коровы и преподносятся с напутствием увеличения поголовья крупного домашнего скота;
  • формой напоминающие часть или целого барашка, дарятся, чтобы у хозяина было больше овец, символически представляют древнее заклание животных;
  • похожие на конскую внутренность – кит – символизируют обилие еды;
  • небольшого размера – хорха – преподносятся с тем, чтобы было больше детей или скота;
  • шор белг, как штыки, показывают решимость защищаться от недругов;
  • шовун, в виде птичек, возвещают о приходе весны.

Это далеко не полный перечень таких мучных изделий, которые, по замыслу калмыков, указывают на взаимосвязь всего живого в мире, его причинно-зависимое происхождение в соответствии с одним из буддийских положений.

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

  • Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
  • Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
  • Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
  • Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
  • Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
  • Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.

Жизнь

Главной отраслью у калмыков было кочевое, полукочевое скотоводство. Издавна племена разводили верблюдов, лошадей, которые были средством передвижения. Ради мяса, молока держали коз, овец, коров. Овцы, козы давали сырье для получения войлока. Кочевой образ жизни объясняется отсутствием постоянных пастбищ, нехваткой воды для питья, низкой плодородностью почвы, непригодной для земледелия. Людям приходилось кочевать с места на место, чтобы обеспечить приемлемые условия жизни.

Передвижение происходило по определенным маршрутам, которые для каждого рода были свои. Длительность стоянки зависела от времени года (например, летняя начиналась в мае и заканчивалась в августе и так далее). Размер кочевки определялся величиной стада. Все члены рода передвигались вместе с ним, отдаляться было строго запрещено. Заготовкой корма на зиму стали заниматься только к 19 веку. До этого времени животные круглый год паслись самостоятельно. Также охотились на степных зверей: лис, волков, диких птиц. Перешедшие на оседлый образ жизни калмыки начали разводить свиней. Выросло значение земледелия. Начали сажать пшеницу, рожь, лен, табак. Люди стали заниматься огородничеством, разведением бахчевых культур. У племен, которые жили возле рек, было развито рыболовство. Торговля ограничивалась продажей скота приезжим купцам. Позднее начали продавать дыни, арбузы. Развивались такие ремесла, как:

  • Изготовление кожаных изделий.
  • Изготовление войлока.
  • Чеканка.
  • Гравировка металлических изделий.
  • Резьба по дереву.

Семейный уклад жизни калмыков можно считать близким к славянскому. Ранее существовала неразделенная семья, которая состояла из родителей, женатых детей и их потомства. Главными вопросами занимался мужчина. Он руководил работой, распределял обязанности между сыновьями. Хозяйством занималась его жена, которая имела там полную власть. Снохи и дочери делали всю домашнюю работу, занимались изготовлением одежды, собирательством. Несмотря на то, что многоженство разрешалось, семьи были моногамными. Вторую жену брали крайне редко, только тогда, когда первая была бездетна. Позднее произошло разделение на малые семьи, когда сыновья с женами стали жить отдельно. Каждый сын брал часть общего имущества, у отдельной семейной пары была своя кибитка. Несмотря на патриархальный уклад семьи, женщина не находилась в приниженном положении. По сравнению с другими народами, калмычки имели достаточную свободу и право выражать свое мнение. Мужья не были агрессивны по отношению к женам, уважали их, не заводили с ними ссор. Неравноправие заключалось в том, что жене было запрещено называть мужа по имени. Ей нельзя было касаться оружия, переходить дорогу мужчине. Молодым девушкам выделялось место в жилище возле домашней утвари. Также они делали самую тяжелую работу по дому.

Дети беспрекословно подчинялись родителям. Их учили уважению, почитанию родственников. Разговаривать или сидеть в присутствии старших членов семьи можно было только после их разрешения. Сквернословие строго осуждалось, как и развязное поведение. Тем не менее, молодежь пользовалась известной свободой, им не было запрещено высказывать свое мнение. Важные вопросы в семье решались сообща.

В холодное время года

Утепленный вариант, аналогичный по крою казакина – бешмет (бишмет). Шился из фабричной материи, длиной до икр, утеплялся ватой или овечьей шерстью. Более ранний тип утепленной одежды – чекемень (чабулы чикмән, зыбын) из домашнего сукна разных оттенков – серого, белого, коричневого, изредка черного. К началу ХХ века практически вышел из бытования. Легкий вариант верхней одежды, длиной до колена, из домотканого льняного или конопояного полотна – чоба, уже ко второй половине XIX века был не в обиходе.

Прямоспинная одежда у татар была представлена джиляном (җилән) из фабричной однотонной или слегка заметной полоской, на подкладе. Напоминал джилян, но шился из домашнего или фабричного сукна туры чикмән.

Тулуп (толып) – длинная зимняя дорожная одежда из овчины, иногда из лисьего меха. Покрытый темным фабричным сукном, носился поверх бешмета или шубы.

Шубы для татар были распространенным зимним вариантом. К. Насыри отмечал, что в ходу были «различных фасонов. У короткой шубы длина колеблется от талии до колен, более длинную – до щиколоток – называют шубой с тремя фалдами. Она без карманов и надевается вместо тулупа. Для отделки используют бобровый мех или мех выдры. Верх шубы делается из сукна или другого шерстяного материала. Раньше брали адрас и бикасап. Но сейчас они выходят из употребления. Застегивается шуба с тремя фалдами, как и казакин, спереди на пять-шесть пуговиц».

Относительно чапана Н.И. Воробьев писал, что он появился у татар только в середине XIX века. Приводя в пример слова Марджани, который называл даже лицо, впервые надевшее данный тип одежды – Исхак Юсупов. Вторит их словам и Каюм Насыри, отмечавший, что чапан – одежда Бухары, пришедшая к нам от узбеков.

Фартук (алъяпкыч) для рабочего татарина или сельского жителя был необходимым атрибутом одежды. Его носили практически постоянно, летом поверх рубахи и штанов, а осенью и зимой сверх казакина. Фартук шился из холста, ниже колена, на талии подвязывался, а сверху нагрудная часть закреплялась на шее тесьмой. К тому же, фартук встречался и в праздничной обрядности, когда невеста вышивала фартук для своего будущего супруга.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: