Средиземноморские мореходы
Средиземноморье стало колыбелью современной европейской цивилизации. Народы, живущие на берегах Средиземного моря, получили возможность свободно торговать, перевозя по морю свои товары, а также обмениваться знаниями и, говоря современным языком, технологиями. Во все времена одними из самых передовых были технологии строительства средств транспорта. Так и средиземноморцы перенимали друг у друга опыт строительства лучших судов. Как известно, чем надёжнее судно, тем дальше на нём можно уйти от родных берегов, перевезти больше груза, успешнее противостоять стихиям. Так, в древние времена причудливо переплелись судьбы и интересы египтян, критян – минойцев, финикийцев и греков – эллинов.
Финикийские суда были прочны и долговечны
Народы, не имевшие хороших географических карт и компаса, использовали в качестве навигационных ориентиров небесные светила и сушу. В этом плане Средиземное море, окружённое со всех сторон сушей и изобилующее островами, представляло собой относительно простой для плавания водоём: главное не терять из виду сушу.
Древние египтяне выходили в море из дельты Нила, двигались вдоль берега вправо и достигали берегов Финикии. Жители этой земли дали миру судно с продольным силовым хребтом – килем и поперечными рёбрами – шпангоутами. По такой схеме строятся суда и в наши дни. Финикийские корабли славились прочностью и долговечностью, потому что строили их из отличного дерева – ливанского кедра. Из Финикии, следуя вдоль берегов Малой Азии мимо острова Кипр, можно было попасть на лежащий между Европой, Африкой и Азией остров Крит, где жили минойцы. Эти люди слыли отважными мореходами. За полторы тысячи лет до новой эры минойские суда, лёгкие и стремительные, ходили по всему Восточному Средиземноморью.
Греческий корабль
Минойцы торговали и воевали (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством… К северу от Крита лежали земли, населённые древними греками (эллинами). Сообщение между греческими городами (полисами), расположенными на европейском материке и на сотнях больших и малых островов, осуществлялось с помощью парусно-гребных кораблей.
Греки уподобляли корабль живому существу: на носу его рисовали огромные глаза, корму делали в форме рыбьего хвоста. При всех различиях кораблестроительных технологий у судов, которые строили древние народы Восточного Средиземноморья, есть много общего: при попутном ветре они приводились в движение прямым (прямоугольным) парусом, в безветрие – вёслами. Корпуса кораблей не разделялись водонепроницаемыми переборками: получив пробоину, такой корабль был обречён. Управлялись корабли посредством длинных рулевых вёсел.
Древние корабли
В старые времена люди поселялись в основном возле морей и рек, так как это давало многие возможности. Постоянные походы в далекие страны, захват новых земель, скота и рабов, а также другие насущные задачи требовали, чтобы мореплавание постоянно развивалось и совершенствовалось.
Кто первым изобрел лодку, парус, весла и прочие атрибуты данной сферы – сказать совершенно невозможно, так как проследить подобное не представляется возможным.
Уже древние шумеры, жившие на территории нынешнего Ирака, египтяне, финикийцы и прочие народы умели делать достаточно прочные суда и путешествовали на них на очень приличные расстояния.
Сегодня археологи и исследователи регулярно находят на морском дне самые древние корабли, на которых часто находятся всяческие амфоры, предметы из металла, дерева и глины, которые предназначались для торговли или были результатом грабежа других стран и народов.
5 шагов, которые помогают избавиться от прошлого
Перед тем, как начать водворять в жизнь шаги по избавлению от отрицательного воспоминания, которое никак не отпускает тебя, не дает тебе спокойно жить «здесь и сейчас», настройся на позитив. Вспомни, что помимо неприятных моментов у тебя в жизни есть много чего хорошего.
Если ты будешь жаловаться и страдать, то ситуация сама по себе не решится. Ты ничего кроме вреда себе не принесешь. Поэтому необходимо начать работу по избавлению от негативного воспоминания.
Проанализируй прошлое, разберись в его моментах, какие именно неприятные ситуации повторяются чаще всего, что вызывает у тебя негатив
Обрати внимание на эти вопросы. Именно они и должны решиться для твоего будущего.
Отпусти прошлое
Нередко, переживая ряд неприятных моментов, возникает размышление, что тебе когда-нибудь придется в своей жизни с ними встретиться. Какую бы ты ни допустила ошибку, отпусти ее. Не притягивай подобную ситуацию в будущем. Мысли на позитиве. Ты совершишь ошибку, если смиришься, что теперь по жизни тебя будут сопровождать такие моменты.
Признай вину. Во всем, что произошло с тобой в прошлом нет вины других людей. Это твоя ошибка. Ведь именно ты принимала решение, как поступать в том или ином случае. Тогда ты сделаешь нужный вывод и избежишь неприятностей в будущем.
Забудь свои ошибки. Все мы совершаем плохие поступки. Идеальных людей нет. Но, это не означает, что переживания о прошлом должны мучить нас всю оставшуюся жизнь. Твоя задача сейчас заключается в том, чтобы меняться, учиться на ошибках и не допускать их в будущем.
Сделай вывод. Если тебе удалось избавиться хотя бы от одного неприятного воспоминания, и ты смогла отпустить ситуацию и простить себя, то ты все сделала правильно. Продолжай работу дальше.
Научись принимать прошлое за уроки жизни, извлекай их, не стой на месте и двигайся дальше. Благодаря прошлому ты такая, какая есть на самом деле. Так что не стоит корить себя за «неправильные» поступки. Ты тогда была другая, не могла поступить иначе.
Причины активного развития судостроения в России
Мощное развитие судостроения в нашей стране было экономически целесообразным. Действительно, речь идет о невероятно огромном государстве, особенно по меркам прежних веков. Площадь его составляют миллионы квадратных километров.
Перевозить грузы на такие расстояния гораздо выгоднее по воде: морем или по рекам. Так выходило гораздо дешевле. Да и брать на борт суда могли гораздо больше, чем обычные повозки.
Все это актуально и в наши дни. Главное – это надежность судна, а также аварийное и спасательное оборудование в должном объеме. Правда, современное судостроение долгое время находилось, по мнению ряда экспертов, в некотором упадке. Многие суда функционируют еще с советских времен.
Однако в настоящее время эта отрасль активно возрождается за счет ведущих производителей, настоящих энтузиастов своего дела. Сейчас можно найти качественные крупные суда и катера российского производства, отвечающие самым строгим требованиям и стандартам.
Слайд 16«ДЕДУШКА РУССКОГО ФЛОТА»-парусно-гребной фрегат «Апостол Петр» В 1688 году внимание юного
Петра 1 привлек принадлежавший его двоюродному деду ботик. Будущий основатель русского регулярного военного флота на этом суденышке сначала на Яузе, а затем на Измайловском пруду и Переяславском озере делал свои первые шаги по изучению основ морского дела. На Переяславском озере им вскоре была создана целая «флотилия» подобных судов. С тех пор мысль о море и морских походах ни на минуту не покидала Петра.Что представляет собой этот бот? В XVII в. длина судов, даже самых малых, назначалась в целых футах, поэтому длина бота равна 20 футам (разумеется, с той точностью, с какой кораблестроители того времени смогли выдержать размеры), а точнее —6 м 5 см. Масса бота — около 1500 кг.
Боевые корабли XVII века
Рапорт адмирала Роберта Блейка Оливеру Кромвелю. Август 1655 г.
С 1570 по 1620 г. самым мощным типом военных кораблей в мире стал галеон. Он был вооружен батареями орудий, установленных для бортового огня через порты, вырезанные в бортах судна. На протяжении последующих 50 лет галеон развился в двух- и трехпалубный военный корабль, несущий 100 и более орудий, водоизмещением свыше 2000 тонн и с командой численностью более 800 матросов и солдат. Эти крупные и красивые корабли представляли собой настоящие произведения искусства, сверкая позолотой и яркими красками. Однако, как видно из приведенного выше рапорта, жизнь на борту такого судна была очень суровой.
Командир имел полную власть на корабле, однако нередко он полагался на шкипера, более опытного и подготовленного морехода, командовавшего матросами. На борту судна находились также канониры, солдаты и мастера-ремесленники. Чистоту на галеоне должен был поддерживать юнга.
При сближении галеона с кораблем противника по его палубам открывался смертоносный огонь крупной картечью из легких вращающихся орудий, установленных на леерах. На более ранних галеонах находились отряды лучников. Хотя они в основном сражались на суше, но в случае необходимости также могли встать на защиту своего судна.
Преимущество корабля в бою зависело от того, насколько быстро можно было перезаряжать его орудия и вести огонь. После каждого выстрела дуло орудия нужно было прочистить от тлеющих остатков влажным банником, зарядить орудие порохом и ядром и выкатить его вперед. Самые тяжелые орудия обслуживались командами по 10 и более канониров.
Управлял кораблем рулевой с помощью рукоятки — гандшпуга. Так как гандшпуг находился ниже палубы, рулевой не мог видеть, куда направляется судно. Он должен был выполнять команды палубного офицера, которые выкрикивались ему через люк. Получив приказ командира на изменение курса, рулевой толкал гандшпуг в сторону, руль отклонялся, и корабль совершал поворот.
Что дает человеку прошлое
Ты, наверное, как и все люди нередко оглядываешься назад с горечью и досадой: вот была бы возможность вернуться в прошлое хоть на минутку, чтобы по-другому поступить и «переписать» страничку своей жизни.
Но, задумайся, разве, переписав прошлое, ты почувствуешь себя более счастливой здесь, в настоящем и в будущем. Давай посмотрим, что нам дает прошлое.
- Прежде всего прошлое дает нам опыт. Ведь именно с позиции настоящего кажется все таким простым и ясным. Ты видишь, как на самом деле тебе нужно было поступить: где-то промолчать, куда-то сходить.
- Прошлое оставляет свой след в нашем сознании. Именно прошлое, а не будущее, как считают многие, меняет нас, меняет нашу дальнейшую жизнь. И даже самый наш неприятный поступок, за который мы в последствии испытываем стыд, является очередным «пенделем» жизни. Ведь именно горький след нас заставляет идти дальше, не останавливаться, совершенствоваться и расти.
Учиться на своих ошибках или чужих?
- Прошлое помогло тебе стать такой, какой ты есть сейчас. Было бы у тебя другое прошлое, была бы другой ты. Так что не стоит горевать о событиях, которые уже не вернешь. Они для чего-то были тебе нужны, чему-то должны были тебя научить.
- Именно прошлое тебе позволяет наслаждаться настоящим, мечтать о будущем, ставить цели и делать шаги к их достижению. Прошлое – это то, на чем ты учишься сейчас и в дальнейшем.
Так что не стоит заниматься самоедством, переживать за свои отрицательные моменты. Бери свой опыт на вооружение, принимай его, работай, извлекай уроки. И только после этого отправляй на «свалку своей истории».
Сочинение 9.3
(136 слов) Смелость — это проявление силы духа, когда человек побеждает свой страх и идет наперекор сомнениям.
Именно такой пример изобразил Л. Пантелеев в приведенном отрывке из художественного произведения. Матвей не бросил весла даже тогда, когда лодку накрыл осколочный дождь (предложения 29-30). А ведь меньше месяца назад под ним погиб его отец! Но даже этот факт не пугал мальчика, он привык к угрозе и не терял мужества, даже находясь под смертоносным градом.
Такого же смелого человека мы встречаем в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Обычный советский солдат не раз рисковал жизнью ради спасения отечества. Однажды он переплыл ледяную реку под обстрелом, чтобы доставить важные сведения о дислокации войск. Он мог погибнуть, но преодолел себя и пошел на риск ради высшей цели. Это и есть настоящая храбрость!
Таким образом, смелость — это проявление исключительной внутренней силы, способной свернуть горы.
Берущие за душу короткие стихотворения
***
Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.
***
В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.
***
Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.
***
Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех
Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»
***
Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.
И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!
Эли Оболонская
***
Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.
***
Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,
Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.
Сочинение о значении союзов
Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного лингвиста И.Г. Милославского, который писал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Попробуем разобраться в смысле этой фразы. Союз — служебная часть речи, использующаяся для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Союзы подразделяются на группы по значению, по характеру выражаемых ими отношений.
Например, в предложении 20 встречаю союз «но», передающий значение противопоставления. А в предложении 8 нахожу подчинительный союз «когда», придающий придаточной части сложноподчинённого предложения временное значение.
Таким образом, могу сделать вывод: утверждение лингвиста И.Г. Милославского верно.
Древний Рим и Византия
Рим и Византия – могучие державы, которые славились своими шикарными суднами. Они отправлялись в далекие странствия и успешно преодолевали большие расстояния.
Основным новшеством этого времени были так называемые римские галеры и византийские дромоны. В их конструкции использовалось не только дерево, но также металл и ткани, медные элементы, не подверженные коррозии от взаимодействия с водой.
Корабли имели несколько этажей и целую армию гребцов, которым приходилось орудовать огромными веслами в сотни килограмм. Их построение проводилось не интуитивно, а с использованием многих наук и конкретных прикладных знаний.
Судоходство в древности
Вся жизнь в Древнем Египте была связана с путешествиями по воде. Вся страна, все её города, многочисленные поселения, поля и пастбища располагались в долине одной из самых могучих рек мира – реки Нила. Эта река была для египтян не только источником пресной воды и пропитания, но и транспортной артерией, по которой перевозились многочисленные грузы и пассажиры. Древнеегипетские речные грузовые суда представляли собой низкобортные плоскодонные деревянные баржи.
Для увеличения прочности конструкции нос и корму такой баржи скрепляли прочным толстым канатом, проходящим над палубой на подпорках. Иначе хрупкое судно, лишённое киля, при неправильной загрузке могло просто переломиться пополам. Строили таких барж мало, так как дерево в Египте было очень дорого. Более доступным материалом был тростник, росший по берегам Нила в огромных количествах. Из тростника строили большие лодки, обладавшие неплохой грузоподъёмностью. На таких лодках возили из каменоломен в верховьях Нила камень для строительства городов и знаменитых гробниц фараонов в Гизу и стовратные Фивы. В движение грузовые суда приводились мускульной силой рабов, тянущих их за лямку вдоль берега. Иногда суда оснащали прямым парусом, поднимавшимся на сооружённой из двух пальмовых стволов единственной А-образной мачте, и вёслами.
Древнеегипетское судно. Макет
В XV в. до н. э. египтяне переняли от финикийцев навыки строительства прочных морских судов из дерева. Великая египетская царица Хатшепсут направила в южные моря экспедицию из таких кораблей «за иноземными пряностями, тканями и драгоценными благовониями». Экспедиция вышла из Красного моря в Индийский океан и побывала в загадочной стране Пунт (местонахождение этой страны точно не установлено, скорее всего, это побережье Восточной Африки в районе Африканского Рога – современного полуострова Сомали).
Неизвестно, торговали ли египтяне с пунтийцами или предпочли воспользоваться правом сильного, но экспедиция благополучно вернулась домой с богатыми дарами для своей царицы. Пожалуй, плавание египтян в Пунт является самой первой из известных в обозримой истории заморских экспедиций.
В Месопотамии, в междуречье Тигра и Евфрата, для перевозки грузов по рекам использовались неуклюжие лодки круглой формы, называемые куффами. Куффа представляла собой плетёную из прутьев громадную корзину, обмазанную смолой. Плавать на куффе было неудобно – она была неустойчивой, да к тому же пропускала воду. Однако куффа оставила след в кораблестроении. Такой тип судов до сих пор в ходу у жителей бассейна рек Тигра и Евфрата.
Лодка куффа
Шняка
Традиционная поморская лодка. Со шняк ловили треску в бассейне Белого и на Мурманском берегу Баренцева моря с XV до начала ХХ века. Самые древние шняки имели днище в виде расширенной осиновой долбленки, которую по бортам наращивали набоями (досками обшивки), пришитыми вицей. В XIX веке шняки достигали в длину 14 метров, имели водоизмещение 8–10 тонн и две мачты.
В морском музее в Осло хранится экземпляр шняки около 1905 года постройки. Она была изготовлена на Мурмане, близ Колы. Вот ее технические характеристики: длина — 11,38 м, ширина — 2,65 м, осадка — 0,845 м. На шняке — пять набоев (поясов обшивки), доски широкие — до 45 см. Сшита из сосны и ели. Сохранившиеся стежки выполнены пеньковой бечевой
Вот описание более ранней шняки, изложенное К.К. Случевским в «Очерках по северо-западу России» (1884-1885 гг.): «Это судно в 6–7 саженей длины (1 сажень равна 2,16 м. — Прим. ред.) и только сажень с вершком ширины (1 вершок равен 4,45 см. — Прим. ред.); оно может поднять никак не более 200 пудов (1 пуд равен 16,38 кг. — Прим. ред.), совершенно открыто и очень легко заливается океанской волной. На нем две мачты, и когда поставлены все весьма широкие паруса, то шняка имеет вид даже довольно прочный и скользит по морю с великой самоуверенностью… Суденышко имеет свои отделения: чердак, гребло, клад; в одном лежат рыболовные снасти, в другом — наживка, в третьем — уловленная рыба и т. д.».
Шняка шитая вицей в Соловецком музее
Экипаж шняки состоял из четырех покручников: кормщика, тяглеца, который выбрасывал в море и собирал снасти, весельщика, который сидел на веслах, а в свободное время помогал остальным, и наживочника — молодого артельщика, который наживлял крючки. Покручников хозяин кормил, содержал и расплачивался с ними за работу одной третью улова.
3
Интересные факты о кораблях
Для детей и взрослых будет узнать несколько интересных фактов:
- Некоторые военные применяли удивительные военные хитрости – маскировали корабль под плавучий остров и таким образом спасались от врага.
- Во время Первой Мировой немецкое судно под названием «Кап Трафальгар» замаскировали под английский крейсер «Кармания», чтобы он уничтожал британские суда. Но сразу после отплытия на задание «Кап Трафальгар» встретил оригинальную «Карманию», которая его мгновенно потопила.
- Самый большой современный корабль – танкер Knock Nevis. Он достигает в длину 460 метров.
Танкер Knock Nevis
В качестве заключения стоит отметить, что корабли – это очень обширная тема для интереса. Они бывают самыми разными и очень интересным для изучения.
Хоть старинный драккар, хоть современный океанский лайнер – это удивительные продукты человеческого разума, о которых всегда хочется узнать побольше.
Развитие судостроения
Так как основным типом судов для мореплавания все еще были деревянные корабли, то и методы проектирования, и стратегия постройки соответствовали времени. Далее корпуса стали изготавливать из отдельных секций и собираться в единое с помощью электросварки. Масштабы морского судостроения привели к необходимости создания построечных мест – «верфей». Однако, следующий в развитии этап – блочный метод постройки.
Развитие кораблестроения привело к установлению порядка производства судна из следующих этапов:
- Закладка;
- Достапельное производство;
- Стапельное;
- Достроечное;
- Сдаточное.
В эпоху процветания военно-морского кораблестроения началась межгосударственная гонка на создание наибольшего количества судов. Значительный вклад в это развитие внес Петр I, который заложил первую казенную верфь для военных кораблей в Архангельске в 1693 году.
Неоспоримым лидером в этой гонке в 1950-х г. была Дания, европейское судостроение начало сокращаться в 1960-е г., и лидерами негласного рейтинга стали японцы. Затем вперед вышли Ю. Корея и Китай. На период 2010 г. в России действовало больше 160 судостроительных предприятий, одной из них принадлежит рекорд – , которая до сих пор на вооружении.
В данном разделе вы найдете интересные материалы о морской стихии и ее обитателях, узнаете о разных типах судов и их создании, а также прочтете полезную информацию про развитие технологической составляющей.
Слайд 8ДРЕВНЯЯ КИТАЙСКАЯ ДЖОНКАСудостроение Китая, по мнению многих историков, зародилось раньше, чем
в Египте. На своих судах они совершали и дальние плавания. До наших дней дошли довольно достоверные сведения о плавании китайцев в заморскую страну Фу-зан, которая по описанию очень напоминает Мексику. Это было за несколько тысячелетий до н. э.В Китае было создано более 300 видов джонок, неказистых с виду, с парусами из циновок, но исключительно мореходных судов. Сохранившиеся и поныне, они поражают своей добротностью, вместительностью и практичностью. Все они — вне зависимости от назначения — конструктивно были очень похожи: плоское днище, вертикальные борта корпуса, слегка заостренный нос, тупая, обрубленная корма с каютами и рейковые паруса, плетенные из тростника. Как и в Европе, на скулах возле форштевня часто рисовались глаза. Надстройки в корме несколько выступали за корпус. В них размещался экипаж, находиласьпровизия. Упоминаются джонки, вмещавшие до 1000 человек.Конструкция джонки настолько рациональна, что почти без измененийпросуществовала до нашего времени.
Европейское кораблестроение
Между вольными городами Любеком и Гамбургом в XIII в. было подписано соглашение о создании торгового союза для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратов. Образование Ганзейского союза послужило толчком к развитию торгового судоходства в Балтийском и Северном морях. Суда Ганзы (когги) для повышения мореходности и вместительности имели большую осадку и высокие борта. Они несли две-три мачты, на задней, бизани, поднимался косой латинский парус. Ганзейцы, используя переменные курсы (галсы), ходили на своих кораблях даже во встречный ветер. А так как штилей в северных морях почти не бывает, на коггах отказались от вёсел, их заменил руль
Внимание уделялось обтекаемости корпуса, что давало возможность развивать большую скорость. Для отражения нападений пиратов на ранних коггах оборудовали площадки для лучников, потом стали ставить длинноствольные пушки – «шланге» («змей»)
Так, разница между гражданским и военным судном стёрлась: когг стал универсальным кораблём.
Ганзейский когг. Макет
С середины XVI в. ганзейцы начали строить боевые корабли для защиты своего судоходства. Появились специализированные корабли: гукер – одномачтовый быстроходный боевой корабль, вооружённый несколькими лёгкими орудиями; флейт – небольшой вооружённый двух-трёхмачтовый парусник с пушками, расположенными только на верхней палубе; пинасс – трёхмачтовик, вооружённый большим количеством тяжёлых орудий, размещённых под верхней палубой и стрелявших сквозь прямоугольные, закрывающиеся в непогоду крышками, прямоугольные бойницы – порты, и галеон – тяжёлый боевой корабль с тремя-четырьмя мачтами и несколькими десятками орудий на двух-трёх палубах. Все боевые корабли севера Европы имели трюмы и могли возить грузы.
В раннем Средневековье кораблестроители и мореходы Венеции и Генуи достигли больших успехов в судостроении и судовождении. На венецианских грузовых судах (нефах) грузоподъёмностью до 250 т и вместимостью до 1500 человек отправлялись крестоносцы в Крестовые походы. Неф имел одну – четыре мачты с прямыми и косыми парусами, а высокая носовая оконечность позволяла преодолевать штормовые волны.
В Испании и Португалии также появились новые типы кораблей. Небольшие двух-трёхмачтовые суда с прямыми и косыми латинскими парусами назывались каравеллами. Благодаря большой площади парусов они могли хорошо маневрировать, отличались остойчивостью и высокой скоростью. На каравеллах стали применять носовую наклонную мачту (бушприт) – для подъёма дополнительных косых парусов. Более крупные каракки имели до четырёх палуб и могли вместить несколько сотен человек. Каракки несли очень мощное пушечное вооружение.
История судостроения и использования судов
На протяжении веков корабли неоднократно изменяли судьбы народов. На них люди отправлялись в дальние плавания в поисках новых земель, новой жизни, новых рынков. Одновременно с развитием торговых судов совершенствовались и боевые корабли, служившие для защиты торговых путей и отражения нападений вражеских флотов. Даже в нашу эпоху покорения космоса, спустя почти 5000 лет после появления первых известных кораблей, на судах перевозятся самые тяжелые грузы и создаются самые комфортабельные условия для длительных путешествий.
Создатели кораблей постоянно искали пути совершенствования судов. За время, прошедшее от однопарусных судов до лайнеров с дизельными двигателями, корабли стали намного более безопасными, комфортабельными и быстроходными.
Корабли используются в различных областях человеческой деятельности: в торговле, военных действиях, перемещении людей, научных исследованиях, туризме и отдыхе, спасательных операциях, рыболовстве и даже сельском хозяйстве.
Для перевозки людей через моря и океаны существуют различные типы судов. Паромы, суда на воздушной подушке и с подводными крыльями позволяют пассажирам быстро пересекать моря вместе со своими автомобилями на борту. В конце XIX века начали строить пассажирские лайнеры — один из самых комфортабельных видов транспорта. Сейчас они, конечно, уступают в скорости и стоимости путешествия самолетам, однако такие океанские лайнеры успешно применяются для круизов и отдыха.
Суда имеют жизненно важное значение для обеспечения способности какого-либо государства вести торговлю, импортировать или экспортировать различные грузы. К торговым кораблям относятся танкеры, способные перевозить сырую нефть, и контейнерные суда, доставляющие твердые грузы
Корабли также используются для добычи морских ресурсов.
В каждой стране, омываемой морем, имеется своя спасательная служба, и важнейшую ее часть составляют спасательные суда. Спасательные катера спускают на воду по наклонному слипу со спасательной станции на берегу моря. Для определения места крушения корабля на нем установлен радар.
Конструкция корпуса
На протяжении более 5000 лет корпуса судов строились из дерева. Сначала люди выдалбливали цельные стволы деревьев. Затем стали использоваться деревянные доски, которые соединялись внахлест (клинкер), а еще позднее их начали соединять встык (каравелла). Во времена промышленной революции для этих целей применялись железо и сталь. Сегодня корабли строят из таких материалов, как стеклоармированная пластмасса.
Навигационные приборы
Первыми навигационными приспособлениями определялись курс корабля и его положение к северу или югу от экватора путем измерения угла между Солнцем или звездами и кораблем. Примерами таких приспособлений могут служить астролябия и секстант. В наше время для этих целей используются электронные приборы, компьютеры и спутниковые технологии.
Движущая сила
В XIX в. использование силы пара освободило корабли от зависимости от ветра, приливов и течений. Сначала появились суда с боковыми гребными колесами. В середине века их стали вытеснять более эффективные корабли с кормовым гребным винтом. Поначалу, для приведения в движение гребных колес и винтов использовались паровые двигатели, как у первого парохода. Наиболее современным типом двигателя является высокоскоростной водоструйный движитель.
Корабли на протяжении веков
Наиболее разительные перемены в конструкции как торговых, так и боевых кораблей произошли в течение последних 200 лет. С III тысячелетия до н.э. до начала XIX в. н.э. корабли приводились в движение только с помощью весел и парусов
3000 г. до н.э.: первый известный корабль — древнеегипетское тростниковое судно.
1180 г. до н.э. первый известный военный корабль — древнеегипетская боевая галера.
150 г. н.э.: древнеримское торговое судно — использовалось для торговых плаваний внутри империи.
850 г. н.э.: ладья викингов — появление клинкерного корпуса.
1570-1620 гг.: создание галеона с бортовой артиллерией ставшего ведущим боевым кораблем.
1960 г.: создание военных кораблей с управляемыми ракетами на борту.
Интересные факты
Создание кораблей связано с большим количеством интересных фактов:
- Первые транспортные средства для морских путешествий были созданы очень давно. Кто их построил, установить довольно сложно. Однако мореплавание люди освоили едва ли не 40 тысяч лет назад.
- Острова Тихого океана были покорены людьми при помощи катамаранов и лодок с противовесом. Еще несколько тысяч лет назад они научились плавать в открытом океане на тысячи километров.
- Древние мореплаватели не имели компаса, карт или письменности. Тем не менее, они могли ориентироваться в океане и находить новые острова, запоминая их локацию по различным признакам. Люди могли ориентироваться по звездам, облакам, птицам.
- В 1954 году около пирамиды Хеопса нашли лодку, которая, скорее всего, принадлежала именно ему. Она была разобрана и включала 1224 элемента. Исследователям потребовалось потратить 14 лет на сборку конструкции. В результате удалось получить лодку длиной 43 метра и водоизмещением 45 тонн.
- Первые морские битвы датируются 13 веком до нашей эры. Согласно записям древних египтян, в 1280 году до нашей эры египетский флот Рамзеса II разгромил флот племени шардана.
- Самое старое судно, которое остается на плаву, – это американский фрегат, который называется «Конституция». Он был спущен на воду в 1797 году. Судно было изготовлено для борьбы с пиратами.
- Для создания кораблей люди применяли самые разные материалы. Чаще всего они пользовались железом и деревом. Однако существуют и более необычные варианты. Среди них стоит выделить тростник и кожу.
- В двадцатом веке для сооружения кораблей стали применять различные металлы. Среди них стоит выделить титан и алюминий. Также активно использовали композитные материалы – в частности, стеклопластик и углепластик.
- Самым большим современным кораблем считается «Prelude». Он предназначался для добычи природного газа. Судно спустили на воду в 2013 году. По длине оно достигает 488 метров. При этом водоизмещение составляет 600 тысяч тонн.
Есть корабли, которые могут перемещаться не только по морю, но и по суше. Они представляют собой суда на воздушной подушке. Наиболее крупным представителем этой разновидности считается «Зубр», который был создан в СССР. Он обладает водоизмещением на уровне 555 тонн и способен развивать скорость до 111 километров в час.
Первые корабли появились еще в древние времена и существенно расширили возможности людей. За период своего существования такие транспортные средства претерпели много изменений и по сей день продолжают совершенствоваться.