История военного судостроения в xix-xx вв

Корабельная программа Балтийского флота

В конце 1707 года Пётр утверждает кораблестроительную программу Балтийского флота, согласно которой в его состав предполагалось:
 
27 линейных кораблей по 50-80 пушек;
6 фрегатов по 32 пушки;
6 шняв на 18 пушек.
 
Английский офицер на русской службе Джон Ден писал, что Пётр горячо отстаивал свою точку зрения о том, что он предпочитает строить на Балтике короткие корабли, поскольку они обладали лучшими мореходными качествами, а волнение на Балтике не такое сильное, как на других морях. 
 
В ноябре 1705 года государь отправил корабельному мастеру, работавшему при нем еще со времен Потешной флотилии, Федосею Скляеву, «Разсуждение о кораблях, кои впредь делать, и для того надлежит ранее чертежи готовить».
Пётр предлагал применить следующие соотношения параметров для кораблей на 60 пушек: длина — 147-150 футов (44,8-45,7 м), ширина — 43-44,5 фута (13,1-13,6 м), глубину интрюма (трюма) от 15-17 футов (от 4,6-5,2 м).
 
Письмо Петр закончил такими словами: «А ежели что малое прибавить или убавить, в том полагаю на разсуждение каждого мастера».
 
В период с 1705 по 1708 годы основной боевой силой Балтийского флота являлись 28-пушечные фрегаты, которые уже требовали качественного ремонта – тимберовки. Эти фрегаты несли на нижней батарее 12-фунтовые пушки, и при взаимодействии с береговыми батареями на острове Котлин и в устье Невы могли успешно противостоять шведскому флоту. Однако для ведения наступательных боевых операций на море требовались суда с более мощными 18-фунтовыми и 24-фунтовыми орудиями, и таковыми судами стали фрегаты «Думкрат» и «Олифант». Однако наличие в строю этих двух фрегатов положения не спасало: флот нуждался в полноценных линейных кораблях. 
 

Принцип работы корабля

Трюмная часть корабля вытесняет массу воды, равную ее собственной массе. Пытаясь вернуться на свое место, вытесненная вода толкает корабль вверх.

Установленные под углом лопасти корабельного винта, вращаясь, создают усилие, толкающее винт и соответственно корабль вперед. На некоторых современных скоростных паромах используется водоструйный движитель; морская вода засасывается в него, а затем выпускается высокоскоростной струей.

Руль, подвешенный на шарнирах на корме судна, соединяется со штурвалом или румпелем. Если рулевой отводит румпель влево, руль и корма двигаются вправо. Если необходимо сделать поворот вправо, он отводит румпель влево.

В эпоху парусных судов была разработана такая установка парусов, которая позволяла двигаться против ветра. Делая повороты в разные стороны (идя галсами), корабль продвигался вперед, даже когда не было попутного ветра.

Торпедное оружие

Впервые термин «торпеда» был применён к несамоходным плавающим минам, которые ставились на фарватерах американских рек во время Гражданской войны. В составе многих флотов имелись также минные катера, вооружённые шестовыми минами. Такую мину, укреплённую на длинном шесте, необходимо было приблизить к борту вражеского корабля, который при этом нещадно обстреливал крошечное судёнышко, и замкнуть электрическую цепь взрывателя. Во время последней Русско-турецкой войны русские минные катера добились выдающихся успехов на Дунае в борьбе с турецким судоходством, в основном благодаря героизму своих экипажей. Но всем было ясно, что будущее – за самоходными подводными минами, которые изобрели независимо друг от друга русский инженер И. Ф. Александровский и англичанин Р. Уайтхэд.

Минный катер «Бычок» с двумя шестовыми минами

Изобретение Александровского развития не получило, а торпеда Уайтхэда была успешно испытана в 1866 г. Вскоре было налажено производство торпед. А затем появились миноносцы – корабли, для которых торпеда стала главным оружием. Миноносец нёс два варианта торпедных аппаратов – неподвижные, стрелявшие прямо по курсу, и многотрубные, поворотные, которые стреляли вбок. Выпущенная из аппарата торпеда включала двигатель, который вращал винты, и, выдерживая курс и глубину хода, она устремлялась к цели. При ударе о борт вражеского корабля срабатывал взрыватель, и торпеда проделывала в подводной части корабля опасную пробоину, заделать которую в море было почти невозможно.

Миноносец был лёгок, маневренен и быстроходен: он должен был догонять корабли противника, уклоняться от обстрела, выходить на рубеж торпедного залпа и выпускать торпеды. Первым успехом нового класса кораблей была атака японскими миноносцами русской эскадры на рейде Порт-Артура в 1904 г. Для эффективного применения торпед миноносцы должны были действовать сообща, эскадрой. Вскоре к названию этих кораблей добавилось слово «эскадренный», а для краткости их стали именовать эсминцами. Для ведения эскадры эсминцев в атаку строились крупные корабли – лидеры эсминцев с усиленным артиллерийским вооружением.

Эскадренный миноносец «Москвитянин»

Со временем к арсеналу вооружения эсминцев добавились глубинные бомбы для борьбы с подлодками. Во Второй мировой войне эта функция стала для эсминцев главной. С некоторых кораблей этого класса снимали торпедные аппараты, чтобы поставить бомбосбрасыватели и бомбомёты. Сегодня эсминец — мощный боевой корабль с ракетно-артиллерийским вооружением, противолодочными торпедами, мощными гидрофонами и вертолётами для поиска подводных лодок и радиолокаторами, которые наблюдают за водной поверхностью и воздухом. Название сохранилось как дань традиции.

Наследники корсаров

Во времена парусного флота корсаром именовался капитан, который на собственные средства снаряжал в военное время боевой корабль и выходил в море на охоту за торговыми кораблями неприятеля. Война велась по так называемому призовому праву: встретив мирный вражеский корабль, корсар был обязан остановить его и обыскать. Если груз представлял собой военные материалы, судно объявлялось призом и конфисковывалось, после чего всё более-менее ценное перегружалось в трюмы корсарского корабля, а приз, как правило, топили. Доходы от корсарского промысла делились между корсаром и казной страны, за которую он выступал. При этом экипаж приза высаживался в шлюпки или брался в плен.

«Зееадлер». 1925 г.

Англия – страна островная, и довольно долго она была зависима от своих заморских колоний, откуда черпала всяческие ресурсы. В августе 1914 г. началась Первая мировая война. Для прерывания снабжения Британской метрополии Германия послала в море несколько крейсеров – рейдеров, чьей основной задачей была война по призовому праву. Германия выслала на морские дороги, ведущие в Англию, несколько лёгких крейсеров, которые должны были получать уголь с пароходов – снабженцев. Несколько крупных лайнеров – скороходов и даже один безобидный с виду парусник были переоборудованы во вспомогательные крейсера: на них поставили вооружение и включили в состав военно-морского флота.

Несмотря на то, что ни один из германских рейдеров в родной порт не вернулся, они создали такие огромные проблемы для неприятеля, что их потеря может считаться вполне оправданной, тем более что их экипажи, хоть и с большими трудностями, всё же вернулись домой. Мало того что рейдер перехватывал и топил вражеских «торговцев», он ещё отвлекал на свои поиски огромную армаду полноценных боевых кораблей, которые могли бы быть полезны в другом месте.

 В Германии в конце 1920-х гг. появились на свет три интересных боевых корабля, прозванных «карманными линкорами». Это были настоящие рейдеры: они несли мощное вооружение, позволявшее справиться с любым лёгким кораблём, и имели большую скорость хода, позволявшую быстро уйти от превосходящего противника.

«Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее»

Дизельная силовая установка обеспечивала громадную дальность действия. «Карманный линкор» «Адмирал граф Шпее», названный в честь одного из самых удачливых корсаров Первой мировой войны, в 1939 г. вышел в море до начала военных действий, и войну встретил у берегов Бразилии. Здесь он перехватил несколько британских судов, но англичане быстро вычислили местоположение рейдера, и он был вынужден принять тяжёлый бой возле устья реки Ла-Плата.

Самые мощные боевые корабли

Подводную лодку долгое время не воспринимали как серьёзное морское оружие, однако с развитием необходимых технологий этот класс кораблей превратился в самых могущественных рукотворных морских хищников всех времён. Одна современная атомная ракетная субмарина может стереть с лица земли огромную территорию. Началось всё с того, что в середине XX в. в нацистской Германии создали баллистические ракеты V–2, способные уничтожать цели в Англии. Родился даже проект, как можно обстрелять такими ракетами цели на американском материке, в первую очередь Нью-Йорк. Согласно этому замыслу германская подлодка брала на буксир громадный цилиндр-пенал, в который была бы заключена ракета. При подходе к цели хвостовик пенала затапливался водой, в результате чего он становился вертикально и превращался в шахту. Оставалось только ввести координаты цели в вычислитель системы наведения и нажать на «пуск».

Баллистическая ракета

Всё заманчиво смотрелось на бумаге, но существовало несколько непреодолимых обстоятельств, с которыми германские конструкторы поспорить не могли. Главное из них – это качка на волнении, которая сбивала прицел. Необходимо было обеспечить размещение баллистических ракет в корпусе подлодки в положении для запуска, т. е. вертикально. Эту проблему впервые решили в СССР в 1950-х гг.: в корпусе обычной торпедной лодки и дизельными двигателями надводного хода разместили две шахты с ракетами. Для того чтобы их запустить, лодка должна была всплывать на поверхность.

Российский атомоход стратегического назначения класса «Акула». Это самая крупная подводная лодка в мире

В качестве ответного шага американцы создали подводную лодку «Джордж Вашингтон» с атомным двигателем. В огромном корпусе этой субмарины вертикально стояло в шахтах уже 16 баллистических ракет «Поларис», запускавшихся из-под воды. Сначала ракета выталкивалась в воздух сжатым газом, а потом уже запускался маршевый двигатель. С тех пор подобная схема размещения ракет в подводном корабле считается классической. Подводный корабль, вооружённый ракетами, может в короткое время запустить их из-под воды, поразив «нервные центры» врага. Подводная лодка, несущая ракеты на борту, достаточно сильно шумит. По её «шумовым» следам в море высылается лодка потенциального противника, которая обязана пустить торпеды по своей «подопечной» в случае, если та начнёт открывать шахты для ракетного залпа. Вот так жестоко и страшно устроен наш мир.

Испанский линейный корабль «Сантисима Тринидад»

Хотя приоритет в строительстве крупнейших военных кораблей эпохи парусного флота обычно приписывают англичанам, но крупнейшим и самым мощным кораблем своего времени был испанский корабль «Сантисима Тринидад».

В последнем и самом кровопролитном сражении эпохи парусного флота, состоявшемся 21 октября 1805 года, английская эскадра под командованием адмирала лорда Горацио Нельсона разбила франко-испанскую объединенную эскадру у мыса Трафальгар. Победа Англии означала конец Испании как морской державы, и англичане с тех пор не имели себе равных в области кораблестроения. Однако, по мнению матросов и капитанов кораблей того времени, самым мощным кораблем из числа тех, что принимали участие в Трафальгарском сражении, был испанский линейный корабль «Сантисима Тринидад» («Святейшая троица») водоизмещением 1900 т, представлявший собой «плавучую батарею» с бортами из красного дерева толщиной 2 фута. Команда корабля состояла из 1200 человек. Кораблем восхищались даже недруги испанской короны, а его конструкции и необычайной прочности отдавал должное сам адмирал Нельсон. Однако корабль «Сантисима Тринидад» постигла печальная участь: он был захвачен англичанами, которые, опасаясь, что судно может быть отбито отступающим неприятелем или из-за повреждений, нанесенных в сражении и во время шторма, не выдержит буксировки, потопили его спустя два дня после битвы. Поэтому об особенностях замечательного парусника можно судить лишь на основании его современной реконструкции.

«Сантисима Тринидад» — самый большой корабль, участвовавший в сражении при Трафальгаре. Таким он изображен на картине художника того времени Алехо Берлингерро де ла Марка и Гальего. Корабль был построен в 1769 году и военно-морской верфи в Гаване. В качестве строительного оного материала использовались красное дерево произраставшие в Мексике и в Центральной Америке. В кормовой части видны окна офицерских кают. Это было самое уязвимое место во время боев. Судно имело четыре орудийные палубы, и за счет этого его вооружение было самым мощным по сравнению с другими кораблями XVIII века. Во время Трафальгарского сражения на борту корабля находились 1200 моряков и солдат морской пехоты. Пушечные залпы с английских кораблей не смогли потопить этот корабль. Картина хранится в Мадридском военно-морском музее.

Интересные факты о кораблях

Для детей и взрослых будет узнать несколько интересных фактов:

  1. Некоторые военные применяли удивительные военные хитрости – маскировали корабль под плавучий остров и таким образом спасались от врага.
  2. Во время Первой Мировой немецкое судно под названием «Кап Трафальгар» замаскировали под английский крейсер «Кармания», чтобы он уничтожал британские суда. Но сразу после отплытия на задание «Кап Трафальгар» встретил оригинальную «Карманию», которая его мгновенно потопила.
  3. Самый большой современный корабль – танкер Knock Nevis. Он достигает в длину 460 метров.

Танкер Knock Nevis

В качестве заключения стоит отметить, что корабли – это очень обширная тема для интереса. Они бывают самыми разными и очень интересным для изучения.

Хоть старинный драккар, хоть современный океанский лайнер – это удивительные продукты человеческого разума, о которых всегда хочется узнать побольше.

https://youtube.com/watch?v=KqAipt3owYM

Ост-индские суда

В XVII в. по заказу крупных торговых компаний был разработан проект нового судна, основной функцией которого являлась перевозка разнообразных грузов с Востока. Самой известной в этой области торговой фирмой являлась Ост-Индская компания, поэтому такие корабли часто еще называли ост-индскими. Их грузоподъемность равнялась приблизительно 600 т. На корабле возвышались три главные мачты, а на конце бушприта устанавливалась дополнительная небольшая мачта – блинда-стеньга, несущая прямой парус.


Ост-индское торговое судно

Чтобы более целесообразно использовать внутреннюю часть судна, ее делили палубами, количество которых зависело от его размеров. К составным частям мачты относили нижнюю мачту, стеньгу, а также брам-стеньгу. С боковых сторон мачты и стеньги удерживались вантами, которые надежно прикреплялись к корпусу и набивались специальными талями. В вертикальном направлении устойчивость мачт обеспечивали штаги. На бушприте и мачтах закрепляли прямые паруса, в нижней части бизань-мачты развевался латинский парус, а в верхней – прямой.

Древнегреческие корабли

Тацит. История Пелопоннесской войны.

На триремах находились тяжеловооруженные пехотинцы, которых называли гоплитами. Вооруженные копьями и мечами, они могли сражаться как на земле, так и на боевых кораблях в море.

Капитан триремы, называвшийся триерархом, командовал судном со своего места на корме. Рядом с ним находились воины и командиры, а перед ним — рулевой. Капитан постоянно следил, чтобы у гребцов оставались достаточно сил для наращивания скорости при таранной атаке.

На протяжении столетий учеными велись споры о том, как на самом деле была организована гребля на триремах. И лишь после создания копии триремы в 80-х гг. XX в. и ее компьютерного моделирования эта загадка была разрешена. Трирема приводилась в движение 170 гребцами, по 85 на каждом борту. Весла 31 транита на верхнем ряду не соприкасались с веслами двух нижних рядов, так как опирались на выносные уключины (аутригеры) по бортам судна. Под ними находились 27 зигитов среднего ряда и 27 таламитов нижнего ряда.

Гребля на триреме требовала хороших навыков. Концы весел находились всего лишь в 30 сантиметрах друг от друга, и трудность этой работы состояла еще в том, что только гребцы верхнего ряда могли видеть воду.

Корабли Древнего Египта

Фараон Рамсес III. Надпись на памятнике в честь победы при Мединат-Хабу.

Папирусный тростник, росший вдоль Нила, являлся основой для производства бумаги в Древнем Египте. Но связанные из тростника плотные пучки использовались также для строительства первых морских парусных судов. Такие суда создавались свыше 5000 лет назад.

Как на земле, так и в море основным оружием египтян были луки и стрелы для стрельбы на расстояние, копья, дубины, булавы мечи и легкие топорики из бронзы. Таран представлял собой выступающее вперед продолжение киля судна, имевшее, как правило, тяжелый бронзовый наконечник в виде головы животного.

Египетские кораблестроители создавали корпуса судов путем скрепления коротких планок в деревянными колышками. Между бортами корпусов закреплялись поперечные балки. На них укладывались палубные доски, и матросы вместе с отрядами лучников жили и работали на такой палубе. Соединения (швы) внешних досок законопачивались, их делали водонепроницаемыми, затыкая пропитанными маслом стеблями папирусного тростника.

Линейный военный флот и голландский опыт

Пётр был хорошо знаком с историей отшумевших англо-голландских войн, в ходе которых голландский адмирал Михил-Адриансзон де Рюйтер впервые применил идеальное построение флота перед сражением. 

 
Этот строй состоял из трех частей – авангарда, кордебаталии и арьергарда (три дивизии, составляющие эскадру — главное боевое соединение флота); линия строя совпадала с линией курса, угол строя равнялся 180°, корабли следовали за головным в колонне в кильватер друг другу (четко друг за другом) на установленной дистанции. Линия кильватерной колонной (или линия баталии, линия де баталии) позволяла одновременно задействовать силу огня корабельной артиллерии одного борта. 
 
Добиться намеченных целей по строительству линейного флота Пётр мог только с помощью иностранных мастеров, у которых имелся значительный судостроительный опыт. Поиски привели государя в Англию в январе 1698 года, где на королевской верфи Дептфорда в течение трех месяцев напряженного труда он фактически освоил основы теории и практики корабельной архитектуры и технологии судостроения.

Вертолётоносцы

Благодаря своим уникальным возможностям – вертикальному взлёту, посадке и способности неподвижно зависать в воздухе – вертолёт сразу после своего появления прочно обосновался на корабельных палубах. Его стали применять для разведки, наблюдения, обнаружения и уничтожения подводных лодок, перевозок грузов и людей, поиска и спасения. В некоторых флотах появились специализированные суда – вертолётоносцы. Их переделывали из лёгких авианосцев, которые после окончания войны остались не у дел: демонтировали ненужные катапульты и аэрофинишеры, приспосабливали корабли к эксплуатации винтокрылой техники, добавляли гидрофоны – сонары для поиска подводных лодок.

Специализированный противолодочный вертолётоносец «Москва»

В 1960-х гг. в СССР построили два специализированных противолодочных вертолётоносца – «Москва» и «Ленинград». Они имели развитую надстройку – мачту, где размещались многочисленные антенны радиолокаторов, ракетные пусковые установки, дымовая труба, командирский мостик и многочисленные боевые посты. Гладкую палубу кормы приспособили для базирования противолодочных вертолётов. Опыт эксплуатации этих кораблей показал, что при высокой скорости корабля вертолёты, заходящие на посадку, сильно трясёт и бросает в вихрях, которые тянутся за надстройкой. Поэтому на следующей серии советских вертолётоносцев типа «Киев» надстройку сместили к правому борту, как и у авианосцев. В настоящее время противолодочные вертолётоносцы, называемые вертолётоносными эсминцами, строятся в Японии. Однако в США решили полностью «перепрофилировать» вертолётоносец и приспособить его для высадки десанта. Как же это сделать?

Десантный вертолётоносец «Уосп»

На кораблях нового типа должны были базироваться вертолёты большой грузоподъёмности, способные брать на борт солдат и лёгкую боевую технику. В кормовой части десантного вертолётоносца расположили док-камеру. Док-камера — объёмистый трюм, расположенный над и под ватерлинией. Трюм снабжён системой затопления и осушения и воротами, через которые корабль может выпускать в море плавающую амфибийную технику, десантные платформы на воздушной подушке и баржи – плашкоуты для десантирования танков. Из-за необходимости размещать на борту летательные аппараты и десант с боевой техникой в корпусе оборудуются казармы и гаражи для амфибий и танков. Плашкоуты хранятся в док-камере. Для огневой поддержки десанта в авиационную группу вертолётоносца должны входить боевые вертолёты и штурмовики вертикального взлёта и посадки.

Поделиться ссылкой

Принцип устройства

В дальнейшем все пароходы конструировались по похожему принципу. Гребные винты устанавливались на едином валу с паровой машиной. Были и другие пароходы — с турбинами, они имеют привод через редуктор или турбина приводится в движение посредством электрической передачи, называются турбоходами и тоже имеют свою историю от тихоходных турбин до скоростных.

Канун 20 века,а именно 1894 год стал ещё одной вехой в истории пароходства, Чарльзом Парсонсом было построено судно по типу опытного образца «Турбиния», имеющая привод от паровой турбины. Это был первый скоростной корабль, он разгонялся до 60 километров в час. Даже пароходы середины 20 века уступали турбоходам, у пароходов КПД был меньше на 10%.

Библейские времена

Уже в библейские времена кораблестроение было очень развито, что подтверждается многими документами и письменами тех времен, в частности, Библией. В этой книге не раз указывается на то, как многие герои повествований отправлялись в другие земли на суднах.

В эти времена преобладали парусники – прочные деревянные корабли, которые были оборудованы прочными парусами, использовавшими силу ветра для перемещения. Древнеримские суда также были в этом плане достаточно похожи.

Главными судостроителями библейских времен были племена финикийцев, которые жили на берегу Средиземного моря и вели с его помощью многие свои промыслы. История судостроения здесь очень богата и насыщена открытиями, смелыми подвигами и длительными путешествиями в далекие страны.

Что касается главных героев библейских историй – евреев, то они боялись путешествовать по морю, считали это дело очень опасным и избегали его. Только в крайней необходимости отправлялись люди по морю. Для своих же задач использовались рыбачьи небольшие лодки и барки. Самый крупный и первый по величине в Библии корабль тот, который соорудил Ной для спасения от потопа.

Дредноуты и сверхдредноуты

В истории военного флота не так много изобретений, которые бы отвергали всё существующее ранее, вынуждая военно-морские державы отказываться от старого и срочно усваивать новое. Одной из таких революций было изобретение бомбы А. Пексаном, после чего деревянные линкоры канули в Лету. Следующей революцией стало появление корабля с одинаковым калибром…

Линкор «Дредноут»

Линкор в конце XIX – начале XX в. нёс две башни или четыре орудия главного калибра. В башнях и казематах корабля имелось большое количество орудий «второго главного», или вспомогательного, калибра. Результат стрельбы оценивался по всплескам от падения снарядов. А как в шквале взрывов понять, где и какой снаряд упал и какой высоты водный султан поднял? Британцы решили оснастить линкор одинаковыми орудиями, в помощь старшему артиллерийскому офицеру добавили систему управления огнём.

Такая система устанавливалась на высокой треногой мачте и снабжалась оптическим дальномером, который с точностью до нескольких десятков метров определял дистанцию до цели. Чтобы послать снаряд на эту дистанцию, нужно было поднять стволы орудий на строго определённый уровень. После выстрела нужно было посмотреть, как упали снаряды, затем откорректировать угол возвышения орудий и дать второй залп. Пристрелка в британском флоте завершалась на пятом-шестом залпе, после чего следовал огонь на поражение. Немцы научились пристреливаться с третьего залпа. Первый линкор нового типа, построенный в 1906 г., назвали «Дредноут» («неустрашимый»). Потом этим именем нарекли весь класс новых боевых кораблей. Дредноут в одиночку мог вести бой с эскадрой броненосцев! Так, громадный флот двухбашенных линкоров в одночасье устарел. Отныне их уделом стала вспомогательная служба и обстрел береговых укреплений. Наступила эпидемия «дредноутной лихорадки».

Сверхдредноут

Дредноуты появились в США, Германии, Франции, России, Италии, Испании, Японии. Страны, не имевшие кораблестроительной промышленности, заказывали дредноуты за границей. Не прошло и пяти лет после появления дредноута, как в строй начали вступать корабли с ещё более мощным, крупнокалиберным и дальнобойным вооружением и совершенным бронированием, для которых их прародитель уже не был серьёзным соперником. Эскадры дредноутов и сверхдредноутов стоили безумно дорого: их нужно было сначала построить, затем готовить для них экипажи, снабжать топливом, снарядами, прочими необходимыми предметами и материалами.

Тенденции кораблестроения в XVIII в.

В конце XVIII ст. просторы Средиземного моря бороздил корабль абсолютно нового типа, называемый бомбарда, который был снабжен двумя мачтами: задней и передней. Первая представляла собой бизань-мачту, несущую косые паруса, а последняя – грот-мачту, снабженную прямыми парусами. В этом же веке появились специфические суда, большей частью предназначенные для каперства: двухмачтовые шебеки с латинскими парусами, выделявшиеся своим острым корпусом, и фелюки – корабли с двумя мачтами, снабженные веслами и латинскими парусами.Во второй половине XVIII в. значительно увеличивается прочность корабельного корпуса по причине увеличения количества шпангоутов. Почти каждый второй из них отличается удвоенной толщиной, при этом корма судна по-прежнему остается транцевой.


USS Constitution («Конститьюшн»)

В начале XIX ст. практически все флотилии, принадлежавшие европейским державам, комплектовались однотипными судами. США вышло на мировую морскую арену со своими мощными судами, наиболее известным из которых был «Конститьюшн», до сих пор стоящий в порту Бостона. В этот период на кораблях начинают впервые появляться паровые машины. Их первые образцы занимали много места, отличались низким КПД, потребляли много угля. При этом суда несли и полный комплект парусного снаряжения на случай, если вдруг кончатся запасы угля.

Сравнение боевой тактики испанцев и англичан

В отличие от англичан испанцы и французы рассматривали военные корабли как боевые платформы для солдат и орудий. Эта стратегия часто приводила к тому, что дисциплина на испанских кораблях отсутствовала, что, по моему мнению, и было одной из причин поражения Испании в Трафальгарской битве. В принципе боевая тактика испанцев сводилась к тому, чтобы меткими залпами снести мачты вражеских кораблей. Подбитое судно брали на абордаж. Тактика же англичан была иной. Она заключалась в том, чтобы целиться в корпус корабля. Отчасти из-за того, что английские корабли были больше подвержены качке, англичане первыми заменили традиционный фитиль для запала на кремневый запал. Это позволяло поджигать заряд почти мгновенно, что увеличивало вероятность попадания ядра в цель прежде, чем корабль в очередной раз начнет крениться.

Во всех случаях боевые действия предпринимались с учетом того, что пушки XVIII века наиболее метко стреляли прямой наводкой. Когда навио удавалось совершить удачный маневр и подойти к вражескому кораблю с кормы, было достаточно одного залпа из нескольких 32-фунтовых пушек, чтобы снести богато украшенную, но слабо защищенную корму. Более того, такой залп мог вывести из строя пушкарей на палубе, опрокинуть тяжелые пушки и, разбив деревянную обшивку в обломки, усеять палубу горящими кусками дерева, которые были не менее опасны, чем смертоносные снаряды.

Когда два враждующих военных корабля оказывались борт о борт, дула пушек убирались внутрь через порты; залпы производились изнутри и обладали огромной разрушительной силой. Грохот залпов, разносившийся по палубам, был настолько мощным, что иногда матросы навсегда лишались слуха. Раскаленные докрасна ядра закатывали в жерла орудий при помощи специальных ручных приспособлений. После каждого залпа откатившуюся раскаленную пушку надо было вручную устанавливать на прежнее место. В сплошном дыму от орудий пушкари часто, не видя откатывающейся назад пушки, попадали под ее колеса.

Скопление мощной боевой техники на борту испанских навио не снижало способности этого типа судов выдерживать ближний бой в течение длительного времени. «Сантисима Тринидад», например, являлся флагманским кораблем испанцев во время блокады Гибралтара в 1779-1782 годах, сражался у мыса Сент-Винсент в 1797 году, а также при Трафальгаре. Двойные и даже тройные залпы с борта английских кораблей не смогли потопить судна. И хотя победа осталась за Англией, большая огневая мощь испанцев нанесла английскому флоту большой урон.

Шняка

Традиционная поморская лодка. Со шняк ловили треску в бассейне Белого и на Мурманском берегу Баренцева моря с XV до начала ХХ века. Самые древние шняки имели днище в виде расширенной осиновой долбленки, которую по бортам наращивали набоями (досками обшивки), пришитыми вицей. В XIX веке шняки достигали в длину 14 метров, имели водоизмещение 8–10 тонн и две мачты.

В морском музее в Осло хранится экземпляр шняки около 1905 года постройки. Она была изготовлена на Мурмане, близ Колы. Вот ее технические характеристики: длина — 11,38 м, ширина — 2,65 м, осадка — 0,845 м. На шняке — пять набоев (поясов обшивки), доски широкие — до 45 см. Сшита из сосны и ели. Сохранившиеся стежки выполнены пеньковой бечевой

Вот описание более ранней шняки, изложенное К.К. Случевским в «Очерках по северо-западу России» (1884-1885 гг.): «Это судно в 6–7 саженей длины (1 сажень равна 2,16 м. — Прим. ред.) и только сажень с вершком ширины (1 вершок равен 4,45 см. — Прим. ред.); оно может поднять никак не более 200 пудов (1 пуд равен 16,38 кг. — Прим. ред.), совершенно открыто и очень легко заливается океанской волной. На нем две мачты, и когда поставлены все весьма широкие паруса, то шняка имеет вид даже довольно прочный и скользит по морю с великой самоуверенностью… Суденышко имеет свои отделения: чердак, гребло, клад; в одном лежат рыболовные снасти, в другом — наживка, в третьем — уловленная рыба и т. д.».

Шняка шитая вицей в Соловецком музее

Экипаж шняки состоял из четырех покручников: кормщика, тяглеца, который выбрасывал в море и собирал снасти, весельщика, который сидел на веслах, а в свободное время помогал остальным, и наживочника — молодого артельщика, который наживлял крючки. Покручников хозяин кормил, содержал и расплачивался с ними за работу одной третью улова.

3

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: