История создания
Идея использовать пар в механике была высказана еще в I веке н.э. греческим ученым Героном Александрийским, но первый паровой котел был изобретен только в конце 17 века.
В начале 18-го паровыми машинами уже было никого не удивить, а в 1783 году сошел на воду первый пароход «Пироскаф», название которого стало нарицательным. Изобрел его французский военный, маркиз Клод Жоффруа д’Аббан — инженер-самоучка.
Через 365 метров двигатель у парохода сломался, а маркизу пришлось отказаться от своей деятельности — ему не удалось найти инвесторов для своего изобретения.
В 1787 году сразу два американских изобретателя продемонстрировали свои паровые судна — Джеймс Рамси и Джон Фитч.
Более того, через три года паровая лодка, созданная Фитчем и Генри Фойгтом, целое лето курсировала между Филадельфией и Берлингтоном. Но и здесь коммерческая составляющая оказалась сильнее научной — проект был закрыт.
Ближе всех оказались шотландцы — Уильям Саймингтон и Патрик Миллер. Миллер помимо всего прочего стал еще инвестором предприятия. В 1802 году пустился в плаванье первый колесный пароход «Шарлотта Дандес». Он достигал семнадцати метров в длину и буксировал баржи на канале Форт-Клайд.
Военный пароход и пароходофрегат «Соломбала»
Последним военным ПХФР Балтийского флота отечественной постройки был пароход «Соломбала».
Главные командиры Архангельского порта во второй четверти XIX века неоднократно обращались в Морское министерство с просьбой укомплектовать порт пароходом с машиной мощностью не менее 200 нар. сил. Построенные в 1825-1826 годах и принадлежавшие порту адмиралтейские пароходы «Легкий» и «Спешный» (с машинами по 60 нар. сил) были слишком маломощными и не могли гарантировать безопасной проводки построенных в Архангельском адмиралтействе линейных кораблей и крупных фрегатов через мелководное устье Северной Двины при их выводе в Белое море.
В 1847 году бывший в то время главным командиром Архангельского порта вице-адмирал маркиз А. И. де Траверсе обратился лично к императору Николаю I с просьбой построить корпус парохода в Архангельске, а паровой механизм для него перенести с устаревшего к тому времени ПХФР «Геркулес». Император разрешил постройку парохода в Архангельске, а паровой механизм для него предложил купить в Англии.
Корпус судна решили строить по чертежам серийного (предпоследнего) ПХФР «Грозящий» типа «Отважный». Морское министерство командировало для этого в Архангельское адмиралтейство полковника Корпуса корабельных инженеров Ф. Т. Загуляева (1791-1858) с полным комплектом технической документации для постройки нового парохода.
Пароход, заложенный 5 марта 1858 года, строился из лиственницы и сосны с использованием в необходимых частях дуба, крепление в надводной части корпуса – железное, в подводной – медное. Перед закладкой новому пароходу присвоили наименование «Соломбала». Паровой механизм для него (мощностью 240 нар. сил) использовали с исключенного 2 августа 1857 года из списков флота ПХФР «Богатырь» после его переборки на Адмиралтейских Ижорских заводах и доставки в Архангельск. Это сэкономило для флота большие средства, так как паровой механизм оставался в эксплуатации еще почти 20 лет. Руководство ходом работ при спуске 13 июня 1859 года и достройке парохода осуществлял подпоручик Корпуса корабельных инженеров Кальсерт.
До 19 августа 1862 года пароход «Соломбала» служилв Архангельске, а затем был перечислен в состав Балтийского флота. После прибытия в Кронштадт его переклассифицировали в ПХФР и вооружили восемью пушками. Весь остальной период службы ПХФР «Соломбала» плавал на Балтийском море. 1 февраля 1875 года его исключили из списков судов флота, а затем разобрали в Кронштадтском порту.
Пароход Клермон
В декабре 1806 г. Фултон и Роберт Ливингстон воссоединились в Нью-Йорке, чтобы возобновить работу на своем пароходе. К началу августа 1807 года лодка была готова к своему первому плаванию. На пароходе длиной 142 фута и шириной 18 футов был использован инновационный одноцилиндровый конденсационный паровой двигатель мощностью 19 лошадиных сил, который приводил в движение два гребных колеса диаметром 15 футов, по одному с каждой стороны лодки.
17 августа 1807 г. пароход Фултона и Ливингстона North River Steamboat, позже известный как Clermont , начал свое пробное плавание вверх по реке Гудзон от Нью-Йорк – Олбани. На мероприятие собралась толпа, но зрители ожидали, что пароход потерпит неудачу. Они издевались над кораблем, который назвали «Безумием Фултона». Корабль сначала заглох, оставив Фултона и его команду искать решения. Полчаса спустя гребные колеса парохода снова повернулись, и корабль неуклонно двигался вперед против течения Гудзона. Со средней скоростью почти 5 миль в час пароход преодолел 150-мильное путешествие всего за 32 часа, по сравнению с четырьмя днями, необходимыми для обычных парусных судов. Обратный путь вниз по течению был выполнен всего за 30 часов.
В письме другу Фултон написал об этом историческом событии:« На протяжении всего пути меня дул легкий ветерок, как в пути, так и в пути, и во время путешествия. был выполнен полностью за счет мощности парового двигателя. Я обогнал многие шлюпы и шхуны, идущие с наветренной стороны, и расстался с ними, как если бы они стояли на якоре. Способность управлять лодками паром теперь полностью доказана ». /p>
С добавлением дополнительных спальных мест и другими улучшениями 4 сентября 1807 года пароход Фултона North River Steamboat начал регулярные рейсы, перевозя пассажиров и легкие грузы между Нью-Йорком и Олбани на реке Гудзон. Во время первого сезона эксплуатации пароход North River Steamboat неоднократно сталкивался с механическими проблемами, вызванными в основном капитанами конкурирующих парусных лодок, которые «случайно» протаранили его открытые гребные колеса.
Зимой 1808 года Фултон и Ливингстон добавили металлические ограждения вокруг крыльчатых колес, улучшив их пассажирские помещения и перерегистрировали пароход под названием North River Steamboat of Clermont, которое вскоре было сокращено до Clermont. К 1810 году «Клермон» и два новых парохода, спроектированных Фултоном, обеспечивали регулярные пассажирские и грузовые перевозки на реках Гудзон и Раритан в Нью-Йорке.
Интересные факты
Конструкция двигателя атомоходов похожа на конструкцию двигателя паротурбохода — в большинстве судовых атомных энергетических установок (впрочем, и не только судовых АЭУ) турбина приводится в движение паром, который создаётся в парогенераторе путём нагревания воды, но нагрев осуществляется не за счёт сжигания органического топлива (уголь, мазут), а за счёт выделения тепловой энергии в процессе распада ядерного топлива. Это делает атомоходы (кроме атомных турбоэлектроходов) разновидностью пароходов, ключевой особенностью которых является использование энергии ядерных реакций.
Первый вьетнамский пароход был построен в 1838 году после того, как «увидев огромный потенциал паровых судов, вьетнамский император Минь Манг попытался воспроизвести французский пароход. Первое испытание в 1838 году было неудачным, так как котёл вышел из строя.» Ответственные были заключены в тюрьму. Новые исполнители два месяца спустя провели удачные испытания, после которых Минь Манг приказал инженерам изучить и разработать паровые двигатели и пароходы для оснащения ими своего военно-морского флота. К концу правления Минь Манга были построены 3 парохода.
Линкор
Полное наименование – «линейный корабль». Военное парусное судно с водоизмещением до пяти тысяч тонн. На борту могла располагаться до ста тридцати пушек, а экипаж судна мог насчитывать до 850 матросов. Линкоры строились и использовались с 17 века до 1870-х годов. Для боев на море с тактикой построения парусных кораблей в четверик.
Предшественниками линкоров были грузовые и тяжеловооруженные каракки и галеоны, использовавшиеся для торговли в крупных портах.
Первым артиллерийским кораблем считается «Мэри Роуз» (Англия, 1511 г.) — хотя в действительности он сохранил основные черты, указывающие на его предназначение в первую очередь для абордажного боя, и представлял собой скорее переходную форму хорошо оснащенного артиллерийского корабля. Португальцы приписали честь творения своему императору Жуану II (1454−1494 гг.), который приказал оснастить несколько каравелл тяжелыми пушками.
В России эти корабли были самыми мощными в Императорском флоте. В процессе их совершенствования у этих судов появились гребные винты, а работали они на паровом двигателе. На борту линкора находилось от 60 до 140 пушек.
На защите Севастополя
На «Перваз-Бахри» отправилась призовая команда во главе с мичманом По-пандопуло, заставшая картину полного разрушения. Помимо капитана и двух офицеров, у турок погибли более полусотни матросов. Пленными были взяты 93 человека. На «Владимире», кроме погибших мичмана и горниста, было всего двое раненых.
Из рапорта Корнилова:
Пленный «Перваз-Бахри» на буксире все же дотащили до Севастополя, где через два дня он затонул во время шторма. Трофей подняли, отремонтировали и включили в состав флота, переименовав его в «Корнилов».
Первый в истории бой военных пароходов вызвал большой резонанс в мире. Глава морского ведомства великий князь Константин Николаевич заявил, что эта битва «останется памятною в летописи Русского флота», а Бутаков был произведен в капитаны 2-го ранга и награжден орденом Святого Георгия IV степени.
Из-за ремонта котлов «Владимир» не сумел поучаствовать в Синопском сражении, зато при обороне Севастополя пароходофрегат проявил себя во всей красе. Во время первой бомбардировки города флотом союзников 5 октября 1854 года Бутаков искусственно увеличил крен корабля до семи градусов, что позволило вести ответный огонь на расстоянии до 5 км.
Позже на «Владимире» были усовершенствованы лафеты орудий и отработана тактика корректировки артиллерийского огня с берега, что позволяло на ходу обстреливать прибрежные позиции неприятеля. Из воспоминаний участника обороны:
Оба участника первого боя пароходов «Владимир» и «Корнилов» – были затоплены своими экипажами при оставлении Севастополя. К тому времени в могиле покоился и сам адмирал Владимир Корнилов.
А командир «Владимира» Григорий Бутаков создал новую тактику боевых действий на море. Его сочинение «Новые основания пароходной тактики» стало крупным вкладом в теорию военно-морского искусства, а разработанные им «Правила маневра парового корабля» нашли признание и применение во всех флотах мира.
Максим Лукошков
Поздняя жизнь и смерть
С 1812 года до своей смерти в 1815 году Фултон проводил большую часть своего времени и денег в юридических баталиях, защищая свои патенты на пароход. Серия неудачных проектов подводных лодок, неудачные инвестиции в искусство и невозвратные ссуды родственникам и друзьям еще больше истощили его сбережения.
В начале 1815 года Фултон был пропитанный ледяной водой во время спасения друга, который провалился под лед во время прогулки по замерзшей реке Гудзон. Сильно простудившись, Фултон заболел пневмонией и умер 24 февраля 1815 года в возрасте 49 лет в Нью-Йорке. Он похоронен на кладбище Троицкой епископальной церкви на Уолл-стрит в Нью-Йорке.
Узнав о смерти Фултона, обе палаты законодательного собрания штата Нью-Йорк проголосовали следующие шесть недель носить черную траурную одежду – впервые такая дань была оказана частному лицу.
Так кто же был первым?
Если проанализировать историю возникновения паровых кораблей, то который из них появился первым установить трудно, хотя считается, что первым был «Клермонт» ( «North River Steamboat» ), построенный Робертом Фултоном в 1807 году и отправившийся в плаванье по реке Гудзон от пристани Нью-Йорка до Олбани.
Пароход «Клермонт» Роберта Фултона
Непонятно только как быть с тем фактом, что было ещё судно «Charlotte Dundas» в Англии и свободно перевозило баржи по лондонскому каналу уже в 1801 году и его паровая мощность составляла 10 лошадиных сил. Очень прочный деревянный корпус корабля был в длину 17 метров, это было достаточно уникальное явление, но его как-то не заметили и всерьёз не приняли, поэтому и имя создателя англичанина Вильяма Симингтона осталось в тени. Пароход стал невостребованным уже через год, 1802 году он стал на вечный для себя причал и пробыл там до 1861 года, когда его растащили на детали.
Charlotte Dundas
А вот Роберта Фултона подобная участь не коснулась. Его пароход в своё первое плаванье пошёл чуть ли под улюлюканье зевак на пристани, все ждали, что он потонет или остановится, но судно быстро удалялось от берега и, обгоняя все лодки и парусники по пути, всё убыстряло ход. Для того времени скорость в 5 узлов для водного транспорта была фантастикой.
Стоя на палубе своего парохода Роберт Фултон, понимал, что свершается чудо и пар, как движитель для кораблей, отныне будет заменять парус и флот станет совсем другим.
Кем был человек, стоящий за машинами
Wikipedia
Герон – своего рода историческая загадка. Исследователи полагают, что он, скорее всего, был греческого происхождения и жил примерно в 10-70 годах нашей эры.
Будучи студентом, он любил исследовать полки огромной библиотеки в Александрийском университете и находился под сильным влиянием работ Ктесибия Александрийского – еще одного греческого изобретателя в птолемеевском Египте.
Став взрослым, он писал работы по математике и инженерии, которые были наполнены идеями, на столетия опередившими свое время. Эти книги включали в себя пошаговые схемы и подробные объяснения и, вероятно, разрабатывались как лекции или пособия, что свидетельствует о том, что Герон почти наверняка был преподавателем в Александрийском университете.
Он изобрел первую в мире монетную машину, использовавшуюся для раздачи вина в храмах, а также пожарную машину, водяной орган, разные механизмы для театра и механический «зверинец», демонстрировавший поющих птиц и кукол-марионеток.
К сожалению, большинство его работ было уничтожено во время разрушения Александрийской библиотеки, но некоторые сохранились благодаря арабским рукописям.
Вот еще несколько удивительных изобретений Герона:
торговый автомат – первый в мире аппарат, продававший святую воду. Посетители храма вставляли монету в машину Герона, та падала на рычаг, клапан открывался и позволял воде вытекать.
автоматическая дверь – устройство автоматического открывания дверей, которое с помощью тепла и пневматики «волшебным образом» открывало двери храма.
орган с ветровым приводом – музыкальный инструмент, использовавший небольшое ветряное колесо для приведения в действие поршня и нагнетания воздуха через органные трубы, создавая звуки, похожие на трели флейты. Это устройство считается первой ветряной машиной.
«роботы» – в 60 году нашей эры Герон сконструировал первых в мире программируемых роботов для развлечения театральной публики. Он даже создал полностью механическую десятиминутную пьесу, приводимую в движение системой веревок, узлов и простых механизмов.
формула Герона – выдающийся изобретатель был не менее талантливым математиком. Он придумал новый метод вычисления площади треугольника, который впоследствии ученые стали называть «формулой Герона».
Как видим, вклад этого человека в инженерное дело, науку и технологии просто потрясающий. В семи книгах, переживших сгоревшую Библиотеку, древний изобретатель исследует концепции автоматов, боевых машин, приводит формулы для вычисления площади и объема, а также рассуждает о природе света.
Но самая известная его работа – двухтомник под общим названием «Пневматика». Это одно из первых в мире исследований пара и гидравлической энергии, и на всех страницах автор использует религиозные статуи и иконографию в качестве примеров своих механических идей.
Одна из таких статуй, «Фигура 11: Возлияния у алтаря», демонстрирует женщину с кувшином и мужчину с чашей. Между ними алтарь, на котором поклоняющийся может зажечь огонь, а под их ногами находится камера с вином.
Как только прихожанин зажжет алтарь, по словам Герона, «воздух внутри опустится и окажет давление на содержащуюся внутри жидкость, которая, не имея другого пути к отступлению, пойдет через расположенные в статуях трубы, и возлияния не прекратятся, пока огонь не будет потушен». Позже в «Пневматике» Герон адаптирует ту же систему к дверям храма, заставляя их открываться.
В России и СССР
Первые волжские пароходы принадлежали Всеволоду Всеволожскому, который в 1817 году лично совершил поездку на одном из них в Казань. Конструктором одного из судов являлся Пётр Соболевский. Сохранились и технические характеристики этих судов: один пароход был длиною 15,7 метра, шириной 4,2 метра, высота борта 2,1 метра при паровой машине мощностью 6 лошадиных сил; другой пароход был длиной 30,6 метра, шириной 6,9 метра с высотой борта 2,6 метра при мощности парового двигателя 36 л. с. Экипаж обоих судов составлял 21 человек.
В 1818 году Адмиралтейские Ижорские заводы ввели в строй первый военный пароход «Скорый» с машиной мощностью 32 л. с. Кстати, «Скорый» вполне может претендовать на роль первого боевого парохода не только в России, но, как минимум, в Европе — несколько больший по размерам британский «Комет» заложили только через три года.
Строительство пароходов продолжалось до 1950-х годов. После XX съезда КПСС на котором было принято решение о прекращении строительства паровозов Совет министров СССР принял решение и о прекращении постройки пароходов. Судостроительным заводам, имевшим на исполнении действующие договора по поставкам пароходов разрешалась их достройка. Однако новые пароходы уже не проектировались и не закладывались. Последней серией речных пароходов стал тип «Иосиф Сталин» (позднее переименован в «Рязань»). Пароходы этого типа закладывались до 1958 года, сдавались пароходствам до 1959 года. После этого судостроительные заводы массово перешли на выпуск дизельных буксиров-толкачей типа РТ и местных речных пассажирских судов типа «Москвич», МО, ОМ, ВТ. Речные пассажирские суда дальнего плавания в СССР строиться перестали (кроме двух дизель-электроходов типа «Советский Союз»), так как этот тип перевозок был признан устаревшим: наступала эра скоростных судов на подводных крыльях. В 1957 году, одновременно с принятием решения о строительстве пароходов было принято решение о начале серийного производства судна «Ракета». Суда дальнего плавания на внутренних водных путях СССР были переведены в категорию туристических и стали заказываться в ГДР, Чехословакии, Финляндии и Австрии. Прекратилась постройка и морских пароходов. Причем ряд ранее заложенных как пароходы судов был спущен на воду уже с новыми типами силовых установок: паротурбинными или дизельными.
Старейший в России действующий колёсный пароход «Н. В. Гоголь» сейчас находится в городе Северодвинске (Архангельская область) и ходил с круизами по реке Северная Двина до 2012 года, став в 2013 году, со слов владельцев этого судна, лишь банкетоходом.
Предыстория
Ещё в I в. н.э. Герон Александрийский предлагал использовать энергию пара для придания телу движения. Он описал примитивную безлопастную центробежную паровую турбину – «эолипил». В XVI-XVII вв. были созданы устройства, совершавшие полезную работу за счёт действия пара. В 1680 г. французский изобретатель Дени Папен сообщил об изобретении им парового котла с предохранительным клапаном («Папинов котёл»). Это изобретение приблизило создание паровой машины, но саму машину он не построил.
В 1736 г. английский инженер Джонатан Халс спроектировал судно с колесом на корме, приводимым в движение паровой машиной Ньюкомена. Судно прошло испытание на реке Эйвон, но не сохранилось доказательств этого и результатов испытания.
Первое достоверное испытание парохода произошло 15 июля 1783 г. во Франции. Маркиз Клод Жоффруа д’Аббан продемонстрировал свой «Пироскаф» – судно, приводимое в движение горизонтальной одноцилиндровой паровой машиной двойного действия, которая вращала два гребных колеса, расположенных по бортам. Демонстрация произошла на реке Сона, судно прошло около 365 м за 15 мин. (0,8 узла), после чего двигатель сломался.
Модель «Пироскафа», сделанная автором в 1784 г.
Название «пироскаф» во Франции и некоторых других странах долгое время использовалось для определения парового судна, парохода. Так же назывался пароход и в России. Во Франции этот термин сохранился до сих пор.
В 1787 г. американский изобретатель Джеймс Рамсей создал и продемонстрировал лодку, приводимую в движение водомётным движителем, использовавшим энергию пара. В этом же году Джон Фитч на реке Делавэр продемонстрировал своё первое паровое судно «Perseverance» («Настойчивость»). Движение этого судна осуществлялось двумя рядами вёсел, которые работали от паровой машины. А в 1790 г. Фитч и Фойгт построили 18-метровую паровую лодку с оригинальным движителем в виде вёсел, которые повторяли гребные движения ног утки. Лодка в течение лета 1790 г. курсировала между Филадельфией и Берлингтоном, перевозя до 30 пассажиров.
Пароход Фитча 1790 г.
Первый пароход, который успешно использовался, был создан Робертом Фултоном в 1807 г. Он совершал рейсы по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани со скоростью около 5 узлов (9 км/ч).
Устройство парохода
У пароходов гребной винт устанавливается на одном валу с паровой машиной. У пароходов с турбиной гребной винт приводится в основном через редуктор или через электрическую передачу.
Опытное судно Чарлза Парсонса «Турбиния» (в музее)
В 1894 г. Чарльз Парсонс построил опытное судно «Турбиния» с приводом от паровой турбины. Испытания были успешными: судно развило рекордную скорость в 60 км/ч. С тех пор паровые турбины стали устанавливаться на многих быстроходных судах.
Самые известные пароходы в истории
«Амазонка»
Крупнейшим деревянным пароходом всех времён была «Амазонка» (Англия), созданная в 1851 г. Длина её корпуса составляла 91 м. Судно погибло при пожаре в 1852 г.
«Титаник»
14 апреля 1912 г. «Титаник», являвшийся крупнейшим в мире пассажирским пароходом того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут.
«Скибладнер»
Самым старым в мире пароходом, всё ещё находящимся в эксплуатации, является норвежский колёсный пароход «Скибладнер», построенный в 1856 г. Он ходит по озеру Мьёса.
Известные пароходы
28 июня 1851 года в Англии со стапелей сошёл новый деревянный пароход, получивший название «Амазонка». Длина корпуса составляла 91 м, наибольшая ширина — 14,5 м. Судно снабдили паровой машиной мощностью 800 л.с. Это был крупнейший деревянный пароход всех времён. 4 января 1852 года на судне возник пожар, приведший к катастрофе. Из 162 пассажиров выжили 58, из них 11 сошли с ума от пережитого кошмара.
14 апреля 1912 года «Титаник», крупнейший в мире пассажирский пароход того времени, во время своего первого путешествия столкнулся с айсбергом в Атлантическом океане и затонул в течение 2 часов 40 минут. В результате катастрофы погибло 1 517 человек, что сделало это столкновение одним из наиболее смертельных во всей истории морских катастроф мирного времени. Такая высокая смертность приписывается тому, что несмотря на соответствие нормативам того времени, на судне не было достаточного количества спасательных лодок для всех пассажиров. Количество мест в спасательных лодках составляло 1 178, тогда как на судне находились 2208 человек. Непропорциональное число мужчин погибло из-за правила «женщины и дети первыми», которое соблюдалось при посадке в шлюпки, при этом они не были заполнены полностью.
Легендарные пароходы
За время существования пароходов появились поистине уникальные модели, которые вошли в историю. При этом нередко это было связано с их трагической судьбой.
«Амазонка»
28 июня 1851 года был создан и испытан новый деревянный пароход «Амазонка». Его изготовили в Англии. Длина корпуса транспортного средства составляла 91 метр, а ширина – 14,5. Судно оснастили паровой машиной, мощность которой составляла 800 лошадиных сил. Это был самый большой деревянный пароход.
В январе 1852 года на судне разгорелся пожар, который стал причиной настоящей катастрофы. Из 162 людей, которые находились на борту, выжили только 58. Впоследствии еще 11 пассажиров потеряли рассудок из-за кошмара, который им пришлось пережить.
«Титаник»
«Титаник» был самым большим судном своего времени. 14 апреля 1912 года произошло его столкновение с айсбергом в Атлантическом океане. В течение 2 часов 40 минут корабль затонул. Это привело к гибели 1517 человек. Эта катастрофа стала одной из наиболее смертельных. Это связывают с отсутствием достаточного количества спасательных шлюпок на борту.
Стоит отметить, что в результате крушения погибло непропорциональное количество мужчин. Это было связано с использованием правила «сначала женщины и дети», которое выполнялось во время посадки в шлюпки. Но они в результате так и не были заполнены.
«Скибладнер»
Колесный пароход «Скибладнер» был построен в 1856 году. При этом он функционирует по сей день. Это транспортное средство считается наиболее старым пароходом в мире, которое функционирует сегодня. При этом «Скибладнер» выполняет определенные задачи. Он целый год развозит корреспонденцию. При этом в летнее время транспортное средство используется для проведения круизов и водных прогулок.
Первый пароход был создан достаточно давно. Это произошло еще в начале девятнадцатого века. С того момента конструкция транспортного средства претерпела большое количество изменений и усовершенствований. Благодаря этому удалось внести значительный вклад в развитие науки и техники. Однако сегодня паровые транспортные средства сменили более совершенные конструкции.
Ранняя жизнь
Роберт Фултон родился 14 ноября 1765 года в семье ирландских иммигрантов Роберта Фултона-старшего и Мэри Смит Фултон. Семья жила на ферме в Маленькой Британии, штат Пенсильвания, которая тогда еще была британско-американской колонией. У него было три сестры – Изабелла, Елизавета и Мария – и младший брат Авраам. После того, как их ферма была изъята и продана в 1771 году, семья переехала в Ланкастер, штат Пенсильвания.
Хотя его учили читать и писать дома, Фултон. учился в школе квакеров в Ланкастере в возрасте восьми лет. Затем он работал в ювелирном магазине в Филадельфии, где его умение рисовать миниатюрные портреты для медальонов вдохновило молодого Фултона на карьеру художника.
Фултон остался холост до 43 лет, когда в 1808 году он женился на Гарриет Ливингстон, племяннице своего партнера по пароходному бизнесу Роберта Р. Ливингстона. У пары были сын и три дочери.
Бригантина
Назначение корабля | Использовался для пиратских набегов, 18 век – посыльные, разведывательные военные суда. |
---|---|
Количество мачт | 2-3 |
Паруса на мачтах | Первоначально латинские косые паруса, с 19 века – прямые на фок-мачте, косые – на грот-мачте. |
Дополнительные характеристики судна | Легкое судно – малый бриг, могло ходить на веслах (паруса снимались). |
Существуют две гипотезы почему судно получило такое название. Первая из них гласит, что свое название оно получило из-за названия доспех, которые носили воины тех времен. Согласно второй версии, название бригантина произошло от наименования другого. Существовавшего в те времена судна «бриг». Эти два корабля на самом деле очень похожи. Первые бригантины были парусными и гребными, то есть имели весла, которыми управляли люди. Количество таких весел могла быть до 30.
Бригантина имела две мачты, паруса на которых были различной формы. На передней мачте располагались прямые паруса, а на задней – косые. Такая конструкция позволяла судну участвовать в разведывательных и военных операциях. Под парусами бригантин очень часто ходили пираты из-за простоты в управлении, ведь со спущенными парусами управляю ею мог всего один человек. Это давало возможность бригантине успешно выполнять как разведывательные, так и военные операции. Судно полюбилось грабителям еще и своей маневренностью, и быстроходностью. Разбойники легкостью могла абортировать торговый корабль. Приблизившись к нему вплотную или же уйти от преследования. Бригантина легко маневрировала среди рифов и в сложных местах. В современном мире бригантины — двухмачтовые парусные суда с фок-мачтой, которые имеют вооружение, как у брига, а также грот-мачту с трапециевидными парусами, как у шхуны — топсели и грота-триселем. Современных бригантин с бермудским гротом, скорей всего, нет, хоть источники относительно их факта существования встречаются.
О начале Российского пароходства
В России имя Фултона тоже связывают с развитием пароходства. В 1813 году он решил обратиться к российскому правительству с прошением предоставить ему привилегию на строительство созданного им парохода и применения его на русских реках. Императором Александром I было пожаловано конструктор монопольное право на устройство пароходного сообщения между Санкт-Петербургом и Кронштадтом и в иных российских реках на 15 лет. Но выполнить договор изобретатель за три года, как было предусмотрено договором, не смог и лишился привилегии. Контракт стал осуществлять Берд с 1815 года.
Карл Берд владел механико-литейным заводом в Петербурге, на заводе была изготовлена паровая машина Уайтта мощностью в 4 л.с. и котёл, которые были установлены в деревянную лодку и приводили в движение бортовые колёса. Первый пароход был назван в честь императрицы «Елизавета» и проплыл от Петербурга до Кронштадта за 5 часов 20 минут. Ожидавшие на берегу люди были очень удивлены такой скоростью, поскольку этот путь на вёслах занимал целый день. Поверить в это было трудно и поэтому решили проверить в состязании весельный быстроходный катер и пароход. «Елизавета» обогнала катер и всем стало ясно, что у России есть перспектива построить новый флот.
От художника до изобретателя
В 1786 году Фултон переехал в Бат, штат Вирджиния. , где его портреты и пейзажи были так высоко оценены, что друзья уговорили его изучать искусство в Европе. Фултон вернулся в Филадельфию, где надеялся, что его картины получат спонсора. Впечатленные его искусством и надеясь улучшить культурный имидж города, группа местных купцов оплатила проезд Фултона до Лондона в 1787 году.
Хотя он был популярен и Картины Фултона, хорошо принятые в Англии, никогда не зарабатывали ему больше, чем на скудную жизнь
В то же время он обратил внимание на серию недавних изобретений, в которых лодка приводилась в движение веслом, которое двигалось вперед-назад струями воды, нагретыми паровым котлом.. Фултону пришло в голову, что использование пара для приведения в действие нескольких соединенных вращающихся лопастей может более эффективно перемещать лодку – идея, которую он позже разработал как гребное колесо
К 1793 году Фултон обратился к правительствам Великобритании и США с планами создания военных и коммерческих судов с паровой тягой.
В 1794 году Фултон оставил свою карьеру как художник обращается к совсем другой, но потенциально более прибыльной области проектирования внутренних водных путей. В своей брошюре 1796 года «Трактат об улучшении судоходства по каналам» он предложил объединить существующие реки с сетью искусственных каналов, чтобы соединить города по всей Англии. Он также представил методы подъема и спуска лодок без необходимости использования дорогостоящих механических комплексов шлюзов и плотин, специально разработанные пароходы для перевозки тяжелых грузов на мелководье и конструкции более устойчивых мостов. Хотя британцы не проявили интереса к его плану сети каналов, Фултону удалось изобрести машину для дноуглубления канала и получить британские патенты на несколько других связанных изобретений.
Изобретение англичан
Выход предложили выдающиеся британские кораблестроители Роберт Сеппингс (1867-1840) и Уильям Саймонд (1782-1856).
Набор корпуса деревянного 100-пушечного корабля
Первый в 1813 году разработал новую кораблестроительную систему набора корпусов кораблей: заделывание шпаций в трюме, применение диагональных ридерсов и раскосин, способствовавших усилению продольной прочности корабля, введение клямсов и привальных брусьев, укрепляющих связи бимсов с бортом. Вместо деревянных книц стали использовать железные, было введено медное крепление набора. Кроме того, на всех кораблях и фрегатах была принята одинаковая высота пушечных портов от палубы, в результате чего стало возможным переставлять орудийные станки с одного корабля на другой. Резко меняется конструкция кормы: вместо прямой транцевой она становится закругленной — это повышает скорость кораблей.
У. Саймонд в 1832 году изменил методы крепления набора корпуса: усилил крепление продольных и поперечных связей надводного борта, вместо тяжелых деревянных ридерсов в трюме ввел железные. Тем самым вес кораблей был значительно облегчен при прежней вместительности трюма, а подводная часть получила дополнительную прочность. Открылась реальная возможность увеличения отношения длины судна к его ширине (от традиционных 3:1 к 4:1 и более). У. Саймонд предложил также обшивать всю подводную часть корпуса деревянного парусного корабля медными листами, дабы увеличить стойкость деревянных конструкций в агрессивной морской среде, так соединились железо и паруса. Вот только знаменитый англичанин не знал или не хотел знать, что с этим предложением он опоздал — в России сие «новшество» применялось на фрегатах за несколько лет до Саймонда.
Железо и паруса на первом линейном корабле, построенном по системе У. Саймонда, — «Квин»
В 1839 году в Англии был введен в строй первый линейный корабль, построенный по системе У. Саймонда, — «Квин». Испытания этого 110-пушечного (фактически на нем было 114 пушек) парусного линейного корабля дали настолько хороший результат, что существовавшие столетия методы строительства парусных кораблей в одночасье отправились в архив. Правда, на повестке дня встала задача оснащения, чтобы парусный корабльКлассический парусный корабль: пределы возможного обладал принципиально новым типом двигателя — паровой машиной.