Модерн в Европе
4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.
Афиша для премьеры постановки «Жисмонда», Альфонс Муха. Изображение: Wikimedia Commons
Гребень, Рене Лалик. Фотография: Музей прикладного искусства и ремёсел в Гамбурге
Брошь, Рене Лалик. Фотография: Public domain
Заколка, Рене Лалик. Фотография: Collector Weekly
Флаконы духов, Рене Лалик. Фотография: сайт Lalique
Югендстиль
Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал «Югенд», издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.
Обложка журнала «Югенд», 1896 г. Изображение: Wikimedia Commons
Журнал «Югенд», 1897 г. Изображение: Wikimedia Commons
Обложка журнала The Studio, 1893 г., иллюстрация Обри Бёрдсли. Изображение: Wikimedia Commons
От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.
Национальный романтизм
Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.
«Принцесса Лебедь», Йон Бауэр. Изображение: Wikimedia Commons
«Гигантская щука», Аксели Галлен-Каллела. Изображение: Wikimedia Commons
Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево, где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.
В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.
Сказочный домик «Теремок» в Талашкино. Фотография: Gorshkov Igor / Shutterstock
Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная», Иван Билибин. Изображение: Wikimedia Commons
Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.
Матрешки Сергея Малютина. Фотография: Wikimedia Commons
В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».
Каса-Батльо (дом Бальо) в Барселоне, архитектор Антонио Гауди. Фотография: Wikimedia Commons
Сецессион
В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.
«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.
Здание Сецессион в Вене, архитектор Йозеф Мария Ольбрих. Фотография: Bildagentur Zoonar GmbH / Shutterstock
«Бетховенский фриз», Густав Климт. Изображение: Wikimedia Commons
Текстиль, Йозеф Хоффманн. Изображение: Formost
Стеклянная посуда, Йозеф Хоффманн. Фотография: Wikimedia Commons
Мюнхен – центр взаимодействия русской и немецкой культур
Мюнхен – колыбель немецкого модерна Мюнхен становится европейским центром авангардизма.В Мюнхене пересеклись немецкая и русская культура. В деятельности «Сецессиона» принимают активное участие наши соотечественники: В.Верещагин, И.Репин, И.Крамской, И. Грабарь. Членами Сецессиона становятся В.Серов и И.Левитан. «Русский след» в Баварии оставили литераторы Ф.Тютчев и В.Жуковский. В Мюнхене проводились персональные выставки наших соотечественников. Работы русских художников весьма популярны: их отмечают медалями. В 1899 году руководство над «Мюнхенским Сессеционом» принял на себя
Библиография [ править ]
- Арнансон, Гарвард Х. «История современного искусства». Эд. Дэниел Уиллер. 3-е изд. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис Холл, Инк, 1986. ISBN 978-0-13-390360-7 .
- Борси, Франко и Эцио Годоли. «Архитектура и дизайн Вены 1900 года». Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Rizzoli International Publications, Inc, 1986. ISBN 978-0-8478-0616-4
- «Архитектура Австрии ХХ и ХХI веков». Эд. Гудрун Хаузеггер. Базель, ЮАР: Birkhauser, 2006. ISBN 978-3-7643-7694-9
- Фар-Беккер, Габриэле (2015). L’Art Nouveau (на французском языке). HF Ullmann. ISBN 978-3-8480-0857-5.
- Мецгер, Райнер (2018). Вена — des Années 1900 (на французском языке). Кельн: Taschen . ISBN 978-3-8365-6704-6.
- О’Коннор, Энн-Мари (2012). Дама в золоте, Необыкновенная история шедевра Густава Климта, Портрет Адели Блох-Бауэр, Альфред А. Кнопф, Нью-Йорк, ISBN 0-307-26564-1 .
- Катрин Ромберг (ред.): Маурицио Каттелан . Текст Франческо Бонами , Венский Сецессион, Вена. ISBN 3-900803-87-0
- Шорске, Карл Э. «Густав Климт: живопись и кризис либерального эго» в Fin-de-Siècle Вена: политика и культура . Винтажные книги, 1981. ISBN 978-0-394-74478-0
- Зарниц, август (2018). Отто Вагнер (на французском). Кельн: Taschen. ISBN 978-3-8365-6432-8.
- Секлер, Эдуард Ф. «Йозеф Хоффманн. Архитектурное произведение». Принстон, Нью-Джерси: Princeton UP, 1985. ISBN 978-0-691-06572-4
- Топп, Лесли. «Архитектура и правда в Вене конца века». Кембридж, Великобритания: Cambridge UP, 2004. ISBN 978-0-521-82275-6
Отто Вагнер
Вагнер был выдающимся архитектором, создателем новой венской архитектурной школы, теоретиком и педагогом. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение художников венского модерна, среди них: Я. Котера, И. Хоффманн, М. Фабиани, И. Плечник, П. Янак. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Т. Чиппендейла, Дж. Хэпплуайта и Т. Шератона. В 1901 г.- выставка шотландского художника Ч. Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго». Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского Модерна, оно заметно во многих работах Ф. Шехтеля в Москве. Стиль прямых линий, квадратов, окружностей и «шахматной клетки» характерен для творчества Йозефа Хоффманна (1870-1956), лучшего ученика О. Вагнера и организатора «Венских Мастерских». За пристрастие к геометрическим формам этого художника прозвали «дощатым», «квадратным Хоффманном» («Quadratl Hoffmann»), В 1912 г. Хоффманн основал по типу германского австрийский Веркбунд — союз промышленников и художников. Лучшее и самое характерное произведение Хоффманна-архитектора — дом банкира и собирателя произведений искусства А. Стоклё в Брюсселе (1905-1911). Используя многообразие сочетаний чистых плоскостей, облицованных мрамором, квадратов и прямых линий, выступов и ритмических «сдвигов», архитектор создал выразительный образ в стиле геометрического течения Модерна. Дом Стоклё называют «музеем Сецессионизма». В оформлении его интерьеров принимали участие многие художники «Венских Мастерских»: Г. Климт, К. Мозер, М. Повольни, Ф. Метцнер, Р. Лукш, Е. Маковская.
Если О. Вагнер и И. Хоффманн не отрицали возможность традиционных форм декора и орнамента, то австрийский архитектор А. Лоос (1870-1933) вообще отказался от всяких «орнаментов как детского лепета живописи» и «искусства дикаря». Лоос изучал архитектуру в Дрездене, Париже, Нью-Йорке и Чикаго и своими дерзкими «американскими проектами» еще до Первой мировой войны заложил основы нового течения. И. Ольбрих (1867-1908) официально не был учеником О. Вагнера, но работал в его архитектурном бюро в Вене. В 1898-1899 гг. И. Ольбрих выстроил в центре Вены новое выставочное здание Сецессиона, поразившее венцев своим необычным видом. Оно состоит из нескольких массивных кубических объемов, над которыми вознесен изумительный ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золоченых лавровых листьев. Членения здания экономно подчеркнуты лаконичным «вагнерианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». На фасаде здания, над входом золотыми буквами начертаны слова: «Каждому времени — свое искусство, каждому искусству — своя свобода» («Der Zeit Ihre Kunst — Der Kunst Ihre Freiheit»). С 1899 г. Ольбрих работал для Дармштадтской колонии художников, проектировал здания, мебель, оборудование интерьеров. В 1906 г. И. Ольбрих разработал модель корпуса нового автомобиля фирмы «Опель» в стиле плавно изогнутых линий и ясных, чистых поверхностей и таким образом оказал существенное влияние на формирование европейского дизайна. В 1908 г. в венском Императорском музее искусства и промышленности состоялась выставка, убедительно доказавшая, что венский модерн не только успешно миновал витиеватые формы Ар Нуво, но также избежал деструктивных крайностей германского югендштиля. Не случайно в то время стали чаще говорить не о «венском модерне», а о «венском дизайне». Характерны для венцев и «приятные исключения».
«Венский Сецессион»
Общество «Венский Сецессион» возникло в 1897 году. Оно сгруппировало вокруг себя австрийских модернистов. Другое название австрийского модерна — «сецессионстиль». Ядром «Венского Сецессиона» становится журнал «Ver Sacrum». «Вер Сакрум» — орган австрийского символизма в литературе. Здесь печатают литературные работы сециссионистов, в.т.ч. стихи Райнера Марии Рильке. Ver Sacrum – «святая весна».Этот подтекст заложен в названии журнала: вырастить детей, а плоды их творчества распространить по всему миру.«Сонеты к Орфею» Райнер Мария Рильке; перевод Карена СвасьянаСпелость груши, яблока, банана,ягоды… О, что за разговорсмерть и жизнь ведут во рту… И странно на лице ребенка этот спорслушать мне. Как вкусен он и сладок,безымянный. И под нёбом рта вместо слов теперь струятся клады,сбросив плоть и смерть во рту найдя.Кто дерзнул бы яблоком назвать эту сладость, плотную вначале, и потом пролившуюся в даливкуса? Кто бы смог её унять,смесь земли и солнца, как? откуда? — Опыт, чувство, радость, — чудо! чудо!Общество «Венский Сецессион» возглавил австрийский основоположник стиля модерн
Характерные признаки стиля модерн
Модерн отличается большим разнообразием характерных элементов за счет синтеза ряда направлений в искусстве — живописи, пластики, архитектуры, прикладного творчества.
- Сооружения поражают визуальной легкостью и необычной, ассиметричной формой. Внутренние помещения просторны, практически отсутствуют прямые линии и углы.
- Конструкции выполнены как из легкого алюминия, так и из традиционного железобетона, пролетные строения — арочного, вантового и балочного типов.
- Преобладает пастельная гамма цветов, но используются и металлик, серебро, флуоресцентные красители. Изобилие растительных орнаментов.
- Двери нередко смещены в сторону от центра здания, их виды многообразны — от вращающихся до телескопических.
- Большие, иногда — во всю стену окна. Механизм распашной, откидной, поворотный или раздвижной.
- Линии форм свободные, напоминающие естественные природные конфигурации. Каждая сторона здания имеет удачный ракурс, где декор и фасад видятся в ином свете, при этом общая картина потрясающе гармонична.
Смещенные от центра оформления двери, мягкие, плавные линии, растительные мотивы.
Венский Сецессион. Зарождение и создание
Конец ХIХ века был переломным во многих отношениях. Начиналась новая эпоха, которая нуждалась в новой эстетике. Историзм и академизм в искусстве себя изжили, художники искали новые источники вдохновения, новые сюжеты и техники. Самые смелые и яркие из них стали в серьёзную оппозицию к старым устоям. Возглавил это движение мастер живописи Густав Климт. Именно он, а также литературный журнал «Ver Sacrum» (от лат. «Весна священная») сформировали ядро нового европейского искусства.
3 апреля 1897 года считается датой основания Венского Сецессиона. Примером ему служили Мюнхенский и Берлинский сецессионы, которые также развивали югендстиль (модерн).
Разновидности сецессиона
Выделяют несколько разновидностей сецессиона:
- Берлинский сецессион;
- Венский сецессион;
- Мюнхенский сецессион;
- Свободный сецессион.
- Берлинский сецессион. Это художественное объединение берлинских художников и скульпторов, возникшее в конце XIX века отвергало доминировавшее в то время академическое искусство. В эту группу входили такие известные участники, как Макс Бекман, Эрнст Барлах, Эрих Хеккель. Позднее, в 1914 году, после разногласий группы художников из Берлинского сецессиона выделяется новая ветвь, получившая название Свободный Сецессион.
- Венский Сецессион. Это объединение было основано 3 апреля 1897 года Густавом Климтом, Альфредом Роллером и другими художниками, стремящимися отойти от господствовавшего в Доме художников Вены консерватизма. Их первая выставка состоялась в 1898 году в недавно возведенном на улице Винцайле павильоне, который позже венцы назовут «Сецессион». Характерными особенностями такого стиля являются многоцветность, характерная мозаичным произведениям, а также наличие выдающейся орнаментальности. В архитектуре Венского сецессиона отмечается упорядоченность делений, лаконичность декора, а также рациональное применение конструктивных решений и композиции. Выставочная политика венского сецессиона внесла значительный вклад в становление известностями французских импрессионистов. Позднее, для более широкого распространения идей более свободного искусства группа создала журнал под названием «Ver Sacrum», что в переводе с латинского означает «весна священная».
Ранние работы Венского Сецессиона можно охарактеризовать как базирующимися на стиле ар-нуво, но, если углубиться в содержательную часть издания «Ver Sacrum» и проанализировать выпуски последующих лет, становится понятно, что творчество группы Венского Сецессиона становится более прямолинейным. Это отслеживается и с Восьмой Венской выставки, которая была посвящена декоративному искусству. Именно с этим можно связать последующие ассоциации сецессиона с представлением об ар нуво или модерне. Однако примечательно, что творчество Франца Месснера, председательствующего в группе Венского Сецессиона с 1919-го по 1920 год, находилось под влиянием раннего функционализма.
Рисунок 1. Здание в стиле сецессион.
Мюнхенский Сецессион. В конце XIX века от господствующей в то время Мюнхенской ассоциации художников отделяется объединение, названное в последствии Мюнхенским Сецессионом. Объединение было основано 4 апреля 1892 года девяносто шестью художниками под руководством избранного Президента Бруно Пиглхайна. Примечательно, что название «Мюнхенский Сецессион» было придумано немецким публицистом Георгом Хиртом, который считал, что в этом названии содержалась духовная составляющая того времени. Группа поддерживала полную свободу арт-сцены. Это не осталось не замеченным со стороны прессы и населения. Название объединения стало символом свободы от преимущественно господствующего вектора в архитектуре, искусстве, а также культурной революции в целом. Для группы Мюнхенского Сецессиона также было специально построено выставочное здание на Принцрегентенштрассе и углу Пилотиштрассе в Мюнхене. Среди известных членов-основателей движения фигурируют Пауль Хёккер, Готхард Кюль и Гуго фон Габерман.
Рисунок 2. Картина в стиле сецессион.
Свободный Сецессион. В 1914 году из Берлинского Сецессиона в результате внутреннего конфликта выделяется группа художников из 50 человек под руководством Макса Либермана. В берлинской галерее Луца было разрешено проведение выставки в 1923 году, которое принято считать последней. В состав Свободного Сецессиона такие известные личности, как Отто Мюллер, Генрих Цилле и Анри ван де Вельде.
Возрождение модерна
Переосмысление модерна началось спустя полстолетия. Благодаря большой исторической дистанции появилась возможность взглянуть на модерн свежим взглядом. На плакаты 1960-х возвращаются образы с афиш и из журналов начала века.
Постер, Элтон Келли. Изображение: Стэнли Маус / Элтон Келли / Культурный центр Банка Бразилии / Google Art & Culture
Постер, Бонни Маклин. Изображение: Wikimedia Commons
Постер, Джим Блэшфилд. Изображение: Wolfgang’s
Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысляет модерн ― главное отличие нового «модерна» от образцов прошлого в использовании насыщенных, контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени
Петер Беренс
С 1893 года ведущим мастером «Мюнхенского Сецессиона» становится архитектор и дизайнер Петер Беренс. Он считается основателем современного дизайна и промышленной архитектуры.В первую очередь Петер Беренс – архитектор.Беренс привнес в Сецессион композиционную геометрическую четкость.Беренс был графиком, иллюстратором книг, разработчиком шрифтов. До 1907 года он возглавлял Художественно-промышленную школу, а потом стал консультантом и промышленным дизайнером фирмы АЕГ в Берлине. Этот поныне известный брэнд занимается выпуском бытовых приборов. Его слоган — совершенство форм и функций. Мастерская Петера Беренса подарила миру знаменитых архитекторов Мис ванн дер Роэ и Вальтера Гропиуса.югендштиль
Русская архитектура стиля модерн
Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.
Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.
Северный модерн (петербургский)
Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.
К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница «Астория», доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.
Основные характеристики северного модерна:
- Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
- Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
- Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
- Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
- Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.
Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга – проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании «Зингер» (сегодня здесь располагается «Дом книги»).
В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.
Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла – один из самых узнаваемых символов города.
Московский модерн
Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке – объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:
- Асимметричные планировки и фасадные композиции.
- Разнофактурные облицовочные материалы.
- Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
- Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.
Классический пример дома в стиле московского модерна – особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.
Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.
В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.
Авторству Ф. Шехтеля принадлежит и другой известный особняк – дом З.Г. Морозовой (несколько интерьерных панно для него написал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала.
Характерные особенности
Несмотря на сознательный уход от канонов и значительное изменение стиля со временем, свои особенности у него всё же были
Обычно к ним относят асимметрию, декоративные элементы на растительную и животную тематику, красочные витражи, мозаики и майолики, использование натуральных природных материалов, текучие и динамичные линии, обычно из железобетона и кованого металла, одинаковое внимание как к экстерьеру, так и интерьеру. Часто происходит синтез архитектуры, скульптуры, живописью и прикладных искусств
Практически на каждом здании можно увидеть, что все элементы были продуманы и выполнены в едином стиле: балконы, окна, двери, ручки, решётки, лестницы. Необработанный камень может соседствовать с яркой мозаикой, а резкая асимметрия с плавными линиями решёток. Новый стиль искусно использовал новые технические возможности, что позволило повысить этажность зданий и создавать необычные декоративные элементы.
Другой особенностью модерна является вдохновение народным искусством и средневековьем. Начало XX века — это рост национального самосознания и обращения к своему культурному и историческому наследию. В каждой стране это выразилось по-разному. В Скандинавии, Прибалтике и на северо-западе России часто вдохновлялись замками, отчего многие дома часто напоминают небольшие замки. В Венгрии заметно сильное восточное влияние. Обращение к фольклору также проявилось в использовании на фасадах существ из сказок.
Русская школа
Модерн в русском виде — все характерные веяния стиля плюс народный фольклор. В основу проектов легли черты византийских церквей, боярских хором из семнадцатого столетия: ажурные конструкции с множеством арочных элементов, высокие пролеты, объемное пространство помещений, витражные окна больших размеров. Декорациями выступают женские образы с вплетенными в волосы виноградными лозами, мозаичные рисунки, растительные формы.
Особняк А.Морозова — Москва, Воздвиженка
В Москве сохранилось множество построек конца 19 и начала 20-го столетия, которые выстроены в стиле модерн. Приверженцами стиля стали архитекторы Ф.О. Шехтель, В.Ф. Валькот, Ф.Ф. Воскресенский, А.У. Зеленко и другие.
Особняк Отто Листа, построенный Львом Кекушевым в 1899 году, отличает асимметрия формы, разные по величине и виду окна, сочная и выразительная майоликовая мозаика над арочным входом, небольшая, квадратной формы, лоджия с колонной над первым этажом на углу здания.
Особняк Листа. Первоначально Кекушев строил его для себя.
На Пречистенке — построенный тем же Кекушевым доходный дом Исакова. Это чарующее сооружение. Дом был построен для купца Исакова в начале 20-го века, и он отличается большим размахом, но удивительной ажурностью и легкостью. В дизайне явно прослеживается французский стиль: окна не только различаются по размерам и форме, но и по переплету; по центральной оси расположен балкон с ажурными коваными решетками, края оформлены эркерами. У фасада из кирпича скруглены углы, в верхней части изготовлен фриз в виде узорчатой лепнины, боковые стороны украсили женские фигуры.
Доходный дом Исакова, предназначенный для проживания исключительно зажиточных граждан.
В Петербурге в начале двадцатого века появилось ответвление стиля — «Северный модерн», важнейшей отличительной чертой которого было применение мрамора и гранита для отделки фасадов в связке с металлическими и деревянными элементами.
Особняк Курлиной в Самаре. Фасад отделан голубой плиткой и изумрудными изразцами. Кованные ограждения на крыше в виде крыльев бабочки, придают легкости.
Линия волны, характерная для модерна, читается на фронтонах, в скругленном входе и балконной арке.
За всю историю стиля выделилось несколько направлений модерна. В Германии он именовался югендстилем, в Австрии — сецессионом. Описаны рационализм, неоклассицизм и даже берлинский, парижский или рижский модерн. Господство стиля продолжалось на протяжении четверти века, на смену ему пришли экспрессионизм и функционализм.
Испанская школа
Испанской школе характерна самобытность, нахождение самых гармоничных форм в готической и исламской архитектуре.
Сооружения Антони Гауди настолько реалистично вписываются в окружающие пейзажи, что создается полное ощущение естественности их происхождения. Незаурядный талант и богатейшая фантазия автора послужили появлению двух десятков удивительных проектов. Декоративные элементы — главные отличия стиля архитектора. С использованием полихромных эффектов керамики построено здание Каса Висенс — дом, словно сошедший со страниц детской сказки: асимметрия фасада, ломаная крыша и богатый орнамент. Не менее оригинален особняк Эль Каприччо, а диковинный Парк Гуэль — целая череда уникальных строений, будто выросших из земли, извивающаяся, как змея, «бесконечная скамья», колонны, как деревья.
Каса Висенс — сказочный, яркий, колоритный замок.
Становление модерна
На становление модерна повлияли несколько факторов:
- рост массового машинного производства;
- заново открытые для европейцев Япония и Китай;
- развитие городов и городской культуры;
- новые философские воззрения.
Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.
Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.
Абонемент на выставки движения «Искусства и ремёсла», Уолтер Крейн, 1890 г. Изображение: Wikimedia Commons
Рисунок для обоев, Уильям Моррис, 1862 г. Изображение: Wikimedia Commons
Мебель производства «Искусств и ремесел». Фотография: Britannica
Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.
Артур Макмердо, обложка для книги «Городские церкви Рена». Изображение: Wikimedia Commons
Артур Макмердо, стул. Фотография: Wikimedia Commons
Плакат, Чарльз Ренни Макинтош. Изображение: Wikimedia Commons
Стул, Чарльз Ренни Макинтош. Фотография: Phillips
Виды
В разных странах модерн немного отличался и даже назывался по-разному: ар-нуво во франкоговорящих странах, югендстиль и сецессион — в немецкоязычных странах. Каждый регион привносил в стиль что-то своё, но также сильнее всего модерн менялся с течением времени.
Ранний
Ранний — это наиболее традиционная и классическая версия стиля, когда появились его характерные черты, и архитекторы отступали от них незначительно. Также ранний модерн отличается тем, что первоначально он использовался лишь при строительстве особняков, усадеб, отелей, дворцов — то есть пользовался популярностью преимущественно у буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие стремились выделиться и построить самое необычное здание. Часто такие дома не вписывались в застройку, чем ещё больше подчёркивали свою нестандартность.
Поздний
С течением времени модерн уже не воспринимался как что-то необычное и становился всё более массовым. Теперь в этом стиле строились совершенно разные постройки: от жилых комплексов до промышленных зданий. Появлялись целые кварталы доходных домов в этом стиле.
Изменились и его характерные черты: он становился всё более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось всё меньше, интерьер уже не играл большой роли и стал заметен переход в функционализм, который и пришёл на смену модерну.
Деревянный
Отдельно стоит отметить деревянный модерн. Непростой с технической точки зрения, он был довольно распространён в России. Примеры можно увидеть в Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, Ярославской и Владимирской области.
Влияние [ править ]
Дворец искусств Краковского общества друзей изящных искусств , также известный как «Сецессион» , в Старом городе Кракова.
Сецессионистские керамические вазы от Mintons
Ар-нуво называют в честь Венского отделения на языках бывшей Австро-Венгрии : венгерский : szecesszió , чешский : secese , словацкий : secesia , польский : secesja . Венский Сецессион также повлиял на польское движение Młoda Polska (Молодая Польша), которое также включало художественные стили, отличные от модерна, и охватывало более широкий подход к искусству, литературе и образу жизни.
Венский Сецессион повлиял не только на движения, но и на конкретных архитекторов, например, русского Иллариона Иванова-Шица, который создал на его основе свой уникальный стиль.
С середины 1890-х годов Минтоны в Англии внесли большой вклад в керамику в стиле модерн , многие из которых были разработаны сыном Марка-Луи Солона Леоном Солоном и его коллегой Джоном Уодсвортом . Леон Солон был нанят Минтонсом после того, как его работа была опубликована в очень влиятельном журнале о дизайне The Studio.и он работал в компании с 1895 по 1905, включая короткое время в качестве художественного директора. Солон представил дизайн под влиянием Венского Сецессиона, а ассортимент глиняной посуды, изготовленной примерно с 1901 по 1916 год, был назван «Сецессионистской посудой». Он был изготовлен в основном с использованием промышленных технологий, что делало его относительно дешевым и нацеленным на широкий рынок. Ассортимент был сконцентрирован на товарах, покупаемых по отдельности или парами, таких как кувшины или вазы, а не на сервизах целиком.
Французская школа
Чуть позже, после ознакомления в путешествии по Брюсселю с творчеством Виктора Орта, в стиле модерн начинает творить француз Эктор Гимар. Под сильнейшим впечатлением от изящных, воздушных построек Орта, Гимар возводит всемирно известный Кастель Беранже, или Кастель Derange (от франц. «беспорядочный»), как называли его современники Гимара. Замок имеет все классические черты модерна: ассиметричную форму, необычную расстановку окон (по диагонали), балконов, порталов, неровную поверхность каменной кладки в сочетании с кирпичом и яркими витражами в окнах.
Кастель Беранже — «дом сумасшедших». В отличии от палладианского стиля, дом выглядит по-разному с каждой стороны.
В Париже — немало зданий, построенных французским основателем ар-нуво, в частности, горожане ежедневно наслаждаются видом чугунных павильонов метро, признанных шедеврами пластики.
Венский Сецессион. Выставки
Первая выставка Венского Сецессиона в новом зале состоялась в 1898-м году. Благородная публика приняла новую инициативу на ура, ведь в Сецессионе они могли ознакомиться также и с работами известных французских импрессионистов.
Афиша Первой выставки «Венского Сецессиона»
Первые выставки Венского Сецессиона представляли работы в стиле чистейшего модерна во всей его декоративности и вычурности. Но постепенно, с началом ХХ века, после Восьмой выставки формы его становятся более прямолинейными, в нём появляется всё больше геометрической абстракции.
Самой знаменитой выставкой Венского Сецессиона считается Четырнадцатая, посвящённая Людвигу ван Бетховену. Именно на ней в 1902-м году была представлена статуя композитора, созданная Максом Клингером. А окружал её фриз Густава Климта – знаменитый «Бетховенский фриз». Этот цикл картин-фресок, изображающий Девятую симфонию Бетховена, считается одним из самых выдающихся произведений венского модерна.
Густав Климт, «Фриз Бетховена» (фрагмент)