Архитектурные сооружения и здания: виды и стили

Рококо

Родиной этого стиля является Франция, где он проявился в начале 18 в.. Отличает рококо лёгкость, приветливость, игривость. Архитектура совершенно произвольно сочетает и распределяет части сооружения, не задумываясь о формах и их целесообразности. Строгая симметричность отсутствует, зато существует бесконечный перебор многочисленных деталей орнамента и их расчленения.

Полное отсутствие рациональности в обращении с расположением и гармоничным сочетанием элементов, капризность, изысканность и отягощенность форм на памятниках рококо делает их оригинальными и скошными. Шедевры архитектуры , Германии, имеют свои отличия. Они напоминают нам о временах, когда в моде были пудреные парики, мушки, румяна и белила.

Дом Хелблингов в Инсбруке, Австрия. Фотография Джеймса Дэвиса/Корбис

Читайте больше в статье Рококо в архитектуре: это надо знать. описаны кратко на , а также есть описание памятников и в .

Глубинная или глубинно-пространственная композиция

Рис. 6.7. Глубинная композиция. Рим. Дворец конгрессовГлубинная или глубинно-пространственная композиция отличается развитием преимущественно по глубинной координате (рис. 6.7). Ее применяют в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа. В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект. Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми. Так решена ул. Уфицци во Флоренции, ориентированная на башню палаццо Синьории, ул. Росси в Санкт-Петербурге, ориентированная на здание Александрийского театра, или улица офисов в комплексе ЭУР в Риме, ориентированная на Дворец конгрессов (рис.6.7).

См. также

  • Дух места
  • Альберти, Леон Баттиста
  • История Грузии
  • Прага
  • Классицизм
  • Тверь
  • Гродно
  • Вологодская область
  • Архитектура в Open Encyclopedia Project(предложить контент)
  • «Современная архитектура и дизайн» Обзоры архитектурных проектов от команды молодых архитекторов
  • Журнал: «Архитектурный вестник»
  • «Архитектура России»
  • «История Русской архитектуры»
  • Архитектурный журнал «Cih Journal»
  • Журнал «Архитектор»
  • Architecture|Information|Russia
  • Мир архитектуры и строительства
  • — Tolomeus — Art around you Architecture VR panoramas by Tolomeus
  • «Планета Small Bay». Виртуальная галерея шедевров архитектуры и скульптуры
  • «Архитектурная планета — замечательные проекты, интересные авторы, конкурсы и материалы для практической работы»
  • АРХ — Архитектура Беларуси…
  • Московский архитектурный институт
  • Дома повышенной защищенности от природных катаклизмов
  • «История Русской архитектуры»
  • «Каталог сайтов по архитектуре, дизайну и тенденциям в искусстве»
  • arch_heritage — сообщество в Живом журнале по теме «Архитектурное наследии России и стран СНГ»
  • arhiv_palat — сообщество в Живом журнале по теме «Каменное жилое зодчество допетровской Руси»

Учебные заведения и библиотеки

Известно, что школы существовали уже в Древнем Египте и шумерских городах-государствах. Но мы почти не имеем представления об их облике. При храмах и дворцах имелись библиотеки, доступные лишь немногим. В Древней Греции строились целые учебные комплексы, где были и залы (либо открытые портики) для интеллектуальных занятий, и спортивные площадки. В Средние века обучение часто происходило при храмах и монастырях, где имелись роскошные библиотеки. Но существовали и светские школы.

В большинстве случаев это не было отдельное здание. Также как и библиотеки, строились мастерские по созданию книг. По крайней мере, они входили в комплекс монастыря, храма, дворца или жилища. Одно из немногих исключений – медресе – мусульманское духовное училище. Первые европейские университеты поначалу не имели постоянного помещения. Занятия могли устраивать даже в самом храме. Но в самом конце Средневековья – начале эпохи Возрождения начинают строить специальные здания (университет Саламанки).

Российская государственная Библиотека. Москва. Россия.

Библиотека Лауренциана. Флоренция. Италия .

С распространением новых, ренессансных воззрений учебных заведений становится все больше. Их начинают все богаче украшать в соответствии со стилем эпохи. Многие из них – шедевры архитектуры. В Европе и России процесс набирает обороты в XIX в. в связи с постепенной демократизацией общества, идеей распространения образования среди различных слоев общества. Так как с тем, что многие учебные заведения строились на частные пожертвования, они получали разнообразную трактовку. Особенно это касается детских учреждений.

В XX в. разрабатываются типовые проекты, список определенных требований (прежде всего санитарных). Но есть и уникальные, выдающиеся ансамбли и отдельные сооружения. В их числе – комплекс МГУ им. Ломоносова в Москве. Аналогичная история была и у библиотек. Для них начинают строить отдельные величественные здания, возрождая традиции античного мира (библиотека в Александрии египетской).

Романские строения

Данное архитектурное направление получило свое название в честь римлян, так как некоторые характерные черты были позаимствованы именно у них. Романский стиль зародился в 11-12-м веках в Западной Европе. Основным направлением в строительстве являются церковные сооружения — храмы, монастырские комплексы.

Часто использовались такие архитектурные элементы, как арки или колонны. Здания были преимущественно вытянутой формы. В зависимости от региона расположения внутреннее и внешнее убранство отличалось национальным колоритом. В некоторых храмах прослеживаются готические элементы, как, например, Тринити в Канне, которая была построена в 1070 году. Преобладали коричневые, красные, белые, зеленые оттенки в интерьере.

Орнамент

Под понятием орнамент подразумеваются архитектурные элементы фасада, предназначенные для визуального выделения отдельных фрагментов здания. Это могут быть оконный или дверной проём, арка, свод, межоконный проём, колонна, стеновая плоскость. Могут быть представлены в виде резного узора, с тематическим изображением, соответствующем тому, к какому стилю относится здание.


Фасадный орнамент Источник s61.radikal.ru

Разновидности орнамента характеризуются иными приёмами, использованием различных узоров, пришедших из древней архитектуры. Наиболее популярными считаются такие виды:

  • Кельтские, в которых предпочтение отдаётся зигзагообразным, криволинейным и прямолинейным линиям, геометрическим фигурам.
  • Среднеазиатские с письменами, перемежающимися с растительными элементами.
  • Греко-римские – ставшие прообразом для украшения зданий Ренессанса и более позднего Классицизма.
  • Романские – демонстрирующие возвращение к моде древности и применимое преимущественно к домам, выполненным в стиле средневековых замков.

Минимализм

Классическое жилище в стиле минимализм — небольшой дом с простым симметричным дизайном. Данному стилевому направлению присуще отсутствие декоративных элементов и максимальная простота линий, геометрические формы и природные фактуры. Концепция стиля: отсекать все лишнее и оставлять рациональное.

Основные черты домов в стиле минимализма: большие оконные проемы, горизонтальная крыша, сочетание вертикальных и горизонтальных прямых. Базовые цвета таких архитектурных объектов — светлые, нейтральные.  Геометричность архитектурного решения подчеркивается черным цветом. Жилища в минималистическом стиле возводятся в один-два этажа. Применяемые при строительстве материалы: бетон и стекло, для отделки используется натуральная деревянная доска и клинкерная плитка.

Замок и дворец

Дворец представляет собой жилое здание, в котором обитают правитель государства, его наместник, владелец конкретной местности либо просто высокопоставленная особа. Нередко это важный административной объект, поскольку здесь решаются различные государственные дела, но также он является символом власти, что во многом определяет его размеры, облик, оформление. Грандиозные дворцовые ансамбли иногда включали сады, хозяйственные постройки. Территория огораживалась мощными стенами. Это был город в городе. Средневековые дворцы во многих регионах имели крепостной характер. Внутренне убранство при этом могло быть пышным и богатым. Как правило, непременным дополнением дворцом служили парки.

Касл-Ховард, или Замок Говардов. Великобритания .

Замок Вайдахуняд. Будапешт. Венгрия.

С давних времен оформлению входа уделялось особое значение. Они должны были обладать необходимыми функциональными качествами: прочностью и надежностью. Так как ворота являлись «лицом» того сооружения, в которое они ведут, их стремились украшать более богато, чем стены или башни. Объем ворот выделялся из остальных частей укреплений своими размерами. Декор мог включать охранительные магические знаки, геральдику, изображения Бога или святых. Впоследствии ворота теряют свою крепостную функцию, но сохраняют смысловое значение – быть торжественным и красивым входом на территорию того или иного ансамбля.

Американский стиль

Стиль представляет собой адаптивные вариации ранее существовавших в Европе архитектурных тенденций. Из желания первых поселенцев продемонстрировать масштаб и богатство дома проистекала потребность создавать не скромные жилища, а целый архитектурный комплекс.

Стиль отличает минимум рельефных деталей, преобладание прямых линий, симметричность, светлые спокойные тона, множество окон, протяженность по горизонтали, крыша асимметричной формы. В настоящее время это стилистическое направление представляет собой смешение архитектурных стилей. Общий концепт: построить просторный удобный дом, где всем будет комфортно. Обычно это каркасный одно-двухэтажный дом с низким фундаментом с верандой или с просторным крыльцом.

Административные здания

Государственный аппарат существовал уже в государствах Древнего мира. И хотя в ряде случаев практиковались собрания под открытым небом, и в Греции, и в Риме, и в других древних цивилизациях строились здания, предназначенные для заседаний государственного совета, хранения архивных материалов, ведения судов, заключения торговых сделок (булевтерий в Греции, табуларий и базилика в Риме и др.). В средневековой зарубежной Европе в связи с ростом городов и появлением городского самоуправления строятся ратуши. В Новое время строительство подобных зданий приобретает все больший размах (здания Сената в Московском Кремле и Парламента в Лондоне, Белый дом в Вашингтоне). Многие из них строились в XVIII– XIX вв. в стиле классицизма. В XX в. в данной сфере, как и во всех прочих, проводились смелые эксперименты и утверждались новые эстетические идеалы (здание ООН).

Дом правительства РФ. Москва. Россия.

Британский парламент (Вестминстерский дворец). Лондон. Великобритания .

Госпиталь

В древности врачебную помощь оказывали на дому или при святилище. В средневековой Европе появляются госпитальные здания. В основном их строили в монастырях, хотя существовали и городские госпитали, как, например, знаменитый Отель Дьё в Париже. Отделений не было, но общую палату старались делать светлой и просторной. В эпоху Возрождения госпитали получают более развитую структуру (госпиталь Санта-Крус в Толедо в форме креста с примыкающими к его стенам внутренними дворами). Их украшают, возводя в ранг важных общественных зданий (Оспедале дельи Инноченти во Флоренции), дополняют садом для прогулок (госпиталь в Эскориале под Мадридом).

Эти традиции сохраняются и в XVII–XVIII вв., более того, многие госпитали теперь представляют собой целый комплекс построек, связанных в продуманный архитектурный ансамбль (госпиталь в Гринвиче, Дом инвалидов в Париже, Голицынская больница в Москве). В России в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в., такие сооружения строятся на пожертвования знатных дворян (Странноприимный дом, ныне институт Склифосовского) и Голицынская больница в Москве. В XIX в. строилось много частных приютов на средства различных меценатов.

Странноприимный дом (Шереметьевская больница), ныне НИИ им. Н.В. Склифосовского. Москва. Россия.

Здание городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница). Голицынский корпус. Москва. Россия.

Романский стиль

Архитектурный стиль, относящийся к 10-12 векам, только в 19 веке получил название «романский», благодаря искусствоведам. Структура была создана как конструкция из простых геометрических форм, таких как колонны, параллелограммы и кубы. В этом стиле были построены замки, храмы и монастыри с массивными каменными стенами с бойницами. В XII веке крепостные укрепления имели башни с фортификационными сооружениями и галереями.

Замок в романском стиле, Алькасар. Сеговия. Испания.

Защищенный храм — крепость и замок. Здания того времени имели простые геометрические формы, такие как кубы, призмы и колонны. Были построены арочные сооружения и купола цилиндрической, крестообразной и крестообразной формы. Стены были расписаны в раннем романском стиле, но объемные каменные рельефы появились на фасаде до конца 11 века.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «изящная архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухаус и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Японский стиль

Архитектура Страны восходящего солнца — результат многовековой войны японцев с природой. Основные черты стиля были позаимствованы у китайцев.

Базовые архитектурные элементы японского стиля обусловлены не веяниями моды, а жизненной необходимостью. Как в древности, так и сейчас главным принципом зодчества остается единение строений и окружающей природы. В приоритете функциональность, при этом эстетика отходит на второй план. Характерные черты японских домов: небольшое количество декора, практичность и рационализм.

Раньше в Японии сооружали дома из дерева и рисовой бумаги. Сегодня используют фиброцементные плиты и керамический сайдинг. Особенность японского стиля — терраса с настилом из досок. Для большой аутентичности террасу украшают с помощью контейнерного озеленения.

Немецкий стиль

Это архитектурное направление выбирают те, кто ценит основательность, простоту и элегантность. Нюансы оформления фасадов зданий в баварском или немецком стиле: строгость линий, отсутствие избыточности декоративных элементов, сдержанная цветовая гамма, использование недорогих материалов.

Этот стиль наследует немецкую аккуратность и стремление к порядку. Несмотря на это дома напоминают очаровательные сказочные домики, сошедшие со страниц сказок. Здание в немецком стиле проектируются в виде квадрата или прямоугольника с двускатной крышей.

Стены окрашивают в белый, песочный, серый цвета или другие неброские тона. Черепичная крыша традиционно выполняется в коричневом или красном цвете. Форма окон прямоугольная или аркообразная, остекление разделено на несколько квадратных или прямоугольных секций, окна иногда дополняются ставнями.

Стадионы и иные спортивные сооружения

Сцена также была изобретением древнегреческих архитекторов. Первоначально зрители могли сидеть на склоне холма, параллельно дорожке. Затем на противоположной стороне была построена искусственная насыпь. Вскоре появились каменные ступени и скамейки. Стадионы были намного меньше и длиннее, чем сегодня (стадион Олимпия в Греции). Были также крытые колоннады для жарких или вредных видов спорта, бассейны и ипподромы. Спортивный комплекс был украшен колоннами, аркадами и статуями игроков-победителей.

В Средние века не было построено никаких специальных спортивных сооружений. Спорт был, но он не был организован как таковой. Среди редких исключений был ипподром в Стамбуле (не сохранился). В эпоху Возрождения стали популярны игры с мячом (например, теннис на лужайке). Для этого во дворце был построен отдельный павильон или зал.

Крытый манеж был построен в 17 веке. Здание было красиво оформлено (здание Манежа, Москва). Мода на спорт и спортивные мероприятия возродилась в 19 веке, а настоящий расцвет спортивной архитектуры пришелся на 20 век. В последней трети 20-го века форма стадиона была возрождена. Спортивное сооружение может быть выполнено в любом стиле. Если это комплекс зданий, то они разрабатывались в едином ключе. Так, комплекс «Лужники» в Москве был спроектирован в соответствии с традициями позднего сталинского ампира.

Классические архитектурные темы, восходящие к образам Древней Греции, колыбели спорта, были здесь наиболее уместны. Однако в большинстве случаев спортивные сооружения были построены в принципиально новом стиле. Характер самих конструкций предоставлял широкое поле для применения новых технологий, а проблемы скорости и движения предлагали смелые синтетические и дизайнерские решения. Современные здания получили интересные художественные разработки (Ледовый дворец «Айсберг» и другие здания в Сочи).

Прованс

Стиль деревенских домов южной французской провинции зародился в XIX веке. Архитектура Прованса созвучна тем, кто умеет видеть красоту в повседневности. Характерной чертой декора в стиле Прованс является некоторая небрежность и состаренные материалы для внешней отделки фасада.

Отличительные черты стиля — высокая просторная терраса, кованые и резные детали, деревянные ставни и окна, крыша из черепицы с несколькими скатами, балкон с колоннами и балясинами, массивные двери с металлическими петлями. Наружная отделка стен выполняется в светлых пастельных тонах. Преимущество в отделке фасада отдается натуральным материалам: дереву и камню, при небольшом бюджете их заменяют качественной имитацией.

Лофт

Этим термином чаще всего называют интерьерное направление, однако существует также и архитектурный стиль. Лофтом называется тип жилища, переоборудованный из нефункционирующей фабрики или завода.

Зародился стиль в Америке 30-х годов, когда остро стала проблема с нехваткой жилья. Особенную популярность такие помещения получили у творческих личностей, которые предпочитали свободное пространство с высокими потолками. При этом стиль богат такими элементами, которые подчеркивают фабричное прошлое: лестницы, вентиляционные коммуникации, трубы.

На сегодняшний момент в Европе и России популярность набирает стилизация имеющихся помещений или квартир в стиле лофт.

История развития и изучения ордерных систем

История развития ордерной системы насчитывает около трех тысяч лет. Ордер уникален и универсален в одно и то же время. Идея ордерной системы угадывается в первобытных дольменах, трилитах и кромлехах, совершенствуется в сооружениях Древнего Египта, Крита и Микен. Однако в качестве образного переосмысления строительной конструкции впервые достаточно ясно предстает в Древней Греции. Может возникнуть ощущение, что последующее совершенствование и развитие многообразия художественных свойств ордерной системы есть достижение только западноевропейской классической архитектуры. Однако и это не так. Ордерность (в широком и глубоком значении этого термина) присуща не только европейской, но и восточной, византийско-арабской, китайской, японской, а также древнерусской архитектуре, композициям периода модерна, модернизма и постмодернизма.

Античное обоснование ордерной системы впервые было сделано римским теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре». Древние греки считаются изобретателями трех классических архитектурных ордеров. По определению Витрувия, в дорическом ордере они видели «пропорции, крепость и красоту мужского тела», в ионическом — «утонченность женщин», а колонну коринфского создавали в подражание «девичьей стройности». Витрувий соотносил пропорции ордеров с ладами древнегреческой музыки, или модусами: строгим дорийским, радостным ионийским, бурным фригийским. Взяв за модуль «след» от колонны на стилобате, ее нижний диаметр (эмбат), Витрувий канонизировал пропорциональные отношения величин: для дорического ордера отношение высоты колонны к эмбату равняется 1:7, для ионического — 1:8, для коринфского — 1:9. Ордеры таким образом выстраиваются в пропорциональный ряд от самого мощного дорического к утонченному коринфскому. Витрувий считал, что выбор того или иного ордера определяется тем, какому божеству посвящается храм, хотя греки использовали ордеры свободно, сочетая их один с другим.

Древние римляне на основе собственного строительного опыта прибавили к трем греческим ордерам тосканский (италийский вариант дорического) и композитный с усложненной капителью коринфского ордера. В эпоху Возрождения итальянский архитектор Джакомо да Виньола в трактате «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562) выделил пять древнеримских ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, коринфский и композитный. Коринфский и композитный ордеры, как наиболее пышные, римляне использовали чаще всего. Виньола также упростил систему пропорций. Древнеримские колонные ордеры отличаются от греческих наличием пьедесталов. Соотношения частей полного ордера (с пьедесталом) по высоте у Виньолы составляет: 4 части (пьедестал), 12 (высота колонны с базой и капителью) и 3 (антаблемент: архитрав, фриз, карниз).

В Средневековье ордерная система продолжала существовать, обогащаясь новыми романо-германскими, франкскими и ломбардскими элементами, но, одновременно, упрощаясь. В эпоху Возрождения античную ордерную систему изучали Леон Баттиста Альберти, Антонио Филарете, Франческо ди Джорджо, Джакомо да Виньола. Во второй половине XVI века — Андреа Палладио. В постренессансную эпоху понятие архитектурного ордера было положено в основу образования в Академиях художеств и практической деятельности архитекторов классицизма, барокко и неоклассицизма. В период историзма архитекторы использовали все исторические разновидности ордеров в зависимости от выбранного стиля сооружения. Ордер в широком значении термина остается основой архитектурной композиции всех эпох и стилей: модерна (в особенности неоклассического течения), модернизма, постмодернизма и нового классицизма. Даже в произведениях конструктивизма, неопластицизма, органической архитектуры ордерность присутствует в скрытом виде. Ее отсутствие означает деконструкцию и хаос.

Театр

Первые театральные сооружения появились в Древней Греции в середине первого тысячелетия до н.э. В древнегреческом театре впервые были обозначены важнейшие составляющие театра – места для зрителей, сценическая площадка и пространство за сценой, предназначенное для переодевания актеров. Зрительские места (театрон) уже были поделены на отдельные ряды и сектора. Сценическая площадка (орхестра) еще не находилась на возвышении и имела круглую или полукруглую форму.

В Древнем Риме структура греческого театра претерпела ряд изменений. В театре появилась сцена в нашем понимании. Стена позади сценической площадки стала выше, театральное здание становилось все более замкнутым. В эпоху Возрождения это уже были самостоятельные театральные здания под крышей, при возведении которых не использовался перепад в рельефе местности. Постепенно оформлению фасадов и зрительных залов, роли театрального здания в городском пространстве стали уделять все большее значение (Большой театр в Москве, Михайловский и Александринский театры в Санкт-Петербурге, Гранд-Опера в Париже).

Театр Ла Скала в Милане. Италия.

Михайловский театр в Санкт-Петербурге. Россия.

Александри́нский театр Санкт-Петербург. Россия.

Фронтальная композиция

Рис. 6.5. Фронтальная композиция ВерсальФронтальная композиция отличается преобладанием размеров по протяженности здания над размерами по глубинной координате. В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и учебных зданий. При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор и др.) — рис.6.5. Плоскостность фронтальной композиции обогащают включением отдельных объемных или глубинных элементов. В качестве последних используют такие функциональные элементы зданий, как сквозные проезды, галереи, лоджии или «зеленые комнаты» (в южном жилище), эркеры, выступающие объемы групп входных помещений и т.п.

Ренессанс, или архитектура эпохи Возрождения

С французского языка «ренессанс» переводится как «возрождение». Это важный ключ к пониманию концепции этого архитектурного стиля. Его вдохновители стремились воссоздать античную культуру, ее материальные и нематериальные ценности. Ориентиром стала, конечно, эстетика Древнего Рима и Древней Греции.

Архитекторы, влюбленные в эти эпохи, вернули симметрию и четкую геометрию форм, а также классические элементы античных сооружений: колонны и пилястры. Готика, царившая в Европе вплоть до XV века, была предана забвению, так как концептуально противоречила романскому стилю.

Так эстафетную палочку главенствующего стиля у готики взял стиль архитектуры ренессанс, который сохранял свое превосходство до конца XVI века. Несмотря на то, что большая часть Европы переключилась на архитектуру ренессанса, все же самое значительное влияние он оказал на Италию.

Архитекторы вернулись к ордерам, то есть комбинациям элементов, порядок которых четко соблюдается. Архитектура Возрождения воплотилась в прекрасных базиликах и палаццо, в которых впервые появились всем известные крытые дворики с аркадами арок по периметру.


Ренессанс

В это же время начали применять практику взаимодействия с клиентом, когда ему до строительства показывали детальный рисунок-схему будущего здания и даже изготавливали макет.

В отличие от романского стиля, который не сохранил имена своих великих архитекторов, эпоха Возрождения относилась, как сказали бы сейчас, к авторскому праву весьма трепетно. И мы можем найти в документах имена всех архитекторов того времени. Среди самых выдающихся Леон Баттиста Альберти и Филиппо Бренеллески.

Главные черты Возрождения в архитектуре — это фасад, облицованный необработанным камнем или украшенный мрамором, применение ордеров, но за вычетом некоторых элементов (вместо колонн пилястры), внушительный карниз, резные порталы из камня и характерные окна-бифоры, декоративно поделенные на две части мини-колонной.


Ренессанс

В XVI веке развитие этого архитектурного направления привело к рождению его новой разновидности — Высокого, а затем и Позднего Ренессанса. Памятники архитектуры этих стилей это, преимущественно, загородные дома знатных людей.

В некотором смысле их строительство стало переломным в истории архитектуры, так как до этого здания такого уровня возводились только в черте городов. Самыми выдающимися архитекторами того времени были Микеланджело Буонаротти, Донато Браманте, Андреа Палладио и Джакомо Бароцци да Виньола.

По своей эстетике поздний Ренессанс логически подводил к рождению барокко. Но пока это было все-таки Возрождение. Здания стали более сложными в смысле оформления фасадов, к которым добавлялось все больше декоративных элементов. Применяли больше причудливых украшений дверных и оконных порталов; сами окна обретают новые формы (термальные — полукруглые трехсоставные и венецианские — трехсоставные, но с другими изображениями).

Только до 26.12

Как за 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков и выйти надоход в 200 000 ₽?

Приглашаем вас на бесплатный онлайн-интенсив «Путь в IT»! За несколько часов эксперты
GeekBrains разберутся, как устроена сфера информационных технологий, как в нее попасть и
развиваться.

Интенсив «Путь в IT» поможет:

  • За 3 часа разбираться в IT лучше, чем 90% новичков.
  • Понять, что действительно ждет IT-индустрию в ближайшие 10 лет.
  • Узнать как по шагам c нуля выйти на доход в 200 000 ₽ в IT.

При регистрации вы получите в подарок:

«Колесо компетенций»

Тест, в котором вы оцениваете свои качества и узнаете, какая профессия в IT подходит именно вам

«Критические ошибки, которые могут разрушить карьеру»

Собрали 7 типичных ошибок, четвертую должен знать каждый!

Тест «Есть ли у вас синдром самозванца?»

Мини-тест из 11 вопросов поможет вам увидеть своего внутреннего критика

Хотите сделать первый шаг и погрузиться в мир информационных технологий? Регистрируйтесь и
смотрите интенсив:

Только до 26 декабря

Получить подборку бесплатно

pdf 4,8mb
doc 688kb

Осталось 17 мест

Стены дополнительно оформлялись нишами и филенками (прямоугольные декоративные элементы фасада), активно применялись полуколонны и портики.

Другие нео

Приставка «нео» предполагает переосмысление старого стиля, добавления современных материалов, конструктивных решений и национальных особенностей. Есть неоготика, неоклассицизм и другие, все это перечислять – жизни не хватит. Главное, что в нео-стилях проглядывается стиль-оригинал.

Изучение архитектуры – дело, на что люди тратят года. Это очень интересная тема, особенно, если изучать ее в разрезе одного города. Как изменили романский стиль для деревеньки в Англии? Как классицизм себя повел на Дальнем Востоке? А что случилось с модерном в Воронеже? Но все это – темы диссертаций, а на сегодня пора заканчивать.

С вами была Алла, экскурсовод-любитель по главным городам России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: