Культура и война
В эпоху Средневековья «культурный обмен» между разными государствами и разными культурными укладами часто осуществлялся не только благодаря торговле и путешествиям, но и, как ни странно это прозвучит, благодаря военным конфликтам. В качестве военной добычи у поверженного врага забирали все самое лучшее и интересное, и этим «интересным» часто оказывались именно произведения искусства.
Практически весь период Средневековья прошел «под знаком» крестовых походов. Причины их могли быть самыми разными — да, официально обычно говорилось, что рыцари и их отряды отправляются распространять и защищать христианство от иноверцев, отвоевывать святыни в Иерусалиме… Более прозаической подоплекой являлось желание захватить новые земли и приобрести неисчислимые богатства — как мы знаем, понятия «рыцарь» или «феодал» в средневековой Европе вовсе не обязательно означали состоятельность. Каковы были последствия? Католическая церковь существенно расширила сферу своего влияния, на свет явились духовно-рыцарские ордены, более жестким и радикальным стало противостояние христианского и мусульманского миров. А что же в культурном плане?
Во-первых, жители средневековой Европы с удивлением признали, что «иноверцы» Востока — вовсе не неотесанные варвары, которыми их привыкли считать. Достаточно напомнить о медицинских трудах Авиценны, о достижениях в области математики, астрономии, естествознания… Во-вторых, благодаря купцам и завоевателям европейцы знакомились с восточными пряностями и тканями, зачитывались образцами переводов лирической поэзии и украшали свои дома коврами, вазами, драгоценностями. Ведь даже «рыцарская культура», воспетая многими писателями и художниками, стала таковой по большому счету после крестовых походов: рыцарь эпохи раннего Средневековья — существо не слишком изысканное. В-третьих, крестовые походы способствовали сплочению рыцарства и преодолению феодальной раздробленности, с одной стороны, и углубили пропасть между европейской знатью и простолюдинами — с другой. Формирование рыцарского «кодекса чести» противопоставляло знатного воина «грубому, жадному и трусливому» плебсу.
Мерри-Жозеф Блондель. Ричард Львиное Сердце. 1841 г. Версаль. Этот правитель относится к числу самых известных персонажей эпохи крестовых походов
Даже чисто внешне образ рыцаря, каким мы привыкли его себе представлять — облаченный в доспехи всадник на закованном в доспехи коне, — сложился уже в эпоху позднего Средневековья. В X-XV веках наиболее популярным облачением воина была кольчуга. Но постепенно она начинала вытесняться новым видом доспехов — основу их составляли металлические пластины с шарнирным соединением. Такой латный доспех появляется в большинстве европейских государств в XIV столетии и постепенно завоевывает все большую популярность. Кстати, применительно к защитной амуниции тоже выделяют готический стиль: например, готическими принято называть германские доспехи второй половины XV столетия, которые отличают жесткие линии, рифление, повышающее прочность, и острые углы пластин в местах соединений. К «итальянской готике» относят миланские доспехи этого же периода. Подобное облачение весило до 35 килограммов!
Абсолютизм в Европе
Важным политическим процессом, отличающим эпоху Нового времени, стало утверждение абсолютизма в странах Европы.
Запоминаем новые слова!
Абсолютизм – это форма монархического правления, при которой вся власть сосредоточена в руках главы государства, не ограничена представительными институтами.
На закате эпохи Средневековья, центральная власть монархов в феодальных государствах усилилась. Усилению власти монархов способствовали:
- Великие географические открытия – обогатили королевскую казну обилием золота, серебра, драгоценных камней.
- Религиозные войны – в условиях противостояния католиков и протестантов обеспечить мир могла только сильная королевская власть.
- Развитие капиталистических отношений, которые разрушали устои натурального хозяйства, позволявшего отдельным феодальным вотчинам существовать независимо друг от друга.
В конце XV — начале XVI века европейские монархи стали проводить политику «собирания» земель на окраинах своего государства. Таким образом, происходила централизация государственной власти, подчинение ранее независимых княжеств единому политическому центру.
Первые абсолютные монархии сложились в Англии и Франции, где судебная, законодательная и исполнительная власти сосредоточились в руках королей. Установление абсолютной власти способствовало развитию национальной промышленности и торговли, укреплению обороноспособности страны.
Словарь
1. Модернизация – это процесс перехода от аграрного общества к индустриальному.
2. Гуманизм – это идеология, согласно которой человек представляет собой высшую ценность в обществе, обладает неотъемлемыми правами и свободами.
3. Аскетизм – принципиальная приверженность строгому образу жизни, основанному на отказе от удовольствий ради высшей цели.
4. Церковная десятина – налог в пользу церкви, выплачиваемый всеми сословиями средневекового населения, составлявший 1/10 часть от доходов.
Завоевания Османской империи
С XI по XVI века Османский султанат, а затем Османская империя завоёвывали новые территории. В 1453 году османы взяли Константинополь, положив конец тысячелетнему существованию Византийской империи. В 1459 году была завоёвана Сербия и обращена в османскую провинцию. В 1460 году захвачено Афинское герцогство, а вслед за ним вся Греция, за исключением нескольких приморских городов, оставшихся под властью Венеции. В 1462 году завоёваны Валахия и остров Лесбос, в 1463 — Босния. В 1483 году Турции покорилась Герцеговина. Балканский полуостров оказался полностью в руках султана. В 1517 году турки подчинили себе Египет. В конце XV века турки овладели Крымом, полностью поставив под контроль Чёрное море и торговые пути через него. Со временем под их властью оказались Передняя Азия, Закавказье и Северная Африка. Алжир был занят турками-пиратами, признавшими вассальную зависимость от султана. В 1534 году завоёван политический и духовный центр мусульман-суннитов Багдад. Принятие Селимом I титула халифа означало заявку Турции на гегемонию в исламском мире.
К концу XVI века Османская империя теряла завоевательную инерцию. Армия начала распадаться, так как воины свои участки — тимары, полученные от султана за службу, превращают в наследственные владения — чифтлики, и предпочитают получать материальные блага за счёт эксплуатации крестьян, а не военных походов. В результате резкого увеличения гнёта на зависимое население, состоящее из покорённых народов, вкупе с религиозными противоречиями развилось национально-освободительное движение. Упадок Османской империи стал очевиден к концу XVII века, после поражения под Веной и потери Венгрии, Трансильвании и правобережной Украины.
Образование и литература
В Западной Европе с XII века началось развитие художественной литературы. Произведения писали на латинском и национальных языках. Стали популярными несколько жанров:
- рыцарские романы и поэзия;
- героический эпос;
- басни;
- стихотворения трубадуров;
- поэзия вагантов.
Важной частью был героический эпос, который делился на исторический и фантастический. Первый основывался на реальных событиях, второй — на сказках и фольклоре
Рыцарская литература была представлена в романах и поэзии. На самом деле оба вида — это стихотворные произведения, написанные в романском стиле.
При дворах богатых феодалов часто выступали трубадуры с любовной лирикой. Во Франции прославились труверы, а в Германии миннезингеры. Городская литература была антирелигиозной и антифеодальной. Это басни, сатиры, грубоватые шутки.
Самые известные произведения Средневекового периода:
- «Песнь о Роланде»;
- «Повесть о Тристане и Изольде»;
- «Эрек и Энеида»;
- «Ланселот, или Рыцарь Телеги»;
- «Роман о Розе».
Старые монастырские школы в городах постепенно заменялись кафедральными заведениями. В них могли обучаться будущие священники и кадры светской администрации. Постепенно у школ появилось направление. В городах открывали музыкальные, математические, медицинские учреждения
А также внимание учителя уделяли таким наукам, как схоластика и теология.
На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Первый появился в итальянском городе Болонье, а следующие в Англии, Франции, Испании. Каждый университет имел единые факультеты и академический язык — латинский. На младшем курсе изучали семь свободных искусств:
- грамматика;
- риторика;
- арифметика;
- диалектика;
- геометрия;
- астрономия;
- музыка.
Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.
Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:
- ранняя готика – XII век;
- зрелая или высокая готика – XIII век;
- поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.
С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.
Ранняя готика
Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.
Монастырская церковь Сен Дени
Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.
Раннеготический собор в Лане
В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.
Период зрелой готики
Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.
Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры
Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.
Интерьер Амьенского собора с окном розой
Особенности поздней готики
Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:
- чрезмерное количество скульптур и барельефов;
- витиеватая скрученность фигурных шпилей;
- стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики
Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.
Столетняя война
Война между Англией и Францией, длившаяся с перерывами с 1337 по 1453 год. Причиной стали претензии на французский трон королей английской династии Плантагенетов, стремящихся вернуть ранее принадлежавшие им территории на континенте.
Несмотря на успехи первых этапов войны, Англия не сумела добиться своих целей, а из всех своих владений сохранила только порт Кале. Длившаяся 116 лет война стала катастрофой для обеих стран, а в Англии привела к гражданской войне и смене правящей династии. Одновременно, война оказала значительное влияние на развитие военного дела, выдвинув на первое место регулярную армию, составленную преимущественно из пехоты.
Возрождение античного наследия
После распада Восточной Римской империи («империи греков») под ударами крестоносцев в 1204 году и окончательной гибели в середине XV века, эмигранты из Византии прибыли в центр Средиземноморья. Они познакомили итальянцев с античными трактами личных библиотек и произведениями искусства.
Средневековая Европа не была знакома с культурой греко-римского мира, вызвавшей невиданный интерес. На поиски древних рукописей отправляются в дальние монастыри Франческо Петрарка (Francesco Petrarca), Джованни Боккачо (Giovanni Boccaccio), Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini) и другие гуманисты.
В 1404 году Донателло (Donato di Niccolo di Betto Bardi) едет из Флоренции (Firenze) в Рим (Roma) для зарисовки и обмера скульптур древнего зодчества. Юный Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) копирует греческие статуи (1488). Рафаэль Санти (Raffaello Santi) по приказу папы Льва X он изучает древние постройки на территории Рима (1513 − 1516).
Формируется система взглядов на средневековье: период варварства и невежества − причина уничтожения цивилизации классической древности. Мыслители признают высшим мерилом всего сущего не Создателя, а человека. Интерес к забытой античной культуре назвали Возрождением.
Изобразительное искусство
Еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость. Миниатюры можно было встретить на страницах Евангелия и Псалтыря.
Сначала художникам трудно было как-то разбавить поэтические аллегории и символы рисунками. Но позже они сумели объединить характерные черты византийцев и варваров. Известные примеры мастеров:
- «Аахенское Евангелие»;
- «Утрехтская псалтырь»;
- «Евангелие Эбо».
Венец художественной культуры Средних веков — монументальная живопись. Фресками и мозаиками были покрыты стены и потолки практически всех храмов, базиликов и соборов. А также ими украшали дворцы императорских семей. Чаще всего изображали римских полководцев и властителей, сюжеты из Библии, лики святых. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла.
Рисовали также и портреты на полотнах. Смешение стилей характерно для средневековой культуры Западной Европы в начале Ренессанса. Постепенно художники отходили от классических канонов романской живописи к изображениям реалистичного мира. Доминировали христианские сюжеты.
Картины еще не были трехмерными, мастера пока не научились делать неплоские изображения. Но на полотнах уже тщательно прорисовывали детали, что делало композиции завершенными. Позже итальянские мастера смягчили линии тела и лица при написании портретов. Их работы больше напоминали живых людей, чем кукол, как это было на раннем этапе развития средневековой живописи.
Появлялись новые скульптурные композиции. Они украшали храмы и дворцы императоров. В эту эпоху статуи стали более реалистичными благодаря тому, что мастера научились создавать сложную драпировку. Позы человеческих фигур стали более естественными, а сами они больше не напоминали кукол.
Почему существует историческая хронология?
Этот метод был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется определенными культурными тенденциями. У каждой эпохи свое мировоззрение, мода, структура общества, тип бизнеса и многое другое
Рассматривая по порядку эпохи человечества, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это музыка, живопись и литература
Во-вторых, в истории человечества действительно были так называемые поворотные моменты, когда мораль кардинально менялась, устанавливались новые законы. Это, конечно, повлекло за собой смену страстей, проявившихся в искусстве. На такие изменения могли повлиять революции, войны, научные открытия, учения великих философов и церковных лидеров. А теперь, прежде чем мы рассмотрим все исторические эпохи по порядку, отметим, что в последнее время в нашем обществе произошли столь радикальные изменения. Научно-технический прогресс полностью изменил наше понимание общения, источников информации и даже работы. И причина тому — Интернет, без которого десять лет назад все обходились, а сегодня он является частью жизни каждого.
Наука
Активное развитие науки переходного периода от Средневековья к Новому времени позволило сделать множество открытий и подарить миру имена ученых, которые способствовали появлению технологий, знаний и умений для создания сложных механизмов.
Идеалом стал возврат к ценностям, характерные черты которых – гуманизм, просветительство, развитие и совершенствование. Культура повлияла на взгляды и мировоззрение людей, изменила общество. Если ранее в основе лежали церковные постулаты, то во времена Ренессанса – исследования, опыты, знания.
Одной из основных теоретических проблем в науке этого периода стало электричество и магнетизм. Основателем исследований является Уильям Гилберт. По образованию он врач, но в круг его интересов входила и магнитная философия.
Именно Гилберт выдвинул предположение, что наша планета — круглый магнит, географические полюса которого совпадают с магнитными. Для доказательства своей теории он изготовил уменьшенную копию Земли из круглого магнита, к которой была прикреплена стрелка. С ее помощью он проводил опыты и исследования магнитного поля планеты.
Другие выдающиеся ученые и деятели науки эпохи Возрождения:
- Николай Коперник – его открытия – настоящая революция в мире науки.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
Труды ученых позволили лучше узнать, как устроены земные объекты. Открыть закономерности косметических тел и явлений. Механика, технология, физика – все эти науки активно развивались в период Ренессанса.
О чем расскажет перо… У истоков письменной речи
Рассмотрим теперь литературные эпохи в хронологическом порядке: античная фаза (Античность и Восток), Средние века, Возрождение, Классицизм, Сентиментальность, Романтизм, Реализм, Модернизм и современность. Впервые литературные произведения стали появляться в Греции, Риме и странах Востока. Именно в этих силах возникла первая письменность. В античном мире стали появляться мифы: о Геракле, о Зевсе и других богах, о титанах и гигантских птицах. Позже появились первые философы, мыслители и писатели. Это Гомер, Сафо, Эсхил, Гораций. Этот жанр сейчас называют текстами, но такие рассказы часто называют достоверным историческим источником. Мир Древнего Востока славится только поучительными стихами. Однако не будем забывать, что именно в этой части мира в древние времена появилась самая важная книга человечества — Библия.
Искусство Возрождения
Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:
- Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
- Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
- В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.
Самым знаменитым гением эпохи Возрождения стал Леонардо да Винчи, живший с 1452 по 1519 год. Итальянский художник, скульптор, архитектор увлекался также изучением точных наук: математики, механики, физики, астрономии. Кроме того, Леонардо хорошо играл на музыкальных инструментах, пел, создавал модели и чертежи различных изобретений (чертеж танка, модель катапульты, бронированного фургона, самолета).На весь мир прославились картины Леонардо да Винчи: «Джоконда», «Тайная вечеря», «Мадонна Литта», «Дама с горностаем». Особенностью всех его портретов было достижение необыкновенного реализма, которому он научился благодаря изучению законов перспективы и анатомии.
«Джоконда»
Микеланджело Буонарроти — крупнейший итальянский мастер эпохи Ренессанса, соперник Леонардо да Винчи, живший с 1475 по 1564 год. Микеланджело был художником, поэтом, философом, архитектором, однако больше всего он прославился как скульптор. Скульптуры Микеланджело были признаны гениальными еще при его жизни. «Давид», «Моисей», «Скорбящая Мадонна» (Оплакивание Христа), «Лаокоон и его сыновья» — все они словно живые герои, случайно застывшие в камне.
Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.
«Оплакивание Христа»
Рафаэль Санти, в отличие от Микеланджело, прожил всего лишь 37 лет, однако остался в истории одним из самых знаменитых художников Ренессанса. Большинство своих картин Рафаэль Санти посвятил религиозной тематике: «Святое семейство», «Сикстинская мадонна», «Мадонна с гвоздиками», «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Положение во гроб» и многие другие. За недолгие годы своей жизни Рафаэль успел написать 200 картин, которые были признаны шедеврами.
Раннее средневековье Править
Период европейской истории, начавшийся вскоре после распада Римской империи, длился около пяти веков (приблизительно с 500 по 1000 гг). В эпоху раннего Средневековья произошло >великое переселение народов: появились племена викингов, возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов, появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Древнерусское государство.
Византия и арабский халифат
Восточная империя со столицей в Константинополе сохранилась и просуществовала ещё около тысячи лет под названием Византийской. В период раннего Средневековья она оставалась мощной сверхдержавой, переживая экономический подъём. На Руси её столицу называли Царьградом. Часть своих территорий, однако, Византии пришлось в ходе войн уступить арабским завоевателям.
В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия ислам. Пророк Мухаммед создал государство мусульман – халифат и объединил в нём все арабские племена Аравийского полуострова. При его преемниках эти племена стремительно завоевали римские и византийские владения в Северной Африке и в Передней Азии. Они также покорили Иран, значительную часть Кавказа и Средней Азии и почти весь Иберийский полуостров. Позже ислам распространился в Северной Индии, в Индокитае и проник в тропическую Африку.
Искусство
Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение «причудливый».
Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.
Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.
Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.
В Новую эпоху сформировался ещё один стиль – рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление «сентиментализм».
Медичи — «padrino» итальянского Возрождения
Ренессанс первоначально возник и сформировался во Флоренции, в Италии, в месте с богатой культурной историей, где зажиточные граждане могли позволить себе поддержать подающих надежды художников. Члены влиятельной семьи Медичи, правившей Флоренцией более полувека, были известными сторонниками движения.
Великие итальянские писатели, живописцы, политики заявили, что с большой охотой примут участие в интеллектуальной и художественной революции, которая коренным образом будет отличаться от того, что они пережили в «тёмные века». Движение сначала распространилось на ряд итальянских городов-государств, таких как Венеция, Милан, Болонья, Феррара и Рим. В 15 веке идеи Ренессанса проникли из Италии во Францию, а потом пустили корни по всей Западной и Северной Европе.
И хотя другие европейские страны пережили Ренессанс несколько позже, чем Италия, последствия «возрождения» всё ещё были революционными.
Краткие итоги
Изложив по порядку все эпохи мировой истории, описав их, узнав, каким было наше общество в том или ином веке, мы приступаем к изучению красоты. Ведь параллельно с формированием законов и государственных границ формировалось искусство, которое для многих является главным определяющим фактором разделения истории человечества на отдельные периоды. Ниже мы по порядку представим эпохи в искусстве, охарактеризуем их и сможем сравнить четкую картину того, как формировалось наше общество с незапамятных времен. Для начала обобщим основные «эпохи», а затем разделим их на отдельные сектора. Ведь музыкальные периоды не всегда совпадают с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи.