Изобретения Леонардо да Винчи
re id=»attachment_681″ aria-describedby=»caption-attachment-681″ style=»width: 800px» class=»wp-caption aligncenter»>Леонардо да Винчи — художник, архитектор, анатом, гидравлик, инженер, декоратор, сочинитель загадок, ребусов и басен, музыкант и теоретик живописи
Тот Леонардо, которого мы узнаём из его заметок, — это архитектор-проектировщик, анатом, гидравлик, изобретатель механизмов, создатель декораций для придворных представлений, сочинитель загадок, ребусов и басен для развлечения двора, музыкант и теоретик живописи.
Вот лишь некоторые из его изобретений и разработок:
- Подводная лодка и аппараты для погружения под воду — предшественники современных батискафов и скафандров.
- Аппарат для работ в открытом космосе — именно на основе чертежей Леонардо в NASA создали первого космического робота.
- Летательный аппарат тяжелее воздуха (прообраз самолёта), вертолёт, парашют.
- Бронированная машина (танк), катапульта.
- Велосипед.
- Шарикоподшипник.
- Телескоп.
- Колесцовый замок для пистолета. Одно из немногих изобретений, реализованных при жизни мастера. Этот замок был настолько удобен, что его применяли вплоть до XIX в.
Из трактата Леонардо о свете и тени происходят начала наук о проникающей силе, колебательном движении, распространении волн. Но, как уже говорилось, в те времена не было достаточной базы для доработки изобретений — ни материалов, ни двигателей, ни горючего.
Он также спроектировал мост через бухту Золотой Рог по заказу турецкого султана Баязета II. Правитель отказался от проекта, но подобный мост был возведён уже в наши дни в Норвегии, правда, в уменьшенном масштабе. Не исключено, что когда-нибудь проект Леонардо да Винчи будет воплощён в жизнь и там, где его задумывал построить великий мастер.
ХУДОЖНИК-МЫСЛИТЕЛЬ
Законченные картины Леонардо можно пересчитать по пальцам. И вместе с тем он был очень известным художником. На современников производило впечатление не только стилистическое совершенство работ Леонардо, но и его способность творчески мыслить. До Леонардо художники были во многом ремесленниками. Его же работы были непревзойдёнными не только по «механическому» мастерству, но, в первую очередь, по умению решать композиционные проблемы и выражать эмоции через движение.
Сам Леонардо писал: «Изображённая фигура имеет ценность только в том случае, если её движение передаёт состояние души».
Эту сторону творчества Леонардо иллюстрирует удивительная история, рассказанная Вазари. Настоятель монастыря Санта-Мария Делле Грацие возмущался тем, как Леонардо работает над заказанной ему «Тайной вечерей». Художник мог провести едва ли не целый день, стоя в раздумьях перед едва начатой фреской, в то время как настоятель требовал, чтобы он работал «как вскапывающий сад работник».
В конце концов, настоятель пожаловался Сфорца, тот потребовал от Леонардо объяснений. Леонардо их охотно дал. Он сказал, что никак не может найти лицо, с которого можно писать лик Христа. Та же проблема касалась и Иуды, но её можно считать решённой — голова настоятеля монастыря вполне подойдёт для этого. Герцог весело расхохотался, и инцидент был исчерпан.
Геометрия
Картина «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи стала иллюстрацией к многотомному трактату Витрувия, соединив научный труд и произведение искусства в одно целое. На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция — с разведенными в стороны ногами и руками — вписана в окружность, вторая — с разведенными руками и сведенными ногами — вписана в квадрат. Причем обе геометрические фигуры органично соотносятся друг с другом, несмотря на то, что напрямую соприкасаются в одной нижней точке, а еще в шести — только опосредованно.
«Витрувианский человек» — самая известная картина Леонардо да Винчи после «Джоконды». Ценность рисунка определяется инженерными критериями. Поза человека «ноги вместе, руки врозь» вписывается в геометрическую фигуру, которая называется «Квадрат древних», а человек с разведенными ногами и руками вписывается в круг. При этом является закономерностью тот факт, что центр фигуры в обоих случаях приходится на одну точку, которая в обиходе называется «пупок», то есть место отхода пуповины при рождении человека.
6. Тайная вечеря
Тайная вечеря
Годы написания: 1495 — 1498.Где находится: храм Санта-Мария-делле Грацие, Милан.Материалы: фреска.Размеры: 460 x 880 см.
Одна из самых знаменитых картин Леонардо да Винчи по сути не является таковой. Это своего рода самый масштабный и самый неудачный эксперимент великого итальянского ученого. В конце XV века миланский герцог заказал прославленному художнику расписать стену монастыря за сумму, эквивалент которой сейчас составил бы 700 тысяч долларов.
Предполагалось, что художник будет, как и многие до него, расписывать по сырой штукатурке – после заключительной полировки такая живопись была бы прочной и долговечной. Однако фреска накладывает свои ограничения – помимо специфической манеры нанесения красок (писать требуется сразу и набело, дальнейшие исправления невозможны), для нее пригодны только некоторые пигменты. И то яркость их снижается, «съедаемая» хорошо впитывающей поверхностью.
Для Леонардо, относившегося к авторитетам скептически, до всего доходившего самостоятельно и, видимо, немало этим обстоятельством гордившимся, такие ограничения были невыносимы. С истинно ренессансным размахом он решил отринуть наследие прошлого и переработать весь процесс заново – от состава штукатурки до используемых красок. Результат оказался предсказуем. Красочный слой фрески начал разрушаться уже спустя два десятилетия после окончания работ. Помимо неудачных технических решений, картина пострадала и от времени.
Сначала жители монастыря решили отпилить Христу ноги, сделав в этом месте дверь, а потом бесталанные живописцы, пытаясь подновить живопись, безбожно извратили ее сюжет (например, рука одного из апостолов превратилась в… батон). Здание было затоплено, потом из него устроили сеновал, а во Вторую Мировую в храм попала бомба. К счастью, фреска от нее не пострадала. Неудивительно, что до нашего времени едва-едва дошло 20% от оригинальной живописи.
Интересно, что именно это осыпающееся и время от времени подкрашиваемое изображение долгие годы было самой известной картиной да Винчи – да что там, единственной, доступной простому зрителю. Остальные все находились на хранении у богатых мира сего. Статус кво изменился только с перенесением «Моны Лизы» из опочивальни Наполеона в Лувр.
От остальных двух фресок, созданных да Винчи, до наших дней дошли лишь фрагменты.
Символика
«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи зачастую используется как символ симметрии человеческого тела.
При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела и две доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это «пупок» человека, как символ появления на свет. Второй — центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.
«Витрувианский человек» преподносится Леонардо да Винчи как олицетворение Вселенной и считается предтечей итальянского Ренессанса. Позднее французский архитектор Корбюзье с успехом использовал теорию пропорций человеческого тела в создании собственной системы «Модулор», отвечающей за удобство и эргономику жилья. В 1952 году зодчий построил в Марселе многоэтажный жилой дом, следуя учению Витрувия и «Модулору» в его практическом применении.
Вдохновение и возможное сотрудничество
Многие художники пытались создать фигуры, которые удовлетворяли бы утверждению Витрувия о том, что человек может вписаться как в круг, так и в квадрат. Франческо ди Джорджио Мартини в 1480-х гг. Леонардо, возможно, находился под влиянием работы своего друга Джакомо Андреа, архитектор и знаток Витрувия, с которым Леонардо, по свидетельствам, обедал в 1490 году. Леонардо также прямо ссылается на «Витрувий Андреа». На рисунке Андреа есть отметины стирания, указывающие на его уникальное творение. Как и в случае с Леонардо Витрувианский человек, Круг Андреа сосредоточен на пупке, но включена только одна поза.
Происхождение
Рисунок был приобретен у Гауденцио де Пагаве. Джузеппе Босси, который описал, обсудил и проиллюстрировал это в своей монографии о Леонардо Тайная вечеря, Дель Сенаколо ди Леонардо да Винчи (1810). В следующем году он сделал отрывок из своей монографии, посвященный Витрувианский человек и опубликовал как Делле мнений Леонардо да Винчи intorno alla simmetria de ‘Corpi Umani (1811), с посвящением своему другу Антонио Канова.
После смерти Босси в 1815 г. Витрувианский человек был приобретен в 1822 году вместе с рядом его рисунков в Gallerie dell’Accademia в Венеции, Италия, и с тех пор остается там. После Лувр запросил рисунок для крупной выставки работ Леонардо, которая откроется 24 октября 2019 г., Italia Nostra утверждал, что рисунок слишком хрупкий, чтобы его можно было перевозить. На слушании 16 октября 2019 года судья постановил, что группа не доказала, что работа была слишком хрупкой для транспортировки, но установила максимальное количество света для воздействия на рисунок, а также последующий период отдыха, чтобы компенсировать его общее воздействие света. Министр по делам культуры Италии написал в Твиттере, что «Теперь большая культурная операция может начаться между Италией и Францией на двух выставках о Леонардо во Франции и Рафаэль в Риме.»
Кто был моделью
Не сохранилось никаких описаний реального мужчины, с которого мог быть нарисован Витрувианский человек. Нет и свидетельств о том, что в означенный период времени Леонардо писал с кого-то изображение. Возможно, моделью был сам автор.
Леонардо мог рисовать себя в редкие минуты досуга. Процесс отображения на бумаге собственного обнаженного тела не выставлялся мастером напоказ, поэтому не было и свидетелей его работы над Витрувианским человеком. Искусствоведы считают, что Леонардо немного приукрасил действительность во славу чистой науки. В конце концов, его задачей было создание Идеала, а не отображение реальности.
«Интересное». Витрувианский человек
«Витрувианский человек» — самая известная картина Леонардо да Винчи после «Джоконды». Каждый, наверняка, видел ее.
Витрувианский человек – именно так называется графическое изображение обнаженного мужчины на знаменитом эскизе Леонардо да Винчи. Его изучают уже на протяжении столетий. Однако ученые уверены, что раскрыты еще не все тайны рисунка.
Да Винчи изучал трактат Витрувия, римского архитектора I века до н.э., «Десять книг об архитектуре» и по содержащимся в нем соображениям Витрувия о пропорциях человеческого тела сделал этот набросок. Рисунок иллюстрирует анатомические соотношения, предложенные Витрувием, но да Винчи добавляет, конечно, и кое-что свое.
В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius); к которым Леонардо написал следующие пояснения:
·длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна ладони
·ступня составляет четыре ладони
·локоть составляет шесть ладоней
·высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони)
·шаг равняется четырём ладоням
·размах человеческих рук равен его росту
и пр.
Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма».
На рисунке изображен человек в двух ипостасях: одна позиция — с разведенными в стороны ногами и руками — вписана в окружность, вторая — с разведенными руками и сведенными ногами — вписана в квадрат.
Круг имеет как защитное, так и божественное значение. Круг — совокупность, совершенство, единство, вечность, символ полноты и законченности, объект, заключающий в себе гармонию, наиболее универсальная из всех геометрических форм.
Квадрат трактуется как материальная сфера, круг – духовная. Соприкосновение же фигур с телом изображенного человека есть своеобразное пересечение в центре мироздания.
При внимательном рассмотрении рисунка выявляются четыре четко обозначенные позиции человеческого тела идве доминанты композиции. Первой является центр фигуры, расположенной в круге, это «пупок» человека, как символ появления на свет. Второй — центр тела, размещенного в квадрате, приходится на гениталии и служит символом продолжения рода.
Но если присмотреться, то этот рисунок несёт в себе столько смысла, что рассказа о нём хватит на множество статей.
- Во-первых – комбинация рук и ног в действительности дает не не две позы, и даже не четыре. Их больше, и сосчитать их может каждый, кому это интересно.
- Во-вторых – измерительные чёрточки поперёк конечностей имеет только фигура в квадрате, привязанная к земле, к материальному (микрокосм). Фигура в круге, говорящая о божественности происхождения человека, чёрточек лишена, то есть, не измерена (и не может быть измерена по определению), макрокосм.
- В-третьих, фигура в круге плотно «стоит» на нижней линии квадрата, нарушая границы своего существования, окружности. Совсем немного, но нарушая. Леонардо просто обожал вот такие намёки. Маленькие, но «говорящие». Я думаю, в этом случае говорящие о том, что насколько бы не приближен бы был Человек к Богу, он всё равно остаётся стоящим на Земле.
И так далее, и так далее.
Но к этому рисунку вполне гармонично привязывается то самое «золотое сечение», которым в математике описывается гармония и совершенство нашего мира.
Великий Леонардо обладал Знаниями. Откуда они к нему пришли – вопрос отдельный. Но именно в то время, когда им был нарисован Витрувианский человек, он занимался реставрацией Туринской плащаницы. Оба этих изображения совпадают идеально по всем пропорциям (имеется в виду фигура, стоящая на нижней линии квадрата).
Являясь одной из самых загадочных и неоднозначных фигур своей эпохи, Леонардо да Винчи оставил после себя множество тайн. Их смысл до сих пор тревожит ученые умы всего мира.
(с)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени — например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.
Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».
Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
Витрувианский человек
«Каноном пропорций»«Пропорциями человека»
Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.
Леонардо да Винчи Витрувианский человек. 1490
Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма».
В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования.
Рисунок был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела.
Пропорции тела:
- длина от кончика самого длинного до самого низкого основания из четырёх пальцев равна длине ладони;
- ступня составляет четыре ладони;
- локоть составляет шесть ладоней;
- высота человека составляет четыре локтя от кончиков пальцев (и соответственно 24 ладони);
- шаг равняется четырём ладоням;
- размах человеческих рук равен его росту;
- расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его высоты;
- расстояние от макушки до подбородка составляет ⅛ его высоты;
- расстояние от макушки до сосков составляет ¼ его высоты;
- максимум ширины плеч составляет ¼ его высоты;
- расстояние от локтя до кончика руки составляет ¼ его высоты;
- расстояние от локтя до подмышки составляет ⅛ его высоты;
- длина руки составляет ⅖ его высоты;
- расстояние от подбородка до носа составляет ⅓ длины его лица;
- расстояние от линии волос до бровей ⅓ длины его лица;
- длина ушей ⅓ длины лица;
- центр квадрата — гениталии;
- пупок является центром окружности.
Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.
Серебрянная монета, Украина, 2018Серия: «К 100-летию Национальной академии наук Украины»
Памятная монета «ЧЕЛОВЕК-ВРЕМЯ-ПРОСТРАНСТВО» — посвящена науке, важнейшему фактору технического и социально-культурного прогресса, неотъемлемой составляющей духовной культуры человечества, вступившего в эпоху информации.
На аверсе монеты размещены:
в центре на фоне стилизованного изображения гелиоцентрической системы мира, как символа развития астрономии и философии, – уравнение Эйнштейна Е=mс2 (связь между энергией и массой любого вещества), символизирующий теорию относительности, в которой на фиолетовом фоне, заполненном изображением двойной спирали – символа генома человека (использована тампопечать)
– Витрувианский человек с рисунка Леонардо да Винчи, символизирует «канонические пропорции» (локальная позолота).
На реверсе монеты размещены:
на фоне стилизованной схемы нуклеиновых кислот — часы как символ вечности, времени и его быстротечности. В центре расположились зеркальные силуэты мужчины и женщины над ними на черном фоне изображен переплетены цветные символы женского и мужского пола (тампопечать).
Вертикальные надписи:
— слева: THE HUMAN • TIME • SPACE (ЧЕЛОВЕК-ВРЕМЯ-ПРОСТРАНСТВО)
— справа: ЛЮДИНА • ЧАС • ПРОСТІР (ЧЕЛОВЕК-ВРЕМЯ-ПРОСТРАНСТВО)
Серебрянная монета, Камерун, 2000 франков, 2019«500-летие со дня смерти Леонардо да Винчи»
На аверсе монеты изображен «Витрувианский человек»На реверсе монеты изображена цветная картина «Дама с горностаем» на фоне автопортрета Леонардо да Винчи и его рисунков.
◄ Назад
7 из 9
Вперед ►
Леонардо да Винчи: последние годы мастера
Замок Клу (Кло-Люсе), место смерти Леонардо да Винчи
Тем временем Чезаре Борджиа потерпел поражение в борьбе за власть. Леонардо вернулся в Милан, захваченный французами, где работал в области анатомии, в том числе изучал строение человеческого глаза.
В 1512 г. учёный переехал в Рим, а в 1516 г. принял приглашение очень ценившего его французского короля Франциска I и перебрался во Францию, в замок Амбуаз в долине Луары. Он занимался там организацией придворных празднеств, проектировал канал между Луарой и Соной, а также новый дворец, для постройки которого нужно было изменить речное русло.
Во Франции Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 г. и был похоронен. Благодаря его переезду во Францию «Мона Лиза» теперь хранится в Лувре.
Картины великого художника украшают собой и многие другие музеи мира. А рукописи мастера пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении ещё несколько веков. Когда их обнаружили, то оказалось, что записи и рисунки составляют около 7 тысяч листов.
Интересные факты о Леонардо да Винчи
Анатомические зарисовки Леонардо да Винчи
Он виртуозно играл на лире, очень сложном для освоения музыкальном инструменте.
Леонардо да Винчи был амбидекстром — одинаково хорошо владел обеими руками.
Увлечение мастера живописи анатомией не только позволяло правильно и реалистично изображать человеческое тело на полотнах, но и внесло весомый вклад в развитие медицины как науки.
Термин «золотое сечение» (или «божественная пропорция») ввёл в употребление именно да Винчи.
Являясь в числе прочего хорошим геологом, Леонардо сделал вывод, что планета Земля гораздо старше, чем написано в библии. Впоследствии именем да Винчи назвали научный принцип определения возраста различных слоёв земной коры.
Учёный был левшой и писал справа налево. Его рукописи можно прочитать, только поднеся к зеркалу.
Леонардо да Винчи никогда не был женат, в целом о его личной жизни почти нет сведений.
Свои картины художник не подписывал традиционным способом, оставляя особые опознавательные знаки. Перечень этих символов настолько велик, что и сегодня не все из них известны.
Леонардо да Винчи не имел образования, кроме начального, специально не учился рисовать (дальше освоения основ) или создавать скульптуры, не обучался наукам. Мастерства в каждой из сфер он добился самостоятельно.
Вопрос авторства
Одной из главных тайн легендарного Витрувианского человека является вопрос о том, кто же на самом деле его создал. В 2012 году появились заявления о том, что нарисовал иллюстрацию совсем не Леонардо. Предполагаемым автором знаменитого изображения может быть его друг, талантливый архитектор Джакомо Андреа де Феррара. Как раз в 90-х годах XV века — время создания Витрувианского человека — тот работал над темой пропорций.
Клаудио Сгарби, историк архитектуры из Италии, уверен, что нарисовал иллюстрацию именно Джакомо. Леонардо мог заинтересоваться его работой, а затем внести в нее свои правки или попросту перерисовать человека, усовершенствовав его контуры. Что в далеком XV веке происходило на самом деле, пока точно не установлено.
В чем смысл человека в круге?
В основе всего изображения, которое за пять столетий превратилось в символ своей эпохи, лежит золотое сечение.
Это понятие отражает структурную гармонию природы и Вселенной в целом, а также человека, как составляющую ее часть. Специальное соотношение одного параметра к другому действует вне пространства и времени, как будто бы находясь в основе всего мира. Многие видят в нем космический порядок, эзотерические проявления, сверхъестественное воплощение или же строгую математическую последовательность. Каждому решать самостоятельно, чем считать необычную пропорцию, но неоспоримым является лишь тот факт, что она присутствует в Витрувианском человеке.
Если тщательно приглядеться в, казалось бы, обычных наложенных друг на друга рисунках обнаженного мужчины можно увидеть 16 различных поз. Это свидетельствует в пользу того предположения, что чем дольше всматриваться в человека Леонардо, тем больше можно для себя открывать.
Некоторые исследователи полагают, что великий творец Возрождения изобразил не какой-то идеальный собранный образ, а самого себя. То есть, возможно, что человек Леонардо является самим Леонардо, что только сильнее подогревает интерес к исследованиям феномена этого эскиза. Полный смысл рисунка, вероятнее всего, еще долгое время будет непонятен, но делать попытки в его углубление обязательно требуется. Возможно, в нем можно найти какие-то ответы на проблемы современного общества, или же тайные знания, скрытые от современного мира его поверхностностью и невозможностью полностью проникнуть всем своим естеством в изучение глобальных вопросов.