Леонардо да винчи

Происхождение и детство

Детство как важнейшую часть биографии Леонардо да Винчи кратко можно назвать беспроблемным, хотя он незаконнорождённый сын знатного господина, юриста по профессии, Пьеро и простой девушки по имени Катерина. Леонардо появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье городка Винчи близ Флоренции. Дети вне брака в Италии того периода были нормальным явлением, общество к ним относилось благосклонно, они признавались семьями. Первые годы Леонардо жил с матерью. Его отец женился на девушке из аристократической семьи, но по причине отсутствия детей в браке Пьеро забрал у Катерины своего сына, когда тому было 3 года. Разлука ребёнка с матерью стала болезненным событием, психологической травмой, в будущем нашедшей отражение в живописи Леонардо да Винчи, который всегда искал в женской натуре особой одухотворённости и материнских черт. Леонардо рос баловнем в доме отца и деда. Мачехи сменяли одна другую – они умирали, отец снова женился (четырежды), только последняя жена смогла нарожать Пьеро долгожданных детей, 11 единокровных братьев и сестёр Леонардо.

Учёба ему давалась легко. Попытки Пьеро приобщить подрастающего сына к своему делу не увенчались успехом, тогда отец решил – пусть Леонардо попробует себя как художник. Ведь Флоренция в те времена была столицей искусств, занятия творчеством поощрялись правителями и хорошо оплачивались.

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Анатомические зарисовки Леонардо да Винчи

Он виртуозно играл на лире, очень сложном для освоения музыкальном инструменте.

Леонардо да Винчи был амбидекстром — одинаково хорошо владел обеими руками.

Увлечение мастера живописи анатомией не только позволяло правильно и реалистично изображать человеческое тело на полотнах, но и внесло весомый вклад в развитие медицины как науки.

Термин «золотое сечение» (или «божественная пропорция») ввёл в употребление именно да Винчи.

Являясь в числе прочего хорошим геологом, Леонардо сделал вывод, что планета Земля гораздо старше, чем написано в библии. Впоследствии именем да Винчи назвали научный принцип определения возраста различных слоёв земной коры.

Учёный был левшой и писал справа налево. Его рукописи можно прочитать, только поднеся к зеркалу.

Леонардо да Винчи никогда не был женат, в целом о его личной жизни почти нет сведений.

Свои картины художник не подписывал традиционным способом, оставляя особые опознавательные знаки. Перечень этих символов настолько велик, что и сегодня не все из них известны.

Леонардо да Винчи не имел образования, кроме начального, специально не учился рисовать (дальше освоения основ) или создавать скульптуры, не обучался наукам. Мастерства в каждой из сфер он добился самостоятельно.

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку. С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.

Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным. Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Единственное, что можно заключить из этих записей с твердой уверенностью, так это отношение Леонардо к братьям нашим меньшим. Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается то, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Да Винчи довольно резко высказывался в адрес людей, употреблявших в пищу мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным уживалась в характере живописца с любопытством и стремлением получить как можно больше новых знаний и умений. На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо. Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Яркий пример такого произведения мастера — конная статуя в Корте Веккио, модель которой была уничтожена в XV веке и реконструирована по рисункам художника в конце XX века.

Многочисленные таланты да Винчи в конце концов привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Вероккьо. Здесь юноша учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Вероккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. В конце концов Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах. Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ЧЕРТЕЖИ

Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени — например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей.

Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот оказывается переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, «немедленно проснётся, чтобы приступить к делам».

Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.

Леонардо да Винчи биография

Леонардо ди Сер Пьеро да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкино, около городка Винчи, Италия. Его отцом был нотариус Пьеро, мать — крестьянка Катерина. На протяжении трёх лет жил с матерью, но потом перешёл на воспитание к отцу.

Существует легенда, согласно которой, отец Леонардо получил просьбу от крестьянина расписать щит. Вместо того, чтобы найти художника для росписи, он отдал щит сыну. Будущий художник подошёл к делу с фантазией и решил изобразить на щите горгону Медузу. Чтобы сделать её по-настоящему пугающей, он срисовывал различные части ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, летучих мышей и других животных. В итоге получилось жуткое создание, которое испугало самого отца. Тому самому крестьянину он отдал другой щит, купленный у старьёвщика, а щит, расписанный сыном, продал за сто дукатов. Однако на этом легенда не заканчивается.

Правда это или неправда — достоверно неизвестно, но, согласно легенде, тот самый щит попал к семье Медичи. Долгое время он хранил семью, а когда был утерян, восставший народ изгнал Медичи из города. Спустя годы, итальянский кардинал Франческо Дель Монте заказал такой же щит у художника Караваджо. Данная картина сохранилась, однако неизвестно, является ли она копией щита да Винчи.


Мадонна Литта

В 1466 году Леонардо поступает подмастерьем в мастерскую скульптора и живописца эпохи Возрождения Андреа дель Верроккьо. Он стал первым учителем прославленного художника. Также среди учеников Верроккьо — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло. Тогда же Леонардо стал изучать различные науки — химию, металлургию, черчение и др. Одновременно занимался рисованием, скульптурой, моделированием, постижением наук. В 1473-м стал мастером объединения художников Гильдии Святого Луки.

Леонардо да Винчи был трудолюбивым художником. В конце концов он превзошёл своего учителя. Произошло это так. Верроккьо получил заказ на создание картины «Крещение Христа». На картине должны были располагаться два ангела. Одного ангела Верроккьо написал сам, а написание второго поручил своему ученику. Какого же было его недоумение, когда он понял, что ангел да Винчи нарисован более профессионально. После этого, как гласит история, Верроккьо больше не возвращался к живописи.

Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года в замке Кло-Люсе, Франция. Великому мастеру, который оставил о себе бессмертную память и великое наследие, было 67 лет. Могила гения находится в замке Амбуаз

Создание «Витрувианского человека» и «Моны Лизы»

«Витрувианский человек», Леонардо да Винчи

К 1490 г. Леонардо создал знаменитый рисунок, получивший название «Витрувианский человек».

Он сделал его как иллюстрацию к книге о работе древнеримского архитектора Витрувия «Об архитектуре». Рисунок предназначался для определения правильных пропорций человеческого тела — как они были описаны у Витрувия.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи олицетворяет соединение в каждом из нас трёх стихий — искусства, науки и божественных начал.

Кроме этого, рисунок отображает Вселенную, где квадрат — материальная сфера, а окружность — духовная.

Весьма плодотворные годы на службе миланского герцога были прерваны войной. В 1499 г. город захватили французские войска, Леонардо покинул Милан и вернулся во Флоренцию.

«Мона Лиза» (1503—1505/1506). Одно из самых известных произведений Леонардо да Винчи и живописи в целом

С 1502 г. он находился на службе у политика Чезаре Борджиа и много ездил по Италии, выполняя его поручения.

В 1503—1505 гг. художник создал свою самую знаменитую картину «Мона Лиза», известную также как «Джоконда». Полное название — «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо».

По поводу женщины, запечатлённой на картине, высказывались разные мнения, вплоть до того, что это автопортрет. Но не так давно подтвердилось, что здесь изображена все же Лиза Герардини, супруга флорентийского торговца тканями Франческо дель Джокондо.

Доказательством послужили найденные заметки знакомого Леонардо, в которых он пишет о работе художника над портретом Лизы.

Загадочная улыбка Джоконды появилась благодаря приёму сфумато — дымке между зрителем и изображённым предметом. Да Винчи использовал этот приём одним из первых.

Предметы на его полотнах не имеют чётких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живёт, пробуждает фантазию.

Художник советовал упражняться в таком рассеянии, разглядывая возникающие от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале творческого пути Леонардо практически все свое время посвящал работе над картинами. В 1472–1477 гг. художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х годов закончил «Мадонну с цветком» («Мадонну Бенуа»). В 1481 году была создана первая крупная работа в творчестве Леонардо да Винчи – «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переезжает в Милан. С 1487 года да Винчи занимался разработкой летательной машины, которая была основана на птичьем полете. Леонардо создал сначала простейший аппарат на основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением. Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было мотора. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Второй миланский период

Поскольку финансовые дела Леонардо во Флоренции были плачевны, в 1506 году он решил снова отправиться в Милан

Здесь на него обратил внимание французский король, фактически установивший в городе своё влияние. Леонардо занимается обучением молодых художников, его мастерская принимает заказы, но выполняют их ученики мастера, сам он лишь исправляет их работы

Зато у Леонардо появился новый интерес – анатомия. Он стал самостоятельно вскрывать тела в местном госпитале под руководством крупнейшего анатома того времени – Маркантонио делла Торре. Однако вскоре политические потрясения снова заставили Леонардо переехать.

Французы были изгнаны из Милана, главой города стал законный наследник местных герцогов – сын Моро – Массимилиано Сфорца, который презирал итальянцев, сотрудничавших с французами. Леонардо предпочёл уехать из города, чтобы не навлечь на себя гнев юного герцога.

Между тем, новым Римским Папой под именем Льва Х становится сын Лоренцо Медичи – Джованни. Итальянские художники и гуманисты, помня о деяниях отца Джованни, потянулись в Рим, надеясь предложить новому Папе свои услуги. Вместе с ними уехал и Леонардо.

Интересные факты

  • Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
  • Леонардо да Винчи сделал огромный вклад в инженерию и гидравлику, ученый изобрел велосипед, колесцовый замок, прожектор, катапульту и др.
  • Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в XIX–XX веках. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
  • Жизнь Леонардо да Винчи, биография которого была полна невероятных событий, описана многими известными авторами – Д. Мережковским, В. Зубовым, М. Ландрус, Р. Джакобо, А. Гастевым и др. Многие из книг о художнике были созданы для детей.

Загадки без отгадок

Среди прозаических произведений Леонардо есть загадочные «Предсказания», представляющие собой своеобразную игру в загадки и разгадки. Скорее всего, он готовил их для развлечения придворного или светского общества. Леонардо давал словесное описание явления, верное отдельными признаками, которое, по возможности, расходилось с сутью описываемого. При этом самая обыденная вещь превращалась в свою противоположность. Слушатель же должен был узнать вещь и назвать ее по имени. Задача да Винчи в том и состояла, чтобы, с одной стороны, как можно больше разъединить описание признаков вещи с действительным ее обликом, а с другой — не разорвать связи между ними.

Вот, например, как Леонардо да Винчи зашифровал загадку «О запеленутых младенцах»:

«О, сколько будет таких, которым не будет дозволено родиться», — так писал он о яйцах, из которых не вылупятся цыплята.

Во многих загадках имеется зашифрованный пророческий смысл. Исследователи считают, что некоторые головоломки им удалось разгадать. К примеру:»Будет по воздуху носиться зловещий пернатый род; они нападут на людей и зверей и будут питаться ими с великим криком. Они наполнят свое чрево алой кровью» — предсказание, считают знатоки, очень похоже на создание воздушных летательных аппаратов, самолетов и вертолетов.»Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать» — что это, как не предсказание изобретения телефонной, телеграфной и радиосвязи?

«Многих можно будет видеть несущимися на больших животных в быстром беге на погибель собственной жизни и на скорейшую смерть. По земле будут видны животные разного цвета, несущие людей к уничтожению их жизни» — автомобили и всевозможная бронетехника.

«Много будет таких, кто будет двигаться один против другого, держа в руках острое железо; они не будут причинять друг другу иного вреда, кроме усталости, ибо насколько один будет нагибаться вперед, настолько другой будет отклоняться назад. Но горе тому, кто попадет на середину между ними, потому что он в конце концов окажется разрезанным на куски» — двуручная пила.

«Много будет таких, кто будет свежевать свою мать, переворачивая на ней ее кожу, используя для этого ужасного зверя» — сельскохозяйственные машины. К этому же относится и другое изречение: «Видно будет, как переворачивают землю вверх дном и смотрят на противоположные полусферы и открывают норы свирепейших зверей».

«Шкуры животных будут выводить людей из молчания с великими криками и ругательствами» — мячи для спортивных игр сделаны из кожи.

А вот предсказания о возможных катаклизмах, связанных с потеплением: «Морская вода поднимется на высокие вершины гор, к небесам и снова упадет на жилища людей. Видно будет, как самые большие деревья лесов будут несомы неистовством ветра с востока на запад».Но есть у Леонардо да Винчи и такие загадки, перед которыми исследователи теряются. Может быть, вам удастся расшифровать их?

* Разверзнется… Выйдут из земли звери, облеченные в тьму, которые с удивительными наскоками будут наскакивать на человеческую породу, а она зверскими укусами, с пролитием крови будет ими пожираться.* Люди будут ходить, и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет, будут слышать того, кто не говорит.* Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры. Тогда большая часть людей, оставшихся в живых, выбросят вон из своих домов прибереженное ими пропитание на вольную добычу птицам и наземным животным, нисколько о нем не заботясь. Люди будут выбрасывать из собственных домов те припасы, которые предназначались для поддержания их жизни.* Вернется время Ирода, ибо невинные младенцы будут отняты у своих кормилиц и умрут от великих ранений от руки жестоких людей.* Много будет таких народов, которые будут прятать себя, своих детей и свои припасы в глубине темных пещер, и там, во мраке, они будут кормить себя и свою семью в течение многих месяцев без всякого искусственного или природного света.* Видно будет, как в воздухе на огромнейшей высоте огромные змеи сражаются с птицами.* Большей части мужского рода не будет дозволено размножаться, так как у них будут отняты семенники.

Первые живописные шедевры

В те времена в мастерских живописи практиковалось совместное написание картин, когда учитель выполнял заказы с помощью кого-то из своих учеников.

Так и Верроккио, когда получил очередной заказ, выбрал себе в помощники да Винчи. Нужна была картина «Крещение Христа», учитель поручил Леонардо написание одного из двух ангелов. Но когда мастер-преподаватель сравнил ангела, которого писал он, с творением рук да Винчи, то выбросил свою кисть и больше уже никогда не возвращался к живописи. Он понял, что ученик не просто превзошёл его, а родился настоящий гений.

Леонардо да Винчи владел несколькими техниками живописи:

  • итальянский карандаш;
  • сангина;
  • серебряный карандаш;
  • перо.

В течение последующих пяти лет Леонардо трудился над созданием таких шедевров, как «Мадонна с вазой», «Благовещение», «Мадонна с цветком».

Леонардо да Винчи — прорицатель

В 1500 году талантливый художник оставляет Милан и оставшуюся жизнь постоянно находится в переездах. В Милане Леонардо начинает своё инженерное «творчество». Он работает военным инженером, архитектором и гидротехником. Именно к этому периоду жизни относятся его многочисленные зарисовки по механике и инженерным сооружениям. Своим гением Леонардо охватил практически все сферы науки того времени — ко всему он подходил с присущим ему креативным подходом и особым видением механизмов.

Наиболее примечательно то, что Леонардо был настолько талантлив и проницателен, что многие его работы так и не воплотились в реальность при жизни изобретателя. Опередив своё время, да Винчи подробнейшим образом описал конструкцию подводной лодки и парашюта, бронированной боевой машины, металлургических печей, печатного станка.

Примерами инженерного гения Леонардо стали: шагомер и одомер (аппарат для измерения расстояния, пройденного экипажем); токарный станок, оснащённый маховым колесом для мерного вращения; крыльчатки для предотвращения горения мяса на вертеле; устройство подачи бумаги в печатном станке и многое другое.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».

О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.

На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.

Прижизненный соперник Леонардо Микеланджело тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.

Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников — всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.

Несколько малоизвестных фактов

Леонардо да Винчи уделял большое внимание зрению человека, точнее, его виденью изображения, восприятию. Как человек видит и понимает картину, на что уделяет особое внимание

«Хороший художник должен связать два элемента воедино – это человек и его намерения, – говорил да Винчи. – Человека изобразить легче, намерения – сложнее, ибо оно проявляется в жестах и движениях тела, его конечностях».

Намереваясь более детально изучить жесты и движения человека, Леонардо приступает к углубленному изучению анатомии человека. Для того чтобы подробнее разобраться в человеческой анатомии, он получил разрешение на расчленение умерших. Изучал строение человеческого тела на трупах. Зарисовки внутренних органов, сердца, мышц и костей человека, органов выделения в истории изучения строения человека представлены одни из самых первых.

Леонардо и Франциск I

Король Франции в 1516 году «пригласил» Леонардо в свою страну, где он и прожил последние годы своей яркой и насыщенной жизни. Милостью Франциска Первого Леонардо получил официальное звание главного инженера, архитектора и художника при дворе. Высокие договаривающиеся стороны составили контракт, в который, по настоянию да Винчи, внесли пункт, о том, что за живописцем закреплялась «свобода грезить, мыслить и творить».

Однако договоры не особо помогают в подобной ситуации: ничем примечательным «французский период» в жизни Леонардо не ознаменовался. Живописью во Франции да Винчи почти не занимался. Основными его занятиями были организация праздников при дворе короля, планирование конструкции нового дворца, проект канала между двумя реками, а также конструкция новой лестницы в Шамборском замке.

Затосковав по родине и потеряв интерес к искусству, Леонардо проводил много времени в беседах со священниками, коих в замке короля было всегда предостаточно. Этот период жизни Леонардо историки отмечают, как наиболее приближенный к Богу. Леонардо да Винчи в чужих землях стал религиозен, он все больше размышлял о Боге и религии

Обращая внимание на период застоя в жизни да Винчи, нужно сказать о том, как он попал во Францию. Историческое сражение, битва при Мариньяно, сражение Франциска I за Миланское герцогство

Полная победа Франциска I над Львом X привела его в Милан и первое, что он захотел увидеть – это «Тайную вечерню» в церкви Санта-Мария делле Грацие. Король был в восхищении от увиденного, собрав своих придворных архитекторов и художников, он велел перенести фреску во Францию, даже если при этом придется перевезти всю церковь. Поломав голову над прихотью короля, придворные архитекторы сообщили, что сделать этого невозможно. Фреска будет повреждена и утрачена навсегда. Смирившись с обстоятельствами, король принял другое решение: «Раз уж я не могу забрать с собой картину, то заберу художника, пусть он мне изобразит произведения не менее гениальные». Так Леонардо да Винчи попал во Францию, и хоть к нему относились с почтением и уважением, творить во Франции он так и не смог. Последней работой Леонардо был механический лев, который самостоятельно передвигался.

Леонардо да Винчи механизмы и чертежи

Многие знают о том, что Леонардо да Винчи придумал прототип танка, вертолета, подводной лодки, дельтаплана и прочих механизмов. Стоит отметить одно обособленное изобретение – это первый «унитаз». Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I, его поразили в Париже, знаменитом городе любви и романтики, зловония, да, да именно зловония.

У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого «унитаза», специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проведения водопровода в замок, в итоге «чудо-изобретение», так и осталось на бумаге.

Последние дни Леонардо да Винчи

За два года до своей смерти у Леонардо стала отниматься правая рука. Ему было трудно передвигаться без посторонней помощи. В последние годы жизни ему помогал один из его учеников – Франческо Мельци, который в последующем остался распорядителем картин и экспонатов, а также рукописей Леонардо.

По мнению современных учёных, причиной недуга с рукой и последующей смерти да Винчи стал инсульт. Первый приступ почти обездвижил правую руку, второй приступ, случившийся двумя годами спустя, стал причиной смерти великого мастера. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет в замке Кло-Люсе во Франции в окружении своих учеников и друзей, среди которых был Франциск I.

Юность во Флоренции

Когда Леонардо было 13 лет, умерла его мачеха, отец женился второй раз и переехал во Флоренцию. Здесь он открыл собственное дело, к которому пытался привлечь сына.

В те времена дети, рождённые вне законного брака, наделялись абсолютно такими же правами, как и наследники, появившиеся в официально зарегистрированной семье. Однако Леонардо мало интересовали законы общества, и тогда отец Пьеро принял решение сделать из сына художника.

Его учителем в живописном деле стал представитель Тосканской школы, скульптор и бронзолитейщик, ювелир Андреа дель Верроккио. Леонардо был принят в его мастерскую в качестве подмастерья.

В те годы во Флоренции был сосредоточен весь интеллект Италии, так что, кроме живописи, у да Винчи здесь была возможность учиться черчению, химии, гуманитарным наукам. Тут он познал кое-какие навыки в технике, научился работать с такими материалами, как металл, кожа и гипс, увлёкся моделированием и скульптурой.

В 20-летнем возрасте в Гильдии Святого Луки Леонардо получил квалификацию мастера.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: