Интересные факты о трех богатырях. Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?
Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.
Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина «богатырь» («смелый», «герой-храбрец»). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.
О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.
Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных «богатырей». Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.
История создания
Судя по летописям, Добрыня Никитич – вполне историческая личность. Годы жизни древнерусского полководца приходятся на середину 10 века. Прототипом богатыря называют Добрыню, родного дядю по материнской линии и наставника князя Владимира Красное Солнышко. Правда, Никитич – отчество видоизмененное: исследователи предполагают, что раньше к имени добавлялось название села Низкиничи, родины персонажа. А его отца звали Малко. Некоторые источники утверждают, что герой по происхождению еврей, но эта информация хранилась под грифом «секретно», а разглашение каралось избиением батогами.
По летописным свидетельствам, приближенный ко двору Добрыня выступал советником правителя, поверенным в важных делах и воеводой княжеского войска. Герою приписывают немаловажную роль в противостоянии князя новгородского с братом Ярополком, а также в сватовстве к дочери Рогволода Полоцкого Рогнеде.
Перекочевавший в былины Добрыня Никитич мало напоминает свой реальный прототип. Здесь богатыря называют и князем, и даже племянником Владимира, да и роль он играет уже второстепенную. В кругах интересующихся древнерусским эпосом прижилось мнение, что с прообразом дядьки князя переплелись и другие воины.
Женщины-витязи
Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть «поленицами».
Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.
Наиболее известные поленицы – это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.
Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.
Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.
К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.
Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца – еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.
Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.
Сочинение Три богатыря Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов влюбился в дух русской культуры, став её искусным выразителем и проповедником. Вероятно, каждый из нас знает этого художника-живописца по его картине «Три богатыря», которая громко заявила о его таланте и подарила ему мировую известность. Без трепетного содрогания вспоминать о Викторе Михайловиче невозможно, так как именно его непосильным трудом, его достойным примером была дополнена повесть о русской культуре, переживающая то периоды угнетённого спада, то периоды созидательного преподнесения.
Произведение «Три богатыря» вместило троих богатырей из фольклора, на стыке которого и образовалось всё современное искусство. Илья Муромец, Добрыня Никитич и Лёша Попович доблестно восседают на мощных лошадях, устремляя свой взор на дальние рубежи государства, с минуты на минуту ожидая боя с полчищем вражеских недоброжелателей, покусившихся на русскую землю. В их глазах играет какая-то бунтарская воля, патриотическая непоколебимость, в определённых моментах превозмогающая здравый рассудок.
Тяжелые доспехи закрывают их крепкие тела, защищая от стрел, мечей, копьев. Бой поистине предстоит сложный, и Родина в них нуждается, как никогда ранее. Младший богатырь, Алёша Попович вопросительно ухмыляется, приоткрывая свои чёрные глаза и навевая дикую тоску по дому, матери, любимой женщине. Ведь никогда не знаешь, какой бой станет последним и каковыми будут его итоги. Либо же лучи славы и публичной любви облучат героев, либо же неволя и каторга пленят их души навсегда. Примечателен факт, что хмурящаяся погода как бы предвещает начало грандиозной битвы, скапливая противоборствующие стороны на определённой местности. Ратные подвиги ждут не дождутся узнать имена своих носителей. Боями и достижениями перед отечеством закаляют они свой дух, видя в этом цель своего существования.
Месть княгини Ольги древлянам
То были дикие времена, существует легенда о сватах, которых Мал якобы отправил княгине Ольге после убийства Игоря. Первых гонцов она приказала закопать живьем, а после велела прислать новых — получше. На следующий раз Ольга сожгла послов в бане.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами. Картина Сурикова
Затем Ольга с дружиной отправилась в земли древлян, чтобы справить там тризну (языческий погребальный обряд у восточных славян) по Игорю. На поминки пригласили и хозяев. Накормили, напоили, а затем пьяными перебили. Ольгино войско долго осаждало Коростень (ранее Искоростень), но древляне не сдавались. И тогда княгиня пошла на хитрость, она решила помириться с древлянами и попросила у них в качестве примирения птиц.
Древляне согласились и собрали от каждого двора птиц. На что княгиня Ольга приказала привязать к ногам подаренных птиц кусочки пакли пропитанной маслом, поджечь и отпустить. Перепуганные голуби и воробьи пытались спастись в родных гнезда, среди древлянских деревянных домов из соломенных крыш. Через несколько часов город был сожжен…
Этот кровавый триллер можно было бы назвать приквелом истории нашего богатыря Добрыни Никитича, а продолжение началось с того, что княгиня Ольга, наконец-то, успокоилась в своей мести, не от большого гуманизма, а потому что влияние Малу было слишком велико, и его смерть привела бы к дальнейшей эскалации насилия, поэтому вопреки нравам того времени, его не ликвидировали при захвате, а всего лишь поместили в темницу.
Русские богатыри. Илья Муромец. Богатырь и человек
Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Описание 2
Васнецов Виктор Михайлович является знаменитым художником из России, он преимущественно создавал произведения соответствующие тематике русской истории, народных сказок и былин. Его произведения производят впечатление на людей на протяжении уже многих лет. Самой известной картиной автора является картина «Богатыри».
На картине изображены герои русских былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Эти герои являются олицетворением защитников земли русской, сильных могучих мужчин. На картине они изображены в процессе совершения конного дозора границ государства Русского. Лица богатырей спокойные, однако, глядя на картину понятно, что спокойствие это только видимость, герои без промедления готовы жизнь отдать за державу.
В центральной части полотна изображен Илья Муромец. Автор изобразил богатыря могучим, мужественным человеком, одетым в кольчугу и шлем, вооруженным щитом и копьем. Не всем известно, что Илья Муромец, не выдуманный персонаж, а реальный человек, который жил в далекие древние времена. Богатырь изображен с поднятой к глазам рукой, зорко высматривая недруга вдалеке степей.
По правую руку от Ильи автор расположил Добрыню Никитича. Этого богатыря художник изобразил нарядно одетым в шлем украшенный узором, сверкающие доспехи. На картине он изображен выхватывающим из ножен меч, как бы показываю свою готовность к бою в любую секунду.
По левую руку от Ильи Муромца младший богатырь из троицы Алеша Попович. У него в руках лук со стрелой, а на плече гусли, которые показывают, что герой любил радовать окружающих веселой музыкой и песнями.
Три богатыря на картине Васнецова стали воплощением богатырей из русских былин, читая которые каждый придумывал себе образ. Художник дополнил образы богатырей изображением природы на заднем плане, добавил движения богатырям и их коням с помощью изображения ветра. Герои, изображенные на картине имеют, особенности присущие характеру и образу жизни их прототипов, воплотить и оживить героев на полотне художник смог благодаря своему таланту.
Шатёр в степи
Одна из самых необычных былин, связанных с именем Добрыни Никитича, начинается словами рассказа о странствиях богатыря. Он ездил по русской земле, стараясь найти себе достойного противника. Как мне кажется, речь здесь идёт о том недолгом времени, когда на Русь не пытались напасть чужеземные орды, а потому богатыри попросту томились от скуки. Конечно, как всякий воин, Добрыня считал, что периодически требуется тренировать своё мастерство.
Но кто же мог выйти на поединок с прославленным героем? Даже те немногие желающие оказывались слишком слабы против Добрыни. Именно поэтому он мечтал найти соперника, равного себе по силе. И вот в степи богатырь вдруг заметил высокий расписной шатёр. Никого рядом с жилищем не было, однако у входа на ткани была оставлена надпись:
В северных вариантах предания уже один этот факт подаётся как серьёзный проступок владельца шатра. Дело в том, что северяне, оставляя жилище или припасы, никогда не запрещали путнику взять что-либо с их стола – даже в случае отсутствия хозяина. Таков был обычай. Выходит, что обитатель шатра пошёл против многовековых принципов.
Добрыня не обратил внимание на угрозу, после чего спокойно вошёл в шатёр. Он попробовал вина неизвестного владельца степного обиталища, отведал расставленных на столе угощений, а после разрушил шатёр и разметал всё, что было в нём, по полю
Оставил богатырь лишь кровать, на которую улёгся и принялся дожидаться своего противника. Вероятно, Добрыня чувствовал, что такого поведения хозяин шатра ему не простит, причём придётся иметь дело с не менее могучим богатырём, чем сам Добрыня.
Степан Гилев «Добрыня Никитич»
Рассказ о богатыре. Вольга Всеславьевич
Закатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звёздочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга Всеславьевич. Запеленала его мать в красные пелёнки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.
Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пелёнки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал, да и говорит матери:
— Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.
Испугалась мать, а Вольга растёт не по дням, не по часам, а по минуточкам.
Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга научился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошёл он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы в норы залегли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.
Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.
Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обёртываться, оленем по горам скакать.
Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек, — сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.
Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники…
Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много-был бы стрел запас да кремень и огниво.
Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в дремучие леса:
— Берите вы сети шелковые, ставьте их в тёмном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, чёрных соболей, будем дружине шубы запасать.
Разбрелись дружинники по лесам. Ждёт их Вольга день, ждёт другой, третий день к вечеру клонится. Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.
Рассмеялся Вольга:
— Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.
Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.
Воротились дружинники с богатой добычей.
Накормил-напоил дружину Вольга, да ещё и обул, одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.
Вот время идёт да идёт, посылает Вольга средних дружинников:
— Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.
Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.
Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются. А Вольга над ними посмеивается:
— Что без добычи вернулись, охотнички? Ну ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.
Белорусские асилки
Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.
Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.
Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).
Добрынин курган
Много славных подвигов совершил Добрыня, но всему есть конец…
Согласно Тверской летописи, в битве с монголо-татарами на реке Калке (или Калкаце) в 1223 году погибло много русских воинов. В этом сражении нашли свою смерть 72 богатыря, в том числе Добрыня Рязанич Злат Пояс (Добрыня Никитич) и Александр Попович Ростовский (реальный прототип Алёши Поповича):
Похоронен знаменитый богатырь был, по старинным преданиям, на Рязанской земле в нынешнем Шиловском районе. Место это называлось «Добрынин курган» и находилось оно недалеко от устья Пары со стороны поселка Прибрежный в местечке под названием Дубки.
Мемориал «Добрынин курган», установленный в память былинного богатыря Добрыни Никитича (Добрыни Рязанича Злат Пояс) в Шиловском районе вблизи от места захоронения русских воинов 11 — 13 вв.
О кургане близ села Шилово писал еще знаток местной старины Николай Любомудров в 70-х годах 19-го века. В научном архиве Рязанского кремля есть запись от 1930 года, составленная шиловским краеведом Клёновым, в которой он описывает курганы в местечке Дубки и рассказывает о раскопках, произведенных местными крестьянами в 20-х годах прошлого века. Крестьяне расчищали место для сельскохозяйственных работ и разровняли в том числе «Добрынин курган», в котором было обнаружено захоронение русского воина в шлеме, кольчуге, с мечом и поясом с золотыми накладками. Судьба этих находок, к сожалению, неизвестна.
Мемориал «Добрынин курган», установленный в память былинного богатыря Добрыни Никитича (Добрыни Рязанича Злат Пояс) в Шиловском районе вблизи от места захоронения русских воинов 11 — 13 вв.
Всё это сочли в Шилово косвенными доказательствами того, что именно здесь был похоронен Добрыня Рязанич Злат Пояс. По этой причине около пгт Шилово в 2012 году и был воздвигнут мемориал «Добрынин курган». Его эскиз разработал местный художник Михаил Оськин. По задумке автора форма стелы напоминает с одной стороны фигуру могучего дружинника, а с другой – стены русского храма. Внутри заключен православный крест, как будто выступающий из синевы бесконечного неба. Он призван напоминать о силе русского духа и его неуязвимости перед лицом беспощадного врага.
Историко-культурный фестиваль «Слава Добрыни» около мемориала «Добрынин курган».
Ежегодно в Шиловском районе Рязанской области у мемориала проводится историко-культурный фестиваль «Слава Добрыни», посвященный легендарному земляку.
Добрыня и Маринка
Служил Добрыня у князя девять лет, на десятый год решил погулять по городу, пострелять из лука. Вот увидел он голубей, которые миловались на окне у красивого домика, выстрелил, да промазал. Разбилось окошко. В том тереме жила Маринка со Змеем Горынычем. Она приворожила Добрыню и тот сам к ней в дом пришёл. Маринка обернула в зверя Добрыню. Полгода никто о нём не слышал. Однажды у князя на вечере похваляться стала Маринка, что добрых молодцев обращает в зверей. Мать Добрынюшки разрыдалась, обратилась к кумушке Аннушке, та и сама слыхала слова похвальбы. Набросилась Аннушка на Маринку, бранила её, наносила увечья, а затем обратилась Маринка голубушкой и улетела. Прилетела она к Добрыне, села на плечо и попросила за вызволение взять её в жены. Согласился Добрыня с условием, что даст как жене ей поучение. Превратила она его вновь в добра молодца и сама девицею обратилась. Поженились они в чистом поле, вернулись в терем к ней. Нет ни иконки у неё в доме ни свечки божеской, так давай её Добрыня обучать молитвам. Затем в ход пошло оружие Добрыни Никитича. Отрубил он Марине руку, за то, что та ей Змея Горыныча обнимала, затем отрубил ей ноги, за то, что на них она к нему подходила, затем нос и губы, за то, что ими она с ним говорила и целовала. Так и пришёл конец волшебнице.
Богатыри. Три богатыря
Три богатыря — собирательное название главных героев русcких былин , богатырей русcких — Ильи Муромца , Добрыни Никитича и Алёши Поповича .
В некоторых былинах и древних сказах богатыри присутствуют вместе: «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву. В былине «Добрыня Никитич и с ним Тугарин змей» богатырь Алёша Попович исчезает другой дорогой, а вернувшись затем обратно он попытается жениться на жене пропавшего Добрыни Никитича, соврав при этом попам, что видели его мёртвым. На самом деле они раньше никогда в дороге не встречались. Их разделяли добрые пол века — Добрыня Никитич жил в XI веке, Илья Муромец-Печорец — в X веке, Алёша Попович в тот же период, то есть раньше, чем воевода.
Отмечаются характерные архаичные реликты в описаниях всех трёх богатырей; во всех этих персонажах просвечивают их некогда более тесные связи с хтонической породой в стихии, и поэтому при глубокой реконструкции три былинных героя могут быть сопоставлены со сказочной триадой — Горыня, Дубыня и Усыня . С другой стороны, известны отождествления трёх богатырей с историческими прототипами (силач-монах Илия Печерский ; воевода Добрыня ; ростовский боярин ). Возможно, знаменитые воины, чем-то поразившие воображение современников, по мере развития эпоса оторвались от своей исторической почвы и заместили гораздо более древних мифологических героев.
Былины о Добрыне Никите
В древней русской литературе насчитывается около 50 сюжетов, в которых фигурирует Добрыня Никитич. Этот богатырь упоминался также в былинах о других богатырях, в частности, об Илье Муромце и Алеше Поповиче.
О Добрыне Никитиче до наших дней сохранилось восемь русских былин:
- 1. «Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича»
- 2. «Добрыня и Змей»
- 3. «Добрыня и Настя»
- 4. «Добрыня и Маринка»
- 5. «Добрыня и Василий Каземирович»
- 6. «Добрыня и Алеша Попович»
- 7. «Поединок Добрыни Никита с Дунаем Ивановичем»
- 8. «Как Дунай Иванович и Добрыня Никитич искали невесту для князя Владимира».
Наиболее известная былина о Добрыне Никитиче — «Добрыня и Змей», в ней повествуется о мужественном сражении Добрыни со злым чудовищем змеем, который жил в Новгороде.
Персонажи
-
Князь Киевский
— князь жадный, хитрый, при этом трусливый. Однако способен на подвиг и в целом, герой положительный. Общий персонаж всех пяти фильмов. -
Илья Муромец
— самый старший богатырь. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и силу «Земли Русской». Женат на журналистке Алёнушке, летописце и феминистке («Я не баба, а летописец»
). -
Алёша Попович
— самый младший богатырь, глуповат, но весел и честен. Не смог обучиться грамоте. Его первый подвиг окончился провалом, но он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена, юная красавица Любава, а также говорящий конь Юлий, осёл Моисей и дядька Тихон. В первой части Князь предложил Алёше служить ему, но последний отказался. -
Добрыня Никитич
— самый образованный богатырь. Любит поспать и считает, что сон придаёт силы (при этом не просыпается до рассвета, а точнее, до первого касания первого солнечного луча его лица). Как правило, Добрыня не только сильный, но и образованный, много знает и умеет. Женат на властной и хозяйственной Настасье. -
Гай Юлий Цезарь
(или просто Юлий
) — конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Отличается умом (при этом уровень его знаний ближе к сегодняшним дням). Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Его прототипами послужили Сивка-Бурка, Конёк-горбунок и Осёл из тетралогии «Шрек». Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами, которые позднее продали его Тихону, забрав взамен рубашку, сапоги и меч. -
Баба Яга
— потомственная колдунья в шестом поколении («Я Баба Яга в шестом поколении!»
), знающая толк в древней тёмной магии. -
Колыван
— один из главных злодеев. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Врёт, умён, но труслив, низок и толст. -
Бекет
— крымский хан. Врёт, что страдает склерозом. Пытался убить Елисея. Также он пытался побить своим войском Добрыню, но тот разбил его войско и забрал всё, что у него было. -
Гомума
— гигантская горилла, которую пришлось победить богатырям на дальних берегах. Напоминает Кинг-Конга. -
Жёны богатырей
— Любава
(жена Алёши), Алёнушка
(жена Ильи), Настасья Филипповна
(жена Добрыни). И в избу горящую войдут, и скалкой приголубят. -
Тихон
— дядька (наставник) Алёши, заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица » проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы. -
Бабка
— бабушка Любавы. Ворчлива, но всё время заботится обо всех и помогает в нелёгких делах и трудностях. -
Змей Горыныч
— трёхголовый антропоморфный дракон и лучший друг Добрыни Никитича. Страдает растроением личности. Вследствие этого каждая голова говорит своим голосом, а в речи все три головы часто путают единственное и множественное число в речи: «Проигрался мы Колывану в карты»
, и тому подобное. Если в былинах Добрыня бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет Змею, как себе. Ещё Змей является мастером восточных единоборств, так как в четвёртой части он служил священным драконом в Китае. -
Бурушка
— конь Ильи Муромца. Как и в былинах, Илья дорожит им. -
Конь Добрыни
— мощный конь-тяжеловоз. На нём Добрыня шёл в поход на хана Бекета во втором фильме . -
Папуасы
— туземцы маленького роста. Умеют писать, читать и говорить. Просили богатырей, чтобы последние стали их царями и спасли от Гомумы. -
Писарь
— помощник князя и ярко выраженный чинопочиталец. -
Кролики
— приспешники Бабы Яги. Живут в шкатулке и вооружены дубинами из морковки. Одни из главных злодеев мультфильма. Боятся корову и стараются её избегать, начиная с потасовки в коровнике. -
Корова
— второстепенный персонаж. Влюбилась в Юлия и спасла его, забодав кроликов.
Фильмы, актеры и роли
Добрыня Никитич входит в список главных героев советских мультиков, а также анимационных фильмов, снятых уже в 2000-ых годах. В приключениях вместе с тремя богатырями участвует россыпь персонажей – от киевского князя до возлюбленного его племянницы Елисея. Вот список этих мультфильмов:
- «Добрыня Никитич» (1965)
- «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» (2006)
- «Князь Владимир» (2006)
- «Три богатыря и Шамаханская царица» (2010)
- «Три богатыря на дальних берегах» (2012)
- «Три богатыря. Ход конем» (2015)
- «Три богатыря и морской царь» (2016)
Голос богатырю подарили актеры Валерий Лекарев, Валерий Соловьев и Дмитрий Назаров.
Дебютный выход Добрыни Никитича в кино случился в 1956 году. Режиссер Александр Птушко снял по мотивам древнерусских былин и сказок Пушкина фильм «Илья Муромец». Доспехи славного воина Добрыни надел Георгий Демин. К созданию фильма «Илья Муромец» 1956 года выпуска авторы подошли с размахом. В массовке задействовано 106 тысяч статистов-солдат и 11 тысяч лошадей. Последняя цифра побила рекорды в кинематографе – такое количество животных не использовалось в съемках художественных картин ни до, ни после.
Следующее обращение к мотивам из эпоса произошло намного позже – в 2005 году Добрыня в лице Леонида Куралева появился во второй части киноэпопеи «Сага древних булгар» Булата Мансурова, которая носит название «Лествица Владимира Красное Солнышко».
А еще через шесть лет Андрей Мармонтов представил зрителю картину «Реальная сказка», в которой действия перенесены в современный мир. Здесь нашлось место и фантастическим персонажам – Лемешу, Ивану-Дураку, Бабе-Яге и, конечно, трем богатырям. Образ Добрыни Никитича воплотил Павел Климов.
Последний раз на сегодня Добрыня Никитич порадовал зрителей присутствием в искрометной комедийной сказке от «Disney» «Последний богатырь» (2017) режиссера Дмитрия Дьяченко.
Перун и христианство на Руси
С вершины Старокиевской горы не только по легенде пошла земля русская, в X веке здесь начинается новая эпоха Руси христианской, на месте древнего пантеона с главным покровителем княжеств — Перуном. Отсюда же в 988 году Перун был стащен, бит батогами и уничтожен.
С этого времени христианство получило статус единой и официальной русской религии. Это было лишь началом крещения Руси, а сам процесс смены религии иносказательно представлен в былине «Добрыня и Змей».
Победа над змеем то есть над язычеством — Перуном, в народных преданиях самый значительный подвиг богатыря, самый яркий эпизод его легендарной биографии.
Змей, иногда Змей Горыныч, хорошо известный всем по сказкам и былинам, на самом деле не просто огнедышащая рептилия-мутант, у нее есть все черты которыми характеризуется бог славянского пантеона — Перун. Кровь и огонь были его естественными атрибутами, а люди приносили жертвы разного достоинства: от горстки зерен до целого быка. Оттого и Змей Горыныч полыхал огнем, то похищал людей, то требовал дани, то поглощал несчастных.
Итак, борьба со змеем Перуном, это отражение событий государственной важности, но чем же языческий идол не устраивал Владимира, почему руками Добрыни князь истреблял всякую память о былом божестве?
Однако отказ от прежних богов и новый чуждый вектор развития дались непросто населению Руси. Сопротивление народа христианству было упорным, а подавление протестных настроений жестоким.
Памятник Микешина иллюстрирует эпизод крещения Руси, вот он, князь Владимир Красно Солнышко, тут же и идол Перуна, который будет сброшен в реку.
Вот он, переломный момент жизни нашего героя — всего несколько лет назад он сам устраивал здесь капища Перуна, а теперь должен разрушить его и покарать волхвов. Раз уж исполнителем, а, может быть, и вдохновителем новой государственной идеи был наш герой-воин и политик Добрыня, то здесь он окончательно отрекся от веры предков во время службы своему князя и молодому государству.
Современный Новгород
Это одно из памятных мест Новгорода, северо-восточная часть Новгородского Кремля, где сохраняются в руинированном виде остатки церкви, посвященной святому равноапостольному князю Владимиру.
Эта каменная церковь, скорее всего, стоит на месте своей предшественницы первой деревянной церкви, которая была возведена буквально в первые десятилетия после крещения Руси и была посвящена событиям, связанным с появлением здесь воеводы Добрыни и крещением Новгорода по велению киевского великого князя Владимира. Можно с большой долей убежденности утверждать, что именно в этом месте на берегу Волхова и происходило крещение новгородцев.
Иоакимовская летопись рассказывает, что новгородцы после знаменитой сцены взятия города и крещения мячом и огнем, крестили, мужчин выше моста по течению, а женщин ниже моста по течению.
Тот самый автор летописи Иоаким Корсунянин стал первым епископом в Новгороде в 989 году, он лично участвовал в свержении идолов и заложил в центре города тринадцатиглавый деревянный собор. Чуть позже собор стал каменным, таким, каким мы видим его и сейчас. По византийской традиции храм был освящен в честь Софии — премудрости божией, воцарившейся после крещения Руси.
Казалось бы, это эпохальное событие могло стать достойным финалом деятельности нашего героя, но и былины, и летописи оставили еще одну загадку для потомков.
Эпические герои не умирают, всегда есть шанс продолжить их историю, выпустив сиквел об очередном подвиге, так как никакой специальной былины о смерти Добрыни Никитича нет. В сказаниях он вечно живой, хотя и проходит путь от юности к зрелости, но реальный Добрыня Никитич должен был когда-то умереть. Но когда, где и как, ответов на эти вопросы нет ни в былинах, ни сказаниях, о деталях его смерти существуют лишь предположения.
Последнее упоминание о богатыре связано с его походом с дружиной на Булгарию, возможно, этот путь и стал окончательным для реального героя. В таком случае, курган под Рязанью действительно может быть местом его упокоения, но память народа о нем жива, и потому остров Добрыня плывет по реке времени в будущее, туда, куда уходят все герои нашей земли.
27.09.2020 13:06
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
Я согласен(на) на обработку моих персональных данных. Подробнее
>