Вода в амфитеатрах
Использование достаточного количества воды для плавания судов в амфитеатрах вызывает технические вопросы. Амфитеатры не использовались исключительно для наумахий; они наполнялись и осушались достаточно быстро для использования в гладиаторских боях и других зрелищах. Быстрый переход от водных шоу к наземным, кажется, был одной из главных достопримечательностей. Дион Кассий подчеркивает это в связи с наумахией Нерона (LXI, 9, 5); Марциал также говорит о наумахии Тита в Колизее (Книга очков, XXIV). Единственные сохранившиеся письменные источники не содержат описаний задействованных механизмов или техники. Археология не дает никаких подсказок: с тех пор подвал Колизея был изменен. Только два провинциальных амфитеатра, в Вероне и Мерида, Испания, предоставляют какие-либо технические доказательства.
Центральная яма амфитеатра Вероны была глубже, чем комнаты, обычно находящиеся под ареной, и служила резервуаром. Он был подключен к двум осевым каналам. Один, циркулирующий под Западной галереей арены, не был подключен к дренажной системе и должен был быть подключен к акведуку, чтобы заполнить бассейн. Восточный водовод был более глубоким и предназначен для отвода воды в реку Адидже. Бассейн амфитеатра Мериды, всего 1,5 метра, был мельче, чем бассейн Вероны. Поскольку он такой мелкий — меньше роста стоящего человека — его нельзя спутать с подземным служебным помещением. Этот бассейн был оборудован подъездной лестницей и покрыт материалом, аналогичным тому, который использовался для бассейнов и римских бань. Он также обслуживался двумя трубопроводами, западный из которых соединялся с близлежащим акведуком Сан-Лазаро.
Размеры этих бассейнов исключают любые, кроме самых простых наумахий: бассейн в Мериде имеет размеры всего 18,5 × 3,7 метра. Здесь могли бы состояться только самые скромные водные зрелища. Это приводит к заключению, что даже если предположить, что Колизей имел подобный бассейн до строительства гипогея (подземного комплекса), наумахии проводились бы только на мелком слое воды, покрывающем поверхность арены., минимум, необходимый для плавания судов.
У гладиаторов были свои профсоюзы
Хоть гладиаторам и приходилось убивать друг друга на арене, внутри их сообщества существовало некое братство. А некоторые даже организовывались в союзы или «коллегии» со своими избранными председателями. Если боец погибал в сражении, его товарищи заботились о том, чтобы он был похоронен с почестями, соответствующими его достижениям на арене. А если у погибшего оставались жена и дети, братство также контролировало выплату им денежной компенсации за потерю главы семьи.
8. Иногда римские императоры участвовали в гладиаторских боях
Организация гладиаторских игр считалась простым способом для императоров завоевать любовь толпы. Но некоторые шли еще дальше и сами участвовали в сражениях. Некоторые римские правители, включая Калигулу, Тита и Адриана, выступали на арене. Хотя делалось это, конечно же, с обеспечением максимальной безопасности для императора: клинки соперников, например, могли иметь тупые лезвия.
Император Коммод, чтобы утолить жажду крови толпы, убивал копьем медведей или пантер, которых держали на цепи. Он также участвовал в нескольких поединках против гладиаторов. Но, как правило, против него выставляли очень неопытного бойца или слабо вооруженного человека из толпы. Естественно, такие бои он всегда выигрывал, в отличие от финального сражения в известном фильме «Гладиатор», где Коммод погибает от рук Максимуса на арене Колизея. Но этот бой является не более, чем художественной выдумкой, которые часто встречаются в исторических фильмах.
9. Гладиаторы часто становились секс-символами своей эпохи
Несмотря на то, что некоторые древние историки описывали гладиаторов как грубых и неотесанных рабов, многие из них пользовались огромной известностью среди низших классов. Их портретами украшали стены многих общественных мест; дети играли в военные игры, представляя себя гладиаторами; а самые успешные бойцы имели славу сродни популярности современных спортсменов.
Гладиаторы также были своего рода секс-символами для женщин той эпохи. Одна из фресок Помпеи изображает бойца, который ловит в свои сети группу девушек, а на другой — они приходят в восторг от одного его вида. Многие женщины Древнего Рима носили украшения, окунутые в кровь гладиатора, а некоторые даже смешивали их пот со своими косметическими средствами, полагая, что он может подействовать как афродизиак.
Прекращение боев
Когда гладиаторские бои были запрещены? И что стало причиной такого запрета?
Согласно истории, кровавые бойни на арене стали терять популярность с увеличением влияния христианской церкви, осуждавшей подобные забавы. Поначалу было запрещено принимать в гладиаторские школы новых учеников из числа добровольных желающих – солдат или офицеров. Но окончательный запрет последовал в 404 году, после одного случая…
Во время одного из поединков христианский монах по имени Телемах выскочил на арену с криками и попытался разнять бойцов. Это стоило ему жизни – разгневанная толпа просто-напросто растерзала «миротворца».
Но гибель бесстрашного служителя религии настолько поразила тогдашнего императора Римской империи Гонория, что он распорядился прекратить подобные зрелища. В Византии же такие бои еще проводились и были запрещены много позже, в 494 году.
Японцы сделали ход первыми. Невероятный Того
Еще до того, как заметить русских, адмирал Того разместил свой флот, чтобы заблокировать колонну своего противника. Эта классическая тактика, которая повторялась в Ютландии и в других случаях, позволяла всей японской линии открыть огонь, сосредоточенный на первом корабле, как правило, флагмане адмирала. Он не только мог дезорганизовать флот, но также позволял поражать цели, поскольку они увеличивали огневую мощь, в то время как у противника были только передовые орудия, которыми он мог ответить. Следующее движение было для целевого флота в целом, чтобы повернуть и сформировать противостоящую широкую колонну. Излишне говорить, что эти маневры были тщательно проработаны и требовали точности. Когда были подготовлены все условия, как заметил Того, погода была хорошей, с чистым небом, позволяющим наблюдать на большом расстоянии, но с высокими волнами. Все это время беспроводные сообщения поступали от разведчиков, которые следили за передвижениями русских сил.
В 13:40 оба флота увидели друг друга и через 15 минут после того, как Тогу поднял флаг на Микасе, он приказал флоту:
«Судьба Империи зависит от результата этой битвы, пусть каждый человек выполняет свой первоочередный долг».
Он говорил настолько громко и уверенно, четко проговаривая каждое слово, как будто целый день он репетировал только эту фразу. Но самое главное – она дошла очень глубоко в каждого солдата, попав прямо в их сердца. Каждый из них был готов отдать свою жизнь ради Родины.
Огонь на японской стороне начался в 14:45. Русские плыли на северо-восток, в то время как японцы двигались с северо-востока на запад и повернули последовательно, следуя тому же курсу, что и русские в классических параллельных линиях.
Разворот Тогу был мастерским, но русская артиллерия была хороша. Микаса был поражен 15 раз за пять минут, а затем и еще 15 раз, все крупным калибром. Адмирал Рожественский выбрал формальный вариант сражения, исходя из своего превосходства в количестве тяжелых орудий.
В 14:08 дальность упала до 7000 метров, а затем до 6400 метров, но в конечном итоге превосходные японские навыки стрельбы и прицелы нанесли удар по российской линии фронта. Точность стрельбы была обеспечена Королевским военно-морским флотом.
Владимир Семёнов на своем флагманском «Князе» («граф») Суворове очень хорошо помнил выстрелы японских пушек:
«Казалось, что снаряды непрерывно сыпались на нас один за другим. (…) Кроме того, взрыв имел необычайно высокую температуру и жидкое пламя, которое, казалось, распространилось по всей территории».
Действительно, этот обстрел продолжался еще 90 минут, до первой потери – российского линкора «Ослябя» (флагман 2-го линейного дивизиона Рожественского). Фуджи удалось поразить склад с боеприпасами Бородино, в результате чего он взорвался. Броненосец быстро затонул, но его вздымающийся дым охватил всю территорию и немного снизил точность стрельбы. Когда наступил вечер, контр-адмирал Небогатов принял командование, но вскоре «Князь Суворов», «Император Александр III» и «Бородино» увеличили потери, в то время как японские корабли пострадали меньше. Только несколько легких кораблей были потеряны.
Появление гладиаторских боёв
Известна точная дата первого гладиаторского боя, точнее его подобия. Это произошло в 264 г. до н. э. во время поминок одного знатного римлянина. Его сыновья в перерыве между застольями устроили поединок между тремя парами рабов. Однако сразу это представление не вошло в традицию. Лишь 50 лет спустя, на поминках другого гражданина (которые, к слову, отмечались 3 дня) родственники устроили побоище, в котором участвовало уже 22 пары бойцов. В 105 г. до н. э. правители империи, заботясь о развлечении низших слоёв общества, которые стали формироваться в класс, решили придать боям официальный статус.
Уже к концу II в. до н. э. состязания проводились по несколько дней без перерыва. В них участвовали сотни бойцов разной специализации (с мечами, с сетками, с защитными приспособлениями и без). В 122 г. до н. э. власти решили сделать вход на стадионы платным. Однако местный защитник прав малоимущих Гай Грах в знак протеста за одну ночь разнёс до основания все помосты. В итоге от идеи обилечивания оказались, и вплоть до 404 г. н. э. – времени заката гладиаторства – вход на стадионы был бесплатным.
Практически с самого начала вокруг публичных боёв стало формироваться сообщество, обслуживающее мероприятие. Самые смекалистые организовали специальные школы, где стали обучать бойцов и сдавать их в аренду на всякие праздники. Первыми учениками таких школ были рабы – крепкие молодые мужчины из числа военнопленных, которых приобретали на рынках.
Однако гладиаторов надо было не только учить. Их надо было специально кормить, чтобы они были сильными, лечить (по понятным причинам), снабжать вооружением и т. п. Так появились профессиональные тренеры, многие молодые и даже опытные медики стремились попасть на работу в такие школы, поскольку без дела там сидеть не приходилось, а платили очень даже хорошо.
Со временем бои превратились в настоящий, как бы сейчас сказали, шоу-бизнес, вокруг которого крутились огромные деньги. Во время состязаний активно работали букмекерские компании, специальные люди занимались рекламой предстоящего поединка. Её смысл заключался в расписывании достоинств одних участников и обливании грязью других. Т. е. толпа подогревалась заранее. Во-первых, это заставляло людей на эмоциях делать ставки, а во-вторых, придя на стадион, толпа уже была за одних и против других, что усиливало эмоциональный фон всего действия.
Традиция гладиаторских боёв в Древней Греции после подчинения её Римом во II в. до н. э. не прижилась. Встречи устраивались по инициативе местных властей или даже просто состоятельных людей и проводились по римскому образцу. Однако популярностью у местного населения не пользовались и в перечень Олимпийских игр как вид единоборства не вошли.
Почему навмахий было так мало
Навмахии воплощали в себе все самое дикое и безумное в Древнем Риме вплоть до 247 года, когда Филип I с размахом отпраздновал тысячелетие великого города. К концу третьего века империя пришла в упадок и пышные развлечения остались в прошлом – снаружи римлян атаковали варвары, изнутри целые области требовали независимости и отелялись под началом местных командиров. Эксперты
на том, что после Цезаря состоялось не больше дюжины навмахий – издержки сделали морские баталии нерациональными. Для их проведения требовалось не только несколько тысяч пленников и несколько десятков кораблей, но и команда грамотных инженеров, которая обустраивала водоем, зрительные места и саму арену, а также постановщики – люди, которые следили, чтобы навмахия хотя бы отдаленно напоминала взятую за основу битву.
В последующие столетия эпичное развлечение все-таки возвращалось, но уже в форме красивого шоу без кровопролития. В XVI веке такое представление на Темзе устроила Елизавета I, в середине XVII столетия испанский монарх Филипп IV следил за маневрами кораблей на озере, где позже открыли парк Буэн-Ретиро, а в 1807 году в Милане прошла навмахия на потеху Наполеону. Идея спустить целые армии на воду ради своего развлечения не оставляла многих выдающихся монархов и правителей – она отсылала к временам Древнего Рима, когда один человек мог пожертвовать жизнями тысяч других, чтобы спастись от скуки.
Несмотря на частые упоминания в сочинениях античных историков, навмахии остаются весьма загадочным действом. Многие рассказчики передавали воспоминания спустя десятки и даже сотни лет после конкретных событий, что ставит их достоверность под сомнение. По одним данным, постановочные морские сражения проходили только в Риме, по другим – на всей территории Италии. Некоторые описывают их как потрясающее по синхронности и организации мероприятие, в ходе которого подробности реальных битв воспроизводились во всех мелочах. Другие, наоборот, признают, что из-за огромного количества участников и невиданного для той эпохи масштаба представления часто получались неловкими и совсем не такими зрелищными, как хотелось императорам.
Даже если это правда, и большинство навмахий представляли собой хаотичные разборки отчаявшихся заключенных, они все равно отлично характеризуют культуру и образ мышления в Древнем Риме. Представление о том, что человеческая жизнь – безусловная ценность, которая в любом случае важнее даже самого зрелищного развлечения, сформировалось намного позже. Сейчас бои между людьми и хищниками и масштабные морские сражения для демонстрации величия кажутся дикостью, однако представители самой выдающейся цивилизации того времени считали это абсолютно нормальным. Даже сейчас авторы книг и фильмов регулярно заигрывают с похожими сюжетами через призму социального неравенства: плебсу в «Судной ночи» приходится гибнуть, чтобы патриции выпустили пар и повеселились. В этом смысле мы не так уж сильно отличаемся от древних римлян – просто во времена Цезаря, Клавдия и Нерона не было кинотеатров.
Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций
Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.
Мозаика II века н.э. — Гладиаторы (найдена в Ливии)
В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.
Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.
Это интересно
Бойцов именовали гладиаторами по названию оружия, которым они сражались в ожесточенных схватках, – маленького обоюдоострого меча с широким и очень острым лезвием (от лат. Gladius – «меч»).
Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.
Последствия битвы для России и Японии
Русские потеряли второй тихоокеанский флот, то есть весь Балтийский флот, острие их морской мощи. Восемь линейных кораблей, множество небольших судов и более 5000 человек, в то время как японцы потеряли три торпедных катера и 116 человек. Три российских судна добрались до Владивостока. Российский флот нуждался в кардинальном обновлении.
Сразу после этого совместное морское десантное нападение позволило Японии оккупировать остров Сахалин. Русские стремились заключить мир. Российская империя потеряла 2/3 своего флота.
Традиционные союзники России, такие как Франция, начали сомневаться в правильности своего выбора, а Великобритания выбрала Японию в качестве азиатского союзника. Дома обида экипажей на их элиты сводилась к открытому мятежу на оставшемся черноморском флоте (Потемкине), который отражался в хлебных массовых восстаниях, жестоко подавленных.
Для Японии цусимская война имела диаметрально противоположные последствия. Япония еще раз зарекомендовала себя в качестве сильнейшего государства в Азии. Милитаризм в период после Первой мировой войны, еще более подпитываемый гневом, вызванным ограничениями Вашингтонского договора 1922 года, приведет к тому, что сторонники жесткой линии, управляющие страной, преследуют агрессивную повестку дня в отношении Китая после аннексии Кореи и Маньчжурии. Хроники Цусимы и все даты сражения вошли в календарь, и были объявлены национальным праздником, что до сих пор остается неизменным, в то время как броненосец Микаса сохранился и его можно увидеть даже сегодня. Это событие отмечалось во многих книгах на протяжении многих лет, например, бестселлер «Тучи над холмом», по сюжету которого был снят сериал в 2008 году, или высокобюджетный фильм 1969 года с Тоширо Мифунэ в роли Того, международной командой и актерами.
Только с точки зрения военно-морского флота сражение показало, что дальнобойная артиллерия, как уже было продемонстрировано в Желтом море в 1904 году, была обычным делом, вторичная артиллерия не играла значительной роли, а также легкие корабли, такие как эсминцы. Это подтвердило многим британским руководителям штаба, включая адмирала Фишера (не говоря уже об остальном мире), что только линейный корабль типа монокалибер был способом продвижения вперед. С удвоенным бюджетом, необходимым для таких кораблей, это вызвало европейскую гонку вооружений, которая имела немало прецедентов в истории, то есть «лихорадку дредноутов». Цусима точно не породил Дредноут на ровном месте. Идея у Фишера существовала уже с 1900 года, и в 1904 году он заканчивал проектирование.
22 февраля 1905 года был утвержден окончательный проект первого современного линкора, в котором действительно содержалось несколько наблюдений недавней войны. Фактически, как битва при Желтом море, так и битва при Цусиме были тщательно проанализированы Комитетом Фишера. Битва в Желтом море подтвердила, что дальний (13 000 метров или 14 000 ярдов) огонь возможен и даже желателен при наличии правильных прицелов и расчетов.
Таким образом, русско-японская война и цусимское сражение завершилось не в пользу Российской империи.
В завершение предлагаем вашему вниманию фильм с уникальными кадрами цусимского сражения, от которого просто леденит душу:
Как проходили бои?
Зрелища, которые заканчивались реками крови и разорванной плотью участников и смертью некоторых из них, начинались как праздник. Накануне для будущих участников устроители состязаний устраивали грандиозное пиршество, куда приглашались знатные горожане и простые люди. Все могли оценить физическую форму гладиаторов и определиться, за кого завтра будут болеть. Здесь же крутились букмекеры, делались ставки, заключались пари.
На следующий день действо началось парадом участников, наряженных в дорогие и эффектные костюмы. Возглавляли шествие одетые в пурпурные мантии судьи (обычно это были бывшие гладиаторы и очень уважаемые люди).
Затем начинались бои. У гладиаторов существовала специализация: кто-то обучался схватке с сетью, такой боец выходил на арену без защиты, в одной руке держал меч, в другой сеть. Его задача была так метнуть сеть чтобы она опутала противника, а затем просто добить его. Другие бились на коротких мечах со щитами. Особое веселье у толпы вызвала схватка между двумя так называемыми андабатами. В эту категорию попадали наименее способные ученики. На бой они выходили вооружёнными двумя мечами, а на головах были шлемы с прорезями для глаз, которые с расположением глаз не совпадали. В итоге бойцы бились вслепую, а сзади их «подбадривали» специальные люди при помощи раскалённых железных прутьев.
Если один из бойцов чувствовал, что проигрывает, он имел право поднять руку вверх с тремя поднятыми пальцами. Этот жест означал, что он просит пощады у публики. Именно она решала, помиловать слабака или добить. Надо сказать, что в противоположность бытующему мнению, трибуны не так часто, как мы думаем, требовали смерти. Но уж если народ решал, противостоять им не решался никто. Недовольство могло быстро перерасти сначала в драку болельщиков, а затем и в бунт, который можно было и не подавить. Судьи и устроители особенно волновались, когда один из участников или приговорённый слишком быстро умирал. Толпа начинала бесноваться и требовать ещё крови. Как правило, заканчивалось мероприятие убийством приговоренных.
Упадок римских наумахий
Внедрение новых технологий первоначально привело к увеличению количества наумахий. Первые три наумахии находились на расстоянии 50 лет друг от друга; следующие шесть, большинство из которых проходили в амфитеатрах, произошли за 30 лет. Менее затратные в материальном и человеческом отношении, они могли позволить себе более частые постановки. Менее грандиозные, они стали особенностью игр, но не могли считаться исключительными. Об этом свидетельствует иконография. Из примерно двадцати изображений наумахии в римском искусстве почти все относятся к времен Нерона и династии Флавиев.
Наумахия Ватикана
После периода Флавиев наумахии почти полностью исчезают из текстов. Помимо упоминания в Истории Августа, позднем источнике ограниченной достоверности, только городские записи (fastia) Остии говорят нам, что в 109 Траян торжественно открыл бассейн наумахии. Это место было обнаружено в 18 веке на территории Ватикана, к северо-западу от Замка Святого Ангела. В настоящее время он упоминается как Наумахия Ватикана, причем некоторые источники ошибочно называют его Цирком Адриана из-за сходства его формы с формами других раскопанных цирков, а также близости этого места к мавзолею Адриана.. Последующие раскопки выявили полный план участка. В нем были трибуны (многоярусные трибуны для зрителей), а поверхность была примерно в шесть раз меньше, чем наумахия Августа. Ввиду отсутствия каких-либо текстов следует предположить, что он использовался только во времена Траяна.
Тем не менее, если принять во внимание источники поздней Римской империи и существование в средневековье с точки зрения топонимии наумахии и далмахии на этом месте, это все же просуществовал до 5 века. Более того, наличие трибун по периметру — сильный показатель регулярных показов
Согласно муниципальным данным Остии, в инаугурации участвовало 127 пар гладиаторов; наводя на мысль, что, как и в амфитеатре, ограниченное пространство в бассейне Траяна не способствовало крупным сражениям с участием множества необученных заключенных или требовало чрезмерного упрощения морских сражений, что привело к предпочтению единоборств. В этой форме и с выделенным местом наумахии могли легко продолжаться (хотя, вероятно, с уменьшающейся частотой) в течение нескольких столетий без упоминания в источниках, поскольку они не были бы особенно достойны упоминания: они просто утратили свое величие и впечатляющий характер..
В провинциях влияние римских наумахий легко различимо, но оно ограничено и сводится к местным и безобидным военно-морским играм и реконструкциям. Соревнование, которое проходило под названием наумацива, было частью Панафинейских игр между афинскими Эфебом, начиная с периода Флавиев. Он заменил регаты, которые проводились на этих играх ранее. Если верить Авзонию (Мозель, 200-2,29), на реке Мозель между местной молодежью была проведена наумахия.
7.
Запретили не только за жестокость
Гладиаторские бои при христианах запретили не только из-за возможного смертельного исхода (ведь поединки чести и турниры христиане практиковали совершенно спокойно) и не только потому, что они разжигают низменные чувства. В гладиаторских боях подозревали языческое начало, и не зря. С большой вероятностью этот жестокий вид спорта происходил от ритуальных боёв насмерть — разновидности жертвоприношения, в которой жертвой богам становился проигравший. Вероятно, такие бои изначально устраивались на похоронах вождей. Историки не уверены, участвовали ли в них только рабы и преступники или считали за честь попробовать свои силы и свободные воины. Позже, когда гладиаторы сражались уже ради славы и денег, на арене перед боями всё равно восхваляли языческих богов.
Сейчас также считается, что гладиаторские бои именно в классическом виде появились не в самом Риме и не как заимствование от этрусков, а в области Италии под названием Кампания. Именно там найдены самые ранние изображения гладиаторских боёв. Они относятся к четвёртому веку до нашей эры.
Рудиарии
Некоторым бойцам-рабам удавалось выжить в сложнейших боях и получить желанную свободу. Конкретное число боев могло варьироваться, наиболее известна цифра в 30 сражений. После этого гладиатор получал деревянный меч, символизировавший его освобождение.
Как правило, получившие свободу бойцы все равно продолжали выступать на арене – они уже не могли представить своей жизни без этого. Но за сражения такие профессионалы получали большую оплату, да и популярность их росла. Они были настоящими любимцами публики.
Некоторые же после освобождения не желали рисковать – и становились обслуживающим персоналом, тренерами или же укротителями диких зверей.
Капитуляция Небогатова
В 09:30, 28 мая, оставшаяся часть российского флота Небогатова была обнаружена, вяло отступая, позволяя линкорам Тогу догнать и окружить его к югу от острова Такешима. Как и в Желтом море, огонь открылся на 12 000 метров. К тому времени российскому адмиралу стало ясно, что он перешагнул безопасную границу и что его шесть оставшихся кораблей были осуждены. Вместо того чтобы уничтожить их, он приказал им сдаться, дав сигнал XGE, который означал – «мы сдаемся». Однако, к сожалению для россиян, этот сигнал отсутствовал в японских кодовых книгах и Япония продолжала обстреливать флот.
Удивившийся Небогатов приказал выбросить белые флаги, однако Тогу не доверял этому новому сигналу, и продолжал вести огонь. Когда стало ясно, что ничто не помешает полному уничтожению, русский крейсер «Изумруд» сломал строй и попытался бежать. Отчаявшийся Небогатов поднял флаг Имперского японского флота и остановился, надеясь быть понятым. Это было замечено Того, который приказал прекратить огонь. Оба флота остановились, и Небогатов начал договариваться о своей капитуляции. Как заявили члены его экипажа, он знал, что за неповиновение приказам он мог быть застрелен, но хотел избежать бесполезной бойни, умоляя своих людей однажды «восстановить честь и славу российского флота».
Первые бои
Состязания бойцов, использующих на разных этапах определенную амуницию, впервые появились на погребальных обрядах расена (римляне звали их «этрусками», а греки «тирренами»). Речь о мероприятиях в честь умершей знати.
Это были очень красивые зрелища. Шлемы с огромными разноцветными гребнями (изображения которых используют при рассказе о греках и македонянах) на самом деле были лишь у этрусков, также как вычурные доспехи.
Тиррены первыми принесли в европейское Средиземноморье шик Средиземноморья азиатского. Ведь их предки когда-то имели колонии на 2 берегах моря. Говоря по правде, у описываемого народа было все, даже парики.
Жители Рима были не первыми из восторженных италиков, кто присутствовал на зрелищных мероприятиях Двенадцатиградья. Так называлась область тирренских полисов – 12 городов с сельской округой. Если в южной (греческой и пунической) зоне Апеннин традиционно любили олимпийские игры (там участники оставались живы), то крепыши-тиррены славились смертельными играми у саркофага (у скифов были подобные состязания). Ведь смысл происходящего заключался в принесении жертвы богам – проигравшего противника. Выбор пал естественным образом на рабов умершего – на пиру они все равно затевали кровавые драки за место у могилы.
Сначала бои тоже были «поминками». А позже по популярности превзошли и театры, и термы.