Мифология[править | править код]
Хапи олицетворял ежегодный разлив Нила, богатого плодородным илом, позволявшим египтянам выращивать зерновые культуры по берегам этой реки. Согласно обычаю, египтяне во время ежегодных разливов говорили «Хапи прибывает». Хапи символизировал плодородные земли и противопоставлялся безжизненной пустыне.
Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана.
Из-за его плодородной природы Хапи иногда считали «Отцом богов», также он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Хапи имел символическую связь с богом земли Гебом и с «повелителем Непер» (богом зерна).
Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет («любимая»). Тем не менее, Нил связывался с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте ею была богиня Нехбет, а в Нижнем Египте — богиня Уаджит. Спустя время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном, жена которого Наунет создана в первичных водах; вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады.
Пирамиды Древнего Египта
В начале эпохи Древнего царства знатных египтян хоронили в сложенных из кирпича-сырца гробницах с плоским верхом – мастабах. Первая пирамида, построенная фараоном Джосером около 2650 г. до н. э., напоминала несколько мастаб, поставленных одна на другую.
Стройка пирамид
Ступени пирамиды представляли собой лестницу, по которой усопший фараон должен был подняться к солнцу – источнику жизни. Вскоре пирамиды обрели привычную для нас форму с четкими прямыми гранями, олицетворявшими лучи бога солнца – Ра.
Первая из таких пирамид оказалась и самой грандиозной – пирамида Хеопса (Хуфу) в Гизе до сих пор поражает своей величиной, возвышаясь над многоэтажными жилыми домами пригородов Каира.
Она уверенно занимает одно из ключевых мест в списке чудес света.
Пирамида Хеопса оставалась самым высоким сооружением на планете вплоть до постройки Эйфелевой башни в 1889 г. Пирамида сложена из каменных блоков общей массой в 6 млн. тонн.
Древняя Греция[править]
урок 1 Природа и население Древние греки(эллины) жили ↓ на юге на островах на западе Балканского трёх морей п-ова Малая п-ова Азия Древние греческие племена ↓ ахейцы ионийцы дорийцы В Греции много мало земли моря больших и полноводных гор рек Урок 2 Религия Др. греков Имя ↓ Персефона Аид Цербер Имя ↓ Прометей Геракл Ахиллес внук Деметры сын Зевса сын Фетиды
Урок 3.
——— | Минойский Крит | Ахейская Греция |
---|---|---|
Названы в честь | царя Миноса | племени ахейцев |
Гл. города | Кносс | Микены, Тиринф, Пилос |
Гл. событие | строительство лабиринта | победа в Троянской войне |
Искусство | яркое, красочное; с мирной жизнью | мрачное, воинств.; циклопическая кладка |
Письминость | линейное письмо А | линейное письмо А, Б |
Центр хоз-ва и к-ры | царские дворцы | царские дворцы |
Причина гибели | землетрясение и извержение вулкана | вторжение дорийцев |
Урок 4 Поэмы Гомера Иллиада Одиссея
Греки:
- Агамемнон — предводитель греков под Троей
- Ахиллес — самый великий греческий воин
- Одиссей — самый хитрый греческий воин
- Патрокл — самый лучший друг Ахиллеса
- Менелай — царь Спарты, брат Агамемнона
- Елена Прекрасная — жена Менелая
Троянцы:
- Приам — престарелый царь Трои
- Гектор — военный вождь, сын Приама
- Парис — царевич Трои и сын Приама
- Андромаха — супруга Гектора
- Поликсена — дочь Приама
- Гекуба — вторая жена Приама
- Эней — троянский герой, который бежал из пылающей Трои, унося на плечах своего отца Анхиса
Урок 5. "Одиссея" ↓ Гл. герой Одиссей его жена его сын Пенелопа Телемак
3 опасных встречи Одиссея ↓ Сцилла и Харибда Остров сирен Остров циклопов Выражения м/у Сциллой работа Пенелопы и Харибдой
Урок 6 История Греции Полисный пер. Полис: Дворцовый Период 1)город гос-во период тёмных 2)гражданская община Ахейская Греция веков Минойский Крит Гомеровский пер. 3-2 тыс 12 - 9 вв ↓ была забыта письменность Сильнейшие полисы Спарта Афины
Урок 7. Афины Население Аттики Свободные граждане Рабы демос знать пленники должники (простой народ) ↓ (гужаки) которой принадлежит власть: Аристократия → Ареопаг-совет знати который вершил суд избирал 9 архонтов на основе законов Драконта (правителей)
Урок 8. Реформы Солона 594 г до н.э. отменил долговое рабство заложил основы Великой Афинской Демократии
—— | До реформ | После реформ |
---|---|---|
Власть | знати → Аристократия | народа → Демократия |
Высший орган | археопаг | народное собрание |
Законы | Драконта | Солона + выборный народный суд |
Передел | ЗЕМЛИ — ДАТЬ ПОРОВНУ | ДАТЬ ПОРОВНУ |
§10. Религия древних египтян
Объясните значение слов:
Храм — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В Египте считалось, что храм является домом какого-либо бога.
Жрец — служитель религиозного культа. В Древнем Египте жрецов почитали как служителей богов.
Статуя — один из основных видов круглой скульптуры, представляющее собой трёхмерное изображение человеческой фигуры или животного.
Саркофаг — разновидность традиционного гроба, использовавшегося для захоронения знати и обычно оставляемый в специальных гробницах. В Древнем Египте саркофаг украшали рисунками и надписями.
Мумия — сохранённое бальзамированием тело. Мумией называется тело (не только человека, но и любого другого живого существа), подвергнутое специальной химической обработке, в результате которой прекращается или замедляется процесс разложения тканей.
Искусство Древнего Египта
Основными направлениями искусства в Древнем Египте были архитектура, скульптура, живопись, литература и музыка. Театров у египтян не существовало, они были изобретены позднее, в Древней Греции, но прообразами театральных представлений были древнеегипетские фестивали. Архитектурные достижения той эпохи мы можем увидеть своими глазами – например, знаменитые египетские пирамиды.
Древнеегипетское искусство
Основными литературными жанрами в Древнем Египте были гимны, сказки, заупокойные и поучительные тексты, а также любовные песни
Музыка также занимала важное место в культуре египтян, хоть поначалу она и была вторичной – музыканты лишь аккомпанировали певцам, но позднее она стала самостоятельным видом искусства. Особенно популярны были такие музыкальные инструменты, как арфа и флейта
Пирамиды Древнего Египта история 5 класс
пирамиды,
Предполагают, что пирамиды строились для погребения фараонов. Строительство происходило при жизни царя и продолжалось до самой смерти. Полагалось, что через пирамиду-усыпальницу, умерший фараон находит путь в иной мир, так как верхняя часть пирамиды символизировала «жизнь», а нижняя — «смерть».
Благоприятный климат давал возможность уделять сельскохозяйственным угодьям немного времени, поэтому в «свободное» время жителей страны определяли на дополнительные работы: строительство храмов, гробниц фараонов, ирригационных систем и т.д.
Предполагается, что каменные блоки для пирамид вырубали из скал медными орудиями и с помощью специальных приспособлений перетаскивали на берег Нила, грузили на лодки и доставляли к месту строительства пирамиды, преодолевая большие расстояния.
Стены гробниц расписывали иероглифами и картинами из жизни фараонов. Пирамиды имели множество комнат с проходами-лабиринтами, где можно было легко заблудиться. Вместе с фараонами в пирамиду-усыпальницу замуровывали любимые вещи царя, еду, одежду, украшения, домашних животных. Все это могло пригодиться фараону в загробной жизни, так считали древние египтяне.
- Пирамидв Джосера — самая первая пирамида Древнего Египта.
- Большая пирамида Хеопса прославилась самыми большими размерами.
- Пирамида Хефрена (Хафры) — вторая по размерам пирамида, основание храма имело форму квадрата со стороной 4, 5 м. Перед пирамидой располагалась пристань, куда причаливали ладьи, проплывающие каналами Нила.
- Пирамида Микерина (Менкаура) имеет небольшие размеры и сравнительно «молодой» возраст в сравнении со всеми пирамидами на плато Гиза.
Бассейн и долина Нила
Река считается самой полноводной и главной водной артерией Африки. Русло проходит по территории четырех африканских государств: Уганды, Эфиопии, Судана и Египта. На протяжении столетий для данных государств Нил является единственным спасением от засухи и неурожая. Ведь если в силу обстоятельств, не зависящих от человека, русло не разольется, миллионы людей будут обречены на гибель. Река Нил, длина которой превышает 6000 км, впечатляет и охватом акватории. Площадь бассейна составляет 3 349 000 квадратных километров.
Общие сведения:
- Нил занимает первое место в Африке и второе в мире. Его протяженность (свыше 6000 км) уступает лишь Амазонке;
- Максимальная ширина Нила составляет 7,5 км, минимальная всего 350 метров;
- Глубина не превышает 11 метров, средний показатель составляет 5-8 метров.
В бассейне встречаются множественные водопады. Река Нил в Африке имеет особенность, которой не может похвастаться ни один поток на планете. В жаркое время года, когда все водоемы пересыхают, русло разливается, превращая берега в цветущую долину. Питание осуществляется за счет дождей, особенно это касается верховья реки. Значительный вклад в наполнение русла вносят озера, неоднократно встречающиеся на его пути.
Река у многих ассоциируется с Египтом. На ум сразу приходят пирамиды и речные круизы. Еще с древних времен на его берегах формировались первые поселения. Сегодня река Нил в Египте — важный экономический, хозяйственный, культурный объект. Речная долина на территории страны представляет местность с высокой плотностью населения. На его берегах стоят крупнейшие города и деревни, в которых проживает основная масса египтян
Если брать во внимание длину русла, то египетским землям досталось всего 20% акватории
В нижнем течении по обоим берегам раскинулся Каир — столица и одновременно крупнейший город в Египте на реке Нил. Численность населения превышает свыше 6 000 000 человек. Уже в черте города река начинает разбиваться на рукава. Образуются острова разной величины, подвергшиеся массовой застройке. В нескольких километрах от мегаполиса ниже по течению начинается дельта Нила. Здесь расположен древний город Александрия, известная во всем мире маяком и уникальной библиотекой.
На юге страны находятся крупные города Асуан и Луксор. В Асуане, расположенном на правом берегу, находится асуанская плотина, построенная во второй половине XX века. Сооружение спасло сотни гектаров сельскохозяйственных угодий и десятки населенных пунктов от затопления. Плотина стала своего рода регулятором русла, сделала реку «послушным» потоком. Теперь наличие пресноводного источника и отсутствие зимы помогают крестьянам собирать 2-3 урожая в год.
В долине реки находятся знаменитые пирамиды, можно увидеть множество других памятников истории и архитектуры. Но большинство туристических агентств предлагают готовые пляжные туры. Экскурсию по следам древней цивилизации можно приобрести на месте, или отправиться в путь самостоятельно. Все достопримечательности, видео и фото имеются на просторах интернета.
Эпитеты Осириса
Фараон XXVI династии Псамметик I (656 -609 гг. до н.э.) в облике главного бога подземного мира. Фаянс. Высота статуэтки — 19.2 см. Музей Kunsthistorisches, ВенаОсирис – один из самых сложных божественных образов древних египтян. Из местного божества города Джеду в западной части Дельты, где он во многом перенял на себя черты тоже местного бога Анджети, Осирис становится одним из самых универсальных богов Древнего Египта. Со временем этот образ стал включать черты и характеристики множества других богов, а сами они превратились в ипостаси этого божества.
«Он, кто защищает погребения». На западе Нила, где было расположено большинство кладбищ, солнце опускалась в Дуат (загробный подземный мир). Он перенял на себя черты Хентиаменти – бога Абидосского некрополя.
«Он, кто живет в Джеду (Бусирис)». Этот эпитет связан с культовым центром божества — городом Бусирис в Дельте (Нижний Египет). Полагают, что именно от местного бога этих мест, Анджети, изображающегося с цепом и крюком в руках, эти атрибуты перешли к Осирису.
«Он, кто живет в Гелиополе». Этим эпитетом он связан с важнейшим древним центром поклонения солнцу – умирающего и воскресающего божества.
«Он, кто живет в Oрионе». Этот эпитет соединяет божество с важным созвездием звезд и показывает звездный элемент в нем, контрастый с преобладающим подземным аспектом.
«Он, кто живет в доме Серкет». Серкет (Селкет) – богиня-покровительница мертвых. Этот эпитет показывает тесную связь владыки подземного мира с богиней-скорпионом, которая играет важную роль в древнеегипетском культе мертвой как охранительница останков человека.
«Он, кто находится в комнате бальзамирования». В специальном помещении бальзамировщики превращали тело умершего в мумию. Считалось, что этот процесс происходит при непосредственном участии и защите царя загробного царства. В данном случае он перенимает на себя черты Анубиса.
«Он, кто находится в окуривании». Бальзамирование и мумифицирование сопровождалось окуриванием ладаном. Создавая специфическую ароматическую атмосферу, древние египтяне, противодействовали страху, который вызывала смерть своим разложением и гниением тела.
«Он, кто был помещен в саркофаг». Этот эпитет только отчасти связан с легендой, известной нам по варианту, приведенному греческим писателем Плутархом, о том, что Сет хитростью заманил брата в короб (саркофаг). Главным содержанием эпитета является покровительство Осириса умершим, тела которых помещались в саркофаги.
Таким образом, основные эпитеты божества связаны с погребальными процедурами. Первоначально они распространялись только на похороны короля (фараона), но постепенно их применение получило самый широкий характер, включая все население Египта. Осирис стал главным погребальным богом и царем загробного мира.
Додинастичекий период Египта
Длился с 5000 до 3100 до н.э. Существует несколько письменных источников и артефактов, датируемых додинастическим периодом. Эпоха охватывает историю развития египетской цивилизации в течение двух тысячелетий.
Египетский музей Турина, Италия.
Самым примечательным событием этого времени считается время правления фараона Эхнатона. Его супруга, Нефертити, сыграла важную роль в проведении политических и религиозных реформ. Провозглашен культ единственного бога – солнца Атона. В архитектуре древнего Египта присутствуют элементы, изображающие красоту царицы. Ее скульптуры ассоциируются с культом плодородия.
Еще статьи: Белая и Красная короны Древнего Египта.
В период неолита (позднего каменного века) общины в Северо-Восточной Африке перешли от охоты к сельскому хозяйству. Сделаны первые достижения, положившие основу для развития египетского искусства и ремесла, создания инструментов труда, формирования политики и религии. Возникает вера в жизнь после смерти. Через страх перед неизвестным формируются представления о создании Вселенной, Боге.
Примерно в 3400 г. Египет разделяется на два царства:
- Красные земли к северу в дельте Нила и по берегам Реки, возможно, через местность Атфих;
- Белые земли на юге от Атфиз до долины Гебель Эс-Сильсила.
Король южных земель, Скорпион, предпринял первые попытки к завоеванию Северного царства около 3200 г. до н.э. Спустя столетие царь Менес подчинил северные земли и объединил государство, став первым фараоном I династии Египта.
Древний Мемфис фото
Богини
Богини древнеегипетской мифологии выступали не только в роли покровительниц тех или иных явлений, но и часто были спутницами богов-мужчин.
- Исида, покровительница матерей и детей, воплощение женственности и материнства. Исида представала в роли возлюбленной Осириса.
- Бастет — покровительница нежных чувств, влюбленности и веселья. Ее облик изображался в виде женского силуэта, увенчанного кошачьей головой.
- Маат стояла на страже справедливости и правды. Изображалась в образе женщины, в чьи волосы было воткнуто длинное перо.
- Мут — богиня, под чьей властью находились небесные просторы. Также по совместительству с некоторыми богинями покровительствовала материнству. Фараоны считали, что она дарует правителям власть, поэтому поклонялись Мут.
- Нейт считалась одной из создательниц мира, а также покровительствовала охотникам и воинам.
- Нефтида (Небетхет)— богиня, которой приписывали власть над смертью. Также образ Небетхет олицетворял женскую красоту и сексуальность. В иероглифах Древнего Египта было обнаружено изображение этого божества в виде женщины, на голове которой находится дом.
- Нехбет — защитница рожениц. Образ коршуна тесно связан с Нехбет, поскольку изображалась эта богиня либо в виде женщины с птицей на голове, либо в облике пернатого хищника.
- Нут — мать некоторых из богов, а также покровительница небесных стихий. Образ Нут представлялся в виде коровы, которая парит, либо летящей женщины, прикасающейся кончиками пальцев к земле.
- Сохмет — супруга Птаха и покровительница солнечного жара. Помогала воинам в битвах.
- Таурт — защищала обратившихся к ней за помощью от злых духов, а также олицетворяла женскую плодовитость.
- Тефнут — женщина со львиной головой олицетворяла природные явления: жару и влагу.
- Уаджит — женщина, силой которой наделся правящий фараон. Изображение Уаджит демонстрировало кобру.
- Хатхор — богиня музыкальности, мелодии, а также любви. Женщина, представленная на настенных рисунках, обладала коровьими рогами.
Значение мифологии
Мифология играет огромную роль в изучении Древнего мира. Религиозные верования, которые лежат в основе египетских мифов, позволяют ученым изучать эволюцию развития мира. На примере культуры Древнего Востока становится очевидным отличие египетской мифологии от верований других народов.
Египтяне уделяли огромное значение не столько миру живых, сколько загробной жизни. При детальном изучении религии складывается впечатление, что жители Египта считали земную жизнь неким промежуточным звеном между важнейшими этапами своего существования.
Важнейшими чертами египетских верований были:
- обожествление усопших;
- наделение животных сверхъестественными силами;
- почитание культа мертвых и потустороннего мира.
Основным источником данных является информация, оставленная древними жителями в местах захоронений, саркофагах и гробницах. Письмена позволяют систематизировать данные и сформировать общую картину мифологии Древнего Египта.
Мифы
Самым интересным мифом Древнего Египта считается сотворение мира и всего живого. Согласно мифологии, боги создали все сущее из бездонного водного простора, который заполнял пространство. Подробности поверий варьируются в зависимости от религиозного центра, которых в Древнем Египте насчитывалось три:
- Мемфис;
- Гермополис;
- Гелиополис.
Так, в Гелиополисе наивысшим из божеств был покровитель Солнца. Поэтому сотворение мира приписывалось Атуму. Согласно мифу, бог повлиял на водный простор силой воли, отчего из воды вырос огромный камень. Взобравшись на вершину священной скалы, Атум сотворил божество, покровительствующее воздуху — Шу, а также богиню, под властью которой находится влага — Тефнут. Два божества соединились, и от этого союза на свет появились бог Земли Геб и владычица неба — Нут. Позже от союзов этих божеств появились другие персонажи.
Последователи религии, распространенной в Гермополисе, считали, что авторами всего сущего стали четыре женских божества и четыре мужских, которые в совокупности предстали в «оглоаде» — восьмерке божеств. Владыки, соединяясь попарно, сотворили пространство, воду, воздух и тьму. Родителями Солнца стали все восемь персонажей.
Мифология Мемфиса в точности копирует поверья Гермополиса. Единственное отличие состоит в том, что Птах появился раньше покровителя Солнца, который был рожден из сердца и языка создателя мира.
Роль Осириса в мифологии
Самый известный из героев древнеегипетских мифов — Осирис. В разные периоды под влиянием правящих династий роль этого бога изменялась. В один период египтяне приписывали ему царствование над загробным миром, в иных интерпретациях Осирис покровительствовал земледельцам и виноделам.
Согласно поверьям, Осирис правил в Египте и, будучи фараоном, стал жертвой зависти своего младшего брата Сета. Желая заполучить трон, Сет совершил убийство брата.
Супруга Осириса не смогла отыскать тело мужа. Вскоре у нее родился ребенок — Гор. Повзрослев, сын Исиды одолел Сета, после чего воскресил Осириса. Тем не менее оживший бог не смог ужиться среди людей и богов, отправившись в загробный мир и став его владыкой.
Египтяне верили, что от качества проведения погребальной мессы зависит загробная жизнь человека. Если обряд проведен по всем правилам, то душа сможет продолжить свое существование, подобно богу Осирису.
Значение Нила в религии египтян
Древний Египет не смог бы существовать без могущественной реки, которая протекала по его территории. Нил давал жизнь, возможность пахать земли и даровал влагу всему живому. Неудивительно, что ему уделялось особое значение в мифологии.
Согласно мифам, Нил олицетворял своими водами божество по имени Хапи. Именно этот бог управлял рекой, а будучи в хорошем расположении духа, наводнял водоем настолько, что волны захлестывали берега. Благодаря таким «выходкам» небожителя египтяне имели возможность выращивать урожай, за что благодарили Хапи.
Живность, которая обитала в водах Нила, также олицетворяла некие божественные силы. Власть приписывалась всем: лягушкам, крокодилам и рыбе.
Бог Ра
Особое значение в мифологии Древнего Египта было отведено богу Ра. Некоторые из поверий гласят, что люди на земле возникли из слез, которые пролили божественные глаза Ра.
Глазам отца всего сущего придавалось особое значение. В некоторых мифах они выступали главными героями, а также жили отдельно от самого бога. К примеру, в одном из сказаний бог Ра пытался сотворить мир, который напоминает нашу землю. Населив свое творение людьми и божествами, Ра стал жертвой злого заговора, который готовили против него его же творения. Рассердившись на неверных, бог бросил им свой глаз, который превратился в богиню по имени Хатор-Сехмет. Владычица расправилась с людьми, положив конец неудачному созданию вселенной.
Мифология
Ежегодный разлив Нила иногда говорили, что Прибытие Хапи. Поскольку это наводнение обеспечило плодородный почва в области, которая иначе была пустынной, Хапи символизировала плодородие. У него была большая женская грудь, потому что говорили, что он приносит богатый и питательный урожай. Из-за его плодородной природы его иногда считали «отцом богов», и считался заботливым отцом, который помогал поддерживать баланс космоса, мира или вселенной, рассматриваемых как упорядоченная, гармоничная система. Считалось, что он жил в пещере у предполагаемого источника Нила недалеко от Асуан. Культ Хапи в основном располагался у Первого порога, названного Слоновья. Его жрецы участвовали в ритуалах, чтобы обеспечить постоянный уровень потока, необходимый для ежегодного наводнения. В Элефантине официальный нилометр, измерительное устройство, тщательно контролировалось, чтобы предсказать уровень наводнения, и его священники, должно быть, были очень заинтересованы в его мониторинге.
Хапи считался богом не самого Нила, а самого наводнения. Его также считали «другом Геб «, египетский бог Земля, и «лорд Непер «, бог зерно.
Третий переходный период (1069-664 гг. до н. э.)
С концом XX династии закончилось и единство Древнего Египта. В Фивах правили жрецы Амона, а в Нижнем Египте обосновались местные правители, создавшие XXI Танисскую династию. Это время характеризуется упадком хозяйственной жизни, что подорвало значение прежде влиятельных социальных слоёв населения.
Реальной политической силой стала армия, состоявшая в основном из иностранных наёмников. Их военачальники начали всё активнее вмешиваться во внутреннюю политику и контролировать власть фараона. Закончилось это тем, что командир ливийских отрядов Шешонк захватил власть и объявил себя фараоном. Таким образом, страной долгое время правили XXII и XXIII ливийские династии.
Однако следует отметить, что все чужеземные правители, а это кроме ливийцев были нубийцы, ассирийцы и персы, никогда не низводили Египет до положение подчинённой провинции. Завоеватели учитывали огромное культурно-историческое наследие страны и её непререкаемый авторитет среди других народов. Поэтому иноземные завоеватели короновались как египетские фараоны и соблюдали обычаи и традиции древнего государства.
Периоды господства чужеземцев чередовались с временами, когда страна обретала независимость. Это были насыщенные исторические этапы, а египтяне становились влиятельной политической силой в Передней Азии и Восточном Средиземноморье.
К 730 году до н. э. правители нижнеегипетского города Саиса подчинили себе всю дельту Нила, овладели Мемфисом и создали XXIV династию фараонов. Они начали успешно продвигаться вверх по течению Нила, но столкнулись с наступающими с юга нубийцами. Те создали сильное царство со столицей в городе Напате. В столкновениях с нубийцами Саисская династия потерпела сокрушительное поражение.
Нубийцы завоевали и Верхний и Нижний Египет, а их царь Пи положил начало XXV династии фараонов. Просуществовала она с 712 по 664 годы до н. э., и с её падением завершился Третий переходный период. Этому в немалой степени поспособствовали ассирийские завоеватели.
Они вторглись на территорию Позднего царства Древнего Египта в 671 году до н. э. Возглавлял ассирийское войско царь Асархаддон, известный своими военными походами против мидян, финикийцев и арабов. Навстречу ему вышло египетское войско под командованием предпоследнего фараона XXV династии Тахарка. Ассирийская армия вначале одерживала победы и даже захватило Мемфис, но военное счастье изменчиво. Тахарка отвоевал Мемфис и одержал ряд побед, но это спровоцировало новое более успешное вторжение под командованием ассирийского полководца Ашшурбанипала.
Древний Египет в составе Ассирийского царства
Ассирийцы вновь захватили Мемфис и опустошили страну вплоть до 1-го порога Нила. Эфиопский (нубийский) фараон бежал в Напату, а ассирийцы дошли до Фив и захватили их. Древнейший египетский город подвергся полному разграблению. Были разрушены дворцы и храмы, перебита часть жителей, а оставшихся в живых угнали в рабство.
Но жестокие завоеватели спровоцировали восстание всего египетского народа. Восставших возглавил правитель города Саиса Псамметих. Он создал хорошо организованное регулярное войско, в которое вошли греческие наёмники и карийские воины из Малой Азии. Союзником египтян также стал лидийский царь.
В результате кровопролитных сражений ассирийцы были разгромлены и изгнаны из страны, а Псамметих I короновался как фараон и основал XXVI династию. Греческим наёмникам в знак благодарности он выделил в дельте Нила землю. На ней греки основали свою колонию Навкратис и стали основной военной силой египетского войска. С воцарением XXVI династии закончился Третий переходный период, и наступила эпоха Позднего периода Древнего Египта.
Система усовершенствования
На протяжении многих веков Нил и его водный режим остаются неизменными. Только в конце XIX века, во время правления вице-короля Египта Мухаммеда Саид-паша, были проведены грандиозные работы по расширению оросительных каналов. В связи с этим увеличились посевы хлопка, который стал теперь одной из главных статей экспорта в другие страны.
Суэцкий канал, построенный в 1869 году, усилил зависимость Египетского государства от других держав. Когда из-за низководья Нила в 1878 году случился неурожай, повлекший за собой голод, произошли народные восстания. Многие европейцы, жившие в Египте, были убиты. Как следствие, развязалась война, которую начала Великобритания и Египет фактически превратился в английскую колонию.
Для английской промышленности начался новый этап – расширение плантаций хлопка. Для этого надо было провести ряд работ по изменению водного режима главной египетской артерии. Сначала были построены три плотины:
- Асуанская;
- Асиутская;
- Калиубская.
Однако в 1936 году Асуанскую плотину пришлось надстроить, чтобы расширить сеть каналов. Правда, в нильской долине стали выращивать сахарный тростник и пальмы. Но урбанизация и сельские поселения постепенно стали оттеснять «зеленую» полосу.
В 1971 году была построена новая Асуанская плотина, кстати, не без участия специалистов из СССР. В связи с новшеством уровень воды в реке стабилизировался. Перед плотиной возникло водохранилище, которое вмещает всю массу нильской воды в период его разлива.
Как изображали бога?
Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.
Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.
В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.
Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.
Как выглядел Хапи?
Египтяне представляли его в образе мужчины с небольшим животом и выпирающими, почти женскими, грудями. Он имел кожу с синим или зеленым отливом. Оттенок его кожи олицетворял цвет речной воды, который менялся в зависимости от сезона. Статуэтки бога красили в голубой цвет, символизирующий божественное начало. Хапи был одет лишь в набедренную повязку. Его голову венчала тиара (головной убор древних царей). Символы на тиаре разнились. В руках у божества был сосуд с водой.
Интересный факт: порой Хапи выбирал личину гиппопотама.
Примечательно, что римские и греческие художники представляли бога в несколько ином виде. Его изображали крупным мужчиной с парой лишний килограммов, кудрями с бородой. Рядом с ним традиционно находились сфинкс, рог изобилия и 16 детей. Количество детей также имеет символичное значение – считалось, что на 16 локтей поднимался уровень воды во время разлива Нила.