Жизнь после смерти. мифы древнего египта

Влияние египетских верований на соседние народы

Многие персонажи Е. м. почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии),
который в течение длительного времени находился под властью Египта.
Государственным богом Куша был Амон, его оракулы избирали царя.
В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш ещё в эпоху Древнего царства.
Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причём Исида считалась покровительницей царской власти
(с ней сравнивалась и отождествлялась царица-мать),
место Осириса нередко занимали местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер).
Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот, Птах, Хнум, Хапи, Хатор
(в мифе о её путешествии в Нубию богом, возвращавшим её в Египет, выступал отождествлявшийся с Шу Аренснупис).
Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.

В чем состоит эта сила?

Первый бог, который создал этот мир, являлся аккумулятором жизненной силы, которая называется «ка». «Ка» — аналог маны у полинезийцев, нечто такое, что наделяет правящего царя божественностью. Эта сила переходит ему от демиурга, который сотворил этот мир. Царь при коронации наделяется этой маной, которая превосходит жизненную силу любого другого человека. Эту ману он может использовать и на благие дела, и против врагов.

Мы судим о религиозной жизни древних египтян в первую очередь благодаря данным исторических источников, письменных памятников (надписям на стенах храмов и многочисленным папирусам), различным археологическим артефактам. Основной пласт информации — это погребальные памятники, которые разбросаны по всей долине Нила: пирамиды, храмы, гробницы.

Наиболее ранние письменные памятники — это тексты пирамид V–VI династий. Как правило, это заупокойные формулы-речения. Они дают нам первичные представления о том, во что египтяне верили, каким богам поклонялись, каким образом они стремились достичь бессмертия.

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом.

Текст пирамид

В дальнейшем на их основе появляются «Тексты саркофагов», призванные обеспечить вечную жизнь простому человеку. В этом их отличие от «Текстов пирамид». Иногда к ранним письменным памятникам ошибочно относят мемфисский теологический трактат.

Здесь мы сталкиваемся с таким интересным явлением, как намеренная архаизация памятника, чтобы придать ему больше убедительности и авторитета. А на деле он был записан только в эпоху XXV династии. Интересен он, в частности, тем, что, помимо описания сотворения мира, в нем содержится легенда о делении Египта между Хором и Сетом, извечными богами-антиподами. Сет получает в удел Верхний Египет, Хор — Нижний. Так, наследуя царство, фараон становился повелителем Верхнего и Нижнего Египта.

Литература о религиях Древнего Египта

  • Коростовцев М. А., Религия древнего Египта, М., 1976;
  • Матье М. Э., Древнеегипетские мифы. , М., 1956;
  • Францов Г. П., Научный атеизм, Избр. труды, М., 1972;
  • Bonnet Н., Reallexikon der agyptischen Beligionsgeschichte. В., 1952;
  • Breasted J. Н., Development of religion and thought in ancient Egypt. N. Y., 1912;
  • Cerny J., Ancient Egyptian religion, L., ;
  • Driоtоn E., La religion egyptienne, в сб.: Histoire des religions, t. 3, pt. 1, P., 1955;
  • Erman A., Die Religion der Agypter, В., 1934;
  • Кees Н., Der Gotterglaube im Alton Agypten, 2 Aufl., В., 1956;
  • его же, Totenglauben und Jenseitsvorstellungen der alten Agypter, В., 1956;
  • Моrenz S., Agyptische Religion, Stuttg., ;
  • Vandier J., La religion egyptienne, P., 1949.

Главная

Мифы :

австралийские |
азиатско-сибирские |
американские |
африканские |
древневосточные |
индоевропейские
кавказские |
(в т.ч. славянские) |
океанийские |

сюжеты |
география мифов, а также

библиографию,
веб-энциклопедии

и авторские статьи (например,
Родина Ахилла — Тамань и
Пенайские банки — сооружение древних)
)
Религии |
Астрология |

ностратическая мифология

На правах рекламы (см.
условия):

Алфавитный перечень страниц (Alt-Shift-):

А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е (Ё) |
Ж |
З |
И |
Й |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Э |
Ю |
Я |

0-9 |
A-Z |
Акр


Ключевые слова для поиска сведений по мифам древневосточных цивилизаций:

На русском языке: мифы и боги Древнего Египта, древнеегипетская религия, египетская мифология,
божества племён долины Нила, эфиопские пантеоны, древнеэфиопские сказания, нубийские культы;

На английском языке: Ancient Near East mythology, Fertile Crescent myths.

«Сайт Игоря Гаршина», 2002, 2005.
Автор и владелец — Игорь Константинович Гаршин
(см. резюме).

Пишите письма
().

Страница обновлена 29.09.2022

О мировоззрении

Например, Птах предстает перед нами в виде спеленутого человека в необычном парике, который прижимает к себе посох с символом прочности и стабильности — джед. Считается, что это бог мастеровых, демиург. Демиург претворяет некую природную реальность во вторичную, искусственную. Птах — это нечто божественное, явленное в конкретной функции, и в данном случае это функция мастерства. Вне всякого сомнения, на образ бога Птаха оказала существенное влияние личность Имхотепа, архитектора царя Джосера, который построил первую пирамиду и заложил основу будущего Мемфиса. Поэтому Имхотеп наряду с Птахом — это бог-демиург.

Имхотеп являлся первым верховным жрецом Птаха и даже был его сыном. Культ Птаха с особой силой заявляет о себе тогда, когда начинают строить пирамиды, развивается строительство некрополя, стен Мемфиса. Для египтянина связь с мастерством почти мистическая — демиурги работают с металлом, камнем и деревом. Они видят, что на их глазах возникает совершенно новая реальность. Поэтому Имхотеп, создатель первого каменного сооружения, был обожествлен как сын бога Птаха. Имхотеп, по сути, сам становится Птахом!

Бог Птах

Иерархии богов

В греческом понимании в Древнем Египте не было. Божественное начало являет себя в определенном месте и конкретной функции. Например, дочь бога солнца, его Око, может быть и богиней Хатхор, и Тефнут, и Сехмет, и Бастет, и Нехбет, и Уаджит, и вообще любой другой богиней!

Если мы говорим о каком-то создателе (выше мы привели пример с богом Птахом), то по большей части это солнечный бог, например Атум, который совокупился с собственной рукой и породил этот мир — заметим, что это чисто африканское представление. Сам солнечный бог мог возникнуть как первохолм, или солнечный луч, или даже птица, которая появилась в гнезде в середине реки и снесла яйцо. Образов появления этого мира у египтян очень много.

Другими словами, они не придерживались какой-то одной картины мира. Она складывалась из различных представлений. Египтяне пытались представить сотворение мира из тех событий, которые их окружали в повседневности. Например, образ создателя, помимо солнечного бога, может передаваться через «великого гоготуна». Считается, что эта квочка снесла некое яйцо. Гнездо плавает не просто посреди реки, а в том месте, где скапливается ил, то есть возникает будущая земля, наш мир. Египтянин смотрел на Нил и через сложный ряд символов представлял рождение мира.

Как изображались египетские боги

Атрибут каждого бога — это посохи уас/уадж и символ жизни анх. Ни люди, ни цари не обладали такими атрибутами. Очень часто богов изображали с головами животных или как животных. Например, Анубиса, бога некрополя, изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала. Этот образ чрезвычайно распространен в иконографии богов. В виде бегущего шакала изображали «открывателя путей Упуата», который возглавлял все царские процессии. Через шакалий образ передавалась также должность судьи.

Египетские триады божеств и устройство мира

Е. м. начала формироваться в 6-4-м тыс. до н. э., задолго до возникновения классового общества.
В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов,
воплощённых в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т. д.
Сам ном также персонифицируется в образе особого божества;
например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца.

Позднее местные божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома,
вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр.,
фиванская триада — бог солнца Амон, его жена Мут — богиня неба, их сын Хонсу — бог луны;
мемфисская — Птах, его жена Сехмет — богиня войны, их сын Нефертум — бог растительности, и др.).
Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида).

Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами,
но иногда его олицетворяли в образе женщины — богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли.
«Могуче сердце твоё…, о Великая, ставшая небом… Наполняешь ты всякое место своею красотою.
Земля вся лежит пред тобою — ты охватила её, окружила ты и землю, и все вещи своими руками», — говорится в «Текстах пирамид».
Существовали представления, согласно которым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю.
Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью.
Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других — Акер.

Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами.
Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т. д.
Плодородием полей ведала богиня — владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи,
которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая.
Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

Ушебти – слуги в загробном мире

При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.

  • К каким последствиям приводит ложная урбанизация кратко

      

  • Как охраняют воду от загрязнения в санкт петербурге кратко

      

  • Какими системами дополнительно оснащается двс для обеспечения его работы кратко

      

  • Чем центр образования отличается от школы

      

  • Что произошло в украине в 2014 году кратко

История религии Древнего Египта

Начало формирования древнеегипетской религии относят к VI-IV веку до н.э. В тот период Египет был неоднороден и состоял из отдельных племен, у каждого из которых был свой пантеон религиозных культов. С течением времени разрозненные области египетской земли объединялись, поэтому предпринимались попытки соединить культы богов. У каждой династии был свой главный культ. Так в период третьей династии, когда столица Египта была в Мемфисе, главным божеством признавали Гора. А в эпоху Среднего и Нового царства верховным богом считали фиванского Амона.

Изображение звездного Неба и культа Нут

Наиболее весомые культы в веровании древних египтян

Религия древнего Египта была воистину всеобъемлющей: каждое явление имело свое божество, а все действия египтян были строго регламентированы верованием. Власть жрецов в древнем Египте практически ничем не ограничивалась, и простые египтяне регулярно посещали храмы и отдавали значительную часть своих доходов как пожертвования и дары для богов. Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье (а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения), жрецы постепенно создали культ фараона. Фараон считался высшим человеком, посланником бога Ра и проводником его воли на земле, поэтому культ фараона занимал достаточно значимое место в жизни каждого египтянина.

Особое отношение к смерти обусловило формирование культа мертвых в древнем Египте — египтяне верили в существование бессмертной души, которая покидает тело после смерти и отправляется в загробный мир, а также считали, что душа может вернуться в материальный мир при условии сохранности тела. Поэтому заупокойный культ в древнем Египте базировался на особом отношении к телам умерших, ведь для того, чтобы дать возможность душе вновь возвращаться с обычный мир, необходимо было сохранить тело нетленным. Способы бальзамирования и мумификации, разработанные египетскими жрецами, до сих пор поражают современных ученых — жрецам удалось мумифицировать тела правителей Египта так, что их останки сохранились спустя тысячелетия. 

Культ Осириса

, одного из самых почитаемых божеств древнего Египта, истекает из заупокойного культа, ведь именно Осириса египтяне считали верховным правителем мира мертвых. Центром поклонения Осирису был город Абидос, там были расположены многочисленные храмы этого божества, а в праздничные дни жрецы проводили различные ритуалы и церемонии, чтобы заручиться поддержкой божества и получить его защиту. Существует мнение, что три главные пирамиды в Гизе, служившие усыпальницами великим фараонам древности, были не случайно расположены соответственно расположению звезд созвездия Ориона. Жрецы древнего Египта имели достаточно знаний по астрономии и отождествляли созвездие Ориона с Осирисом, поэтому они, вероятно, спроектировали комплекс усыпальниц по принципу «на земле, как на небе», чтобы помочь усопшим фараонам найти путь в царство мертвых и занять там достойное место подле Осириса.   

Статистика по материалу: Верования и боги древних египтян  18326   

Это интересно: 267,Заратустра – жизнь пророка (кратко)

Представления о загробной жизни у египтян

Большую роль в Е. м. играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле.
Её необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы),
пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том,
что умершие (т. е. их ба, душа) днём выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).

Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ
(их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени.
Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв.
Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мёртвых»).
Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или её символами).
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях мру.
Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно т. н. «Отрицательной исповеди», содержащейся в 125-й главе «Книги мёртвых»
(перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот,
кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и т. д.,
а также «чистый сердцем» («я чист, чист, чист»,- утверждает умерший на суде).

Роль религии в Древнем Египте

Повседневная жизнь жителей Египта тесно переплеталась с верованиями и религиозными традициями. Древние египтяне верили, что культы имели возможность непосредственно влиять на их судьбу. В ту эпоху даже небольшим мелочам придавали роковой смысл, и расценивали их как важные знаки, посланные свыше. Храм считался обителью небесных святил, в честь которых организовывались торжества, и совершались жертвоприношения. В каждом доме имелся алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам.

Это интересно: 558,Основные причины неолитической революции

Ритуал погребения

Умершим фараонам вынимались внутренние органы кроме сердца (вместилища души). Все тщательно промывалось и заполнялось благовониями, разрезы зашивались. На семьдесят суток тело погружалось в соль. Забальзамированное таким способом тело повторно обмывалось, заматывалось в льняные полоски материала «бинты мумии».

Среднему классу умерших египтян процесс бальзамирования проводился проще. Внутренние органы не вынимались, тело покрывалось благовониями, засыпалось солью на 70 дней. После этого периода тело заматывалось в бинты и отдавалось родственникам покойного.

Бедному покойнику тоже проводился процесс бальзамирования солью. После мумификации тело заворачивалось в бинты из старых вещей родственников, поскольку бальзамирование было дорогое и все средства тратились на него.

Письменного описания погребальных обрядов  фараонов Древнего Египта не удалось отыскать. Все траурные ритуалы захоронения отображаются настенными рисунками усыпальниц. Только в самых древних настенных рисунках был отображен ритуал жертвоприношения. Возможно, слуги предпочитали вечную службу фараону в загробном мире жизни на земле.

Со временем фараоны отменили этот траурный ритуал. В усыпальницы жрецы устанавливали фигурки и статуэтки с заклинаниями, которые должны были следовать за царем и служить ему в ином мире.

Из раскопок древних захоронений, росписей на стенах, познаются ритуалы и обряды народов Египта. Древнейшая цивилизация начала возводить каменные постройки, достигла высокого уровня в таких науках как астрономия, математика, медицина, письменность. Росписи на стенах, драгоценные дары из золота, бронзы указывают на умение обрабатывать камень и металл.

Мумификация умерших

Согласно египетским верованиям, судьба человеческой души зависит от того, как человек жил на земле, после смерти каждая душа представала перед судом Осириса (богом подземного мира), который решал, будет ли душа жить вечно в постоянном благословении и удовольствии или нет.

Важным фактором, дающим душе надежду на вечное счастье, был тот факт, что тело умершего было сохранено для бессмертной души — отсюда и практика мумификации трупов. Геродот в своих работах упоминал три способа бальзамирования тел: только фараон мог позволить себе самый дорогой способ, и даже низший слуга мог позволить себе самое дешевое бальзамирование. Процесс бальзамирования проходил в следующем порядке:

  1. Трупы тщательно мылись,
  2. Мозг извлекался из черепа с помощью металлического крючка,
  3. Специальным ножом вскрывалась брюшная полость, внутренние органы удалялись, затем они помещались в отдельных вазах,
  4. Тело подвергалось засолке в течение одного месяца,
  5. Тело подвергалось сушке в течение семидесяти дней.

Мумифицированное тело должно было быть похоронено в специальном саркофаге  в сидячем положении со скрещенными на груди рукам. Мужчины после смерти должны были быть подстрижены, а волосы женщин оставляли той же длины, как они носили при жизни. В случае повреждения тело восстанавливали глиной, песком, смолой и опилками. Бальзамирование заканчивалось обертыванием тела в ткани, пропитанные благовониями и смолами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: