Верования древних египтян

Понятие и возникновение жречества

Стремление человека найти помощь и понимание у сил природы привело к появлению первых религиозных культов и верований. Жречество имело огромное влияние на развитие и становление культуры, образования и медицины. Жрецы в первобытном обществе часто заменяли врачей. Помимо так называемого «общения с духами» они также готовили различные лечебные снадобья. Именно тогда сформировалось восприятие жреца не только как религиозный вождь общины, но и как хранителя сакральных традиций и мастер сакральных техник.

Жрец выполнял функцию посредника между высшими силами и общиной. Наряду с вдохновенными вещаниями пророка существовали сакральные формулы и ритуалы, входившие в сферу жреца.

Подобные формулы и ритуалы можно найти в самых примитивных формах культуры, известных нам, и с развитием цивилизации они росли в числе и сложности, пока наконец не образовали содержания огромного систематического корпуса знаний, являвшегося единственным занятием образованного и могущественного класса.

О существовании жречества, как класса стало известно из истории Месопотамии и Египта. Эти государства уже обладали могущественным и высокоорганизованным жречеством. Тоже самое было распространено и в Полинезии, Западной Африке, Нью-Мексико и Флориде, но, при этом, развито жречество тут было на более низком уровне.

Природа жречества

В древности центры культуры жречества находились в тесном контакте между собой. Уже в III тысячелетии до нашей эры всё это пространство стало цивилизованным, в котором различные центры цивилизации были взаимосвязаны, оказывали друг на друга влияние и взаимно стимулировали развитие – как материально, так и интеллектуально.

1.Образование социального строя Древнего Египта

Социальная иерархия в Древнем Египте создавалась долгие тысячелетия, достигнув своего канонического варианта к периоду расцвета Древнего и Среднего Царства (28-13 в. до н. э.). Она представляет собой формирование различных сословий, отличающихся положением и статусом в обществе, распределением власти, собственности, доходов, привилегий и других ценностей. Первые зачатки социального разделения начали выделяться еще в 4 тысячелетии до н. э. В это время в соседской общине дифференцировалась знатная верхушка: вождь, самые сильные воины, жрецы, состоятельные землевладельцы.

Совершенствование систем орошения и обработки земли привело к появлению излишков сельскохозяйственной продукции, которые со временем присвоили себе самые сильные представители племени. Это постепенно определило появление отличающихся по материальному положению членов племени – богатых и бедных. Вследствие этого процесса и начнет формироваться государство, как способ охраны материальных благ верхушки от бедных слоев населения с помощью законов. О процессах дифференцирования свидетельствуют даже сравнительно большие размеры обнаруженных могил, датированных тем периодом, в которых найдено множество произведений искусства той эпохи — различные предметы быта, множество драгоценных украшений, одежда, светильники, письменные принадлежности, красивое оружие, ткани и прочие ценные вещи. Интересной находкой того периода, ярко демонстрирующей данный факт, стала богатая и большая гробница вождя в Иераконполе, а также гробница Тутанхамона в Долине Царей. Общая же масса скотоводов, землепашцев и ремесленников остается по другую сторону.

Малочисленные, оставленные в живых пленные, постепенно образовали обособленную категорию рабов, хотя ранее их основную массу убивали сразу. Реже рабом мог стать и бывший общинник. Скотоводство способствовало усилению иерархии, именно в этой отрасли в наибольшей степени накапливался прибавочный продукт, который забирала себе племенная верхушка. Данный факт нашел свое отражение и в письменности. К примеру, слова «знатность» и «богатство» обозначались изображением мелкого рогатого скота с печатью собственности, «наследство» – рисунком лежащего теленка, а термин «царь» – пиктограммой пастушьего посоха.

Религия древнего Египта

Религия древнего Египта проникла во все сферы жизнедеятельности того периода, египтяне верили, что миром правят всемогущие боги, главное было не прогневать богов, а если так случилось, надо их было обязательно задобрить, иначе придут большие беды и несчастья, которые погубят много людей. Верования древних египтян были очень многообразны, имели несколько направлений и оказали сильное влияние на многие современные религии.

Многие народы, которые почитали своих богов, полагали, что боги имеют прямую связь с силами природы. Египтяне не были в этом вопросе исключением. Фараоны тоже считались богами, которые, по мнению египтян, были детьми самого главного бога Солнца – Ра.

Самыми почитаемыми и могущественными богами, которые были признаны на всей территории древнего Египта, считались следующие:

  • Хор (считался богом неба и света, защитником фараонов и их земным воплощением).
  • Ра – главный бог, египтяне считали его создателем всего мира, позднее его стали называть Амон-Ра, также считался покровителем военной силы и власти фараонов; изображался в виде холма, выступавшего из воды.
  • Исида (богиня семьи, любви и материнства, родительница всего живого, супруга Озириса).
  • Осирис или Озирис (бог возрождения, олицетворял погибающую и возрождающуюся природу, судия душ, хозяин загробного мира).
  • Тот (воплощал мудрость и знания).
  • Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
  • Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
  • Хапи (покровитель реки Нил).
  • Маат (богиня правосудия, справедливости).
  • Сиа (олицетворяла познание, прозрение).

Должность писца

Говоря о социальной структуре Древнего Египта, отдельно следует упомянуть писцов, которые представляли собой особый привилегированный класс общества. Это были высокообразованные люди своего времени, которые хорошо владели искусством иероглифического письма, понимали арифметику, нередко принимали участие в выполнении переводов. Сами писцы имели собственную иерархию:

  • руководители занимали высокие посты в государстве, принимали участие в политической деятельности;
  • наставники и инспекторы – так называемое среднее звено;
  • помощники чаще всего выполняли функции секретарей.

Как правило, должность переходила по наследству. Сыновья писцов, получив предварительно специальное образование, продолжали их дело. Обучение проводилось при храмах, где были оборудованы библиотеки. Стать писцом считалось почетной обязанностью, удавалось это лишь представителям зажиточного класса, простой земледелец мог лишь мечтать об этой должности.

Узнать писца было просто: он всегда при себе имел свиток, чернила, палочку для письма, перья. В его обязанности входил учет. Эти образованные люди всегда знали, сколько человек занято в той или иной работе. Нам известны следующие обязанности писцов:

  • учетчик подношения;
  • сотрудник при храме;
  • архивист;
  • переписчик скота;
  • секретарь;
  • сопровождающий;
  • учетчик ополченцев.

Эта интеллектуальная элита имела большое значение, они не только ведали учетом, но и оставляли записи, часть которых дошла до наших дней. Она является бесценным источником знаний о классовой структуре страны пирамид.

Нередко рабами становились пленные, особенно ливийцы и эфиопы, они были полностью лишены прав, владелец мог продавать своего раба. Использовались рабы в качестве слуги в богатых домах, на полях работали редко. В социальной структуре Древнего Египта изначально особой роли они не играли.

Пленные нубийцы и ливийцы, сильные и храбрые воины, в эпоху Нового царства стали использоваться как представители полиции, наемные воины. Они помогали собирать налоги, преследовали преступников и играли роль палачей.

Жречество и жертвоприношение в древних культурах

Жречество связано с жертвоприношением с древних времен. Боги и духи всегда требовали подарков или жертв. На этом строились многие культы древности.

Жертвоприношение как акт выказывания покорности меняется вместе с развитием жречества. Оно превращается в таинственный обряд с определенной символикой и атрибутикой. Жертвоприношение начинает окружать множество практик и идей, которые далеки от понимания большинства простых людей. Именно это делает культ или верование сложным для понимания простыми людьми, не связанными со жречеством. При этом ритуалы обрастают пластами мистических знаний. Все это позволяет жречеству оформиться в полноценный социальный институт.

Жречество и жертвоприношение сохранилось во всех современных религиях. Оно поменяло форму и сменила ореол, но сущность осталась прежней.

В качестве примера развития техник жертвоприношения и ритуала можно найти в религиозной культуре Индии. Тысячи лет назад эта жреческая традиция была приведена в тщательно разработанную систему, которая даже в наиболее ранних письменных формах приобретает ауру незапамятной древности. И она наделена столь выдающимся значением не только из-за своей древности и богатства документации, которой мы обладаем, но еще в большей степени из-за той интенсивности и настойчивости, с которыми следовали этой особой линии развития. Нигде эта концепция жреца как специалиста в жертвоприношении не разрабатывалась с такой тщательностью в деталях и с такой изобретательностью в спекулятивной теории.

Из первобытной концепции магической действенности сакральных формул развивается спекулятивная теория творческой силы божественного слова – Брахмана, пока наконец мы не достигаем сознательной философской идентификации просветленного ума, Атмана, «Я», с Брахманом – конечной основой всех вещей и единственной трансцендентной сверхвещественной реальностью. Продолжая говорить о жречестве в Индии, следует отметить, что развитие теории жертвоприношения в области теологии теснейшим образом соотносится в области социологии с развитием института жречества, который в Индии как нигде был способен к концентрации всей интеллектуальной и социальной энергии общины на интенсивном культивировании и изучении своих специализированных функций.

История одежды

Одежда древнего Египта была, прежде всего, изящной и функциональной. Она отличалась своей практичностью, простым покроем и строгими геометрическими формами. Со временем древнеегипетский костюм из более простого становился все более многослойным и затейливым.

Египетская одежда делалась преимущественно изо льна и хлопковых тканей, порой применялась и кожа. Наиболее популярным цветом был белый, впрочем, учитывая законы физики, белый цвет и наиболее практичный в условиях жаркого египетского климата. Часто одежда была украшена различными узорами и орнаментами, которые помимо придания одежде большей красоты имели и определенный символический смысл. Обычно в качестве украшений были изображения различных животных и насекомых, которых египтяне почитали священными. Особенной популярностью пользовался жук-скарабей, бывший у египтян сильным оберегом и символом воскрешения.

Одежда древних египтян разных социальных групп отличалась качеством ткани.

3.Особенности власти фараона

Правда, нельзя сказать, что на протяжении всего существования Древнего Египта власть фараона носила постоянно безраздельный характер. Периоды спада и расцвета были характерны и для его влияния тоже. Например, к концу Древнего Царства значение царя стало ослабевать. Количество его земель уменьшилось от постоянных подачек и подарков чиновникам, казна опустошалась армией приживальщиков и нахлебников. Политический кризис сменился экономическим. Подобное явление можно было наблюдать и в некоторые годы Среднего царства. Тогда номархи стремились получить в свои руки максимально возможные привилегии и власть, что снижало общий авторитет фараона. В целом же крайняя замедленность эволюции социальной структуры была отличительной особенностью общественного устройства Древнего Египта.

Доктрина управления и подчинения в Древнем Египте

Система верховной власти не могла бы быть жизнеспособной, не окружи себя властитель когортой вельмож, своих ближайших соратников. Для того чтобы удержать и гарантировать их лояльность, фараон отдает часть богатств, земли, делегирует определенные полномочия, укрепляя систему правления. Но в присутствии фараона знать все равно должна была вести себя скромно и приниженно – им даже не всегда дозволялось стоять рядом с царем. В любом случае египетская аристократия была важнейшим звеном социальной иерархии, поддерживающим власть верховного правителя и обладающим большими правами и полномочиями.

На равной ступени со знатью располагаются жрецы, которых фараоны всячески поощряли в максимальной степени, учитывая влияние веры на обычных граждан, которые поклонялись богам в культовых храмах, находившихся в ведении жрецов. Жречество получало значительные объемы богатств и земель. Жизнь каждого жителя Древнего Египта была неразрывно связана с религией, поскольку египтяне верили, что жрецы наделены исключительной способностью общаться с Богами. Жрецы подтверждали на официальном уровне божественное происхождение и статус правителя. Используя авторитет жрецов, фараоны могли проводить всевозможные непопулярные общественные, налоговые и социальные реформы, объясняя это стремлением исполнить волю Богов. Этому ни один египтянин не мог противостоять или возражать. Верховному жрецу храма подчинялись низшие чины – уабу. Они заботились о храме, проводили ритуалы и осуществляли подношения богам: все соответствовало заведенному порядку и традициям. Жрецы-астрономы следили за звездами и предсказывали будущее, чтецы проговаривали молитвы и священные тексты, библиотекари следили за папирусами и таблицам.

Такая система подчинения народа не могла существовать без сильной военной прослойки. Многочисленная пехота, стремительные боевые колесницы, опытные лучники пользовались большим почетом и поддерживали авторитет власти фараона внутри страны и за ее пределами. Они имели собственное имущество, однако в любой момент могли отправиться в поход или участвовать в военных действиях. Главный принцип ведения войны в древности: «что награбишь – то и твое», так что солдатам война давала реальный шанс обогатиться. В период наивысшего расцвета державы армия Египта насчитывала более 100 т. человек, являясь одной из самых могущественных в регионе и даже мире. Фараоны регулярно использовали армию для решения насильственным способом внутренних проблем и конфликтов, подавляя восстания, мятежи и бунты малоимущих слоев населения, крестьян и рабов.

Нелегкая задача кормить такую армию падала на крестьян и прочий рабочий люд, который составлял наиболее многочисленную прослойку в стране. Крестьяне не владели землей, и поэтому большую часть собранного урожая они были вынуждены отдавать в виде податей и оброков. Нередко они привлекались на общественные работы, участвуя в масштабных строительствах пирамид, гробниц, храмов и дворцов. В основной своей массе крестьяне вели нищенское существование, да и ремесленники жили не лучше. Они не имели даже собственных мастерских. Часто вельможа предлагал ткачу, гончару, сапожнику или мастеру ювелирных дел работать в своей мастерской, но это означало, что ему будут доставаться фактически все плоды работы ремесленника. Ремесленные творения отдавались лояльным торговцам, так что обогащался на этом лишь аристократ, а сам мастер получал за труд сущие гроши.

Тотемизм и культ животных в веровании древних египтян

Древним египтянам, как никакому другому народу, было присуще верование в сверхъестественную сущность многих животных, так как именно представители фауны в глазах египтян выступали олицетворением богов на земле и служили посредниками между богами и людьми. Поэтому культ животных в Египте играл одну из ключевых ролей в веровании — священными животными считались кошки, львы, собаки, некоторые виды змей и насекомых, гиппопотамы, коровы, крокодилы, грифы и соколы; зачастую священные животные жили при храмах.. 

Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально  культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных — к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис — в виде быка, Ра — в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.

2.Фараон – наместник Бога на Земле

Характерной особенностью социального строя Египта считалась беспредельная власть верховного правителя – фараона. Именно он олицетворял и представлял власть Бога на Земле. Ему принадлежит вся земля в стране, а власть передается по наследству. Власть теснейшим образом связана с религией, поэтому имена фараонов имеют божественную природу. К примеру, имя Аменхотеп переводится буквально как Амон умиротворенный, а Тутмос — рожденный богом Тотом. Сами египтяне, к слову, боялись вслух произносить имена своих царей, используя больше в повседневной речи эвфемизм «per-oh», что означает «Великий дом». Так и образовалось слово «фараон», трансформированное греками. Фараон — высшее звено правления в Древнем Египте.

Пожалуй, это отличительная черта всех древних деспотий, стремившихся сконцентрировать в своих руках любые возможные полномочия. В этом фараону активно помогали кровно заинтересованные служители религии, освобожденные от налогов и отработок на государство. Немалую роль сыграла и имущественная элита, всячески поддерживая и пропагандируя подобный порядок. Культ фараона с веками «оброс» массой сложнейших обрядов и традиций, начиная от погребальных и заканчивая церемониальными. Его правая рука и распорядитель воли – визирь (чати), глава исполнительной и законодательной власти, обладавший огромным влиянием, назначал и снимал с должности чиновников, хранил государственную печать. С веками его функции расширились и усложнились, в подчинение визиря перешли крепости и войска. Казначей отвечал за финансовую область, а за военную – начальник, который был представителем царской семьи или высшего чиновничества.

Организация культа

Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.

Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.

Как жили фермеры и рабочие в Древнем Египте

Самый низкий социальный слой состоял из крестьян-фермеров, которые не владели землей, на которой они работали, или домами, в которых они жили. Земля принадлежала царю, членам двора, номархам или жрецам. Обычная фраза крестьян того времени гласила: «Давайте работать для благородных!» Крестьяне были почти все фермерами. Они сажали и собирали урожай, большую его часть отдавали землевладельцу, а часть оставляли себе. У большинства были частные сады, за которыми ухаживали женщины, а мужчины уходили в поля.

Вплоть до персидского вторжения 525 г. до н.э. египетская экономика действовала по бартерной системе и основывалась на сельском хозяйстве. Денежной единицей древнего Египта был дебен, который, по словам историка Джеймса К. Томпсона, «функционировал так же, как доллар сегодня».

Томпсон пишет:

Крестьяне также составляли рабочую силу, которая строила пирамиды и другие памятники Египта. Утверждение о том, что какие-либо из великих сооружений Египта были построены рабским трудом не подтверждается никакими литературными или физическими доказательствами в любое время в истории Египта.

Работа над такими памятниками, как пирамиды, храмы и обелиски, предоставляла единственную возможность для мобильности крестьянства. Особенно квалифицированные художники и граверы пользовались большим спросом в Египте и были лучше оплачиваемы, чем неквалифицированные рабочие, которые просто перемещали камни для зданий из одного места в другое.

Крестьяне также могли улучшить свой статус, практикуя ремесло, создавая различные вазы, чаши, тарелки и другую керамику, в которой нуждались люди. Квалифицированные плотники могли хорошо зарабатывать на жизнь, создавая столы, стулья, кровати, сундуки для хранения, а художники требовались для украшения домов дворцов, гробниц и памятников.

Женская одежда

Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.

Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.

В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).

Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: