Колонат

Как строили Колонну Траяна

Даже сегодня, глядя на величественный монумент, многие задаются вопросом – каким образом был реализован столь грандиозный замысел императора. Из исторических источников доподлинно известно, что мрамор для изготовления колонны Траяна добывался в Лу́ни (Луниджане), недалеко от Каррары – самой северной оконечности современной Тосканы. Двадцать цилиндрических и восемь квадратных массивных мраморных блока для строительства колонны и ее основания были доставлены по Тибру. Устанавливаемые блоки скреплялись между собой металлическими дюбелями, вставляемыми в верхний и нижний срез цилиндров, и закреплялись в них заливаемым расплавленным свинцом.

До сих пор не существует единого мнения, когда и как был нанесен рельеф на Колонне Траяна – до или после установки всех блоков друг на друга. Если предположить, что декоративное изображение выполнялось в мастерской, где производилась окончательная обработка мраморных блоков, то потомкам остается лишь восхищаться работой древних мастеров, которые нанесли рисунок и подогнали разрозненные фрагменты рельефов с ювелирной точностью.

Линия в месте сопряжения двух мраморных блоков Колонны Траяна

Существует также версия, что некоторые рельефы Колонны Траяна отлиты из римского бетона – смеси песка и мелкой щебенки, где в качестве их связующего применялась известь и вулканический пепел. Это предположение появилось в результате скрупулезных исследований, отметивших отсутствие на скульптурном рельефе точечных следов зубила, являвшегося одним из основных инструментов при ваянии памятников в древние времена. Вместо этого видны следы, оставленные рельефными шпателями, применявшимися для еще не застывшего материала, а также скребками, служившими для очистки.

Разрушенное покрытие Колонны Траяна обнажило следы

Еще одним довольно интересным моментом является то, что высота спирального рисунка, обертывающего Колонну 23 раза, варьирует от 0,8 до 1,5 метров. Некоторые историки предполагают, что если строительство Колонны Траяна началось еще до завершения военной кампании в Дакии, то у резчиков попросту не было уверенности, сколько еще понадобиться места для размещения сцен с последующими событиями.

Советуем прочитать:

Как увидеть центр Рима за один день

Особенности великолепной колонны

Древний памятник представляет собой мраморную колонну высотой около 40 метров, установленную на массивном прямоугольном основании, которая изначально была увенчана позолоченной бронзовой статуей самого императора. Подобные, но гораздо меньшие по своим масштабам памятники не являлись чем-то необычным в императорском Риме, однако Колонна Траяна имела несколько особенностей:

  • винтовую лестницу внутри, по которой можно было подняться на капитель колонны со смотровой площадкой;
  • сплошной спиралевидный скульптурный рельеф, украшающий колонну с внешней стороны по всей ее высоте;
  • погребальную камеру, сделанную в основании постамента.

Возвышаясь над Форумом Траяна, колонна была видна из любой точки древнего города. Те, кто мог позволить себе взобраться на ее смотровую площадку, открывающийся вид поражал воображение.

Лестница в небо

Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, больше похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные в склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.

Пьедестал колонны Траяна

Многие историки до сих пор не пришли к единому мнению – являлся ли монумент погребальной камерой императора после его смерти, так как известно, что в Риме запрещалось делать захоронения в черте священной границы города. Некоторые источники утверждают, что для увековечивания памяти в основание пьедестала Колонны Траяна все-таки были помещены золотые урны с прахом императора и его супруги Помпеи Плотины (70-121гг.н.э.). Если это было так, то колонна является монументальной гробницей, построенной еще при жизни Траяна.

Основание памятника украшено рельефами, изображающими груды оружия и доспехов, захваченные у дакийцев. Отображенные трофеи, как бы брошенные к ногам возвышающегося на вершине Траяна, символизировали полную победу над непокорным народом Дакии. С одной из сторон пьедестала находится дверь, над которой размещен римский лапидар, поддерживаемый двумя мифическими крылатыми фигурами. Из надписи, высеченной на нем, следует, что «сенат и народ Рима посвящает это императору Цезарю, сыну божественного Нерва – Траяну Августу Германику». В тексте также упоминается, что на этом месте возвышался холм, который был срыт ради сооружения монумента.

Отели в историческом центре Рима

Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от центра города — тогда посмотрите, что мы для вас нашли

Смотреть отели

Колонна Непорочной (Colonna dell’Immacolata)

Данный монумент является частью достопримечательностей Испанской площади (Piazza di Spagna). В одном конце площади расположилось посольство Испании, а в противоположной ее части в 1854 г. была установлена колонна, посвященная непорочному зачатию Девы Марии. Рядом с мемориалом находится палаццо Пропаганды веры (Palazzo di Propaganda Fide), задуманный Джан Лоренцо Беринини (Gian Lorenzo Bernini),  а построенный — Франческо Боромини (Francesco Borromini).

Дизайном колонны занимался Луиджи Полетти (Luigi Poletti), в то время, как статую непорочной Марии создал скульптор Джузеппе Обичи (Giuseppe Obici). Заказчиком этого памятника являлся Фердинанд II (Ferdinando II), король обоих Сицилий. Таким образом, правитель хотел сблизить Неаполь и римский понтификат.

У подножия 12-метровой мраморной колонны восседают 4-е библейских мудреца: Моисей, Исайя, царь Давид, провидец Иезекииль.

Адрес: Piazza di Spagna

️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ ️
️ ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ?️

Что посмотреть

Ввиду того, что Палаццо Колонна является частным владением, далеко не все помещения открыты для осмотра. Туристов пускают лишь в несколько залов Галереи, а также в апартаменты княгини Изабель. Однако и здесь можно увидеть не меньше, чем на экскурсии в одном из крупных художественных музеев, ведь в крепости собрана огромная коллекция живописи. Среди полотен есть работы Тинторетто, Карраччи, Гирландайо, Джованни Ланфранко, Франческо Альбани, Лоренцо Монако и других знаменитых итальянских художников.

Самые интересные залы:

Военный зал — наполнен портретами видных представителей рода, среди которых особое место отводится Асканио Колонна, предводителю папского флота. Под его руководством была одержана победа над турками при Лепанто в 16-м веке, и фрески с сюжетами на эту тему можно увидеть на потолке галереи. Также Военный зал интересен большим полотном Бронзино и колонной из красного мрамора — символом аристократического рода.

Большой толковый словарь

1. КОЛОН, -а; м. 1. В древнем Риме: арендатор небольшого участка земли, принадлежащей крупному землевладельцу. 2. В странах Латинской Америки и в некоторых странах средневековой Западной Европы: название различных категорий крестьянства (батраков, издольщиков или полукрепостных арендаторов). 2. КОЛОН, -а; м. В Коста-Рике и Сальвадоре: основная денежная единица; денежный знак этого достоинства. ●Названа в честь открывателя Америки Х. Колумба (Colo/n). КОЛОНАТ, -а; м. В Западной Европе в период Римской империи и раннего средневековья: форма зависимости сельского населения от крупных землевладельцев (послужившая основой зарождения феодальных отношений). КОЛОНИАЛИЗМ, -а; м. Колониальная политика империалистических держав. Колониалистский, -ая, -ое. КОЛОНИАЛЬНЫЙ см. Колония. КОЛОНИЗАТОР, -а; м. 1. Тот, кто осуществляет политику колониализма, эксплуатирует народы колоний (1 зн.). 2. Устар. Тот, кто заселяет пустующие земли; колонист. Колонизаторский, -ая, -ое. К-ая политика. КОЛОНИЗАЦИЯ, -и; ж. 1. Захват чужой страны, насильственное превращение её в колонию (1 зн.). 2. Заселение колонистами, переселенцами пустующих земель. Колонизационный, -ая, -ое. К-ое движение. К-ые цели. КОЛОНИЗИРОВАТЬ, -рую, -руешь; св. и нсв. что. Осуществить — осуществлять колонизацию. Колонизироваться, -руется; страд. КОЛОНИЗОВАТЬ, -зую, -зуешь; колонизованный; -ван, -а, -о; св. и нсв. что. =Колонизировать. Колонизоваться, -зуется; страд. КОЛОНИСТ, -а; м. Житель колонии (2, 4 зн.) Колонистка, -и; мн. род. -ток, дат. -ткам; ж. Колонистский, -ая, -ое. К-ое хозяйство. К-ие порядки. К. хутор. КОЛОНИЯ, -и; ж. 1. Страна, насильственно захваченная и эксплуатируемая империалистическим государством (метрополией), лишённая политической и экономической самостоятельности. Бывшие британские колонии. 2. Поселение выходцев, переселенцев из другой страны, области. Немецкие колонии в царской России. Древнегреческие колонии на Черноморском побережье. 3. Сообщество земляков, живущих в чужом городе, в чужой стране; землячество. Русская к. в Париже. 4. Общежитие лиц, поселённых вместе с той или иной целью (лечебной, исправительной и др.). Исправительно-трудовые колонии. К. глухонемых. 5. Биол. Совокупность особей, существующих в соединении друг с другом. К. кораллов. К. губок. К. чаек. Колониальный, -ая, -ое (1 зн.). К-ые страны, народы. К-ая политика. К-ые войска. Распад колониальной системы. К-ые войны (ведущиеся за владение колониями). Лавка, магазин колониальных товаров (устар.; о магазине, торгующем чаем, кофе, пряностями и т.п.). КОЛОНКА, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. 1. Уменьш. к Колонна (1 зн.). 2. Ряд цифр, слов, расположенных по вертикали. Лист испещрён колонками цифр. Выписать слова в две колонки. 3. Ряд коротких строк, расположенных одна под другой и образующих узкую и длинную полосу текста; столбец. Напечатать статью в три колонки. 4. Название разнообразных устройств, деталей, конструкций и т.п. обычно удлинённой формы Стереофоническая к. Газовая к. (газовый водонагревательный прибор). 5. Устройство в виде высокого цилиндра с ручкой и краном для отпуска воды, бензина и т.п.; место, где установлено такое устройство. Бензозаправочная к. Пойти на колонку за водой. 6. Группа лиц или предметов, расположенных друг за другом в линию. Построиться в две колонки. В классе три колонки парт. Сидеть на первой колонке от окна. КОЛОНКОВЫЙ см. Колонок. КОЛОННА, -ы; ж. 1. Часть архитектурного сооружения в виде высокого столба, служащего опорой фронтонов, внутренних частей здания и т.п. Коринфские колонны. Портик с колоннами. Дом с колоннами. // Памятник в виде столба, воздвигнутый в честь какого-л. события. Триумфальная к. Александровская к. на Дворцовой площади. 2. Воен. Строй, при котором военнослужащие или воинские подразделения расположены в затылок друг другу, причём глубина строя больше его ширины или равна ей. Походная к. Строиться в колонну. // Ряд судов, идущих одно за другим. Подветренная к. Кильватерная к. 3. Группа лиц или предметов, расположенных или движущихся вытянутой линией, друг за другом. К. автомашин. Идти в колонне демонстрантов. Тракторная к. // Переходящий с места на место коллектив, объединённый выполнением одной производственной задачи. 4. Техн. Название аппаратов цилиндрической формы. Поглотительная к. Опустить в скважину эксплуатационную колонну из стальных труб. Колонка (см.). Колонный, -ая, -ое (1 зн.). К. зал. КОЛОННАДА, -ы; ж. Ряд колонн (1 зн.), несущих общее перекрытие. К. Казанского собора в Санкт-Петербурге. Дом соединён с флигелями сквозными колоннадами.

Неразгаданные тайны

Основательные исследования монумента начались лишь в середине XIX века. Пристальное изучение Колонны породило множество вопросов, на которые до сих пор не существует исторически обоснованного ответа:

  • рельефы не содержат никаких надписей – в них не упомянуто ни единого имени или названия места, где происходили те или иные события;
  • многие изображенные на рельефах Колонны Траяна фигуры прикрываются щитами, на которых нанесены османские полумесяцы со звездой и христианские кресты;
  • сделанные в XIX веке фотографические изображения памятника и его современный вид отличается заметными разрушениями, то есть за довольно короткий промежуток времени Колонна Траяна пострадала гораздо больше, чего не произошло за 2000 лет;
  • несмотря на многочисленные катаклизмы, включая землетрясения, колонна отклонилась от своей осевой линии всего лишь на один градус.

Приведенные факты наводят на мысль, что монумент был возведен гораздо позже, а изложенные сцены скорее относятся к совершенно другим событиям. Некоторые исследователи склоняются к версии, что рельефы Колонны Траяна отражают эпизоды Крестовых походов против мусульман, начавшихся в 1096 году и продолжавшихся вплоть до середины XV века. Таким образом, она могла быть воздвигнута в средние века, и описывать военные действия на территории Ближнего Востока. Так это или нет неизвестно до сих пор, однако не подлежит никакому сомнению, что Колонна является выдающимся сооружением прошлых эпох и одной из самых привлекательных достопримечательностей Рима.

Возможно Вас заинтересует:

Торговля

Расцвет сельского хозяйства и ремесленного производства способствовали развитию торговых отношений. Подъем переживает морская торговля, чему способствует развитие кораблестроения и мореплавания. Морская торговля стала довольно доходным предприятием, ей занимались даже нобили, которые вели дела через своих вольноотпущенников. По закону Клавдия от $218$ года до н.э. для высших слоев гражданства данная работа считалась непозволительной.

Определение 2

Нобилитет – римская знать, образовавшаяся в результате слияния патрицианской и плебейской верхушки

Крупнейшими торговыми центрами республики стали Рим, Сиракузы и Путеолы. Из Италии в провинции экспортировалась керамика, вино, масло. Ввозился камень, краска, стекло, рабы, предметы роскоши и продовольствие. Тесные связи были установлены со всем Средиземноморьем. Из Западной его части шли металлы и рабы. Из Восточного Средиземноморья – высококачественные греческие и эллинистические ремесленные изделия, с которыми не могли конкурировать италийские товары, а также вино, масло, пшеница.

Наряду с морской торговлей, активно развивалась и сухопутная торговля. Она представляла собой обмен товаром между городским и сельским населением. Помимо рынков, в городах расцветали мелкие лавки, торговавшие вином, маслом, хлебом и овощами. Укреплению сухопутной торговли способствовало создание на территории Италии и провинций разветвленной дорожной сети. Изначально, удобные дороги прокладывались для продвижения войск, но вскоре, стали использоваться и в торговых целях.

Интенсификация торговых отношений способствовала укреплению Римской монеты, которая ко $II$ веку до н.э. становится основной валютой средиземноморского региона. Существование на территории республики различных монет — золотых, серебряных и бронзовых, содействовало появлению меняльных контор, которые открывали лавки, производили обмен и давали ссуды под процент. Для Италии процент был ограничен $6%$, но для провинции это правило не действовало, и зачастую он вырастал до $48$ – $52%$, что разоряло население целых областей.
Благодаря развитию торговли и вовлечению в нее широких слоев населения, закон упростил ведение сделок, включив в состав участников не только римских, но и латинских граждан. С $242$ года до н.э. в торговый оборот были вовлечены перегрины, чью деятельность отслеживала магистратура второго претора.

Определение 3

Перегрин – категория населения Римского государства, проживающая на покоренных территориях, жители которой обладали личной свободой, но не имели политических прав.

В римском праве появляются также статьи регулирующие операции по купле-продаже, и найму собственности. Упрощается заключение сделок. Вводятся нормы, закрепляющие равенство партнеров и условие их добросовестности в заключении контрактов.

Дорический ордер

    Дорический ордер в наиболее четкой и ясной форме выявил архитектурную основу греческого зодчества. Колонна развитого дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны, стоявший непосредственно на стилобате, суживается кверху. Колонна начинает утончаться прямо от стилобата, но происходит это не вполне равномерно: ствол колонны обычно имеет припухлость, максимум которой приходился в классическую эпоху (V-IV вв. до н. э.) на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на треть общей высоты).     Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией). Над архитравом шел фриз, который составляли триглифы и метопы. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников поверхность которых покрывалась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза − по его краям. Между триглифами размещались обычно имевшие форму квадрата доски − метопы, которые часто украшались скульптурой (горельефами), реже − живописью. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула, равная по длине − ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (по-латыни − гуттами).

 Греческий Парфенон – пример дорического ордера

     Находящийся над фризом карниз в дорическом ордере своей венчающей частью сильно выступал вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза − выносная плита − в более ранних храмах имел прямую подрезку, без утолщения (слезника) понизу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима − водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.      Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.      В размере интерколумниев (расстояний между колоннами) значительную роль играли абсолютные размеры построек. При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий в своих «Десяти книгах об архитектуре» рассматривает различные типы интерколумниев и дает им названия − пикностиль, систиль, евстиль, диастиль, ареостиль.

 Дорические колонны в Пестуме (Италия), Храм Геры (середина VI в. до н. э.)

Где расположен памятник и как к нему добраться

К сожалению, течение времени не пощадило форум: во времена Муссолини на его руинах просто построили улицу Фори Империали. Если направляться по этой улице, используя в качестве ориентира по левую руку Колизей, то можно увидеть немногие сохранившиеся руины форумов Цезаря, а также Нервы и Августа.

Рисунок 6. Расположение колонны на карте Рима

Итак, где находится колонна Траяна и как к ней попасть? Самый короткий маршрут на метро и пешком: доезжайте до станции Colosseo и пройдите вверх по Фори Империали около десяти минут. Также можно воспользоваться автобусными маршрутами №51, 85 и 87, остановки которых расположены буквально в двадцати метрах от постамента (рисунок 6).

Ранее к колонне Траяна вел вход через Триумфальную арку, изображение которой на древних монетах вы увидите в музее. Там же можно увидеть детальные снимки всего барельефа.

Узнав, где находится колонна Траяна, и посетив это великое историческое место, вы можете направиться к руинам форумов или Колизею, которые расположены рядом.

Больше интересной информации об этой достопримечательности Рима вы сможете найти в видео.

Поделиться

  • 40

24.04.2019
4 817

Добыча полезных ископаемых

Горы напротив Луксора, на другой стороне Нила представляют собой район по добычи полезных ископаемых. На нем находится множество штолен и открытых разработок. А у подножия холма построены первичные перерабатывающие комплексы.Прямо напротив Карнакского комплекса через Нил на вершине горы находится район штолен, называемый теперь Долиной Царей.

Рис. 12. Долина Царей, вид из космоса.

Видны несколько штолен, но это далеко не все. От них вниз по горе отходят отшлифованные грузами широкие дороги.

Рис. 13. Долина Царей вблизи.

Ниже по горе находится Храм Хатшепсут (не вышепчешь).Грандиозное строение, расположенное возле самого подножия горы, больше похоже на устройство, предназначенное для вызова вибрации в скале. Длинный пустой коридор здания и ряд колонн вдоль него создают эффект резонанса. По мере выработки скалы, такое же устройство ставят дальше, и так далее. Над храмом виден следующий уровень с ровным срезом скалы и точным кубическим вырезом справа. Слева в горе видны две пещеры.

Рис. 14. Храм Хатшепсут вблизи.

На его заднем дворе и прилегающих территориях находится множество остатков колоннад – энергетическое снабжение. От главного здания вниз идут скаты для транспортировки грузов. Дорога от этого комплекса идет по прямой линии до современного поворота почти 1,1 км.

Рис. 15. Храм Хатшепсут и дорога, вид из космоса.

Капитолии

Если во всех античных городах была такая сеть энергоснабжения, то что было генератором энергии? Он должен стоять на горе и быть самым крупным и высоким зданием. И это был Капитолий!

Такое сооружение имелось во всех древних городах. Сейчас, сохранившиеся Капитолии называют разными именами, в зависимости от полета фантазии историков. В основном его называют храмом Зевса, в честь самого главного бога Олимпийского пантеона. И, наверное, не зря у него есть эпитет Громовержец. Зевс Громовержец держит в руках молнии, потому что он владеет энергией.

Рис. 25. Зевс Громовержец.

Конечно, никакой статуи в центре не стояло, там располагалось необходимое оборудование, верно только то, что храм был самым большим.

Рис. 26. Парфенон, Афинский Акрополь, Греция.

На титульном рисунке статьи показан Капитолий в маленьком городке Сегеста в Сицилии, Италия. По качеству постройки видно, что это действительно древний представитель античного Капитолия.

В Баальбеке Капитолием был, как сейчас называемый, храм Бахуса или Вакха.

Рис. 27. Храм Вакха, Баальбек, Ливан.

Самые большие храмы в Джераш – это храм Артемиды (20х50 м) и храм Зевса (30х50 м) (Temple of Zeus).  

Рис. 28. Храмы Артемиды и Зевса в Джераш, вид из космоса в одном масштабе.

Трудно сказать, кто из них был главным, но судя по окружающим строениям, Храм Зевса стоял в культурно-развлекательной части города. Слева от него вплотную стоит Южный Амфтеатр, с юга к нему подходит дорога от ипподрома, а на северо-восток находится овальная площадь Oval Plaza, обнесенная колоннадой. Интересно, как развлекались жители на овальной площади?            

Рис. 29. Культурный район города Джераш с храмом Зевса в центре.

Район города с храмом Артемиды похож на промышленный. Вокруг храма по квадрату идут дороги с колоннадами, что аналогично аллее сфинксов в Луксорском комплексе. То есть они предназначены для перемещения грузов. Размеры площади вместе с колоннадами 110х150 м. Для сравнения, Карнакский храм имеет сторону в 500 м, см. рис. 11.

Возле территории храма Артемиды находится ещё один комплекс, внутри которого есть гипостильный зал. Это энергетический блок явно промышленного предприятия. На карте он назван Church of St. Theodore (Церковь Святого Фёдора или Феодоры).            

Рис. 30. Промышленный район в Джераш с храмом Артемиды в центре.

Хотя с севера к комплексу Артемиды и прилегает Северный Амфитеатр, но для людей с активной социальной и производственной жизнью тоже необходимо место совещаний.

Квадратная площадь имеет размеры 140х140 м вместе с колоннадой. К ней с севера прилегает театр – Ephesus Ancient Theatre. На фото видно, что дорога от театра также сопровождена колоннами.            

Рис. 32. Театр Эфеса.

Вторая площадь прямоугольная, южная, находится возле Одеона – сравнительно небольшого амфитеатра. Размеры площади 120х180 м. На следующем фото видна колоннада, окружающая площадь.           

Рис. 33. Амфитеатр Одеон, Эфес.

Многострадальная Пальмира в Сирии также имела площадь, на которой располагался самый большой Капитолий – храм Бела или Ваала. Размеры квадратной площади 200х200 м.

Рис. 34. Храм Бела в Пальмире.

Сверху видно, как аллея колоннад очерчивает площадь.

Рис. 35. Храм Ваала, Пальмира, сверху.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: