Храм парфенон в афинах

№10. Афина часто изображается как символ расширения прав и возможностей женщин.

В греческой мифологии Афина изображалась как богиня-воин с интеллектом, мудростью, творчеством и силой. В классическом греческом искусстве она часто изображается на монетах, картинах и т. д. В эпоху Возрождения она была одним из любимых героев живописцев; а в 17-м и 18-м веках она была связана в искусстве с такими влиятельными женщинами-правителями, как королева Елизавета I из Англии и королева Екатерина II из России. Афина продолжает использоваться в массовой культуре как символ мудрости, обучения и расширение прав и возможностей женщин. Она фигурирует в популярных американских телесериалах под названием Зена: Королева Воинов. В ней она изображается как богиня с более высоким сознанием выражения эмоций и воображения. В 1982 году была основана некоммерческая организация, известная как Athena International, которая стремится поддерживать, развивать и уважать женщин-лидеров посредством программ. Более того, это вдохновляет женщин полностью раскрыть свой потенциал и стремится создать баланс в лидерстве во всем мире. Основатель организации был вдохновлен Афиной, поскольку она воплощает в себе «силу, мужество, мудрость и просвещение», качества к которым стремятся женщины-лидеры. 

Скульптуры Парфенона — мифы в камне

Дорический фриз фасада был украшен барельефами, изображающими сцены единоборств: битва лапифов и кентавров — с восточной стороны, греков и амазонок — с южной, богов и гигантов — на севере, и участников Троянской войны — на западе. Скульптурная композиция на восточном фронтоне посвящена мифу о рождении Афины. Как и положено богиням, Афина появилась на свет необычным образом, а именно — из головы Зевса. Легенда гласит: Зевс проглотил беременную жену, чтобы предотвратить рождение сына, который бы свергнул его с трона. Вскоре бог-громовержец почувствовал сильную боль, и тогда кузнец Гефест ударил его по голове, и оттуда выпрыгнула Афина.

Восточный фасад храма

На западном фронтоне в камне увековечен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой, когда подаренное Афиной масличное дерево было признано более ценным даром, чем источник морской воды, высеченный в скале трезубцем Посейдона. По периметру внешних стена храма на высоте 11 метров от пола непрерывной лентой тянулся ещё один фриз, ионический. Его рельефы иллюстрируют сцены из традиционной церемонии празднования «Дня рождения богини Афины» — Панафинеи. Здесь изображены всадники, колесницы, музыканты, люди с жертвенными животными и дарами и др. На восточном торце представлено окончание процессии: жрец принимает от афинянки пеплос — новое одеяние, сотканное для Афины. В древности в Парфеноне размещалась сокровищница, где хранилась казна Афинского морского союза.

Фрагмент восточного фасада храма

А в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины Парфенос, выполненная из золота и слоновой кости. Увы, оригинал статуи не уцелел до наших дней. В музеях мира можно увидеть лишь копии шедевра Фидия, воссозданные по описаниям.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Парфенон изнутри

Чтобы оказаться внутри храма, помимо внешних ступеней, надо было преодолеть ещё две внутренние. Площадка в середине храма имела длину 59 метров, а ширину 21,7 метра и состояла из трёх помещений. Самая большая, центральная, была окружена с трёх сторон 21 колонной, которые отделяли её от двух, находящихся от неё по бокам маленьких комнат. На внутреннем фризе святилища было изображено праздничное шествие из Афин в Акрополь, когда девы несли Афине подарок.

В центре основной площадки находилась статуя Афины Парфенос, изготовленная Фидием. Скульптура, посвящённая богине, являлась самым настоящим шедевром. Статуя Афины имела высоту тринадцать метров и являла собой гордо стоящую богиню, с копьём в одной руке и двухметровой скульптурой Ники – в другой. На голове у Паллады был одет трехгребневый шлем, возле ног находился щит, на котором помимо сцен из различных битв, был изображён инициатор строительства, Перикл.

На изготовление скульптуры у Фидия ушло более тонны золота (из него были вылиты оружия и одежда); чёрное дерево, из которого изготовлен каркас статуи; лицо и руки Афины вырезались из слоновой кости наивысшего качества; драгоценные камни, сияющие в глазах богини; был также использован самый дорогой мрамор. К сожалению, статуя не сохранилась: когда в стране правящей религией стало христианство, её вывезли в Константинополь, где она в V ст. сгорела во время сильного пожара.

Возле западного входа в святыню находился опистодом – закрытое помещение в задней части, где хранился городской архив и казна морского союза. Длина комнаты составляла 19 м, а ширина 14 м.

Помещение называлось Парфеноном (именно благодаря этой комнате храм получил своё название), что в переводе означает «дом для девушек». В этом помещении избранные девы, жрицы, изготавливали пеплос (пошитую из лёгкого материала женскую верхнюю одежду без рукавов, которую афинянки одевали поверх туники), который преподносили Афине во время торжественного шествия, происходящее раз в четыре года.

Устройство Парфенона в афинском Акрополе

Для постройки Парфенона был выбран мрамор особого качества — пентелийский. Будучи белым при добыче, он впоследствии, под действием лучей солнца, принимал различные оттенки, благодаря содержанию в нём железа. На северной стороне мрамор приобрёл пепельно-серый оттенок. Южная сторона, получая более интенсивное освещение, стала желтоватая с золотистым оттенком. Храм представляет собой прямоугольное сооружение, обрамлённое со всех сторон колоннами: со стороны главных фасадов — по восемь, со стороны боковых — по семнадцать, учитывая угловые колонны.

Главными архитекторами Парфенона называют Иктина и Калликрата. При строительстве Парфенона впервые был опробован в полной мере новый архитектурный приём, открытый Иктином, – это курватура (от лат. — кривизна). Наблюдателю только кажется, что храм состоит из правильных геометрических форм и линий, в действительности же, данное сооружение практически не имеет прямых линий. Курватура – это тщательно рассчитанная кривизна, которая вносит оптические коррективы в некоторые неизбежные погрешности нашего зрения. Поразительно, насколько детально и скрупулёзно всё было продумано!

Все ряды цоколя разной высоты, но разница настолько мала, что её можно ощутить при подъёме, а визуально все три ступени равны. Первая ступень, лежащая на скале, ниже всех, а верхняя – самая высокая. Если бы ступени были одинаковыми, то зрительно казалось бы, что верхнюю сдавила тяжесть здания. При этом каждая ступень слегка выпуклая, а стилобат, то есть верхняя поверхность ступенчатого цоколя, слегка повышается к центру. А если бы все поверхности были строго горизонтальными, то при взгляде от кромки они казались бы вогнутыми. Вот ещё пример зрительного обмана — все колонны нам только кажутся одинаковыми, стоящими параллельно друг другу и перпендикулярно основанию. На самом деле, это не так — у каждой колонны есть свой градус угла наклона внутрь здания. Угловые колонны больше в диаметре, хотя и выглядят как все, и имеют наименьший угол наклона. Благодаря этому наклону колонны составляют единое целое и вместе несут тяжесть всех карнизов и фронтонов. Возможно, за этим стоит и такой замысел – мысленно продолжив оси колонн вверх в небо над храмом, легко можно представить пирамиду, устремлённую ввысь.

Самым главным украшением Парфенона была, разумеется, огромная статуя самой богини Афины Парфенос работы Фидия. Она, к сожалению, не сохранилась, и познакомиться с ней мы можем, читая восторженные отзывы из далёкого прошлого. Эта величественная фигура находилась внутри храма и поражала своей красотой. Остов статуи (около 12 метров) был деревянный, открытые части тела выполнены из слоновой кости, одежда и украшения, шлем были золотые. По свидетельствам древних историков, золота для создания всех необходимых деталей потребовалось более тонны. Левую руку Афина положила на щит, находящийся у её ног, а в правой — у неё статуя богини победы Ники, выполненная в рост человека. Статуя Афины была расположена таким образом, чтобы через специальные отверстия в крыше на неё попадали солнечные лучи. Утверждают, что, сверкая в полумраке, эта фигура производила неизгладимое впечатление. В национальном музее Афин находится статуя Афина Варвакион, выполненная из мрамора, считающаяся достаточно точной копией Афины Парфенос.

Парфенон, как и другие сооружения афинского Акрополя, испытал многое – из него вывозили украшения при завоеваниях, переделывали в церковь, принимая христианство, а, будучи под властью Османской империи, создали в нём мечеть. В турецко-венецианской войне Парфенон был разрушен, это было в 1687 году. Памятником античного наследия Парфенон был признан в 1834 году. Началась постепенная реставрация всего афинского Акрополя. Сейчас афинский Акрополь – одна из главных достопримечательностей Греции, его можно посетить самостоятельно или в рамках экскурсионного тура.

Архитектура Парфенона

  1. Антаблемент. Ордеры каменных храмов были заимствованы греками из древних деревянных строений. В их основе лежит простое соединение несущих частей (колонна с капителью) и несомых балок перекрытия — антаблемента. В эпоху классики (V-IV вв. до н.э.) ордерная система достигла совершенства.
  2. Архитрав. Каждая каменная балка архитрава (нижней части антаблемента) в центре на 6 сантиметров уже, чем по краям. Стесанная по кривой линии, издали они выглядит абсолютно ровной.
  3. Фриз. Внутри храма прямо под балками перистиля проходил резной мраморный фриз. На мраморных рельефах Парфенона изображены афинские всадники, мифологические персонажи, соревнования богов, героические сражения греков с амазонками, эпизоды осады Трои. Главная тема фриза — торжественное шествие в честь празднования Дня великих Панафиней, посвященное богине Афине. В 1801-1803 годах панели фриза были демонтированы. В верхней части фриза скульптурные изображения выполнены более рельефно. Этот прием смягчает впечатление резкого уменьшения фигур, возникающее при взгляде снизу.
  4. Дорический ордер. Парфенон окружают монументальные колонны дорического ордера. Ствол колонны по всей высоте прорезают вертикальные желобки — каннелюры. Они создают особую игру светотени и подчеркивают объем колонны.
  5. Угловая колонна. Угловые колонны толще других. Они ближе придвинуты к соседним и слегка наклонены к центру здания — иначе строение казалось бы разваливающимся. Остальные колонны тоже наклонены внутрь на 6 см относительно вертикальной оси.
  6. Ступени. Парфенон стоит на подиуме, изогнутая поверхностью которого повышает к центру. Так же изогнуты и ступени. Гармония Парфенона основана на сложных геометрических расчетах.
    Энтазис. Колонны Парфенона слегка выпуклы в средней части. Если бы они были прямыми, то издали казались бы вогнутыми. «Поправку» на оптическую иллюзию греки называли энтазисом.
  7. Статуя Афины. Статуя Афины, покровительницы города, были выполнены Фидием из золота и слоновой кости. Она стояла напротив восточного входа и освещалась лучами восходящего солнца. Высота статуи — 12,8 м.

Восточный фронтон парфенона. Скульптурный ансамбль

Скульптурная отделка Парфенона, как отмечаетвелась под руководством великого мастераи при его непосредственном участии. Эта работа делится на четыре части:внешнего (), сплошной(внутренний) фриз, скульптуры ви известнейшая.

Метопы

Основная статья: Дорический фриз Парфенона

Метопы входили в состав традиционного для дорического ордера триглифо-метопного фриза, который опоясывал внешнюю колоннаду храма. Всего на Парфеноне насчитывалось 92 метопы, содержавших различные. Они были соединены тематически по сторонам здания. На востоке изображалась битвас, на юге —, на западе — вероятно, сцены из, на севере —.

Сохранилось 64 метопы: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.

Барельефный фриз

Основная статья: Ионический фриз Парфенона

Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии:в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками. Рядом стоят важнейшие люди города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.

Основная статья: Фронтоны Парфенона

В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обходят эту часть храма обыкновенно стороной. — основной источник в подобных вопросах — упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Дж. Керри, датируемые, которые дают достаточно много информации о западном фронтоне. Восточный же уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.

Восточная группа изображала рождениеиз головы. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно,. Перед ним сидит, затем —и. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно,. С севера до нас дошли три сидящих женских фигуры — так называемые «три фаты», — которых иногда рассматривают как,и. В самом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, этоили. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса,и Афины. Скорее всего, там находились остальныеи, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев.

На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание. Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы, вероятно, в северной —с, в южной —с. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная аттрибуция практически невозможна.

До нас дошло 28 статуй: 19 в Британском музее и 11 в Афинах.

Парфенон до Парфенона

Рассказывать об истории Парфенона и не рассказать о том, что располагалось на этом месте до его строительства было бы неправильно, поэтому начнем мы с самого начала, а именно со времен, когда скала Акрополя стала заселяться людьми.

Дворец Афинских царей

Первые следы обитания человека на территории Акрополя относятся к эпохе неолита. А во втором тысячелетии до нашей эры священная скала была не только плотно заселена, но и хорошо укреплена. Некоторые историки предполагают, что в 1200 году до нашей эры (конец микенского периода) на территории Акрополя располагалось здание общественного назначения, по некоторым данным это мог быть дворец афинских царей, что-то наподобие того, что был в Древнем Тиринфе (макет дворца есть в Археологическом музее Афин). Этот дворец был полностью или частично разрушен в «темные века» (1200-900 года до нашей эры).

Первый храм Афины в Акрополе

После того, как царь Тессей объединил Аттику и установил демократию, власть царей была ликвидирована и важную роль в жизни Афин начал играть совет под названием Ареопаг (по названию одноименного холма)

Но нам сейчас важно не это, а что именно в этот период истории начинают происходить серьезные изменения не только в государственном и политическом устройстве, но и значительные изменения в архитектурном облике Акрополя. Рядом с дворцом царей сооружается первое святилище богини Афины

Точная даты строительства этого храма неизвестна, хотя ученым удалось доказать, что в VII веке до нашей эры в северной части Акрополя уже существовал храм покровительницы города, а значит построен он был или в этот период времени или раньше. В восточной части здания стояла статуя Афины из оливкового дерева, согласно преданию, упавшая с неба. В VI веке до нашей эры к власти приходит Писистрат, который несмотря на всю свою авторитарность и тиранию, очень почитает Афину и именно при нем строится новый храм Афины в Акрополе, известный как Гекатомпедон.

Храм Гекатомпедон

Свое название, которое дословно переводится как «стофутовый», храм получил из-за своих размеров: 32.8 на 16.4 метра или 100 на 50 футов. Руины этого древнего святилища были обнаружены во время раскопок немецкого археолога Вильгельма Дёрпфельда, и это были основания двух колонн и остатки фронтонных композиций храма. Метопы Гекатомпедона выполнены из известняка и отлично сохранились до наших дней, сейчас их можно увидеть в Новом музее Акрополя.

Метопы Гекатомпедона в Новом музее Акрополя сайт музея

Некоторые ученые считают, что Гекатомпедон скорее был предшественником Эрехтейона, а не Парфенона, ведь именно в его стенах хранились все реликвии. Долгое время один из найденных в Акрополе фундаментов приписывали Гекатомпедону, но археологи обнаружили, что он гораздо меньше заявленных 100 футов, и, следовательно, не может быть частью древнего храма. Несмотря на то, что место расположения святилища стоит под вопросом, почти никто из ученых не отрицает существования Гекатомпедона. Почему был разрушен храм — неизвестно. По одной из версий, афиняне хотели избавиться от наследия Писистрата (по этой же причине вся политическая и общественная жизнь города была перенесена в Древнюю Агору, а Акрополь стал центром религиозной жизни), по другой версии святилище было разрушено во время греко-персидской войны. Так или иначе, но вскоре после Марафонской битвы на священной скале началось новое строительство храма в честь богини Афины.

Храм Опистодом

Одновременно с возведением Опистодома или Пре-Парфенона начинается строительство нового монументального входа в Акрополь — Пропилей. В качестве материала для строительства выбран пентеликонский мрамор, залежи которого были обнаружены вблизи города. Новый храм был заложен в 488 году до нашей эры и расположился между современными строениями Парфенона и Эрехтейона. Строительство продолжалось вплоть до 480 года до нашей эры, но было прекращено из-за нового вторжения персов в Грецию, и так и не было завершено после окончания войны. В наши дни части того древнего храма можно увидеть на у стены Эрехтейона.

Колонны пре-Парфенона на северном склоне Акрополя

б) Холм Ареопаг в Акрополе Афин

Еще во времена, когда Афинами управляли цари, для качественного решения государственных дел были введены должности архонтов – управителей разными сферами жизнедеятельности. Даже был сформирован орган советников, состоящий из представителей аристократического происхождения. В советники назначались те люди, которые раньше были архонтами. Совет для решения государственных дел собирался на вершине холма Ариса, отсюда и название Ареопаг.

На вершину холма ведет лестница, ее ступени выбиты в камне. Наверху заметны следы от каменных скамеек – они расположены полукругом. В то время, когда Совет Ареопага вершил суд, перед скамейками лежало два белых камня. Камень достоинства и камень бесстыдства. На первый становился обвинитель, а на другой – обвиняемый.

 51 году Апостолом Павлом была произнесена речь с вершины холма, в которой тот изложил истоки христианской веры. Бронзовая табличка с текстом речи прикреплена к камню скалы – туристы могут прочитать ее и сегодня. Считают, что Павел приобщил к вере некоторых афинян, среди которых был Дионисий Ареопагит. Он впоследствии стал епископом полиса. У северного склона скалы заметны развалины христианского культового сооружения, которое было построено в средине XVI века.

Особенности архитектурного решения

Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.

Архитектура Парфенона (George Rex / flickr.com)

Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.

Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.

Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.

При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.

Гиперболическая схема кривизны Парфенона ( A.Erud, Wikimedia Commons)

Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:

  • верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
  • фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.

Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.

Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.

Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.

https://youtube.com/watch?v=QWzgRsUJ_RQ

Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным

Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Парфенон История

Парфенон, без сомнения, самый известный и самый узнаваемый из
всех греческих храмов. Он был построен в 447 — 438 до н.э. во
время классического периода Греции под руководством известного
афинского архитектора и скульптура, Фидия, а также Иктина и
Калликрата. Ранняя история и первое использование
большой скалы известняка, известного сегодня как Акрополь, для
священных обрядов неизвестны. Они были забыты задолго до
написания первых данных об истории Афин. Неолитические остатки,
обнаруженные на склонах Акрополя указывают на постоянное
поселение на холме, по меньшей мере около 2800 г. до н.э.,
задолго до минойской и микенской культуры, которые в свою
очередь породили классическую греческую цивилизацию. В микенский период
(1600-1100 до н.э.) на высшем уровне акрополя были расположен
мощные фортификации, которые защищали дворец — храм микенских
царей — жрецов.

Старый Парфенон

Старейший или прото — Парфенон, как его
часто называют, все еще строился, когда персы захватили город в 480
году до нашей эры и уничтожили Акрополь.
Существование прото-Парфенона и его
разрушение было известно из работ Геродота, а барабаны его колонн
явно видны, встроенные в стену к северу от Эрехтеона. Дальнейшие физические
доказательства этого здания были обнаружены при раскопках
Панагиотиса Каввадиаса в 1885-90 гг. Находки этой археологической
работы позволили Вильгельму Дёрпфельду, тогдашнему директору
Германского археологического института, утверждать, что существовала
четкая субструктура первоначального Парфенона, именуемая Парфенон I
Дёрпфельдом, сразу под современным зданием. Наблюдение Дёрпфельда
состояло в том, что три ступени первого Парфенона состояли из двух
ступеней особого известняка, также как и верхняя ступень Каррха,
которая была покрыта самой низкой ступенькой классического
Парфенона. Эта платформа была меньше и немного севернее финального
храма Парфенон, что указывает на то, что она была построена для
совершенно другого здания, которое теперь полностью покрыто
современным зданием. Также анализ камней указал, что древний прото-
Парфенон начали строить всего за несколько лет до разрушения и на
момент Персидских войн видимо не был закончен.
Если оригинальный Парфенон действительно был уничтожен в 480, то
возникает логический вопрос о том, почему сайт был разрушен и
заброшен в течение тридцати трех лет. Один из аргументов касается
клятвы, сделанной греческими союзниками до битвы при Платее в 479
году до н.э., объявив, что святилища, разрушенные персами, не будут
восстановлены. От этой клятвы афиняне были освобождены только после
мира Каллиаса в 450 году (договор, заключенный около 449 г. до н.э.
между Лигой Делиан (возглавляемой Афинами) и Персией, заканчивающий
греко-персидские войны). Факт стоимости реконструкции Афин после
персидского захвата, по крайней мере, является
частью вероятной причиной.

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: