Введение
Вазопись — орнаментальная или изобразительная декоративная роспись сосудов, выполняемая почти исключительно керамическим способом, то есть специальными красками с последующим обжигом. Выделяется два способа вазописи: вазопись по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы художника изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре. Многочисленные и блестящие образцы вазописи оставило древнегреческое искусство. Греческая керамика является наиболее распространённой находкой в археологических исследованиях античной Греции, обнаружить её можно во всём ареале расселения древних греков.
В I тысячелетии до н. э. вокруг города Рима возникло государство, которое стало расширять свои владения за счет соседних народов. Эта мировая держава просуществовала около тысячи лет и жила за счет эксплуатации рабского труда и завоеванных стран. Риму принадлежали все прилегающие к Средиземному морю земли как в Европе, так и в Азии и в Африке. Поэтому и искусство, особенно архитектура, было призвано показывать всему миру мощь государственной власти. Бесконечные войны, жажда завоеваний, в которых мужал и рос Рим, требовали напряжения всех сил, поэтому основой римского общества стали твердая дисциплина в войске, твердые законы в государстве и твердая власть в семье. Превыше всего римляне ставили умение властвовать над миром.
Великие вымирания
Существуют и другие классификации эпох, хотя все они и похожи друг на друга
Важно другое. Из приведенных данных может сложиться впечатление, что жизнь на Земле развивалась поступательно
Но это совсем не так. В истории биосферы нашей планеты случались катастрофы, которые называют «великими или мировыми вымираниями».
Сейчас мы их перечислим в хронологическом порядке. Причины до конца не установлены, хотя и существует масса гипотез. Две основные – глобальные извержения вулканов и столкновения Земли с огромными астероидами.
Итак, все по порядку.
Ордовикско-силурийское вымирание. Оно происходило 450 – 443 миллиона лет назад, т.е. в начале Палеозойской эры. В те времена жизнь, пусть и в примитивных формах, существовала только в океанах. Вымирание, как предполагают ученые, происходило в два этапа. Первый из них (длительностью около 1,9 миллиона лет) был связан с оледенением, которое привело к резкому понижению температуры океанской воды. А второй – с потеплением, когда температура воды повысилась, и те организмы, которые приспособились к жизни в холодной воде, стали погибать. В ходе этого события исчезло от 72% до 86% видов и более 100 семейств морских беспозвоночных.
Девонское вымирание (372 миллиона лет назад, Палеозойская эра). Оно происходило в несколько этапов. Всего в ходе Девонского вымирания исчезло 19% всех семейств и 50% видов всех родов. В частности, почти полностью исчезли организмы, формировавшие коралловые рифы. Это повлекло за собой изменения глобальной экосистемы мирового океана. Эти события повлекли за собой кризис и на суше, где к тому времени уже появилась жизнь. Причиной Девонского вымирания считается периодическое повышение и понижения уровня мирового океана. Почему оно происходило и как влияло на условия существования тех или иных организмов – неизвестно.
«Великое Пермское вымирание» (253 – 251 миллиона лет назад, конец Палеозойской эры) – самое массовое вымирание в истории планеты. В результате его исчезло 57% видов всех семейств, 83% всех родов, более 90% морских видов. Примечательно, что по геологическим меркам, катастрофа произошла почти мгновенно – за менее чем за 200 тысяч лет. Пермское вымирание признается крупнейшей биосферной катастрофой в истории Земли, в результате которой все экологические связи были разрушены. На восстановление всего биоразнообразия наземных организмов потребовалось до 50 миллионов лет, а морских – до 100 миллионов. Причиной этого вымирания считаются массовые извержения вулканов в Сибири (там их тогда было много), выбросы огромного количества пепла и пыли в атмосферу Земли. Это, в свою очередь, повлекло за собой резкое уменьшение достигающей поверхности Земли солнечной радиации, падению температуры и другие последствия. Сейчас существует такой термин – «ядерная зима», которая неизбежно наступит после массового применения ядерного оружия. Вот такая «зима» и случилась в период Пермского вымирания безо всякого оружия.
Триасовое вымирание (208 – 200 миллионов лет назад, Мезозойская эра). В результате на Земле вымерло 23% всех семейств и 48% всех родов. Некоторые ученые считают, что этот катаклизм освободил экологическую нишу для динозавров. Сколько-нибудь внятных объяснений причин этого явления не существует. Более того, некоторые ученые считают, что никаких глобальных катастроф в это время не было, а вымирание происходило постепенно и было связано с естественными эволюционными процессами, когда одни виды уступали в конкурентной борьбе зарождавшемуся новому и сходили со сцены истории.
И, наконец, самое известное Мел-палеогеновое вымирание (66,5 миллионов лет назад, Кайнозойская эра). Это последнее массовое вымирание, уничтожившее 17 % всех семейств и 39-47 % всех родов, 68-75 % всех видов, в том числе и динозавров. Последнее делает его самым известным, хотя по последствиям оно стоит на последнем месте в «большой пятерке». Считается, что причиной этой катастрофы послужило столкновение Земли с огромным метеоритом размером порядка 10 километров. Его след – кратер Чиксулуб на полуострове Юкатан. Далее все пошло по уже описанной схеме. Выброс огромного количества пыли в атмосферу, глобальное похолодание, гибель тропических лесов, которые тогда покрывали практически всю территорию суши, сокращение кормовой базы для травоядных ящеров, их гибель, затем, из-за отсутствия кормовой базы для плотоядных динозавров – гибель последних. А вот мелкие млекопитающие выжили. Эволюционировали. И мы с вами получились в конце концов.
Описание
Кора — это изображение женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.
Коры практически всегда изображались стоящими во весь рост, с одной ногой слегка выдвинутой вперед (с сомкнутыми ногами — редко), и с одной рукой, придерживающей одежды таким образом, чтобы не наступить на них в движении. Свободная рука часто держала приношение тому богу или богине, которому они были посвящены. Одеяния кор составляли как и ионический хитон, так и более плотный пеплос (большинство аттических статуй). Иногда пеплос надевался поверх хитона. Скульпторы находили большое наслаждение, создавая складками тканей ритмические мотивы, показывая, как они драпируются на полностью скрытом человеческим теле, а также создавая орнаментальную канву одежды, которая либо высекалась в мраморе, либо расписывалась поверх него красками.
Большинство кор выполнены в человеческий рост, или немногим меньше его. Тип статуи развивался исходя из тех же технических методов и пропорций, что и куросы. Правда, в случае кор человеческая анатомия скрыта под драпировками и не так важна. Зато взамен этого линии тканей, окутывая гладкие формы, свободно текут, создавая безмятежное, практически гипнотическое настроение, которое вдобавок дополняется мирным выражением лица и статичной позой.
Как правило, корпус выполнялся из одного куска камня, а руки приставлялись отдельно.
Цвет и материал
Эти скульптуры в древности были полностью окрашены — полихромными. Цвет подчеркивал жизнеподобие изображения — красками выделялись различные поверхности (волосы, кожа, глаза, ткань); а также служил декоративным целям, как например в случае орнамента на текстиле. Пигмент наносился на поверхность камня с помощью энкаустики: окрашивающие гранулы смешивались с воском (служившим связующим), и получившаяся смесь в горячем виде наносилась на камень. Когда воск, покрывающий поверхность, остывал, он запечатывал таким образом все поры минерала и в некоторой степени защищал его от разрушения.
Таким образом, на выбор породы камня для изготовления не влиял его натуральный цвет или прозрачность — они не были важны. На первый план выходили такие качества как долговечность и легкость в обработке. В ранний период развития на изготовление кор (и куросов) шел известняк, камень относительно мягкий и пористый. Он хорошо сохраняет краску на поверхности, но при долгом нахождении под открытым небом начинает разрушаться.
Вдобавок, так как статуи не вырезались из монолита, а собирались из отдельных деталей, некоторые известняковые элементы могли теряться еще даже при жизни посвятившего статую. Поэтому нет ничего странного в том, что вскоре скульпторы предпочли известняку мрамор, который труднее обрабатывается, зато дольше сохраняется.
Ковровый стиль
В VII — VI вв. до н.э. преобладал ковровый стиль вазописи или ориентализирующий, то есть подражающий искусству Востока.
Под воздействием образов древневосточной мифологии вковровый стиль вазописи ковровой вазописи все чаще встречаются изображения богов и сцены сражений, фигуры различных животных: быки и олени, кабаны, орлы и водяные птицы, львы и пантеры. Подражание декоративным мотивам египетского и переднеазиатского искусства также ощущается в выборе орнаментальных узоров.
Художники охотно использовали для украшения ваз стилизованные пальмовые листья, цветы и бутоны лотоса. Но по сравнению с геометрической керамикой VIII века до н.э. в росписях коврового стиля орнаменту уделяется меньше места, чем сюжетно-повествовательным изображениям.
Росписи на вазах VII века до н.э. исполнены темно-коричневым лаком по светлой глине.
В отличие от силуэтных однотонных орнаментов на геометрических сосудах художники применяют гонкий контурный рисунок, обозначая детали процарапанными линиями, а также белой и пурпурной краской. Фризы идущих друг за другом зверей располагались последовательно на округлой поверхности вазы, а свободное пространство между фигурами заполняли орнаментальные мотивы. Все это придавало росписям праздничную нарядность и живописность, делало чернофигурный стиль вазописиих похожими на узорчатые ковры. Росписи прекрасно сочетались с пластичной и сочной формой сосудов. Центрами коврового стиля вазописи являлись Родос и Коринф.
Стили вазописи Древней Греции
Геометрический стиль вазописи
В Гомеровский период роспсь на вазах исполнялась так называемым “геометрическим стилем”. Роспись наносилась коричневой краской по бледно-желтоватому фону глиняного сосуда.
Орнамент покрывал вазу обычно в верхней ее части рядом кольцевых поясов, иногда заполнявших всю ее поверхность. Геометрические вазы предназначались для погребальных ритуалов: в них хоронили прах умерших, клали в качестве дара в могилы, а в Аттике ставили в качестве надгробия.
Дипилонские вазы — образец геометрического стиля вазописи Древней Греции
Наиболее полное представление о “геометрическом стиле” дают так называемые дипилонские вазы, относящиеся к IX — VIII вв. до н.э. и найденные на древнем кладбище близ Дипилонских ворот в Афинах.
Эти очень большие сосуды, высотой иногда почти в рост человека, имели погребальное и культовое назначение, по форме повторяя глиняные сосуды, служившие для хранения больших количеств зерна или растительного масла. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор состоит чаще всего из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранялся в качестве орнаментального мотива и на всем протяжении развития греческого искусства).
Кроме геометрического орнамента широко применялся схематизированный растительный и животный орнамент. Фигуры животных (птиц, зверей, например лани и др.) многократно повторяются на протяжении отдельных полос орнамента, придавая изображению ясный, хотя и однообразный ритмический строй.
Важной особенностью более поздних дипилонских ваз (VIII в. до н.э.) является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными, сведенными почти к геометрическому знаку фигурами людей
Эти сюжетные мотивы очень разнообразны (обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т. п.). При всей своей схематичности и примитивности фигуры людей и особенно животных обладают известной выразительностью в передаче общего характера движения и наглядностью рассказа.
Чернофигурная вазопись Древней Греции
В период архаики вазы становятся более строгими и изящными. В этот период получило развитие чернофигурная вазопись.
Большую роль в развитии этого стиля вазописи сыграли усовершенствования, введенные афинскими гончарами.Они стали использовать густой черный лак и слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон. На таком фоне, свободном от орнаментальных узоров, четко выделялись блестящие силуэты людей и животных
Иногда контуры фигур или детали обводили белым цветом.
Краснофигурная вазопись Древней Греции
В период ранней классики популяпность набирает краснофигурная вазопись
Считается, что эту технику впервые применил живописец Андокид. В отличие от уже существовавшего распределения цветов основы и изображения в чернофигурной вазописи, чёрным цветом стали красить не силуэты фигур, а наоборот фон, оставляя фигуры незакрашенными.
Отдельными щетинками на неокрашенных фигурах прорисовывались тончайшие детали изображений.
С появлением краснофигурной вазописи противопоставление двух цветов стало обыгрываться на вазах-билингвах, на одной стороне которых фигуры были чёрными, а на другой — красными
В период высокой классики в вазописи все больше появляются сюжеты на мифологические темы. Появляется раскованность и свобода линий. В поздней классике вместо мифологических героев в вазописи появляются узорчатые орнаменты, а вместо героических сюжетов лирические мотивы.
Эволюция
За весь период иконография коры оставалась практически неизменной, хотя, как и во всем древнегреческом искусстве, характер изображения претерпевал эволюцию от геометрической стилизации до реализма.
В отличие от своих аналогов противоположного пола — куросов, обнаженными коры никогда не изображались. Они отличались хорошо проработанными прическами и одеждой. По этой причине, если эволюция куросов рассматривается с точки зрения анализа изменения трактовки человеческой анатомии, анализ развития типа кор идет по пути рассмотрения изменяющегося языка одеяний и складок вместе с выражением лица, мимикой.
Мимика в течение веков модифицировалась от наивного и беззаботного выражения лица нач. VII в. до н.э. до более строгого, пристального взгляда, присущего поздней архаике и ранней классике.
Первым систематическим исследователем кор был профессор М.Каввадиас (Kavvadias), работавший на акрополе с 1882 г.
Сикионская керамика
Сосуды из Сикиона также имели в своей росписи ряд особенностей. От геометрического стиля сикионские мастера унаследовали традицию изображать орнамент в несколько поясов, различающихся по ширине в зависимости от их значимости на изделии. В соответствии с этим и центральные фигуры сюжета изображались в увеличенном размере. Характерной особенностью сцен с участием людей на сикионских вазах стал интерес мастеров к изображению бытовых сюжетов, в отличие от повышенного внимания к мифологическим сюжетам и существам в других регионах.
Кроме того, действительно отличало сикионские сосуды и частое наличие довольно широких поясов, полностью закрашенных густым слоем чёрного лака
Вазописцы Сикиона отличались и особым вниманием к прорисовке деталей, тонкостью выводимых ими линий.
Предыстория
В этот период ассирийцы продвинулись вдоль побережья Средиземного моря в сопровождении греческих и карийских наемников, которые также принимали активное участие в армии Псамтика I в Египте. Новые группы начали конкурировать с известными средиземноморскими торговцами. В других частях Эгейского мира произошли аналогичные перемещения населения. Финикийцы поселились на Кипре и в западных регионах Греции, в то время как греки основали торговые колонии в Эль-Мине, Сирия, и в Искья (Pithecusae) у Тирренского побережья Кампании на юге Италии. Эти взаимообмены привели к периоду интенсивных заимствований, в течение которого греки (особенно) адаптировали культурные особенности Востока в свое искусство.
Период примерно с 750 по 580 г. до н.э. также был отмечен сопоставимой фазой ориентализации Этрусское искусство по мере роста экономики побуждало этрусские семьи приобретать иностранные предметы роскоши с восточными мотивами. Аналогичным образом, области Италии, такие как Magna Grecia, Сицилия, Picenum, Latium vetus, Ager Faliscus, Венетский регион и Нурагическая цивилизация в Сардинии — также в это время пережили фазу ориентализации. Существует также период ориентализации Пиренейского полуострова, в частности, в городе-государстве Тартесс.
Геометрический стиль
Геометрическая вазопись Древней Греции появилась около 900 г. до н.э. Отличием стиля выступает прямоугольное пространство на основном корпусе вазы между ручками, где применялась роспись:
- широкими линиями,
- выделенными линейными конструкциями,
- вертикальными полосами с обеих сторон.
в этот период впервые появился орнамент — меандр, которому суждено навсегда ассоциироваться в искусстве с Грецией.
В геометрическом стиле нижняя часть сосудов окрашена в черный цвет и отделена от остальной части вазы с помощью горизонтальных линий. В отделке появился характерный элемент – в качестве ручки изготовляли круглый медальон с плоской площадкой, на вершине которой изображали от одной до четырех лошадей.
С 8 в. до н.э. геометрическая гончарная древнегреческая вазопись вазопись включала:
- стилизованные человеческие фигуры, птиц и животных по всей поверхности вазы,
- отделку широкими линиями по коричневому или черному полю.
К концу периода в 7 в. до н.э. в Коринфе, благодаря восточным торговыми связями, вазопись Древней Греции пополнилась орнаментальным узором:
- стилизованные растения (лотосы, пальмы, дерево жизни),
- фризы из фигурок животных,
- изогнутые линии египетской и ассирийской гончарной отделки.
Собственный уникальный греческий вариант ориентального дизайна ваз в восточной части Греции отличался красными рисунками на белом фоне. Искусство вазописи по белому фону разработано в конце 6 в. до н.э. Состав из известковой глины наносили на вазу, а затем расписывали. Белый цвет применяли к одежде и человеческим изображениям. Из-за зернистой природы дополнительного слоя, цвет быстро стирался, поэтому техника белого фона использовалась для погребальных ваз.
Чернофигурный стиль вазописи
В VII — V вв. до н.э. в самостоятельный стиль украшения керамики развивается чернофигурный стиль вазописи. Все чаще на изображениях стали появляться человеческие фигуры. Наиболее популярными мотивами изображений на вазах становятся пиршества, сражения, мифологические сцены. Рисунок помещался в «клейме». Силуэты фигур прорисовываются с помощью шликера на подсушенной необожженной глине.
Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет.
Горлышко и дно сосудов украшались узором, в том числе орнаментами, в основу которых положены вьющиеся растения и пальмовые листья. После обжига основа становилась красной, а глянцевая глина приобретала черный цвет. Белый цвет впервые стали использовать в Коринфе и прежде всего для того, чтобы отобразить белизну кожи у женских фигур. Центры чернофигурной вазописи — Афины и Коринф.
Скульптура Архаики Древней Греции
В темные века греки делали культовые изображения богов из дерева. Они назывались ксоаны. О них известно из сочинений античных писателей, образцы ксоанов не сохранились.
Кроме них в XII-VIII веках греки делали примитивные статуэтки из терракоты, бронзы или слоновой кости. Монументальная скульптура появилась в Греции в начале VII века. Статуи, которые использовались для украшения фризов и фронтонов древних храмов, деланы из камня. Отдельные скульптуры делались из бронзы.
Самые ранние скульптуры Архаики Древней Греции найдены на Крите. Их материал – известняк, и в фигурах чувствуется влияние Востока. Но к этому региону относится бронзовая статуя «Криофор», изображающая юношу с бараном на плечах.
Скульптура архаики древней Греции
Выделяют два основных вида статуй эпохи Архаики – куросы и коры. Курос (переводится с греческого как «юноша») представлял собой стоящего обнаженного юношу. Одна нога статуи выдвигалась вперед. Уголки губ куросов часто делали немного приподнятыми. Это создавало так называемую «архаическую улыбку».
Кора (переводится с греческого как «дева», «девушка») – скульптура женская. Древняя Греция VIII-VI веков оставила изображения кор в длинных хитонах. Мастера Аргоса, Сикиона, Кикладских островов предпочитали делать куросов. Скульпторы Ионии и Афин – кор. Куросы не были портретами конкретных людей, а представляли обобщенный образ.
Скульптура женская древняя Греция
Архитектура и скульптура Древней Греции начали взаимодействовать в эпоху Архаики. В начале VI века в Афинах существовал храм Гекатомпедон. Фронтон культового здания украшало изображения поединка Геракла с Тритоном.
На акрополе Афин найдена статуя Мосхофора (человека, несущего теленка), сделанная из мрамора. Она была выполнена около 570 года. Посвятительная надпись сообщает, что она – дар богам от афинянина Ронба. Другая афинская статуя – курос на могиле афинского воина Кроисоса. Надпись под статуей говорит, что он поставлен в память о юном воине, погибшем в первых рядах.
Курос, Древняя Греция
Чернофигурная гончарная техника
Чернофигурная вазопись изобретена около 700 г. до н.э. в Коринфе, затем применялась гончарами и художниками в Лаконии, Аттике. Они превосходили техникой в чернофигурной росписи и продолжали доминировать на греческом рынке в течение следующих 150 лет. Коринфская гончарная древнегреческая вазопись достигла новых высот техники в производстве, обжиге, формах и росписи. Черные стилизованные фигуры становились более точными, подробными, изящными. В это время полностью сформировался знаменитый гончарный чернофигурный стиль. Не все узоры были окрашены в черный цвет:
Изменение составов шликера – смеси глин, позволяло получать любые коричневые и красные оттенки;
- Добавлялись фиолетовые тона, созданные с помощью пигментов и глинистых смесей;
- Для женских фигур применяли белый, а для одежды и аксессуаров пурпурно-красный цвет;
- Характерной особенностью стиля является больший интерес к мелким деталям — мышцам и волосам, которые акцентировали с помощью острого инструмента;
- Позы изображенных фигурок отличают чернофигурный стиль, как зенит древнегреческой вазописи.
Черная краска представляет собой смесь щелочного поташа или соды, глины с высоким содержанием кремния и черного оксида железа. Состав наносили после сушки изделия с помощью закрепителя из мочи или уксуса, который сгорает в печи, но связывает краску с вазой. Горшок затем обжигался в печи. Красный цвет оксида железа в печи изменяется на черный колер. Процесс обжига повторялся три раза, чтобы получить уникальные красные и черные цвета на каждой вазе. Неокрашенные части вазы оставались оригинального красно-оранжевого тона. По существу, гладкая, как стекло, пленка формировалась вместе с глиной, расплавляясь при более высоких температурах. Когда температура достигала около 800 градусов по Цельсию, вентиляционные отверстия в печи закрывали. Тело вазы возвращается к первоначальному красному цвету, а рисунок, нанесенный процарапыванием, остается блестящим и черным.
Чернофигурную вазопись художники выполняли, надрезая поверхность инструментами, чтобы процарапать черную поверхность. Этой техникой создана подробная информация о жизни в силуэтах, нанесенных по поверхности вазы. Самым известным примером Чернофигурной отделки является большой спиральный «Кратер Клития» или «Ваза Франсуа» – вазу сделал гончар Эрготим, а окрасил и Клитий (570-565 до н.э.).
Музейный экспонат высотой 0,66 м покрыт 270 человеческими фигурками и животных, изображающих удивительный диапазон сцен и персонажей из греческой мифологии.
Общие особенности стиля
Под влиянием восточных мотивов греческие мастера отошли от изображения в основном геометрического орнамента. Ему на смену пришло изображение растений и животных. Вместо геометрических прямолинейных узоров на керамические изделия стали наноситься различного рода стилизованные изображения цветов, листьев пальм, розетки. Гораздо больше стали наноситься и фигуры животных. В целом, люди и живые существа, хотя всё ещё и были весьма удалены от реальных, всё же стали изображаться более детализировано и натуралистично.
Значительно увеличился и диапазон самих изображаемых сюжетов. Широкое распространение получили сцены из древнегреческих мифов. Как уже было отмечено, гораздо чаще стали изображаться животные, причём в различных положениях и последовательностях. Однако их фигуры всё ещё изображались на плоскости, были будто «распластаны». Существовали и правила изображения некоторых животных. Так, голова пантеры всегда рисовалась в фас, а льва — в профиль, при этом их туловища также изображались сбоку.
В отличие от геометрического стиля, в ориентализирующем или, как его ещё называют, ковровом, расширилась палитра цветов. Помимо чёрного лака, цвет которого различался на вазах предшествующего периода часто не по воле мастера, а в силу недостаточной плотности нанесённого слоя, теперь стали использоваться различные оттенки пурпурной, а также белой краски.