Общая характеристика
Греческие полисы $V – IV$ веков до н.э. имели две формы политической организации:
- Демократическая форма правления
- Олигархическое правление
Наличие той или иной политической системы отнюдь не являлось случайностью или результатом стечения обстоятельств. Как правило, она отражала различие путей развития структуры социально-экономических отношений. Полисы с высоким уровнем развития товарной экономики, аграрного сектора, ремесла и торговли, тяготели к демократической форме правления. Регионы с преобладанием экономики консервативного аграрного типа придерживались архаических общественных отношений, а, следовательно, стремились к олигархической форме устройства. Оплотом демократии были Афины, в то время как ярким примером олигархического типа стала Спарта.
Что такое Экклезия?
Экклезия — это площадка общения и одновременно сообщество пасторов и церковных служителей, которые желают обновлять существующие и открывать новые церкви. Оно возникло в начале 2015 года по инициативе нескольких десятков пасторов разных церквей на базе Русской Библейской Церкви, как выражение их молитв и чаяния увидеть Духовное Пробуждение России.
На встречах Экклезии обсуждаются актуальные вопросы церковного служения, производится честная аналитика текущего положения вещей, происходит обмен или создание полезных ресурсов, совершается братское общение и серьезная молитва, рождаются совместные проекты поддержки и взаимодействия.
Мы верим, что возвращение к библейской модели пасторства и подготовки новых служителей на базе поместных церквей позволит увидеть подлинное обновление евангельского движения России и появление большого количества духовно здоровых церквей. Именно такие церкви будут воспитывать зрелых служителей и направлять миссионерские команды для основания новых церквей. Все это принесет славу Богу и приблизит нас к Духовному Пробуждению России.
Сегодня Экклезия представлена в виде:
Ценности Экклезии
1. Прославление Христа — все, что мы делаем и обсуждаем призвано принести славу и почитание нашему Господу и Спасителю Христу.
2. Абсолютный Авторитет Св.Писания — Божье Слово является Божественным мерилом и основой для служения и жизни церкви.
3. Ключевая роль поместной церкви — Церковь настолько драгоценна для Христа, что Он называет ее Своей невестой
Нет ничего более важного во всей Вселенной для Бога, чем Христова Церковь. Поэтому в любое служение должно совершаться под авторитетом поместной церкви, вытекать из нее, и направлять к ней
Это говорит о приоритете поместной церкви. Она основной инструмент Божьей работы в этом мире.
4. Добровольное партнерство служителей — Экклезия не является движением или структурой. Это горизонтально общение равноправных служителей, который ищут возможности послужить друг другу в их пасторском призвании. У них нет никаких взаимных обязательства друг перед другом, кроме взаимной братской любви. В то же самое время — это сообщество является баптистским в своей экклезиологии, и построено на базе взаимодействия пасторов евангельско-баптистского братства.
5. Духовное плодоношение — Первая церковь, по милости Божьей, бурно росла. В то самое же время люди серьезно вникали в учению апостолов («И они постоянно пребывали в учении Апостолов» (ст.42) и были охвачены глубоким благоговением перед Божьей славой. Нередко можно услышать как глубина церкви противопоставляется ширине. И наоборот. И правда — возникает напряженность. Но, в действительности, одно невозможно без другого. В этом тексте мы видим, что в первой церкви присутствовало и то и другое. Церкви, которые растут вширь, не углубляешь в истину, не получат никакого устойчивой ширины, это будет только временный всплеск. Церкви, которые не растут, вероятно, не так глубоки, как они могут думать о себе. Евангельская глубина почти всегда производит плоды Евангелия
Поэтому, мы отвергая прагматизм, не прячемся за утверждением о важности верности, если не наблюдаем никаких перемен в жизни и служении наших членов церкви.
6. Объективная аналитика — Мы вполне сознаем, что без анализа и честной диагностики нашего служения через призму Писания и реальности, мы не сможем действенно созидать служение. Поэтому всячески культивируем такую практику внутри наших общин и служений.
7. Духовное Пробуждение России — мы молимся и мечтаем о Духовном Пробуждении России. В этом направлении прилагаются наши силы и направлен наш фокус служения и общения.
Цели Экклезии
Все наши общения и ресурсы построены вокруг трех основных тем или направлений:
• духовно-здоровые церкви — как обновлять наши общины на основании Евангельской истины, чтобы они стали миссионерским центром для благовестия, духовного укрепления верующих, воспитания новых служителей, базой для основания новых церквей.
• зрелые служители — как воспитывать и формировать новых служителей на базе наших церквей
• новые церкви — как основывать и развивать новые церкви в современных условиях
Исполнительная власть.
1. Коллегии должностных лиц
Функции:
Каждый магистрат исполнял свои обязанности в соответствии с коллегией в которой нес службу.
1) Коллегия 10 стратегов: командовали армией и флотом, обеспечивали безопасности в мирное время.
2) Коллегия 10 агорономов: контроль качества товаров на рынке.
3) Коллегия 10 метрономов: ведали соответствием мер и весов государственному стандарту.
4) Коллегия 10 портовых попечителей:занимались поставкой хлеба в город.
5) Коллегия 10 ситофилактов (позднее их количество увеличится до 35): контролировали качество и цены на муку.
6) Коллегия 10 астиномов: следили за исполнением норм строительства и чистоты в городе.
Участники: чаще всего в каждой коллегии состояло по 10 граждан не младше 30 лет, выбираемых на год по жребию. Существовала отчетность и оплата труда.
2. Коллегия 9 архонтов (др.-греч. ἄρχων, ἄρχοντος)
Состав:
1) эпоним (его именем называли год, глава исполнительной власти)
2) басилей ( ведал культом, имел жреческие обязанности)
3) полемарх (военоначальник)
4) 6 фесмофетов (контроль судебных процессов и их запись)
Участники: все должности выборные. со 2 пол. V в.до н.э. выбирались по жребию.
3. Ареопаг (др.-греч. Ἄρειος πάγος)
Функции:
1) рассматривал дела об убийствах
2) проводил дознания
3) решал религиозные вопросы.
Со 2 пол. V в. до н.э. вышеуказанные функции перешли к Народному собранию и Гелиее.
Освоение территории
Если кратко, месторасположением Древней Палестины являлся участок между Сирией и Египтом, к которому примыкали и земли Израиля. Государство называлось колыбелью всего известного иудаизма, нередко в исторических документах его называют Святой Землей.
Древнейшая еврейская территория представлялась несколькими географическими зонами. Четыре из них располагались рядом относительно друг друга, по параллельной линии с юга на север. К побережью Средиземного моря примыкала узкая равнина. Чуть восточнее от нее находились горные массивы, к которым относилась:
- Иудея;
- Самария;
- Галилея.
Далее, к восточным окраинам простилалось Мертвое море, а также просторная долина Иордана. Известно, что вплоть до V до н. э. Палестина отличалась влажным климатом. В основном западные зоны покрывались болотами. Одновременно с тем Заиорданье славилось пастбищами, лугами и зелеными лесными массивами, создавались оптимальные условия для ведения скотоводства с земледелием.
С течением времени климатические условия изменились, участились засухи с последующей гибелью лесных массивов, высыханием болот, возникновением пустынных зон. Зеленая растительность сохранилась предпочтительно в долине Иордана.
Общие сведения и климат
Из старинных рукописей известно, что на территории древнейшего государства еще за 8000 лет до Рождества Христова якобы существовал и развивался город Иерихон. Он является первым поселением в мире, раскинувшимся в самой низкой равнине, порядка 250 м по отношению к уровню моря. Первые его обитатели способны были уже в древности обрабатывать землю из-за обособленного местоположения на карте.
Нахождение государства на средиземноморском берегу способствовало жаркому и климату. Осадки выпадали в малом количестве, практически круглый год держалась плюсовая температура с суховеями. Это обусловлено расположенной рядом пустыней и ветрами, доносившимися с моря. Главная водная артерия представлена рекой Иордан. Именно в этих территориях создавались поля под земледелие. Северные участки являлись речной долиной с плодородной почвой, на которой произрастали разные культуры.
Они активно возводили каменные прочные стены для укрепления поселения, проявляя нереальное достижение в архитектуре. Одновременно с тем люди проживали в домах, хижинах, выложенных из необожженного кирпича. Известно, что Иерихон (столица) неоднократно разрушался. Так, один из приказов по разрушению города был отдан еще в XII веке до н. э. Иисусом Навином. Если верить религии, Ветхому Завету и существовавшим мифам, он считался на тот момент еврейским главным предводителем.
Основы письменности
В Древней Палестине освоены первые азы науки примерно во II тысячелетии до н. э. Письменность была представлена пиктографией. Одновременно с тем активно применялись на практике всевозможные геометрические формы. Распространилось изображения человека в полный рост, причем в самых разных позах. Они присутствовали на больших кувшинах, емкостях для транспортировки всевозможных грузов.
Древнее государство в Палестине было активно развивающимся с торговой точки зрения. Тем не менее оно не смогло стать центром для обмена денег и товаров в сравнении с Месопотамией и Египтом. В тот период на ее территории располагались поселения, близко приближенные к европейским развитым городам. Но между ними не существовал единый грамотный правитель, отсутствовала письменность на должном уровне. По этой причине не были объединены отдельные сильные народности под одним предводителем.
В подготовке презентации или докладе для урока искусства и культуры можно воспользоваться известными данными, представленными рисунками и иллюстрациями. Древняя Палестина отличается особенной культурой, месторасположением, населением и государственным устройством.
Эллинистическая эпоха
После смерти Александра его царство было поделено между его соратниками. Палестина досталась Птолемею. Но позже перешла под власть сирийских царей Селевкидов. В Палестине вместо древнееврейского распространился греческий и арамейский языки. Проводилась попытка вытеснения еврейских обычаев и внедрения культа греческих богов.
Восстание маккавеев
Это привело к восстанию евреев под предводительством Маккавеи. Их приемникам, Хасмонеям, удалось создать управляемое государство и постепенно завоевать большую часть Палестины. Государственная религия иудаизм. Хотя в нём одновременно существовали конфликтующие течения – саддукеи, фарисеи и ессеи.
Законодательная власть.
1. Эклессия (др.-греч. ἐκκλησί) или Народное собрание
Функции:
1) Выборы должностных лиц
2) Принимали законы и постановления
3) Граждане обладали правом законодательной инициативы и правом «графэ параномом» («иск о противозаконии»)
4) Контролировали деятельность магистратов
5) Решали вопросы войны и мира
6) Религиозные вопросы
7) Вопросы о даровании гражданских прав иностранцам, вольноотпущенникам и метекам
Народное заседание собиралось 40 раз в год, также могло быть собрано в случае особой необходимости.
Место проведения: гора Пникс, театр Диониса или Пирей.
Участники: все граждане мужского пола, достигшие 20 лет.
1. Буле (др.-греч. Βουλή) или Совет пятисот. Орган представительной демократии, работал на постоянной основе.
Функции:
1) Военные вопросы
2) Внешняя политика
3) Организовывали общественные работы
4) Решали вопросы государственного финансирования
5) Религиозные вопросы
Совет пятисот собирался каждый день, кроме выходных.
Место проведения: Афинская агора.
Участники: 50 граждан выбиралось от каждой филы (10 фил) по жребию. Представители от каждой филы руководили по очереди по 35-36 дней каждая.
Ареопаг. холм Ареса. Афины
Поздний бронзовый период
Это период возрождения Палестины. В это время большая ее часть находилась под властью египетских фараонов. В Египте этот период называют эпоха Нового царства.
Политически Палестина не была монолитна. Она состояла с крупных городов-государств, многие из которых были центрами администрации египетского управления. Этот век характеризуется ростом деятельности в религии. Во многих местах археологи находят места культового значения и первые глиняные таблички с записанными мифов о описанию пантеона ханаанских богинь и богов.
Древние филистимляне
Конец этого периода обозначается прибытием в земли Палестины с островов Эгейского моря филистимлян. Их дальнейшее вторжение в Египет было остановлено Рамзесом III. Филистимляне превосходили здешние народы технологически. По предположению историков они заимствовали технологию выплавки железа у жителей Анатолии, владели технологиями постройки из камня. Для филистимлян также характерна расписная керамика микенского стиля и новые погребальные ритуалы.
Возникновение Афинского государства
Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного вождя — базилевса. Переход к производящей экономике с индивидуализацией труда привел к разделу общинной земли на участки с наследственным семейным владением, к развитию имущественной дифференциации и постепенному выделению родовой верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие из которых превращались в фетов — батраков или за долги попадали в рабство. К началу I тысячелетия до н.э. рабовладение было распространенным явлением, хотя эксплуатация рабского труда еще не стала основой общественного производства. Родоплеменная организация власти начинает приспосабливаться к обеспечению интересов не только ее членов, но и богатеющей верхушки свободных, к эксплуатации рабов. В народном собрании возрастает влияние знатных родов, из их представителей формируется совет старейшин и избираются базилевсы. Первобытное общество превращается в политическое общество, часто называемое военной демократией. Но и оно, сохраняя традиции родоплеменной организации власти, не было способно разрешить или хотя бы умерить развившиеся в обществе антагонизмы — между складывающимися классами рабов и свободных, между рядовыми общинниками и родоплеменной верхушкой.
Предпосылки для объединения племен Аттики под единой властью:
-
- географические условия, требовавшие приспособления ведения хозяйства к условиям окружающей природной среды;
- истощение локальных природных ресурсов, усилившееся с переходом к производящей экономике;
- развитие обмена и связанная с ним интенсификация межплеменных контактов и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и ассимиляция родов и племен;
- необходимость урегулирования и устранения возникающих конфликтов, вышедших за племенные рамки.
Следствием этого и одновременно важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы — результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афинах был создан Совет, управлявший делами всех четырех племен. По старой родоплеменной организации был нанесен первый удар.
Афинский полис становится территориальной формой политической организации общества.
Территориальная организация общества настоятельно требовала единообразного (независимого от племенных различий) и, следовательно, централизованного управления общественными делами, гораздо более активного регулирования развивающихся социальных отношений. Конфликты имущественной диференциации, наиболее отчетливо проявившиеся в углубляющихся противоречиях между свободными афинянами и различными группами неполноправного и зависимого населения (феты, иностранцы, рабы и т.д.), создавали почву для формирования новых механизмов власти. Возникла необходимость в политической (государственной) власти, стоящей над обществом и способной стать, с одной стороны, средством соглашения и примирения, с другой — силой подчинения и порабощения. Начало этому было положено закреплением не только социального, но и политического неравенства между свободными, и их разделением (также приписываемым Тесею) на
-
- эвпатридов — благородных,
- геоморов — земледельцев и
- демиургов — ремесленников.
Государственные органы Афинского государства:
-
- народное собрание;
- ареопаг;
- архонты.
Ареопаг, заменив совет старейшин, избирал и контролировал архонтов, а также народное собрание, и осуществлял высшую судебную власть. В состав ареопага входили все бывшие и действующие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.
Аттическое общество превращается в политическое общество — общество, находящееся под властью, выделившейся из него и стоящей над ним. Былому синкретизму (нерасчлененности) общества и власти приходит конец.
Одновременно продолжает развиваться и другой процесс, характерный для возникновения государства, — территориальное деление населения. В VII в. до н.э. страна была разделена на округа — навкрарии, жители которых, независимо от племенной принадлежности, были обязаны на свои средства построить и снарядить военный корабль, а также поставить для него экипаж.
«Древняя Греция: полисный период. Афины»
Ключевые слова конспекта: полисный период, Афины, темные века, гомеровский период, архаическая Греция.
История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры.
Полисный период (XI—IV вв. до н. э.) — второй период в истории Древней Греции. Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
Полисный период делится на:
- Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Народы Греции вновь оказались на стадии родового общества, т.к. дорийцы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Была забыта письменность, прекратилось каменное строительство, пришли в упадок ремесла.
- Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). В Греции заново возникают небольшие государства — полисы — это особый тип государства, в территорию которого входил город, расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, сельскохозяйственные угодья. Центром полиса был город. Здесь не было царей, власть находилась в руках знати, которая выбирала на определенный срок правителей. По мере развития производительных сил и обмена появляются рабы (пленные).
- Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.).
Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации:
- Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции).
- Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка).
- Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др.
Последствия колонизации:
- развитие кораблестроения и мореплавания, торговли;
- улучшение положения трудового населения;
- рост значимости средних слоев населения.
Полис Афины
Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы.
Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы.
Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал.
Пришедший к власти в Афинах Драконт ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.). Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провел реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.). Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства.
Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба.
Дальнейшие реформа провел архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришел территориальный принцип административного деления.
Был образован Совет пятисот. Введен институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного голосования, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством голосов подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества.
Это конспект по теме «Древняя Греция: полисный период». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: Спарта — исторический полис Древней Греции
- Вернуться к списку конспектов по Всеобщей истории.
Реформы Эфиальта
После реформы Клисфена афинское государственное устройство пережило еще несколько перемен — правление тиранов, затем аристократии, — прежде чем демократические тенденции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демократической партии и одновременно неугодный партии знати. По оценке Платона, Эфиальт «опоил демос неумеренной свободой».
Реформы Эфиальта:
- лишение ареопага политической власти;
- вето на постановления народного собрания получила гелиэя;
- право контроля за магистратами — Совету 500 и экклесии;
- по окончании срока службы должностного лица любой гражданин мог подать на него жалобу;
- законы стали выставляться для всеобщего обозрения.
Реформы Клисфена
После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.
Реформы Клисфена:
- распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.
- учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).
- разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т.е. племенным происхождением).
- ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами — черепками для голосования) лица, пользующегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
Реформы Солона
К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.
Реформы Солона:
сисахфия — долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. установление максимального размера земельного владения
В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты
цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. провозглашалась свобода завещаний. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупности сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (получающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных. учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.
Результат реформ Солона:
- нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
- вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.
Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.