Тактика боя
Как сражается трирема без оружия? Главным образом — тараном (он же эмболон). Разогнаться и ударить — либо в борт (желательно не под прямым углом, а под острым, чтобы распороть обшивку и сделать широкую дыру), либо по веслам, ломая эти самые весла и людей, которые за них держатся (разумеется, свои весла надо успеть вовремя поднять).
Поэтому бой трирем совершенно не похож на морские сражения более поздних эпох; все решается в тесном контакте и быстрым маневром. Защищаться от таранных ударов проще всего, как и от ближних атак на суше, строем; поэтому залог победы — точный и согласованный маневр
Команды подаются при помощи труб; очень важно, чтобы команды кораблей успели потренироваться в совместных маневрах и точно знали, чего ждать друг от друга
В ходу две основных тактики для атаки:
-
периплос — окружение: при численном преимуществе самое простое — постараться охватить вражеский строй, чтобы противник вынужден был подставить борта фланговой атаке. Ему противопоставляют полукруглый строй «веером»;
-
дейкплос — прорыв: попытка концентрированным броском прорвать вражеский строй, чтобы, пока прорыв продолжается, первые триремы в тылу уже начали обход (образующееся уплотнение вражеского строя мешает обороняющимся провести контрманевр). Это довольно рискованный метод, ведущий к серьезным потерям, и он предполагает перевес над врагом в качестве — в опыте команд и маневренности кораблей.
Как насчет абордажных команд? Они есть, но невелики: в Греции составляют порядка 15-20 бойцов на трирему, среди которых всего-то 4-6 лучников. Лучников так мало потому, что в Греции (и в Риме тоже) стрелять из лука умеют плохо; приходится брать критян или наемников-скифов. Остальные воины нужны на очень маловероятный случай абордажного боя, а брать лишних бойцов — значит перегружать судно, делать его более неуклюжим и, следовательно, вероятным кандидатом в «жертвы Посейдону».
Маловероятен абордаж из-за крайнего неудобства — не забудем, что весла есть не только у противника, но и у нас, и операция «а мы с фрегатом становились борт о борт» чрезвычайно затруднена. Но всякое случается…
Эту ситуацию изменили римляне. У них была в войне с Карфагеном серьезная проблема: карфагеняне — специалисты в морских баталиях, у римлян лучше пехота (свободные карфагеняне охотно шли в моряки, но редко — в сухопутные войска); вот если бы удалось использовать на море преимущество в пехоте!
И уже в Первую Пуническую был изобретен абордажный мостик, известный также как ворон. Это что-то вроде подъемного моста, у которого на передней части клювообразный крюк (потому он и «ворон»): клюв прочно зацепляется за вражеский борт, с одной стороны — не давая быстро отцепиться, с другой — удерживая корабли от столкновения. Конечно, пока идет бой на палубе, оба корабля беззащитны против тарана… но все-таки это был шанс для римлян использовать свое превосходство, и они его не упустили.
Казалось бы, после этого ворон должен стать стандартной экипировкой боевого судна, тем более что он пришелся бы по душе и пиратам — так куда сподручнее грабить корабли. Однако не все прошло гладко: абордажный мостик — штука тяжелая, он меняет центровку корабля, а следовательно, снижает мореходные качества. Маневренность ухудшается, а порой лишний груз в носовой части может даже стать причиной гибели судна. Так что ворон использовался сравнительно редко, и даже его усовершенствованный вариант, гарпаго («гарпун») был далеко не на каждом корабле.
Систематика[править]
Раньше отряд броненосцев включали в отряд неполнозу́бые (лат. Pilosa) как одно из семейств, ныне выделяются в отдельный отряд.
Отряд Броненосцы (Cingulata)
-
Семейство Броненосцевые (Dasypodidae)
-
Род Голохвостые броненосцы (Cabassous)
- Вид Центральноамериканский броненосец (Cabassous centralis) (Miller, 1899)
- Вид Чакский броненосец (Cabassous chacoensis) Wetzel, 1980
- Вид Броненосец тату (Cabassous tatouay) (Desmarest, 1804)
- Вид Большой броненосец Cabassous unicinctus (Linnaeus, 1758)
- Подвид Cabassous unicinctus squamicaudis (Lund, 1845)
- Подвид Cabassous unicinctus unicinctus (Linnaeus, 1758)
-
Род Щитоносные броненосцы (Calyptophractus)
Вид Щитоносный броненосец (Calyptophractus retusus Burmeister, 1863)
-
Род Щетинистые броненосцы (Chaetophractus)
- Вид Чилийский броненосец Chaetophractus nationi (Thomas, 1894)
- Вид Длинноволосый броненосец (Chaetophractus vellerosus) (Gray, 1865)
- Подвид Chaetophractus vellerosus pannosus (Thomas, 1902)
- Подвид Chaetophractus vellerosus vellerosus (Gray, 1865)
- Вид Щетинистый броненосец (Chaetophractus villosus) (Desmarest, 1804)
-
Род Плащеносные броненосцы (Chlamyphorus)
- Вид Плащеносный броненосец (Chlamyphorus truncatus)
- Вид Кротовый броненосец Chlamyphorus retusus (Burmeister, 1863)
-
Род Девятипоясные броненосцы (Dasypus)
- Вид Короткохвостый броненосец (Dasypus hybridus)
- Вид Броненосец Капплера (Dasypus kappleri)
- Вид Девятипоясной броненосец (Dasypus novemcinctus)
- Вид Мохнатый броненосец (Dasypus pilosus)
- Вид Северный броненосец (Dasypus sabanicola)
- Вид Семипоясный броненосец (Dasypus septemcinctus)
- Вид Аргентинский броненосец (Dasypus yepesi)
-
Род Шестипоясные броненосцы (Euphractus)
Вид Шестипоясный броненосец (Euphractus sexcinctus)
-
Род Гигантские броненосцы (Priodontes)
Вид Гигантский броненосец (Priodontes maximus)
-
Род Трёхпоясные броненосцы (Tolypeutes)
- Вид Шаровидный броненосец (Tolypeutes matacus)
- Вид Трёхпоясный броненосец (Tolypeutes tricinctus)
-
Род Карликовые броненосцы (Zaedyus)
Вид Карликовый броненосец (Zaedyus pichiy)
-
Род Голохвостые броненосцы (Cabassous)
Питание
С уверенностью можно назвать этих животных всеядными. Основу их питания составляют разнообразные насекомые и личинки, но броненосцы также могут есть и растительную пищу или падаль. Особенным лакомством считаются муравьи и термиты, животные их выкапывают своими когтистыми лапами.
Крупные виды могут даже разбивать пни или термитники, а потом забирать добычу своим длинным языком. Благодаря большим слюнным железам, находящимся на нижней челюсти и достигающим грудной кости, язык постоянно покрыт слизью. За один прием животное поедает до 35 тыс. насекомых.
Броненосцы не боятся укусы муравьев, разоряют муравейники и поедают личинок. Благодаря хорошо развитому обонянию они чуют добычу даже под землей. Некоторые виды в теплое время года питаются мелкими беспозвоночными, а также могут есть фрукты. Иногда пополняют свой рацион яйцами птиц, которые вьют гнезда на земле.
Ученые не могут выяснить достоверно, какое количество зубов имеется у каждого вида броненосцев. Известно, что их челюсти не слишком мощные, а редкие зубы имеют колышкообразную форму и практически не покрыты эмалью.
Такое строение объясняется тем, что зверьки питаются мягкой пищей, которая переваривается в желудке, передний отдел которого покрыт жесткими пластинами. Зубы имеют один корень и растут на протяжении всей жизни животного.
Каравеллы Эпохи Великих Географических Открытий
«Пинта»
Двумя из трёх кораблей флотилии Христофора Колумба, открывшей Новый Свет, были каравеллы «Пинта» и «Нинья».
«Пинта» – самая большая каравелла в первой экспедиции Колумба. Её длина составляла 22,75 метра, а ширина – 7 метров. В её экипаже числилось 26 человек, и один из матросов «Пинты» был первым, кто увидел Новый Свет.
О том, как сложилась судьба корабля после плавания Колумба, неизвестно. Вполне вероятно, что он был продан и получил новое название или вовсе вовсе потонул в очередном плавании.
«Нинья»
Настоящее название – «Санта Клара».
Первоначально на «Нинье» был латинский парус и оснастка «латинской каравеллы», однако на Канарах на неё поставили прямой парус для лучшего передвижения. Достоверные параметры «Ниньи» не сохранились. Считается, что она имела три мачты, но существуют мнения, что их было четыре.
Параметры «Ниньи»:
• длина – 21,4 метра; • ширина – 6,28 метров; • осадка – 1,78 метров; • водоизмещение около 100 тонн; • экипаж в начале плавания насчитывал 20 человек.
Колумб перебрался на «Нинью» после того, как затонула «Санта-Мария, сев на рифы. Шторм на востоке от Азор едва не перевернул корабль, но тот уцелел, и в общем счёте судно под прошло под командованием Колумба около 46000 километров.
Каракки
Распространённые в Европе XV-XVI веков, высокие и быстроходные суда, отличавшиеся исключительной по тем временам мореходностью. Находили применение как торговые и военные корабли.
О конструкции каракк известно больше, чем о каравеллах:
• длина до 50 метров; • ширина – до 12 метров; • высота борта достигала 9 метров; • водоизмещение от 500 до 1000 тонн; • первые каракки имели 1-2 мачты, более поздние – 3-4; • каракка XVI века могла уместить на борту от 500-1200 человек.
Приведённое данные очень приблизительны, так как каракки могли быть сильно отличаться друг от друга по параметрам. Нередко на этих кораблях делали надстройки, на которых иногда размещали лучников и арбалетчиков. Одной из отличительных черт каракк была «луковичная» форма корпуса: закруглённые борта, загибающиеся внутрь. Такая форма затрудняла абордаж, который был основной формой ведения морских сражений. Каракки являлись мощнейшими корабля своего времени – даже одно такое судно представляло серьёзную угрозу.
Впервые каракк появился в XIV веке в Португалии, и вскоре получил распространение по всей Европе, а затем и в Турции. В XV — XVI вв. этот корабль был самым крупным парусным судном в Европе.
Кругосветные экспедиции
Было бы несправедливо говорить только о боевых подвигах испанских навио, не упомянув об их огромной роли в области географических исследований и открытий. Организованные Карлом III кругосветные экспедиции были не менее важны для науки, чем путешествия Джеймса Кука и Джорджа Ванкувера. Целью этих экспедиций было изучение биологии морей, получение океанографических данных и совершенствование техники судовождения. Капитаны кораблей, а также ботаники, географы и картографы, принимавшие участие в плаваниях, составляли подробные отчеты о своих наблюдениях. Многие испанские капитаны, участвовавшие в Трафальгарском сражении, были не только искусными военными стратегами, но и отличными штурманами, исследователями, картографами и математиками. Например, имя капитана Дионисио Алькала Гальяно, славного навигатора, увековечено в географических названиях на картах Чили и Канады. Бригадир дон Космэ Дамиан Чуррука был известен не только трудами в области навигации и математики, но и исследованиями западного побережья Южной Америки. Как и для адмирала Нельсона, Трафальгарское сражение стало последним в жизни этих двух капитанов.
Размножение и потомство
Процесс размножения броненосцев считается уникальным среди млекопитающих. Первой, самой основной особенностью является способность задерживать внутриутробное развитие эмбриона.
Длительность такой задержки может составлять два-четыре месяца, а в некоторых случаях достигает даже двух лет. Такой процесс позволяет самках млекопитающего животного «подгадывать» момент появления потомства на свет к сезону, отличающемуся самыми благоприятными условиями, включая обилие пищи и подходящую температуру.
Вторая особенность размножения броненосцев представлена тем, что для некоторых видов, включая девятипоясного броненосца, характерно рождение исключительно одно яйцевых близнецов. Общее число появляющихся на свет детенышей может варьировать от одного до трех или четырех, но всегда новорожденные малыши являются либо самками, либо самцами, которые обладают мягким панцирем светло-розового окраса. По мере развития и взросления животного панцирь твердеет, что обусловлено активным ростом костных пластин.
Абордаж
Морской бой.
Особенностью абордажа в 16—19 веках стало то, что парусные корабли не предоставляли никаких удобств для такого вида боя. Если во времена гребного флота моряки переходили на борт плоской, как камбала, галеры по широкому абордажному трапу, то теперь им предстояло штурмовать высокий, заваленный внутрь борт. Палубы даже стоящих впритык судов не соприкасались, и, к тому же, доступ к ним затрудняли противоабордажные сети. При столь сложных условиях абордаж приобретал смысл только в случае подавляющего численного перевеса.
Начиная с 16 века, заметную роль в морских боях стало играть и огнестрельное оружие — сперва гаковницы, а потом и мушкеты. Моряки предпочитали ружья потяжелее. Ведь от мушкетных пуль не всегда удавалось укрыться даже в надстройках. Штыки же на флоте не прижились, так как в абордажную атаку моряки устремлялись с кортиком, а начиная с 18 века, еще и с пистолетами за поясом.Горацио Нельсон
Мушкет
Особенности характера и образа жизни
Фото: Броненосец Красная книга
Животным свойственно вести активный ночной образ жизни. Молодые особи могут проявлять активность и в светлое время суток. С наступлением холодов и резким сокращением кормовой базы также могут покидать свои убежища днем в поисках пищи.
В большинстве случаев броненосцы одиночные животные. В редких исключениях существуют парами или в составе небольшой группы. Большую часть времени проводят в норах, расположенных под землей, выходят с наступлением темноты в поисках пищи.
Каждое животное занимает определенную территорию. В пределах своего ареала обитания броненосцы делают несколько нор. Их количество может быть от 2 до 11-14. Длина каждой подземной норы один-три метра. В каждой норе зверек проводит от нескольких дней до месяца поочередно. Норы обычно неглубокие, расположены горизонтально поверхности земли. Каждая из них имеет один, либо два входа. Очень часто из-за плохого зрения после охоты животные не могут найти входа в свой домик и делают новый. В процессе рытья нор животные защищают голову от песка. Задние конечности не участвуют в рытье нор.
Каждое животное оставляет метки со специфическим запахом в пределах ареала своего обитания. Секрет выделяется специальными железами, которые сосредоточены в различных частях тела. Броненосцы являются отличными пловцами. Большая масса тела и увесистый панцирь не мешают во время плавания, так как животные вдыхают большое количество воздуха, который не дает им опускаться на дно.
Животные кажутся неповоротливыми, неуклюжими и очень медлительными. Если они ощущают опасность, способны мгновенно зарываться в землю. Если животное что-то напугало, оно подпрыгивает очень высоко вверх. Если при приближении опасности броненосец не успевает зарыться в землю, он прижимается к ней, пряча под панцирь голову, конечности и хвост. Такой способ самозащиты делает их недоступными атакам хищников. Также при необходимости спастись от погони могут развить достаточно высокую скорость.
Обновление испанского флота в XVIII веке
Обновление испанского флота в XVIII веке явилось частью программы модернизации в различных отраслях, предпринятой королем Карлом III, одним из «просвещенных деспотов» своего столетия. Карл III усовершенствовал методы управления и долгосрочного планирования в промышленности страны; это коснулось и королевских верфей. Одним из нововведений была стандартизация проектов военных кораблей. В начале XVIII века каждый построенный военный корабль был уникальным по своей конструкции, К 70-м годам XVIII века навио были разделены на шесть основных рангов, и корабли каждого ранга строились в соответствии с общими конструктивными требованиями. Более того, конструкции корпусов и палуб, где размещалось вооружение, а также парусное снаряжение кораблей разных рангов должны были быть одинаковыми
Все это способствовало резкому увеличению производительности верфей, что было немаловажно в то время, когда Испания остро нуждалась в новых кораблях для защиты своих разросшихся владений.
В каждом из этих шести проектов предусматривались меры для сочетания устойчивости платформы для орудий с хорошей маневренностью и ходкостью под парусами. В основе классификации лежало количество орудийных палуб и пушек на борту. Навио 1-го ранга, такие, как «Сантисима Тринидад», считались самыми крупными и были вооружены наиболее мощной артиллерией. «Сантисима Тринидад» был единственным военным кораблем, имевшим четыре палубы, на которых размещались 144 пушки. Другие корабли 1-го ранга были трехмачтовыми и трехпалубными. Навио 2-го ранга также имели три палубы и от 80 до 98 пушек. У кораблей 3-го ранга было всего две палубы и от 74 до 80 пушек. Корабли этих трех высших рангов обычно считались линейными кораблями.
[править] Краткая характеристика
Все броненосцы — неуклюжие создания с вытянутой мордой, большими свиными ушами, толстым хвостом и короткими ногами с очень большими когтями, которые служат им для копания. Передние лапы четырёх- или пятипалые.
На спине броненосцев лежат пластинки в виде неполных поясов. Именно этим расположением щитков он и отличается от чешуйчатого покрова других млекопитающих. Средние пояса состоят из продолговатых четырехугольных пластинок, тогда как плечевой и крестцовый щиты образованы от поперечных рядов четырехугольных или шестиугольных пластинок, между которыми находятся мелкие неправильные щитки.
Теменной панцирь тоже состоит из щитков, по большей части пяти- или шестиугольных.
Нижняя сторона тела покрыта грубыми или мягкими щетинистыми волосами. У многих видов отдельные волосы растут повсюду между щетинками.
Внутреннее строение тела представляет некоторые особенности. Ребра чрезвычайно широки и у некоторых видов касаются друг друга. В позвоночнике шейные позвонки, за исключением первого и второго, часто срастаются. Замечательна толщина костей конечностей и пальцев.
До сих пор едва ли было возможным определить с достаточной достоверностью, сколько зубов у броненосцев. Зубы одинаковой формы, покрыты тонким слоем эмали, цилиндрические, число их колеблется от 28 до 100 даже у разных особей одного вида. Лишь у молочных зубов есть корни.
Челюсти необыкновенно слабы. Зубы одной челюсти вдаются в промежутки зубов другой, но животное не в состоянии крепко кусать или жевать.
Язык похож на червеобразный язык муравьедов, но не может так далеко высовываться изо рта и гораздо короче, чем у них, трехгранно заострен и усажен маленькими грибовидными или нитевидными сосочками.
Чрезвычайно большие слюнные железы находятся на нижней челюсти и покрывают язык постоянно липкой слизью.
Желудок простой. Артерии образуют местами чудные сети, но не в таких размерах, как у ленивцев. Обыкновенно бывает две, реже четыре млечных железы.
Флот Британии 17 века
В середине века в Британии насчитывалось не более 5 тыс. торговых кораблей. А вот военный флот был значительным. К 1651 г. королевская «Ройял Нави» эскадра уже имела 21 линкор и 29 фрегатов, на подходе достраивались 2 линкора и 50 фрегатов. Если добавить количество свободно-наёмных и зафрахтованных судов, флот мог бы составить до 200 кораблей. Общее число орудий и калибр были вне конкуренции.
Постройка велась на королевских верфях Британии — Вулвич, Девенпорт, Чатем, Портсмут, Дептфорд. Значительная часть кораблей выходила из частных верфей Бристоля, Ливерпуля и пр. В течение столетия поступательно наращивался рост с преобладанием регулярного флота над зафрахтованным.
В Англии самый мощные линейные корабли именовали Мановар, как самый крупный, с числом орудий выше ста.
Для увеличения многоцелевого состава флота Британии в середине века создавалось больше боевых судов меньших типов: корветы, бомбарды.
При строительстве фрегатов, число орудий на двух палубах увеличилось до 60.
В первой Дуврской баталии с Нидерландами британский флот имел:
60- пуш. James, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 56- пуш. Andrew, 62- пуш. Triumph, 52- пуш. Victory, 52- пуш. Speaker, пять 36-пуш., включая President, три 44- пуш., включая Garland, 52- пуш. Fairfax и прочие.
На что флот Нидерландов мог противопоставить:
54- пуш. Brederode, 35- пуш. Grote Vergulde Fortuijn, девять 34- пушечных, остальные рангами ниже.
Поэтому становится очевидным нежелание Нидерландов вступать в схватку на открытой воде по правилам линейной тактики.
Виды броненосцев
Отряд броненосцев представлен одним современным семейством и двумя древними, уже вымершими. Всего к категории существующих на сегодняшний день относится два десятка видов броненосцев, но самыми известными являются:
- Девятипоясный броненосец (Dasypus novemcinctus) имеет длину тела в пределах 32-57 см и хвост длиной 21-45 см. Вид отличается узкой треугольной по форме головой с довольно крупными и очень подвижными ушами. Панцирь коричневого цвета при наличии немного светлой нижней части тела. Хвост покрывает 12-15 чешуйчатых колец. Морду, шею и низ покрывают небольшие группы волос;
- Длинноволосый броненосец (Chaetophractus vellerosus) отличается длиной тела, которая не превышает четверть метра. Все тело млекопитающего, а также панцирь, покрывают светло-коричневые волосы;
- Щетинистый броненосец (Chaetophractus villosus) характеризуется буровато-желтым окрасом, наличием панциря на спине, верхней части головы и хвосте. В середине спинной области присутствует 6-7 поясков, представленных поперечными рядами подвижных пластинок, имеющих продолговато-четырехугольную форму. Голова широкая и плоская, с вертикальными рядами щитков под глазами. Верхняя сторона передних конечностей покрыта неправильными шестиугольными чешуями, а на остальных частях тела присутствует толстая и морщинистая кожа с бородавками;
- Плащеносный броненосец (Chlamyphorus truncatus) отличается длинной до 90-115 см без учета хвостовой части, имеет бледно-розового или розового цвета окраски. При испуге такой вид млекопитающего способен закапываться в землю за несколько секунд;
- Шестипоясный броненосец (Euphractus sexcinctus) относится к монотипическому роду Euphractus. Тело млекопитающего животного, как правило, имеет желтоватый цвет, но некоторые особи характеризуются темным или светлым красновато-коричневым окрасом;
- Гигантский броненосец (Priodontes maximus) имеет длину тела в пределах 75-100 см, при весе от 18-19 до 30-35 кг. Являющийся самым большим видом среди броненосцев, он обладает очень подвижным и разделенным на многочисленные сегменты бурым панцирем. Брюхо животного относительно светлое. Трубкообразная морда имеет до сотни зубов, направленных назад.
Своим названием броненосцы обязаны конкистадорам. Эти испанские воины носили кованые стальные латы, которые внешним видом напоминают панцирь млекопитающего животного.
Реконструкция корабля «Сантисима Тринидад»
Реконструкция корабля «Сантисима Тринидад» выполнена на основании данных, собранных Рафаэлем Беренгером Морено Герром, сотрудником административного управления военно-морского флота Испании, из различных исторических документов. Длина корабля от носа до кормы была около 63 метров, а весил он почти 1900 тонн. После надстройки четвертой орудийной палубы на корабле можно было установить 144 орудия — больше, нежели на каком-либо другом корабле. Кофель-нагели, битенги и недгедсы, на которых крепили снасти бегучего такелажа, размещались на верхней палубе в стратегически важных местах. Подвесные койки, которыми не пользовались в дневное время, складывались и ставились в специальные стойки у релингов по бортам на верхней палубе.
Часть корпуса судна «Сантисима Тринидад» с изображением набора и палубного оборудования в средней части судна. Постройка корабля начиналась с закладки киля и кильсона; к ним прикреплялись шпангоуты, которые удерживались пиллерсами, палубными бимсами и вельсами. Большая часть запасов для плавания хранилась в главном трюме. На орлоп-деке находились лазарет и склады боеприпасов с порохом и зарядами для орудий. Самые большие и тяжелые орудия ставились на нижней палубе, непосредственно над орлоп-деком. Жилые помещения для команды в основном были расположены на средней и верхней палубах; матросы подвешивали свои койки между орудиями.
Размножение и продолжительность жизни
Поскольку броненосцы относятся к группе млекопитающих животных, то они являются плацентарными. Плацента образуется только в период беременности, через нее в организм зародыша поступают питательные вещества, происходит насыщение клеток кислородом и происходит выработка гормонов, которые отвечают за рост плода.
Брачный период приходится на теплое время года, чаще всего в июле, именно в это время самки физиологически готовы к спариванию. Зачатие происходит половым путем и часто оплодотворяется только одна яйцеклетка.
На самой ранней стадии зародыш остается в матке около 3-3.5 месяцев, далее происходит имплантация и плод развивается еще 4 месяца. Задержка имплантации необходимо для того чтобы обеспечить потомству хорошую выживаемость.
Детеныши появляются на свет ранней весной, они отлично развиты и уже через несколько часов после рождения могут самостоятельно передвигаться. Панцирь у малышей мягкий, и лишь к наступлению половозрелого возраста он твердеет.
В течении первых месяцев новорожденные остаются рядом с матерью, которая выкармливает их грудным молоком. Далее, уже подросшие детеныши покидают нору и начинают осваивать взрослую пищу. Полностью развитие завершается к 3-4 годам, в зависимости от пола.
Продолжительность жизни животных варьируется от 7 до 20 лет, причем выживаемость в неволе выше, чем в естественных условиях. Причем молодые особи имеют более низкий уровень выживаемости. На выживаемость в природе оказывают влияние следующие факторы:
- Климатические условия – засуха, слишком высокие или низкие температуры способны вызвать гибель молодняка.
- Хищные звери – важный пункт, повышающий смертность детенышей, которые имеют мягкий панцирь и недостаточную физическую выносливость.
- Заболевания – инфекции значительно сокращают выживаемость.
Также значительно сокращает численность популяции и срок жизни то, что на них охотятся люди и разрушаются места их обитания.
«Кремль» (1867 год)
Последний броненосец этого типа, имел бывшую в употреблении паровую машину с фрегата «Илья Муромец», которая в результате переборки развивала мощность около 1000 лошадиных сил, что позволяло кораблю развивать скорость в 8 узлов.
Вооружение изначально было представлено семнадцатью 196-миллиметровыми и четырьмя 87-миллиметровыми орудиями, корпус имел лишь незначительные изменения, в результате чего стандартное водоизмещение составило всего 3400 тонн.
Как и его систершипы корабль весь период своей долгой службы находился на Балтике став истинным «бедоносцем» Российского императорского флота. Первой его «заслугой» стало потопление фрегата «Олег» — 03.08.1869 броненосная эскадра Балтфлота отрабатывала эволюции совместно с более древними кораблями. В результате того, что отставший от строя «Кремль» спешил занять своё место, произошло опасное сближение с означенным фрегатом.
Как вы помните «Первенцы» отличались рыскливостью – команда не смогла справиться с управлением, и броненосец вогнал свой оснащённый тараном форштевень соплавателю прямо под мидель. Стоит отметить, что «Олег» до этого дважды вылетавший на камни такого случая «упустить» просто не мог и через четверть часа лёг на грунт, прихватив с собой шестнадцать членов экипажа.
Броненосец «Кремль»
Впрочем, «Кремль» и сам отличался суицидальным характером, что и продемонстрировал в мае 1885 года, выполняя свой «Таллиннский переход». В результате шторма, столь сильного, что аналогов, конечно же, не упомнили старожилы, он повредил машину и начал принимать воду.
Было принято решение выброситься на песчаный берег в районе Кунда, где корабль, скажем так, и «утратил плавучесть». Впоследствии он был поднят и восстановлен в Кронштадте, поскольку дальнейшая его служба не отличалась эксцессами, можно предполагать, что он удовлетворил свою тягу к приключениям. 12.10.1905 «Кремль» был выведен из состава флота, а три года спустя сдан на слом.
Как всё начиналось
Корабль был заложен в декабре 1861 года, 18.05.1863 спущен на воду, после июльских ходовых испытаний в связи с очередным обострением отношений между двумя империями был спешно переведён в Кронштадт, имея ряд недоделок.
Официально считается, что заказ первого броненосного корабля был доверен наиболее вероятному противнику, так как отечественные инженеры не имели опыта строительства таких кораблей – однако его тогда не имел никто, поэтому финансовая подоплёка вопроса покрыта мраком неизвестности, формально же стоимость корабля составила около миллиона рублей.
Броненосец «Первенец» на стрельбах
Экипировка броненосцев
Большинство этих зверей имеют панцирь, который состоит из отдельных обручеподобных полос, которые опоясывают тело животного сверху и по бокам. Кроме того, костными и ороговевшими пластинками в виде «шапочки» покрыта их макушка, а хвост, как булава – весь покрыт коническими щитками.
Бронированные полосы на туловище не цельные, их отграничивает мягкая растяжимая ткань, благодаря которой в минуты опасности, зверь может сворачиваться в клубок, защищая голое брюшко. У некоторых видов спереди и сзади эти полоски срастаются, и по нескольким подвижным полосочкам в средней части туловища можно распознать вид броненосца: «шестипоясный», «девятипоясный». А у щетинистого броненосца таких поясков из полосок может быть до 18 штук.
Девятипоясный броненосец
«Ямато» (Япония)
Самый большой корабль японского флота был спущен на воду 18 августа 1939 года и спустя год тоже обзавёлся однотипным младшим братом — «Мусаси». Однако пример «Бисмарка» заставил японцев переделать третий из запланированных в этой серии линкоров «Синано» в авианосец.«Ямато» участвовал 4-6 июня 1942 года в битве у атолла Мидуэй, хотя он и находился в 300 милях от авианосцев, ставших главными жертвами этого сражения.Затем линкор выполнял роль плавучего штаба Объединённого императорского флота, но 25 декабря 1943 года был торпедирован американской подлодкой «Скейт». После ремонта вернулся в строй и в июне 1944 года вместе с «Мусаси» участвовал в сражении в Филиппинском море, где впервые открыл огонь, обстреляв собственную авиацию. Затем была битва в море Сибуян (24 октября 1944 года), когда палубная авиация США потопила «Мусаси». На следующий день последовал бой в заливе Лейте, во время которого «Ямато» добился нескольких попаданий по кораблям противника.В битве за Окинаву 7 апреля 1945 года линкор получил 13 попаданий бомбами, 10 торпедами и затонул после взрыва артиллерийского погреба. Спаслись 269 человек.Длина — 263 метра Ширина — 36,9 метра Скорость — 27,5 узла (51 км/ч) Мощность — 150000 л.с. Экипаж — 2500 человек Вооружение — девять 460-миллиметровых и двенадцать 155-миллиметровых пушек, двенадцать 127-миллиметровых и двадцать четыре 25-миллиметровых зенитных орудий, четыре 13,2-миллиметровых зенитных пулемёта, 7 самолётов