Уточнение музыкальных темпов
Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.
Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).
Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.
ШПАРГАЛКА ТЕМПОВ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ – СКАЧАТЬ
Единица измерения и эталон
Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон – 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность – 1 мм.Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, «снять» структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа – делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше – делай мельче сетку!Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. «внутренние часы» – пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Это грубые единицы измерения, да и не постоянные, однако, это не страшно – выход есть!Не существует людей, которые рождаются без чувства ритма. Причина, почему у некоторых оно есть, а у других – нет, заключается в том, что некоторые его развивают с молодых лет, а другие – не развивают. Вот и все. Некоторые дети играют в футбол, а другие – штудируют музыкальную коллекцию родителей, внимательно прислушиваются к инструментам, вокалу и различным ритмам, тем самым создавая для себя неоспоримое преимущество перед футболистами в том, что касается восприятия музыки.
Динамика : громко и тихо
Обозначения динамических оттенков говорят о том, насколько громко или тихо следует
играть музыкальное произведение. Как и обозначения темпа, обозначения динамических
нюансов используются композиторами для того, чтобы показать, какие ощущения должна
вызывать пьеса у публики: должна она быть тихой, громкой, агрессивной или печальной.
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого
громкого, перечислены ниже.
Pianissimo (рр, пианиссимо) — очень тихо.
Piano (р, пиано) — тихо.
Mezzo piano (тр, меццо-пиано) — в меру тихо.
Mezzo forte (mf, меццо-форте) — в меру громко.
Forte ( f форте) — громко.
Fortisiimo (ff, фортиссимо) — очень громко.
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте
музыкального произведения. Например, в музыкальном фрагменте, изображенном на
рис. 6.2, пианиссимо {рр) означает, что нужно играть очень тихо до тех пор, пока не
встретится другое обозначение. Фортиссимо (ff) означает, что оставшуюся часть фрагмента
следует играть очень громко.
Что такое темп?
В самом простом понимании темп в музыке означает темп или скорость композиции. В переводе с итальянского темп означает «время», что говорит о способности этого музыкального элемента удерживать композицию вместе. Подобно тому, как мы полагаемся на часы, чтобы определить время перехода из одного места в другое, музыканты используют темп, чтобы знать, где играть различные части музыкального произведения.
В более классических композициях темп измеряется в ударах в минуту или BPM, а также с помощью темповой разметки или метки метронома. Обычно это число, которое определяет, сколько ударов в минуту приходится на музыкальный фрагмент. На нотах правильный темп указывается над первым тактом.
В современной музыке песни часто имеют постоянный темп, за некоторыми заметными исключениями. Однако темп может быть переменчивым. В более традиционных классических музыкальных композициях темп может меняться несколько раз на протяжении всего произведения. Например, в первой части может быть один ритм, а во второй части — другой темп, хотя это все одно произведение.
Темп остается неизменным до тех пор, пока не будет отмечена четкая регулировка. Темп произведения можно сравнить с биением человеческого сердца. Темп остается постоянным и ровным, но если вы начнете увеличивать свою энергию, удары будут приходить быстрее, создавая изменения темпа.
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.
В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Статья понравилась381Статья не понравилась191
Заключение
А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.
https://youtube.com/watch?v=tT9Eh8wNMkw%3F
Что такое средства музыкальной выразительности?
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.
У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.
Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.
Темпы и темповые обозначения в классической музыке
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);
- адажио (медленно, спокойно);
- анданте (в темпе спокойного шага);
- модерато (умеренно, сдержанно);
- аллегретто (довольно оживлённо);
- аллегро (быстро);
- виваче (быстро, живо);
- престо (очень быстро).
Итальянский | Немецкий | Французский | Английский | Русский | Метрономпо Мальтеру |
grave | schwer, ernst und langsam | gravement | heavy, seriously | грАвэ — очень медленно, значительно, торжественно, тяжело | 40-48 |
largo | breit | large | broadly | лАрго — широко, очень медленно | 44-52 |
largamente | weit, in weiten Abständen | largement | broadly | ларгамЭнтэ — протяжно | 46-54 |
adagio | gemächlich | à l’aise | («at ease») easily, unhurried | адАжио — медленно, спокойно | 48-56 |
lento | langsam | lent | slowly | лЕнто — медленно, слабо, тихо, скорее, чем largo | 50-58 |
lentamente | langsam | lent | slowly | лентамЭнте — медленно, слабо, тихо, скорее, чем lento | 52-60 |
larghetto | mäßig langsam | un peu lent | somewhat fasterthan largo | ларгЭтто — довольно широко | 54-63 |
andante assai | sehr gehend | un peu lent | somewhat slowerthan andante | андАнтэ ассАи —очень спокойным шагом | 56-66 |
adagietto | mäßig gemächlich | un peu à l’aise | somewhat fasterthan adagio | адажиЭтто — довольно медленно, но подвижнее, чем adagio | 58-72 |
andante | gehend, fließend | allant | («walking») flowing | андАнтэ — умеренный темп, в характере шага (букв. «идя») | 58-72 |
andante maestoso | gehend, fließend erhaben | allant | in a majesticand stately manner | андАнтэ маэстОзо —торжественным шагом | 60-69 |
andante mosso | gehend, fließend bewegt | allant | with motionor animation | андАнтэ мОссо — оживлённым шагом | 63-76 |
comodo, comodamente | bequem, gemählich, gemütlich | commode | convenient (pace) | комОдо комодамЭнтэ — удобно, непринуждённо, неспеша | 63-80 |
andante non troppo | bequem, gemählich, gemütlich | pa trop d’allant | andante, but not too much | андАнтэ нон трОппо — небыстрым шагом | 66-80 |
andante con moto | bequem, gemählich, gemütlich | allant mouvementé | andante, but with motion | андАнтэ кон мОто — удобно, непринуждённо, неспеша | 69-84 |
andantino | etwas gehend, etwas fließend | un peu allant | somewhat close to andante (somewhat faster or slower) | андантИно — скорее, чем andante, но медленнее, чем allegretto | 72-88 |
moderato assai | sehr mäßig | un peu modéré | somewhat slowerthan moderato | модерАто ассАи —очень умеренно | 76-92 |
moderato | mäßig | modéré | moderately, neither slow nor fast | модерАто — умеренно, сдержанно, средний темп между andante и allegro | 80-96 |
con moto | bewegnung | mouvementé | with motion | кон мОто — с движением | 84-100 |
allegretto moderato | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat slowerthan allegretto | аллегрЭтто модерАто — умеренно оживлённо | 88-104 |
allegretto | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat slowerthan allegro | аллегрЭтто — медленнее, чем allegro, но скорее, чем andante | 92-108 |
allegretto mosso | mäßig bewegt, mäßig lustig | un peu animé | somewhat fasterthan allegretto | аллегрЭтто мОссо — быстрее, чем allegretto | 96-112 |
animato | bewegt, lustig | animé | animated, lively | анимАто — оживлённо | 100-116 |
animato assai | bewegt, lustig | animé | very much animated, quite lively | анимАто ассАи — очень оживлённо | 104-120 |
allegro moderato | bewegt, lustig | animé | quite lively, cheerful and quickly | аллЕгро модерАто — умеренно быстро | 108-126 |
tempo di marcia | marschieren | marcher au pas | marching | тэмпо ди мАрча — в темпе марша | 112-126 |
allegro non troppo | bewegt, lustig | pa trop d’animé | lively, cheerful and quickly, but not too much | аллЕгро нон трОппо — быстро, но не слишком | 116-132 |
allegro tranquillo | bewegt, lustig | animé tranquille | lively, cheerful and quickly, but calm | аллЕгро транкуИлло — быстро, но спокойно | 116-132 |
allegro | bewegt, lustig | animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро — скорый темп (буквально: «весело») | 120-144 |
allegro molto | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро мОльто — весьма быстро | 138-160 |
allegro assai | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро ассАи — весьма быстро | 144-168 |
allegro agitato, allegro animato | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро аджитАто — весьма быстро, взволнованно | 152-176 |
allegro vivace | sehr bewegt, sehr lustig | très animé | lively, cheerful and quickly | аллЕгро вивАче — значительно быстро | 160-184 |
vivo, vivace | lebhaft | vif | lively and fast | вИво вивАче — быстро, живо,быстрее, чем allegro, медленнее, чем presto | 168-192 |
presto | schnell | vite | fast | прЭсто — быстро | 184-200 |
prestissimo | ganz schnell | très vite | very fast | прэстИссимо — в высшей степени быстро | 192-200 |
Частично по книге: Мальтер Л., Таблицы по инструментоведению. — М., 1964.
Размер
Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.
Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.
Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.
В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.
Длительность звука в музыке
Музыка – это звучание нот нужной высоты в нужное время. Про высоту или вертикальное измерение нот мы уже знаем. Теперь о ширине или горизонтали.
У звука есть свойство – длительность или время звучания. В обычной жизни время мерят секундами. Это безусловные единицы: они равны друг другу и всегда одинаковы.
В музыке же звуки чаще короче 1 секунды и для их измерения её пришлось бы дробить на миллисекунды – 1/1000-ные доли, что неудобно.
То же и с высотой звука: её мерят не безусловно — в герцах, а относительно — в нотах нужных октав. Проще вспомнить, сказать и найти на клавишах и нотоносце до 1-ой октавы, чем звук с частотой 262 Гц.
Поэтому длительность звука относительна: измеряется не секундами, а отрезками, похожими на %.
Это видно в раскладке пианино. Самый длинный звук – целая нота или 100%. Она занимает весь такт – участок со своим номером на шкале вверху: 1, 2 и т.д. Целая длительность — мать других более коротких звуков: они образуются от неё поочерёдным делением на 2.
Так половинная нота – 50% от целой и в 2 раза короче её. Четвертная — 25% или в 4 раза короче целой и в 2 раза короче половинной. Делим 4-ть на 2 – получится 8-ая, 8-ую на 2 – 16-ая.
Их можно записать в виде дроби: числитель в виде 1 — целое, а чётный знаменатель – на сколько частей его делим.
И название длительности ноты образуется от числа, на которое мы делим целую длительность или торт. Разрез его через центр даёт 2 половинки. Ещё разрез – кусочки стали 4-ями и т.д.
Чем на большее число кусочков порезать торт, тем меньше будет каждый из них. Но при этом их сумма образует весь торт. Так в одной целой длительности 2 половинных, 4 четверти, 8 8-ых и 16 16-ых. Это видно в виде суммы дробей. В одной половинной 2 ¼, в ¼ 2 8-ых и т.д.
Вывод: целая нота – точка отсчёта для длительностей нот. А другие звуки сравниваются с ней: во сколько раз короче её – в 2, 4 и т.д.
Виды ритма
Ритм может быть:
- простым (равномерным, статичным),
- сложным (неравномерным, динамичным).
В первом случае объекты в композиции повторяются через одинаковые промежутки времени/расстояния, а во втором — сами объекты и промежутки повторения могут различаться.
Например, на одном снимке американского фотографа Юджина Смита мало движения, а композиция линейная, равномерная. Ритм здесь передан за счет перспективы печных труб и развешанного белья на переднем плане.
Фото: W. Eugene Smith
На другой фотографии широкая дорога с движущимися машинами. Ритм этого снимка сложный, динамичный. Несмотря на повторяющиеся элементы, расстояния между ними неодинаковы, перспектива улицы неотчетливо заметна, а главным становится человек, переходящий шоссе в неположенном месте. Впечатление от этой нелинейной композиции усиливает также передний план — судя по всему, решетка в расфокусе и нагромождение зданий в правом углу.
Фото: W. Eugene Smith
Равномерный ритм более предсказуем, неконтрастен и неинтенсивен. Неравномерность увеличивает ритмический контраст и создает сильную визуальную динамику.
3Монтажный ритм
Наиболее очевидный для зрителя ритм в кино создается с помощью монтажа. Основными параметрами в этом процессе являются скорость, контраст и сходство. Если время между монтируемыми кадрами увеличивается, зритель перестает замечать монтажный темп.
Фактически медленный темп может восприниматься как отсутствие темпа, так как зрителю трудно почувствовать скорость, если кадры длятся больше десяти секунд каждый. Соответственно, чем быстрее кадры сменяют друг друга и чем больше между ними разница в визуальном плане, тем ритмичнее становится любая сцена.
Сцена из фильма «Вечное сияние чистого разума» (2004)
В сцене «Вечного сияния чистого разума» (2004), где Джоэл безуспешно пытается спрятать в воспоминаниях свою любимую Клементину, ритм чувствуется не только из-за частых монтажных склеек, но и благодаря контрасту между фрагментами: они то темные, то светлые, то чуть короче, то длиннее.
В создании ритма с помощью монтажа важно учитывать метод съемки. Событие в фильме может быть снято непрерывно, одним кадром или фрагментарно, с разных точек (общий, средний, крупный планы)
Непрерывную и фрагментарную съемки часто используют попеременно.
Во-первых, частая смена кадров будет более выразительной, если ей предшествует непрерывная сцена. А во-вторых, так достигается визуальное разнообразие, ведь достаточно трудно построить двухчасовой фильм только на быстром или на медленном темпе.
Сцена из фильма «Древо жизни» (2010)
Двухминутный эпизод в фильме «Древо жизни» (2010) рассказывает нам историю любви и создания семьи через короткие фрагменты: общие и крупные планы актеров, детали, кадры природы.
Каждое событие может быть снято непрерывно или фрагментарно. Но нельзя забывать, что в непрерывном событии визуальный ритм должен быть создан непосредственно во время съемки, так как изменить его во время монтажа не получится.
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
Числовое выражение метра
Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).
Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.
Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.
Регистр
Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), — средний регистр (ассоциации с голосом человека), — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
- Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
- Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
- Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
- Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
В опере Римского-Корсакова «Снегурочка», в заключительном хоре встречается размер 11/4. Размер причудливый, редкий. Чтобы музыкантам было легче просчитать и привыкнуть к нему, предлагают сперва потренироваться на фразе «Римский-Корсаков совсем с ума сошел». Эта фраза состоит из 11-ти слогов, которые соответствуют 11-ти долям. Фраза легко ложится на слух и после нее нотный текст разучить гораздо проще.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Трехдольный, как правило, используют в начале или в конце такта, реже — в середине. Несимметричные размеры чаще всего встречаются в музыке русских композиторов, а также в народной музыке. Неподготовленному слушателю трудно воспринимать такую музыку, однако, группа Pink Floyd сочинила песню «Money», мотив которой легко ложится на слух и запоминается.
http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/07/7-money.mp3
Понятно — это просто381Совсем тяжко идет191