Регистр
Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.
— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание), — средний регистр (ассоциации с голосом человека), — низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).
В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.
Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.
Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.
Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.
Виды ритмических рисунков
Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.
В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.
Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.
Реже встречаются следующие ритмические фигуры:
- Пунктирный ритм (характерен для марша, танца ) — обостряет, активизирует движение.
- Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
- Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
- Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.
Мелодичное движение
Мелодическое движение
говорит о том, как строка нот или мелодии движется на протяжении определенной фразы. Перетекает ли одна нота в соседнюю? Или инструменталист перескакивает с одного большого интервала на другой? Эти два типа движения называются конъюнктивным и дизъюнктивным мелодическим движением.
Конъюнкция
Конъюнктурная мелодия — это когда мелодическая фраза поднимается и опускается по высоте тона, обычно ступенчато. Конъюнктурное движение может быть таким же простым, как движение вверх и вниз по шкале, написанной в качестве опорной мелодии композиции. Отличный пример конъюнктивного движения можно найти в «Оде к радости»
Обратите внимание, как ноты мелодии движутся пошагово, плавно переходя от одной ноты к другой, создавая центральные мелодии во всей композиции
Дизъюнкт
Дизъюнктивное движение характеризуется большими пропусками по всей мелодии, часто делая большие интервалы, проскакивающие мимо соседних нот. Отличные примеры дизъюнктивного движения можно найти в исполнении «Звездно-полосатого знамени», которое может быть сложным для начинающих музыкантов и вокалистов, поскольку в нем много мелодических пропусков.
Смешать
Смешанное движение — это просто пересечение дизъюнктивного и конъюнктивного движения. Переключение между двумя типами мелодического движения может помочь создать контраст и интерес на протяжении всей музыкальной композиции.
Помимо этих более общих типов, вы также найдете более специфические формы мелодического движения, когда две мелодии исполняются одновременно:
Параллельно
Параллельное движение — это когда две мелодии движутся вместе по восходящей или нисходящей линии, сохраняя одинаковые интервалы между фразировками.
Похожие
Аналогичное движение точно такое же, как и параллельное, за исключением того, что обе мелодии должны быть восходящими или нисходящими. Одно и то же направление и одно и то же время в мелодии.
Против
Противоположное движение — это когда одна мелодия нисходит, а другая восходит, и наоборот. Когда это происходит в одних и тех же интервалах, это называется строгим противоположным движением.
Облик
Наклонное движение — это когда одна мелодия остается на одной ноте, а другая движется любым образом, создавая контраст между двумя мелодическими фразами.
Программы-помощники в сочинении
Здесь их упоминание, а более цельное описание и деление на виды смотрите в разделе «Программы». Для создания гармонии, мелодии ритма:
1 — музыкальные студии — советую Sonar 8. Для начала и пробы — MuLab 7.
2 — нотные редакторы — внутри Sonar 8 самый простой и удобный в использовании. Полегче — Overture 2.
3 — музыкальные инструменты — внутри Sonar 8 фортепиано, барабанная установка + расширение sfz для загрузки в себя любых инструментов в формате sf2. Ссылка на их большой набор есть в разделе программы.
4 — тренажёры — для сольфеджио программа Ear Master Pro 6. Для обучения написанию мелодий — Musical Palette.
Для написания текста — в Интернете есть словари синонимов и рифм.
Что такое мелодия | Создание электронной музыки
Что такое мелодия?
Мелодия – это последовательность тонов, которые имеют определенное высотное соотношение друг относительно друга и различные временные промежутки (ритм).
Мелодия – это одноголосная партия, которая имеет скрытую гармонию и приводится в движение ритмом. Это последовательность тонов, которые объединены в единое целое посредством высотности, ритма, гармонии и эмоциональной составляющей.
Каждый музыкант может понимать мелодию по-своему.
Для кого-то это определённая последовательность нот связанная ритмом, для кого-то просто любая одноголосная партия. Но, на мой взгляд, мелодия – это намного больше, чем просто последовательность тонов. Это объединение различных звуков (нот) в единое целое. Во что-то «живое».
Мелодия должна не просто быть запоминающейся или «хитовой», она должна быть эмоционально окрашенной и погружать слушателя в состояние эйфории. Хорошая мелодия способна вызывать эмоции в соответствии с характером произведения.
Приходилось ли Вам слушать композиции, которые вызывали у Вас определённые образы? Эти образы и есть проявление правильного сочетания гармонии, ритма, темпа и, конечно же, мелодии.
Так, что такое мелодия?
Мелодия – это ещё один инструмент выражения эмоциональности произведения.
В электронной музыке, особенно в таких стилях как trance, house, chill out и др., мелодия играет не последнюю роль. Она является одним из основных элементов раскрытия идеи трека
Поэтому стоит уделить этому элементу трека должное внимание
О том, как написать мелодию Вы можете прочитать в статье «Как написать мелодию для танцевального трека».
Как и в любой другой стилистике, написание мелодии для танцевальных треков подчиняется общим законам – высотность, ритм, темп, гармония.
В этой статье я рассказал о том, что такое мелодия.
Надеюсь, эта информация была Вам полезной.
Не забудьте оставить свой комментарий.
Как сочинить текст песни
Для того, чтобы сочинить песню, написать слова – нужно знать тему, исходя из которой образуется определённый лексический материал. Иногда, слова, фразы и выражения приходят самостоятельно. В такие моменты необходимо брать в руки ручку и записывать. Заведите отдельный блокнот, где будут храниться интересные мысли. Они обязательно пригодятся, не сегодня, так завтра. Идеи уходят также быстро, как и приходят. Пропустив хотя бы одну такую ценную мысль, никогда её не вспомните и будете очень жалеть!
При необходимости, к словам подбирайте рифмы. Пишите как можно больше и чаще! Для вдохновения следует послушать любимых исполнителей и внимательно изучить словоформы и речевые обороты, которые используются автором. Так почерпнёте много новой и полезной информации.
Придумать название
Когда текст песни готов, встаёт вопрос о том, какое название дать новой композиции. Им может служить фраза из текста или ключевое слово, которое больше всего передаёт смысл данного проекта. Это может быть посвящение близкому человеку, первая фраза куплета или припева. Название должно быть таким, чтобы слушатель захотел узнать содержание материала и нажал на play
Чем интереснее будет название песни, тем больше шансов, что она привлечёт внимание аудитории и найдёт своего поклонника
Музыка для песни
Музыка – это одна из основных составляющий любой песни. Она цепляет слушателя, ритмика задаёт настроение, а музыкальный окрас передаёт задумку и идею автора
Важно понимать, какую эмоцию хотите вызвать у окружающих
Обратите внимание на музыкальный лад. От этого будет зависеть характер музыкального расклада
Если выбор падает на создание лирической песни, то следует придерживаться минорного лада. Так звучание приобретёт задумчивый и печальный окрас. Если же цель создания весёлой и солнечной композиции – следует остановиться на мажоре.
Необходимо прислушаться к своему внутреннему голосу, который, порой, диктует уникальные мелодические обороты. В такие моменты выручает использование диктофона. Напойте и запишите идеи. Так материал всегда будет под рукой, и сможете неоднократно возвращаться к нему в целях доработки.
Работа с музыкальным материалом подразумевает под собой проработку каждой сочинённой фразы. Стоит помнить о структуре песни, описанной выше, и придерживаться этой простой формулы по созданию вокальной композиции.
Как придумать текст песни к уже написанной мелодии
Если фонограмма уже имеется, или присутствует желание создать интерпретацию какой-либо готовой композиции – задача написать уникальный текст песни. В этом случае достаточно хорошим помощником становится рифмовка. К использованию рифмы прибегали самые выдающиеся авторы и поэта, поэтому её можно считать одним из ключей к успеху.
Для того, чтобы написать текст песни, необходимо решить, о чем он будет рассказывать
Важно внимательно изучить музыкальный материал, чтобы оценить окрас и настроение, которое диктует музыка. Когда тема будущей композиции определена – время приступать к созданию самого текста
Выпишите те слова, которые больше всего подходят под тематику песни и начинайте подбирать рифму. Этот метод помогает создавать красивые стихи, а также придаёт песне запоминающиеся речевые обороты.
Необходимо иметь несколько вариантов текстового материала, чтобы сравнить и выбрать наиболее подходящий вариант под выбранную музыкальную композицию. Не следует торопиться, ведь качество конечного результата напрямую зависит от продуктивно потраченного времени.
Расскажите интересную историю, которая в конце приходит к логичному заключению. Слушателю гораздо приятней воспринимать песню, которая несёт определённый смысл, а не является простым набором рифмованных фраз.
Дополнительные подсказки для новичков
Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы:
- работайте в полной тишине;
- попробуйте другой инструмент;
- переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
- удалите каждую вторую ноту.
При создании песни способом подбора аккордов:
работайте с ритмом аккордовой последовательности;
обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.
Чего следует избегать:
- Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
- Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.
Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции
Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере
Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.
Элементы мелодии
Из чего же состоит мелодия? В музыкальных композициях к центральным компонентам мелодической фразы можно отнести следующие:
Pitch
Мелодия состоит из нескольких нот звуков. Мелодия может состоять всего из нескольких нот, но при этом «работать». Одним из хороших примеров является «One Note Samba»:
Чаще всего в мелодиях используется несколько тонов, чтобы придать интерес и создать мелодическую дугу в музыкальном произведении. Однако существует множество способов успешно
написать мелодию
, поэтому не пытайтесь зацикливаться на одном элементе в отдельности.
Контур
Контур или форма мелодии не требует пояснений. Буквально, это форма последовательности нот или мелодии в музыкальном произведении. Вы можете увидеть определенные дуги при написании мелодических фраз на нотах.
Некоторые мелодии делают большие скачки от одной ноты к другой, в то время как другие движутся по нотному листу ступенчато. Композиторы намеренно продумывают форму мелодических фраз, чтобы создать различные чувства и создать энергию на протяжении всей песни.
Диапазон
Мелодический диапазон означает расстояние между самыми низкими и самыми высокими тонами в мелодии. Диапазон ограничивает музыкантов, которые могут исполнить или иногда сыграть определенную мелодию. Узкий диапазон проще для исполнения, в то время как более широкий диапазон может быть более трудным, но потенциально более интересным для слушателя как более сложная мелодия.
Интервалы
Интервалы означают расстояние между определенными типами тонов или нот в музыкальной шкале. В общем случае интервал классифицируется по отношению ноты к первой ноте в определенном ключе, иначе тонике. Это расстояние обычно измеряется в полутонах. Некоторые из наиболее распространенных интервалов следующие:
Октава
Эта нота находится на 12 полутонов выше тоники (или первой ноты) шкалы. Это та же нота, что и тоника, сыгранная выше или ниже опорной ноты.
При
написании мелодии
бывает полезно помнить об интервалах, чтобы найти проверенные способы перехода между нотами.
Структура
Это относится к тому, как строится мелодия. Если это лирическая мелодия, мелодическая линия может быть построена вокруг
текста
или фразы. Другие мелодии могут строиться вокруг определенного ритма или паттерна в музыкальном произведении.
Масштаб
Шкала — это набор нот, расположенных в определенном порядке в ключе или семействе нот в музыке. Вы можете использовать различные шкалы для обозначения различных чувств и звуков в мелодиях. Мелодии часто строятся вокруг определенной шкалы. Даже если у вас нет обширных знаний в области теории музыки, вы, вероятно, интуитивно используете мелодические шкалы.
Мотив
Мотив — это просто раздел или часть мелодии, которая повторяется на протяжении всего произведения. Например,
припев песни
, скорее всего, содержит множество мотивов мелодии, которые появляются снова и снова на протяжении всего музыкального произведения.
В мире партитуры мотив может использоваться для объявления о появлении или повторном появлении определенного персонажа. Например, каждый раз, когда Дарт Вейдер входил в сцену в
«Звездных войнах»
, звучал этот мотив:
Хотя мотивы обычно представляют собой небольшие коллекции повторяющихся нот, музыкальной темой может считаться более крупный повторяющийся раздел или мелодическая идея.
Фразы
Фраза или фразы в песне могут ощущаться как музыкальное предложение. Не поймите меня неправильно, это не значит, что фраза должна быть полным предложением, но музыкальная фраза говорит о том, как мелодия распределяется по музыкальной линии. Хороший пример — песня «Happy Birthday». Мы поем «С днем рождения тебя» и делаем паузу перед тем, как спеть следующий набор слов.
Таким образом, фазировка говорит о количестве слов и тонов в мелодии. В популярной музыке нередко четыре фразы составляют припев или фразы завершаются в конце такта. Фразы помогают популярной музыке
соблюдать каданс
. Группа фраз часто содержит или повторяет одну и ту же или похожие мелодии.
Ритм
говорит о том, как вы выражаете определенную мелодию. Существует множество различных способов артикуляции одного и того же набора нот. Ритм может сказать вам, на какой ноте играется ваша мелодия и что звучит между нотами в вашей мелодии.
Как написать песню в домашних условиях
Если пришла идея заняться творчеством, но на студию звукозаписи и продюсера не хватает средств – в домашних условиях данный процесс весьма возможен. Потребуется музыкальный инструмент (по возможности), компьютер с установленной программой для записи и аранжировки музыки, и, конечно, вдохновение
Далее следует обратить внимание на ниже представленные особенности данного процесса
Выбор музыкального направления
Первое, о чём стоит подумать – в каком стиле будет написана композиция. Существует достаточно много направлений в музыке, среди которых такие стили, как поп, рок, блюз, джаз являются одними из самых популярных сегодня. Для того, чтобы сделать правильный выбор музыкального направления, во-первых – исключите те стили, к которым не лежит душа. Вычеркните те, которые, никогда не буду играть в вашем плейлисте. Во-вторых, прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Он диктует определённое направление, в котором будет удобно писать. Большое значение имеет собственный вкус. Возможно, существует любимый исполнитель, творчество которого вам близко. Выбирайте то направление, которое вам понятно и приятно для восприятия. Вряд ли любитель тяжёлой рок-музыки решит написать песню в оперном жанре. Хотя, бывают и такие случаи, но редко.
Стихи или речитатив
Форма вокальной композиции нередко зависит от выбранного направления. Сочиняя песню, решите, в какой форме лучше всего можно передать авторскую задумку. Оцените разных представителей вокального жанра и выберите, какой вид повествования больше подходит идее. Стихотворная форма или речитатив – решать автору. Главное – это иметь чётко изложенную мысль, сформированную по структуре. Тогда слушатель сможет легко воспринять созданный материал.
О чем написать песню
Обычно тему песни диктует внутреннее ощущение, настроение, переживания. События, происходящие с нами, оставляют отпечаток на состоянии души. Сочиняя песню, прислушайтесь, что ближе вашему сердцу. Как правило, самые глубокие и пользующиеся успехом вокальные композиции, написаны под влиянием факторов из вне: чувство счастья, влюблённость, потеря близкого, разочарования и так далее. Если есть что-то, что вас радует, тревожит, и то, чем хочется поделиться с окружающими – пишите, основываясь на событиях, произошедших недавно, или происходящих в данный момент.
Элегия
Элегия в переводе с греческого языка – это «траурное пение». Первоначально являлась поэтично-музыкальным жанром в Древней Греции. Приобрела широкую популярность в эпоху сентиментализма и романтизма. Философские мысли о разочаровании, неудовлетворенности и страданиях в жизни находили свое отражение в этом произведении.
Г. Перселл – один из ранних представителей этого жанра. В отечественной культуре все те же мастера: Варламов, Глинка, Алябьев, Яковлев, Даргомыжский и др. Для русской элегии специфично исполнение в виде монолога под характерный для романсов аккомпанемент (гитарные переливы или фортепианные звучания).
Один из ярких примеров – » Не искушай меня бед нужды» Глинки. Элегия исполнена Олегом Погудиным — известным в нынешнее время камерным певцом.
Какие жанры относятся к вокальной музыке еще?
Как написать мелодию: Пошаговое руководство
Готовы ли вы начать писать мелодии? Вот пошаговое руководство по написанию запоминающихся мелодий, чтобы вы могли помочь своим песням выделиться в музыкальной индустрии.
- Найдите свой масштаб.
- Построение на основе аккордовой прогрессии.
- Начните с ритма и лирики.
- Импровизируйте!
- Сначала поработайте над мелодией куплета.
- Придумайте несколько вариантов.
- Пусть мелодии посидят.
- Отредактируйте по мере необходимости.
- Промыть и повторить!
1. Найдите свой масштаб.
Для того чтобы создать мелодию, которая зацепит, неплохо было бы найти гамму, с которой можно начать. Она может быть основана на аккордовой прогрессии, или вы можете выбрать шкалу, если вы еще не решили, как будет звучать бэк-инструментал.
Вообще говоря, мелодия, созданная на основе мажорной гаммы, будет звучать более радостно, чем мелодия, созданная на основе минорной гаммы. Если вы не знаете, с чего начать, начните с такой простой вещи, как мажорная гамма. Мажорная гамма состоит из всех натуральных нот, или C D E F G A B. Чтобы сделать ее еще более простой, вы можете использовать мажорную пентатоническую гамму, которая звучит как C D E G A.
2. Опирайтесь на аккордовую прогрессию.
После того как вы выбрали ноты, которые собираетесь использовать, возможно, имеет смысл построить мажорную или минорную аккордовую прогрессию, чтобы вам было из чего делать рифф. Если вы не знаете, как строить аккорды, вы можете найти в Интернете общие последовательности аккордов или даже использовать бэк-трек с YouTube.
3. Начните с ритма и текста.
Иногда проще разобраться с текстом и
ритмом
, прежде чем положить первую ноту на мелодию. Попробуйте произносить различные фразы поверх зацикленных аккордов и посмотрите, что получится. Возможно, вы обнаружите, что одна фразировка работает лучше, чем другая.
4. Импровизируйте!
Большая часть работы по обучению написанию мелодии является интуитивной. Достаньте свои голосовые заметки или записывающее устройство и начните играть или петь ноты в пентатонической гамме или другой гамме на созданной вами фонограмме. Если у вас есть заданный ритм или текст, вы можете начать включать и их.
5. Сначала поработайте над мелодией куплета.
Бывает проще сначала поработать над мелодией
куплета песни
, поскольку на мелодию припева оказывается такое сильное давление, что она должна быть просто великолепной. Попробуйте сначала написать мелодию куплета. Возможно, вы обнаружите, что вы естественным образом перейдете к написанию новой мелодии для припева, когда поймете контекст куплета.
6. Придумайте несколько вариантов.
Не существует единственно верного способа придумать мелодию. Потратьте время на то, чтобы придумать различные варианты мелодии. Попробуйте различные кульминации на высоких нотах, немного измените ритм или даже попробуйте различные тексты.
7. Дайте мелодии посидеть.
Прежде чем остановиться на какой-то конкретной мелодии, дайте своим вариантам мелодий отстояться. Когда вы вернетесь, вы сможете увидеть, какие мелодии остались в вашей голове, а какие не прижились.
8. Отредактируйте при необходимости.
Многие мелодии в музыке не идеальны при первом написании, поэтому не торопитесь редактировать их, если это необходимо. Работайте над мелодией до тех пор, пока она не будет звучать профессионально, отточенно и запоминающе. В конце концов, отличные мелодии могут сделать или сломать музыку.
9. Промыть и повторить!
Чтобы стать замечательным автором мелодий, нужна практика. Чем больше вы будете писать мелодии, тем легче это будет получаться. Найдите время для практики этого навыка и экспериментируйте с различными рабочими процессами написания мелодий, чтобы выяснить, что лучше всего подходит именно вам.
Что такое мелодия?
В своей простейшей форме
мелодия — это последовательность нот
, призванная запомниться слушателю. Интуитивно вы знаете, что такое мелодия. Отличный пример мелодии, которую знают все, — это песня «С днем рождения». Вот как эта мелодия выглядит в формате MIDI:
Эти ноты имеют определенную структуру, двигаясь в основном ступенчато, чтобы добраться до точки фокуса — высокого «С» или кульминационного «happy», которое все склонны петь немного не в лад на вечеринках по случаю дня рождения.
Но это только одна мелодия. Существует множество отличных способов написания мелодий, и мелодические идеи могут включать в себя множество пропусков, только шаги, длинные ноты, короткие ноты или все, что угодно между ними. Хорошие мелодии легко запоминаются в контексте с остальной частью песни.
Мелодия и бессознательное
Чем больше внимания мы уделяем бессознательному процессу <…> тем ближе подходим к состоянию бессознательности, характеризующемуся единством, неопределенностью и вневременностью <…> Чем больше человек концентрируется на своих бессознательных содержаниях, тем больше они заряжаются энергией <…> они оживают, как бы наливаясь светом изнутри.К. Г. Юнг
Психологический комментарий к «Тибетской книге великого освобождения»
Мелодия всегда звучит в контексте фона, даже если это монодия. Напомню, что фон бывает как вертикальный (одновременный с мелодией), так и горизонтальный. «Цифровой язык» обращен к сознаниюслушателя, «аналоговый» направлен к бессознательному.
Музыкальное произведение, чтобы быть воспринятым, должно как-то резонировать со структурами восприятия. Структура произведения и структура его восприятия должны быть сходны.
Мир воспринимается сознанием и бессознательным одновременно: бессознательное — широким полем, сознание — узким лучом внимания
В восприятии музыки та же картина: сознание выхватывает из музыкальной ткани узкую полосу, или, иначе говоря, результирующую линию, в случае сложной фактуры, а в случае простого изложения — мелодию; все остальное, что пропущено вниманием, достается бессознательному
Вот эта-то упущенная сознанием часть является в энергетическом смысле очень важной. Почему? Да потому, что энергией музыка заряжается именно со стороны воспринимающего бессознательного
Правильней, конечно, сказать, что музыка провоцирует движение психической энергии.
Вспомним структуру, общую для многих картин Рембрандта: красновато-темно-коричневый фон, в котором тонет, не различая подробностей, глаз зрителя, и основной живописный мотив в центре внимания — ярко освещенный
Фон как бы обращен к бессознательному (символизирует его), а выделенный светом участок притягивает внимание, доминирует, тем самым обращаясь к сознанию
Сходная идея издавна существует и в музыке. Это, скажем так, «рокот» фактуры, равномерное журчание или биение, которые, словами Юнга, обладают качествами единства и неопределенности. Безусловно, что в подобном «рокотании» или «журчании» сознание найдет для себя немного пищи, но бессознательное — может так случиться — будет этой равномерно звучащей неопределенностью зачаровано. Тут напрашивается огромное количество примеров из музыки Шопена, Бетховена, Рахманинова, Шумана. Появление мелодии в окружении пассажей, другими словами, на фоне слитного и неопределенного поля бессознательного восприятия, будет таким же узким (и потому ярким) лучом для воспринимающего сознания, как и освещенные участки на полотнах Рембрандта.
Вспомним первую часть «Лунной» сонаты Бетховена. Более чем скромная мелодия, благодаря той атмосфере (по Юнгу, единства и неопределенности), которую создают пассажи равномерным триольным движением, буквально высвечивается, кажется откровением. И главный парадокс этой части: трагический тон минора, который наливается светом. Вспомним еще раз слова Юнга: «Чем больше человек концентрируется на своих бессознательных содержаниях, тем больше они заряжаются энергией <…> они оживают, как бы наливаясь светом изнутри». Недаром же эту сонату прозвали «Лунной». Энергия бессознательного, направленная по «аналоговому» каналу, перефразируя М. Хайдеггера, «встраивает сияние» (из книги «Исток художественного творения») в произведение гениального композитора.
Добавим, что яркая мелодия свертывает на себя всю фактуру: например, и в Сонате Бетховена, и в вальсах Шопена слух сосредоточен на мелодии, а сопровождение отодвигается на дальний план.