Аргументы из литературы и жизни для сочинения на тему: «роль музыки» (егэ по русскому языку)

Похоронные процессии

Древнегреческий обряд прощания с усопшим был наполнен самой разнообразной музыкой. Главным жанром похоронной процессии считался трен (θρήνοι). Гомер еще в VIII веке до н. э. музыку как лекарство против грусти; ему же и принадлежит самый ранний дошедший до нас трен — плач по Гектору, запечатленный в 24-й песне «Илиады».

Гомер, «Илиада», песнь XXIV, выкуп Гектора

Никто не знает, как в точности звучал и какую структуру имел трен, поэтому современные композиторы переосмысляют этот трагический жанр в духе времени.

Кшиштоф Пендерецкий «Трен памяти жертв Хиросимы»

Похоронные произведения с древних времен исполняли профессиональные плакальщицы. В Ассирии группа из нескольких таких исполнительниц вместе с музыкантами возглавляла траурное шествие. Похожие обычаи надолго закрепились в традициях многих народов, в том числе и в России.

Впоследствии карийские песни стали исполнять, аккомпанируя на специальных тренетических авлосах — духовых инструментах с особым скорбным звуком. В Древнем Риме плакальщицы назывались прэфиками (praefica), свои «трены» они исполняли под музыкальное сопровождение авлосов и лир.

Фигура плакальщицы из Тангары, конец VII века до н. э.

Похоронные плачи существуют по всему миру и сейчас. Китайская традиция называется кусан, и в ней есть три вида плача: рыдание со слезами, беззвучные слезы и рыдание без слез. В Киргизии исполнителей ритуальных песен называют «кошокчу», их приглашают не только на похороны, но и на свадьбы (проводы невесты), рождение ребенка и другие значительные события в жизни людей. Женский плач называется кошок, а мужской — жоктоо.

Кыргызский траурный кошок

Однако существует компромисс, благодаря которому плачи всё-таки исполняют, но с меньшим эмоциональным напряжением: мулла, приглашенный на чтение заупокойной молитвы, обязан сообщить семье, что громко оплакивать усопшего нельзя, но это не означает полного запрета.

Кошок по Чингизу Айтматову
Традиционный кошок

Христианская этика редко поощряла выражение эмоций, и ритуал прощания с усопшим не стал исключением.

Аргументы

  1. Музыка во время войны объединяет людей, укрепляет их веру и надежду.
  2. Музыка пробуждает в человеке чувство радости, счастье, желание творить и совершенствоваться.
  3. Музыка выражает человеческие эмоции сильнее слов.
  4. Первая мелодия, с которой знакомится человек – колыбельная матери.
  5. Музыка выражает чувства человека на протяжении всего его существования.
  6. Пифагор и его ученики занимались математикой под музыку.
  7. С 2003 года в России музыкотерапия признана официальным методом лечения.
  8. Музыка существует в нашей жизни как средство самопознания и самовыражения.
  9. Музыка способна влиять на настроение.
  10.  Воздействие музыки на человека зависит от её стилей и направлений.

Особенности восточной музыки

В восточной музыке можно увидеть воплощение идей двух мировых религий: буддизма, возникшего в Древней Индии, и синтоизма, основанного на анимистических верованиях и являющегося политеистической религией Японии. Их общая направленность ― преклонение перед природой, передача духовного состояния человека.

Музыкальная культура Китая

Музыкальные традиции как таковые в Китае существуют уже несколько тысячелетий: игра на инструментах, песни, танцы, всегда имели огромное значение в жизни этого народа. Даже слова «музыка» и «красота» у китайцев обозначаются одним иероглифом.

Национальные китайские музыкальные инструменты, в зависимости от материала, из которого они изготовлены, подразделяются на:

  • деревянные,
  • бамбуковые,
  • металлические,
  • кожаные,
  • тыквенные,
  • глиняные,
  • каменные,
  • шелковые (из шелка у них сделаны струны).

Традиционная китайская музыка имеет яркие, отличающие ее от фольклора других стран, черты: преимущественно одноголосное исполнение, преобладание созерцательных настроений над действием, а также необычная ладовая организация: диатоническая (семиступенная) гамма и хроматический звукоряд из 12 звуков.

Японская национальная музыка

По причине изолированности этой островной страны японская народная музыка ― явление довольно самобытное. Среди ее особенностей можно выделить:

  • Преобладание вокала, который составляет 90% всех произведений.
  • Умеренную силу звука. Эффект достигается за счет тонкого регулирования одного звукового оттенка, а не за счет чередования forte и piano.
  • Приближение к звукам природы – шуму дождя, ветра, течению воды.
  • Часто изменяющийся ритм и темп.
  • Необычные для европейского слуха интервалы.

Национальными японскими музыкальными инструментами считаются:

  • Фуэ ― семейство бамбуковых флейт;
  • Сямисен ― небольшой трехструнный щипковый инструмент;
  • Тайко ― большой «пузатый» барабан.
  • Суйкинкуцу ― кувшин с отверстиями, над которым течет вода. Попадая внутрь кувшина, вода заставляет его звучать, как колокольчик.

Особенности индийской музыки

Музыка Индии является одним из значимых компонентов общемировой культуры. Народные музыкальные традиции Индии разнообразны и включают фольклор, эстрадную и классическую музыку. Основой любой из этих разновидностей, будь то религиозная музыка Средневековья или современные песни, служит воздействие на внутренний мир человека.

Индийские музыкальные композиции отличаются мелодичностью и великолепным ритмом, завораживают и погружают в состояние, подобное трансу.

Эффект достигается за счет использования особых этнических музыкальных инструментов, таких как:

  • Думбек (дарбука) ― небольшой барабан с неопределенной высотой звучания;
  • Зурна ― деревянный духовой инструмент, который представляет собой трубку с несколькими отверстиями и раструбом;
  • Бансури ― бамбуковая флейта;
  • Ситар и сарод ― струнно-щипковые инструменты из семейства лютневых;
  • Cаранги ― струнный смычковый инструмент;
  • Табла ― небольшой парный барабан;
  • Поющие чаши ― древний музыкальный инструмент из группы колоколов, изготовленный из сплава нескольких металлов.

Примеры из художественных произведений

  1. А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда».

Главный герой рассказа – Яков Матвеевич по прозвищу Бронза. Это был простой крепкий мужик лет семидесяти, который, несмотря на пожилой возраст, работал гробовщиком и делал хорошие прочные гробы. Его главная особенность заключалась в том, что он всегда и везде видел одни убытки. Его скупость начинает даже пугать, например, в ситуации со смертью жены. Находясь возле мёртвой супруги, Бронза думает только о качестве гроба, который он подготовил уже давно. Ещё его мысли заняты тем, что похороны обошлись дёшево, но благопристойно. Вся жизнь Якова Матвеевича убыточная, но он осознает это слишком поздно, когда уже нельзя будет ничего изменить.

Бронза занимался не только гробами, он прекрасно играл на скрипке. У него был истинный талант, поэтому когда была необходимость в скрипке, его всегда звали, несмотря на отвратительный нрав исполнителя. Кроме мрачного скрипача в местном оркестре было много других музыкантов, в том числе и флейтист Ротшильд. Именно Ротшильд стал жертвой нападок Якова Матвеевича, который не только угрожал ему, а даже натравливал собак.

Всё начало меняться после смерти его жены. Бронза смотрел на смертельно больную Марфу и понимал, что она счастлива покинуть этот жестокий мир, где не видела ничего хорошего и доброго. То, что он увидел, произвело на него ужасающее впечатление

Наконец, его непомерная скупость отошла на второй план, уступая место чему-то более важному

В скором времени Яков Матвеевич сам начинает себя плохо чувствовать, а визит к врачу лишь подтвердил то, что ему осталось жить совсем недолго. После этого к нему пришло осознание того, что он ошибался на протяжении многих лет. Бронза понял, что был несправедлив по отношению к окружающим, беспричинно их обижал и унижал. В первую очередь ему стало стыдно перед Ротшильдом, поэтому он научил его играть свою самую красивую мелодию. Перед смертью гробовщик даже завещал Ротшильду свою скрипку.

Главный герой рассказа в финале смог обрести всё, чего хотел, и оставить после себя хорошую память

Ему неважно было, что люди не будут знать настоящего автора его мелодии, главное, что они получат удовольствие и душевное удовлетворение от его творения. Его будут помнить как талантливого музыканта, а не чёрствого гробовщика

Созданная Яковом Матвеевичем музыка была близка каждому, она заставляла слушателей плакать. Эта музыка символизировала его душу, которая раскрывалась людям только при помощи скрипки. Передавая скрипку Ротшильду, Бронза отдал ему часть своей души, которая будет жить вечно в музыке, звучащей от прикосновения смычка.

  1. Х.К. Андерсен «Соловей».

Основная проблема сказки Х.К. Андерсена «Соловей»  – отличие настоящего искусства от фальшивого. Император, прочитав о соловье, захотел на него посмотреть и послушать его. Он был очень удивлён, увидев перед собой маленькую серенькую птичку, внешность которой не отличалась ничем выразительным. Император представлял её себе совершенно другой. Но когда соловей запел, все были заворожены чудесным пением, у императора даже покатились слёзы из глаз. После окончания пения правитель хотел наградить певца, но соловей отказался, сказав, что слёзы слушателей и были лучшей наградой для него. Ни сам император, ни его поданные не поняли смысла этих слов, потому что для них единственной ценной наградой были деньги.

Вдруг, случилась неожиданная беда: император оказался при смерти, и единственное чего ему хотелось – это послушать музыку, но никто не слышал его слабого голоса и не заводил искусственную птичку. В этот момент раздалось чудесное пение, это прилетел настоящий соловей, который услышал о болезни императора и решил утешить его. Истинная музыка не только порадовала правителя, но и смогла вернуть его к жизни. Целительная сила природы и искусства отогнала смерть от императорского ложа.

Мораль этой сказки заключается в том, искусственное может быть очень красивым снаружи, но только настоящая музыка способна вселять радость и надежду в человеческие сердца, делать людей лучше. Именно поэтому искусство вечно.

Изучение народной музыки

Теоретическим изучением народной музыки специалисты начали заниматься лишь в начале XIX века. И одним из первых ее систематизаторов стал Иоганн Готфрид Гердер, немецкий поэт, философ и историк. Вслед за своим соотечественником-фольклористом Якобом Гриммом Гердер отмечал неразрывную связь народной музыки и природы, именно он ввел термин Volkslied (народная песня). Но, читая его труды, следует помнить, что первоначально все теории касались лишь понятия народной музыки, а не ее самой. Проще говоря, теория так и оставалась лишь теорией.

Более поздние работы, касавшиеся народной музыки, поднимали самые разные вопросы, но два из них оставались главными: есть ли связь между народной и классической музыкой и можно ли обнаружить следы народной музыки в языке или движении? Высказывалось мнение, что народная музыка — это «сниженная» классическая, подслушанная необразованными музыкантами из народа при феодальных дворах и в церквях и скопированная ими. И напротив, что классическая музыка — это наивысшая форма народной, а профессиональные композиторы использовали и обрабатывали народные мотивы. Но современным исследователям ближе третья версия: музыка — и классическая, и с определенного момента народная — развивалась во взаимодействии и взаимовлиянии.

Во второй половине XIX века ученые перешли от теории к практике и начали серьезное изучение народной музыки, собирая и записывая ее, сначала нотной, а позже и фонографической и магнитофонной записью. Особенный интерес из исследований того времени представляют музыкально-этнографические работы американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда в Великобритании и венгерского композитора и фольклориста Белы Бартока в Восточной Европе. Чайлдом было собрано 305 английских и шотландских баллад.

Однако Чайлд был уверен, что музыка не столь существенна, как тексты, а музыкальные записи стали вести и исследовать, когда появилась звукозаписывающая аппаратура. Бела Барток и Золтан Кодай, отправившиеся изучать фольклор Восточной Европы, уже были вооружены фонографами. После изучения собранных материалов они пришли к выводу, что музыка является не просто явлением из сферы искусства. Их научный и методический подход и положил начало серьезным исследованиям своеобразного отображения национальной истории стран в их народной музыке.

Баллада (фр. ballade, от позднелат. ballo — танцую) в музыке — объединяет несколько значений: средневековая одноголосная танцевальная песня у романских народов; лирический жанр англо-шотландской народной поэзии XIV – XVI веков; поэтический и музыкальный жанр, возрожденный в эпоху романтизма.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество. Основной особенностью фольклора является устный способ передачи информации. Сам термин введен в 1846 году английским археологом У. Дж. Томсом

Список литературы

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. — М .: Высшее. шк., 2003. — 511с.   
  2. Борисова Е.М., Джохадзе Н.И., Смирнов Ю.Б., Ивлев В.Ю. Культурология. — М .: МЭСИ, 2003. — 88 с.  
  3. Иоффе А.И. Статьи по истории культуры. / Пер., Сост. и вошел. Изобразительное искусство. Д.В. Сильвестрова; Комментарий. Д.Е. Харитонович. — М .: Прогресс — Традиция, 1994. — 416 с.          
  4. Маркова А. Н. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. — 2-е изд., Перераб. И доп. — М .: ЮНИТИ, 2002. — 600 с.     
  5. Розин В. М. Культурология: Учебник. — 2-е изд., Перераб. И доп. — М .: Гардарики, 2002. — 462 с.    

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Реферат на тему: Логистика
  • Реферат на тему: Занятость населения
  • Реферат на тему: Асинхронный двигатель
  • Реферат на тему: Творчество
  • Реферат на тему: История философии
  • Реферат на тему: Панкреатит
  • Реферат на тему: Правила волейбола
  • Реферат на тему: Права и свободы человека
  • Реферат на тему: Научно исследовательская работа
  • Реферат на тему: Общение и его виды

Вариант 2

Музыка является одним из древнейших видов искусства, сопровождавшей человека на протяжении его существования.

Прежде всего, музыка служит, конечно же, для развлечения. Наиграв свою или чужую мелодию, легко выразить свое душевное состояние. В силу этого, страсть к музицированию постоянно охватывает все новых и новых людей, вне зависимости от пола, возраста, воспитания и национальности. Можно сказать, что музыка является универсальным языком, с помощью которого можно не только донести свое настроения и чувства до окружающих, но и выразить то, что не до конца понятно самому себе. Таким образом, музыка может служить для внутреннего самоанализа и рефлексии.

Кроме того, музыка имеет важную социальную функцию. Недаром с древних времен по наши дни продолжают петь гимны (как религиозные, так и государственный). Когда человека подхватывает знакомую мелодию гимна или же патриотической песни, то даже если он один, чувствует себя частью большого сообщества. Схожую функцию выполняют церковные песнопения. Впрочем, подобный эффект дают не только гимны, которые необходимо исполнять «стоя навытяжку». Если человек подхватывает даже шуточную песню, вроде тех, что любят туристы, то он, желает этого ли нет, но вливается в коллектив.

Следует также упомянуть о серьезной симфонической музыки, которая составляла ил будет составлять важный компонент мировой культуры. Твоерия гениальных композиторов делают нас более одухотворенными и позволяют через восприятие шедевров, прикоснуться к наследию прежних поколений, ощутить себя частью своего народа или человечества, как такового.

Однако важную и все более значимую роль в наше время играет и популярная музыка. Она носит практически полностью развлекательный характер и мало, что дает уму и сердцу. Однако через нее происходит трансляция современной массовой культуры. Незатейливые мелодии, а особенно, барабанный ритм настраивают человека на восприятие жизни под определенным углом. Разумеется, авторы подобных песен и композиций не ставят своей целью нести деградацию и упрощение, но пишут то, что проще продать. Однако общая тенденция к примитивизации общества прослеживается достаточно четко.

В целом можно сказать, что музыка будет сопровождать человека на протяжении всей его истории, решая разные по значимости задачи. Стремление к гармонии, которое выражается через песню или игру на музыкальных инструментах, останется популярным всегда, так как отвечает природе человека.

Под запретом

Постоянно повторяющиеся мотивы в направлении «этно музыка» способны влиять на сознание человека, вызывать состояние транса, припадки, истерию. Этническая музыка, воплощенная в песнопениях и молитвах, которые предназначены для ритуалов, да еще и в современной аранжировке сильно воздействует на нервную систему, поэтому в ряде стран африканская и хиппи музыка запрещена законом.

Этническая музыка несравнима ни с одним другим музыкальным направлением, она самобытна. Основными приемами этно пользуются рок- и поп-исполнители, каждый раз придумывая нечто новое, комбинируя звучание музыкальных инструментов и современных приемов обработки музыки. Здесь приветствуются импровизации, «сочетание несочетаемого», например джаз и народные мотивы, аритмика и диссонансы.

Этническая музыка в современной обработке

Стиль регги, ставший мировой классикой благодаря Бобу Марли, очаровывает своей красотой и текстами, наполненными глубоким смыслом. А именно ритм и смысл ценят в песнях хиппи. Поэтому этно музыка любима многими артистами, она не загоняет их в рамки, предоставляет полную свободу творчества и самовыражения.

Живой концерт Боба Марли

Умение отображать мысли человека с помощью музыки

Музыка — это реальность, запечатленная в эмоциональных переживаниях и мыслях, окрашенных чувством, выраженных через звуки особого рода, основанные на обобщенных интонациях человеческой речи. Музыка — это искусство, которое объединяет и развивает возможности невербальной звуковой коммуникации, связанной с человеческой речью. Музыка, основанная на обобщении и обработке интонаций человеческой речи, развивает собственный язык. Музыка — это не столько образ объективного мира, сколько отражение человеческих чувств и мыслей. И мысль, как подчеркивал Асафьев, для того, чтобы стать звуком выраженной, становится интонацией. Музыка динамична по своей природе. Она не только звуки особого рода, но и движение этих звуков, их поток, текущий во времени и выражающий весь бесконечный спектр человеческих переживаний. Она — «поэзия звука» (Л. Стоковский).       

Музыка в звуковых образах в целом выражает основные жизненные процессы. В произведениях Бетховена звучат отголоски тяжелых военных событий, величественных походов и побед, интонации и ритмы революционных маршей. Это финал его Пятой симфонии. Ромен Роллан назвал эту музыку эпопеей славы, музыкой военных действий и грандиозных триумфов.   

Музыка возникла на низших ступенях общественного развития и играла преимущественно утилитарную роль: сначала она была ритуально-суггестивной, а затем мелодия, повторяя ритм рабочих движений, облегчала их и поощряла труд; ритм служил для объединения людей в единый процесс. Вначале музыка была неразрывно связана с литературой. Поэтическое произведение было напевно, напевно. Музыка была синтезирована с танцем.    

Аристотель писал, что нравственный смысл музыки заключается в том, что под ее влиянием мы испытываем чистое удовольствие — истинную любовь или ненависть.

В природе нет музыкального звука, а есть только шумы разной степени организованности. Музыкальный звук — это культурное явление. Музыка создает звуки особого качества, которых нет в природе и вне музыки. Откуда эти звуки? Ж. Б. Дубо писал, что художник имитирует формы и цвета природы, а музыкант имитирует звуки, интонации, вздохи, модуляции голоса, словом, все звуки, с помощью которых выражаются чувства и страсти в самой природе. Спенсер также утверждает, что источником музыки является интонация страстно возбужденной речи. Также Асафьев подчеркивает интонационно-речевую природу музыки. Первым музыкальным инструментом был голос. Первичное музыкальное обобщение речевых интонаций происходит в народных мелодиях, которые создавались и шлифовались сотни лет. Интонации человеческой речи, составляющие основу музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Именно это накладывает отпечаток на особенности музыки, которая разговаривает с людьми на «прямом языке души», волнует человека, вызывает в нем бесконечное разнообразие эмоций и их оттенков. В музыке есть звукоподражания, есть и изобразительные моменты, но они не определяют ее специфики.             

Цвет в живописи можно описать через сравнение с предметом (желтый — соломенный, лимонный), но музыкальное звучание можно передать только через метафорическое описание («рыдания осенних скрипок»).

Шкала европейской музыки состоит из семи основных тонов. Одновременное объединение трех или более тонов создает аккорд. Основа музыки — интонация. Структура музыки — это ритм и гармония, которые в своем сочетании дают мелодию. Громкость, тембр, темп, ритм и другие элементы также играют важную смысловую роль в музыке. Эти знаки составляют музыкальную фразу, музыкальный образ, а их система образует музыкальный текст. Музыкальный язык — это иерархия уровней: отдельные звуки, звуковые комбинации, аккорды. Важнейшими элементами и выразительными средствами музыкального языка являются мелодическая и интонационная структура, композиция, гармония, оркестровка, ритм, тембр, динамика.       

Музыкальный образ лишен прямой видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точных концепций, не создает визуально воспринимаемых картинок, не пересказывает события. 

Музыка близка к архитектуре и огромному значению в ней ритма, формы, далекой от форм самой жизни, а также высокой степени художественной абстракции от конкретного жизненного материала, включенного в образ в «выстреленная» форма, и возможности отражения не столько отдельных сторон и особенностей жизни, сколько ее сути и духа.      

Немецкая музыка

Германия издревле славилась великолепными хоровыми ансамблями. Да, там, безусловно, существует и танцевальная традиция. Но прекрасно организованные мужские хоры с давних пор поют не только в церкви, но и на улицах, при большом скоплении народа во время общественных празднеств. Репертуар хоров необычайно богат: традиционные народные песни, вокальная танцевальная музыка, романсы. И хотя такие хоры в настоящее время встречаются всё реже, традиция совместного пения в пивных, ресторанчиках и церквях сохраняется и по сей день.

Страница немецкого песенника XVI века

Из Южной Германии пришла традиция короткой песни «шнадерхюпферль» (Schnaderhupferl). Простая, состоящая из куплетов всего в четыре строки, она представляет собой задорную, а зачастую и остро сатирическую импровизацию на какую-либо актуальную тему, причем диапазон тем невероятно широк — от любви до политики. Часто эти песни исполнялись на местных диалектах. Ну и, конечно, следует упомянуть лендлер, медленный величавый танец в размере три четверти, который танцевали не только крестьяне, но и буржуа, и дворяне в своих гостиных. Построенный на плавном кружении пар, лендлер стал предшественником вальса.

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4. Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев

Берущие за душу короткие стихотворения

***

Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.

***

В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.

***

Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.

***

Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех

Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»

***

Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.

И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!

Эли Оболонская

***

Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.

***

Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,

Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.

Ход занятия.

-Здравствуйте. ребята! Мне очень приятно видеть вас в этом уютном зале и хочу поздороваться с вами необычно- музыкально и ритмично. Слушайте и смотрите внимательно, (приветствие). Молодцы, вы были внимательными и ритмичными. А как можно поздороваться с гостями (ответы детей)Здравствуйте, гости.

-Сегодня, ребята, я вам предлагаю отправиться в кругосветное путешествие и познакомиться с музыкой разных народов мира. Путешествие будет необычное — музыкальное, поэтому хочу вас посвятить в настоящих музыкантов и танцоров (надевают «бабочки» : мальчики-синие, девочки- розовые). Вы готовы?

Я вижу, вы готовы. Прежде чем отправиться, скажите, в какой стране мы живем? Правильно, в России. Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какая музыка звучит у других народов.

Наше путешествие мы назовем «Музыка народов мира».

Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента? (ответы детей)

Конечно, на самолете.

Берем наши самолеты, производим пробный полет. (дыхательное упражнение). Движение музыки вверх, вниз, звуки У-У-У-У-У, плавные и прерывистые — 1 мин.

Ну, полетели (разминка -игра) (муз. «Самолет»).

Прилетели.

1 коробка (ребенок открывает) – картофель.

Это Белоруссия – географически находится рядом с Россией. Белорусы очень любят и почитают картофель. Споем белорусскую народную песню «Бульба»

Полетели дальше (выполняют движения полета на самолете).

2 коробка (ребенок открывает)– бубен и паук.

Мы прилетели в Италию (звучит ксилофон, увидим итальянский танец «Тарантелла». Название этого танца произошло от слова «Таранто»-это город в Италии. А танцевать его любят с инструментом, который вы точно знаете — отгадайте. (играю в бубен под платком).

Танец (видео) (Звучит «Маленькая тарантелла»).

Вопросы детям.

Скажите, каков характер музыки (дети отвечают) Да, он такой быстрый, задорный, зажигательный. Я предлагаю девочкам сыграть под эту веселую музыку на бубнах.

Сначала мы будем играть, встряхивая бубном, затем, ударяя по ладошке, по коленкам. Вы услышали, что после каждой части есть остановка с акцентом, сильным звуком? Послушайте (играю фрагмент). Давайте попробуем (дети играют на бубнах.) Вы хотите станцевать этот зажигательный танец? Вставайте врассыпную, свободно по залу. Будем двигаться мелкими поскоками, потому что музыка очень быстрая (показ, — дети пробуют без музыки.) А сейчас выполняем движения вместе с музыкой. (девочки танцуют с бубном).

Ну а нам пора лететь дальше становимся друг за другом –полетели «Самолетики».

3 коробка (ребенок открывает) – африканский барабан и маракасы.

Присаживайтесь, пожалуйста. (дети садятся в другой части зала полукругом.) Сейчас вы услышите главный инструмент африканской музыки. Уверена, что вы его узнаете, если внимательно послушаете (играю на египетском барабане). Правильно, это барабан (играю в сундуке). Посмотрите, какая у него необычная форма. На нем играют не палочками, а пальцами или ладошками. И звук не такой, как у барабана, на котором мы играли на занятиях — более насыщенный, низкий. Хотите еще раз послушать?

.В этом необычном сундуке есть еще инструменты — это африканские маракасы. Они сделаны из разного материала, поэтому звук у них разный. послушайте (играю на маракасах). А на что они похожи? На какую детскую игрушку? Да, они похожи на погремушку. Вы хотите поиграть в оркестре? Настоящие музыканты умеют играть на разных инструментах. Предлагаю по одному подойти к сундуку и взять, не глядя, инструмент. Я начну, вы поочередно будете присоединяться. Постарайтесь придумать свой ритм («Африканский оркестр»). Хвалю музыкантов, которые сами придумали свой ритм, не похожий на другие.

Африканская мелодия (в записи).

Покидаем Африку — полетели дальше. «Самолетики».

4 коробка — цветы и венок

-Ребята, это Украина, государство, в котором всегда много цветов, прекрасная природа и красивая музыка.

Надеваем на девочку венок, остальные берут цветы – Импровизация. Песня «Червона рута» (исполняет музыкальный руководитель, девочки танцуют с цветами).

Полетели — «Самолетики».

5 коробка (открывает ребенок)– матрешка, балалайка

Поем песню «Улыбка», композитор В. Шаинский.

Мы с вами продолжим путешествие по разным странам и континентам в следующий раз. Подарки детям – раскраски с видами Италии.

А попрощаемся мы с вами по русской традиции-поклоном.

Рефлексия занятия. Вопросы детям

• Что делали с удовольствием?

Дети прощаются с гостями.

Европейская музыка

Первые музыкальные традиции в европейских странах возникли под влиянием Древнего Рима. Большинство древнегреческих мелодий были танцевальными, а песни исполнялись одноголосно. Из струнных инструментов были известны лира, кифара, самбука, псалтерий, форминга, тригон (разновидность угловой арфы), из духовых ― флейта, сиринга, авлос.

Позже мусульманская Испания стала проводником арабской музыки, а Италия ― источником  светской музыки. Ряд новых направлений были привнесены из стран Северной Европы. Так, из Дании, Норвегии и Швеции пришли такие традиционные для этих наций жанры, как гаммалдан (разновидность танцевальных песен) и баллады. Современные европейские музыкальные традиции отличаются необычайной пестротой стилей и направлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: