Экономика
Земледелие, скотоводство, собирательство, охота
Шанцы занимались земледелием, культивировали пшеницу, ячмень, бобы, фасоль, коноплю, различные овощи и фрукты, чумизу. Именно в шанский период китайцы начали заниматься шелководством. Из домашних животных преобладали свинья и собака, встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси. Возможно, использовались прирученные слоны. Осуществлялась охота на кабанов, оленей и тигров, ловля рыбы и дичи. В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. В земледелии господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий (мотыги, серпы) с каменными вкладышами или разборными частями. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.
Ремесло
Изготовлялись орудия труда и оружие. Сохранились остатки керамических, камнерезных и бронзолитейных мастерских. О высокой квалификации мастеров свидетельствуют орнаменты на изделиях из бронзы и камня, тонкие изделия, украшения и символические изображения. Однако колесницы и шёлковые изделия поставлялись лишь во дворец, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита.
Религия
Древние шанцы верили, что жизнь после смерти продолжается в другом царстве. Поэтому даже самым бедным людям клали в могилу монеты, чтобы покойник мог занять там подобающее положение. В могилы ванов помещали изысканную утварь, предметы роскоши, приносили в жертву женщин, мужчин, собак, лошадей, которые должны были сопровождать хозяина в загробном мире. После того, как землю над могильником утрамбовывали, убивали дополнительно других животных – обезьян, оленей. В соседних общих могилах хоронили обезглавленных военнопленных и рабов.
Жертвоприношения совершали не только по случаю смерти знатного лица. Это делали в ходе войны, в качестве акта почитания духов предков, горных и речных богов во время ритуальных трапез. В ходе одной из них в жертву было принесено свыше 1 тыс. человек.
Среди шанцев особое значение имел культ тотемных предков и культ земли. Верховным божеством был Шанди (или Ди), а умершие ваны выступали между ним и простыми людьми посредником.
Ученые полагают, что под Аньяном во времена династии Шан находился культовый центр, где проходили гадания. Они носили чисто прагматический характер. Правители вопрошали о болезнях, рождении наследника, урожае, войнах, охоте. Благодаря им историки смогли подробно узнать о характере жизни жителей первого китайского государства.
Текст гадания писали на кости или панцире черепахи, с обратной стороны просверливали небольшое углубление. К нему прикладывали острый нагретый наконечник, в результате получали трещины, по которым предсказатель читал послание. Согласно некоторым данным, при дворе вана в те времена прослужило не менее 120 оракулов.
Военная мощь страны
Основную массу войска вана составляла пехота из общинного населения. Но в период династии Шан появилось и новое грозное оружие – боевые колесницы, запряженные одомашненными лошадьми. Историки считают, что они были позаимствованы из Ближнего Востока. Благодаря их использованию, правителям государства удавалось эффективно подавлять восстания и бороться с внешним врагом. Колесницы принадлежали знатным людям, так как они были дорогим орудием. Их конструкция представляла собой двухколесную повозку, в которой находилось 3 воина.
Значение колесницы в те времена можно сравнить с танками в нынешнее. В конце династии Шан другие племена переняли эту военную технологию. Возможно, что в падении государства сыграл свою роль и этот фактор.
Во всех могилах шанцев, найденных под Аньяном, были обнаружены различные виды оружия. Войны помогали ванам поддерживать свой авторитет и накапливать богатства, захватывая ценные предметы из олова, меди, золота и яшмы. Пехота была вооружена луками, копьями и клевцами (дробяще-колющим оружием). Воины передней шеренги защищали себя щитами и шлемами. Обычно подразделение из 70-80 бойцов взаимодействовало с 1 колесницей.
Военные походы династии Шан в Китае были длительными и дальними. Одна из них, по информации древних надписей, длилась почти год.
Политическое устройство
Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что он являлся посредником между миром живых и умершими предками. Власть сначала, со времён У Дина до У И, передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику. Начиная с вана У И нормой стало передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов, которые не могли претендовать на высшую власть, являлись родоначальниками кланов.
Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привилегированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.
Правители государства Шан
Помимо генеалогии воцарившихся ванов, китайская история сохранила имена их предков (напр., Сян Ту, упоминаемый в «Ши цзине»). См. Генеалогические деревья императоров Древнего Китая
Династия Шан (1600 до н. э. — 1046 до н. э.)
Династия Шан имеет паритетные названия Династия Инь или Династия Шан-Инь.
Личное имя | Эра летоисчисления² | Храмовое имя³ | Годы правления1 | Имя, под которым наиболее известен |
---|---|---|---|---|
Чэн Тан成湯 Chéng Tāng | 1600 до н. э. — 1300 до н. э. | Тан | ||
Вай Бин外丙 Wài Bǐng | Вай Бин | |||
Чжун Жэнь仲壬 Zhòng Rén | Чжун Жэнь | |||
Тай Цзя太甲 Tài Jiǎ | Тай Цзя | |||
Во Дин沃丁 Wò Dīng | Во Дин | |||
Тай Гэн太庚 Tài Gēng | Тай Гэн | |||
Сяо Цзя小甲 Xiǎo Jiǎ | Сяо Цзя | |||
Юн Цзи雍己 Yōng Jǐ | Юн Цзи | |||
Тай У太戊 Tài Wù | Тай У | |||
Чжун Дин仲丁 Zhòng Dīng | Чжун Дин | |||
Вай Жэнь外壬 Wài Rén | Вай Жэнь | |||
Хэ Дань Цзя河亶甲 Hé Dǎn Jiǎ | Хэ Дань Цзя | |||
Цзу И祖乙 Zǔ Yǐ | Цзу И | |||
Цзу Синь祖辛 Zǔ Xīn | Цзу Синь | |||
Во Цзя沃甲 Wò Jiǎ | Во Цзя | |||
Цзу Дин祖丁 Zǔ Dīng | Цзу Дин | |||
Нань Гэн南庚 Nán Gēng | Нань Гэн | |||
Ян Цзя陽甲 Yáng Jiǎ | Ян Цзя | |||
Пань Гэн盤庚 Pán Gēng | 1300 до н. э. — 1251 до н. э. | Пань Гэн4 | ||
Сяо Синь小辛 Xiǎo Xīn | Сяо Синь | |||
Сяо И小乙 Xiǎo Yǐ | Сяо И | |||
У Дин武丁 Wǔ Dīng | 1250 до н. э. — 1192 до н. э. | У Дин | ||
Цзу Гэн祖庚 Zǔ Gēng | 1191 до н. э. — 1148 до н. э. | Цзу Гэн | ||
Цзу Цзя祖甲 Zǔ Jiǎ | Цзу Цзя | |||
Линь Синь廩辛 Lǐn Xīn | Линь Синь | |||
Гэн Дин庚丁 Gēng Dīng | Кан Дин康丁 Kāng Dīng | Кан Дин | ||
У И武乙 Wǔ Yǐ | 1147 до н. э. — 1113 до н. э. | У И | ||
Вэнь Дин5文丁 Wén Dīng | 1112 до н. э. — 1102 до н. э. | Вэнь Дин | ||
Ди И帝乙 Dì Yǐ | 1101 до н. э. — 1076 до н. э. | Ди И | ||
Цзы Чжоу子紂 Zǐ Zhòu | Ди Синь帝辛 Dì Xīn | 1075 до н. э. — 1046 до н. э. | Ди Синь | |
1 Первой общепризнанной датой в китайской истории считается 841 до н. э.. Все более ранние даты являются предметом дискуссии, иногда весьма оживлённой. Приведённые здесь даты предложены Хронологическим проектом Ся-Шан-Чжоу, составленным учёными по заказу правительства Китая и опубликованным в 2000 году. Они приводятся только в качестве ориентира. | ||||
2 Тронному имени часто предшествует наименование династии, Шан (商), например Шан Тан (商湯). | ||||
3 Имя, используемое в надписях на гадательных костях для жертвоприношения предкам. | ||||
4 Период династии Шан начиная с Пан Гэна часто именуется династией Инь (殷) из-за переноса столицы в Инь. | ||||
5 Также известен как Тай Дин (太丁 Tài Dīng). |
Происхождение гуа и многообразие мантических текстов
Существуют несколько гипотез, объясняющих появление триграмм и гексаграмм «Канона Перемен». Согласно одной из них, они восходят к гаданиям на костях животных и панцирях черепах (скапулимантия) эпохи Шан-Инь (1554-1046 до н.э.). Графические знаки «Чжоу-и» могли возникнуть как стандартизированные изображения трещин, появлявшихся в процессе гадания, когда кости нагревались и по ним по всем направлениям расходились разнообразные трещины, которые затем трактовались прорицателем.
Гадательные надписи на костях животных и панцирях черепах 甲骨文 цзягувэнь, эпоха Шан-Инь (XVI-XI вв. до н.э.)
Интересные результаты принесли недавние раскопки в Цяотоу 桥头遗址 (пров. Чжэцзян, городской уезд Иу). В гробнице, относящейся к шаншаньской культуре 上山文化 был обнаружены сосуды с орнаментом в форме гексаграмм И-цзин, возраст которых составляет около 9000 лет.
Еще одна гипотеза связывает появление триграмм и гексаграмм «Книги Перемен» с истоками китайской письменности, в частности, с примитивным узелковым письмом. Предполагается, что сплошная черта заменила большой узелок, а прерванная — два маленьких. Восемь триграмм и 64 гексаграммы, таким образом, стали основой классификации предметов внешнего мира. Однако они не смогли конкурировать с пиктограммами и возникшими из них иероглифами, и превратились в важнейший элемент гадательной практики.
Возможно также, что триграммы могли быть связаны с древнейшими мантическими символами: «единица» (сплошная черта) и «шестерка» (прерванная черта). Либо это могло быть графическое выражение различных числовых комбинаций, полученных при гадании на стеблях тысячелистника, возникшем в начале эпохи Чжоу. Тем самым, находит подтверждение неоднократно упоминаемой в «Десяти крыльях» идеи, что тайны космоса заключены в числе, а также слова историографа Бань Гу 班固 (32-92) о «происхождении триграмм от чисел».
Помимо триграмм и возникших из их удвоения гексаграмм, на рубеже II-I тыс. до н.э. имели хождение тетраграммы, состоящие из трех видов черт: сплошной, прерванной и дважды прерванной. Тем самым, система из 81 тетраграммы, представленная философом Ян Сюном 揚雄 (53 до н.э.-18 н.э.) в трактате «Тай сюань » 太玄經 («Канон Великой тайны»), базируется на древних практиках.
Существовали и другие мантические тексты. Так, в Дуньхуане были обнаружены тексты 2-й пол. I тыс. н.э., в которых представлены двух- и трехчастные символы, состоящие из вертикальных и горизонтальных сплошных черт.
Триграммы и гексаграммы «Канона Перемен» дали толчок к более сложным графическим построениям. Так, например, в трактате «И линь» 易林 («Лес перемен»), написанном, вероятно, Цуй Чжуанем 崔篆 (I–II вв.), путем удвоения 64 гексаграмм были получены 4096 знаков из 12 черт каждый.
Религия при Династии Шан
Люди поклонялись Божеству “Шан-Ди” (“Господь на высоте”). Этот Бог был высшим существом, управляющим всеми стихиями, от него зависела жизнь людей и государства. Также было распространено поклонение предкам, в последствии эта мысль отразилась в конфуцианстве. Религия и религиозные обряды занимали весьма видное место в сознании людей.
Сам император был первосвященником и считался богоподобным. Люди верили в жизнь после смерти, поэтому, короли и знать были захоронены вместе со всеми вещами повседневного обихода, рабов подвергали погребению заживо вместе с их умершим хозяином. Люди времен династии Шан верили, что Бог правит миром.
Почему Китай — Поднебесная?
Одно из самых распространенных названий страны среди самих китайцев звучит как Тянь Ся и состоит из двух иероглифов 中国, где первый означает «небо» или «день», а второй можно перевести как «подножие» или «нахождение под чем-либо«. Вот и получается дословный перевод — «государство, находящееся под небом» или «Поднебесная».
Считается, что это название появилось еще во времена возникновения на этой территории первого государственного образования — Шан-Инь примерно в 1600 году до н.э. Существование этого государства подтверждается историческими хрониками Сыма Цаня и некоторыми археологическими находками. Уже в те времена в религиозных верованиях китайцев Небо занимало главенствующую роль. Именно там находилась обитель главного бога Шанди — центра космического мироздания и чертоги других богов.
Сынами Неба, спустившимися на железных драконах со звезды Сю аю Юань, называли восемь первоучителей китайского народа, передавших китайцам знания по земледелию и строительству, фармакологии и медицине, астрономии и математике. Они научили этот народ тайнам изготовления зеркал, фарфора, музыкальных инструментов, создали иероглифическую письменность, календарь и многое другое. Да и широко распространенный в древнем Китае культ предков утверждал, что добродетельные люди после своей смерти сольются с небом и оттуда смогут помогать своим потомкам в любых житейских вопросах.
Несколько позже, когда государство Шан было завоевано западными соседями Чжоу, и на трон объединенной страны воссели первые правители этой династии, была выдвинута концепция о том, что именно Небо наделяет правителя властью, выбирая самого достойного, а тот, в свою очередь, является выразителем воли Неба. Это распространяется и на его потомков до тех пор, пока кто-то из них не утратит это право своими неблаговидными поступками или несправедливым управлением государством. В этом случае Небо может выбрать другого добродетельного человека и к власти придет новая династия. Так император получил титул Сына Неба, а центральным храмом стал Храм Неба, где правители совершали обряд жертвоприношения, моля о процветании своего государства.
Конфуцианство, появившееся в 722 году до н.э. и ставшее официальной государственной идеологией в эпоху династии Хань, лишь закрепило принцип «Небесного мандата» в головах китайцев, выстроив четкую конструкцию не только требований к императору, но и его отношений с подданными, а также систему ценностей для каждого человека, проживающего в государстве.
В Китае давно нет императоров, наделенных властью по воле Неба, а конфуцианство, даже перестав быть официальной идеологией государства, продолжает оказывать серьезное влияние на мировоззрение жителей страны. А еще память об этом хранит множество исторических и архитектурных памятников, таких как Храм Неба или площадь Небесного Спокойствия Таньаньмэнь в Пекине, и, конечно, широко используемое название страны — Поднебесная.
Рабство
Рабы в период Шан (Инь) не имели общего наименования. Существовал целый ряд иероглифов для обозначения рабов, что особенно характерно для раннего периода рабовладельческого общества. Например, иероглиф «ну», обозначающий понятие «раб», изображал человека, стоящего на коленях со связанными сзади руками. Повидимому, первоначально это был пленный. Иероглифы «см» и «фу» также обозначали рабов из военнопленных. Первый знак изображал склонённого человека со связанными руками, к голове которого была привязана верёвка. Второй иероглиф {фу) по своему начертанию похож на первый: он изображал человека, схваченного рукой.
Китайскими учёными высказывается предположение, что «тун», «це», «цзай», «чэнь», а также «пу» были обозначениями домашних рабов. Знак «цзай» состоит из графических элементов — крыши (или ворот) и клеймения; повидимому, этот знак обозначал рабов, выполняющих работу в доме. Иероглиф «це») состоит из двух элементов: неполного знака «синь» (клеймение) и иероглифа, означающего женщину, т. е. выражал понятие «женщина с небольшим клеймом», что равносильно понятию «рабыня». Позднейшее значение этого знака — наложница. Иероглиф «пу» изображал человека, лоб которого был заклеймён. Иероглиф «чэнь», повидимому, означал покорившихся, смирившихся военнопленных, которых хотя и превращали в рабов, но в связи с их покорностью выделяли среди остальных рабов, поручали им служебные функции, в частности наблюдение за другими рабами. Отсюда происходит более позднее значение знака «чэнь» — слуга, чиновник.
Источниками рабства были постоянные войны иньцев с соседними племенами и захват пленных. Ряды рабов пополнялись, может быть, также за счёт осуждённых. Кроме того, иньские цари и знать получали рабов от подчинённых племён, присылавших их в качестве дани наряду с различными предметами. О прибытии этих рабов в иньскую столицу сообщается в гадательных надписях на костях.
Рабы использовались преимущественно в скотоводстве, но частично и в земледелии. Так, в надписях на костях иньского времени упоминается об обработке земли пленными из племени цян. В ряде надписей на костях встречаются прямые указания на использование в скотоводстве рабов из захваченных пленных. Рабы использовались также в качестве ездовых, на охоте. Для этой цели чаще всего служили рабы из зависимых племён. Возможно, что рабов использовали и для обслуживания жертвоприношений, для ухода за жертвенным скотом и для заклания его.
6. Экономика
6.1. Земледелие, скотоводство, собирательство, охота
Шанцы занимались земледелием, культивировали пшеницу, ячмень, бобы, фасоль, коноплю, различные овощи и фрукты, чумизу. Именно в шанский период китайцы начали заниматься шелководством. Из домашних животных преобладали свинья и собака, встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси. Возможно, водились прирученые слоны. Осуществлялась охота на кабанов, оленей и тигров, ловля рыбы и дичи. В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. В земледелии господствовал ручной труд с использованием деревянных орудий (мотыги, серпы) с каменными вкладышами или разборными частями. Хозяйства делились на малые хозяйства и большие поля. Существовали трудовая повинность, натуральная рента.
6.2. Ремесло
Изготовлялись орудия труда и оружие. Сохранились остатки керамических, камнерезных и бронзолитейных мастерских. Об высокой квалификации мастеров свидетельствуют орнаменты на изделиях из бронзы и камня, тонкие изделия, украшения и символические изображения. Однако колесницы и шёлковые изделия поставлялись лишь во дворец, тогда как быт простых земледельцев мало чем отличался от их предков эпохи неолита
Создание государства Шан(Инь)
Судя по преданиям, сохранившимся в древних литературных источниках, племя шан первоначально заселяло бассейн реки Ишуй (северо-западная часть нынешней провинции Хэбэй). Затем, как предполагают некоторые современные китайские исследователи, это племя расселяется из бассейна реки Ишуй по разным направлениям: на запад — на территорию современной провинции Шаньси, на юг — в Хэнань, на юго-восток — в Шаньдун, на северо-восток — по побережью Бохайского залива до Ляодунского полуострова.
Позднее племя шан продвигается ещё дальше на юго-запад и проникает вглубь современной провинции Хэнань.
К XVIII в. до н. э., когда, по преданиям, во главе племени шаи стоял Чэн Taн, относится окончательное покорение им племени ся.
Чэн Тан, согласно китайской традиции, основал династию, получившую название Шан. В более поздние времена, после падения этой династии, в надписях на бронзовых сосудах династию Шан и государство в целом, а также коронное население его, впервые стали обозначать иероглифом «инь». Это название получило широкое распространение как в древних источниках, так и в современной китайской и иностранной литературе. Поэтому мы тоже применяем для обозначения одного и того же государства или периода два названия: Шан и Инь.
Название Шан, приме нявшееся вплоть до уничтожения этого царства в XII в. до н. э., происходит от названия местности, где, повиди мому, находились родовые владения вождей племени Шан. Это название применялось и для обозначения племени, затем оно было принято в качестве названия государства и страны.
Основным источником сведений о царстве Шан (Инь) являются данные, почерпнутые из раскопок остатков последней столицы этого царства, города Шан, найденных близ города Аньян, у деревни Сяотунь (в современной провинции Хэнань). Особое значение имеют найденные здесь кости с надписями. Эти надписи представляют собой в основном гадательные записи — вопросы иньских царей к оракулам и ответы последних. Надписи сделаны на костях различных животных (чаще всего быков и оленей) и щитках (панцырях) черепах и могут быть отнесены к XIV—XII вв. до н. э.
На основании данных этих надписей некоторые исследователи делают вывод, что вся территория государства Шан (Инь) разделялась на пять больших районов, носивших названия: Шан, Северные земли, Южные земли, Восточные земли и Западные земли. Район Шан считался центральным, основным, поэтому в надписях на костях он назывался Центральный Шан.
Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг царства Шан находился целый ряд полузависимых, временами подчинявшихся ему, в том числе китайских по языку племён. По соседству с Западными землями обитали племена чжоу, цян, гуйфан, куфан; соседями Северных земель были племена люйфан и туфан; соседями Южных земель — цаофан и др., и, наконец, по соседству с Восточными землями находилось племя жэньфан.
Государственный строй
Рабовладельческое государство Шан (Инь) — орудие господ ства класса рабовладельцев — за сравнительно длительный период своего существования претерпело значительные изменения. На раннем этапе оно ещё сохраняло пережитки родо-племенной военной демократии. Об этом, в частности, свидетельствует существование в то время совета старейшин. Однако дальнейшее развитие государственной организации привело к появлению в ней деспотических черт, к монополизации царём всей полноты власти.
Царь был, повидимому, номинальным верховным собственником всей земли в государстве, первым и самым крупным рабовладельцем. Одновременно он являлся верховным военным вождём и первосвященником. Религия, укрепляя авторитет царя, представляла его в глазах народных масс сверхъестественным существом божественного происхождения, «сыном неба» (божества), управлявшим «поднебесной» страной якобы по повелению неба. Характерно, что в самом начертании знака «ван» (царь) выражена идея величия единоличной власти. Так, вначале соответствующий иероглиф состоял из двух элементов: «великий» и «единственный», В дальнейшем понятие «великий» в этом знаке было заменено изображением неба, что было связано с религиозным представлением о божественном происхождении царей.
Иньские цари возглавляли государственный аппарат. У нас нет подробных данных о структуре государственного аппарата иньского периода. Надписи на костях и бронзе дают отрывочные сведения по этому вопросу, приводя лишь отдельные термины, которые могут быть объяснены как названия должностей, чаще всего военных чинов. Данные же литературных памятников гораздо более позднего происхождения, рисующие сложную государственную организацию иньского периода, требуют критического подхода и до настоящего времени ещё не подтверждены расшифрованными надписями на костях.
Существовали такие неотъемлемые атрибуты государства, как армия и тюрьмы. Некоторые данные об этом можно найти в надписях на гадательных костях. Опираясь на армию и государственный аппарат угнетения, цари жестоко расправлялись с непокорными. В упомянутых выше надписях встречается целый ряд иероглифов, изображающих различные виды наказания и казни, а именно: казнь путём сожжения на огне, через повешение, четвертование, обезглавливание, закапывание живым в землю. Применялись и более «лёгкие» наказания: отрезали нос, отрубали ноги, руки, уши, выкалывали глаза и т. д. Некоторые знаки изображают склонённого человека с колодками на обеих руках, другие — человека с колодками на руках, помещённого в деревянный ящик или в яму — своеобразную тюрьму. Указания на существование в иньский период некоторых из этих видов наказания встречаются также в литературных памятниках.
Политическое устройство
Политический статус различных слоёв населения был разнородным. Ван обладал властью-собственностью, был сакральной фигурой (он был первосвященником). Он исполнял торжественные ритуалы в честь покойных предков ди. Считалось, что только он выступал посредником между миром живых и умершими предками. Практика наследования должности вана находилось в процессе становления. Со времён У Дина до У И эта должность передавалась либо от брата к брату, либо от дяди к племяннику с учётом старшинства. С У И стала нормой передача власти от отца к сыну. Младшие родственники ванов,которые не могли претендовать на высшую власть, формировали аристократические кланы.
Окружение вана (аппарат администрации, воины) имело привелигированный статус, по сравнению с крестьянами. Чиновники делились на высших администраторов, низших чиновников-распорядителей и лиц, ответственных за военную подготовку и охоту.
Архитектура
Древнекитайская архитектура – уникальное явление, настоящее «чудо света». Императорские дворцы, которые сохранились до настоящего времени, поражают пышностью и роскошью. Каждое такое грандиозное строение призвано было олицетворять величие своего владельца.
Дворец китайского императора состоял из двух половин: парадной и жилой. Первая использовалась для проведения официальных церемоний, а во второй проживала императорская семья.
Многоярусные буддийские пагоды и храмы, вызывающие особый восторг туристов, – неотъемлемая составляющая древнекитайской архитектуры. Самая знаменитая из них – гигантская пагода Диких гусей в южном Сиане. Высота ее составляет более шестидесяти метров. Неизменный интерес у туристов вызывают храмы, которые во времена Средневековья вырубались прямо в скалах.
Китайская традиция о Шан (Инь)
Чэн-тан — основатель первой исторической династии Шан
Название государства Шан (Инь; 1600— 1046 гг. до н. э.) состоит из двух отдельных терминов: само названия основавшей его народности (шанцы) и названия его последней столицы (город Инь).
Древнекитайские историки возводят родословную правящего дома шанцев к сыну совершенно мудрого государя Гао-синя по имени Се. Утверждают, что он появился на свет в результате чудесного вмешательства высших сил. Сыма Цянь рассказывает об этом так: «Мать иньского Се звали Цзянь-ди, она была второй женой императора Ку. Как-то три женщины отправились купаться и увидели, как пролетевшая ласточка уронила яйцо. Цзянь-ди взяла его и проглотила, вслед за чем понесла и родила Се». Когда Се вырос, он стал Добродетельным и умелым государственным деятелем и получил в награду за свои деяния владение в местности Шан (предположительно в восточной части провинции Хэнань).
Основателем государства Шан-Инь стал дальний потомок Се — Чэн-тан (У-тан). Ранее бывший вассалом Ся, он возглавил политическую и военную оппозицию последнему сяскому правителю — «тирану Цзе» и, разгромив его армии, вступил на трон. После благополучного царствования самого Чэн-тана и восьми поколений его потомков страна оказалась в кризисном положении из-за нравственной деградации царей (так переводится титул древнекитайских правителей ван). «Со времён Чжу-дина нарушили законное наследование и вместо этого возводили на престол младших братьев и их сыновей. Некоторые младшие братья и сыновья боролись друг с другом за власть. Дошло до того, что на протяжении девяти поколений продолжались смуты», — пишет об этом периоде истории Шан Сыма Цянь, перенося на него более позднюю систему престолонаследия и этические установки.
В середине XIV в. до н. э. к власти пришёл 19-й царь иньской династии — Пань-гэн (1300—1251 гг. до н. э.). Дабы вывести страну из кризиса, он решил не просто утвердить новую столицу — город Инь, но и построить её в совершенно новом месте. Все прежние города располагались в правобережной зоне Хуанхэ. Инь возвели в левобережной части и далеко к северу от реки. Этой акции в китайской историографии придавалось настолько принципиальное значение, что, исходя из неё, иньскую эпоху стало принято разделять на два самостоятельных периода — Ранняя Инь (Шан) и Поздняя Инь (собственно Инь).
Своего высшего расцвета иньское государство достигло при царе У-дине (1250—1192 гг. до н. э.; племянник Пань-гэна и 21 -й царь династии). А погибло оно вновь по вине царя-тирана — Чжоу-синя (Ди-синь; 1075—1046 гг. до н. э.).
Легендарные правители
Согласно «Историческим запискам» Сыма Цяня, первым правителем Китая был некий Хуан-ди, которого также называют Желтым Императором. Согласно преданиям он был первопредком китайского народа. Согласно традиции периодом его правления называют время около 2600 г. до н.э.
От правления Хуан-ди ведет отсчет эпоха Пяти императоров. Наследниками Хуан-ди, согласно Сыму Цяню, стали Чжуань-сюй, Ку, Яо и Шунь.
Шунь стал последним из императоров. Он отдал свою власть Юю, управившемуся с потопом на Земле. Юй Великий, в свою очередь, стал основателем легендарной династии Ся (с 2070 год до н. э. по 1765 год).
Замечание 2
Китайские археологи зачастую связывают династию Ся с археологической культурой Эрлитоу, существовавшей в 2100 -1800 (1500?) г. до н. э. Однако, нет никаких достоверных письменных источников, которые позволили бы точно установить существование легендарных Пяти императоров и династии Ся. И поэтому большинство специалистов считают их героями китайских легенд и преданий.
Одежда
Жители древнего Китая равно страдали и от жары, и от холода, поэтому в одежде была важна многослойность. Китайцы носили одежду четырех видов: ишан (юбка и куртка), цзяолинпао (запахивающийся халат), шеньи (халат с отрезной талией), юаньлинпао (широкие штаны, куртка и запашной халат). Одежда мужчин и женщин была одинаковой, однако женские костюмы содержали больше элементов декора.
Качество одежды сильно зависело от статуса владельца. В Китае в средние века крестьяне одевались в просторные хлопковые штаны и куртки, а в холодное время года носили халат или несколько надетых друг на друга халатов. Одежда знати шилась из шелка, а верхние плащи изготовлялись из шерстяной ткани или пуха. Штаны всегда были скрыты под полами широкого шелкового халата. Рукава халатов были очень длинными и ниспадали в виде складок. Известны следующие виды халатов: мань (с вышивкой, изображавшей дракона), куань-инь (с символом, отображавшим род занятий), рэй (с иероглифами).
Обязательным элементом одежды знати были богато украшенные пояса, к которым пристегивались ножи или холодное оружие.
Зимой средневековые китайцы носили шубы. Простолюдины шили их из меха козы или собаки, а китайская знать щеголяла в собольих, лисьих или каракулевых мехах.
Обувь изготовляли из разных материалов: соломы, ткани, кожи. Мужчины носили в основном высокие сапоги, а женщины предпочитали туфли на высокой деревянной платформе.
Что касается головных уборов, то в ходу у китайских крестьян были соломенные шляпы, а вельможи носили черные фетровые или шелковые шапочки. Знатные женщины любили сооружать замысловатые конструкции из собственных волос.
Представители каждой доисторической или средневековой правящей династии вносили определенные дополнения в традиционные костюмы. Любой элемент одежды должен был рассказывать о сословии и статусе человека. Большой популярностью пользовались аксессуары – зонты, веера из самых разных материалов.
Цвет одежды выбирался в зависимости от времени года. Весной лидировал зеленый, летом – красный, желтый и оранжевый, осенью – белый, а зимой – черный.
Яндекс.Картинки
Короли
Самые ранние записи — это кости оракула, сделанные во время правления королей Шан из У Дина. Кости оракула не содержат списков царей, но они записывают жертвы предыдущим царям и предкам нынешнего царя, которые следуют стандартному расписанию, восстановленному учеными. Из этих свидетельств ученые составили предполагаемый список царей и генеалогию, обнаружив, что они в значительной степени согласуются с более поздними версиями, особенно для более поздних царей. Согласно этому предполагаемому списку царей, У Дин был двадцать первым королем Шан.
Цари Шан упоминались в костях оракула посмертными именами. Последний символ каждого имени — это один из 10 небесных основ, который также обозначал день 10-дневной недели Шан, в который в рамках ритуального расписания этому предку приносились жертвы. Царей было больше, чем основ, поэтому имена имеют отличительные префиксы, такие как 大 Dà (большой), 中 Zhōng (средний), 小 Xiǎo (меньший), 卜 Bǔ (внешний), 祖 Zǔ (предок) и еще несколько неясных имен.
Цари в порядке преемственности, производном от костей оракула, здесь сгруппированы по поколениям. Более поздние правления были назначены группам предсказателей костей оракула Дун Цзобинь :
Поколение | Старшие братья | Основная линия происхождения | Младшие братья | Группа прорицателей | ||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 大 乙 Dà Yǐ | |||||
2 | 大 丁 Dà Dīng | |||||
3 | 大甲 Dà Jiǎ | 卜 丙 Bǔ Bǐng | ||||
4 | 大 庚 Dà Gēng | 小 甲 Xiǎo Jiǎ | ||||
5 | 大 戊 Dà Wù | 呂 己 Lǚ Jǐ | ||||
6 | 中 丁 Zhōng Dīng | 卜 壬 Bǔ Rén | ||||
7 | 戔 甲 Jiān Jiǎ | 祖乙 Zǔ Yǐ | ||||
8 | 祖辛 Zǔ Xīn | 羌 甲 Qiāng Jiǎ | ||||
9 | 祖丁 Zǔ Dīng | 南 庚 Nán Gēng | ||||
10 | 象 甲 Xiàng Jiǎ | 盤庚 Pán Gēng | 小辛 Xiǎo Xīn | 小 乙 Xiǎo Yǐ | ||
11 | 武丁 Wǔ Dīng | I | ||||
12 | 祖 庚 Zǔ Gēng | 祖 甲 Zǔ Jiǎ | II | |||
13 | 廩 辛 Ln Xīn | 康丁 Gēng Dīng | III | |||
14 | 武 乙 Wǔ Yǐ | IV | ||||
15 | 文武 丁 Wén Wǔ Dīng | |||||
16 | 帝乙 Dì Yǐ | V | ||||
17 | 帝辛Ди Син |
- Примечания