Истоки рыцарской культуры
Яркую страницу в средневековой культуре составляет рыцарская культура. Создателем этого направления является военно-аристократическое сословие. Оно же стало единственным носителем рыцарской культуры. Рыцарство зародилось в раннее средневековье и достигло расцвета в $XI-XV$ веках. Истоками рыцарской культуры стали:
- культура варварских народов, уходящая в глубины веков;
- развитая концепция христианского служения. Первоначально она воспринималась как религиозное суждение, но позднее приобрела иную окраску – служение государству, своему сеньору, даме сердца.
В корне рыцарского этоса (стойких требований к нормам поведения) лежит верность сеньору. Рыцари признавали предательство и вероломство самыми тяжким грехом. Наказание за нарушение верности было жестоким, вплоть до исключения из корпорации. Профессиональная деятельность рыцаря – война. Со временем рыцарство берёт на себя ещё одну функцию – защитника справедливости. Хотя рыцари воспринимали справедливость своеобразно и только относительно своего круга, она составила важную составляющую в этосе военного сословия. Её ярко выраженный сословно-корпоративный характер чётко проявляется в высказывании Бернарда де Борна:
Вооружение и доспехи
Рыцари отправлялись в поход в сопровождении своих слуг — пеших солдат, обоза и лучников. Разумеется, рыцарь был среди них наиболее эффективной и наилучшим образом защищённой боевой единицей. Латные доспехи, оружие и щит, а также боевой конь стоили весьма недёшево, поэтому рыцарем мог быть только человек богатый, имевший обычно собственное поместье, приносившее хороший доход.
Снаряжение рыцаря — это очень сложная и хорошо продуманная система из брони и вооружения. В процессе развития ремёсел и совершенствования мастерства кузнецов и оружейников доспехи для воинов превращались в подлинные произведения искусства, состоящие из огромного количества деталей.
Облачение в броню можно описать следующим образом: на обычную одежду сверху надевалась специальная куртка из нескольких слоёв плотной ткани, так называемый гамбезон. Следующим слоем была металлическая кольчуга, призванная закрыть щели между кованными пластинами брони. Затем латами закрывали ноги и руки, и, наконец, на грудь и спину пристраивали кирасу, а голову защищали шлемом.
Кроме того, рыцари в бою использовали щиты. Металлические или деревянные, окованные железом, они нередко были украшены родовым гербом владельца. Основным оружием средневекового рыцаря был кованый меч. Его носили прикреплённым к поясу с левой стороны, а с правой обычно располагался кинжал. Кроме этих видов оружия, в те времена использовались также копья, палицы, боевые топоры и даже молоты.
Роль рыцарей в жизни средневекового общества
Доля рыцарского сословия в Европе была невелика. В среднем они составляли не более 3% населения той или иной страны. В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной.
Средние века были временем, когда все решала сила, а сила была в руках рыцарства. Рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства – землей, и именно они сосредоточили в себе всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяло его знатность
Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон Средневековья.
Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь, так и военные конфликты, и дипломатические отношения. Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимания всех сторон жизни средневекового общества
Но нельзя не сказать, что, на самом деле, их отношение как к простым людям, так и к представителям своего круга (в том числе членам своей семьи), было далеко от идеала, венчающего рыцарство особым ореолом благородности.
Детство рыцаря продолжалось до 7-8 лет. После 8 лет игры сменялись подготовкой к военной службе
Старшие сыновья обычно изучали азы грамотности, но основное внимание уделялось военному образованию. Около 21 года юношу посвящали в рыцари, после чего он уже считался совершеннолетним
Вторых сыновей часто готовили к церковной карьере, и после получения минимальных знаний в родительском доме их отдавали в монастырь или на теологические факультеты университетов.
Снаряжение, обмундирование и вооружение рыцарей
С момента своего появления рыцарство прошло долгий и трудный период, в результате которого сформировалось новое сословие, олицетворявшее собой лучшие слои гражданского общества того времени. Блестящие военные подвиги, участие в государственных вопросах позволили рыцарям занять едва ли не самое привилегированное положение в обществе. Рыцарь в средневековой Испании имел право сидеть за одним столом с королевской четой. Только идальго могли официально носить оружие. Подтверждением высокого положения человека рыцарского достоинства, стали новые титулы. Так появились don, sire, monsienr и monsire титулы, характеризующие людей, принадлежащих к высшей касте.
Такое положение вещей накладывало отпечаток на образ жизни лиц в рыцарском звании. Формировалась определенная культура поведения, появились новые манеры, возникли определенные знаки отличия в одежде, костюм. Многое из перечисленного имеет отношение к военному делу, которое вместе рыцарями стало неотъемлемой частью жизни знатных особ того времени. В Англии предпочтение отдавалось военной атрибутике, тогда как испанский двор тяготел больше к гражданскому платью. Для тех времен, когда военный мундир отсутствовал как таковой, основным элементом рыцарского костюма было личное оружие. Меч или шпага стали постоянными спутниками идальго. Английские рыцари предпочитали носить облегченные рыцарские доспехи, подчеркивая свое высокое положение.
Во Франции в моду вошли мужские платья, олицетворяющие сразу два образа — военную выправку и гражданский костюм состоятельного господина и ценителя женской красоты. В дополнение к броне, надетой на тело, рыцари носили в качестве украшения шляпы с перьями, плащи и накидки, украшенные дорогими мехами. К кольчуге, к латам, к щиту и шлему, добавились металлические шпоры, которые в дальнейшем носились повседневно.
В техническом оснащении главным элементом рыцарской экипировки считался конь, который стал символом рыцарской доблести. Положение в военной иерархии обязывало каждого господина, имевшего рыцарский титул иметь своего боевого коня, в совершенстве владеть копьем и мечом. Основное вооружение рыцарей средневековья включало традиционные образцы холодного оружия. В отличие от любого другого воина, бронированные всадники должны были в совершенстве владеть многими приемами боя. Любое холодное оружие в руках воина становилось смертельно опасным оружием. В обязанности рыцаря входило умение управлять войсками на поле боя, поэтому немало внимания уделялось обучению тактическим вопросам.
Рыцари средневековой Европы представляли собой самые боеспособные и технически подготовленные воинские подразделения. В каждом войске имелся сводный отряд тяжеловооруженных всадников, основная задача которых заключалась в нанесении первого и сокрушительного удара по противнику. Кавалерию тех времен можно смело сравнивать с современными танковыми войсками, которые выполняют функцию стального тарана. Рыцарская конница действовала аналогичным образом, представляя собой ударную силу армии.
Самой многочисленной рыцарской ратью обладали французские короли, Императоры Священной Римской Империи Германской нации. В Англии и в Испании в силу определенных экономических факторов, рыцарское сословие было не таким масштабным. У англичан рыцарство носило несколько иной характер, чем в континентальной Европе. Британские дворяне, графы и герцоги больше тяготели к государственной службе и составляли в войсках незначительное число. В Испании прослеживалась аналогичная ситуация. Количество рыцарской конницы, состоящей на службе испанских королей, всегда было ограничено. Более воинственные германские народы, сделали рыцарство основной военной силой, поэтому здесь появляются крупные воинские формирования рыцарей, ставшие впоследствии хорошо известными рыцарскими орденами — Тевтонским и Ливонским.
Эпоха рыцарства в том виде, в котором мы привыкли его воспринимать, продолжалась вплоть до XIV века, когда на поле боя вышло огнестрельное оружие. Отпала необходимость в тяжеловооруженной кавалерии. Соответственно в военном в плане рыцарство утратило свои лидирующие позиции. Появилась официальная государственная военная служба, вместо рыцарей основное место в армии заняли офицеры.
Феодальные отношения
Мир в средневековом понимании был вечен и неизменен, а в нем таким же вечным и неизменным представлялось господство владетельных сеньоров и рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное – безобразно и аморально. Таково распространенное суждение того времени, и, надо сказать, отчасти оно было справедливо, так как в данном сословии некое подобие культуры имело возможность сохраняться и развиваться. Простой же крестьянин не знал ничего, кроме нескончаемой борьбы за существование.
Сеньор имел достаточно широкие права на своих крестьян и значительно меньшие – на своих вассалов, однако и он сам должен был выполнять целый ряд определенных обязанностей. Во-первых, для сохранения своего образа жизни ему просто необходимо было всесторонне защищать как своих крестьян, так и своих вассалов. Это касается и военной защиты от внешних или внутренних врагов путем организации обороны замка, города или феода, и юридической защиты от посягательств другого сеньора, церкви или даже короля. Кроме того, за службу сеньор был обязан предоставить вассалу феод (лен), т.е. поместье, а крестьянину – надел земли, а вот отобрать их при условии добросовестного выполнения вассалами и крестьянами своей службы он не мог. Также сеньор должен был помогать своим вассалам выкупиться из плена и дать рыцарское воспитание их сыновьям. В континентальной Европе сеньор не мог требовать службы от вассалов своего вассала – это отчасти практиковалось лишь в Англии. С другой стороны, необходимо учитывать, что в таком обществе почти все феодалы (за исключением короля и мельчайших рыцарей) одновременно были чьими-нибудь сеньорами и чьими-нибудь вассалами. Поэтому почти каждый сеньор одновременно выполнял и обязанности вассала по отношению к более высокопоставленному сеньору.
Рыцарский кодекс и реальная жизнь
Замечание 1
Рыцарский кодекс предписывал множество ограничений и требует множество достоинств от представителей рыцарства. Как считал Раймонд Луллий, рыцарь – это «тот, кто ведёт благородный образ жизни и поступает благородно». Благодаря рыцарской культуре возникает придворный (куртуазный) этикет. Это особый стиль поведения, способы выражения чувств и отличный быт. В придворной культуре воспевается культ дамы. Избранница сердца воспринималась как богиня, ей поклонялись, её посвящали стихи, песни и подвиги. В реальной жизни жёны многих рыцарей после свадьбы испытывали жестокий нрав своих мужей на себе, вплоть до того, что ходили со сломанными носами.
Многие стороны жизни рыцари специально выставлялись напоказ. К привлекательным чертам относились щедрость, благородство, храбрость. Даже если храбрость была безрассудной, а щедрость вела к обнищанию. Воин постоянно стремился к лидерству, стать первым, найти путь к славе. Его подвиги должны быть известны всему миру
Всё это придавало блеск рыцарской культуре, привлекало внимание, требовало соблюдение ритуалов и использование ярких символов и атрибутов. Одним из таких проявлений стали рыцарские турниры, которые имитировали настоящие военные сражения/ К $XIII$ веку они приобрели особую пышность, на них собирался весь цвет рыцарского общества
Гибель участника или нанесение ему увечья на турнире лишь усиливали интерес к мероприятию.
Воспитание юношей
Рыцарей растили в особых условиях. Согласно информации из исторических документов, главным для юношей было умение владеть оружием, хорошо держаться в седле, танцевать и петь, быть галантным. Необязательным условием являлась грамотность. Рыцарь мог не уметь читать и писать. Семь лет он должен был прислуживать опытному мужчине — чистить его оружие и коня, следить за обмундированием.
Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.
Позже обряд был изменен под давлением церкви. Перед днем посвящения юноша должен был провести всю ночь в часовне молясь. На рассвете он выкладывал свое оружие на алтарь и посвящал его Богу. Затем на мальчика надевали шелковую белую рубашку и алое сюрко. Эти два цвета символизировали чистоту и кровь, которую рыцарь прольет во имя веры. А также он надевал коричневые штаны, указывающие на то, что после смерти каждый человек возвращается в землю.