Миф II, менее известный:Господство рыцарской кавалерии на поле боя было разрушено английскими лучниками, а окончательно сметено огнестрельным оружием.
Этот миф заложен еще во времена Столетней войны, после разгромных поражений французских войск при Креси, Пуатье и Азенкуре, и вроде бы основывается на словах французского хрониста Жана Фруассара. Звучит он примерно так: кичливые бронированные рыцари проиграли пешим лучникам-йоменам, которые успевали сделать из них ежиков, и убивали под ними лошадей.
Но, во-первых, источник этого мифа — французский хронист, который находился на службе у английской королевы, так что считать его полностью незаинтересованным лицом не стоит. А, во-вторых, по утверждению известного историка, и одного из основателей исторической реконструкции в СССР и России, кандидата исторических наук Олега Валерьевича Соколова, проигрыш при Креси был вызван недисциплинированностью французов. Кроме того, английские рыцари, спешившись, защищали своих лучников, что позволило тем чувствовать себя в безопасности за кольями и расстреливать французов.
Таким образом, французских рыцарей победили дисциплинированные английские рыцари в сочетании с лучниками, а погубило неумение французского короля управлять своими воинами.
Подтверждением этой мысли может быть битва при Пате, где уже обновленная, дисциплинированная французская тяжелая конница, буквально за минуты размазала тех же английских лучников по траве, ударив с фронта и фланга. Английские же рыцари не успели помочь своим лучникам и, также поддавшись панике, разбежались.
А в самой позорной для англичан битве при Форминьи французские рыцари, по утверждению того же О.В. Соколова, не стали бросаться на колья и лучников, а использовали две пушки, обстрел из которых заставил англичан выйти из укреплений и атаковать, после чего их сначала связали боем, а потом таким же фланговым ударом разбили наголову.
Ну а реальным концом рыцарского господства было появление дисциплинированной пехоты, умеющей биться строем. Сначала это были швейцарцы, затем немецкие ландскнехты, а после появления действительно эффективного огнестрельного оружия в сочетании с пиками — испанские и итальянские пехотинцы. Так что рыцарскую гегемонию победила дисциплина, выучка и наемные армии.
Воспитание юношей
Рыцарей растили в особых условиях. Согласно информации из исторических документов, главным для юношей было умение владеть оружием, хорошо держаться в седле, танцевать и петь, быть галантным. Необязательным условием являлась грамотность. Рыцарь мог не уметь читать и писать. Семь лет он должен был прислуживать опытному мужчине — чистить его оружие и коня, следить за обмундированием.
Затем будущий всадник проходил особый обряд посвящения. Эта процедура свидетельствовала о том, что юноша переходит к самостоятельности и зрелости. Обряд проходил в несколько этапов. На мальчика надевали шпоры, опоясывали мечом и давали пощечину — единственную в жизни, на которую рыцарь не должен отвечать. После этого юноша должен был ловко вскочить на коня и копьем пронзить установленную мишень.
Позже обряд был изменен под давлением церкви. Перед днем посвящения юноша должен был провести всю ночь в часовне молясь. На рассвете он выкладывал свое оружие на алтарь и посвящал его Богу. Затем на мальчика надевали шелковую белую рубашку и алое сюрко. Эти два цвета символизировали чистоту и кровь, которую рыцарь прольет во имя веры. А также он надевал коричневые штаны, указывающие на то, что после смерти каждый человек возвращается в землю.
Роль геральдики во времена рыцарей
Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука – геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.
Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.
Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.
↑ Происхождение геральдики
Обычай составления личного рыцарского герба, конечно же, не мог возникнуть сам по себе. Для этого имелись исторические предпосылки, корнями уходящие в седую древность. Изначально в любом племени присутствовал свой тотем, отличительный символ, свой собственный знак. У народа франков таким символом был крест над кругом. У готов – крест или полумесяц. Да и Юлия Цезаря с его золотым орлом тоже не грех упомянуть. Но именно Крестовые рыцарские походы положили начало геральдике как особому искусству, язык символов которого был понятен абсолютно всем, в отличие от, скажем, обычной грамоты, так как навыком читать и писать в средние века владели далеко не все люди.
Таким образом, герб на щите рыцаря был чем-то вроде удостоверения личности, паспортом, если угодно, так как доносил миру всю важную информацию о его владельце: о происхождении рыцаря, его родословной, его подвигах и особых заслугах. Так что, если два рыцаря встречались на одинокой дороге, им одного взгляда на герб было достаточно, для того, чтобы уяснить – враги ли они друг другу или нет. Впрочем, узнавать друг друга издалека было полезным навыком не только на проселочной дороге, но прежде всего, на поле брани, где рыцари, с ног до головы закованные в железные латы, со шлемом на голове да с закрытым забралом, должны были знать, на кого меч поднимать.
В мясорубке средневековых побоищ не до куртуазных расшаркиваний было. Сначала били, а только потом спрашивали. В общем, гербы в такой ситуации оказывались просто незаменимой шпаргалкой, позволяющей рыцарям, в пылу боя, не раскроить случайно череп своему союзнику.
Мальтийский крест
Происхождение мальтийского креста точно не установлено.
Считают, что такой крест носили граждане республики Амальфи. Символически он толкуется следующим образом: четыре конца креста символизируют христианские добродетели, а восемь углов – добрые качества христианина. Белый крест символизирует безупречность рыцарской чести на кровавом поле войны.
В 1104 году Болдуин I, король Иерусалима, признал братство госпитальеров, а в 1107 году выделил им участок земли. С этого же времени госпитальеры начали приобретать земельные владения в различных европейских странах. В 1113 году папа Пасхалий II утвердил устав госпитальеров и предоставил им право самим избирать главу. Хартия Болдуина I и булла папы Пасхалия II хранятся в Национальной библиотеке Мальты в Валлетте.
Первым великим магистром Ордена, избранным госпитальерами в преемники Жерару в сентябре 1120 года, был Раймон Дюпюи. При нем Орден превратился в военно-монашеский и стал называться Иерусалимским орденом рыцарей-госпитальеров Св. Иоанна. К орденскому одеянию был добавлен для рыцарей черный плащ с белым крестом на левом плече. В походе рыцари надевали алый сюркоат с большим белым полотняным крестом спереди.
Устройство замков
В период Средневековья было построено много замков. Только в Англии за несколько лет их возвели более 300. В эту эпоху первыми замками стали прямоугольные деревянные башни, обнесенные садом, рвом и валом. Донжон состоял из нескольких этажей, а переходить с одного на другой можно было с помощью приставной лестницы. На первом хранили балласт, второй служил складом, а на третьем предпочитал жить феодал со своей семьей.
Каменные сооружения появились в конце XI века. Этот материал начали использовать, чтобы враги не могли сжечь и разрушить замки. Хотя в первые годы столетия переходы между этажами оставались деревянными, из-за чего часто случались пожары. Центральную башню дополняли угловыми, а ров перед крепостной стеной наполняли водой. Добраться до входа в замок рыцаря можно было по подъемному мосту.
А также необходимо было преодолеть одну или несколько кованых металлических решеток. Обычно входов было два: один для пешеходов, а второй для рыцарей-всадников. Некоторые замки сохранили изначальный вид и до современных времен, об остальных осталось только описание в документах и книгах.
Воины были очень отважными. Для захвата замка им нужно было засыпать рвы, поставить лестницы к стенам и забираться по ним наверх. Осажденные часто сталкивали их с крыши, а женщины плескали им в лицо кипятком и горячей смолой, сыпали золу и известь. Из-за таких трудностей замки пытались сжечь, а злобу выплескивали с помощью грабежей, пьянства и насилия.
Позже изобрели новые и усовершенствовали старые стенобитные орудия. Популярными были античные тараны и дома на колесах, а затем появилась петрария. Эта машина путем противовеса бросала груз по стенам замка.
Рыцари занимались только военным делом, отказывались вести хозяйство самостоятельно, но при этом у них было свое имущество — замки, конюшни, усадьбы. Все дела вместо них вели управляющие и приказчики. Они отчитывались перед рыцарями о состоянии имущества, следили за полями и садами, домами и драгоценностями.
Значение и сакральный смысл креста Тамплиеров
Сейчас историки рассматривают значение Креста Тамплиеров как единение противоположностей. По сути, он воплощает добро и зло, мужчин и женщин, свет и тьму. Дело в том, что крайности не могут существовать по отдельности.
Основной задачей знака крестоносцев является защита от злых сил. Сегодня символ призван оберегать своего хозяина от плохой энергии, делая ее положительной.
Потому люди используют Крест Ордена Тамплиеров для решения следующих задач:
- защита от сглаза и врагов;
- устранение порчи;
- защита от недоброжелателей;
- превращение плохой энергии в позитивную и ее присоединение к ауре хозяина символа.
Символ Тамплиеров помогает улавливать негатив, трансформируя его в положительную энергетику. При этом позитив не уходит без следа, а оберег направляет его на питание ресурса владельца амулета. Потому знак часто применяют маги для проведения ритуалов, которые нуждаются в значительных затратах энергии.
Символ требуется носить таким образом, чтобы он был скрыт от глаз посторонних людей. Вначале знак и вовсе нужно надевать под одежду, чтобы добиться тесного контакта с телом человека.
Символ обладает выраженными защитными свойствами.
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.
Геральдические фигуры делятся на главные – почетные и второстепенные.
К главным относят: кресты, около 200 видов от трех основных форм: трехконечного (св. Антония), косого (андреевского) и прямого.
Второстепенные: более 300, распространенные геометрические фигуры (особенно круги, ромбы, квадраты и роундели).
Также широко используются негеральдические фигуры. Их делят на три группы, условно: естественные (животные, человек и природные элементы), искусственные и мифические.
Самыми распространенными животными считаются – орел, лев, медведь, конь, дельфин, змея. Растения – это роза, лилия, виноградная лоза, колосья, оливковая ветвь и листья дуба.
К мифическим существам относят: дракон, грифон, крылатый змей, единорог, василиск, симплициссимус, феникс и другие. Очень часто использую тела животных, и сплетают между собой, либо древне мифических животных.
Новый царь зверей
После 11-го столетия свирепого хищника активно начинают демонстрировать на развлекательных мероприятиях. На ярмарках, цирковых представлениях, которые ездят от замка к замку, присутствует медведь на привязи и в наморднике. Грозный и страшный зверь теперь становится актёром цирка, который пляшет под музыку, участвует в исполнении трюков и веселит публику. Королевский дар, который был известен ещё с эпохи Каролингов, в 13-м веке исчезает уже даже из княжеских зверинцев. Лишь белые медведи в северных странах ещё оставались диковинкой — их зачастую дарили королям Дании и Норвегии. В средневековых гербах редко встретишь медведя: это скорее говорящая фигура, которая может обыграть по созвучию имя хозяина герба.
Ноев ковчег. (pinterest.com)
Церковь и латинская традиция, в которой главным зверем был лев, начинает брать верх в 12−13-м столетиях над фигурой медведя. Об этом в полной мере свидетельствует произведение «Роман о Лисе»: льву Ноблю нет равных, он единственный и могущественный монарх в своём царстве. В то время как медведь Брюн — барон, неуклюжий и заторможенный, над которым постоянно насмехается лис.
О чем могут поведать гербы
Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.
Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.
Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.
Происхождение ордена «Иллюминатов» и их прямая связь с масонством
Прежде чем мы поймём происхождение этого общества, позвольте мне процитировать основателя «Иллюминатов» Адама Вейсхаупта, который говорит, что всеобщее счастье, полное и быстрое, может быть достигнуто путем избавления от иерархии, ранга и богатства. На словах заявления Вейсхаупта выглядит прилично, а что же на деле?
«Князья и народы без насилия исчезнут с лица земли, род человеческий станет единой семьёй, мир станет обителью разумных людей».
Эти мысли Адама Вейсхаупта ясно указывают на его стремление к новому мировому порядку, как и какими способами переворот будет достигнут, это уже второй вопрос. Краткий рассказ о Вейсхаупте поможет нам лучше понять суть нового мирового порядка от иллюминатов.
Адам Вейсхаупт родился в Ингольштадте, Бавария, 6 февраля 1748 года. Его раннее образование проходило под руководством самого могущественного института того времени — иезуитов. Иезуиты имели влияние на религиозный и политический сценарий того времени, и Великому Масонству это надоело. Будучи избранным в качестве канонического закона, Адаму было поручено изменить тяжёлое влияние иезуитов с его радикальными философиями эпохи Просвещения.
После некоторых неудачных заговоров, масонам стало ясно, что для того, чтобы свергнуть религиозные и политические основы Иезуитов, они должны были создать новое радикальное тайное общество с элитной командой, которая верила в его пропаганду. По этой причине, 1 мая 1776 года был основан орден «Иллюминатов». Со временем эта тайная секта росла, охватывая различные слои элиты, включая даже знаменитого и таинственного оккультиста того времени Калиостро.
Общество было расформировано в 1788 году правительством, в связи с законодательными актами и уголовными обвинениями. Собственно, уход в тень входил в планы иллюминатов. В истинном смысле, тайное общество никогда не распадалось, а фактически, оно распространило свои щупальца по всему Миру. Оно также проникло в Америку через отцов — основателей, которые были частью этих тайных обществ.
Зачем «Иллюминатам» нужны символы?
Последние публикации теоретиков заговора и инсайдеров, связывают «иллюминатов» и «рептильный заговор » в одно целое. Так ли это? Покажет только время.
Рептилоиды среди нас: топ 8 прямых и косвенных доказательств
Ещё с древних времен человек изобретал символы, чтобы описать понятие или идею лучше, чем слова. Каждое тайное общество приходит со своими скрытыми идеологиями и повестками дня, которые принимают форму символов.
Символы образуют картину или послание, некоторые из которых могут быть намеренными, а другие — настолько тонкими, что вы можете не понять их, если не принадлежите к тайному обществу.
Таким образом, использование символов стало повсеместным. Например, знак руки «Эль Дьябло» является «Масонским» символом, они поклоняются рогатому богу козла «Бафомет». Он символизирует приветствие коллегам — «Масонам». Большое количество символов и цифр происходит из оккультизма, таких как пентаграмма. Нумерология — это использование чисел для обозначения вещей, философий и людей, таких как «666», который является знаком дьявола.
О турнирах
Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).
Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.
Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.
Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:
- похвастаться доспехами и знатным происхождением;
- заявить всем о своих воинских качествах;
- заслужить благосклонность дамы сердца;
- завладеть доспехами и конем противника;
- получить денежный выкуп за выигранные доспехи.
Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.
Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.
При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.
Святая Земля нуждается в святых воинах
Ну, или почти святых. Во всяком случае, в самоотверженных, готовых переносить жестокие лишения ради процветания земли, по которой ступал Иисус Христос. И такие люди нашлись. Они объединялись в военные монашеские ордены, из которых два — тамплиеры и госпитальеры — обрели особенно громкую славу. В 1119 г. (уже после завоевания Иерусалима) группа рыцарей во главе с Гуго де Пейном основала монашеский орден тамплиеров — он же орден храмовников, он же орден бедных рыцарей Христа. Они поклялись защищать Святую Землю от неверных и оберегать христианских паломников, которые путешествовали на Восток. Очень скоро орден разросся, получил преференции от папы римского и европейских королей, обзавёлся имуществом и сетью командорств в разных странах. Пожертвования и результаты собственного труда позволили сколотить немалую казну. В общем, дела пошли на лад. В 12−13-х вв. тамплиеры стали богатейшей корпорацией. Только во Франции насчитывалось около семисот больших и малых командорств и домов ордена (а в Париже целый квартал с донжоном в центре него принадлежал храмовникам), и ещё сотни в Испании и Португалии, Италии и Германии, Англии и Шотландии…
Гуго де Пейн. (Wikimedia Commons)
Воины в белых плащах с алым крестом, которые стали хрестоматийным образом крестоносцев, — это и есть тамплиеры. Однако в общей массе христианских войск их насчитывалось не так уж и много, обычно орден держал армию всего в несколько тысяч человек, включая рыцарей, братьев-служителей и их помощников. Несмотря на богатство тамплиеров, они не могли стать совсем уж многочисленным воинством по многим причинам: деньги всё же не бесконечны и нужны на поддержание обителей храмовников по всей Европе; во-вторых, чрезмерно сильная военная организация не обрадовала бы папу и королей (так оно и получилось впоследствии); а в-третьих, стать тамплиером согласился бы далеко не каждый христианин, даже благочестивый — слишком уж много обетов.
Примечания
- доспех судя по виду явно для посадки на коня и пах не прикрывает
- воротник у этого доспеха отсутствует, а горло и шея прикрываются бармицей при надетом шлеме
- w:File:Saint Maurice Magdeburg.jpg у нас он известен под английским названием Coat of Plates, и представлял собой несколько крупных пластин приклёпанных без нахлёста под сюрко
- Иногда — буквально: как раз на это время пришёлся расцвет «Passauer Kunst» — «Пассаусского искусства», дикой смеси христианства, язычества и «учёной» мистики (недаром среди наёмников первейшими специалистами в этом «искусстве» считались цыгане… и студенты, пусть даже недоучки). «Искусство» включало в себя специальные наговоры и заклинания, отводящие глаза вражеским стрелкам и мечникам, амулеты, «защищавшие» от пуль, «заговорённые» рубашки, которые якобы не разрубались вражеским мечом и т. д. и т. п. Когда изо дня в день играешь с Костлявой в «чёт-нечет» — поневоле хочется смухлевать и защититься, пусть даже и в ущерб бессмертной душе. В настоящее время подобные «искусства» практикуются главным образом в Черной Африке, Юго-Восточной Азии и особо отмороженных регионах Латинской Америки.
Ошибки |
||||
---|---|---|---|---|
|
Как получить герб?
Предположим, вы представитель знати в XIII веке и хотите сделать родовой герб. Для этого вам необходимо выполнить следующие действия:
Шаг 1. Найдите того, кто разбирается в создании гербов, — клирика, епископа, архиепископа или просто сельского священника — в зависимости от вашего статуса. Обратиться к герольду в XIII веке у вас, скорее всего, не получится, если у вас нет собственного.
Шаг 2. Определите со служителем церкви, хотите ли вы гласный герб. Если ваша фамилия Львов или Львова, то огромные шансы получить в герб восстающего льва (то же самое касается Зайцевых, Мышкиных и так далее). В любом случае герб будет прост.
Шаг 3. Скорее всего, в вашем гербе будет всего одно поле, поэтому, если вы хотите увеличить количество полей, надо либо унаследовать еще какую-то сеньорию, либо вступить в брак. В таком случае на первое по почетности место встает герб супруга, а на второе — супруги.
Шаг 4. Если все предыдущие шаги кажутся вам слишком трудоемкими, попробуйте совершить какой-то подвиг и просто получить герб от власти. Скажем, Диогу Кан, продвигаясь на юг вдоль африканского побережья, достиг Анголы и там поставил два каменных столба с гербами португальского королевства, так называемых падрана. Ему был дарован герб, где эти два столба с гербами и присутствовали. А Васко (Вашку) да Гама получил дополнение в родовой герб да Гама.