Монашеский орден

Францисканцы — ухаживали за больными

Св. Франциск Ассизский на картине Ф. де Сурбарана. Фото: wikipedia.org

Францисканцы — один из старейших монашеских орденов. Он был основан в 13-м веке, а уже в 14-м начал свою миссионерскую деятельность при дворе великого князя литовского Гедимина. В середине того же века в Вильно появился первый францисканский монастырь.

Как и доминиканцы, представители этого ордена также проповедовали отказ от материальных благ. Кроме того, устав ордена предписывал братьям ухаживать за больными.

Костел св. Иоанна Крестителя в Гольшанах, к которому примыкает жилой корпус бывшего монастыря францисканцев

На территории Беларуси францисканские монастыри были основаны на пожертвования шляхты и магнатов в Гродно, Минске, Гольшанах, Пинске, Поставах, Полоцке и других населенных пунктах. После разделов Речи Посполитой количество монастырей постоянно уменьшалось, и к началу прошлого века остался только Слонимский монастырь, упраздненный в 1907-м.

Существовали три разновидности францисканцев: конвентуалы, капуцины и обсерванты. Последних в ВКЛ и Польше называли бернардинцами. Такое название они получили от церкви, построенной королем Казимиром Ягеллончиком в честь святого Бернарда Сиенского. Окончательный разрыв бернардинцев с францисканцами-конвентуалами произошел в 1517 году.

Монахи-бернардинцы. Фото: history.syktnet.ru

Бернардинцы содержали бесплатные уездные и приходские школы при некоторых монастырях: в Бенице (деревня в Молодечненском районе), Будславе, Минске. Собирали милостыню в пользу ордена. Братьев, занимавшихся этим, называли квестарями (от польского слова kwestarz).

В отличие от многих других монашеских орденов, устав бернардинцев не был очень строгим. Поэтому бернардинцы были одним из самых популярных монашеских орденов в Речи Посполитой, резко отличаясь от прочего черного духовенства своей демократичностью, отсутствием религиозного фанатизма и простотой.

Падение тамплиеров

После падения Иерусалима главная цель существования Ордена — защита Святого Королевства, была утеряна. Этим воспользовалась Церковь. Рыцарей Ордена стали обвинять в ереси и падении Иерусалима. Французскому королю Филиппу IV Красивому не нравилось особое положение Ордена. Он не терпел никакого вмешательства в дела королевства со стороны тамплиеров. Кроме того, Филипп задолжал Ордену огромную сумму. Французский монарх планировал со временем занять пост Великого Магистра, чтобы иметь право распоряжаться казной Ордена. Для этого он подал прошение на имя Жака де Мола — Великого Магистра и попросил принять его в рыцари. Жак де Мола, будучи дальновидным человеком, прошение отклонил.

Тогда Филипп решил способствовать падению Ордена. Вскоре такая возможность представилась. Бывший тамплиер, изгнанный из Ордена за убийство, находился в тюрьме. Он обвинил своих «братьев» рыцарей в грехах против веры, которые они якобы совершали. Этим признанием воспользовался король Филипп. Он потребовал от Папы Римского отказать Ордену во всех привилегиях. Одновременно король издал указ, направленный на арест тамплиеров. Всё их имущество, согласно указу, переходило в казну.

13 октября 1307 года всех тамплиеров, не успевших укрыться, арестовали и подвергли допросам инквизиции. Их обвиняли в ереси, отречении от Христа и мужеложстве. Под пытками многие рыцари признались во всех обвинениях. Папа издал буллу, согласно которой аресты и изымание имущества у тамплиеров и Ордена в пользу казны и Церкви начались по всей Европе.

В 1310 году возле монастыря Святого Антония под Парижем на костер взошли 54 рыцаря, которые отказались от ранее данных под пытками показаний. 5 апреля 1312 года Папа издал буллу об упразднении Ордена. В 1314 году вынесли приговор Великому Магистру Ордена Жаку де Молу. Его и еще нескольких человек приговорили к тюремному заключению, так как они ранее под пытками признали предъявленные обвинения. Однако на суде Жак де Мол и приор Нормандии Жоффруа де Шарне заявили о том, что предпочтут смерть тюрьме. В тот же день они были сожжены.

Образ тамплиеров нередко использовался в литературе и искусстве. Им нередко приписывали чуть ли не мистические способности, но всё это — не более, чем домыслы.

  • Крестовые походы: причины, история и последствия
  • Первые короли Иерусалима (+видео)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.

И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование

Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.

Поддержите «Правмир» сейчас.

ПОДДЕРЖАТЬ

Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.

«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.

Сейчас ваша помощь особенно нужна.

ПОМОЧЬ

Тевтонский орден

Этот орден сформировался в Палестине вокруг госпиталя, который в 1190 году основали немецкие купцы из Бремена и Любека. Он был официально утвержден папой римским Иннокентием III в 1198 году. Вскоре он покинул Палестину и Сирию. В 1226 году польский князь Конрад Мазовеций заключил договор с магистром ордена Германом фон Зальца, по которому ему передавалась Хелминская земля во временное владение. Император Священной Римской империи Фридрих II пожаловал ордену все земли, которые он завоюет в Пруссии.

В 1230–1283 годах рыцари вели войны на этой территории. В результате сформировалось в южной Балтике государство Тевтонского ордена. Оно находилось между реками Вислой и Неманом, в ходе дальнейших завоеваний его земли доходили до Нарвы. Орден строил замки для контроля над захваченными территориями. Она состояла из провинций, управляемых должностными лицами комтурами. Орден вел широкую торговлю.

Внутри него были противоречия между его полноправными членами из дворян и многими служителями из менее знатных дворян и других слоев населения. Польша и Литва объединились против рыцарей Тевтонского ордена и в 1410 году нанесли ему крупное поражение в Грюнвальдской битве. Внутри организации произошли перемены: наиболее привилегированные его члены допустили в совет при магистре менее знатных дворян и горожан. Однако внутренняя борьба продолжилась.

В 1440 году был сформирован прусский союз из рядовых членов ордена, который вступил в противостояние с высшим его слоем, обратившись за помощью к Польше. В результате произошла тринадцатилетняя война 1454–1466 годов. По ее итогам орден потерял около половины своих владений, Польша сделала значительные приобретения. Орден стал вассалом Польши. В 1525 году его земли были секуляризованы. Государство Тевтонского ордена после этого исчезло, сформировалось прусское герцогство. Орден продолжал существовать в основном в Германии.

Ордена Испании

Вначале Пиренейский полуостров привлекал к себе внимание орденов как источник доходов и потенциальная возможность пополнить свои ряды, но в 1143 году граф барселонский уговорил тамплиеров принять участие в Реконкисте, а к середине XII века к ним присоединились и госпитальеры.
А уже в третьей четверти XII столетия в Испании возникло несколько собственных военно-монашеских орденов. В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году – орден Сантьяго-де-Компостела

В Кастилии в 1158 году был основан орден Калатравы, а в Леонском королевстве в 1170 году – орден Сантьяго-де-Компостела.

Около 1173 года возник орден Монтегаудио, владения которого находились главным образом в Арагонском королевстве, а к 1176 в Португалии появилась организация, впоследствии ставшая орденом Авиш, а в Леонском королевстве был создан орден Сан-Хулиан-де-Перейро, предшественник ордена Алькантары.

В 1170-1300 годах появились ордена Сан-Хорге-де-Альфама и Санта-Мария-де-Эспанья.
Эти испанские ордена с самого начала были военными организациями, основанными по примеру орденов тамплиеров и госпитальеров

Но при попытке объяснить появление этих организаций необходимо принимать во внимание как надежды и планы их основателей и первых членов (основателем ордена Монтегаудио, к примеру, был разочаровавшийся член ордена Сантьяго), так и настроения испанских королей, покровительствовавших этим орденам

Христианские правители Испании, безусловно, надеялись таким образом заручиться основательной военной поддержкой как на суше, так и на море (Альфонс X Кастильский всячески поддерживал орден Санта-Мария-де-Эспанья, надеясь на помощь мореходов в борьбе с мусульманами за контроль над Гибралтарским проливом).
Следует также отметить, что орден Калатравы появился после того, как тамплиеры, которым ранее пожаловали замок Калатраву, оказались неспособными его защищать.
К тому же местные ордена не должны были посылать средства в Святую Землю, а правители, покровительствуя сразу нескольким военно-монашеским организациям, могли контролировать ситуацию таким образом, чтобы ни один отдельный орден не стал слишком могущественным.

На первых порах испанские правители даже надеялись использовать эти местные организации в борьбе со своими христианскими же соперниками, но ордена быстро распространились по всей территории полуострова и по отношению к конфликтам между христианскими королями заняли нейтральную позицию.

Однако, несмотря на поддержку королей, не все испанские военно-монашеские ордена процветали. Орден Монтегаудио в 1188 году был вынужден объединиться с орденом госпиталя Святого Искупителя в Теруэле, а в 1196 году они влились в орден тамплиеров.
Некоторые из братьев не смирились с этим союзом и обосновались в Монфрагуэ на реке Тахо в Кастилии; позднее эта группа вошла в орден Калатравы.

Эти перемены были обусловлены внутренними трудностями ордена Монтегаудио и группы в Монфрагуэ. Объединение же ордена Санта-Мария-де-Эспанья с орденом Сантьяго-де-Компостела произошло после того, как последний понес огромные потери в сражении при Моклине в 1280 году.
Другие же испанские ордена сохранились, но остались сугубо местными, испанскими организациями. Время от времени выдвигались предложения о распространении их действий на территории Северной Африки, Святой Земли и даже прибалтийских стран, но ни один из этих планов не был осуществлен.

Военно-монашеские ордена

Возникновение военно-монашеских (или духовно-рыцарских) орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI – начале XII века.
Члены этих орденов следовали правилам, основывавшимся на уже существующих монастырских уставах – они принимали монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания. Но жили они в миру и – более того – воевали.
Конечно, в каждом ордене были свои клирики, но большинство братьев являлись мирянами, причем – именно они-то и руководили орденами. Членами орденов могли быть как рыцари, так и простолюдины, которые составляли отдельную группу. А некоторые военно-монашеские ордена допускали в свои ряды даже женщин (но в военных действиях они участия не принимали).

Первым военно-монашеским орденом стал орден тамплиеров (или храмовников). Рыцари назвали себя так по месту жительства своего великого магистра в Иерусалиме близ бывшего храма Соломона.
Орден был основан в 1119 году для охраны паломников, путешествовавших по Палестине, но уже через несколько лет стал частью христианских военных сил, воевавших с мусульманами.
Задачи, которые ставили перед собой тамплиеры, выдвигала сама жизнь: мы знаем из писаний пилигримов, что после первого крестового похода дороги в Иерусалимском королевстве были отнюдь не безопасны, а правители латинских поселений не располагали достаточными военными силами для их охраны.

Есть мнение, что христианские военно-монашеские ордена были созданы в подражание мусульманской организации ribat – то есть укрепленному монастырю, насельники которого совмещали духовные подвиги с вооруженной борьбой с врагами ислама.
Однако между такими мусульманскими монастырями и христианскими военно-монашескими орденами имелись существенные различия: например, члены ribat уходили в такой монастырь только на определенный период времени и потому более походили на крестоносцев, чем на членов военно-монашеских орденов.
К тому же не доказано, что франки, жившие в Латинском королевстве в начале XII века, знали о существовании этих мусульманских организаций.

Исторические факты свидетельствуют о том, что военно-монашеский орден был порождением христианского общества той эпохи. К этому времени западные христиане уже видели в вооруженной борьбе за правое дело средство спасения души и акт милосердия, что стало для мирян, стремившихся вести религиозный образ жизни, альтернативой поступлению в монастырь: ведь церковный запрет на ношение оружия, в котором некоторые видели препятствие к развитию военно-монашеских орденов, относился только к священнослужителям.

Орден картезианцев

Бруно, уроженец Кёльна, бывший начальником реймсской кафедральной школы, удалился из Реймса, по негодованию на порочную жизнь архиепископа; по совету епископа гренобльского он основал монастырь близ Гренобля в диком ущелье между высоких гор. Ущелье это называлось Шартрёзой (по-латыни – Cartusia); название ущелья сделалось названием монастыря. Монастыри, принимавшие устав, данный Бруно шартрёзскому аббатству, стали называться шартрёзскими или, в латинской форме слова, картезианскими (картузианскими). Орден картезианцев и Шартрёз были основан в 1084 году. У Бруно было тогда тринадцать товарищей отшельничества. Через шесть лет после того, он поехал в Рим по вызову Урбана II, бывшего его учеником, но оставаться среди мирского шума было ему тяжело. Он отказался от предложенного ему сана епископа Реджо, удалился в пустынную местность Калабрийских гор, близ Сквиллаче, основал там монастырь с уставом ордена картезианцев, там и умер (в 1101 году).

Шартрезский монастырь — место основания ордена картезианцев

Через тридцать три года после его смерти введенные им в Шартрёзе правила были записаны и пополнены. По уставу картезианского ордена, монахи жили не в одиноких отшельнических хижинах, а в монастыре, но соблюдали правила отшельничества. Картезианский монах проводил время в молчаливом одиночестве своей кельи; пища картезианцев была скудная, пить вино было им совершенно запрещено. Члены этого средневекового монашеского ордена носили под рубашкой власяницу; молитвы у них были очень продолжительны; они были обязаны заниматься физическим трудом. Но занимались они и учеными трудами; при их монастырях были библиотеки.

Коммунисты из Пинска

Бывший костел Карла Баромея в Пинске

Единственная община ордена коммунистов существовала в Пинске. Согласно уставу, члены ордена жили коммуной, имели общую кассу доходов и вели совместное хозяйство. В ХVIII веке орден пришел в упадок, его монахов перераспределили в монастыри других католических орденов.

До наших дней сохранился костел братьев-коммунистов, освященный в честь св. Карла Баромея. В 1860-м храм переосвятили в костел Святой Троицы, который действовал до 1960 года. При советской власти здание использовалось как склад различными организациями. Потом бывший костел отреставрировали и открыли в нем городской концертный зал.

Как был устроен орден Тамплиеров

Штурм Сен-Жан д’Акра тамплиерами. Третий крестовый поход

Главным символом и узнаваемым знаком был алый лапчатый крест на белом полотне, который верность, приверженность вере и обет защищать страждущих до последней капли крови.

Внутренняя организация военно-монашеского ордена тамплиеров была такой же как и у остальных орденов. Рыцари-храмовники обязаны соблюдать устав, отказаться от земных благ и посвятить свою жизнь служению Господу и защите интересов папского престола.

Повседневная жизнь тамплиеров была обычной и простой — монахи трудились и ходили на службы. Но при малейшей опасности, рыцари мнгновенно переодевались в доспехи и переходили под командование маршала, которого выбирал капитул. Туркопол отвечал за вспомогательные части и сержантов, а знаменосец руководил оруженосцами.

Однако со временем их образ перестает быть идеальным, широкие привелегии и гигантские денежные средства, которые они накопили оказали негативный эффект. По все Европе поползли слухи о грабежах караванов и простых путников, даже были слухи о их подкупе(орден был обвинен в предательстве во время осады Дамаска в 1148 году). Правда это или нет — доподлинно не известно, но как говорится нет дыма без огня.

В тоже время не стоит забывать, что именно Тамплиеры создали современную банковскую систему. Именно они начали заниматься ведением бухгалтерского учета, при этом орден превратился в одно из самых крупных и надежных кредиторов Средневековья, в определенный момент времени их должниками становились даже целые страны, что в итоге и стало одной из причин краха ордена. Орден Тамплиеров стал одним из первых банковских сообщества, который принимал деньги и давал расписки, которые ценились на вес золота. Так как в каждом замке тамплиеров, а их в Европе были сотни, можно было обменять расписку на валюту, что было по сути дела аналогом современного банкомата. Так же тамплиеры получили славу опытных дипломатов и посредников, которые могли решить любую проблему. Об уровне влиятельности и их богатстве говорит тот факт, что в 1191 году, тамплиеры смогли купить целый остров — Кипр, у английского короля Ричарда Львиное Сердце.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители. Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась имевшим верховную власть над объединением. Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить. Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира

Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей. Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Происхождение рыцарства. Социальный облик рыцарей в разных странах

Рыцарство как землевладельческий и военный класс возникло в VII веке у франков в связи с переходом от ополчения к коннице вассалов. Под влиянием поэзии и церкви оно создало эстетический и моральный идеал воина, а в период Крестовых походов под влиянием духовно-рыцарских орденов трансформировалось в наследственную аристократию. Первыми рыцарскими орденами были госпитальеры и тамплиеры, охраняющие паломников в Святой Земле.

Во франкском войске пехота доминировала ещё в VII веке, а конницу составляли королевские дружинники— антрустионы, которые позже наделялись землей и послужили основой для сословия рыцарей. Потребность в коннице при Карле Мартелле и его наследниках вызвала раздачу земель в аренду на условиях оброка и барщины. Мартелл раздавал земли церкви дружинникам и требовал взамен конной службы. Созданная тяжеловооруженная конница хорошо проявила себя во время агрессий арабов, проникших в Галлию с Пиренейского полуострова. На тех же условиях позже начали раздавать королевские земли. С VIII века такие люди стали называться «вассалами».

В Империи франков созданной Карлом Великим в 800 году тяжеловооруженные отряды конницы в первую очередь проявили себя в конфликтах централизованной власти с федератами Италии, Африки, Испании, Галлии, саксами и славянами. Становившийся вассалом свободный человек приносил сеньору присягу на верность. С конца VIII века присяга требуется от всех, кто, получая поместья и бенефиции, становились вассалами. Карл Великий ещё использовал пехоту, но уже Людовик I и Карл II в походы собирали только конницу.

К 807 году появляется термин caballarius, который обозначал профессионального конного воина, способного полностью вооружиться за собственный счет. В 865 году от вассала, помимо копья и меча, для принадлежности тяжелой коннице требовалась панцирь или кольчуга. Легкая конница могла прибыть с копьем, мечом, щитом и луком. Легковооруженные всадники, не будучи свободными вассалами, были ниже по положению. Из оброчного слоя можно было стать министериалом, получив должность при сеньорском дворе, служить в легкой коннице, а заслужив соответствующий бенефиций, стать рыцарем и перейти в тяжелую конницу. Так создавался класс дворовых слуг у богатых феодалов.

Замечание 1

Историки «Школы Анналов» возникновение рыцарства относят к более позднему времени.

Жорж Дюби полагал, что milites оформились в рыцарское сословие лишь в X веке. В IX веке milites —военные профессионалы, несшие вассальную военную службу сеньору.

В различных странах условия, необходимые для посвящения в рыцари, различались.

В Германии с XI века министериалы составили особое сословие динстманнов, стоявшее выше горожан и крестьян, но ниже рыцарей. Признаком их несвободного состояния являлась невозможность оставить службу по желанию. Первое место принадлежало динстманнам короля и духовных князей; ниже находились динстманны светских князей. Во второй половине XIII века в Штирии и Австрии динстманны сумели сравняться со знатью. В северной Германии князья раздавали лены динстманнам, и с середины XII века в это сословие переходила даже знать.

При Гогенштауфенах в середине XII века был прекращен переход в рыцари лично несвободных, и с этого времени рыцарство Германии замыкается в наследственное сословие. Фридрих I Барбаросса в 1156 году особым постановление запретил крестьянам носить меч и копьё; даже купец должен был привязывать меч к седлу. Появилось понятие о «рыцарском происхождении». Согласно «Саксонскому зерцалу», «истинный рыцарь» должен быть сыном и внуком рыцарей.

Во Франции в первую очередь уважением пользовались владельцы крупных наделов, и признаком знатности было допущение к посвящению. Хотя иногда простые люди становились рыцарями, основным правилом было, что в рыцари посвящался владелец надела.

В Англии право посвящать в рыцари стало королевской привилегией. Генрих III и Эдуард I требовали посвящения в рыцари всех, владеющим годовым доходом с надели не ниже 20 фунтов. Таким образом, факт владения землей доминировал над происхождением.

Хотя роль рыцарского сословия в средневековых государствах была значительна, его относительная доля была невелика, и составляла не более 3% населения. В Польше и Испании, в силу особенностей развития стран, количество рыцарей было выше, но не превышало 10%.

Со временем рыцарство «одичало» и возникло много рыцарей-грабителей, которые из замков атаковали проезжих купцов и соседей.

С появлением огнестрельного оружия и ростом роли пехоты рыцарство как военная сила перестает существовать.

Орден Святого Иоанна

Основное назначение данного рыцарского сообщества была забота о бедных, больных или изувеченных пилигримах. На членов ордена была возложена миссия о заботе и сохранении Святой земли под юрисдикцией Папы Римского.

Орден Госпитальеров и орден Тамплиеров, стали могущественнейшими христианскими сообществами рыцарей, чье влияние распространялось по всей территории данного региона.

В многочисленных битвах с мусульманами члены ордена облачались в черные туники с белыми крестами — это был характерный символ Госпитальеров.

В XII веке внутри ордена произошло дробление на братьев-воинов, отвечавших за выполнение военных задач, и братьев-лекарей, занимавшихся гуманитарной миссией.

Тогда он, как и прежде оставался в первую очередь религиозной организацией, поэтому его члены имели множество привилегий, дарованных им самим Папой Римским. К примеру, рыцари ордена подчинялись непосредственно Ватикану, могли не отдавать десятину и имели возможность владеть собственными религиозными строениями.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей. Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей. В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Тевтонский орден

Этот орден был создан германскими крестоносцами в конце XII века. Его основной задачей было распространение влияния Папы Римского на территории Прибалтики и на западных землях Руси. На захваченных орденом территориях рыцарями осуществлялась политика насильственного навязывания населению католической веры.

В первой половине XIV столетия Тевтонский орден сумел достигнуть небывалого доныне могущества. Однако вместе с ростом благосостояния членов этой военно-религиозной организации, появлялось нарушение дисциплины. Рыцари, погрязшие в роскоши, уже не могли похвастаться ни доблестью, ни громкими достижениями.

В конце XIV века произошло значительное укрепление военных и политических усилений Польши. В результате чего, в 1410 году польский король Владислав II разбил войско Тевтонского ордена в Грюнвальдской битве.

Этот орден был восстановлен в Австрии в первой половине XIV столетия. Тогда он олицетворял собой католическое дворянское сообщество.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: