От «цистерн» до «арматы»: как на протяжении столетия менялась бронетанковая техника

Бой на Сомме. Первое применение танков

24 июня 1916 г. началась грандиозная битва на Сомме между армиями Германии, с одной стороны, и Британским экспедиционным корпусом и французскими дивизиями, с другой. Британский командующий Дуглас Хэйг планировал одним ударом покончить с немцами. Англичане и французы собрали огромное количество артиллерии. Подготовка была устрашающей: сотни орудий стреляли целую неделю. После того как артиллеристы отрапортовали, что израсходовано 3 миллиона снарядов, в бой пошла пехота… и снова увязла в плотной обороне немцев. Тогда было принято решение бросить в бой новое секретное средство.

Сэр Дуглас Хэйг — командующий британской армией во время сражения на Сомме летом-осенью 1916 г. Это первый в истории главнокомандующий, применивший танки в сражении

«Марк» I — первый в истории танк, реально применявшийся в бою

10 сентября 1916 г. в условиях чрезвычайной секретности на передовую было доставлено 49 британских танков «Марк» I. Правда, в бой смогли пойти только 32 из них, остальные застряли в грязи или просто поломались. Более того, уже в ходе самой атаки 5 машин увязли в болоте, а еще у девяти отказали различные механизмы. До германских окопов добралось только 18 из первоначальных 49 машин. Поначалу это казалось полным провалом.

Однако результат превзошел все ожидания. Германская пехота, до этого отличавшаяся стойкостью и мужеством, запаниковала. 28-тонные британские «чудовища», казалось, не обращали ни малейшего внимания на немецкие пулеметы, заливавшие их огнем. Танки останавливались над немецкими траншеями, обстреливали их из пушек и пулеметов и двигались дальше. «Против нас воюет сам дьявол!» — докладывали германские офицеры в свои штабы.

Чтобы уберечь слабобронированный верх своих танков от немецких гранат, англичане оборудовали его двускатными сетчатыми конструкциями. Благодаря им гранаты скатывались вниз и взрывались на земле, не причинив танку какого-либо вреда

Танк Леонардо да Винчи

В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.

По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.

Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.

Всё для фронта!

В 1914 году Франция выпускала 40 авиационных моторов в месяц. За 11 месяцев 1918 года было построено почти 24 тысячи самолётов и выпущено 45 тысяч авиационных двигателей. И это несмотря на то, что ряд французских территорий был оккупирован, множество молодых работоспособных людей погибли на фронте, а на военные нужды уже было израсходовано невероятное количество средств.

В начале войны лётчики перестреливались между собой из револьверов, цепляли вражеские пропеллеры крючьями на тросах и руками сбрасывали на вражескую пехоту металлические стрелы. В 1918 году на самолётах-истребителях стояло до шести пулемётов, автоматические и крупнокалиберные пушки. С бомбардировщиков на головы врага падали бомбы массой до 1000 кг. В зависимости от назначения аэропланы могли оснащаться радиостанциями, бронёй или ночными прицелами.

На земле солдаты начинали войну в окопах. Затем, когда снаряды и шрапнели стали их разбивать, появились убежища на глубине десятков метров под землёй. На поле боя вышли сверхтяжёлые орудия, от которых не спасали и эти крепости. Пехота «расползлась» по множеству мелких, прочных и хорошо замаскированных блиндажей.

Развитие полевой фортификации привело к тому, что все атаки на вражеские позиции неизменно кончались колоссальными потерями при минимальном продвижении вперёд. Всего один грамотно расположенный и замаскированный пулемёт в считанные минуты мог расправиться с полком пехоты.

Для «вскрытия» вражеской обороны нужны были новые боевые средства. Наука и промышленность дали их. В конце 1914 года французы использовали против немцев гранаты с газом. В январе 1915 года немцы применили против русской армии слезоточивый газ ксилобромид. Эта атака не принесла тактического успеха, но оказала большое моральное воздействие на солдат. В апреле на реке Ипр в Бельгии немцы использовали уже гораздо более опасный и смертоносный газ — хлор. Активное применение боевых отравляющих веществ стало «визитной карточкой» Первой мировой вплоть до её окончания. Закономерно стали развиваться и средства индивидуальной химзащиты: противогазы и костюмы. Кстати, первый в мире фильтрующий угольный противогаз создали русские учёные Н. Д. Зелинский и М. И. Куммант.

Увеличилось количество типов артиллерийских орудий и снарядов к ним. Зенитные и противотанковые пушки, пехотные орудия, миномёты и газомёты. Первые самоходные орудия. Экзотика вроде пневматических миномётов и ацетиленовых пушек. Снаряды — зажигательные, газовые, дымовые, шрапнельные, фугасные. Артиллерийский бой стал точной наукой. Благодаря новым прицелам, применению аэрофотосъёмки и корректировки огня пушки смогли вести огонь в любую погоду, на любой местности и в любое время. При стрельбе учитывались такие факторы, как температура воздуха, направление и скорость ветра на разной высоте, износ стволов, качество пороха и многое другое.

Некоторые виды оружия, изобретённые в 1914–1918 годах, остались для будущих войн. В Англии и США испытывались первые беспилотные самолёты, во Франции — управляемые по проводам «сухопутные торпеды», немцы применили радиоуправляемые катера в бою. В 1915 году основатель российских автомобильных войск генерал-майор П. Сергеев поднимал вопрос о применении спиртовых двигателей. Обыкновенный петроградский обыватель Е. В. Кангро в июле 1917 года создал проект самоходной артиллерийской батареи и развёрнутый план боевого применения подобных машин. Это только отдельные примеры идей, которым ещё только предстояло быть воплощёнными, иногда десятилетия спустя.

Средний танк «Schneider» СА 1 (Франция)

Танк «Schneider»

В декабре 1915 г. по поручению Военного министерства Франции специалистами компании «Schneider», крупнейшего производителя оружия и военной техники этой страны, на базе американского трактора фирмы «Holt» была создана боевая бронированная машина

Ее представили высокопоставленной комиссии, и та сочла образец вполне надежным и полезным, но обратила при этом внимание на недостаточную проходимость. После внесения в конструкцию ряда изменений, призванных устранить данный изъян, 25 февраля 1916 г. компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя

компания «Schneider» получила заказ на постройку 400 танков, обозначенных СА 1, но более известных под названием фирмы-производителя.

В отличие от английского французский танк имел подрессоренную подвеску, что позволило несколько увеличить скорость и облегчить тяжелые условия работы экипажа. Передняя часть корпуса танка «Schneider» напоминала нос корабля и оснащалась приспособлением для резки колючей проволоки, заодно облегчавшим преодоление широких рвов. Расположенные наклонно лобовые броневые листы несколько повышали бронестойкость танка за счет возможного рикошета.

Вот, пожалуй, и все достоинства французской машины. Что же касается недостатков, то главный из них заключался в том, что конструкторы установили коробку бронекорпуса на шасси, позаимствованное у американского трактора и совершенно не подходящее для движения по пересеченной местности.

Еще одна ошибка была допущена при установке вооружения. Решение разместить орудие у правого борта в срезе корпуса, подобно тому, как это делается на кораблях, выглядит более чем сомнительным, хотя и объяснимым — ведь слева располагался двигатель. Такой вариант установки пушки привел к тому, что сектор ее наведения в горизонтальной плоскости составлял лишь 20°, а все цели слева по ходу движения вообще становились недосягаемыми. Кроме того, «Schneider» имел еще один большой недостаток: из-за размещения топливных баков вдоль бортов достаточно было одной бронебойной пуле прошить броню, как танк тут же вспыхивал как факел.

«Апогеем» карьеры танка «Schneider» СА1 стало сражение при Суассоне, когда французы выставили рекордное для того времени количество танков—216 единиц

Первое боевое подразделение из танков СА 1 было сформировано 1 декабря 1916 г., а в марте следующего года в армии насчитывалось уже 208 танков этого типа. 16 апреля танки «Schneider» пошли в атаку на позиции немецких войск в районе Жювенкура, но она оказалась неудачной. Французы понесли большие потери (76 танков из 132 принимавших участие в наступлении) от огня размещенной на передовой артиллерии противника, да и пехота еще просто не знала, как организовать эффективное взаимодействие с новой техникой. После неудачного первого опыта бронирование бортов танка и днища было несколько усилено, но это, конечно же, не могло изменить ситуацию кардинально.

Попытки конструкторов создать на базе танка СА 1 более совершенные модификации СА 2 и СА 3 в силу разных причин не увенчались успехом, и после появления на поле боя гораздо более эффективных легких танков «Renault» FT-17 с начала 1918 г. танки типа «Schneider» постепенно стали выводиться с передовой и переделываться в артиллерийские тягачи и транспортеры для перевозки орудий и танков. К окончанию войны в войсках оставалось всего 97 танков этого типа.

Позже часть из них переделали в ремонтные машины, а 6 продали Испании — им довелось принять участие в боевых действиях в Марокко и в сражениях гражданской войны 1936—1939 гг.

Легкий танк «Renault» FT-17 (Франция)

Легкий танк «Renault» FT-17

В июле 1916 г. главному идеологу французского танкостроения, полковнику Ж.-Б. Этьену, удалось убедить известного промышленника и конструктора Луи Рено взяться за проектирование легкого танка непосредственного сопровождения пехоты, который должен был стать отличным дополнением к средним танкам. Этьен пообещал Рено заказ на 150 машин, и тот принялся за дело.

Взяв за основу командирскую модель танка «Schneider» СА 2, который был разработан одноименной фирмой, но в серию не пошел, Рено быстро изготовил образец легкой боевой машины, в котором предусматривался экипаж из двух человек и пулеметное вооружение. Прошедшие весной 1917 г. испытания завершились успешно, и первоначальный заказ был увеличен до 1000 танков. Одновременно было принято решение поставить на часть из них вместо пулемета 37-мм пушку. Вскоре заказ вырос до 3500 машин. С таким крупным заказом одна фирма «Renault» справиться в установленные сроки не могла, поэтому к строительству танков пришлось подключить ряд других французских компаний. А США взялись изготовить у себя еще 1200 танков.

С марта 1918 г. новые танки, получившие официальное обозначение «легкий танк «Renault” FT модель 1917 г.» (в обиходе его сократили до более краткого FT-17), начали поступать в войска. Несомненно, это была одна из самых выдающихся конструкций в истории танкостроения, на многие годы определившая направление его развития. Компоновка, впервые примененная на танке «Renault» (двигатель, трансмиссия, ведущее колесо — сзади, отделение управления — спереди, а боевое отделение с размещением вооружения во вращающейся башне — в центре), до сих пор остается классической, и подавляющее большинство танков, выпущенных в мире с тех пор, выполнено именно по такой схеме.

Весной 1918 г. танки «Renault» FT-17 впервые были использованы в сражении — это был бой за лес Рец во время германского наступления на реке Энн

«Renault» FT-17 оказался не только новаторской, но и очень дешевой машиной, простой и надежной в производстве и обслуживании. Благодаря низкому удельному давлению на грунт он обладал хорошей проходимостью, однако скорость и запас хода, как и у предшественников, были невелики, из-за чего на поле боя танки чаще всего доставлялись на грузовиках. Для повышения проходимости через рвы и траншеи они оборудовались специальными съемными «хвостами».

«Renault» FT-17 выпускался в четырех вариантах: пулеметном, пушечном, командирском (с неподвижной прямоугольной рубкой, где находились радиостанция и три человека экипажа) и, наконец, огневой поддержки с 75-мм орудием, установленным в открытой спереди и сзади рубке и стрелявшим назад. Впрочем, последние в боях поучаствовать не успели.

Сверху на башнях танков «Renault» устанавливались командирские башенки, что также представляло собой новинку для того времени

Всего же до конца войны было построено 3177 танков «Renault» FT-17, что сделало их самой массовой машиной Первой мировой войны. За относительно короткий период — с 31 мая по 11 ноября 1918 г. — «Renault» FT-17 имели 3292 встречи с противником, в ходе которых 440 машин было потеряно.

Естественно, такая хорошая для своего времени боевая машина не могла не привлечь внимания военных всего мира. Первой иностранной армией, принявшей на вооружение танки FT-17 и успевшей испытать их в боях Первой мировой, стала американская — она получила 514 танков французского производства. Позднее, уже после окончания войны, «Renault» FT-17 был закуплен 20 странами, в том числе Бельгией, Бразилией, Канадой, Китаем, Японией, Испанией, Голландией, Польшей и Чехословакией.

Поделиться ссылкой

Первый французский танк — «Шнейдер»

Французские инженеры-танкостроители поначалу пошли по пути своих английских коллег и начали с производств «цистерн» на гусеницах. Позже они создали просто выдающийся танк, который состоял на вооружении и в России. В целом истории войн предстояло измениться раз и навсегда. Военные инженеры стран мира предоставили в распоряжение своих армий новое оружие. Дело было лишь за тем, чтобы опробовать это оружие в бою.

Танк «Шнейдер»

Французы назвали свои танки словом «char» — «повозка». Первую боевую повозку построила одноименная фирма «Шнейдер», установив бронекоробку корпуса на шасси американского трактора «Холт». В корме «Шнейдера» сделали удобные дверцы для погрузки боекомплекта, входа и выхода экипажа. Наклонная лобовая броня повышала бронестойкость. Правда, имелось несколько серьезнейших недостатков: шасси и мотор от сельскохозяйственной машины совершенно не подходили для потребностей танкостроения.

Основным вооружением «Шнейдера» стала 75-мм мортира. Из-за очень короткого ствола она могла стрелять лишь на 600 м (у англичан танки били на дистанцию до 1800 м). Однако она обладала большей разрушительной мощью своих фугасных снарядов, чем британские 57-мм пушки. Правда, английские танки из-за наличия двух пушек могли стрелять в обе стороны, а «Шнейдер» — лишь по правому борту.

Лазерный танк 1К17 «Сжатие»

Но из всей техники, которую мы вам представили, наиболее поразительным является секретный дорогой танк 1К17 «Сжатие», оснащенный лазерами. Эта машина была разработана в конце 1980-х годов в качестве мобильной военной лазерной установки, предназначенной во время боевых действий для уничтожения оптического электрооборудования на самолетах, транспортных средствах и ракетах противника.

Наши власти в те годы делали большую ставку на этот танк с лазерными установками. Это был один из самых секретных военных объектов, разрабатываемых нашей страной. Тем не менее нашим спецслужбам не удалось удержать в секрете этот проект. В итоге рабочие рисунки лазерного танка попали на Запад. 

Главное в танке, конечно, лазер, работа которого зависела от 30 килограммов дорогих искусственных рубинов, необходимых для фокусировки. Сами понимаете, что, несмотря на применение искусственных рубинов, стоимость лазерного танка была невероятной. Естественно, по этой причине массовое серийное производство танка с лазерным оружием на борту было невозможно. 

Общая компоновка танка

Танк представляет собой грозную боевую единицу. Это комплекс вооружений с крепкой броней и достаточно мощной ходовой частью. Техника обеспечивает передвижение не только по ровным дорогам, но и по местности с искусственно созданными, и природными препятствиями. Современная техника разделяется на гусеничные и колесные единицы. Большая часть таких машин может преодолевать и водные преграды. А некоторые из них даже авиа-транспортабельные. Главное требование к ходовой части это равномерное распределение нагрузки на опорные катки. При несоблюдении этих условий могут возникнуть следующие неисправности: -значительно снизится проходимость, из-за неравномерного давления на поверхность -упадет возможная скорость передвижения -точность стрельбы будет близка к минимальной отметке -износ всех частей подвески существенно возрастет. Можно сделать вывод что компоновка танка должна соответствовать установленным требованиям. Конструкция должна состоять из башни, пушки, боекомплекта, двигателя, горючего и трансмиссии. Чтобы не нарушить весовую сбалансированность экипаж должен занимать небольшой внутренний объем и иметь небольшой вес. А броня должна иметь противоснарядную и противоосколочную защиту. Именно правильное сочетание таких требований ведет к повышению эффективности компоновки танковой техники.

принципиально определяет число и взаимное положение отделений танка, конструкцию корпуса и башни. Она классифицируется по трем основным признакам:

По принципу установки вооружения:

во вращающейся башне. В настоящее время такая компоновка наиболее распространена (например, советский средний танк Т-54, американский основной боевой танк М60);

без башни (в корпусе). Примерами являются первый британский танк Mk I, а также современный шведский танк Strv-103. У Strv-103 наведение танковой пушки осуществляется поворотом и наклоном корпуса с помощью регулируемой гидропневматической подвески;

в поворачивающейся башне. Такая компоновка характерна для многобашенных танков (например, советский пятибашенный тяжелый танк Т-35, британский крейсерский танк Mark I), строившихся перед Второй мировой войной. При этом установленное в башне вооружение имеет ограниченный сектор обстрела.

По условию размещения экипажа:

в корпусе и башне (наиболее распространено). В частности, у советского основного боевого танка Т-72 рабочее место механика-водителя находится в отделении управления в носовой части корпуса, командир танка и наводчик размещены в боевом отделении в башне;

Всего экипажа в корпусе (например, Strv-103);

Всего экипажа в башне.

По размещению двигателя и трансмиссии:

с кормовым размещением двигателя и трансмиссии. В настоящее время такое размещение моторно-трансмиссионного отделения наиболее распространено (например, американский основной боевой танк M1 «Абрамс»). Такая компоновка позволяет наилучшим образом защитить двигательный отсек от огня противника;

с носовым размещением двигателя и трансмиссии. Реализована в израильских основных боевых танках «Меркава», а также в аргентинском легком танке ТАМ. При таком расположении моторно-трансмиссионное отделение выполняет роль дополнительной защиты экипажа;

с кормовым размещением двигателя и носовым трансмиссии. Характерна для германских танков Второй мировой войны (например, средний танк Pz.III).

Большинство современных танков создано по т.н. классической танковой компоновочной схеме, впервые примененной в французском легком танке Первой мировой войны «Рено» FT-17. Основными признаками такой схемы являются установка основного вооружения во вращающейся башне посередине корпуса, размещение отделения управления в передней части корпуса, боевого отделения в средней части в башне и моторно-трансмиссионного отделения в корме. Такая компоновка обеспечивает равные углы снижения оружия при стрельбе в сторону носа и кормы, наилучшие условия кругового обзора, более равномерное распределение нагрузки от башни по опорной поверхности, лучшую проходимость, а также уменьшение вредного влияния на членов экипажа продольно-угловых колебаний машины.

Причины создания первого танка и его предназначение

Настоящее признание танки получили во время Первой мировой войны.

Первая мировая была войной позиционной, для неё характерна многоэшелонированная сплошная линия обороны с пулемётами и архитектурными сооружениями. Для прорыва использовалась артподготовка, но из-за малой дальности стрельбы она могла подавить, и то довольно условно, только огневые точки передней линии. При захвате первой линии, захватившие неизбежно сталкивались со следующей, для подавления которой нужно было подтягивать артиллерию. Пока наступающие занимались артиллерией, обороняющие войска мобилизировали резервы и отвоевывали занятую линию и уже сами начинали переходить в атаку. Такое безрезультатное передвижение могло продолжаться довольно долго. Например. В феврале 1916 года в битве при Вердене, к которой немцы готовились почти два месяца, участвовало больше одной тысячи орудий. За десять месяцев противостояния было израсходовано больше 14 млн. снарядов, а число погибших с обеих сторон превысило один млн. При всем при этом, немцы продвинулись аж на – 3 километра в глубь обороны французов.

Перед военными четко стал вопрос о необходимости транспортного средства, которое могло б прорывать линии обороны противника с полным подавлением огневых точек или как минимум оперативно доставлять артиллерию к очередным рубежам.

Бронепоезда по понятным причинам использоваться не могли, а бронеавтомобили быстро показали свою несостоятельность — слабую броню и неэффективное вооружение. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Несколько помогло улучшить ситуацию применение гусеничного тяжителя (гусениц). Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту.

Для увеличения огневой мощи и проходимости военные инженеры начали экспериментировать с размерами и весом новой боевой машины. Пробовали комбинировать гусеницы с колесами. Было среди них и несколько довольно неоднозначных проектов. Например. В России конструктор Лебеденко, и независимо от него в Англии майор Хетерингтон, в целях большей проходимости сконструировали танк на трех огромных колесах. Идея обеих конструкторов заключалась в обычном переезде канавы боевой машиной, поэтому Лебеденко предлагал создать танк с колесами диаметром 9 метров, а Хетерингтон соответственно 12 метров. Лебеденко даже создал опытный экземпляр, но во время испытаний он… застрял в первой же яме.

Из-за несовершенства представленных броневых машин, споры о необходимости их разработки и примирения среди военных продолжались до 15 сентября 1916. Этот день стал переломный в истории танкостроения и ведения войн вцелом. Во время битвы на реке Сомме, англичане впервые использовали свои новые танки. Из 42 двух бывших в наличии, в бою участвовали 32. Во время боя 17 из них по разным причинам вышли из строя, но и оставшиеся танки смогли помочь пехоте продвинуться в глубь обороны на 5 километров по всей ширине наступления, при этом потери в живой силе составили в 20 раз! меньше расчетных. Для сравнения можно вспомнить бой при Вербене.

Организация Вермахта

Во главе родов войск стоят соответствующие верховные командования:

  • Верховное командование сухопутных войск — ОКХ;
  • Верховное командование ВМФ — ОКМ;
  • Верховное командование ВВС (люфтваффе) — ОКЛ.

Верховным главнокомандующим вермахта являлся рейхсканцлер Адольф Гитлер. Во главе Верховного командования — главнокомандующий соответствующего вида вооруженных сил. Каждый род войск имел своего главнокомандующего, начальника штаба и штаб, которые подчинялись начальнику штаба оперативного руководства вермахта, а тот в свою очередь начальнику штаба ставки во главе которого находился Гитлер, как верховный главнокомандующий.

Организационная структура Верховного командования вермахта (ОКВ)

  • Верховный главнокомандующий: фюрер и канцлер
  • Командующий Сухопутными войсками
  • Командующий Военно-морским флотом
  • Командующий Военно-воздушными силами

1938 — 1941 гг.

  1. Верховный главнокомандующий и военный министр: фюрер и канцлер
  2. Главнокомандующий вооруженными силами
  3. Командующий Сухопутными войсками
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

1941 — 1945 гг.

  1. Верховный главнокомандующий, военный министр и главнокомандующий сухопутными войсками: фюрер и канцлер
  2. Начальник штаба Сухопутных войск
  3. Главнокомандующий Вооруженными силами
  4. Командующий Военно-морским флотом
  5. Командующий Военно-воздушными силами

ПОТЕРИ ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Первая мировая война стала одной из самых разрушительных войн в современной истории. В результате военных действий погибло почти десять миллионов солдат, что намного превышает общее число жертв всех войн за предшествующие сто лет. Хотя трудно установить точные статистические данные о потерях, по некоторым оценкам, число раненых в бою достигло 21 миллиона.

Эти колоссальные потери всех сторон, участвующих в конфликте, отчасти стали результатом применения нового оружия, такого как пулеметы и отравляющие газы, а также неспособности военачальников адаптировать свою тактику к более механизированному характеру вооруженной борьбы. Политика нанесения максимальных потерь противнику, особенно на Западном фронте, стоила жизни сотням тысяч солдат. 1 июля 1916 года были понесены самые большие потери живой силы за один день – одна только британская армия потеряла более 57 тысяч человек на Сомме. Наибольшее число погибших было в армиях Германии и России: эти цифры предположительно составляют 1 773 700 и 1 700 000 человек соответственно. Франция потеряла шестнадцать процентов всего мобилизованного состава своих вооруженных сил – самый высокий показатель смертности среди развернутых войск.

Никакие официальные организации не вели точный счет потерь гражданского населения в годы войны, но согласно оценке специалистов, в качестве прямого или косвенного результата военных действий погибло 13 миллионов мирных жителей. Смертность, как военного, так и гражданского населения, достигла своего пика в конце войны в результате эпидемии «испанки» – самой смертоносной эпидемии гриппа в истории человечества. В результате конфликта миллионы людей были насильственно выселены из своих домов или вынуждены были покинуть место своего постоянного проживания в Европе и Малой Азии. Ущерб, нанесенный зданиям и промышленным объектам, был катастрофическим, особенно во Франции и Бельгии, где шли самые тяжелые бои.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: