Бронетанковая техника германии во второй мировой войне. штурмовое орудие stug

Конструкция

Корпус артсистемы сварной, из горячекатаных листов толщиной 15 мм. В корпусе три отделения: управления с механиком-водителем спереди, боевое отделение в середине и силовое (ДВС, трансмиссия и т.д). Имеется башня с собственно орудием. Вес башни 13,5 тонн. В башне место командира, наводчика и заряжающих. С зарядами и снарядами конвейер размещается на корме, здесь же устроен лоток для приема снарядов с грунта.

Вооружение САУ. Гаубица 2А64 152 мм, является основным вооружением этой самоходки. К основным узлам гаубицы помимо ствола относятся затвор, досылатель, люлька, противооткатные устройства, подъемный и уравновешивающий механизм. При помощи электроспуска производится выстрел, в случае отказа его, можно сделать это и вручную.

Стандартный боекомплект — 50 выстрелов. В их числе может быть и «Краснополь», управляемый снаряд 152 мм. Но все же основа: активно-реактивные, осколочно-фугасные осветительные снаряды.

Приспособлена «Мста-С» к стрельбе снарядами и с ядерной начинкой, тактическими.

Пулемет НСВТ 12,7 мм установлен на башне. Он способен поражать низколетящие цели. В комплект боеприпасов входит дополнительно к штатному количеству: 900 патронов для автоматов, 300 патронов для пулемета и 20 гранат Ф-1.

На основной башне над местом командира установлена небольшая башенка, как у Т-64 или Т-80. Чтобы успешно проводить разведку и наблюдение, у командира установлен прицел ТКН-3В.

С его помощью можно наводить основное орудие. Прицел ПЗУ-5 для пулемета. У наводчика прицел 1П22, панорамный. Прицел 1П23 для прямой наводки. ТНПО-160 призменные приборы наблюдения, всего их три и все они находятся у механика. В штатной комплектации есть и ТВНЕ-4Б — прибор ночного видения.

Для внешней связи используется радиостанция Р-173, радиус ее действия 20 км. Аппарат 1В116 обеспечивает внутреннюю связь.

Это дизельный двигатель с 12 цилиндрами, четырехтактный, V-образный, с наддувом. Охлаждение жидкостное. Двигатель работает на дизтопливе, однако и керосин (Т-1, ТС-1 и Т-2) также может использоваться в качестве альтернативного горючего.

Трансмиссия в самоходке двухпоточная, механическая. Механизм поворота планетарный. Передних передач семь, задняя одна. Самоходка развивает скорость до 60 км/ч.

Ходовая как у Т-80 (6 пар опорных обрезиненных и 5 пар поддерживающих катков). Ведущие колёса сзади, направляющие спереди. В 2С19 используется индивидуальная торсионная подвеска. Амортизаторы гидропневматические, но не на всех катках, а только на 1,2 и 6-м опорном.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, ТТХ И ОБОРУДОВАНИЕ САУ «МСТА-С»

Гусеничное шасси машины унифици­ровано с шасси основных танков Т-72 и Т-80. Корпус САУ «Мста-С» по конструкции и геомет­рии подобен корпусу танка Т-72, но имеет более слабую бронезащиту и не имеет комбинированного бронирования лобового листа. Бронирование защищает машину от крупнокалиберных пуль и осколков.

В массивной сварной башне установлена 152-мм нарезная гаубица 2А64, снабженная дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола с системами наве­дения и прицеливания. Максимальная даль­ность стрельбы — 24700 м (активно-реактивными снарядами – 28900 м), скорострель­ность — 7-8 выстр./мин. Углы наведения: горизонтальный — 360°, вертикальный от -3° до +65°. Стреляные гильзы автоматичес­ки выбрасываются через люк под стволом орудия. Заряжание орудия – раздельно-гильзовое, производится с двух конвейеров (для снарядов и зарядов). Поиск нужного боеприпаса и управление процессом заряжания осуществляется системой авто­матизированной подачи и хранения снаря­дов, включающей в себя конвейер подачи снарядов с грунта и укладку с программиру­емой выдачей. Боекомплект орудия составляет 50 выстрелов, и располагается в башне на стеллажах. Масса одного снаряда составляет до 42 кг. При подаче снарядов с грунта скорострельность падает до 6 выстр./мин., зато внутренний боекомплект не расходуется.

Гаубицей «Мста-С» может применяться широкая номенклатура снарядов: осколочно-фугасные и осколочно-фугасные корректируемые (в т.ч. управляемые боеприпасы с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь»), кассетные с осколочными и кумулятивно-осколочными боевыми элементами, постановщики помех КВ- и УКВ-связи.

В качестве оружия самообороны от легких боевых машин, самолетов и вертолётов на САУ «Мста-С» установлен 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ с боекомплектом 300 патронов в 6 лентах. Он управляется дистанционно из башни.

Масса машины составляет 42 т, экипаж — пять человек (при подаче боеприпасов с грунта – 7 человек).

Двигатель В-84А мощностью 780 л.с. позволяет самоходной гаубице раз­вивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч. Преодолеваемый подъем составляет 25 градусов. Запас хода САУ «Мста-С» составляет 500 км.

Наблюдение и прицеливание обеспечивается панорамным прицелом 1П22 и прицелом прямой наводки 1П23. Гаубица наводится электрическим приводом 2Э46, который обеспечивает автоматическое наведение в вертикальной плоскости и в горизонтальной – от пульта управления. После каждого выстрела ствол гаубицы автоматически возвращается в исходное положение.

Взаимодействие орудий батареи на дальности до 500 м обеспечивается при помощи системы приема и передачи данных стрельбы 1В122. Внутренняя связь обеспечивается при помощи телефонной аппаратуры 1В116 на 7 абонентов. Внешняя – при помощи УКВ-радиостанции Р-173 с дальностью действия до 20 км.

Также САУ «Мста-С» оборудована:

  • противопожарным оборудованием трехкратнго действия;
  • двумя ФВУ;
  • системой самоокапывания;
  • термодымовой аппаратурой, работающей от основного двигателя;
  • системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами;
  • двумя танковыми дегазационными приборами.

Тактико-технические характеристики

7.1 Размеры

  • Длина корпуса, см: 604
  • Длина с пушкой вперёд, см: 1191,7
  • Ширина корпуса, см: 338
  • Высота, см: 335
  • База, см: 452
  • Колея, см: 280
  • Клиренс, см: 45.

7.3 Вооружение

  • Марка и калибр пушки: 2А64, 152-мм
  • Тип пушки: нарезная гаубица
  • Длина ствола, калибров: 47
  • Боекомплект пушки: 50
  • Углы ВН, град.: −4…+68°
  • Углы ГН, град.: 360°
  • Дальность стрельбы, км: 6,5…29,06
  • Прицелы: ПЗУ-5, 1П22, 1П23
  • Пулемёты: НСВТ, калибра 12,7 мм.

7.4 Подвижность

  • Тип двигателя: В-84А
  • Мощность двигателя, л. с.: 780
  • Скорость по шоссе, км/ч: 60
  • Запас хода по шоссе, км: 500
  • Ёмкость топливных баков, л: 1300
  • Удельная мощность, л. с./т: 19
  • Тип подвески: торсионная, индивидуальная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,87
  • Преодолеваемый подъём, град.: 25°
  • Преодолеваемая стенка, см: 50
  • Преодолеваемый ров, см: 260—280
  • Преодолеваемый брод, см: 1200 (500 с оборудованием подводного вождения танков).

7.5 Сравнительные характеристики модификаций

  • Боевая масса, кг: 2С19, 2С19М (2С33), 2С19М1 – 42000; 2С19М1-155 – 43000; 2С19М2 — 43240
  • Калибр орудия, мм: 2С19, 2С19М (2С33), 2С19М1, 2С19М2 — 152,4; 2С19М1-155 — 155
  • Длина ствола, калибров: 2С19, 2С19М1, 2С19М2 – 47; 2С19М1-155 — 52
  • Углы ВН, град.: 2С19, 2С19М1 — −4…+68; 2С19М (2С33), 2С19М1-155 — −4…+70
  • Скорострельность, выстр./мин.: 2С19 — 7…8; 2С19М (2С33) — свыше 10; 2С19М1 – 8; 2С19М1-155 — 6…8; 2С19М2 — 10
  • Возимый боезапас, выстр.: 2С19, 2С19М (2С33), 2С19М1, 2С19М2 – 50; 2С19М1-155 — 45
  • Максимальная дальность стрельбы ОФС, км: 2С19, 2С19М1 — 24,7; 2С19М (2С33) – свыше 30; 2С19М1-155 — 30
  • Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км : 2С19, 2С19М1, 2С19М2 – 29; 2С19М (2С33) — свыше 40; 2С19М1-155 — 41
  • Максимальная дальность стрельбыУАС, км: 25
  • Радиостанция: 2С19, 2С19М (2С33) — Р-173
  • Аппаратура внутренней связи: 2С19, 2С19М (2С33) — 1В116.

Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста»

С начала семидесятых годов на вооружении советской и российской армии состоит самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика». Эта самоходка с орудием 2А31 калибра 122 мм предназначена для уничтожения живой силы, техники и объектов противника, а также дополняет иные САУ других типов. За два десятилетия было построено несколько тысяч таких боевых машин, большая часть которых до сих пор остается в строю. Тем не менее, к началу двухтысячных годов военные пришли к выводу о необходимости замены «Гвоздики». Так появился проект 2С34 «Хоста».

Решение о разработке нового проекта было принято в 2003 году. Военные заказали создание глубокой модернизации имеющейся САУ 2С1. Изначально новый проект имел обозначение 2С1М, связанное с его основной задачей – обновить имеющуюся самоходку. Тем не менее, в дальнейшем в новом проекте было внедрено такое количество нововведений, что его индекс изменили на 2С34. Также проект обозначался шифром «Хоста». Головным разработчиком нового проекта стало пермское предприятие «Мотовилихинские заводы». Кроме того, к работам привлекли ЦНИИ «Буревестник».

По имеющимся данным, исходное техническое задание подразумевало создание новой модификации самоходки 2С1 «Гвоздика» с использованием нового оружия и аппаратуры управления огнем. По этой причине было решено переработать только боевое отделение и башню машины. Гусеничное шасси предложили оставить без изменений, что в дальнейшем сказалось на судьбе проекта. Таким образом, самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С34 «Хоста» представляет собой новое боевое отделение с пушкой, установленное на шасси базовой машины.

Шасси САО 2С34 сохранило прежнюю компоновку, традиционную для отечественных самоходок последних десятилетий. В передней части корпуса, со сдвигом к правому борту, располагается моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Средняя и кормовая части корпуса отданы под боевое отделение. На крыше корпуса имеется погон для установки башни. Корпус боевой машины сваривается из катаных броневых листов толщиной до 15 мм, обеспечивающих защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

Основой силовой установки шасси «Хосты» является дизельный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. С двигателем связана механическая двухпоточная трансмиссия с планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеются шесть передних передач и одна задняя. В составе ходовой части имеются семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Несколько катков дополнительно укомплектованы гидравлическими амортизаторами. Ввиду переднего расположения двигателя ведущие колеса находятся в носовой части бортов, направляющие – в корме. Специальные поддерживающие ролики отсутствуют, поскольку верхняя ветвь гусеницы лежит на опорных катках.

Длина корпуса самоходки 2С34 составляет 7,57 м, ширина – 2,85 м. Общая высота машины по крыше башни – 2,83 м. Боевая масса составляет 16 т. Удельная мощность машины находится на уровне 18,75 л.с. на тонну, что позволяет развивать скорость (на шоссе) до 60 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость вдвое ниже. За счет герметичного корпуса САО «Хоста» может пересекать водные преграды вплавь. В таком случае движение осуществляется за счет переметывания гусениц. Скорость на воде не превышает 4-4,5 км/ч. При движении по шоссе запас хода по топливу достигает 500 км.

Среднюю и кормовую часть корпуса самоходки занимает боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагается вооружение, боекомплект и аппаратура управления огнем. В центральной части лобового листа башни предусматривается окно для орудия и его маски. Механизмы установки пушки позволяют вести огонь с углом возвышения от -2° до +80°. Горизонтальная наводка – круговая. На скулах башни имеются дымовые гранатометы. На крыше предусмотрена турель для пулемета, предназначенного для самообороны.

Для повышения характеристик новой боевой машины было решено заменить основное орудие. Вместо 122-мм нарезной гаубицы 2А31 теперь используется орудие 2А80-1 калибра 120 мм. Это орудие сочетает в себе основные функции пушек, гаубиц и крупнокалиберных минометов, что, как ожидалось, должно было привести к значительному росту боевых характеристик. Характерной чертой нового орудия является дульный тормоз узнаваемой формы. Кроме того, орудие оснащено специальными противооткатными устройствами, позволяющими вести огонь в широком диапазоне углов возвышения, как прямой наводкой, так и «по-минометному». Внутри боевого отделения размещается боекомплект из 40 выстрелов различных типов.

Наведение гаубицы

Эффективность работы наводчика определяется использованием специфических прицелов и приводов наведения. Рассматриваемая нами самоходная гаубица использует два прицела: вращающийся панорамный 1П22 (увеличение в 3,7 раза) и неподвижный прямой наводки 1П23 (увеличение 5,5 раз). Особенностью панорамного прицела является более сложная структура (с использованием деротационной оптики и гироскопа), а также возможность его поворота на 360 0 , что является важным реквизитом современных танков и САУ.

Приводы наведения крайне эргономичны для наводчика, что имеет значение при боевой обстановке. Особенно практично то, что вертикальный привод всегда автоматически сам выполняет свою работу. Дополнительное удобство представляет автоматически восстанавливаемый после каждого выстрела угол возвышения.

Таким образом, экипажу остается регулировать управляющее устройство для горизонтальных приводов так, чтобы совместить прицел и точку прицеливания. В этом и заключается смысл работы наводчика 2С19 МСТА-С. Фото, кстати, это демонстрирует, действительно, его взгляд практически не отрывается от прицела на ручки, рычаги и т.п. Это действительно способствует результативности боя.

История создания

Штурмовые и противотанковые САУ появляются на вооружении армии СССР в 1940-х годах. Нельзя сказать, что они внесли решающий вклад в победу (первенство все же за танками), но для поддержки пехоты и наступающих танков они были очень эффективны. С началом Холодной войны у потенциального противника появились совершенные артиллерийские системы калибра 105 мм, которые по многим показателям превосходившие советские САУ.

Но доктрина у СССР была нацелена на применение ракет и самоходки не получали развития. После ухода с поста Хрущева среди трезвых умов появилась доктрина о том, что глобальная ядерная война невозможна. Слишком велика возможность уничтожения не только врага, но и самого себя. А вот использование разрушительного оружия в тактических целях вполне вероятно. В этом смысле использование САУ было одним из самых лучших способов доставить тактический ядерный заряд в нужное место.

Решением Коммунистической партии и постановлением правительства Союза с 1967 г. началась разработка артсистемы калибра 122 мм.

Это решение было основано на исследовательской базе ВНИИ-100. Именно эти исследования определили базовые характеристики будущей самоходной гаубицы.

Исследовательский институт предложил три варианта шасси: «БМП-1, МТ-ЛБ тягач и «Объект-124». Выбрали тягач, на основе которого и конструировалась самоходка «Гвоздика».Тракторному заводу в Харькове поручили разрабатывать новую систему.

1969 г. начало испытаний четырех опытных образцов 122 мм «Гвоздики» и 152 мм 2С3. Выбор был остановлен на «Гвоздике».1970 г. правительство СССР, после годовых испытаний и необходимых доработок, принимает на вооружение самоходку «Гвоздика».

Новая самоходка начала поступать в военные части, а экипажи постепенно осваивать эту систему. Серийное производство окончательно освоено в 1971 г. Выпускалась в Польше (с 1971г.) и в Болгарии (с 1979г.). В 1991 г. самоходку перестали выпускать. Всего с 1970 г. было выпущено около десять тысяч машин.

История создания

Историю самоходной установки СУ-152 часто начинают с декабря 1942 года, когда на Кировском заводе (г. Челябинск) начались работы по созданию этой боевой машины. Но это не совсем правильно. Проектирование и создание первой СУ-152 были проведены в рекордно короткие сроки, для этого конструкторам понадобилось всего 25 (!!!) дней.

Конечно же, шла война, и фронт испытывал острую необходимость в новой мощной бронетехнике, способной эффективно уничтожать немецкие танки. Однако, несмотря на это, самоходная установка не могла быть создана так быстро без использования наработок, сделанных советскими конструкторами еще в начале сороковых годов.

Первые САУ появились еще во время Первой мировой войны, однако они не получили широкого распространения. В период между двумя войнами работами над созданием САУ активнее всего занимались в Германии и СССР. В Советском Союзе осознали острую потребность в мощной самоходной артиллерийской системе после начала Зимней войны. Преодоление линии Маннергейма очень дорого стоило Красной армии. Именно в этот период начались работы над созданием САУ на базе танков Т-28 и Т-35. Однако эти работы так и не были доведены до конца.

Вместо САУ была создана модификация тяжелого танка КВ (КВ-2), вооруженная 152-мм гаубицей М-10.

Совсем по-другому складывалась ситуация в Германии. На начальном этапе войны германская армия имела на своем вооружении большое количество устаревших и трофейных танков, которые можно было быстро и сравнительно дешево переделать в САУ.

Советские танки КВ-2 создавались для уничтожения вражеских полевых и долговременных укреплений, практически все они были потеряны в первые месяцы войны. К тому же стоимость производства танка КВ-2 была очень высокой, его скорострельность – низкой. Да и надежность КВ-2 оставляла желать лучшего: большинство этих танков на начальном периоде войны были потеряны не из-за огня противника, а по причине технических неисправностей (экипажи просто бросали свои машины). Производство танка было прекращено.

Уже в конце 1941 года советскому руководству стали приходить многочисленные обращения из действующей армии с просьбами создать самоходное орудие для артиллерийской поддержки танков и пехоты в бою. Эти голоса были услышаны и ЧКЗ получил задание разработать новую САУ на базе танка КВ.

Дополнительным стимулом для активизации работ стало начало советского наступления под Сталинградом. В его ходе Красной армии приходилось штурмовать укрепления противника, что было очень тяжело делать без артиллерийской поддержки. Однако вся ствольная артиллерия советских войск была буксируемой, что значительно ограничивало ее мобильность и повышало уязвимость к средствам поражения противника. Вопрос о создании штурмовой самоходной установки с пушкой большого калибра встал, как никогда остро.

Из имеющихся вариантов для реализации был выбран проект самоходки Жозефа Котина. Для новой САУ было выбрано шасси тяжелого танка КВ-1С и 152-мм гаубица МЛ-20. Сборка первого опытного образца боевой машины проводилась на ЧКЗ, 25 января 1943 года начались ее испытания на полигоне, а 14 февраля новая самоходка была принята на вооружения под обозначением СУ-152.

Производство новой самоходки было развернуто на Челябинском кировском заводе. В мае 1943 года первая партия СУ-152 (12 машин) была передана войскам. Серийный выпуск самоходной установки был недолгим. Уже в сентябре 1943 года КВ-1С, на базе которого изготавливалась САУ, был снят с вооружения. Было принято решение о производстве новой САУ с 152-мм пушкой, но уже на базе танка ИС-85 (ИС-1). Она получила название ИСУ-152, эту машину в исторической и популярной литературе также часто называют «Зверобоем».

Последние СУ-152 сошли с конвейера ЧКЗ в начале 1943 года.

Существует весьма распространенный миф о том, что советские самоходные установки с орудиями большой мощности (СУ-152, ИСУ-152) – это ответ отечественных танкостроителей на появление у гитлеровцев танков Pz Kpfw VI «Тигр». Это не совсем верно. Разработка подобных машин в СССР началась еще до первого контакта Красной армии с новой бронетехникой гитлеровцев. Однако после него работы были активизированы, так как стало понятно, что только машины, подобные СУ-152, могут эффективно бороться с новым немецким танком на всех дистанциях боя.

Но, даже принимая во внимание это обстоятельство, не следует считать СУ-152 истребителем танков. Данная САУ проектировалась в первую очередь, как штурмовое орудие

203-мм самоходная артиллерийская установка 2С7 «Пион»

1 мая 1957 года на параде в Москве были показаны тяжелые самоходные установки: 406-мм артиллерийское орудие 2АЗ «Конденсатор-2П» (64 тонны) и 420-мм миномет 2Б1 «Ока» (55 тонн). Оба изделия были крайне громоздкими (длина — 20 метров, ширина — примерно 3 метра, высота — около 6 метров) и тяжелыми, но вес и габариты установок фактически задали атомщики, считавшие, что диаметр тактического атомного снаряда должен быть не менее 400 мм. Произвели их всего лишь по 4 экземпляра, но главное, что промышленность получилас опыт создания артсистем, способных стрелять ядерными тактическими боеприпасами на большие расстояния. К 1960 году их доработку прекратили, отдав предпочтение решению задачи доставки ядерного заряда с помощью тактических ракетных комплексов (Например: ). Между тем, тактические ракеты ещё не имели систем самонаведения, поэтому их точность на предельной дальности была неудовлетворительной.

Надо сказать, что за несколько лет до этого первомайского парада, 25 мая 1953 года, США уже испытали систему аналогичного назначения на ядерном полигоне в Неваде, состоявшей из буксируемой 280-мм пушки Т131 (после принятия на вооружение М65, прозвище в войсках «Атомная Анни») и 280-мм артиллерийского снаряда Atomic Mk.9 (T124) Shell с атомной боеголовкой W9 мощностью 15-20 кТ. Снаряд был запущен из пушки M65 (массой 77 тонн) на заданные 32 км и успешно детонировал. Как и в случае с советской пушкой 2А3, американское орудие было громоздким и малопригодным для боевых действий. Произвели всего 20 орудий, которые недолго служили в Западной Европе. Но уже в 1963 году в США принимается на вооружение 155-мм снаряд для самоходных гаубиц М114, М109 и т.п. Снаряд оснащался ядерным зарядом W48 мощностью 72 тонны в тротиловом эквиваленте (модификация Mod 1) и имел выдающиеся весогабаритные характеристики: длинна 33,3 дюйма, вес 128 фунтов (51,2 кг). Ещё через год, в 1964, для 203-мм самоходной гаубицы M110 был принят на вооружение снаряд с ядерным зарядом W33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.

В 1964 году с поста Генерального секретаря ЦК КПСС ушёл Н.С.Хрущёв с его маниакальной страстью решать все вопросы с помощью ракетных технологий. В это же время в СССР была достигнута технологическая готовность: учёные добились уменьшения критического размера атомных боеприпасов по диаметру. Откровенно говоря, работы которые были заморожены при Хрущёве, предполагали лишь эволюцию САУ, принятых на вооружение в Великую Отечественную войну (например, ИСУ-152 в ИСУ-152К и т.д.).
К этому времени стало очевидным существенное отставание СССР от США по самоходной артиллерии и по созданию ядерных зарядов малого калибра для обычных орудий, т.е. в обеспечении армейских подразделений тактическим атомным оружием. Для устранения этого отставания в декабре 1967 года начались опытно-конструкторские работы по созданию тяжелой самоходной артиллерийской установки. Первоначально не был задан ни тип орудия, ни даже его калибр. Определялась лишь дальность стрельбы — 25 км. В результате было принято решение на разработку САУ в открытом исполнении с пушкой повышенной мощности (дальность стрельбы обычным снарядом 32 км, а активно-реактивным снарядом — 45 км). 8 июля 1970 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №427/161 с которого началась разработка самоходной установки, получившей обозначение 2С7 и наименование «Пион». Головным разработчиком и исполнителем был назначен ленинградский Кировский завод, качающуюся часть изготавливал волгоградский завод «Баррикады» по проекту ЦКБ «Титан».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: