Ампир — имперская классика
Ампир стал завершающим аккордом нескольких направлений европейской классики. На момент его создания он вобрал в себя все особенности и лучшие черты всех стилей интерьерного дизайна, стал воплощением стремлений французской аристократии. Этот стиль неразрывно связан с именем Наполеона Бонапарта, славившегося непомерными имперскими амбициями, именно он привил Европе моду на триумфальную величественность. Слово ампир происходит от французского «Empire«, то есть «империя«
История. Стиль Ампир появился во Франции в самом конце XVIII века, продолжив традиции Классицизма, поэтому его также называют стилем позднего (высокого) Классицизма. Главным создателем и разработчиком этого стиля стал художник и декоратор Жан Луи Давид. За короткое время этот стиль быстро завоевал популярность во многих европейских странах и России, в которой возникло в начале девятнадцатого века отдельное направление – Русский Ампир.
Отличительные особенности стиля Ампир:
- интерьер ампира можно охарактеризовать словами торжественный, парадный, мемориальный;
- цветовая гамма: кричащие и яркие тона контрастируют с мягкими, пастельными цветами, много позолоты, преобладают насыщенные зеленые и пурпурные оттенки;
- симметрия и внутренние архитектурные конструкции присущие античности (как и в Классицизме). Большие, высокие пространства, прямолинейные очертания, большие плоскости поверхностей и новшество в архитектуре – триумфальные арки;
- отделка стен и пола. Обои и ткани с характерными узорами и текстурами. Обилие лепнины на потолке и в обрамлении различных элементов;
- мебель массивная из натуральной древесины: красного дерева, ореха, карельской березы и тополя.
Обязательный атрибут всех интерьеров — обилие зеркал в различных окладах и окантовках. Широко используются гобелены и изысканные каминные экраны, дорогие ткани и ширмы.
Стиль ампир активно развивался первые три десятилетия XIX века, после чего ему на смену пришла эклектика.
-
Бальный зал в имперском стиле
-
Стиль ампир в современной квартире
-
Вестибюль в стиле ампир, современный интерьер
-
Колонный зал горного университета в Санкт_Петербурге
-
Константиновский дворец
-
Опочивальня Александра I
Национальные вариации
Во главе с Италией, средиземноморскими странами, медленно следовала большая часть священная Римская империя в Германии и Центральная Европа, как правило, придерживался чистокровного барочного подхода.
Совсем другое искусство развилось из традиций северного реализма в 17 веке. Голландская живопись золотого века, в котором было очень мало религиозного искусства и мало историческая живопись, вместо этого играя решающую роль в развитии светских жанров, таких как натюрморт, жанровые картины повседневных сцен, и пейзаж. Хотя барочный характер искусства Рембрандта очевиден, этикетка используется реже для Вермеер и многие другие голландские художники. Большинству голландского искусства не хватает идеализации и любви к великолепию, типичных для многих произведений в стиле барокко, включая соседние Фламандская живопись в стиле барокко которые разделяют голландские тенденции, продолжая при этом производить традиционные категории в более ярко выраженном стиле барокко.
Во Франции величественный и изящный классицизм придал живописи барокко особый оттенок, где поздний 17 век также считается золотым веком живописи. Двое из самых важных художников, Николя Пуссен и Клод Лоррен, остались базироваться в Риме, где их работа, почти все в станковые картины, был высоко оценен как итальянскими, так и французскими покровителями.
Развитие направления в разных странах
Искусство барокко проявлялось по-разному. Каждая нация стремилась привнести в новое направление нечто особенное, только свое.
Барокко, как художественный стиль, подразумевало непринужденность изображения, простоту подачи сюжета. В отличие от средневековых картин, живопись не ограничивалась библейскими сценами: в изобилии появлялись портреты, пейзажи, зарисовки из жизни людей.
Художники разных стран привнесли собственную изюминку в общие правила европейского барокко: работы итальянцев заметно отличается по стилю, содержанию от творчества мастеров других держав (французов, голландцев, испанцев).
Италия
Италия – страна, где зародился и получил дальнейшее развитие стиль барокко. Первоначально в ходу были мифологические и религиозные сюжеты. Постепенно начался переход к портретной живописи. Появились новые приемы, техники написания полотен: контраст света и тени, диагональное расположение фигур, эксперименты с цветовой гаммой.
Ярчайшие представители итальянской живописи:
- М. Караваджо,
- А. Карраччи,
- С. Роза,
- Б. Строцци,
- Д. Кастильоне.
Испания
Первоначально шедевры испанского барокко отличались строгостью, жесткостью. Представители этого направления в работе придерживались принципов реализма. Большая часть первопроходцев была крайне религиозна, их картины на библейские сюжеты украшали храмы, так как главными заказчиками были священнослужители.
Постепенно живопись начала «оживать», покидать пределы религии: появились портреты, строгость изображения осталась в прошлом. Позднему периоду испанского барокко свойственно ощущение движения, игра света и тени, колоритность и плавность линий.
Главными заказчиками барочной живописи в Испании был королевский двор и католическая церковь. Как следствие – некая скудость сюжетов (портреты, картины на религиозные темы). Направления, присущие другим странам (пейзаж, натюрморт, живопись на бытовые темы) распространения не получили.
Художники-живописцы, представители испанского барокко:
- Д. Веласкес,
- Х. Рибейра,
- Ф. Сурбаран,
- Эль Греко.
Франция
Эпоха барокко во Франции началась с середины XVII века. Стиль развивался параллельно с главенствующим на тот момент классицизмом, пока не слился с ним воедино.
Ярче всего проявилось французское барокко в архитектуре: помпезные, пышные дворцы, кажущиеся нереальными, поражающие тысячами мелких деталей, завитков, скульптур. Внутреннее убранство помещений удивляло не меньше: обязательная позолота, лепнина, причудливые декоративные украшения.
Живопись не отставала, и была представлена в основном праздничными портретами знатных людей.
В начале XVIII века от барокко отделяется стиль рококо – не такой вычурный, более скромный и спокойный.
Голландия
Голландия, несмотря на мизерные размеры, была прогрессивным, открытым всему новому государством. В XVI веке там создавались Академии искусства, изучающие передовые направления в живописи, скульптуре, архитектуре. Голландцы одними из первых приняли зарождающийся в Италии стиль барокко, начали активно работать в данном направлении.
В отличие от большинства империй, в Голландии процветал средний класс, и заказчиками картин становились не только аристократы, но и купцы, зажиточные горожане. Ограничения по сюжету не было: художники писали портреты, натюрморты, пейзажи, бытовые сцены. В ходу были небольшие по размерам полотна, которыми украшали дома.
Голландские мастера строго разделялись по жанрам: портретисты никогда не писали натюрмортов, пейзажисты не брались за портреты. Каждый занимал свою нишу, оттачивая мастерство, пытаясь достигнуть совершенства.
В XVII веке Голландия стала независимым государством, и это радостное событие немедленно нашло отражение в искусстве. Голландская живопись эпохи барокко – яркая, насыщенная, раскрепощенная. Художники воспевали все, что видели: не только аристократию, но и простых людей, красоты природы.
Жанровая живопись периода XVII-XVIII веков была представлена маринистами, пейзажистами, портретистами, художниками, воплощавшими бытовые сцены из жизни горожан и т.д. Главный акцент на картинах голландских мастеров – буйство цвета, выраженная игра света и тени.
Прославленные голландские живописцы той эпохи:
- А. ван Дейк,
- П. Рубенс,
- Я. Вермеер,
- Ф. Халс,
- Я. Ливенс.
Рембрандт
Продолжительность жизни: 15 июля 1606 г. — 4 октября 1669 г.
Национальность: D utch
Рембрандт ван Рейн
Рембрандт доминировал в Голландский золотой век, и с тех пор он остается самым известным голландским художником. Рэмбрандт известен как властитель света и тени. Его картины отличаются исключительным реализмом, которого он смог достичь благодаря своим фирменным световым и теневым эффектам. На протяжении своей плодотворной карьеры Рембрандт работал в нескольких жанрах, но наиболее известен он портретами и изображениями библейских и мифологических сцен. Как художник-портретист, он известен тем, что улавливает настроение своих героев. Групповой портрет в то время процветал в Нидерландах, и Рембрандт создавал одни из самых известных групповых портретов. Он также считается одним из величайших художников-автопортретистов, известных тем, что не проявляли к себе милосердия. Хотя Караваджо оказал большее влияние на эпоху барокко, Рембрандт, несомненно, является самым известным художником эпохи.
Шедевр: Ночной дозор (1642)
Ночной дозор (1642) — Рембрандт
Другие известные произведения: —
Похищение Европы (1632 г.)
Автопортрет с беретом и поднятым воротником (1659)
Барокко в литературе. Барокко
Барокко – это идейное и культурное движение в ряде европейских стран, затронувшее разные сферы духовной жизни, а в искусстве сложившееся в особый художественный стиль, являющийся наряду с классицизмом одним из ведущих стилей XVII столетия.
Термин «барокко» был введен классицистами в XVIII веке для обозначения искусства грубого, безвкусного, «варварского» и первоначально связывался только с архитектурой, изобразительным искусством и музыкой. В литературоведении этот термин употребил в начале XX века немецкий ученый Г. Вельфлин, определив барокко как «живописный стиль». Происхождение термина неясно: его связывают с итальянским bаrоссо, буквально – причудливый, странный, с португальским perola barocca – жемчужина неправильной формы и, наконец, с латинским bаrосо – обозначение одного из неправильных силлогизмов в схоластической логике.
Хотя барокко соотносят в первую очередь с XVII столетием, его хронологические рамки различны в зависимости от особенностей исторического развития разных стран. В Италии признаки барокко обнаруживаются уже с середины XVI века и существуют до конца XVII; с конца XVI почти до начала XIX века барокко в Испании воспринималось как национальный стиль; в Венгрии и славянских странах, включая Россию, барочный стиль обозначился к середине XVII века и дожил до второй половины XVIII века.
Истоки барокко исследователи связывают с маньеризмом, подчас даже не проводя резкой грани между этими двумя стилями.
Барокко однако же не сводится только к проблеме стиля. Считается возможным говорить об особом барочном мироощущении, о «человеке барокко», о проникновении барокко в сферу науки, философии, быта. В художественном и идейном плане барокко также включает в себя самые разные тенденции и течения. Контрреформация культивировала барокко, создавая пышные, грандиозные храмы и развивая стилистически изощренную риторическую проповедь и насыщенную аллегориями школьную драму. Но барокко получило широкое распространение также и в протестантских (Германия, Англия, Нидерланды), и в православных странах. Наряду с придворно-аристократическим барокко и его вариациями (испанский гонгоризм, итальянский маринизм, прециозная литература во Франции, «метафизическая школа» в Англии, творчество русских поэтов-силлабиков С. Полоцкого и С. Медведева), существовало барокко бюргерское, выражавшее настроения широких народных масс (романы немца Г. Гриммельсгаузена, француза Ш. Сореля, испанские плутовские романы).
Барокко отражает кризисное состояние эпохи. Религиозные войны во Франции 1560–1590 годов, Тридцатилетняя война в Германии и другие драматические события, взбудоражившие всю Европу, не имели ничего общего с ожиданиями ренессансных гуманистов, с их идеалом свободного и гармонически развитого человека, способного создать гармоничное общество.
Мир предстает перед художниками барокко лишенным устойчивости, мир находится в состоянии постоянных перемен, и уловить закономерность этих перемен невозможно. Для произведений барокко характерны темы непостоянства счастья, шаткости жизненных ценностей, всесилия рока и случая. Восторженное преклонение перед человеком и его возможностями, свойственное гуманистам Ренессанса, сменяется подчеркиванием двойственности, непоследовательности и испорченности человеческой природы. Между видимостью и сущностью вещей существует вопиющее несоответствие, отсюда ощущение «разорванности» бытия, противоречия между телесным и духовным, острое осознание чувственной красоты мира и одновременно скоротечности человеческой жизни. «Memento mori» (помни о смерти) – лейтмотив барочного мироощущения.
Барокко в искусстве России
Русское барокко берет начало в конце XVII – первой половине XVIII века. С легкой руки Петра I, не желавшего отставать от прогрессивной Европы, в столицу начали привозить зарубежных архитекторов, художников, скульпторов – для того, чтобы они обучали русских живописцев и строителей новому стилю.
До этого момента все, что строили на Руси – это церкви и строгие боярские платы, все, что рисовали – иконы, сцены из жития святых. Понятия живопись, как такового, не было, портреты не писались – на холстах было принято изображать Иисуса, его Матерь и божьих угодников.
В петровском барокко еще оставались черты средневековья, некая скованность и несуразность, но это уже был явный переход от одной эпохи к другой. Портреты очень быстро вошли в обиход, невероятно популярными стали миниатюры на эмали. Здания приобрели легковесность, кокетливость, русские дворцы по красоте перестали уступать европейским.
Конец культуры барокко связывают с кончиной императрицы Елизаветы Петровны (1761 г.).
Стиль барокко в искусстве России начался с архитектуры, основными его видами стали:
- Нарышкинское,
- Петровское,
- Голицынское,
- Елизаветинское,
- Строгановское барокко.
Названия даны по именам знатных особ – заказчиков дворцов и иных построек.
Ярчайшими представителями барокко стала плеяда художников-портретистов:
- А.М. Матвеев (1701-1739),
- И.И. Никитин (1690-1742),
- В.Л. Боровиковский (1757-1825),
- Д.Г. Левицкий (1735-1822),
- А.П. Антропов (1716-1795)
Портреты того времени носили «придворный» характер: рисовали аристократов, царствующих особ, членов их семей. Отличительные признаки – самобытность, правдивость в изображении модели, подчеркивание не только внешней, но и внутренней красоты человека.
Параллельно с живописью развивается скульптура. Барокко дало России такие имена, как:
- Ф.И. Шубин (1740-1805),
- Фальконе (1716-1791).
Таблица 1. Значимые произведения русского барокко
Показать таблицу
Живопись | Скульптура | Архитектура | |||
Произведение | Автор | Произведение | Автор | Произведение | Автор |
«Автопортрет с женой» — первая русская работа в стиле автопортрета (1729) | А.М. Матвеев | Бюсты Ломоносова, Екатерины II, Павла I | Ф. Шубин | Церковь покрова в Филях | Построена по заказу Л. Нарышкина, имя автора не сохранилось |
«Петр I на смертном ложе» (1725) | И.Н. Никитин | Медный всадник, Флора, Амур, Зима | Фальконе | Зимний, Воронцовский, Строгановский дворцы | Растрелли |
«Портрет Струйской» (1772) | Ф. Рокотов | Александро-Невская лавра | Трезини | ||
«Портрет Лопухиной» (1797) | В. Боровиковский | Китайский, Мраморный дворцы | Ринальди |
РЕМБРАНДТ ван Рейн
Об этом великом художнике написано очень много, и каждый пишущий находил в творчестве Мастера всё новые и новые достоинства
В нашем кратком обзоре обратим внимание на стилевые признаки работ голландского художника, и в особенности на то, как в его живописи мир отображается во всей своей неприкрытой реальности, однако, при этом взгляд Мастера умеет проникать в глубину вещей и явлений
РЕМБРАНДТ ван Рейн «Автопортрет»
Мы видим здесь один из многих автопортретов Рембрандта. Повторяя этот сюжет много раз, он как бы следовал заповеди античной мудрости: «Познай самого себя» На этом портрете всё как будто традиционно: широкая шляпа, тёмный фон, трёхчетвертной поворот головы
Во взгляде – только внимание, без каких-либо эмоций. На лице почти отсутствует светотень
Портрет вполне реалистичен.
РЕМБРАНДТ ван Рейн «Аристотель с бюстом Гомера»
Лицо Аристотеля повторяет черты лица самого Рембрандта. Античный философ положил руку на голову великого поэта, как бы желая позаимствовать его мудрость и гениальность. В глазах философа – глубокая мысль, а на груди серебряная цепь. Это – цепь, связывающая культуру древней Эллады и Европы. Обширные черные поверхности картины символизируют тайны бытия, составляющие предмет размышлений поэта и философа.
РЕМБРАНДТ ван Рейн «Похищение Ганимеда»
РЕМБРАНДТ ван Рейн «Даная»
Эти античные сюжеты Рембрандт «осовременил» со всей присущей ему смелостью и несравненным мастерством. Опытные критики читают на лице Данаи возвышенное чувство радости общения с Божеством. Художник сумел убедить нас в этом.
РЕМБРАНДТ ван Рейн «Ослепление Самсона»
Здесь господствует дух барокко. Глубокое пространство, бешеное движение человеческих тел, разнообразие ракурсов, злодейство и мучительство, растрата человеческой энергии на бесчеловечные дела.
РЕМБРАНДТ ван Рейн «Возвращение блудного сына»
Что самое поразительное в этой картине? По-моему – босая пятка левой ноги блудного сына, свалившийся с его ноги шлёпанец и затылок, по форме повторяющий голую подошву. Более красноречиво засвидетельствовать глупость и ничтожество этого юноши – невозможно. Милосердие старика-отца не знает границ, его милосердие – это подвиг, уподобляющий отца общему Отцу человечества.
Гениальнее этой картины – последней в жизни Рембрандта – ничего быть не может. В ней назидание людям до скончания веков.
Л. Миронова,
15.10.2016
Самые известные художники барокко
Рембрандт (1606 — 1669). Он написал множество библейских и мифологических сцен, использовал барочные приемы контраста и движения. Кроме того, он спроектировал множество объектов.
Караваджо (1571 — 1610). В картинах он реалистично передал физическое и эмоциональное состояние человека. Он использовал технику тенебризма.
Иоганнес Вермеер (1632 — 1675). Величайший художник семнадцатого века, посвятивший свою жизнь работе. Он написал много картин. Использованы дорогие пигменты, например, лазурит, дорогой синий пигмент.
Герард ван Хонтхорст (1592 — 1656). Используйте цвет и движение, чтобы создать визуальную драму. Все его картины рассказывают историю. Он удачно изобразил сцены с искусственным освещением.
Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640). Влиятельный художник, сторонник фламандского барокко. Обладал неповторимой манерой живописи, умело подчеркивал движение, цвет и чувственность. Создано более 1400 работ! Особенно удачными оказались исторические сцены, гравюры, гобелены.
Диего Веласкес (1599 — 1660). Художник-индивидуалист эпохи барокко. Он рисовал в мрачном стиле, но позже развил свободный и смелый способ рисования. Он смог создать иллюзию формы, глядя на холст издалека. Автор многочисленных портретов испанской королевской семьи, известных людей.
Рембрандт
Йоханнес Вермеер
Жерар ван Хонтхорст
Питер Пауль Рубенс
Диего Веласкес
Культура и искусство западноевропейского барокко
Баро́кко(итал. barocco —«причудливый», «странный», «склонныйк излишествам», порт.
perola barroca —«жемчужина неправильной формы» (дословно«жемчужина с пороком»); существуют идругие предположения о происхожденииэтого слова) — характеристикаевропейской культуры XVII—XVIIIвеков, в эпоху Позднего Возрождения,центром которой была Италия.
Стильбарокко появился в XVI—XVII веках витальянских городах: Риме,Мантуе,Венеции,Флоренции.Эпоху барокко принято считать началомтриумфального шествия «западнойцивилизации». Барокко противостоялоклассицизмуи рационализму.
Ведущееположение Италии, Франции, Голландии,Испании в художественной культуре XVIIвека. Отражение идеологии контрреформациив стиле барокко. «Всеобщность» стилябарокко в XVIIв. Появление новых жанров (опера, бытовойжанр, натюрморт). Особенности стилевойсистемы барокко.
Многообразная амплитудастиля в национально-региональномаспекте. Мир и человек, человек и Бог вискусстве барокко. Мир как иллюзия ичеловек как сгусток противоречий.Мировоззренческие основы стиля сложилиськак результат потрясения, каким для XVIвека стали Реформацияи учение Коперника.
Изменилось утвердившееся в античностипредставление о мире как о разумном ипостоянном единстве, а также ренессансноепредставление о человеке как о разумнейшемсуществе.
По выражению Паскаля,человек стал осознавать себя «чем-тосредним между всем и ничем», «тем, ктоулавливает лишь видимость явлений, ноне способен понять ни их начала, ни ихконца».
Человек эпохи барокко
Мадамде Монтеспан, женщина эпохи барокко
Человекбарокко отвергает естественность,которая отождествляется с дикостью,бесцеремонностью, самодурством, зверствоми невежеством — всем тем, что в эпохуромантизмастанет добродетелью. Женщина бароккодорожит бледностью кожи, на нейнеестественная, вычурная причёска,корсети искусственно расширенная юбка накаркасеиз китового уса. Она на каблуках.
Аидеалом мужчины в эпоху барокко становитсяджентльмен —от англ. gentle:«мягкий», «нежный», «спокойный».Изначально он предпочитал брить усы ибороду, душиться духами и носитьнапудренные парики.
К чему сила, еслитеперь убивают, нажимая на спусковойкрючок мушкета.В эпоху барокко естественность —это синонимзверства, дикости, вульгарности исумасбродства. Для философа Гоббсаестественное состояние (англ.
stateof nature) —это состояние, которое характеризуетсяанархией и войной всех против всех.
Антонисван Дейк. Портрет Джеймса Стюарта,ок. 1637
Бароккохарактеризует идея облагораживанияестества на началах разума. Нужду нетерпеть, но «благообразно в приятных иучтивых словах предлагать» (Юностичестное зерцало, 1717).
Согласно философуСпинозе,влечения уже составляют не содержаниегреха,но «саму сущность человека».
Поэтомуаппетит оформляется в изысканномстоловом этикете(именно в эпоху барокко появляются вилкии салфетки); интерес к противоположномуполу — в учтивом флирте,ссоры — в утончённой дуэли.
Длябарокко характерна идея спящего бога —деизм.Бог мыслится не как Спаситель, но какВеликий Архитектор, который создал мирподобно тому, как часовщик создаётмеханизм. Отсюда такая характеристикабарочного мировоззрения как механицизм.
Закон сохранения энергии, абсолютностьпространства и времени гарантированысловом бога. Однако, сотворив мир, богпочил от своих трудов и никак невмешивается в дела Вселенной. ТакомуБогу бесполезно молиться — у Негоможно только учиться.
Поэтому подлиннымихранителями Просвещенияявляются не пророки и священники, аучёные-естествоиспытатели.
Многообразиевосприятия повышает уровень сознания —примерно так говорит философ Лейбниц.
Галилейвпервые направляет телескоп к звёздами доказывает вращение Земли вокругСолнца (1611),а Левенгукпод микроскопом обнаруживает крошечныеживые организмы (1675).
Огромные парусники бороздят просторымирового океана, стирая белые пятна нагеографических картах мира. Литературнымисимволами эпохи становятся путешественникии искатели приключений: РобинзонКрузо, судовой врач Гулливери барон Мюнхгаузен.
«Вэпоху барокко происходило становлениепринципиально нового, отличного отсредневекового аллегорического мышления.Сформировался зритель, способныйпонимать язык эмблемы. Иносказаниестало нормой художественной лексикиво всех видах пластических и зрелищныхискусств, включая и такие синтетическиеформы, как празднества».
Человек эпохи барокко. Знаменитые итальянцы
Костюм европейского аристократа того времени был сложным и необычным: многоярусные парики, корсеты, кружева. И мужчины, и женщины носили каблуки и использовали много косметики. Все естественное среди знати подвергалось гонениям, поскольку это приравнивалось к варварству, жестокости и невежеству.
Все это нашло отражение в картине: картины, созданные в стиле барокко, даже вполне реалистичные, сложны по композиции, отличаются обилием фигур и насыщенной фактурой.
В Европе выдающимися мастерами барокко были итальянец Караваджо, испанцы Веласкес и Эль Греко, «великий фламандский» Рубенс и голландец Рембрандт.
Художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571–1610) любил привлекать из толпы простых людей: мальчиков, уличных торговцев, музыкантов, но также он с удовольствием воплощал религиозные сюжеты. Персонажи его картин, как правило, кажутся разорванными ярким лучом света из окружающей тьмы, что делает полотна загадочными и загадочными.
Художник Караваджо прославился не только своими картинами, но и вспыльчивостью, необузданным образом жизни и пристрастием к алкоголю. В расцвете сил он был обвинен в убийстве, объявлен вне закона, бежал из Рима и умер в изгнании.
«Смещение» Караваджо (1604 г.) Изначально духовенство отвергло картину из-за несоответствия церковным канонам
Караваджо «Прорицатель» (1595)
Яркие примеры архитектурных творений в стиле барокко
Площадь Святого Петра в Ватикане – один из самых удивительных примеров стиля барокко (Рим). | Фото: tisamsebegid.ru.
Впечатляющая колоннада под стать величественному убранству Собора Святого Петра (Ватикан, Италия).
Площадь Святого Петра в Ватикане,
Зеркальная галерея Версаля стала самой впечатляющей частью дворца (Париж, Франция).
Захватывающее дух убранство залов Зеркальной галереи можно изучать годами (Версаль, Франция). | Фото: multiurok.ru.
Версальский дворец близь Парижа,
Часовня San Carlo Alle Quattro Fontane – прекрасный пример архитектуры в стиле барокко (Рим, Италия).
Идеи, воплощенные в формах и убранстве San Carlo Alle Quattro Fontane, стали культовыми для современников Франческо Борромини (Рим, Италия).
Часовня C. San Carlo Alle Quattro Fontane в Риме
Часовня Christ Church Spitalfields была возведена в 1715-1729гг. в качестве дворцовой церкви для монарших особ (Рим, Италия). | Фото: sergeyurich.livejournal.com.
Неординарные формы и богатое убранство интерьера часовни Sancti Andreae in Quirinali свидетельствуют о том, что она была построена в лучших традициях стиля римского барокко (Рим, Италия).
Часовня Sancti Andreae in Quirinali в Риме
Дрезденская резиденция Цвингер в стиле немецкого барокко была построена Пеппельманом по заказу саксонского курфюста Августа Сильного (Германия). | Фото: 27vakantiedagen.nl.
Немецкое барокко, воплощенное в дворцово-парковом ансамбле Dresdner Zwinger, поражает богатым декором фасада всех частей здания (Германия).
Дворцово-парковый комплекс Dresdner Zwinger близь Дрездена«Цвингер находится за пределами принятой «историко-стилевой номенклатуры». В нем сочетаются пластика, динамичность со светлым нарядным фасадом из песчаника и многочисленными скульптурами. По замыслу, Цвингер должен был стать сооружением для зрелищ. Немецкое барокко, воплощенное в архитектурно-парковом ансамбле, поражает богатым декором, пластичностью поверхностей».
Стиль барокко, адаптированный английскими архитекторами к предпочтениям в их стране (Christ Church Spitalfields, Лондон).
Церковь Christ Church Spitalfields в Лондоне
Одну из самых запоминающихся церквей Подмосковья патриарх Адриан отказался освящать из-за неподобающего для русского храмам вида (Храм Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы). | Фото: fiesta.ru.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы – яркий образец голицынского барокко (Подольский р-н, Московская обл.).
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе ДубровицыНовое видео нашего канала будет полезно автомобилистам, ведь из него можно узнать сколько в баке остается бензина, когда загорается лампочка:
итальянский стиль стал достоянием другой страны.
Мода барокко
Стиль барокко не обошел стороной и модное направление
Особое внимание уделялось ткани. Кроме гобелена в оформлении интерьера широко использовался бархат и парча, а также новое веяние эпохи — атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики.
Европейскую моду второй половины XVII века начал диктовать французский двор «короля-солнца» Людовика XIV. Это было время расцвета абсолютной монархии во Франции, ставшей культурным центром всей Европы.
Любимым металлом барочного стиля считалось золото. Во Франции XVII века были уверены, что золота много не бывает. Это и позолоченные рамы картин и зеркал, и золотые люстры, и вышивки золотыми нитями.
Женские костюмы эпохи барокко отличались сложностью и нарядностью. Изменился и идеал женской красоты. Представительница прекрасного пола должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами и тонкой талией, неестественно бледной, обязательно с вычурной прической и в корсете. Мужчины тоже преобразились. Галантные и внимательные кавалеры, отлично танцующие, брили усы и бороды, душились духами и носили напудренные парики, которые стоили целое состояние.
Одним словом, настроение барочной эпохи можно передать двумя словами — никакой естественности.
История возникновения
Для начала нужно понять, где и в какое время появилось барокко, быстро завоевавшее популярность. В центре европейской цивилизации 17-18 веков была Италия. Районами этого стиля были его города (Рим, Мантуя, Венеция, Флоренция). С его появлением началось триумфальное шествие «западной культуры». Этому направлению противостояли классицизм и рационализм.
Италия долгие годы удерживала политическое и экономическое первенство, но в семнадцатом веке перестала быть первым звеном. Сюда переехали многие французы и испанцы, что стало диктовать условия для развития. Рим продолжал оставаться духовной силой католического мира. Обычные граждане сильно поклонялись религии. Новый период заставил необразованных людей поверить в силу и величие церкви. С помощью искусства была создана иллюзия богатства и власти, которой на самом деле не было.
Над развитием стиля работали не только представители архитектуры, музыки, изобразительного искусства, литературы, но и дизайнеры модной одежды. Совместными усилиями возникло возвышенное барокко (в XVI веке — в Италии, а затем и в других странах Европы). В разных регионах своя хронология и периодизация эпохи. Его временной отрезок — конец 16 — начало 18 века.