Народные восстания.
Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.
непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.
В VIII — IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. Около 20 лет продолжалось крестьянское восстание в Азербайджане. Восстание возглавлял Бабёк. В молодости он был погонщиком верблюдов. Путешествуя с караванами, Бабек всюду видел страдания народа и проникся ненавистью к угнетателям. Под его руководством восставшие наносили сильные поражения войскам халифа. Крестьяне перестали подчиняться властям и платить налоги. Они восстанавливали прежние общинные порядки. Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран. Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы. Хорошо вооружённые войска халифа разгромили восставших. Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, выдан халифу и казнён.
Но огромный Арабский халифат был непрочным.
Навигация и география
Хананеи разработали первые в мире навигационные карты, возможно, это они сделали одновременно с египтянами, открывшими Атлантический океан.
В IX веке средневековые арабы изобрели магнитную стрелку компаса. Самым известным географом арабского Средневековья был аль-Идриси. Этот учёный XII века жил на Сицилии. Он составил атлас мира, состоящий из семидесяти карт. Но не все территории были нанесены на них. В своё время атлас Идриси, Китабал-Руджари, был самым лучшим спутником путешественников.
Его использовал в своих путешествиях Ибн Баттута, который проехал на лошадях, верблюдах и парусных кораблях более 75 тысяч миль. Он изучал Турцию, Болгарию, Россию, Персию, среднеазиатские страны. Ибн Баттута провёл несколько лет в Индии, а затем был послом в Китае.
Известный арабский путешественник написал о своих поездках книгу «Рихла». В ней он описал социальные условия, экономику, политику стран, которые посетил. Другой араб, Хасан аль-Ваззан, ставший христианином, получившим имя Лев Африканский, написал книгу о своих путешествиях по Африке.
Его труд перевели на несколько языков. Два столетия работы Льва Африканского считались самыми авторитетными исследованиями Африки.
Феодальный строй в халифате.
Бесконечной вереницей тянулись в столицу из завоёванных стран караваны с награбленным добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.
Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.
В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили: «Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.
В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.
К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.
Презентация на тему: » Культура и искусство Арабского Востока. В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая.» — Транскрипт:
1
Культура и искусство Арабского Востока
2
В художественной культуре человечества одно из важнейших мест принадлежит арабо- мусульманской культуре, которая была создана арабскими племенами (от слова «араб», то есть смелый наездник). Мекка, в которой располагалось святилище кааба
3
По-арабски «ислам» означает «покорность», а название «мусульмане» происходит от слова «муслим» (предавший себя Аллаху). Основателем ислама стал арабский купец Мухаммед. Мухаммед Средством объединения многочисленных арабских племён в единое государство стала новая мусульманская религия ислам. Ислам ИСЛАМ
4
Основу вероучений ислама составляют его так называемые «пять столпов»: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва намаз; ежегодный пост в месяц рамазан ураза; обязательная милостыня, налог в пользу бедных закят; паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни хадж. Кора́н (араб. أَلْقُرآن ) — — священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание»
5
Суфи́зм (араб. تصوف ) ) мистико- аскетическое течение в исламе, одно из основных направлений классической мусульманской философии. Общепринятой является точка зрения, высказанная ещё средневековыми мусульманскими авторами, согласно которой слово суфизм происходит от арабского «суф» (араб. صوف шерсть) Внутри ислама возникли такие течения как: суннизм – выбор правителя из рода Мухаммеда; шиизм – божественная природа власти; суфизм – мусульманский мистицизм.
6
Книжная миниатюра это выполненные от руки рисунки, цветные иллюстрации и другие элементы оформления в рукописных книгах.
7
Арабеска европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. «Аллах» Каллиграфия
8
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО Персидские ковры
9
АРАБСКАЯ АРХИТЕКТУРА Типология зданий КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ (Мечеть, минарет, медресе) СВЕТСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (караван-сараи (придорожные гостиницы) и крытые рынки, дворцы правителей и знати, укреплённые цитадели, городские стены с башнями и воротами, величественные мосты и т.д.)
10
МЕЧЕТЬ — место для молитвы Классический тип арабской мечети – колонная.
11
МИХРАБ – специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша, показывающая молящемуся направление на Мекку
12
Соборная мечеть в Кордове
13
Дворец Альгамбра. (13-14 вв. Испания)
14
Миртовый дворик
15
Львиный дворик- «восьмое чудо света»
16
АЙВАН АЙВАН – сводчатый куполообразный зал, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе.
17
Мавзолей Гур-Эмир в Самарканде Надгробие Тимура
18
ЛИТЕРАТУРА И ПОЭЗИЯ КАСЫДА – особая композиционная форма арабской поэзии.
19
ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. ПАНЕГИРИК – основной жанр арабской поэзии VII-VIII вв. КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; КЫТА – стихотворение из строк с единым содержанием; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; РУБАИ – стихотворный афоризм из четырёх строк; ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни ГАЗЕЛИ – лирические любовные песни Классические жанры поэзии Рубаи Омара Хайяма
Орнамент
В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: геометрический – «гирих» и растительный – «ислими». Как правило они употребляются порознь. Но могут быть использованы вместе.
«Гирих» – в переводе с арабского означает «узел». Строится гирих на «сетках», образующих «узлы». Все построение его сводится к нахождению основной фигуры и ее точного местонахождения на «сетке». Иногда одна орнаментальная сетка как бы накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит геометрия круга, правильное его деление на части, с помощью которых производится построение квадрата, прямоугольника, многоугольника. Иначе говоря, гирих создается с помощью циркуля и линейки.
Обложка «Тысячи и одной ночи» (фрагмент),Буртон, 1890 г.
В композиции гириха соседствуют и соперничают между собой десятки разнообразных геометрических орнаментов, полученных от многократного наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п. Любой гирих выверен математически, построен согласно рациональному порядку, который дает возможность создать орнамент из одного бесконечно и механически повторяемого раппорта.
Гирих
Пример схемы построения орнамента
Орнамент, применявшийся арабами и именуемый обычно арабесками, состоял из сложно переплетающихся в виде сетки декоративных мотивов геометрического и стилизованного растительного характера, дополненных надписями, выполненными канонизированными шрифтами: «куфическим», прямоугольными буквами арабского письма и «насх» (скорописным почерком). Отдельные элементы растительного узора служили для заполнения фона орнамента из геометрических фигур, а также для решения более самостоятельных задач.
В так называемом «цветочном стиле» философы средневекового Востока видели возможность, пусть даже в сказочной, «неземной» форме, выражать мечты человечества о покое, красоте, счастье.
На рубеже между растительными и геометрическими орнаментами стоят некоторые фигуры: медальоны. Розетки, фигурные арочки, мадохили, каймы. Кроме них, арабский орнамент использовал и другие мотивы: зооморфные, мифологические (крылатые животные), астральные (луна, солнце, звезды), животный эпос древности, сцены охоты, священное древо жизни.
В архитектуре арабов были распространены так называемые сталактиты – сочленение мелких, нависающих друг над другом консольных нишек. Сталактиты выполнялись из гипса, терракоты и создавали исключительно тонкую игру светотени. Деревянные ножки, спинки, локотники немногочисленных форм мебели обрабатывались с применением различных геометрических типичных для арабов орнаментальных мотивов, среди которых самое видное место занимала стрельчатая пологая арка.
Андалузия
Мечеть Tamoi, Бруней
Мечеть Jame’Asr Hassanil Bolkiah, Бруней
История возникновения Арабского государства
Арабы, как группа племен, возникают задолго до начала эпохи средневековья. Еще в I тысячелетии до н.э. на территории современного Аравийского полуострова возникают первые государства. Но племенные объединения здесь существовали и ранее.
Основным видом деятельности для арабских племен этой эпохи была посредническая торговля. Именно этот фактор предопределил возвышение государств, расположенных на территории современного Йемена. Например, Химьяритское царство. Арабы в это время занимались торговлей между Эфиопией, Индией и территориями Ближнего Востока. Это позволяло накапливать значительные богатства, но в то же время приводило к тому, что три очень развитых региона Древнего Востока оказывали на зарождающийся арабский мир свое влияние. Например, в начале I века н.э. на территории Эфиопии появляется христианство. Ближний Восток влиял на арабский мир благодаря серьезному движению иудаизма.
Что касается индийского влияния, то оно осуществлялось со стороны науки и философии. Именно это привело к тому, что в арабском регионе между собой соприкасаются и сталкиваются различные религиозные учения. Все это дополнялось религиозными учениями самих арабов, которые также играли значительную роль.
Единое государство, которое бы охватывало весь Аравийский полуостров, в это время так и не сложилось. Государства были не очень многочисленными, и у них не было поводов для объединения. Наоборот, они соперничали друг с другом за торговые пути. На рубеже эр многие из этих государств переживали период упадка, связанный с климатическими изменениями.
В середине I тысячелетия до н.э. возвышается территория Хиджаза – района на западе Аравийского полуострова, прилегающего к Красному морю. Города этого региона также занимались посреднической торговлей. Большую роль там играли и такие отрасли хозяйства, как скотоводство и ремесло. Земледелие в Хиджазе было возможно далеко не всегда. В районе города Мекка земледелия не было вовсе. Там попросту не было плодородных земель, земли были непригодны для выращивания каких-либо злаков. Тем не менее, именно этот регион сыграл огромную роль как в истории Арабского мира, так и в истории человечества.
Достижения в медицине
В девятом веке началось развитие медицины, основной движущей силой стали наблюдения и анализ. Знания о болезнях и их лечении были изложены в книгах мыслителями Ибн Сина и Ар-Рази. Позже эти собрания попали в Европу, где получили широкую известность. Христиане узнали о медицинских исследованиях Галена и Гиппократа именно благодаря арабам.
Религия мусульман предписывает безвозмездную помощь бедным и нуждающимся. В крупных городах власти построили бесплатные больницы, куда могли обратиться для лечения все слои населения. Здесь же выдавали лекарства на дом и кормили бедняков. Их финансировали специальные благотворительные фонды. А в столицах Халифата появились и первые в мире заведения по уходу за душевнобольными.
Арабский национализм
Османское владычество не обошлось без восстаний и восстаний против него, но все они были подавлены. То же самое произошло, когда европейцы стали контролировать несколько арабских стран, таких как Тунис (со стороны Франции), Ливия (Италия) или Марокко (Франция и Испания).
Другие страны, такие как Египет, были вовлечены в колониальную конфронтацию между европейскими державами, пока не оказались под контролем британцев.
Хотя европейское влияние было заметно в арабских элитах, начали зарождаться зарождающиеся националистические настроения, которые будут расти в последующие годы.
Медицина
Большие достижения были достигнуты арабами в медицине. За основу они взяли методы врачевания Древней Месопотамии и Древнего Египта. В IX веке был арабский врач Ар-Рази. Он работал в области заражений инфекциями. В Европе вплоть до XVI века пользовались работами «Китаб аль-Мансури».
Аль-Рази первым удалось диагностировать оспу и корь. Он провёл связь между этими болезнями и заражением. Арабский врач разработал ртутную мазь и хирургические нитки из кишечника животных. В Европе хорошо известен Авиценна (Ибн Сина). Он стал пионером в области психиатрии. Ибн Хатиб и Ибн Хатима в XIV веке сделали вывод, что чума распространяется посредством заражения. А другой арабский врач, Китабул Малики аль-Маглуси работал над концепцией капиллярной системы. Сириец Ибн ан-Нафис открыл принципы малого круга кровообращения. Арабы для лечения широко применяли травы.
Ислам
Объединить племена помогла религия – ислам, которая связана с именем пророка Мухаммеда (жил в VII веке в Мекке).
- Идея новой религии проста – есть один Бог – Аллах (что противопоставлялось множеству богов разных племен арабов).
- Идея Мухаммеда – принять всем арабам новую религию и объединиться.
Итог → Мухаммед стал не только основателем новой религии, но и первым правителем Арабского государства
После смерти Мухаммеда его ученики составили Коран (буквально — «чтение»)
Считалось, что все законы и правила от Бога, а так как Мухаммед их изложил, то больше ничего придумывать не нужно. На основе Корана арабские юристы создали кодекс поведения – шариат.
Арабские завоевания
- После смерти Мухаммеда Арабским государством начали управлять халифы.
- С их именами связаны завоевательные походы и расширение государства.
- В VII — VIII веках были завоеваны: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная Африка, Афганистан, западная Индия ⇒ создание Арабского халифата. Столица – Дамаск
711 г. – арабы начали вторжение в Европу
732 г. – битва при Пуатье.
Франки отбили наступление арабов и приостановили их дальнейшее наступление.
750 г. – у власти закрепилась династия Аббасидов
при Аббасидах столицей был Багдад → отсюда новое название: Багдадских халифат
Ислам распространялся достаточно успешно – ведь если вы принимали ислам, то можно было не платить налоги, что очень удобно (однако потом это отменили)
Харун ар-Рашид (768 — 809 гг.) – расцвет Багдадского халифата
жестокий и коварный правитель
Математика
Арабы внесли в цифру 0, что дало возможность решать сложные математические задачи. 0 стал усовершенствованием индуистской концепции. Также арабская десятичная система счисления облегчила курс математики. Большая роль арабов в разработке алгебры и тригонометрии, отцом которых считают Аль-Хорезми. Он нашёл более точный и всеобъемлющий метод точного деления земель, чтобы можно тщательнее соблюдать Коран. Арабские математические исследования стали проходить в европейских университетах. Арабы реформировали календарь, в результате этого за пять тысяч лет произошла погрешность лишь в 1 день.
Литература и каллиграфия
Направлением всей культуры мусульман можно назвать стремление к красоте и совершенству. Поступки арабы оценивали по Корану, а характеристику человеку давали по его делам и отношению к окружающим. Их мудрые изречения записаны в книгах, сборниках стихов.
Много внимания на уроках в классах учителя уделяли каллиграфии. Дети и взрослые учились красиво писать, это умение считалось настоящим искусством. Религиозные фразы наносили на разные предметы:
- монеты;
- керамические плитки;
- стены;
- тарелки;
- деревянные и металлические пластины.
Наиболее известной является поэзия мусульман. Почти все книги состоят из стихотворений. Даже научные труды по медицине, экономике, математике и философии содержат рифмованные строки. Популярными стали панегирики и эпическая поэзия. В этом государстве создали знаменитый сборник сказок Шахерезады «Тысяча и одна ночь».
Развитие литературы
Погонщики верблюдов и купцы привозили из других стран не только товары, но и занимательные рассказы о путешествиях, волшебные сказки, смешные истории. Их пересказывали как во дворцах знати, так и в простых домах Багдада, на улицах и базарах. Со временем сказки вошли в сборник «Тысяча и одна ночь», который обрел мировую известность. Это достояние не одной страны, а многих народов, чьи легенды вошли в основу сказок.
Арабы отличались очень богатой поэзией, которая возникла еще до распространения ислама. Она тонко описывала обычаи кочевников, быт простых людей. Каждое племя имело своего поэта. Он обязательно выступал на праздниках. В доисламские времена поэты прославляли смелых воинов, которые верны данному слову.
По мере покорения новых территорий интересы арабов менялись, на них влияла культура покоренных народов. Поэты чаще поднимали вечные темы о добре и зле, жизни и смерти, красоте и уродстве мира, богатстве и бедности и т.п. Особенно красноречивыми были поэты Средней Азии, Ирана. Они писали на фарси – таджикско-персидском языке.
Самым известным восточным поэтом Х века был Фирдоуси. Около трех десятилетий он посвятил работе над «Книгой царей» — поэмой «Шахнаме». В ней описана борьба иранцев против завоевателей. Поэт прославил подвиги национальных героев.
§ 17-1. Религии и культура Средневековых цивилизаций Азии
1. Ислам в истории Средневековья
Религии играли очень важную роль в жизни средневековых обществ независимо от региона. Именно религии определяли мировосприятие людей того времени, формировали модели поведения людей, моральные категории добра и зла.
После проповеди пророка Мухаммеда и создания Арабского халифата ислам стал господствующей религией не только на Ближнем Востоке, но и на всей территории от Северной Африки и Пиренейского полуострова до границ с Китаем. Арабский язык, как язык религии, объединил народы.
Основой ислама является вера в единого бога Аллаха и в учение пророка Мухаммеда, которое он получил от Аллаха через архангела Джабраила. Проповеди Мухаммеда, воспроизведенные слышавшими их верующими, в 651–656 гг. были записаны и объединены в Коран — «чтение вслух, стихотворное чтение». Мусульмане считают, что Коран составлен на небесах и передан Джабраилом.
Коран и повествования о жизни Мухаммеда являются основой мусульманских фикха и шариата — традиционного мусульманского права. Практически вся жизнь человека, в том числе и в государстве, регламентировалась нормами шариата.
Вскоре после смерти Мухаммеда произошел серьезный раскол среди мусульман. Власть стали передавать халифам, которых выбирали из числа самых почитаемых членов мусульманской общины. Такой порядок поддерживали сунниты, составлявшие большинство мусульман. Сунна — рассказы о жизни пророка Мухаммеда, которые являются образцом для жизни мусульман. Но возникла группа сторонников Али — двоюродного брата Мухаммеда, женатого на его любимой дочери, которые считали, что руководство мусульманской общиной должен осуществлять ближайший родственник Мухаммеда по мужской линии, то есть предлагали наследственный принцип перехода власти. Али был избран четвертым по счету халифом, но погиб в гражданской войне. Власть в халифате захватила династия Омейядов, однако сторонники Али сохранили единство. Они получили название шииты. Шииты считают, что некоторые документы были изменены, чтобы скрыть завещание Мухаммеда о передаче власти в руки Али.
В Средние века столкновения между суннитами и шиитами часто принимали вид вооруженных конфликтов. В результате погибли все потомки Али и прервалась прямая линия родства. Однако шииты уверены, что наследники Али скрылись от врагов и в будущем придут к власти для истинного правления мусульманской общиной.
Аравия до ислама.
Природа и население Аравии в средние века. |
Огромный полуостров Аравия, площадь которого равна 3 млн кв. км, т. е. примерно четвертой части Европы, и примыкающие к нему районы Сирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами.
Социально-культурный и экономический уровень развития различных областей этого региона был неодинаков.
Природные условия Аравии определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. На юге, в Йемене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тысячелетии до н, э. сложиласьразвитая земледельческая культура, опиравшаяся на сложную систему ирригации. Но кочевники-скотоводы (бедуины) составляли основное население полуострова.
Племена бедуинов в VI—VII вв. переживали процесс разложения первобытно-общинного строя. У них выделялась племенная знать, владевшая крупными стадами и пытавшаяся присвоить общинные пастбища. Появились и зависимые бедные люди, вынужденные работать на своих богатых сородичей.
Хотя связь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой; социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. Уровень развития и имущественное положение отдельных племен также были различными.
Значительное распространение у арабов получило рабство. Рабами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из Африки. Рабы использовались и в скотоводческих хозяйствах, и у оседлого населения. Однако рабский труд не был в этот период основой экономического строя.
Среди арабов были также и жители городов, самые крупные из которых возникали в оазисах на старинном торговом пути из Византии в Африку и Индию, который шел вдоль Красного моря. По ним купцы провозили товары из глубин Азии на Запад. Самым крупными были города Мекка и Ясриб. В Мекке каждую весну проводились ярмарки.
Аравийские бедуины. |
Вместе с купеческими караванами в Аравию из других стран проникали философские и религиозные идеи. Арабы были хорошо знакомы со священными книгами иудеев и христиан. Среди жителей городов было немало приверженцев этих религий. Однако большинство арабов оставались язычниками, каждое племя имело своего бога-покровителя. Главным святым местом для всех арабов был старинный храм Кааба («куб»), располагавшийся в центре Мекки, которая уже тогда была религиозным центром Западной Аравии. Ключами от Каабы владело жившее в Мекке племя курейш. Этот храм связан с упавшим с неба на землю камнем, которому поклонялись с древних времен, и с культом бога племени курейш — Аллаха (от араб. илах — «хозяин»). Внутри и вокруг святилища арабы-язычники поставили 360 идолов.
Среди бедуинов не было единства: множество племен и родов вели между собой вражду из-за пастбищ. Племенные вожди из богатых родов возглавляли набеги, выбирали места для кочевий, разбирали ссоры между соплеменниками. Рабы-пленники работали на них.
В конце VI в. Иран захватил южную часть Аравии, позднее на севере полуострова укрепилась Византия. Торговля быланарушена, бедуины лишились доходов от караванной торговли, а племенная вражда еще более ухудшала положение. Объединение разоренных арабских племен, к тому же поклонявшихся разным богам, стало насущной необходимостью, потому что только вместе арабы могли противостоять завоевателям.
Явно определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.
2.1. АРХИТЕКТУРА
Лучшие памятники средневековой архитектуры Егип-та сохранились в Каире. Город прожил большую исто-рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос-новал Фустат, развалины которого находятся на юж-ной окраине современного Каира. Согласно легенде, пер-вой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не-большая постройка уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на позд-нейшие переделки и ремонты, мечеть Амра заслу-женно считается одной из самых старых арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеарабской монументальной архитек-туре. В большом зале мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полу-круглые арки. Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства зала.
Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египта. Ог-ромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны с трех-четвертными колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабом и об-ходы с трех других сторон двора в единое простран-ственное целое. В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок, охва-тывающих двор по периметру, выражена строгая тек-тоника архитектуры мечети, которой подчинены и де-коративные мотивы.
Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным по стуку стилизован-ным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройки, своим распо-ложением подчеркивают тектонику целого. Таким об-разом, узор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, проникнуты единым орна-ментальным ритмом. Интересно отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных изгибах стебля, образую-щего основу непрерывного орнамента, идущего по аб-рису арок и по пилонам.
Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых монументальных сооружений Ближ-него Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окру-жения культового зда-ния внешней стеной, создававшей вокруг ме-чети свободный, ничем не застроенный широ-кий обход. Все же мону-ментальная гладь на-ружных стен мечети Ибн Тулуна не лишена декоративной обработ-ки: верхнюю часть стен расчленяет своеобраз-ный фриз из стрельча-тых окон и арочек, контрастно выделенных светотенью; кроме того, ажурный парапет увен-чивает стены. Близкое по характеру оформле-ние окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. Таким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна художественная пере-работка древнейших приемов монументального крепо-стного зодчества.
В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что перво-начально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не свойственной зодчеству Египта.
В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в кубической формы башню.
К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени памятников гражданской архитектуры средневекового Египта — Нилометр, построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с куфическими надписями.
Хариджиты
Однако Омейяды и арабская аристократия отказалась признать Али халифом, в результате чего началась гражданская война. На стороне новоизбранного повелителя было подавляющее большинство простого народа, но из-за нерешительных действий самого Али часть сторонников разочаровалась и покинула его. Обособившаяся от Али Талиба часть мусульман начала называться хариджитами (с арабского — покинувшие).
Хариджиты ратовали за возвращение мусульман к изначальному исламу, под которыми они понимали следующее:
- Социальное равенство среди мусульман — как арабов, так и других народов.
- Общее владение ресурсами и землёй.
- Равное разделение военных завоеваний.
Хариджиты требовали, чтобы халиф не назначался, а выбирался всеми мусульманами. В дальнейшем хариджиты создали своё отдельное религиозное течение в исламе.
Одежда
Традиционная арабская одежда до сих пор используется в большинстве стран. Как и в остальной части их культуры, способ одеваться связан с предписаниями Корана, запрещающими узкую прозрачную одежду и яркие цвета.
Хотя существуют региональные различия, мужчины должны прикрывать аурат, часть тела от пупка до колен. Одежда должна быть простой и не слишком плотно прилегать к телу. В повседневной жизни они часто носят широкие туники, доходящие до щиколоток. Кроме того, они часто покрывают голову тюрбаном.
Женщины должны соблюдать те же правила в отношении запрета ношения тесной или прозрачной одежды. В их случае наиболее важным аспектом является обязанность прикрывать волосы, для чего они используют различные типы одежды.
Одежда, которую используют для прически, различается в зависимости от местности и человека. Самые консервативные выбирают платья, полностью закрывающие тело, например, паранджу. С другой стороны, в менее строгих странах чаще всего используется хиджаб — шарф, закрывающий волосы и шею.
Искусства и ремесла
Особенно ярко проявилась арабская культура в живописи, графике и других видах искусства. Мусульманские орнаменты нельзя перепутать с работами других мастеров. В исламе не принято изображать людей, поэтому распространенными были растительные узоры. Подобные орнаменты встречались на коврах, мебели, одежде, посуде. Резной лепниной украшали фасады и своды зданий. Хотя было довольно много текстильных изделий, скульптура практически не развивалась. А в живописи преобладали пейзажи и натюрморты.
Развивались и разные ремесла:
- стекольная промышленность;
- изготовление косметики;
- гончарство и плетение;
- ювелирное дело;
- производство кожаных изделий.
Сирия и Египет в то время были центрами производства товаров из стекла. Именно у арабов венецианцы позаимствовали технологию изготовления тончайшей посуды и других изделий. Первую подводку для глаз также изобрели арабы. Прославились они и своей глиняной и плетеной посудой — расписными тарелками, кувшинами, корзинами.
Были в Халифате и искусные ювелиры. Они мастерски обрабатывали драгоценные металлы и камни, создавали ожерелья, серьги, браслеты, головные уборы. Бриллиантами, рубинами и изумрудами украшали одежду, обувь и посуду. Известны и кожаные изделия мусульман. Они производили качественную обувь, ножны, плащи.
Основные последствия арабских завоеваний
- Превращение Арабского халифата в могущественную державу. Вскоре после возникновения это государство начало быстрыми темпами расширяться, распространяя своё влияние всё дальше и дальше. Его территория росла в результате захвата новых территорий, что укрепляло халифат и в военном, и в экономическом плане.
- Распространение ислама и арабского языка. На покорённых арабами территориях оно было очень заметным, что наложило свой отпечаток на культуры множества разных народов. Таким образом, одним из двух основных последствий арабских завоеваний можно считать именно распространение ислама в мире. Правда, из всех покорённых арабами территорий в итоги они прижились только в Северной Африке, в которой они до сих пор составляют значительную часть населения.
Три основных этапа арабских завоеваний на карте
- Были заложены предпосылки для крестовых походов. Несмотря на то, что в Европе арабские завоевания удалось восстановить, арабы всё равно имели огромное влияние на Средиземноморье, в Малой Азии и на Ближнем Востоке. Позднее начались крестовые походы, призванные восстановить влияние христианства в этих регионах.
- Разорение обширных территорий. В ходе завоевательных походов арабов многие регионы обезлюдели, так как они были вконец опустошены войной.