Древние петроглифы
Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира
Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.
В России петроглифы получили название «писаниц», и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.
И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.
Пять самых известных пещер с наскальной живописью
1. Пещера Альтамира
Про эту пещеру вы уже хорошо знаете. Альтамира — та самая пещера, благодаря которой мир узнал о наскальной живописи древности. Случайная находка дочери археолога открыла историкам глаза на новый, удивляющий мир первобытного искусства.
Некоторые художественные приемы, которые использовались людьми палеолита, современные художники начали применять в своих картинах лишь в 19 веке.
Пещера Альтамира
Изображения бизонов в этой пещере довольно реалистичные: есть эффект объема, тени и штрихи. Художники использовали и сам рельеф стен, чтобы животные “оживали” и приобретали форму.
Раньше пещеру Альтамиру мог посетить любой желающий, однако из-за наплыва туристов температура в пещере начала меняться, и на ее стенах образовалась плесень. Поэтому сейчас сама пещера закрыта для посетителей. Но недалеко от нее находится музей древней истории и археологии, где можно познакомиться с разнообразными находками археологов и посмотреть на копии наскальных рисунков.
2. Пещера Ласко
Пещера Ласко была найдена в 1940 году, когда компания подростков случайно набрела на нее после разрушительной грозы. Размер пещеры невелик, однако на стенах изображено тысячи элементов.
Уникальная пещера Ласко находится во Франции, но о ней знают во всем мире. Шедевры были созданы еще в 18 веке до нашей эры.
Археолог в пещере Ласко
В этой пещере множество действующих лиц: все они в движении, даже разделены по разным “тематикам”. Именно в этой пещере находится самый крупный наскальный рисунок в мире – это бык, размер которого составляет 5 метров.
3. Пещера Шове
Пещера Шове тоже расположена во Франции. В отличие от пещеры Ласко с самыми крупными наскальными рисунками, пещера Шове может похвастаться самыми древними из найденных.
Живопись в пещере Шове
Стены украшают более 300 картин, на которых изображены даже животные ледникового периода. Ученые считают, что этой первобытной картинной галерее около 30 тысяч лет.
4. Пещера Нио
Пещера Нио располагается на юго-востоке Франции. Наскальные рисунки в ней обнаружили еще в 17 веке, но никто не придал этому значения.
Некоторые люди начали наносить свои записи рядом с древней живописью, не подозревая, что оставляют след на уникальном памятнике искусства, которому десятки тысяч лет.
Живопись в пещере Нио
5. Пещера Коске
В эту пещеру могут попасть лишь отличные пловцы. Чтобы добраться до древних шедевров, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, который находится глубоко под водой.
Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения животных, обнаруженные внутри, были сделаны около 30 тысяч лет назад.
Живопись в пещере Коске
{"questions":,"explanations":,"answer":}}}]}
У истоков наскальных художеств
Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах – это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.
Фото с сайта 5.firepic.org
Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).
Где рисовали первые люди?
Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.
Как называются наскальные рисунки?
Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. – вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.
Фото с сайта 5.firepic.org
Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей – картинки, созданные первыми людьми.
Выдающиеся памятники палеолита
Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.
Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.
Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).
В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.
Возникновение искусства
В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.
Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.
Домашние животные
Во многих семьях есть домашние животные, которых любят все члены. Их тоже фотографируют, особенно во время игр и прогулок. Такие снимки также находятся в семейных альбомах, ведь питомцы — это не просто животные, а настоящие друзья. Держать можно кого угодно:
- собак;
- кошек;
- крыс и других грызунов;
- рыбок;
- попугаев;
- хамелеонов, варанов;
- змей;
- пауков-птицеедов.
Достаточно начать играть с животным, как оно проявит свой характер. Собаки и коты обычно радуются хозяевам, норовят обнять их, пристроиться на коленях или занять любимое место на диване. С этими питомцами получаются забавные и уютные фотографии.
Домашние птицы, грызуны и ящерицы очень подвижны. Их можно выпускать из клеток и террариумов, выводить на прогулку. Большинство видов попугаев быстро учатся разговаривать, а хамелеоны меняют цвет, подстраиваясь под окружающую среду. С ними можно сделать невероятные по красоте фото.
Для более экстремальных и опасных снимков понадобятся ядовитые животные — пауки, змеи, скорпионы. Некоторые семьи не боятся их и с легкостью берут на руки, приучают играть. Такие питомцы обычно сидят в террариумах, но порой их отпускают гулять по закрытой комнате или даже по телу хозяина.
Фотографии с изображением человека, который осмелился посадить на лицо паука, взять на руки скорпиона или обвить змею вокруг шеи, точно станут украшением альбома. Их с гордостью можно показывать знакомым и друзьям. Гости не удивятся, что именно эти снимки считаются любимыми, ведь далеко не у каждого есть что-то подобное.
Тем, кто боится опасных животных, лучше обратить внимание на кроликов, ежей, енотов и ласок. Эти небольшие зверьки выглядят очень мило, с ними получаются замечательные фотографии
Но нужно подобрать подходящий фон и одежду: подобные питомцы уместно смотрятся на руках детей, юных девушек или пожилых людей.
Виды искусства
Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе – мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.
Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.
Бронзовый век
В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.
Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения – мегалиты.
Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.
Имена в фотографии
Когда появилась фотография — были и споры и сомнения как это обычно бывает – и лишь немногие люди почувствовали, какие возможности она даёт. Благодаря этим энтузиастам фотография превратилась в большую индустрию в наше время. Эти люди совершенно преобразовали способы делать, смотреть, судить и воспринимать фотографии. Вот наиболее значимые из них.
Альфред Стиглиц
Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.
Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.
Но самым важным была позиция Стиглица, что фотографы – тоже художники. Он вместе с Фредом Холландом Деем основал «Фото-Сецессию», первое фотохудожественное движение, ставившее своей главной задачей показать, что фотография – это не только объект на изображении, но и работа фотографа, благодаря которой объект был сфотографирован.
Стиглиц проводил различные выставки, где фотографии оценивали сами фотографы. Любопытно, что в то время фотографии в основном оценивались художниками, поскольку в фотографах видели в большей степени учёных. Стиглиц также продвигал фотографию через созданные им журналы, такие как «Camera Notes» и «Camera Work».
Феликс Надар
Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар Феликс Турнашон) был французским карикатуристом, журналистом и – с появлением фотографии – стал фотографом. Он наиболее известен как инициатор использования искусственного освещения в фотографии. Надар был дружен с Жюлем Верном и, как говорят, весьма вдохновлял писателя: его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа «С Земли на Луну». Надару также приписывают публикацию первого фотоинтервью в 1886 году.
Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.
Анри Картье-Брессон
Анри Картье-Брессон – французский фотограф, считающийся отцом фотожурналистики. Картье-Брессон наиболее известен за создание «уличной фотографии» как стиля фотожурналистики. В возрасте около 23 лет, молодой человек заинтересовался фотографией и оставил занятия живописью ради неё. «Я вдруг понял, что фотография может зафиксировать вечность в одном мгновении», — объяснит он это позже. Как не странно, он делал свои первые снимки по всему миру, избегая родной Франции. Его первая выставка состоялась в Нью-Йоркской галерее Жюльен Леви в 1932 г. Одни из первых его журналистских фотографий были сделаны на коронации Георга VI в Лондоне, однако ни на одной из фотографий не был заснят сам король.
Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.
Фото как инструмент самопознания
Помимо влияния на самооценку и самопрезентацию в обществе, в фотографиях есть огромный потенциал для самопознания. Сам процесс создания образа, позирования перед камерой – это творческое перевоплощение. Фотосъемка помогает запечатлеть сиюминутные состояния, нахождение и осознание себя в моменте. Готовые фотографии позволяют посмотреть на себя со стороны, глазами фотографа, сопоставить «Я-идеальное» с «Я-реальным» и сделать выводы.
Фото: Ольга Борушко
Фотосъемка может действовать терапевтически на людей, которые не любят свою внешность или не могут принять перемены в ней. Рыжие кучеряшки с веснушками, возрастные морщинки, лишний вес после родов, ожоги после пожара, инвалидность после травмы, потеря волос после химиотерапии – все эти изменения человеку сложно принять. А талантливый фотограф может так поработать с моделью, раскрыть ее внутренний мир, что в момент просмотра фотографий героя накрывает катарсис. И публикация таких фотографий помогает герою принять себя и продемонстрировать это миру.
А еще фотографии – это инструмент самопознания фотографа, понимание своего собственного видения, стиля, авторского почерка. А где-то тут и до искусства недалеко…
Исторические предпосылки
К сожалению, психологических исследований на эту тему пока что не так уж и много. Однако даже сейчас мы уже знаем несколько вещей. Мы используем наши телефоны как хранилища для нашей памяти. В этом нет ничего нового: человек всегда прибегал к различным способам отобразить то, что происходит с ним, при помощи внешних накопителей и устройств. Письмо, безусловно, выполняет эту функцию. Исторические записи — это коллективные воспоминания. Свидетельства о миграциях, поселениях или сражениях помогают целым народам проследить их происхождение, прошлое и идентичность. В жизни человека письменные дневники выполняют аналогичную функцию.
Первобытное мышление
Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал – иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.
В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.
Почему люди фотографируют?
На память
Люди фотографируют, чтобы сохранить моменты жизни в своей памяти, – так думает большинство владельцев фотоаппаратов. Но, на самом деле, современные исследования доказывают, что человек намного лучше и ярче запоминает события и проживает эмоции, если в это время он их не фотографирует. Фотосъемка отвлекает от истинного проживания восторга, удивления или слез счастья.
Психолог Линда Хенкель из Фэрфилдского университета провела исследование, в ходе которого попросила группу студентов в музее сфотографировать 15 экспонатов, а 15 других – просто рассмотреть. На следующий день она провела контрольную работу и выяснила, что студенты практически не запомнили снятые работы, но хорошо зафиксировали в памяти рассмотренные экспонаты.
«Смерть и жизнь» Густава Климта в Музее Леопольда в Вене
Эксперимент подтверждает, что память – это сфокусированное и сконцентрированное внимание. Когда мы фотографируем, то концентрируемся не на запоминании, а на процессе фотосъемки. К тому же, человеческая память сразу же освобождается, доверяя хранение информации флешке или облаку, так как в современном потоке информации память и так перегружена
Мона Лиза делает селфи (проект Classicool)
Для коллекции
Есть люди, которые собирают значки, монеты, магниты, картины, ретро-автомобили… Фотокамера позволяет коллекционировать интересные моменты из жизни: цветочки, еду, достопримечательности. Как-то мы всей фотошколой ездили в фототур в Карпаты и нашли в развалах огромный бирюзовый камень. Он впечатлил всех, но фотографы его лишь сфотографировали, а я забрала с собой как трофей;)
Фото: Ольга Павловская
Коллекции бывают разные. Есть люди, которые коллекционируют автографы или фотографии знаменитостей. Это может быть фанатское обожание одного актера или маниакальное желание коллекционировать фото с разными знаменитостями.
Сотрудница аэропорта Doberants фотографируется с Сергеем Шнуровым, лидером группы Ленинград
Для друзей
Помните, как раньше после возвращения из отпуска мы усаживали родственников и друзей у компьютера и показывали им турецкие пляжи и египетские пирамиды? А помните, как делились фотоотчетами о путешествии в Живом журнале? Если да, то вам точно за тридцать, потому что теперь люди делятся своими впечатлениями онлайн прямо с Гоа, Бали или Кубы.
Традиция снимать и делиться фотоснимками с друзьями и близкими существует давно. Но вот появление камер в смартфонах существенно повлияло на то, зачем мы фотографируем и что делаем со снимками. Как показывают исследования, роль фотографии сместилась от сохранения важных событий к общению с друзьями, созданию собственного имиджа и укреплению социальных связей.
Что рисовали первобытные люди?
Наскальные рисунки древних людей – это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.
Фото с сайта 5.firepic.org
Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.
Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.
Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.
Семейные снимки
Важную роль в жизни человека играет семья. Родственники поддерживают в трудные моменты, принимают со всеми недостатками и любят просто так, а не за какие-либо достижения и успехи. Но иногда близкие люди проживают далеко, поэтому вспоминать о них помогают фотографии. В семейных альбомах есть множество снимков:
Одни из них остаются рядом на всю жизнь, а другие бесследно исчезают. О таких людях вспомнить можно только по фотографиям. Друзья из соседнего подъезда или двора разделяли детские забавы, рассказывали о своих мечтах, а товарищи из класса могут помочь с уроками, поделиться впечатлениями о проведенных вне дома каникулах, порадоваться новой игрушке или огорчиться, когда сломалась старая.
Нужно упомянуть в сочинении на тему «Фотографии родных, друзей и знакомых» соседей по комнате. После окончания школы ребенок поступает в другое учебное заведение, где знакомится с новыми товарищами. Придется жить вместе с ними в общежитии или на съемной квартире.
Со всех этих моментов также остаются красочные фотографии. Их можно распечатать и вставить в подходящий альбом. Если друзьям приходится расставаться надолго, то на совместных фотографиях они оставляют подписи, пишут лучшие пожелания. Когда товарищи уезжают в другие страны, то подписывают снимки на русском и иностранных языках.
Позже человек начинает работать, у него появляются коллеги. После 30 лет получается находить самых верных друзей. Ведь они уже ценят окружающих за поведение, характер и некоторые поступки. В детстве происходят частые ссоры, споры из-за игрушек и других ребят.
Проблема самоопределения
Есть также риски, которые влияют на нашу личную память. Наше самоопределение является продуктом нашего жизненного опыта, доступ к которому открывают воспоминания. Так может ли изменить постоянное фиксирование действительности наше отношение к самим себе? Никаких эмпирических доказательств этому явлению пока нет, но можно предположить, что ответ будет положительным. Слишком много изображений в наших телефонах создадут неполную картину мира, выводя эти воспоминания в приоритет, блокируя другие, иногда более важные мысли.
Другая проблема, с которой столкнулись люди, изучающие эту проблему, — отсутствие спонтанности на фотографиях. Почти все они запланированы, позы не всегда естественны, а лица искажены странными гримасами. Это также отражает нарциссическую тенденцию — искусственные большие улыбки, чувственные надутые губы и лица, оскорбительные жесты
Важно отметить, что в настоящее время фотографии — это публичная демонстрация различных взглядов, которые не всегда присущи конкретным людям. Другими словами, они отражают не то, кем мы являемся, а то, что мы хотим показать другим в данный момент
Если мы сильно полагаемся на фотографии, когда вспоминаем наше прошлое, мы можем создать искаженную самоидентификацию, основанную на изображении, которое мы хотели продемонстрировать остальным.
Заключение
На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних «художников» о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.
Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.
Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.