«Сикстинская капелла каменного века»
Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название «Сикстинской капеллы каменного века». В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.
Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.
В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно – в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.
Эко-арт эпохи экологического кризиса
С наступлением эпохи глобальных экологических проблем ситуация начинает меняться. Экологический бум конца 1970-х — появление первых зеленых организаций, рост интереса к садоводству и разведению растений в домашних условиях, проведение масштабных кампаний по сохранению биоразнообразия — побуждает художников снова обратиться к миру флоры в поисках вдохновения.
Маргарет Ми, Aechmea tillandsioides, 1976 год. Margaret Mee/RBG Kew
По этому поводу Екатерина Баранова пишет:
Смена потребительских привычек (к примеру, распространение веганства) и внедрение программ экологического образования в школах оказывают сильное влияние на отношение человека к природе. Зеленая эстетика всё большую популярность — и мода на традиционную ботаническую иллюстрацию возрождается.
Филиппа Никулински, Eucalyptus Sweedmaniana. Philippa Nikulinsky/State Buildings
Живопись средних веков
В средние века в живописи Западной Европы, Византии, Руси, Кавказа, Балкан, развивавшейся преимущественно в русле церковной христианской идеологии, создавались религиозно-аскетические образы, полные духовной экспрессии. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой живописи находили отзвук народные представления (например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения.
Основные виды живописи — фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку), иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге; исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др. красками); последовательность исполнения, тип изображения, композиция, раскраска — все это регламентировалось.
Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду, иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль.
Повышенная эмоциональность и декоративность средневековой живописи обусловлены экспрессией звучного, насыщенного цвета и акцентированно-ритмичной линии, выразительностью четких контуров; формы в средневековой живописи плоскостные, стилизованные, фон отвлеченный, часто золотой; встречаются также условные приемы моделировки объемов, как бы выступающих на живописной плоскости, лишенной глубины.
Значительную роль играла символика композиции и цвета (например, в западноевропейской живописи голубой — цвет богоматери).
В первом тысячелетии нашей эры высокий подъем пережила монументальная живопись (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне.
В феодальную эпоху в Месопотамии, Иране, Индии, Средней Азии, Азербайджане, Турции развивалось искусство декоративно-плоскостной миниатюры, привлекающей как тонкой красочностью, изяществом орнаментального ритма, так и яркостью отдельных жизненных наблюдений.
Глубокой поэтичностью, поразительной зоркостью видения людей и природы, лаконичностью оттачивавшейся веками живописной манеры, тончайшей тональной передачей воздушной перспективы выделялась дальневосточная живопись тушью, акварелью и гуашью на свитках из шелка и бумаги — в Китае, Корее, Японии.
Искусство Киевской Руси
Как и все прочие государства Европы, ко второй половине XI столетия Русь пережила период национальной раздробленности, и именно тогда русское искусство приобрело свои неповторимые, характерные черты. Искусство Киевской Руси находилось на достаточно высоком уровне, однако его трудно назвать самобытным, поскольку, приняв крещение в X столетии, князь Владимир заодно позаимствовал и художественные традиции Византии, которые причудливо переплелись с языческими художественными принципами. Конечно, восточные славяне обладали высокоразвитой культурой, а потому византийские традиции достаточно быстро видоизменялись в соответствии с исконными русскими.
Собственно русское искусство развилось из византийско-русского искусства Киевской Руси. Далее оно развивалось как искусство отдельных княжеств, отделившихся от галицко-волынских, ростово-суздальских и новгородских земель. К XII столетию русское искусство можно считать сложившимся окончательно. Увы, но развитие русской живописи сильно затормозилось из-за тяжелого татарского ига, продлившегося более трехсот лет.
Новый подъем в истории русской живописи начался в XV столетии, когда большинство земель объединилось вокруг Москвы. Этот век часто называют золотым веком древнерусского искусства. В это время были созданы произведения, которые стали классическими образцами московской школы. Развитие русской культуры происходило по пути, общему для стран Европы. Как на Западе, так и на Востоке живопись являлась, прежде всего, церковной, поэтому в первую очередь это иконопись и монументальная живопись – фрески.
Русская иконопись унаследована приемы византийских мастеров. В то же время на Руси зародились свои традиции. Русские иконы не были простой имитацией, но имели свой собственный стиль, а такие мастеры как Андрей Рублёв подняли уровень иконописи на новые высоты.
Древнейшее наскальное искусство в Европе
Ещё не так давно считалось, что способность неандертальцев к созданию произведений искусства стремилась к нулю. Но в 2012 году в пещере Нехра в Испании обнаружили рисунки, которые старше представителей наскальной живописи первобытных людей из пещеры Шове. Обнаруженный рядом с рисунками в Нехре древесный уголь позволил учёным при помощи радиоуглеродного анализа установить примерный возраст рисунков. Оказалось, что им примерно 42 300–43 500 лет. Так что же изобразили на этих рисунках наши древние предки?
На наскальных рисунках в пещере Нехра неандертальцы нарисовали тюленей. В те далёкие времена они составляли основной рацион питания людей, живших в этих местах. Кроме того, руководитель исследования Хосе Луис Санчидриан заметил, что у данной наскальной живописи отсутствуют какие бы то ни было параллели с другим рисунками эпохи палеолита.
Влияние искусства Японии и Китая и на европейскую живопись
В XIX веке новые национальные школы живописи складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке. Расширяются связи живописи Европы и других частей света, где опыт европейской реалистической живописи, отдельные формальные достижения получают самобытное истолкование, часто на основе местных древних традиций (в Индии, Китае, Японии и др. странах); европейская живопись также испытывает влияние искусства неевропейских стран (главным образом Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных приемов декоративно-ритмической организации изобразительной плоскости.
Аполлодор
Аполлодор Скиаграфос был одним из самых влиятельных художников Греции в пятом веке до нашей эры.
Большинство его картин было посвящено той же теме, что и другие художники той эпохи, и вращалось вокруг греческих богов и богинь. Он также черпал вдохновение в героических эпических поэмах того времени.
Хотя сюжеты его картин, возможно, были банальными, он выделялся своей техникой и мастерским контролем над тенью. Этот новый стиль живописи получил название «скиаграфия», что означает «рисование теней». Это техника затенения, которая упрощает создание тени на холсте и использует выделенные области, чтобы создать иллюзию тени и объема. Скиаграфия оказала большое влияние на последующие поколения, особенно на художников итальянского Возрождения, которые широко использовали эту технику.
Аполлодор вошел в анналы истории благодаря этой технике, которая отражена в его имени Аполлодор Скиаграфос, художник теней. Его работы создали новую форму и стиль искусства, но его картины не выдержали испытания временем. Он оставил сообщение на одной из своих картин, которое позже было записано историком. В сообщении говорилось:
Древнейшая керамическая скульптура
Вестоницкая Венера имеет сходство со многими статуэтками Венеры, найденными по всей Земле. Это небольшая (всего 11,3 см) фигурка с огромной грудью и большими ягодицами, а на её лице есть две прорези, символично изображающие глаза. Нашли её в Южной Моравии в июле 1925 года. Вестоницкая Венера стала первой керамической скульптурой, полностью сделанной из глины, обожженной при низких температурах.
Возраст Вестоницкой Венеры составляет около 27 тысяч лет, что означает, что она появилась на свет задолго до того, как, по мнению учёных, люди освоили изготовление керамики. Исследования показали, что фигурку Вестоницкой Венеры обжигали при 700 градусах Цельсия. Отнесли её к граветской культуре, существовавшей 22–28 тысяч лет назад. Её представители были знакомы с обжигом глины, но, вероятно, впоследствии их знания были утрачены. Учёные не обнаружили подобных керамических фигурок более позднего периода в том регионе Чехословакии. Зато в 2002 на Вестоницкой Венере нашли кое-что интересное.
Помимо того, что на керамической скульптуре нашли четыре небольших отверстия на голове, в которые ставили цветы или благовония, на ней обнаружили отпечаток пальца. И принадлежал он явно ребёнку 7–15 лет. Точно не известно, создал ли Вестоницкую Венеру ребёнок, но даже если не создал, то он явно помогал творцу. Это означает, что в граветской культуре старшие передавали свои знания младшим.
Скульптура классики (V век до н.Э.)
Героический характер искусства обусловлен победой над персами. Совершенную человеческую красоту стремились воплотить греки в образах атлетов.
-
Ранняя классика(500 – 450 гг до н.э.) – «строгий стиль»; характеризует отсутствие симметрии, мотив свободного шага, абсолютное знание анатомии.
Скульптор Мирон «Дискобол» – начало настоящего передачи движения. Скульптор смог передать напряжение, целостность общего в каждом ракурсе. ,огромное физическое напряжение уравновешено гармонической композицией.
В скульптурах греки использовали бронзу как материал, который не сливается с окружающей природой, с фоном, или раскрашивали камень и глину.
Украшение фронтов храмов – это уже композиционная взаимосвязь образов.
-
Высокая классика(450 – 420 гг до н.э.) – всеобщая гармония .
Скульптор Поликлет создал обобщенный, идеальный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Им был написан трактат «Канон», где скульптор математически рассчитал пропорции человеческого тела (отношение головы к росту как 1 : 7). Свой идеал скульптор воплотил в образе «Дорифора» и «Диадумена»- юноша красивым движением повязывает ленту победителя себе на голову . При всей каноничности скульптура не натуралистична, это совершенный образ жизненной правды.
Фидий – автор скульптурного убранства Парфенона отличается торжественностью, единством образного строя, линейной плавностью движений, полной свободой передачи образов.
Фидий. Скульптура Афины Паллады (на пл. Акрополя) с копьем и щитом, как символ возрожденных Афин.
Фидий. Скульптура Зевса Олимпийского (13 -метровой высоты) из слоновой кости и золота. Зевс восседает на троне ,держа в руке скипетр и изображение Ники –богини Победы. Огромная слава скульптуры причислила ее к Семи чудесам света.
-
Богатый стиль (420 – 400 гг до н.э.) классика. Украшение храма Ники Аптерос на Афинском акрополе отличает богатство светотеневой моделировки.
Рельеф «три нимфы» скульптор Фидий.
Поздняя классика(400 – 390 гг. до н.э.) – время повышенного интереса к эмоциональному миру человека. Основным материалом становится мрамор – так похожий на человеческую кожу
Скульптор большое внимание уделяет характеристике внутреннего мира образа, использует ракурсы, движение становится столь очевидным, что необходимы подпорки для устойчивости скульптуры
Скульптор Пракситель – его боги обладают человеческими чувствами .На смену мужественной красоте атлетов приходит красота женственная, одухотворенная, изящная.
Пракситель «Афродита Книдская» первая обнаженная женская скульптура.
Пракситель «Гермес с младенцем Дионисом» задумчиво и нежно смотрит Гермес на младенца- это первое изображение чувства, эмоций, взаимоотношения персонажей. Передача эмоции не только позой, но и мимикой.
Скульптор Леохар культивировал традиции высокой классики ,обогащая их изяществом и сложностью пластических мотивов.«Аполлон Бельведерский»- сочетание силы и грации. энергии и легкости . И все же в его скульптуре утрачивается внутреннее содержание, на первый план выступает красивость, изнеженность.
Скульптор Лиссип – придворный скульптор Александра Македонского, создатель героических портретов «Александр Македонский», «Сократ».
Лиссип – новатор в передаче жизненных, «случайных» поз.
Лиссип «Апоксиомен»- усталый от поединка спортсмен счищает с себя песок после спортивного поединка.
Лиссип «Отдыхающий Геракл»-утомленный герой опирается на палицу.В этой скульптуре скульптор создает новый канон человеческого тела по которому фгуры выше и стройнее чем у Поликлета(1 к 9)
Скульптор Скопас – первым передает пафос борьбы, бурное движение, страсть. Для передачи эмоций скульптор прибегает к изображению мимики.
Скопас «Менада»- спутница бога Диоиса изображена в бурном танце,ее голова запрокинута, тело изогнуто в сложном ракурсе .Мимика подчеркивает состояние экстаза.
Скопас «Битва греков и амазонок» – рельеф Галикарнасского мавзолея .Здесь скульптор явился продолжателем монументально-героических мотивов классики, но выражение страдания трагического надлома нарушает гармоническую ясность.
Развитие живописи в разных странах
Отдельного внимания заслуживает развитие живописи в древний период в различных странах. Греция и Египет внесли большой вклад в развитие искусства и дали образцы для подражания многим поколениям художников.
Древняя Русь
Древнерусская живопись – это искусство, относящееся к периоду до XII века. В течение длительного периода основным направлением творчества на Руси оставалась церковная тематика.
В качестве произведений выступали:
- иконы;
- фрески;
- мозаики;
- миниатюры.
Фрески и мозаики использовали для украшения храма Святой Софии в Киеве.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора
Особенности живописи:
- простота;
- лаконичность;
- архаичность форм;
- условность жестов.
Цвета использовали яркие, гармоничные. В качестве сюжетов и образов преобладали эпизоды из библии, Христос, Богоматерь, апостолы, святые. Расцветом иконописи называют XII-XIII века, когда были расписаны Успенский и Дмитриевский соборы, создана икона Богоматерь Оранта. С установлением татаро-монгольского ига развитие живописи на Руси было приостановлено. Ее восстановление началось только в конце XIII века.
Древний Египет
Египтяне оставили человечеству великое наследие. В период их процветания развивалась живопись, архитектура, монументальное творчество. Основная идея для произведений в этот период – религия. Земное существование человека – это только переход к загробной жизни.
Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э
Тематика картин преобладала религиозно культовая. На рисунках изображали жрецов, религиозные обряды, эпизоды прославления усопших. Несмотря на узкую тематику, египетская живопись имеет особый стиль.
Сцена из Книги мертвых на папирусе, период Нового царства
Все изображения подчинены четким правилам построения. Лица людей и животных изображены в профиль, а сама фигура – анфас. Природу рисовали схематично. Для создания произведений использовали краски. Их изготавливали из натуральных материалов – древесного угля, медной или железной руды. Для живописи того периода не характерна игра света и тени наличие эффектов.
Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии
В древних храмах, гробницах, папирусах найдено множество примеров художественного творчества древнего Египта. Яркий образец – Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет 1976-1794 гг. до н.э.
Древняя Греция
Древнегреческая культура оставила в истории большой след. К ее наследию в разное время обращались художники Италии, Испании, Европы. Основное направление в живописи древней Греции занимала вазопись или роспись керамики.
Античная греческая ваза
Для изображений характерен реализм, экспрессия. Часто на амфорах рисовали орнаменты, картины с простыми сюжетами. По мере развития искусства, сюжеты становились более сложными, получали больше деталей. При изображении людей художники прорисовывали черты лица, особенности одежды, поз украшения. В качестве сюжетов выступали животные, растения, представители мира птиц.
Роспись античных греческих ваз
Один из этапов развития живописи – появление чернофигурного и краснофигурного стиля. Наивысшим мастерством вазописи в Древней Греции считали роспись по белому фону. Такие рисунки отличали сложные сюжеты и яркие цвета.
Вазопись древней Греции
Живопись разнообразна и многогранна. Ни один из стилей нельзя считать главным определяющим особенности эпохи или страны. Все направления имеют тесную связь друг с другом. Сложившись в одну эпоху, они непрерывно развивались и находили продолжение в другом временном периоде.
Древнейшее доисторическое произведение искусства
Сегодня примером самого древнего искусства можно считать купулы — небольшие углубления на стенах пещер в виде чашек. Купулы располагались не хаотично, а колонками, а иногда и рядами на скалах. Исследователи находят такие чаши по всему миру, а относятся купулы к разным временным периодам. Даже сегодня у некоторых племён Австралии существует традиция вырезать чаши на стенах пещер.
Самое древнее произведение искусства такого рода было найдено в пещерах Бхимбетка в самом сердце Индии. Здесь купулы остались в целости и сохранности из-за идеальных условий, царящих в пещерах. По крайней мере две из обнаруженных в пещере Бхимбетка купул археологи отнесли к раннему палеолиту. Другие обнаруженные здесь произведения искусства древнего человека не были исследованы столь тщательно, но, вероятнее всего, они принадлежат к тому же периоду. Радиоуглеродные исследования ещё только предстоит провести, но учёные уже считают, что эти пиктограммы можно отнести к ашельской культуре. Примерный возраст этих древних произведений искусства — около 290 000 лет.
В той же части Индии в одной из пещер Дараки-Чатан были найдены 500 пиктограмм-купул, а вместе с ними — и целый клад древних каменных орудий. Считается, что в Дарак-Чатан находится самый большой сборник доисторического искусства такого рода. Однако не все учёные согласны с тем, что купулы являются произведениями искусства.
Вероятно, люди использовали купулы как ступки или в них наливали воду для проведения некоторых ритуалов. По крайней мере, современные представители некоторых народностей используют купулы именно так. Но с большой долей вероятности эти пиктограммы всё-таки являются образцами древнего наскального искусства. К тому же иногда купулы расположены в таких местах, что их рациональное использование было бы затруднительно.
Агафарх
Агафарх был художником-самоучкой, жившим в пятом веке до нашей эры. Он принес в мир перспективу и иллюзию и создал искусство живописи.
Идея размещения объектов против солнца и отображения соответствующих им теней была предложена Агафахом, и Марк Витрувий Поллион похвалил его за его таланты. Однако Аристотель утверждал, что Агафарх просто подготовил сцену, арену для художников будущего, а сам он не был мастером иллюзий и перспектив.
Агафарх был первым известным художником, который включил в свои картины реалистичную перспективу в широком масштабе. Легкость и скорость, с которой он завершал свои работы, вызывали трепет у многих древних греков. Он прославился после того, как нарисовал сцену одной из трагедий Эсхила.
Сократ
Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается Только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Изобразительное искусство
В изобразительном искусстве сосуществование противоречивых тенденций проявилось как в различиях художественных школ, так и в разработке черт, наметившихся в греческой скульптуре— экспрессивности пластики Скопаса, лиричности произведений Праксителя, динамичности форм в работах Лисиппа.
Alexander fighting the Persian king Darius III. From the Alexander Mosaic, Naples National Archaeological Museum.
Наряду с творческим использованием классического наследия, созданием гармонических образов (Афродита Мелосская, мрамор, II в. до н. э.) существовала тенденция механического подражания классике, порождавшая внутренне холодные, лжепатетические произведения (статуя Аполлона Мусагета, нач. III в. до н. э.).
Perseus of Macedon surrenders to Paullus. Painting by Jean-François Pierre Peyron from 1802. Museum of Fine Arts, Budapest.
В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода.
Импрессионизм
К живому воплощению окружающего мира в его естественности и непосредственности, постоянной изменчивости приходит в начале 1870-х годов импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в живописи тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приемы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов.
В XIX веке в Европе господствует станковая живопись маслом, в декоративном отношении еще меньше, чем прежде, связанная с предметной средой. Техника масляной живописи приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность; снижается прочность произведений живописи (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления); палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие); вместо темных цветных грунтов, характерных для XVIII века, еще в начале XIX века вновь внедряются белые грунты.
Как и другие виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально-декоративная живопись, использовавшая в XIX веке почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Лишь в конце XIX — начале XX веков делаются попытки возрождения монументальной живописи и слияния различных видов живописи с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна»); обновляются и технические средства монументально-декоративной живописи, разрабатывается техника силикатной живописи.
В конце XIX—XX веков во всем мире развитие живописи становится особенно сложным и противоречивым; одновременно сосуществуют и борются реалистические и модернистические течения. Оплодотворенная идеалами Великой Октябрьской революции, вооруженная методом социалистического реализма, интенсивно развивается живопись в СССР. Возникают новые школы живописи в странах Азии и Африки, Австралии, Латинской Америки.
Реалистическая живопись в конце XIX—XX веков своими демократическими тенденциями, тесной связью с жизнью следует лучшим традициям живописи предшествующих эпох. В то же время ее отличает стремление познать и показать мир во всей его противоречивости, сущность происходящих в социальной действительности глубинных процессов, внутренний смысл жизненных явлений, не имеющих порой достаточно наглядного облика; поэтому отражение и истолкование многих явлений реальности обретает нередко обостренно-субъективный, обобщенно-символический характер.
Паусиас
Павсиас принадлежал к школе Сикиона. Он изобрел практику росписи потолков домов и ввел технику энкаустики, или горячего воска, окраски, при которой в качестве материала для рисования использовался пигментированный пчелиный воск.
Паусиас однажды влюбился в девушку-цветочницу и очень тщательно написал ее портрет. Детализация и мастерство, с которыми он изобразил цветы, которые она продавала, заработали ему репутацию очень способного художника-цветовода.
Паусиас был хорошо известен своей скоростью и часто мог завершить работу в течение 24 часов. Его самая известная картина — это картина быка под названием «Жертвоприношение».