Пирамиды Гизы в Египте
Данный архитектурный комплекс представляет собой несколько древних памятников, располагающихся на плато Гиза в пригороде Каира.
Данный древнеегипетский некрополь состоит из Пирамиды Хуфу (известной также, как пирамида Хеопса), несколько меньшей пирамиды Хафры, пирамиды Менкаура, а также нескольких менее крупных пирамид-спутников, известных как пирамиды цариц.
Поверхность сооружений была покрыта блоками полированного белого известняка. Уже после падения древнеегипетской цивилизации известняк был растащен местными жителями для собственных нужд.
Известный многим Большой Сфинкс располагается в восточной части комплекса и обращен лицом на восток. Многие специалисты сегодня считают, что лицо сфинкса имело портретное сходство с фараоном Хефреном.
Монолит, использованный в качестве основания для храма Менкаура, имеет вес около 200 тонн. Монументальная статуя сидящего на троне царя из центральной капеллы данного храма являлась одной из самых крупных статуй во времена Древнего царства.
На сегодняшний день считается, что блоки, из которых были сложены пирамиды, были вырублены из достаточно мягкой нуммилитовой породы известняка в карьерах, располагающихся недалеко от пирамид. Каждый из блоков имел вес около 2,5 тонн. К месту монтажа каждый блок доставлялся волоком. Подъем на высоту осуществлялся с помощью специальных пандусов и блоков. Идеально выверенные блоки скреплялись между собой тонким слоем строительного раствора, а блоки черновой кладки, имеющие грубые сколы, залиты гораздо более толстым слоем раствора.
Известно, что в XIX веке наместник Египта паша Мухаммед Али поручил главному инженеру строительных работ Линан де Бельфону разобрать несколько пирамид для вторичного использования блоков в конструкции дамбы на Ниле. Линан де Бельфон предоставил вассалу расчеты, подтверждающие полную несостоятельность такого проекта, поэтому пирамиды остались нетронутыми.
Изобразительное искусство
Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля
В ваших макетах куб и параллелепипед изображают здание. Действительно, такие дома есть, и мы их часто видим вокруг, но это простейший вид архитектурной формы. Гораздо чаще встречаются постройки, имеющие более сложную композицию. Большинство сооружений отличает то, что по форме это не один объём, а соединение различных объёмов.
Какие это объёмы и как они связаны в единое архитектурное целое, диктуется прежде всего назначением здания, его функцией. Создавая тот или иной объект, архитектор стремится так организовать его пространство, чтобы оно было наиболее удобно для предполагаемой в нём деятельности. Для этого он ищет такую форму здания, в которой максимально можно выразить его функцию. И красота сооружения во многом определяется точным выражением его функции.
Красота здания, гармоничность и пропорциональность составляющих его частей влияют на состояние людей, их настроение, работоспособность и здоровье.
Само развитие жизни ведёт к усложнению жилого пространства, изменению конструкций зданий и соответственно их облика. Разнообразные архитектурные формы не только дают человеку большую комфортабельность, но и смотрятся интереснее.
Почему, ежедневно проходя мимо одних зданий, не обращаешь на них никакого внимания, а на другие смотришь, и глаз радуется? Потому что такие здания пластически более выразительны. Свет выявляет строго логичные или изысканно оригинальные сочетания объёмов, усложнения и членения поверхностей, их фактуру и цвет. Пластическая выразительность здания достигается за счёт большего композиционного разнообразия и гармонии форм.
Выразительность здания как в реальной архитектуре, так и в ваших макетах может быть достигнута за счёт усложнения рельефа стен.
Сгибая полоску по предварительно сделанным лёгким надрезам, вы добьётесь усложнения формы.
А разнообразия рельефа стены в макете можно достичь при помощи полоски бумаги, изображающей балконы, лоджии, карнизы, пилястры и др.
Усложнить форму здания можно за счёт конструктивного соединения объёмных форм. Внутри больших форм всегда можно найти мелкие формы — детали, которые придают зрительное разнообразие всему облику здания.
Форма становится более выразительной.
Усложнить форму стены, преодолеть её однообразие и монотонность можно, придав ей рельеф. Глядя на здания и макеты, вы можете убедиться, что рельеф придаёт пластическую выразительность их поверхностям. Рельефность стены, её членение создаются горизонталями балконов и лоджий, вертикалями наружных водостоков или шахт для лифта. Усложнить рельеф здания можно и при помощи декора — объёмных или цветных форм, не имеющих функционального значения. Это лепные орнаменты, пилястры и др.
Усложнение формы в пределах одной поверхности относят к фронтальной КОМПОЗИЦИИ.
Любая часть здания должна соотноситься с его общим строем.
Деталь придаёт пластическую выразительность силуэту здания.
Дом культуры. Москва. Арх. И. Голосов
Усложнение формы всего здания относится к глубинной композиции и достигается благодаря сочетанию различных объёмов. Объёмные элементы, соединённые по замыслу художника, определяют строение, т. е. тектонику, и ритм здания, формируют его облик и образность, являются выражением какой-либо пластической идеи (например, «растянутость», «сжатие», «стремление ввысь» и т. д.). Подобные образно-выразительные задачи вам предстоит решать и в ваших макетах. Если раньше вы определяли сомасштабность и соразмерность объекта по отношению к полю и другим объектам, то теперь нужно достичь гармонии в соотношении объёмных частей одного объекта. Эти части должны быть соподчинены друг другу и составлять единое художественное и функциональное целое.
В архитектуре XIX в
пластическая выразительность достигалась в основном фронтальными построениями, когда внимание архитектора сосредотачивалось на разработке рельефа одной из сторон здания, выходящей на улицу, в архитектуре XX в. мы видим преобладание глубинной композиции, когда пластически важными признаются не одна, а все стороны дома
И более чем когда-либо возрастает зависимость формы сооружения от его назначения.
В работах учеников сочетание различных объёмов придаёт выразительность макету, не разрушая при этом его стилевого единства
Здание – что это такое?
Под этим термином понимают результат строительства, который представляет собой строительную систему, обладающую надземной и подземной частями. В структуру такого дома входят помещения, инженерно-технические сети и системы. Подобные объекты воздвигаются для проживания людей или осуществления ими какой-то деятельности. Там допустимо размещать процессы производства, хранить продукцию или содержать животных.
При этом этажность зданий бывает разной – от скромных коттеджей и дач до небоскребов и высоток. Главным атрибутом подобных строений считается их капитальность. Это означает, что здания предназначены для эксплуатации на протяжении долгого периода времени. Чаще всего внутреннее пространство таких строений делится на помещения.
С учетом высотности выделяют следующие виды зданий:
- малоэтажные – включают 1-3 этажа;
- средней высоты – в таких конструкциях присутствует 4-9 этажей;
- многоэтажные – включают 10-16 этажей;
- повышенной этажности – такие конструкции подразумевают 17-25 этажей.
Определение понятия «сооружение»
Юридическая энциклопедия определяет понятие термина «сооружение» как объект недвижимого имущества: группа в классификации основных средств, представляющих собой инженерно-строительные объекты, предназначенные для выполнения общих функций процесса производства (скважины, дороги, мосты и т.п.)
К сооружениям относятся инженерно-строительные объекты, предназначенные для создания условий, необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предметов труда, или для осуществления различных непроизводственных функций:
- транспортные сооружения (автомобильные дороги и железнодорожные пути внутризаводского назначения, эстакады и т.д.);
- передаточные устройства (линии электропередачи, трубопроводы и другие передаточные устройства, имеющие самостоятельное значение и не являющиеся составной частью здания или сооружения и т.д.);
- гидротехнические сооружения (плотины, бассейны, градирни и т.д.);
- хранилища (всевозможные резервуары, баки и т.д.);
- стволы шахт;
- нефтяные скважины и т.д. («Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики» (утв. Минэкономразвития РФ N ГГ-181, Минфином РФ N 13-6-5/9564, МНС РФ N БГ-18-01/3 02.12.2002).
Правовая характеристика сооружения, как объекта капитального строительства дана в Федеральном законе от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент):
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23. ч. 2 ст. 2 Технического регламента).
Линейные объекты являются видом сооружения.
Музей современного африканского искусства Цайц, Кейптаун, Южная Африка. Heatherwick Studio
Если рассматривать здание снаружи, единственным элементом, который раскрывает его очень необычную архитектуру, являются окна в форме сот. Строение особенно похоже на ульи ночью, когда окна наполнены теплым желтым светом.
Ныне знаменитый музей был построен в переоборудованном 93-летнем зернохранилище как ода прошлому. Тем не менее, это интерьер музея современного искусства, где действительно можно увидеть сходство с ульем, с округлыми, высокими абстрактными камерами и собороподобными арками и узкими дорожками, соединяющими их. Музей был создан известной лондонской дизайнерской фирмой Heatherwick Studio.
Сравнительная таблица
Основные особенности рассматриваемых понятий представлены в таблице:
Критерий | Здания | Сооружения |
Понятие | Представляют собой все, что не относится к сооружениям. | Считаются более широким понятием. |
Цель | Эти строения предназначены для работы, жизни людей, учебной деятельности. | Выполняют технические функции. |
Конструкция | Всегда обладают отдельными помещениями и характеризуются завершенностью с архитектурной точки зрения. | Могут не иметь отдельных помещений. |
Отличительные особенности | Отличаются наличием надземной части, которая считается основу. | Иногда полностью скрываются под землей. |
Храм Асклепион
Этот древнегреческий храм был посвящен богу медицины Асклепию. Примечательно, что Асклепионы на территории всей Древней Греции являлись не только культовыми сооружениями, но и лечебными.
Замечание 2
По своей сути асклепионы представляли собой больничные стационары. Они оказали значительное влияние на развитие медицины в Древней Греции.
Рисунок 2. Храм Асклепион. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Лечением больных здесь занимались жрецы. Начальный этап лечения заключался в соблюдении определенных ритуалов. Больной должен был провести всю ночь в асклепионе и рассказать о своих снах жрецу-асклепиаду. Лечение назначалось на основании сна. В обязанности жрецов также входило составление специальных таблиц, в которых описывались принятые лечебные меры и течение болезни. Таким образом асклепиады способствовали накоплению знаний о медицине в храмах бога Асклепия.
В настоящее время известно о существовании около 300 асклепионов по всей территории Древней Греции. Наиболее известные из них располагаются в таких греческих городах, как:
- Кос;
- Книд;
- Эпидавр.
Руины асклепиона Эпидавра занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь хранятся 3 мраморные плиты, датируемые 320 годом до н.э. Они содержат различные истории болезни и описания принятого лечения.
Как уже отмечалось выше, благодаря подобной систематизации знаний в виде таблиц, асклепионы оказали существенное влияние на медицину в целом. Так, «отец медицины» Гиппократ по преданию обучался в асклепионе Коса, а впоследствии посещал и другие асклепионы, занимаясь изучением составленных таблиц.
Храм Зевса в Олимпии
Одним из самых почитаемых в Древней Греции храмов являлся Храм Зевса в Олимпии, первый подлинный образец дорической ордерной системы. Здание являлось центром архитектурного ансамбля древней Олимпии, его строительство было посвящено богу Зевсу. Здание до сих пор считается одним из высших достижений дорического периптера.
Замечание 1
Периптером называют основной тип храмов Древней Греции. Он представляет собой прямоугольное в плане сооружение, окруженное по контуру колоннадой. Чаще всего он применялся в сочетании с дорическим ордером.
Храм Зевса в Олимпии – самый первый храм, посвященный местным божествам, он был возведен на своем месте еще во времена микенского периода. Строительство классического храма Зевса началось в 52 олимпиаду при Либоне и завершено только в период 85-86 олимпиад Фидием (472 г. до н.э.).
Рисунок 1. Храм Зевса в Олимпии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В 406 г. н.э. император Феодосий II распорядился разрушить все храмы в Олимпии, как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших фрагментов сооружений довершили мощнейшие землетрясения 522 и 551 годов. Большая часть фрагментов храма, уцелевших до нашего времени, хранятся в Археологическом музее Олимпии.
Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм с отсутствующей крышей над средней частью сооружения. В этой части располагалась статуя божества. Здание было украшено 6-ю колоннами по ширине и 13-ю по длине. Основным конструкционным материалом был известняк-ракушечник, привезенный с Пороса.
Статуя работы Фидия, располагающаяся по центру, являлась одним из семи чудес античного мира. Монументальный пьедестал статуи имел высоту 3,5 метра и был украшен позолоченными фигурами древнегреческих богов. Пьедестал в данном случае имитировал Олимп. На нем располагался трон из золота и драгоценных камней. Статуя Зевса имела высоту около 10 метров и выражала одновременно могущество и родительскую нежность.
Восточный фронтон Храма Зевса был украшен скульптурной группой мастера Пеония с Меиды. Она олицетворяла процесс приготовления к соревнованиям на колесницах перед взором Зевса. Западный фронтон украшала группа мастера Алкамена из Афин, она представляла собой сцену битвы лапифов с кентаврами.
Изобразительное искусство киевской Руси
Основной темой изобразительного искусства киевской Руси были христианские сюжеты, поэтому светские темы в искусстве практически отсутствуют. Как только на Руси стали строить первые христианские храмы, возникла потребность в их внутренней отделке. Для этого использовалась две техники. Это фреска и мозаика.
Фреска это нанесение красочного изображения на сырую штукатурку. Для этого использовались водные растворы природных пигментов. В технике фрески расписывались стены и внутренние купола соборов. Кроме образа Христа Пантократора (Вседержителя) широко используется образ пресвятой Богородицы и святых, из которых самыми главными считались Святой Георгий и Архангел Михаил.
Часть помещений храма не являлась культовыми, поэтому их стены могли быть расписаны бытовыми сценками. Чаще всего использовались сцены охоты или игр. В одном из помещений Собора Святой Софии в Киеве сохранилось единственное бытовое изображение. Это портрет женщины из семьи великого князя.
Храмовая роспись плохо сохраняется и за сотни лет она почти вся исчезла. В большинстве соборов периода раннего христианства от фресок остались только цветные пятна на стенах. При мозаике, на ровной поверхности, закрепляются маленькие кусочки материала, разного цвета, которые образуют картину. Техника мозаики пришла в Византию из Греции и там достигла своего совершенства. Византия торговала с Сирией, а сирийские мастера научились, используя расплавленное стекло и окислы металлов получать уникальный по цвету материал смальту.
Искусство киевской Руси до христианства
До настоящего времени из той эпохи дошло очень мало артефактов, позволяющих безошибочно судить о различных направлениях в искусстве. По тому, что удалось найти, можно сделать вывод, что скульптурные изображения людей, как это было распространено в древней Элладе, у славян полностью отсутствуют.
Из дерева и камня изготовлялись только изображения языческих богов и животных. Кроме фигурок идолов в обиходе были резные барельефы с жанровыми сценками. Светская и религиозная живопись тогда отсутствовала или за давностью лет никаких изображений на холсте не сохранилось.
Кроме резьбы по камню и дереву, мастера древнего Киева прекрасно владели техникой орнамента. Чаще всего для украшения посуды, конской упряжи и оружия использовались изображения зверей, птиц, цветов и листьев. На посуду они наносились цветными природными красками, а для украшения сбруи и оружия элементы декора чеканились из меди или серебра. Часто для украшения использовался символ солнца в виде диска с лучами.
Прикладное искусство киевской Руси
На искусство киевской Руси оказала большое влияние культура Византии. Несмотря на то, что славяне оставались язычниками, киевские мастера много позаимствовали у византийцев. Особенно это коснулось ювелирных изделий и ткацкого дела. Славянские мастера делали уникальные ювелирные изделия из серебра и золота, а дорогая одежда князей могла соперничать по красоте с парадными одеждами Византийских архонтов.
В ювелирных изделиях киевской Руси встречаются как восточные мотивы, так и орнамент, свойственный народам севера. Восточный узор отличает плавность, округлость и мягкость линий, а жители севера предпочитают чёткий и угловатый геометрический рисунок. Это говорит о налаженных и обширных торговых связях.
Виды ювелирных украшений киевской Руси:
- Подвески для головного убора (Височные кольца)
- Колты
- Шейные гривны
- Серьги
- Браслеты
- Перстни
Кроме ювелирных изделий и образцов тканей до настоящего времени дошло большое количество детских игрушек. В основном это фигурки диких зверей и домашних животных вылепленные из глины, раскрашенные природными красками и обожжённые. Конечно вся мелкая пластика, выполненная из дерева, разрушилась со временем.
Небоскреб «Огурец», Лондон, Великобритания. Foster + Partners
Официальное название знаменитого здания «Огурец» в Лондоне – башня «Мэри-Экс, 30». Британцы считают, что она напоминает больше огурец, отсюда и появилось название. Само здание было вдохновлено совсем другим природным объектом – морской губкой, которая называется – корзина Венеры.
Подобно морской губке, которая пропускает морскую воду через свое тело, «Огурец» использует аналогичную систему естественной вентиляции воздуха, которая позволяет ему расходовать намного меньше энергии, чем аналогичные небоскребы. Огурец был закончен в 2004 году и имеет высоту 180 м, став одним из первых экологически чистых зданий в британской столице.
Некапитальные сооружения
Некапитальные сооружения — сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений) (п. 10.2 ст. 1 ГрК РФ).
Некапитальные сооружения не могут признаваться объектами недвижимости ввиду отсутствия у них признаков недвижимости, указанных в п. 1 ст. 130 ГК РФ.
Таким образом, некапитальные сооружения и неотделимые улучшения земельного участка не относятся к объектам капитального строительства.
При возведении некапитальных сооружений не нужно получать разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию, а также ставить их на кадастровый учет и регистрировать права на них в ЕГРН (п. 2 ч. 17 ст. 51, ч. 1 ст. 55 ГрК РФ, ч. 6, 7 ст. 1 Закона о госрегистрации недвижимости).
Сооружения вспомогательного использования
Согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Вместе с тем ГрК РФ не содержит определение понятия «объект вспомогательного использования».
Критерии, которым должны отвечать сооружения вспомогательного использования приводились в разъяснениях Ростехнадзора:
- это сооружения пониженного уровня ответственности по ранее действовавшему ГОСТ 27751-88. К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения;
- наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения (п. 6 «Разъяснений по применению положений Градостроительного кодекса РФ в части осуществления государственного строительного надзора и Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (утв. Ростехнадзором)).
К зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства (п. 10 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»).
Таким образом, критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение, или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Для возведения сооружения вспомогательного использования не требуется получать разрешение на строительство.
При этом, следует обратить внимание на то, что не требуется разрешения на строительство любых сооружений вспомогательного использования: как относящихся к движимому, так и к недвижимому имуществу. Гаражи, подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные, бытовые и иные здания, расположенные на соответствующих земельных участках, обладающие признаками объекта недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — объекту ИЖС или садовому дому, должны создаваться по правилам, предусмотренным п
3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, то есть без получения разрешения на строительство и без направления уведомления, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ. Аналогичные правила применяются при строительстве или реконструкции гаража… (Письмо Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома»
Гаражи, подсобные сооружения, хозяйственные постройки, производственные, бытовые и иные здания, расположенные на соответствующих земельных участках, обладающие признаками объекта недвижимости и являющиеся объектами вспомогательного использования по отношению к основному объекту — объекту ИЖС или садовому дому, должны создаваться по правилам, предусмотренным п. 3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, то есть без получения разрешения на строительство и без направления уведомления, предусмотренного ст. 51.1 ГрК РФ. Аналогичные правила применяются при строительстве или реконструкции гаража… (Письмо Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома».
Развитие декоративного искусства
С принятием христианства в киевской Руси стало активно развиваться декоративно-прикладное искусство. Искусство киевской Руси как губка стало впитывать в себя византийскую культуру. Если у языческих славян украшение жилища, одежды и быта было достаточно скромным, то с приходом христианства активизировалось и стало популярным декоративно-прикладное искусство. Поделки из дерева, керамики, глины и металла имели не только функциональное назначение, но и служили для украшения жилища.
Простая ювелирная техника отошла на задний план и при изготовлении украшений стали использоваться следующие приёмы:
- Чернение серебра
- Скань
- Зернь
- Перегородчатая эмаль
Особенно сложной является техника перегородчатой эмали. Эта техника зародилась в Византии, но мастера киевской Руси намного превзошли своих учителей. Шаг от язычества к православному христианству поднял славянскую культуру на новую, более высокую ступень развития.
Литература:
- Белова О.В. «Православная энциклопедия»
- Раппопорт П.А. «Зодчество древней Руси»
- Смирнова Э.С. «История древнерусской живописи»
Расположение Солнечной системы в Галактике
Положение Солнечной системы в Галактике
Солнце — одна из 200 миллиардов звёзд Млечного Пути, оно находится в одном из его спиральных рукавов — рукаве Ориона — на расстоянии 27 000 световых лет от центра Галактики.
Как планеты вращаются вокруг Солнца, так и Солнце вращается вокруг центра Галактики. Солнечная система движется сквозь космическое пространство со скоростью в 250 км/с — это в сотни тысяч раз быстрее самого мощного сверхзвукового самолёта.
Полный оборот вокруг центра Млечного Пути солнечная система совершает за 226 миллионов лет — эта величина называется галактическим годом.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Читайте какие столицы были в Древней Руси