Архитектура и зодчество киевской руси

Ризоположенский монастырь

Ризоположенский монастырь — ещё более древняя обитель, основанная в 1207 г. епископом Иоанном. Каменные постройки здесь появились в ХVI веке. Центром архитектурного ансамбля является Ризоположенский собор – бесстолпное архитектурное строение с тремя апсидами у алтарной части. Крещатый свод над четвериком венчают главы на тонких высоких барабанах, что совсем не характерно для того времени.

Довольно интересным сооружением являются и Святые ворота с двумя арками разной величины, декорированные каменной резьбой и изразцами в ширинках. Меньшая арка отделана рустом. А над воротами, на низких восьмериках стоят два живописных шатра с маленькими главками.

Ризоположенский женский монастырь

Неподалёку от Ризоположенского собора расположилась трёхъярусная 72-метровая колокольня, построенная в честь победы над Наполеоном. Она всецело выпадает из общего архитектурного стиля обители, да и всего города, хотя классицизм (в стиле которого она выполнена) – типичное направление в зодчестве тех времён.

История Ризоположенского монастыря тесно переплетается с именем святой Ефросинии Суздальской (в миру она называлась Феодулией). Когда-то девушка собиралась замуж за князя Фёдора Ярославовича, но тот скончался в день венчания, и Феодулия приняла постриг в монастыре. Своими деяниями, подвижничеством и целительским даром она принесла славу обители, куда стекались паломники из других городов.

Ризоположенский собор

Ризоположенский монастырь закрыли в 1923 г. Колокола сняли и отправили на переплавку. Одно время в главном соборе находилась электростанция, а в Святых воротах – склад горючего.

В 1999-м обитель вернули церкви, и в ней снова забурлила жизнь.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234-1236 гг.)

Этот собор, возведенный в детинце Юрьева по приказу князя Святослава, стал последним большим белокаменным храмом Руси, выстроенным перед нашествием Батыя. Князь лично разрабатывал проект и руководил строительством. И соорудил он «церковь чудну зело, вельми украси ю резным камением от подошвы и до верху», как сказано в летописи. По количеству резьбы по камню, украшавшей наружные стены, он превосходил все соборы древнерусского зодчества.

К сожалению, первоначальный облик храма не дошел до нас даже в зарисовках. В XV в. произошло серьезное обрушение. Великий князь Иван III лично распорядился восстановить церковь. Мастера постарались сохранить первоначальный облик здания. Все уцелевшие резные блоки были собраны и использованы при восстановлении стен. Но из-за отсутствия плана и изображений собора он после восстановления потерял первоначальные пропорции, став более приземистым. Было нарушено и расположение барельефов, которые из-за отсутствия зарисовок вставлялись в стены в произвольном порядке.

Собор еще не раз подвергался перестройкам и реконструкциям. Сегодня это памятник федерального значения, ведутся работы по его восстановлению, так как собор требует серьезной реставрации.

Презентация на тему: » Архитектура Древней Руси Архитектура Древней Руси.» — Транскрипт:

1

Архитектура Древней Руси Архитектура Древней Руси

2

«Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одарённости русского народа». И.Э.Грабарь История возникновения

3

Архитектурный облик Древней Руси

4

Деревянное зодчество

5

Десятинная церковь В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена – византийского царевна Анна, сюда же из Вышгорода перенесли прах княгини Ольги. В 1044 г. Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира Ярополка и Олега Древлянского.

7

Из истории В 1240 г. Софийский собор был разграблен и разрушен воинами Батыя. В гг. митрополит Киприан воссоздал его из руин, после чего он более трех с половиной веков находился в запустении, хотя и продолжал действовать. В 1630 г. Был отреставрирован и при нём основан мужской монастырь. Работы по обновлению храма продолжались до 1740 г., когда он окончательно приобрёл нынешний облик. В соборе, а также на его территории было расположено около 100 захоронений. Могилы Ярослава Мудрого и его жены Ирины сохранились.

8

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме шлемов древнерусских богатырей, центральный символизирует Илью Муромца. Собор Святой Софии. г. Великий Новгород

9

Архитектурные особенности Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм с 13 главами. С трёх сторон он был окружён двухъярусной галереей, а снаружи ещё более широкой одноярусной. Нефы собора заканчивались на востоке пятью алтарными апсидами. Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

10

Успенский собор во Владимире Величественны Храмы на планете. Трудом людей они воздвигнуты в юдоли. Но, человек, запомни- в этом Свете- Все Храмы — суть Творенья Моей Воли. В твоей Вселенной — Я Есть Всё во Всём. Помощниками чада избираю- Талантом, гением всех чад благословляю- Нуждаюсь Я в cо-творчестве твоём.

11

Храм покрова на Нерли …Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства… И. Э. Грабарь

12

Храм Покрова Богородицы « Гордость русского зодчества, гимн красоте и гармонии человека и природы. Одни сравнивают его с парусом, другие уподобляют церковь милой девушке в подвенечном наряде или белой лебеди, голубке. Третьи называют его «поэмой из камня». Нежность, красота, гармония, женское обаяние, грусть и печаль – всё слилось здесь воедино». И.Э Грабарь

13

Успенский собор – главный собор России Первое упоминание в документах об Успенской церкви, сооруженной в конце XVI века каменный Успенский собор Успенский собор, заложено новое здание окончание строительства здания , возведение колокольни собора начало реставрационных работ открытие в здании собора Дома органной и камерной музыки

14

Владимирский с обор Над храмами сверкают купола, Народу возвращаются иконы, И мы идем и отдаем поклоны, Под звон, что издают колокола. Вернулось то, что ждали много лет, Вернулась Вера к русскому народу, Пройдя через гоненья и невзгоды, Заблудшим душам подарила свет.

15

Викторина Назовите архитектора Успенского собора Московского Кремля Аристотель Фиораванти Покрова на Нерли Согласно одному старинному источнику, князь построил храм «на лугу», печалясь о смерти любимого сына Изяслава. О каком храме идет речь?

16

Викторина София Киевская (XI в.) была построена при сыне Владимира. Назовите его имя. Ярослав Мудрый

17

Викторина «Он, словно шлем, надвинул главы И стены выставил, как щит. Он весь – тугая соразмерность, Соотношение высот, Асимметрия, тяжесть, верность И сводов медленный полёт». Архитектурный облик какого собора запечатлён в стихотворении В. А. Рождественского? Собор Святой Софии в Новгороде

18

Викторина «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой». О какой церкви идёт речь? Преображенская церковь в Кижах В Византии Где зародилась архитектура?

Ярлыки

  • 10 класс
    (10)
  • 11 класс
    (2)
  • 7 класс
    (19)
  • 8 класс
    (17)
  • 9 класс
    (15)
  • Альтруизм и эгоизм
    (1)
  • анимационный фильм
    (1)
  • Античность
    (1)
  • архитектура
    (5)
  • Архитектура — композиционная организация пространства
    (1)
  • архитектура Киевской Руси
    (1)
  • архитектура Месопотамии
    (1)
  • Архитектура России 18-20вв
    (1)
  • архитектура ХХ века
    (1)
  • Великий подвиг народа
    (1)
  • виды архитектуры
    (1)
  • Виды дизайна
    (1)
  • Виды и жанры пластических искусств
    (1)
  • виды искусства
    (1)
  • Возрождение
    (3)
  • Воспитание
    (2)
  • выдающиеся мастера кино
    (1)
  • Выдающиеся художники театра
    (1)
  • Выразительные средства архитектуры
    (1)
  • выразительные средства живописи
    (1)
  • выразительные средства музыки
    (1)
  • Вятские Поляны
    (1)
  • Графический дизайн
    (1)
  • Дизайн
    (1)
  • для интерактивной доски
    (1)
  • добро и зло
    (2)
  • Документальный
    (1)
  • дружба
    (1)
  • Жанры живописи
    (1)
  • живопись
    (2)
  • живопись Др.Египта
    (2)
  • Живопись России 18-20 вв
    (1)
  • жизнь человека — высшая нравственная ценность
    (1)
  • Закон об образовании
    (1)
  • Законодательство
    (1)
  • Запуск проектов
    (1)
  • знак
    (1)
  • Золотое правило нравственности
    (1)
  • игровой
    (1)
  • Искусство
    (25)
  • Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
    (1)
  • Исторический жанр в живописи
    (1)
  • Классицизм. Баженов
    (1)
  • Клиповое мышление
    (1)
  • Композиция в дизайне и архитектуре
    (1)
  • Компьютерная графика и ее использование
    (1)
  • конструкция здания
    (1)
  • культура и мораль
    (1)
  • Курс «Учимся беречь энергию»
    (1)
  • Литература нач. ХХ века
    (1)
  • любовь и уважение к Отечеству
    (1)
  • Методика
    (4)
  • Мифология Месопотамии
    (1)
  • Мода и вкус
    (1)
  • Модерн и модернизм
    (1)
  • моральный долг
    (1)
  • Москва
    (1)
  • Московский кремль
    (1)
  • музеи
    (1)
  • музеи России
    (1)
  • нравственные идеалы
    (2)
  • Нравственный поступок
    (1)
  • образ
    (1)
  • образцы нравственности в культуре Отечества
    (1)
  • Основы светской этики
    (31)
  • особенности морали
    (1)
  • ОСЭ
    (28)
  • ОСЭ Добродетель и порок
    (2)
  • Первобытное искусство
    (1)
  • Поколение Z
    (2)
  • Примерная программа
    (1)
  • программа для ВУЗа
    (1)
  • Пространственно- временные виды искусства. Театр
    (1)
  • Рабочая программа по ИЗО
    (1)
  • Рабочая программа по ОСЭ
    (1)
  • Реклама в современном обществе
    (1)
  • Религия Др.Египта
    (1)
  • Ресурсы для образования
    (3)
  • Род и семья
    (1)
  • Роль графики в книгопечатании
    (1)
  • Роль изобразительного искусства в кино и театре
    (1)
  • Россия — наша Родина
    (1)
  • Санкт Петербург
    (2)
  • Свобода и моральный выбор человека
    (1)
  • Свобода и ответственность
    (1)
  • семейные праздники
    (1)
  • Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
    (1)
  • символ
    (1)
  • Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Скульптура Древней Греции
    (1)
  • совесть
    (1)
  • специфика кино
    (1)
  • Специфика полиграфии. Шрифты
    (1)
  • справедливость
    (1)
  • Старые фото
    (4)
  • стили живописного искусства ХХ века
    (1)
  • стили и направления в архитектуре
    (1)
  • Стыд. Вина. Извинение
    (1)
  • Сценография
    (1)
  • театральный костюм
    (1)
  • Телеизображение. Особенности и возможности
    (1)
  • темы и содержание в искусстве
    (1)
  • Теория и история русского искусства
    (1)
  • Толерантность
    (1)
  • Требования к презентации
    (1)
  • урок
    (18)
  • ФГОСт
    (34)
  • фотография
    (2)
  • фотохудожники
    (1)
  • Фреска. Мозаика. Иконопись.
    (1)
  • Художественные промыслы
    (1)
  • Чарли Чаплин
    (1)
  • честь и достоинство
    (1)
  • Что значит быть моральным
    (1)
  • что такое светская этика
    (1)
  • школьная программа
    (31)
  • элементы зданий
    (1)
  • этикет
    (1)
  • Юмор
    (1)

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Белокаменный Кремль в Москве (1366-1367 гг.)

В деревянной Москве пожары не были редкостью. В летописях говорится о страшных бедствиях 1343, 1354 и 1365 гг., когда выгорал едва ли не весь город, в том числе и укрепления дубового Кремля, возведенного при Калите. Возможно, эти пожары возникали не стихийно, а в результате поджогов-диверсий. Поэтому решение князя Дмитрия Донского о постройке каменного Кремля, принятое в начале зимы 1366 г., было продиктовано заботой не столько о красоте города, сколько о его защите. «Toe же зимы повезоша камение к гордоу» из каменоломен подмосковного села Мячкова. К весне 1367 г. запасы камня были достаточны, чтобы начать возведение белокаменной крепости. Кремль строился в очень быстром темпе, без перерывов – «начаша делати безпрестани». К 1368 г. из камня были возведены башни и наиболее уязвимые при нападении части стены. Достройка продолжалась еще много лет, заменялись оставшиеся деревянными участки, наращивались первоначально невысокие стены.

Это был первый на Руси белокаменный Кремль. При постройке его площадь была значительно расширена, периметр стен составлял около 2000 м. В крепости было 8 башен (по некоторым источникам, 9). Для дополнительной защиты ее окружал ров от Неглинной до Москвы-реки. Уже в 1368 г. каменный Кремль защитил город от литовских войск. Надежной защитой он оставался до 1382 г., когда хан Тохтамыш сумел взять Москву штурмом. После ухода Тохтамыша Кремль был восстановлен.

Кроме Кремля, при Дмитрии Донском были возведены и другие великолепные образцы каменного зодчества – каменные храмы в московских монастырях и Подмосковье. Белокаменным Кремль оставался до правления Ивана III, когда по приказу князя поврежденные стены были полностью разобраны. Кремль выстроили заново из кирпича, каким он и сохранился до наших дней.

Технология строительства

Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.

Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.

Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Спасо-Евфимиевский монастырь (изначальное название – Спасо-Преображенский) был построен в качестве крепости князем Борисом Константиновичем в 1352 г. Грандиозными каменными постройками (XVI—XVII веков) обитель обязана меценатам, среди которых были Иван Грозный, князь Василий III, князья Пожарские.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Крепостные стены имеют 1200 м. в длину и снабжены массивными башнями, а также амбразурами и бойницами. Самая «нарядная», с богатым декором — Проездная башня, выложенная из красного кирпича. Все остальные – полукруглые, и вид имеют более сдержанный.

Практически все сооружения, составляющие архитектурный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря обладают потрясающим экстерьером. Центральная фигура здесь — массивный, помпезного вида Спасо-Преображенский собор. Четырёхстолпное трёхапсидное здание венчают пять мощных глав на широких барабанах. Алтарные апсиды имеют гладкие стены и большие полуциркульные окна. По периметру храма растянулся аркатурно-колончатый пояс, а стены его завершаются килевидными закомарами.

Монастырь известен тем, что в стенах его существовала тюрьма, учреждённая Екатериной II. Среди её узников были монах Авель, известный своими предсказаниями о смерти императрицы и других российских государей, лидер мистической скопческой секты Кондратий Селиванов, М. Рудомёткин (лидер секты прыгунов), а также декабрист Ф. Шаховский, в последствии лишившийся разума. Все они здесь погибли. А вот старообрядец (раскольник) Ф. Ковалёв, закопавший заживо больше 20 людей (в частности своих родных), дабы избежать переписи населения, спустя 7 лет вышел на свободу.

В 20-х гг. XX ст. тюрьму превратили в политизолятор, позже в нём организовали специальный лагерь для проверки вернувшихся из немецкого плена. Потом – лагерь для военнопленных, а ещё позже – колонию для несовершеннолетних. Наконец, в 1968 г. Спасо-Евфимиевский монастырь превратился в музей. Сейчас он является частью всемирного наследия ЮНЕСКО.

Зодчество в XIV—XV веках

В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского собора был построен собор Спаса Преображения.

В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII—XIII веков, эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Какие архитектурные сооружения XIV—XVI веков сохранились в местности, где вы живёте? Расскажите о них.

Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433 году немецкие и новгородские мастера построили в кремле Грановитую палату, предназначавшуюся для торжественных приёмов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведён большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало возведение в 1367 году белокаменного Кремля. Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы от Владимира.

Формирование единого государства поставило Москву в особое положение. Она превратилась в столицу Русского государства, в ней размещалась резиденция великого князя всея Руси. Это потребовало соответствующего изменения её облика. Москва становится центром русского зодчества. Сюда приглашались архитекторы из Италии, лучшие мастера со всей Руси. Итальянцы привезли в конце XV века новый строительный материал — кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиораванти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Наиболее величественной постройкой, возвышающейся в самом центре Кремля, был Успенский собор. Замысел этого сооружения принадлежал Ивану III, потребовавшему создать самый внушительный собор на Руси. При этом он предложил Фиораванти взять за образец знаменитый Успенский собор во Владимире. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывало в Руси, кроме Владимирской церкви».

Однако кирпич не полностью вытеснил белый камень, из которого по-прежнему выкладывали фундаменты и вырезали детали для украшений фасадов зданий. Марко Руффо и Пиетро Антонио Солари построили в Кремле Грановитую палату. Снаружи палата была выложена белыми гранёными камнями, от которых и получила своё название. Грановитая палата предназначалась для торжественных приёмов и празднований.

Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, стал символом их могущества, свидетельством успехов московских князей в деле собирания русских земель, освобождения от ордынского владычества.

Благовещенский собор Московского Кремля (1484-1489 гг.)

Первая московская церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы была построена в 1291 г. В конце XIV в. в летописях упоминается уже каменный одноглавый храм, ставший домовой церковью для княжеской семьи. В 1416 г. его разобрали и выстроили собор с тремя куполами, увеличив его площадь. В 1484 г. по указу Ивана III храм вновь был полностью перестроен. Через пять лет был возведен самый маленький из трех соборов центрального Кремля, который и сегодня изумляет своей красотой.

Строительством руководили мастера из Пскова Кривцов и Мышкин. Храм строился из кирпича. Его венчают девять позолоченных куполов. Фасад украшен типичными для псковской школы зодчества полукруглыми нишами и поясками, от московской школы добавлены выразительные кокошники. Окружающие здание крытые галереи-паперти украсили белокаменными столбами с резными розетками.

Особого внимания заслуживает внутреннее убранство. Сюда были перенесены иконы из старого храма, среди которых и работы знаменитого Андрея Рублева. В 1508 г. собор расписали Феодосий, сын знаменитого иконописца Дионисия, и Федор Едикеев, имевший репутацию лучшего художника русских земель. Среди других изображений на стенах появились портреты древнегреческих мудрецов – Платона, Сократа, Аристотеля и других, а также их изречения, близкие к христианскому учению.

Сегодня Благовещенский собор внесен в список объектов всемирного наследия, и совмещает функции действующего храма и музейной экспозиции.

Архитектура Древней Руси

Древнерусское зодчество, развивавшееся на протяжении восьми веков, прошло сложный путь от деревянных построек до монументальных белокаменных храмов. Они служили оплотом и надежным убежищем в трудные исторические эпохи.

Именно древнерусская архитектура была настоящим воплощением мощи государства и его высочайшей духовной культуры.

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой.

Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе.

Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец.

Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу».

«Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы.

Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей.

В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома.

Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: