Средний период развития византийской архитектуры (843-1204)
Осиос Лукас (монастырь преподобного Луки), Греция
Монастырь 10-го века в греческом городе Дистомо (недалеко от Дельфи) и один из лучших примеров византийской архитектуры из так называемого второго золотого века или среднего византийского периода. Это примерно соответствует правлению македонской династии, с середины 9 до начала 11 века.
Этот монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году, прославился по всей империи своим великолепным убранством, включая роскошные мозаики, фрески и мраморные работы. Они, как и план церкви в виде креста в квадрате, были типичны для среднего византийского периода, переживших иконоборчество.
План церквей Осиос Лукас (вверху — церковь Богородицы, внизу — кафоликон)
Строения монастыря: церковь Богородицы, церковь Святого Луки (кафоликон), крипта, трапезная, башня, фотанамма (храм для обогрева монастыря), хозяйственные постройки.
Дафнийский монастырь (Афины, Греция)
Один из шедевров византийской архитектуры Дафнийский монастырь также входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Основная церковь является еще одним ярким примером плана «креста».
План церкви Дафнийского монастыря в Афинах. Джон_М._ Нил. A history of the Holy Eastern Church. P.183.
Нынешний монастырь и церковь построили в 11-м веке на месте более раннего, заброшенного в 7-м и 8-м веках из-за нашествия славян. А тот, в свою очередь, построили на месте древнегреческого храма, посвящённого богу Аполлону Дафнейскому (по-гречески «лавровый»), который был разрушен в конце 4 века.
Главный крестово-купольный храм монастыря является одним из хорошо сохранившихся образцов зодчества эпохи Македонской династии и средне-византийского периода в целом. Большой купол поддерживают 8 колонн, в углах здания расположены часовни
Внимание привлекает декоративная кирпичная кладка оконных проёмов. Впечатляющая мозаика на золотом фоне говорит о новом иконографическом стиле
Во дворе монастыря находятся кельи монахов. Территория обнесена внушительной стеной с башнями и двумя воротами.
Монастырь Дафны, Махаффи Джон Пентленд, 1890 г
Крепость Ангелокастро (замок Ангела), Греция
Расположенный на вершине холма высотой 305 метров на острове Корфу, Греция, замок Ангелокастро был одной из самых важных византийских цитаделей в Ионическом море. Он сыграл ключевую роль в обороне острова и успешно выдержал три осады турок-османов.
Вид на Ангелокастро, возникающий по дороге из деревни Крини. Можно видеть остатки зубчатых стен (на правой стороне) замка, церковь Архангела Михаила на Акрополе (левый верхний угол замка), круглую защитную башню перед главными воротами. By Dr.K. — Own work, CC BY-SA 3.0, Link
Когда его построили, пока точно неизвестно. Называют 13 век, времена правления Михаила I Ангела Комнина Дукаса, основателя и первого правителя Эпирского деспотата от 1205 года. Хотя некоторые датируют его концом 12 века.
Главный вход в замок с барабаном (круглой башней для дополнительной защиты) находится на северной стороне. На западной стороне нет стен, там отвесные скалы. На южной стороне также были небольшие ворота. Напротив главных ворот находились складские помещения. Запас воды для гарнизона хранился в трех подземных резервуарах для воды.
Старая карта Ангелокастро с названием Castello S. Angelo Источник
Доминантой крепостного двора является небольшая часовня, носящая имя Архангела Михаила. На мраморной притолоке входной двери сохранилась выбитая надпись, которая гласит, что часовня была сооружена в 1784 году благодаря Алоизио Реджини, командиру гарнизона. Часовня была построена на руинах раннехристианской трехнефной церкви, от которой сохранилась часть скульптурной балюстрады в виде плиты с византийским крестом.
В западной части крепостного двора при археологических исследованиях были найдены 7 могил, выдолбленных в скале в виде саркофагов. Происхождение этих могил, как и их возраст, пока не установлены. Еще одна небольшая часовня пещерного типа расположена в восточной части крепости Ангелокастро. Часовня названа в честь Святой Кириакии, здесь можно увидеть фрески 18 века, а также келью отшельника, который когда-то проживал здесь, когда крепость была заброшена.
Ссылки
- Раннехристианская архитектура, Университет Питтсбурга (без даты). Взято с сайта pitt.edu
- Раннехристианская архитектура, Классическая история, (без даты). Взято с classichistory.net
- Западная архитектура — римская и раннехристианская, Британская энциклопедия, (без даты). Взято с Britannica.com
- Раннехристианская архитектура и архитектура после Константина, А. Фарбера, 2018 г. Взято с сайта smarthistory.org
- Раннехристианская архитектура, Википедия на английском языке, 2018 г. Взято с wikipedia.org
- Базилика Святого Иоанна Латеранского, Официальный веб-сайт Рима (без даты). Взято с сайта rome.net
- Базилика Санта-Мария-Маджоре, Официальный веб-сайт Рима (без даты). Взято с сайта rome.net
- Базилика Старого Святого Петра, Британская энциклопедия, (без даты). Взято с Britannica.com
черты
Некоторые важные особенности этих пространств могут быть выделены:
-Его появление датируется XVIII в. И считается, что они были построены до XIII в..
-В общих чертах, это был отдельный неф от церкви, чтобы сконцентрировать катехуменов и других верующих, которые не были приняты остальными верующими..
-Существовали два типа нартекса: внутренняя или внешняя, и наружная, последняя также уступила место патио..
-Наружный нартекс использовался как своего рода «проход испытания», чтобы впоследствии стать кладбищем. Что касается внутреннего нартекса, он стал использоваться как место для женщин и других важных фигур общества..
-Подавляющее большинство нартексов были связаны атриумом или внутренними дворами, которые отделяли церкви снаружи.
-Конструкция нартекса претерпела ряд важных изменений, в основном из-за влияния различных архитектурных движений. На самом деле, говорят, что он полностью исчез во время развития готики.
-В настоящее время можно найти некоторые примеры таких сооружений в средневековых аббатствах, таких как расположенные в Клюни и Везелай, или в византийской церкви Сан-Сальвадор в Хоре, Стамбул.
-В соответствии с этимологией его название переводится буквально как «гигантский фенхель», в то время как в современном греческом его значение означает «входное крыльцо в церковь»..
Приёмы строительства.
Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных
проблем. Так, страдающие от постоянных пожаров деревянные перекрытия
были заменены сводчатыми конструкциями. Над главными нефами стали
возводить цилиндрические и крестовые своды, а это потребовало
усиления стеновых опор. Главным достижением романской архитектуры
стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала
направление основных усилий — с помощью подпружных арок и крестовых
сводов — в определенные точки и разделение стены на собственно стену
и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия
достигали наибольшего давления. Подобная конструкция и легла в
основу готического
зодчества.
Разрез и
план типичной романской базилики:
Особенности романского
стиля в архитектуре проявляются в том, что зодчие стремятся основные
вертикальные опоры размещать за пределами наружных стен. Постепенно
этот принцип дифференциации становится обязательным.
Материалом для строительства чаще всего служил известняк, а также
другие породы, которыми была богата окружающая местность: гранит,
мрамор, кирпич и вулканический бут. Процесс укладки был прост:
раствором скреплялись некрупные обтесанные камни. Сухие техники
никогда не применялись. Сами камни могли быть разной длинны и высоты
и тщательно обрабатывались только с лицевой стороны.
Особенности архитектуры романского собора:
●
В основе плана —
раннехристианская базилика, то есть продольная организация
пространства;
●
Увеличение хора
или восточной алтарной части храма;
●
Увеличение высоты
храма;
●
Замена в
крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами;Своды
были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические,
плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры);
●
Тяжёлые своды
требовали мощных стен и колонн;
●
Основной мотив
интерьера — полуциркульные арки.
Отличие
конструкций Романского стиля от более позднего Готического:
Византийский стиль в архитектуре
Сосредоточенная на новой столице Константинополе (современный Стамбул), а не городе Риме и его окрестностях, Византия развивалась как отдельная художественная и культурная единица. Хотя на ранних этапах византийская архитектура стилистически и структурно неотличима от римской.
Можно наблюдать лишь стремление превзойти старый Рим в отношении роскоши и изящества. Мы видим:
- усложнение геометрии зданий;
- более свободное использование классических элементов;
- использование кирпича и штукатурки для декора строений;
- бросающийся в глаза контраст в убранстве интерьеров и экстерьеров сооружений.
Этот стиль распространялся между 4-м и 15-м веками не только на удерживаемых византийцами территориях, но и далеко за пределами имперских границ.
Символы
Добрый пастырьКатакомб Присциллы
Во время гонений на христиан В Римской Империи христианское искусство было обязательно и намеренно скрытым и двусмысленным, с использованием образов, которые были общими с языческой культурой, но имели особое значение для христиан. Самое раннее сохранившееся христианское искусство относится к концу II — началу IV веков на стенах христианских гробниц в катакомбах Рима. Судя по литературным свидетельствам, вполне возможно, что там были панно иконы, которые, как и почти вся классическая живопись, исчезли. Первоначально Иисус был косвенно представлен символами пиктограммы, такими как Ихтис (рыба), павлин, Агнец Божий или якорь ( Лабарум или Чи-Ро были более поздним развитием). Позднее использовались персонифицированные символы, в том числе Иона, чьи три дня во чреве кита предопределяли интервал между смертью и воскресением Иисуса, Даниил в логове льва, или Орфей ‘очаровывая животных. Образ «Доброго Пастыря », безбородого юноши в пасторальных сценах сбора овец, был наиболее распространенным из этих изображений и, вероятно, не воспринимался как портрет исторического Иисуса. Эти изображения имеют некоторое сходство с изображениями фигур куроса в греко-римском искусстве. Примечательно «почти полное отсутствие на христианских памятниках периода гонений равнины, неукрашенного креста », за исключением замаскированной формы якоря. Крест, символизирующий распятие Иисуса на кресте, не был явно представлен в течение нескольких столетий, возможно, потому, что распятие было наказанием для обычных преступников, а также потому, что литературные источники отмечали, что это был символ, признанный как специфически христианский, как крестное знамение было сделано христианами с самого начала.
Популярное представление о том, что христианские катакомбы были «секретными» или что их принадлежность скрывалась, вероятно, ошибочна; катакомбы были крупными коммерческими предприятиями, обычно расположенными недалеко от основных дорог в город, о существовании которых было хорошо известно. Неявный символический характер многих ранних христианских визуальных мотивов мог иметь функцию усмотрения в других контекстах, но на гробницах они, вероятно, отражают отсутствие какого-либо другого репертуара христианской иконографии.
Голубь — символ мир и чистота. Его можно найти с нимбом или с небесным светом. На одном из самых ранних известных тринитарных изображений, «Трон Бога как тринитарный образ» (мраморный рельеф, вырезанный около 400 г. н. Э. В коллекции Фонда прусского культурного наследия), голубь представляет Дух. Он летит над пустым троном, представляющим Бога, на престоле хламида (плащ) и диадема, представляющая Сына. Монограмма Chi-Rho, XP, по-видимому, впервые использованная Константином I, состоит из первых двух символов имени «Христос» на греческом языке.
романский
Эта архитектура стала проявляться в позднем средневековье (с XI по S.XIII) и характеризовалась главным образом сочетанием византийских и раннехристианских компонентов с кельтским и германским стилями..
В отличие от предыдущего стиля, в этом больше внимания уделяется внешнему убранству, чья грубость улучшалась с течением времени. Также основные здания были построены во Франции и Испании.
В этот период нартекс уже был пространством, защищенным парой больших башен — это касается базилик и больших сооружений -. С другой стороны, когда речь шла о местах несовершеннолетних или деревенского стиля, структура была намного проще.
Также важно отметить, что использование нартекса кардинально изменилось, поскольку оно предназначалось для празднования ритуалов или предназначалось для важных деятелей средневекового общества.
исчезновение
С наступлением Готического времени перехода к Ренессансу фигура нартекса полностью исчезла, поскольку место, отведенное для оглашенных, было ликвидировано, и потому что не было необходимости выделять определенное пространство, которое уже стало известно как «Вестибюль» или «крыльцо».
Фактически, в некоторых документах того времени считается, что нартекс является своего рода расширенным портиком и каким-то образом связан с внутренним двориком..
Цветная орнаментация
Византийская школа. — Внутренняя роскошь азиатского жилища выражается в убранстве стен: жители Востока украшают свои жилища коврами, византийцы покрывают стены своих церквей мраморным набором, расписной штукатуркой или мозаикой. Всюду, где только можно укрепить мрамор, — в полу, в стенах, — они применяют его. В плафонах применяется обычно мозаика. При недостатке мрамора или мозаики прибегают к фресковой росписи.
Мы приводим (рис. 24, N) пример цветной мраморной облицовки, покрывающей стены св. Софии; на том же рисунке R — деталь рамы, обрамляющей панно. Часто к кладке цветных плит присоединяется мозаика из мрамора, как это показано на рис. 26.
Облицовка мраморными плитами и мозаичные полы вошли в употребление еще со времен Римской империи; различие наблюдается только в рисунке: в византийскую эпоху он становится более свободным и более извилистым.
Мозаика из стекла, также известная римлянам, получает широкое применение только в IV в.; фон ее, всегда плоскостный, бывает синим или золотым. Никакой другой материал, кроме мрамора, не мог иметь достаточно интенсивного и достаточно глубокого цвета, чтобы гармонировать с тонами эмали и золоченого стекла; поэтому мозаика прекрасно сочетается с мраморной облицовкой. Подобное сочетание мы видим в св. Софии, в церкви св. Виталия и соборе св. Марка, а из архитектурных памятников, выстроенных под византийским влиянием, — в церкви в Монреале и в Королевской капелле в Палермо. Что касается прозрачных украшений, то нам известны только редкие случаи употребления просвечивающих камней для окон.
Независимо от того, выполняется ли декоративное убранство при помощи мозаики или посредством росписи по штукатурке, оно никогда не прибегает к натуралистическим приемам: даже человеческие фигуры передаются простым силуэтом, ярко окрашенным, очерченным четкой, несколько жесткой линией, ясно выделяющейся на расстоянии.
Примечание: Характеристика слишком общая и не передает всей сложности эволюции и всего разнообразия живописных школ Византии.
Мозаика не допускает скользящего света, вызывающего в ней отблески; поэтому она так согласуется с вогнутостью куполов. Мало того, что она легко приспособляется к кривым поверхностям, — только на них она и может выявить свои декоративные качества во всей силе. Яркость эмалевой расцветки объясняет характерные черты византийской скульптуры; так как контраст свел бы на нет оттенки профилировки, последняя упраздняется.
Примечание: Шуази дает односторонне техническое объяснение момента, имеющего идеологический смысл.
Капители с моделированным рельефом в сочетании с мозаикой и мрамором производили бы нечеткое, расплывчатое впечатление; поэтому листва капители имеет резкие линии прожилок, на которые падает свет и которые выделяются на углубленном фоне, как на черном поле. Только такая скульптура могла выдерживать соседство эмали.
Сирийская и армянская школы. — Архитектурные школы, применяющие в строительстве камень, имеют свой собственный способ орнаментировки: у них скульптура снова получает все присущее ей значение, а окраска служит лишь дополнением; облицовка из мрамора и мозаика из стекла если не изгоняются совершенно, то играют второстепенную роль.
В Иерусалиме купола портиков Харама лишены мозаики; камень, из которого они сложены, оставлен на виду, и только скульптурные узоры заменяют эмаль облицовки.
В Армении также оставляется на виду каменная кладка, а раскраска сводится к игре тонов, которая достигается путем чередования рядов белого и серого камня (Ани и др.).
источник
Нартекс был сооружением, возникшим в связи с раннехристианской архитектурой в III веке. В этот период были созданы первые места для встречи практикующих веры, в разгар христианского преследования..
В то время это пространство, внешне похожее на вестибюль, объединяло тех, кто не был принят остальной частью собрания: епископов, прокаженных, евреев и кающихся..
Согласно некоторым специалистам и историческим записям, было два типа нартекса: один из внешних символов, называемый экзонертекс, и другой интерьер, известный как эзонартекс. Они, в свою очередь, были отделены атриумом, местом, служившим для отделения церкви от внешней.
Нартекс и его связь с базиликами:
Точно так же было обычным делом находить фонтан во дворах, чтобы христиане могли мыть руки. Некоторые источники идентифицируют это как первые проявления святых груд воды.
Из-за особенностей этих корпусов их называли «базиликами», номенклатура которых сохраняется и сегодня, за исключением некоторых различий, связанных с тем, что некоторые из пространств, построенных в свое время, изменились с течением времени..
Хотя изначально нартекс был местом для кающихся, его имя как таковое также изменилось и стало называться «вестибюлем» и / или «крыльцом».
Греко-римские влияния
Римляне захватили власть на Греческом полуострове после битвы при Коринфе в 146 году до нашей эры. Это событие оказало большое культурное влияние на Римскую империю.
Многие из греческих построек имели поразительную архитектуру, которую переняли римляне. В частности, греческие колонны стали фундаментальной частью архитектуры Рима.
Эти влияния также были унаследованы раннехристианской архитектурой. Поскольку Римская империя была первой великой цивилизацией, открывшей свои объятия христианству (после подписания Миланского эдикта в 314 году нашей эры), именно там начали строиться первые христианские сооружения.
Присутствие христианства в Римской империи привело к адаптации самого архитектурного стиля к христианским верованиям. Христианство было связано с римлянами на протяжении нескольких веков, и его влияние отмечается на протяжении всей истории религиозного искусства, помимо раннехристианской архитектуры.
Поствизантийская архитектура в православных странах
В Болгарии, России, Румынии, Сербии, Белоруссии, Грузии, Армении, Украине, Македонии и других православных странах архитектура Византии сохранилась и после падения империи. С 16 по 18 века она породила местные поствизантийские архитектурные школы.
В средневековой Болгарии это были Преславская и Тырновская архитектурные школы.В средневековой Сербии: Рашкинская архитектурная школа, Вардарская архитектурная школа и Моравская архитектурная школа.
Архитектура Византии так же достигла замечательных результатов в возведении мостов, дорог, акведуков, резервуаров и крытых многоярусных подземных цистерн для воды и иных целей.
Особенности византийского стиля в архитектуре
- Византийский стиль в архитектуре храмов характеризует план равномерного креста, иногда называемого греческим.
- Отличительной чертой религиозных структур стала комбинация базилики (тип строения прямоугольного плана) и симметричных центральных объёмов (круговых или многоугольных).
- Особенностью является куполообразная крыша.
- Византийские сооружения отличались ощущением парящего пространства и роскошным убранством: мраморные колонны и инкрустация, мозаика на сводах, мозаичные полы и иногда золотые кессонные потолки.
Архитектура Византии распространилась по всему христианскому Востоку, а в некоторых местах, особенно в России (читайте «Архитектура Древней Руси«), она сохранилась после падения Константинополя (1453 г.).
ссылки
- Раннехристианская архитектура. (Н.Д.). В википедии. Получено: 30 сентября 2018 года. В Википедии на es.wikipedia.org.
- Романская архитектура (Н.Д.). В википедии. Получено: 30 сентября 2018 года. В Википедии на es.wikipedia.org.
- Характеристика раннехристианской базилики. (2016). В Масартес. Восстановленные. 30 сентября 2018 года. В Másartes de masartes.portalfree.net.
- Определение нартекса и связанных с ним понятий. (Н.Д.). В словаре архитектуры и строительства. Восстановлено: 30 сентября 2018 года. В словаре архитектуры и строительства parro.com.ar.
- Манджаррес, Хосе. Понятия христианской археологии для использования соборных семинаров. (Н.Д.). В Google Ebooks. Получено: 30 сентября 2018 г. В электронных книгах Google с books.google.com.pe.
- Притвор. (Н.Д.). В Вики ЕС. Получено: 30 сентября 2018 года. В вики ЕС на ec.aciprensa.com.
- Притвор. (Н.Д.). В Иллюстрированном глоссарии архитектурного искусства. Восстановлено: 30 сентября 2018. В Иллюстрированном Глоссарии Архитектурного Искусства glosarioarquitectonico.com.
- Притвор. (Н.Д.). В википедии. Получено: 30 сентября 2018 года. В Википедии на es.wikipedia.org.
Ранний христианин
По мнению некоторых историков, этот этап имел решающее значение для развития первых христианских сооружений. Несмотря на свое рождение в Египте и Сирии, этот тип архитектуры был поглощен Западом.
Некоторые интересные аспекты, которые выделяются в этом отношении, — это наличие религиозных символов на библейских изображениях, которые также выделяются благодаря своей декоративной ценности, дизайн различных залов и помещений для проведения обрядов, а также собрание верующих. ; и, наконец, появление базилик.
В результате вышесказанного важно выделить ряд аспектов:
-Они были прямоугольной формы.
-Пространства были разделены продольно и с помощью колонн.
-Чтобы получить доступ к храму, необходимо было пересечь атриум, а затем добраться до нартекса и, следовательно, других пространств, распределенных в базилике..
-Распределение соответствовало намерению сделать верный взгляд в сторону центральной части, где совершалась литургия.
-Экстерьер был трезвым, а интерьер подчеркивался богатством украшений.
-Они были первыми вольерами, которые предусматривали размещение склепов и мавзолеев для важных религиозных деятелей.
Дизайн и сборка
Христианские базилики, будучи первым архитектурным элементом, разработанным последователями этой религии, лучше всего отражали дизайнерские характеристики этого искусства. Эти базилики изначально отличались большим разнообразием орнаментов. Практически во всех этих конструкциях был коридор прямоугольной формы.
Этот коридор сопровождался другими формами в структуре, которые развивались по мере того, как меньшие церкви начали заменять базилики в качестве основных зданий христианства. В противоположном конце входа в базилики располагалась апсида.
Перед апсидой было принято ставить алтарь так, чтобы он был выше по отношению к положению людей внутри сооружения. Этот тип дизайна был очень распространен в базиликах, используемых христианством, но дизайн был другим в базиликах, используемых с политическими функциями.
Нео-византийская архитектура
Нео-византийская архитектура имела небольшое количество последователей после готического возрождения 19-го века, в результате чего появились такие шедевры, как Вестминстерский собор в Лондоне и в Бристоле примерно с 1850 по 1880 год.
Родственный стиль, известный как Бристольский византийский, был популярен для промышленных зданий. Он объединяет в себе элементы византийского стиля с мавританской архитектурой.
Русско-византийский стиль в архитектуре
Он был широко разработан в России во времена правления Александра II (1818-1881) Григорием Гагариным и его последователями. Они проектировали
- Владимирский собор в Киеве,
- Никольский военно-морской собор в Кронштадте,
- Александро-Невский собор в Софии,
- церковь Святого Марка в Белграде и
- Новоафонский монастырь в Новом Афоне близ Сухуми.
- Крупнейшим нео-византийским проектом 20-го века был Храм Святого Саввы в Белграде.
Фасад Владимирского собора в Киеве. Фото: Petar Milošević — собственная работа, CC BY-SA 4.0, Ссылка
Индивидуальные доказательства
- « преломление хлеба » — это название, обычно используемое в первые дни церкви для воскресных собраний молодой общины, основанных на Тайной вечере Иисуса, которую он праздновал со своими апостолами накануне своей казни и которая рассматривается в церковь как первая святая месса
- Гуго Бранденбург: Раннехристианские церкви в Риме с 4 по 7 век, Регенсбург, 2013, с. 11.
- Арне Эффенбергер: Раннехристианское искусство и культура. От начала до VII века, Мюнхен, 1986, стр. 87 и далее.
- Гуго Бранденбург: Ранние христианские церкви в Риме с 4 по 7 век, Регенсбург, 2013, стр. 11 и далее.
- Ориген: De Oratione 31.5
- Тертуллиан: Adversus Valentinum 2,3
- Порфирий: Adversus Christianos, фрагмент 76
- Гуго Бранденбург: Ранние христианские церкви в Риме с 4 по 7 век, Регенсбург, 2013, с. 13
- Lexicon for Theology and Church (LThK), Фрайбург, 2006 г., том 3, стр. 1146f.
- Фердинанд Бокслер: Так называемые Апостольские конституции и каноны, Кемптен 1874 г., 2-я книга, глава 57
- Йоханнес Г. Декерс: Раннее христианское и византийское искусство. Мюнхен, 2-е издание, 2016 г., стр. 57 и далее.
- Ханс Георг Веренс: Рим — Христианские священные здания с 4 по 9 век — Эйн Вадемекум, Фрайбург, 2-е издание 2017 г., стр. 31f.
- Andreas Tönnesmann: Kleine Kunstgeschichte Roms, Мюнхен 2002, стр 19ff.. (23)
- Арне Эффенбергер: Раннехристианское искусство и культура. С начала до VII века, Мюнхен, 1986, стр. 104 и далее.
- Экхард Бигер: Откройте для себя и испытайте церковный год. Происхождение, значение, обычаи праздничного сезона. St. Benno-Verlag Leipzig, год публикации неизвестен, стр. 8–9.
- Ханс Георг Веренс: Рим — Христианские священные постройки с 4 по 9 век — Эйн Вадемекум, Фрайбург, 2-е издание 2017 г., стр. 67-104
- Йоханнес Г. Декерс: Раннее христианское и византийское искусство. Мюнхен, 2-е издание, 2016 г., стр. 69 и далее.
- Йоханнес Г. Декерс: Раннее христианское и византийское искусство, Мюнхен, 2-е издание, 2016 г., стр. 60.
- Йоханнес Г. Декерс: Раннее христианское и византийское искусство, Мюнхен, 2-е издание, 2016 г., стр. 64
- Йоханнес Г. Декерс: Раннее христианское и византийское искусство, Мюнхен, 2-е издание, 2016 г., стр. 77 и далее.
- Иоахим Поешке: Мозаики в Италии 300-1300, Мюнхен 2009, 9 и далее.
- Ханс Георг Веренс: Рим — Христианские священные здания с 4 по 9 век — Эйн Вадемекум, Фрайбург, 2-е издание 2017 г., стр. 40 и далее.
Скульптура в романской архитектуре.
В начале 12-го столетия начинает
расти роль скульптуры в
архитектуре и в особенности рельефа. На смену языческим
римским образам приходят церковные композиции,
которые олицетворяют сцены из евангельского писания. Романские
соборы украшались монументально-декоративными композициями в виде
рельефных человеческих фигур, расписанных красками.
Как правило, скульптуры использовались для создания целостной
картины экстерьера соборов. Месторасположение рельефов не имело
определенных границ: они могли находиться на западных фасадах
(где располагался главный вход), возле порталов, на капителях
или архивольтах. Угловые фигуры были значительно меньше, чем
скульптуры в центре тимпана (внутренняя часть полукруглой арки,
находящейся над порталом). Во фризах они принимали более приземистую
форму, а на несущих колоннах — удлиненные пропорции.
Каждая область Западной Европы внесла свои художественные вкусы и
традиции в развитие романского стиля. Все зависело от традиций и
условий жизни региона, в котором строилось сооружение. Так,
романские строения Франции отличны от немецких, а немецкие в той же
мере не похожи на испанские.
Романский стиль в архитектуре Франции постепенно приспосабливался к
условиям окружающей действительности. Так чтобы защитить постройки
от постоянных набегов мадьяр, создали огнеустойчивые конструкции;
для размещения большого числа прихожан постепенно перестроили и
переделали внутреннее и внешнее пространство соборов.
Церковь
при бенедиктинском монастыре «Сен-Флибер», построенная в XII в:
В Италии
провинции северной части страны создали свой стиль, отличавшийся
монументальностью. Возник он под влиянием романского стиля Франции,
дворцовой архитектуры Германии и связан с появлением техник
строительства из кирпича.
Архитектура романского стиля североитальянских провинций
характеризуется мощными аркадными фасадами, карликовыми галереями,
расположенными под карнизом, порталами, колоны которых стояли на
скульптурах животных. Примерами таких сооружений являются церковь «Сан-Микеле»
(Падуя), соборы Пармы и Модены XI-XII вв.
Архитекторы Флоренции и Пизы создали самобытный и жизнерадостный
вариант романского стиля. Благодаря тому, что эти области были
богаты мрамором и камнем, почти все конструкции выполнялись именно
из этих надежных материалов. Флорентийский стиль во многом стал
наследником римской архитектуры, и часто соборы были декорированы в
античном стиле.
Развитие
романского стиля в Англии связано с норманнским завоеванием и
распространилось на два типа зданий: замок и церковь.Архитектура романского стиля была быстро освоена англичанами
и ускорила строительную активность в стране. В начале столетия
деревянные башни уже полностью сменились на каменные. Изначально это
были двухэтажные здания, имевшие форму куба. По примеру нормандских
архитекторов, английские зодчие начали использовать сочетание
донжона, рвы и палисады, которые окружали лагеря лучников.
Из Нормандии также было позаимствовано конструирование двухбашенного
фасада западной части здания.
Наиболее
известным из сохранившихся романских построек является
Вестминстерское аббатство. Это сооружение имеет
башню средокрестия, парные башни, расположенные на западе, и три
восточные апсиды.
XI век для Англии ознаменовался строительством множества церковных
сооружений, среди которых значатся Винчестерский, Кентерберийский
соборы, аббатства святого Эдмонда и еще множество других зданий в
романском стиле. Многие из этих построек позднее были
реконструированы и переделаны в
готическом стиле,
но по сохранившимся документам и остаткам древних конструкций можно
представить внушительную монументальность и облик зданий.