Педали для велосипеда и их классификация
Купив велосипед и даже пользуясь им некоторое время, владельцы редко задумываются о замене педалей. Ведь от их конструкции управляемость байка и скорость его передвижения зависят мало. Но на самом деле, педали, предназначенные для конкретного стиля езды — это удобство для велосипедиста и экономное расходование его мускульной энергии.
Более того, если байк используется для экстремальной езды по пересеченной местности или на нем выполняются трюки, то качество и конструкция педалей становятся на первое место.
Широкое разнообразие выпускаемых сегодня моделей, начиная с бесконтактных и до различных вариантов специального назначения, позволяет подобрать их в соответствии с требованиями удобства и безопасности.
Устройство трансмиссии и велосипедных тормозов
Трансмиссия – это то, без чего велосипед не поедет. Достаточно сложный узел, в его состав входит большая часть механизмов:
- каретка;
- ведущие звезды;
- шатуны и педали;
- цепь;
- задние звезды;
- переключатели скоростей и монетки.
Кареточный узел расположен в нижнем стакане рамы, служит соединительным узлом для шатунной пары и передних звезд. Каретка обеспечивает свободное вращение без проворачивания за счет фиксированных подшипников и сквозной оси на них. Разделяется на два типа: с открытыми подшипниками и картриджная, где весь механизм скрыт внутри корпуса.
Шатуны – детали для соединения каретки с педалями. Могут иметь два варианта крепления: шлицевое и квадратное. Двусоставные, или парные, шатуны идут комплектом с передней звездой (звездами на скоростные модели), закрепленными на правом шатуне.
Педали – опоры для ног, через которые усилия передаются на шатуны, каретку и передние звезды. В зависимости от сферы применения различают несколько видов:
- классические, или платформы – ставятся на велосипеды начального уровня, можно использовать любую обувь, зацепление за педали за счет сил трения;
- контактные – со специальные вставками, предназначены только для велообуви, улучшенное сцепление поверхностей;
- экстремальные – для спортивного велосипеда, широкая поверхность, толщина, вставки-фиксаторы;
- педали с ремешками;
- педали-мини.
Задние трансмиссионные звезды скоростного велосипеда крепятся к втулке заднего колеса. На одну переднюю звезду приходится 2-3 задние. Маленькие звезды отвечают за высокие, а большие звезды – за низкие передачи.
Соединительным звеном между передними и задними звездами служит цепь: на велосипеде используется блочная модель Галля. Переброс цепи осуществляется с помощью переключателей, которые управляются манетками на руле. Манетки делятся на два типа – барабанные и рычажные. С переключателями их соединяют приводные тросы.
На синглспиде отсутствуют переключатели, передняя и задняя звезда в единственном экземпляре, цепь короче.
Тормоза – самая важная система, без которой велосипед выкатывать строго запрещено. Современные тормозные системы для велосипедов различных классов:
- ободные – клещи, V-brake;
- дисковые;
- барабанно-втулочные.
Ободные тормоза представляют собой зажимные устройства с колодками, воздействуют на ободья колес, замедляя их вращение. Клещевые модели имеют одно крепление, за счет движения рычага скобы сближаются, а при ослаблении раздвигаются обратно. Клещи ставятся на место закрепления крыльев. Используются как дополнительные тормоза на синглспидах и на шоссейных велосипедах.
V-brake работает по такому же принципу, но скобы находятся в закрепленном состоянии: к вилке для переднего, к перьям – для заднего тормоза. V-brake обладают большей точностью и силой торможения по сравнению с клещевыми.
Дисковый тормоз состоит из закрепленного на втулку диска (тормозная поверхность), калипера и привода – рычага и тросика. На калиперах закрепляются тормозные колодки, которые прижимаются к диску при нажатии ручки. Точность дисков выше, чем у V-brake благодаря большей поверхности торможения, меньшему ходу колодки и независимости от геометрии обода. По типу привода дисковые тормоза делят на механические и гидравлические.
Барабанно-втулочные тормоза порядком устарели, но продолжают активно устанавливаться на дорожные модели. Барабан спрятан в задней втулке и приводится в соприкосновение с колодками нажатием педалей назад. Чтобы втулка не прокручивалась, встроен специальный стопорный механизм. Эффективность торможения низкая в сравнении с ободными и дисковыми аналогами, но для односкоростных дорожников лучшего варианта не придумать.
Как правильно пишется, ударение в слове «велик»
Делаем Карту слов лучше вместе
Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова дисковод (существительное):
Предложения со словом «большой»
Итак, перед вами второе издание книги, значительно дополненное, полностью переработанное, наполненное ещё большим количеством практик и упражнений.
Предложения со словом «великий»
Одновременно и князья власть великого князя над собой принимали от случая к случаю, непрерывно враждуя с ним и между собой.
Цитаты из русской классики со словом «велик»
— Это мой Гритлих объезжает дикую лошадь, которую мне прислали недавно из Нотебурга . Четыре сильные конюха насилу довели ее, а он один управляется с нею. Браво… Браво…
Значение слова «большой»
БОЛЬШО́Й , –а́я, –о́е; бо́льший, бо́льше, бо́лее. 1. Значительный по величине, размерам; противоп. малый, маленький. Большой город. Большая река. Большие глаза. Большая статья. Большая скорость. (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «великий»
ВЕЛИ́КИЙ , –ая, –ое; –ли́к, -а, -о и -а́, -о́, вели́ки и велики́; велича́йший (к 1 и 2 знач.). 1. (кратк. ф. велика́, -о́). Превышающий обычную меру, очень большой; огромный. Величайшее зло. (Малый академический словарь, МАС)
Дополнительно
Значение слова «большой»
БОЛЬШО́Й , –а́я, –о́е; бо́льший, бо́льше, бо́лее. 1. Значительный по величине, размерам; противоп. малый, маленький. Большой город. Большая река. Большие глаза. Большая статья. Большая скорость.
Значение слова «великий»
ВЕЛИ́КИЙ , –ая, –ое; –ли́к, -а, -о и -а́, -о́, вели́ки и велики́; велича́йший (к 1 и 2 знач.). 1. (кратк. ф. велика́, -о́). Превышающий обычную меру, очень большой; огромный. Величайшее зло.
Предложения со словом «большой»
Итак, перед вами второе издание книги, значительно дополненное, полностью переработанное, наполненное ещё большим количеством практик и упражнений.
Хотя основным местом занятий, были курсы бытовой магии, но гораздо большую часть времени я проводила в библиотеке и на частных уроках стихийной магии.
Из-за недостатка исследований и неполноты сбора материала сложно рассчитать их точное количество, но можно с уверенностью сказать, что ещё очень большое количество прекрасных произведений не было обнаружено.
Предложения со словом «великий»
Одновременно и князья власть великого князя над собой принимали от случая к случаю, непрерывно враждуя с ним и между собой.
Никак от дел великих человека тогда не отвлекали проблемы по добыче пищи.
То, что каждый считает своим сокровенным секретом, на самом деле знакомо великому множеству людей.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA
Когда произошел поворотный момент в велосипедном дизайне?
Пенни-фартинг
Только в 1860-х годах велосипед действительно начал развиваться в форме, которую мы используем сегодня.
Французские изобретатели Пьер Лаллеман, Пьер Мишо и Эрнест Мишо работали над созданием велосипедов с педалями.
В первоначальных проектах педаль была прикреплена к переднему колесу, и это были то, что мы знаем как пенни-фартинги. Переднее колесо было значительно больше заднего, и спереди были педали с небольшим сиденьем и рулем. Этот дизайн стал известен как боншейкер («костотряс») из-за его ухабистой езды.
Они действительно стали популярными в 1870–1880-х годах и послужили источником вдохновения для создания велосипедных клубов и проведения соревнований.
В 1884 году англичанин Томас Стивенс отправился в кругосветное путешествие на пенни-фартинге.
Подготовительный этап
Прежде чем начинать текущий ремонт велосипеда, нужно запастись определенными инструментами. Они пригодятся в любом случае и прослужат долгое время. Основные инструменты для обслуживания велосипедов:
- шестигранные ключи разных размеров – их желательно приобретать сразу в наборе;
- гаечные ключи разных размеров – целесообразно купить набор;
- отвертки – понадобятся и крестообразные, и шлицевые;
- плоскогубцы разных размеров;
- пинцет;
- киянка;
- насадки торцевые;
- ножницы;
- хомуты.
Эти инструменты и приспособления должны всегда находиться в наличии, потому что понадобиться они могут в любой момент. Кроме перечисленного, стоит приобрести:
- щетку для чистки велосипедной цепи;
- втулочный ключ;
- выжимка для велосипедной цепи;
- трещоточный ключ;
- спицевой ключ.
К необходимому инструменту для ремонта и обслуживания велосипедов относятся и расходные материалы – они должны быть не только всегда в наличии, но и в достаточном количестве. К расходным материалам в данном случае относятся:
тормозная жидкость;
масло для различных деталей;Обратите внимание: иметь в наличии нужно масло для каждой детали – для вилки, цепи, педалей и так далее.
растворители;
очистители;
гидравлическое масло.
Все эти расходные материалы помогут не только качественно отремонтировать велосипед, но и поддерживать свое транспортное средство практически в идеальном состоянии
Особое внимание нужно уделить смазочным материалом – выбор их на рынке просто огромный, доверять продавцам можно, но с опаской. Чтобы не ошибиться, следует запомнить следующие рекомендации специалистов:
- Любая жидкая смазка (масло И5А, например) подходит только для обработки барабана задней втулки и цепи. У такой смазки есть индивидуальная особенность – она отлично подходит для точечного применения. Но есть и один критический момент – если планируется кататься на велосипеде в холодное время года, то жидкую смазку применять нельзя, так как при минусовых температурах она быстро твердеет и затрудняет работу механизмов.
- Если времени для проведения полноценных ремонтных работ нет, а необходимо срочно смазать цепь и тросики, то можно использовать аэрозольные смазки. Они моментально восстанавливают работу всех шарнирных соединений, в эксплуатации просты – с работой справится даже ребенок.
- Для обработки резьбы и подшипниковых узлов оптимальным вариантом станет использование густой смазки.
Система управления и амортизация
К основному элементу устройства велосипеда относится рулевой узел. Он включает в себя несколько составляющих:
- вилка;
- рулевая колонна;
- вынос;
- рулевая деталь.
Велосипедная вилка служит соединительным узлом для руля и переднего колеса. Устанавливается в передний стакан рамы при помощи штока. Руль вставляется непосредственно внутрь вилки, а колесо закрепляется на ушках ног – дропаутах.
Строение вилки велосипеда: амортизационная (слева) и жесткая (справа)
Для того чтобы вилка могла свободно вращаться при поворотах, внутри стакана устанавливается рулевая колонка. Она состоит из верхней и нижней чашек, подшипников и фиксирующих колец. Чашки могут быть запрессованы или накручиваться на внутреннюю резьбу стакана (на дорогих профессиональных моделях). Подшипники делятся на закрытые промышленные и насыпные шариковые. Кольца надеваются на шток вилки, который фиксируется в рулевой колонке.
Руль велосипеда состоит из горизонтальной изогнутой трубы и вертикального штока. По форме рули разделяют на:
- прямые (для МТБ и гибридов);
- изогнутые вверх (дорожные);
- изогнутые вниз;
- бараны (на шоссейники).
Вертикальный шток руля имеет на конце разводник, который фиксирует трубу в вилке при закручивании гайки.
Вынос – деталь, которая определяет расстояние руля от рамы и крепится к регулировочной трубе. На разных моделях ставятся жесткие и регулируемые выносы. Простые велосипеды дорожного типа выносом не оснащаются. Удаленность руля влияет на посадку: чем он дальше, тем больше велосипедист принимает горизонтальное положение.
Седло зафиксировано в центральной трубе рамы подседельным штырем. Регулировка высоты позволит подобрать оптимальную посадку. Ширина седел различается в зависимости от типа велосипеда: на дорожных моделях они шире, чем у МТБ и шоссейных. Седла могут различаться по форме и длине. Снизу они подпружинены или оснащаются демпферами.
Амортизация – способность гасить колебания и смягчать ударные нагрузки. Традиционно амортизационная система находится в передней вилке, а такие велосипеды носят название хардтейлов.
Амортизация состоит из пружины и демпфера. В зависимости от используемых компонентов, вилки разделяются на несколько типов (пружина/демпфер):
- пружинные (без демпфера);
- пружинно-эластомерные;
- пружинно-масляные;
- воздушно-масляные.
Регулировка параметров вилки: длина хода (Preload), скорость отбоя (Rebound) и блокировка. Вилки без амортизации называются жесткими и ставятся на шоссейные и дорожные модели.
В дополнение к стандартной амортизации, на горные велосипеды устанавливают задний амортизатор, который сглаживает колебания рамы. Велосипеды с двумя амортизаторами называются двухподвесами.
Пройдите тест на знание ПДД для велосипедиста!
Лимит времени:
из 15 заданий окончено
Вопросы:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
Информация
Чтобы иметь возможность получить права, нажмите пожалуйста Далее
Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.
Тест загружается…
Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.
Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:
Результаты
Правильных ответов: из 15
Ваше время:
Время вышло
Вы набрали из баллов ()
Место | Имя | Записано | Баллы | Результат |
---|---|---|---|---|
Таблица загружается | ||||
Нет данных | ||||
Ваш результат был записан в таблицу лидеров
Капча:
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
-
С ответом
-
С отметкой о просмотре
Велосипеды для асфальта
Городской
Городской велосипед
Синонимы: citybike, ситибайк, дорожный велосипед. Классификация велосипедов городского типа довольно обширна. Если коротко, то это байки для поездок на работу и прогулок по парку, Свойства городского велосипеда:
- тяжелый
- комфортный
- есть багажник или корзинка
- передние и задние крылья
- защита цепи
- широкое седло
- одна скорость или планетарная втулка
- ригидная вилка
- вертикальная или почти вертикальная посадка
- подножка
Одним словом, этот вид оптимален для коротких поездок по городу в любую погоду и в любой одежде. Ситибайкам характерна неприхотливость в обслуживании. Данный тип очень распространен во многих странах Европы в качестве основного транспортного средства.
Цены стартуют от 200$
Подробный обзор в статье про городские велосипеды.
Гибрид
Велосипед гибрид
Синонимы: Hybrid, гибрид, кроссовый велосипед. Виды велосипедов настолько богаты своим разнообразием, что понадобилось создать отдельный тип, который перенял в себя свойства горного, шоссейного и городского велосипеда. Формально это упрощенный горный байк, более приспособленный для езды по асфальту.
Более легкие и высокие рамы, вилки с небольшим ходом, тормоза дисковые или V-brake. Колёса 28 дюймов, протектор умеренно агрессивный, чтобы сохранять устойчивость на грунте и хорошо катить по асфальту. Многие дополняют свой велосипед крыльями, багажником, рогами и другими аксессуарами. Кому подойдет такой велосипед? Тем, кто ищет универсальности.
Цены начинаются от 300$
Подробнее о гибридах в нашей статье.
Туринг
Велосипед туринг
Синонимы: Touring, туристический велосипед. Эти типы велосипедов идеальны для туризма по асфальтовым дорогам. Внешне напоминает шоссейный тип за счет руля барана. Однако у туринга есть ряд своих отличий:
- материал рамы сталь, алюминий, хромоль или титан
- багажник с расчетом на большой вес (передний и задний)
- жесткая стальная вилка
- прочные и надежные колеса
- трансмиссия с внедорожным расчетом
- хорошая защита от грязи
- мощная светотехника
Поскольку этот тип велосипеда рассчитан на преодоление больших расстояний с багажом, то в нем надежность важнее веса.
Не так много производителей выпускает туринги, поэтому цены на них большие, начиная от 1000$ и выше.
Складной
Складной велосипед
Также извествен как Folding bike. Отличный вариант для передвижения по городу. За счет небольших колес велосипед легко складывается и его можно взять с собой в офис. Скорость, комфорт и управляемость держатся на среднем уровне из-за компактности.
Накат на таком велосипеде слабоват, но если ваша цель не десятки километров за подход, то это отличный выбор. Цены от 300$ и выше.
Подробнее в нашей статьи про складные велосипеды.
Устройство велосипеда
На первый взгляд устройство велосипеда может показать довольно простым, но это совсем не так. Производство почти всех частей велобайка – это достаточно сложный процесс, с которым может справиться только опытный мастер, поэтому автоматизировать этот процесс почти не удается. Велосипед изобрели почти два века назад, но активно эволюционировать они начали только последние несколько десятков лет.
В этой статье мы поможем Вам разобраться в устройстве велосипеда на примере скоростного спортивного двухподвестного горного велосипеда, т.к. его устройство можно считать самым сложным. Устройство более простых велосипедов отличается отсутствием некоторых частей. В целом весь велосипед можно поделить на несколько систем, которые мы подробнее разберем ниже.
Рама это основной элемент любого байка, к которому крепятся все остальные части велосипеда. Помимо этого на самой раме могут присутствовать универсальные крепления, например для бутылки с водой. Существует огромное количество видов рам и их можно классифицировать по форме, материалу, предназначение и т.д. Подробнее >>>
Сколько скоростей на моем велосипеде?
Начнем изучение велосипедной трансмиссии с самых ее азов, а именно? С количества скоростей. Как определить или подсчитать, сколько скоростей на велосипеде? Эта задачка для первого класса школы велосипедистов. Количество скоростей на байке подсчитать очень легко, для этого достаточно просто умножить количество звездочек сзади, на их количество спереди. Таким образом, если у вас спереди стоит три звезды (некоторые велосипедисты называют этот элемент «чейнринг», суть от этого не меняется), а сзади установлена кассета на 10 звезд, то ваш велосипед обладает 30-ти скоростной трансмиссией. Другими словами мы скажем, что при движении можно использовать каждую из этих десяти задних звездочек в сочетании с каждой из трех передних звезд.
Данный простейший алгоритм подходит для подсчета любых многоскоростных велосипедных передач, например,- спереди 2 звезды, сзади 11, это значит, что у велосипеда 22 скорости, и так далее и т.п..
Зачем нужна многоскоростная трансмиссия на велосипеде?
А зачем вообще нужен такой большой набор звездочек? 30 передач,- не много ли? У легковых машин всего 10-ть и то случаются проблемы. Ответить на этот вопрос можно в двух словах, необходимость в том или ином количестве передач напрямую продиктована стилем самого катания и сферой их спортивного применения. Такой широкий спектр передач позволяет велосипедистам-спортсменам поддерживать удобную скорость педалирования (так называемый каденс – количество оборотов педалей в минуту, которое велосипедист совершает во время езды) независимо от уклона или рельефа местности, то, чего не может дать ни одна односкоростная цепная передача.
Высокая передача, называемая иногда велосипедистами «большой передачей», самая оптимальна при спуске или езде (передвижению) на высоких скоростях. Самая высокая или самая большая передача на велосипеде подбирается, путем совмещения самой большой по размерам передней звезды с самой компактной по количеству зубьев задней звездочкой. К примеру, она (передача) может выражаться соотношением- «53×11».
И также наоборот, сочетание наименьшего размера передней шестеренки с наибольшей по размеру задней звездочкой дает доступ к наименьшей из доступных передач, которая поможет вам не напрягаясь крутить педали даже на очень крутых подъемах.
Давайте сразу проясним такую вещь, а именно, что наличие большого количества передач явно не означает, что велосипед у вас от этого будет быстрее. Динамичнее – безусловно да, быстрее – никак нет! Велосипед с 30-ю или более передачами не является показателем самой машины, предназначеной для того, чтобы побивать рекорды скорости на суше и обходить по скорости велосипед у которого одна передача, и это при условии, что у этих байков используются идентичные передаточные коэффициенты.
Большое количество передач может помочь вам подняться и спуститься с горки, но быстрее от них вы не поедете
Речь здесь конкретно идет о самой эффективности и о наличии гораздо большего и широкого диапазона выбора передач для конкретной ситуации, с которой приходится бороться спортсмену-велосипедисту на трассе или на бездорожье. Точно так же, как и автомобили, велосипеды выигрывают здесь именно в динамике от старта на низкой передаче при разгоне, из положения покоя, или выигрывают при подъеме на крутой холм, при этом многоскоростная трансмиссия позволяет достигнуть максимально возможных скоростей без какого-либо чрезмерного высокого педалирования, поскольку, еще до набора максимальной скорости можно раз за разом переключаться на более высокую передачу.
Продолжая наше сопоставление велосипеда с автомобилем, можно сказать, что использование слишком низкой передачи на высокой скорости обычно приводит к высокому расходу топлива у последнего (автомобиля). То же самое касается и педалирования на велосипеде. Если слишком быстро будете крутить педали, то быстро выдохнетесь. Отсюда только один вывод, – чем больше шестеренок в трансмиссии, тем больше возможности найти нужную передачу под конкретную ситуацию, то есть скорость и каденс для комфортной и эффективной безопасной езды.
В более широком понимании все приводится к тому, что во времена господства 5-ти и 6-ти скоростных кассет диапазон из 12 — 25 зубьев на звездах обычно достигался путем, добавления значительного количества зубьев на каждую последующую заднюю шестеренку, что приводило к резкой смене нагрузок. В таких системах отсутствовала плавность переключения и непрерывность прогрессии. Современные 10-ти и 11-ти скоростные кассеты сегодня решают данную проблему. Поэтому ездить или перемещаться на них на много комфортнее и удобнее. А также, все эти современные системы на много медленнее изнашиваются.
Какие бывают типы передач?
В наши дни существует куча (много) вариантов вело трансмиссий, поэтому подобрать нужную для ваших вело-занятий не составит ни какого труда. Давайте пробежимся по основным типам трансмиссий.
Стандартная двойная
Две звезды спереди сопряжены с 11-ю звездочками сзади. Стандартная двойная схема обычно является предпочтительным выбором для велогонок, предполагая (предлагая) наибольшие звезды спереди, для поддержания высокой скорости движения.
Тройная схема
Получив три ведущие звезды, вы получаете возможность переключаться на малую переднюю звезду. При перекидывании цепи на большую заднюю звездочку вы тем самым получаете — велосипед-вездеход, который способен забираться на очень крутые подъемы.
Компактный
Компактный вариант трансмиссии первого типа. Здесь обе передние звезды уменьшены в размерах. Обычно внутренняя представлена 34-мя — 36-ю зубьями, соответственно внешняя — 48-ю — 50-ю зубцами. Очень популярная сегодня схема в основном для спортсменов-любителей, которая позволяет не снижать каденс даже на крутых подъемах.
Планетарная втулка
Сложный в техническом плане, тяжелый и непростой в обслуживании (впрочем, частой обслуги и не просит) недешевый элемент трансмиссии, больше всего похожий на вариаторную коробку на автомобилях. Переключение происходит без внешних «переклюков» и каких-то других вспомогательных механизмов. На данный момент на рынке существуют, — двух, четырех, семи, восьми, девяти и двенадцати-скоростные планетарные втулки от компаний, SRAM, Shimano и Sturmey-Archer. Есть даже 14-ти ступенчатые «планетарки» от компании Rohloff. Стоимость одной такой втулочки вас неприятно удивит – порядка 90 тыс. рублей.
Подходят скорее для прогулочных велосипедов, чем для велогонок.
Словарь велосипедных терминов
«Чейнринг» (передняя звезда): зубчатое кольцо спереди цепного привода, прикрепленное бонками (заклепками) или болтами к шатуну привода.
Кассета: группа звезд на задней части трансмиссии. Может содержать разное количество звездочек, в основном от 7 до 11, различных размеров (отличаются по диаметру и количеству зубьев). Надеваются на барабан задней втулки.
Блок звезд с трещоткой: еще один термин для блока задних звездочек. Он, на самом деле, относится к более старой технологии, в которой барабан с трещоткой стоят в кассете и, который, в свою очередь, накручивается на ось втулки.
Переключатели: передние и задние переключатели выполняют всю тяжелую работу по перемещению цепи от одной звездочки к другой.
Звездочка: относится к отдельной передаче в кассете/трещотке.
Коэффициент: описывает отношение между звездочками задней кассеты и передними звездами. Например, «53×12», или звездами на кассете (11-25).
t»: сокращение от слова «teeth» — зубы (находятся на звездочке). Используется для обозначения количества зубов на звезде, например – ‘ 23t’.
Эффективное использование велосипедных передач поможет вам легко и безопасно подниматься в гору
Трансмиссия: термин, группирующий в единую систему все движущиеся части, объединяющие шатуны с задним колесом, а, следовательно, приводящаю в движение весь велосипед посредством передних звезд, цепи, кассеты и переключателя.
Каденс (педаляж): скорость вращения педалей за единицу времени, измеряемая количеством оборотов шатунов в минуту.
STI lever: сокращение от «Shimano Total Integration» — это термин, обозначающий дизайн Шимано, совмещающий тормоза и рычаги переключения для шоссейных велосипедов. Иногда термин применяют к переключателям /тормозным рычагам независимо от марки.
Ergo lever: Фирменное название компании Campagnolo, специализирующейся на производстве навесного оборудования для шоссейных велосипедов. Брендовая версия интегрированного переключения передач и тормозных рычагов.
Тормозные ручки
От них зависит комфортность управления торможением велосипеда. Как правило, ручки выбирают от того же производителя, что и тормоза. В особенности, это касается гидравлических тормозов, которые поставляются единой конструкцией вместе с тросиками и ручками.
Бюджетные модели велосипедов оснащены пластиковыми ручками, которые сильно проигрывают по прочности алюминиевым. Неплохой вариант для недорогой модели велобайка – Shimano, с ручками и манетками, объединенными в один корпус. Такие комбинированные устройства удобны, но, если ручка или манетка выйдут из строя, придется менять блочную конструкцию полностью.
Устройство современного велосипеда: разбираемся в нюансах
Модернизация коснулась всего, что нас окружает, в том числе и велосипедов. Мы не будем говорить о модных девайсах и последних фишках, мы рассмотрим, из каких деталей состоит современный велосипед, и расскажем о составных частях, которые в нем должны быть по умолчанию.
Все о главной части велосипеда и ее окружении
Рама в велосипеде выполняет те же функции, что и скелет для человека: на ней все держится. Любую испорченную деталь “железного коня” можно заменить, но только не раму – проще сразу купить новый велосипед. Рама бывает двух типов:
- Открытая отличается изогнутой верхней трубкой рамы, которая располагается близко к нижней. Рама такого типа была изобретена специально для женщин.
- Закрытая – это классический вариант строения: верхняя трубка прямая.
Рамы бывают также из разных материалов: алюминия, стали, карбона, магния, титана, молибдена. Характеристики у каждого из них разные:
Стальные рамы хороши только те, что делаются из хромомолибденовых сплавов – марок CrMo steel, Hi-Ten Steel. Другие марки стали оставляют желать лучшего: они слишком тяжелые и не очень прочные.
Алюминий подкупает своей легкостью – рамы из этого материала широко используются для гоночных велосипедов. Однако алюминий больше подвержен разрушению, к тому же, зачастую внезапному.
Титановым рамам нипочем холод и зной, они не боятся химических веществ, и поэтому считается, что они практически вечные.
Магний – легкий металл, но очень подвержен коррозии: нужно следить, чтобы на нем не появлялись царапины.
Карбоновые рамы – самые легкие, прочные и дорогие
Обратите внимание на то, что сильные точечные удары могут серьезно навредить карбону, так что с ним необходимо обращаться довольно бережно.
Рулевая колонка: подробнее о системе управления
Важные узлы велосипеда, без которых он бы стал неуправляемым – это, разумеется, рулевая колонка. Что же эта система включает в себя?
Система переключения передач: контролируем скорость
Для того, чтобы велосипедные прогулки приносили удовольствие, необходимо научиться контролировать скорость передвижения. Вот основные детали, предусмотренные в конструкции велосипеда для этих целей:
“Система”, с которой работает передний переключатель, состоит из одной, двух или, чаще всего, трех звезд и шатунов, которые являются посредниками между звездами и педалями. Педали бывают контактные (со специальным креплением для велотуфлей) и бесконтактные (для любой обуви). Для контактного педалирования необходим определенный опыт, но зато такой способ положительно сказывается на скорости и технике.
Кассета, “коллега” заднего переключателя, – это набор звездочек в количестве от 6 до 10. Чем больше количество звезд – тем шире возможности велосипедиста, тем доступнее крутые подъемы и спуски.
Еще в основные части велосипеда входит цепь, которая тоже относится к “системе”. Эта деталь требует заботы и тщательного ухода, а менять цепь нужно тогда, когда ее длина значительно увеличится
При покупке стоит обратить внимание на ее цвет: матовые серые – показатель надежности, никелированные – среднего качества, а вот те, что с желтым отливом или черными боковыми пластинами, считаются продуктом низшего сорта
Система торможения: как суметь вовремя остановиться
Как называются детали велосипеда, которые прибавляют нам уверенности даже при быстрой езде? Правильно, тормоза. Какие они бывают?
- На базе тормозного барабана – классический вариант тормозов, практически родом из детства. Для того, чтобы остановиться, велосипедист просто крутит педали в обратную сторону. Знакомо? Только уже практически неактуально.
- Ободные (они же V-brake) – один из двух видов ручных тормозов. В этом случае торможение происходит путем зажима обода колеса.
- Дисковые тормоза, также относящиеся к ручным, имеют перед ободными неоспоримые преимущества: не засоряются, если ездить по грязи, и действуют гораздо более плавно. Дисковые тормоза бывают механические и гидравлические, в первом случае усилие передается с помощью тросика, во втором – благодаря специальной жидкостной системе.
Система амортизации: все о том, как сгладить неровности
Описание деталей велосипеда не обходится без того, чтобы упомянуть в нем амортизаторы. Система амортизации включает в себя:
Амортизация велосипеда
Амортизация велосипедов может быть только переднего колеса или двух вместе. Старые велосипеды могу быть вообще без амортизации, как мой Ардис (2005г).
Амортизация переднего колеса
Переднее колесо сглаживает неровности дорог за счет вилки, на которую оно и устанавливается.
По принципу амортизации (механизму), вилки делятся на:
Стальную пружину. Внутри вилки установлены сжатые пружины.
Эластомер. Внутри вилки находится пружина, в которой установлен резиновый прут. Его сжатие и разжатие и производит амортизацию колеса.
Масло. Внутри вилки установлено специальное масляное устройство, которое регулирует скорость сжатия/разжатия вилки.
Воздух. Внутри вилки установлена специальная герметичная емкость с поршнем, наполненная газом. Когда вилка сжимается, поршень опускается до определенного уровня, после чего сжатый газ при послаблении отталкивает его назад, и вилка выравнивается. Принцип схож на эксперимент с обычным насосом, если кто делал: у насоса оттягивается ручка, ниппель закрывается пальцем, и ручку пытаешься закрыть в исходное положение, при этом, до конца это сделать невозможно, если конечно ниппель закрыт плотно, но если ручку после сжатия отпустить, она быстро оттянется назад.
В велосипедах среднего и дорогого сегмента устанавливаются вилки с воздушным и масляным амортизаторами.
Существуют также гибриды амортизации вилок: пружинно-масляные, воздушно-масляные и т.д., но это уже другая история.
Ход амортизации вилки
Амортизационные вилки имеют ход. Чем он выше, тем комфортнее можно проехать на серьезных бездорожьях.
Как правило, ход амортизации вилки составляет 80-200 мм. Причем, разница в цене по этому значению может отличаться в несколько раз.
Амортизация заднего колеса
Амортизация заднего колеса происходит за счет подвески рамы. Я об это уже говорил, что существуют двухподвесные велосипеды, которые и рассчитаны для амортизации. См. пункт «Тип рамы».