Архитектура древней руси: кратко и со вкусом

Реформы церкви в 17 веке

Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.

У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.

Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.

Суть реформ патриарха Никона

Первое, на что была направлена деятельность новоявленного патриарха, — это редакция духовной литературы, которую нужно было согласовать с греческими канонами. Что касается даты церковного раскола, то ее относят к 1653 году, когда начали вводиться изменения в богослужебные каноны. Отсюда и пошло противостояние патриарха Никона и его приверженцев со сторонниками старых обрядов.

Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:

  1. Двуперстное знамение заменено на троеперстное. Больше всего нареканий у противников реформ вызвало именно данное нововведение. Они считали, что совершаемое новым способом крестное знамение несет в себе неуважение к Всевышнему, так как из трех пальцев формировался так называемый кукиш Богу.
  2. Вместо «Исус» стали писать «Иисус».
  3. Число просфор при совершении литургии было сокращено.
  4. Во время богослужения нужно было совершать поясные поклоны, а не земные.
  5. При совершении крестного хода требовалось двигаться против солнца.
  6. Вместо двух «Аллилуйя» в церковном пении стали повторять этот возглас три раза.

Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.

Традиционные церковные конструкции

Это список Русская кладка церковных типов поскольку они эволюционировали от приземистых византийских моделей XI века и приобрели ярко выраженную тенденцию к вертикали.

Тип Характеристики Время и место Примеры
Византийские церкви на опорах
Церкви с более шести пирсов Восемь или десять крестообразных, восьмиугольных или круглых опор поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. Основные церкви Киевская Русь, 11 век
Церкви с шесть пирсов Шесть крестообразных, восьмиугольных или круглых опор поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. Три внутренние ниши очерчены тремя пилястрами на северном и южном фасадах. Все главные соборы,11-18 веков
Церкви с четыре пирса Четыре крестообразных, восьмиугольных или круглых опоры поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. В результате с каждой стороны здания трехсторонний фасад. Наиболее распространенная аранжировка, 11-18 вв.
Церкви с два пирса Две крестообразные, восьмиугольные или круглые опоры поддерживают крышу с одним, тремя или пятью куполами. В результате нет четкой связи между внутренними нишами и дизайном фасада. Соборы и церкви в провинциальных городах XVI-XVIII вв.
Эволюция четырехсекционных церквей
Фронтальные церкви Либо трилистник с остроконечными фронтонами, либо зубчатый карниз под куполом. Новгород и Псков, 12-16 вв.
Башенные церкви Подъем на полукруглые или остроконечные фронтоны (закомары), кульминацией которого является удлиненный цилиндр под куполом, создает вертикальную тягу, которая усиливается за счет сужающейся формы пилястр и вертикального расположения апсид, крыльцов и часовен. Полоцк, Смоленск, Чернигов, конец 12 — начало 13 века; Владимир-Суздаль и Москва до 15 века
Колокольняцеркви Венчает церковь колокольня с несколькими рядами изогнутых каркасные арки (кокошники ) служит визуальным переходом между ними. Москва, 15 и 16 века
Шатровые церкви
Шатровые церкви на столбах Венчает здание церкви скатная коническая («шатровая») крыша. По всей России, с 1530-х до 1650-х гг.
Многоквартирные церкви В обетная церковь состоит из нескольких взаимосвязанных часовни покрытые столбовидными и / или шатровыми крышами. Москва и Старица, середина 16 века; невероятно редкий
Церкви с шатровыми куполами Церковь имеет два или более купола в форме сужающихся башен. По всей России с 1620-х по 1650-е гг.
Комбинации луковичных куполов и шатровых крыш Древняя четырехэтажная церковь на возвышении с пятью большими луковые купола окружен закрытой галереей, ведущей к нескольким часовням, крыльцам и колокольням различных форм и размеров. Ярославль и Верхнее Поволжье, 1640–1680 гг.
Церкви без опор
Псковприходские церкви Маленькие однокупольные остроконечные церкви без орнамента. У них часто есть закрытая галерея, ведущая к крыльцу, и простой колокольня. Псков, 14-17 веков
Годуновский стильцеркви Кубовидная церковь без опор увенчана пирамидой лопатообразной формы. каркасные арки (кокошники ) ведущая к одиночному куполу Москва, 1590–1640 гг.
Корабельныйприходские церкви Кубовидная, обычно пятиглавая церковь без опор и пирамида кокошники соединена крытой галереей (трапезная или же вестибюль ) к палатке колокольня (нос) над западным крыльцом. Москва, с 1650-х гг.
Круглые церкви
Ротонды церкви Церкви бывают круглыми, полукруглыми или эллиптическими в плане. Единичные образцы 12-17 веков; невероятно редкий
Восьмиугольные колокольни Невысокая кубическая церковь окружена несколькими часовнями и увенчана последовательностью уменьшающиеся восьмиугольные формы, с верхним ярусом колокольни Москва и Московская область; 1680–1710 гг.(видеть Нарышкинское барокко )
Восьмиугольные колонные церкви «восьмиугольник на кубе «церковь превращается в богато украшенную церковную башню, которая не имеет ничего общего с византийской архитектурной традицией.(видеть Меншикова башня ) Москва и Московская область; 1690–1720 гг.

1.Памятники архитектуры Древней Руси

1.986-996 Десятинаая церковь ( Успения Богородицы) в Киеве. Владимир Святой.
2.1019-1026 Золотые ворота в Киеве Ярослав Мудрый
3.1037 Собор Святой Софии в Киеве. Ярослав Мудрый.
4.1045-1050 Собор Святой Софии в Новгороде Ярослав Мудрый
5. 1129 Георгиевский собор во Владимире Юрий Долгорукий
6.1158-1161 Успенский собор  во Владимире Андрей Боголюбский
7.1164 Золотые ворота во Владимире Андрей Боголюбский
8.1165 Церковь Покрова -на-Нерли Андрей Боголюбский
9.1194-1197 Дмитровский собор во Владимире Всеволод Большое Гнездо.
10. 1198 Церковь Спаса на Нередице. Новгород Ярослав Владимирович.

Десятинная церковь  в Киеве

(Церковь Успения Пресвятой Богородицы)Реконструкция Н.Холостенко.

Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г. 

Разрушена  в 1240 во время набега Батыя.

По легенде она рухнула под весом народа, набившегося в неё и спасавшегося от монголов.

Основатель: Владимир Святой.Построена  греческими зодчими.

Золотые ворота в Киеве

Построены Ярославом Мудрым в 1019-1026 в честь победы над печенегами.Построен из плинфы- широкого обожжённого кирпича, применяемого в строительстве в Византии и на Руси в 10-13вв.

Название получили от Золотых ворот в Константинополе.Предназначались для церемониального въезда

В 1982 году в честь 15000-летия Киева ворота полностью реконструировали.   

Софийский собор в Киеве

Собор построен в центре Киева в 1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами. 

Крестово-купольный храм.Построен византийскими и киевскими мастерами. 

В 1740г перереконструирован. Первоначальный вид утрачен. Построен в стиле украинского барокко.Является всемирным наследством ЮНЕСКО.

Софийский собор в Новгороде

Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.

Крестово-купольный храм.

В 1929 г. закрыт, открыт снова только в 1991  и освящён лично патриархом

Алексием 2.

Георгиевский собор во Владимире.

Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий.

В 18 и 19 вв. храм пристраивался.

Находится во Владимире недалеко от Золотых ворот.

Успенский собор во Владимире

Собор построен  Андреем Боголюбским в 1158-1161 г.

До возвышения Москвы был главным храмом Владимиро- Суздальского княжества.

Фрески Успенского собора писал Андрей Рублёв.

В 1185-1189 храм значительно расширен Всеволодом  Большое Гнездо.

Золотые ворота во Владимире

Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским. 

Это были самые парадные ворота в 12-13 веках.

Является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли

Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве.

Это первый храм, посвящённый празднику Покрова Богородицы.

Памятник внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 Дмитриевский собор во Владимире

Собор построен в 1194 г. Всеволодом Большое Гнездо.

Впервые в русской архитектуре появляется обильная скульптурная декорация, храм кажется ажурным.

Церковь Спаса на Нередице (Новгород)

Церковь была построена в Новгороде в 1198 внуком Владимира Мономаха – Ярославом Владимировичем.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Архитектура Древней Руси по областям

В каждой области Древней Руси архитектура развивалась по индивидуальному сценарию.

Новгородская архитектура

Новгородская архитектурная школа начала свое формирование в середине 11 века. Ее отличительные черты – отсутствие излишних декоративных элементов, простота, монументальность. Новгородский Софийский собор, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и церковь Уверения Фомы на Мячине отличаются тяжеловесностью форм.

Максимальная влиятельность Новгородской республики пришлась на вторую половину 14 века. Тогда же был отмечен расцвет зодчества на этой территории. Самым ярким представителем архитектуры этого периода является православный храм церковь Федора Стратилата на Ручью. Это одноглавая четырехстолпная постройка кубического типа.

Наиболее близкой к новгородской архитектуре была архитектура псковская. При этом постройки в Пскове имели свои отличительные черты.

Киевская архитектура

Сразу после крещения Руси князь Владимир старался укрепить свое единовластие. На месте языческих капищ начали сооружаться деревянные церкви. Каменные храмы воздвигались с помощью византийских мастеров.

Дальнейшее развитие каменному зодчеству дал Ярослав Мудрый. При его правлении был построен Софийский собор, первоначально представлявший собой пятинефный крестово-купольный храм. Стоительством занимались киевские и византийские зодчие. Позднее, в 18 веке, храм был перестроен в стиле украинского барокко.

Владимиро суздальская архитектура

Владимиро-Суздальское зодчество обладает уникальными особенностями. Оно не просто продолжает традиции византийской архитектуры, но и дополняет их западноевропейскими идеями.

Европейская каменная техника была использована еще при Юрии Долгоруком. Самые известные белокаменные постройки того времени – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Владимиро-Суздальская архитектура продолжила активно развиваться и при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Памятники архитектуры этого периода – Золотые ворота, Успенский собор во Владимире и Церковь Покрова на Нерли.

Пик Владимиро-Суздальского зодчества пришелся на 12 век, времена правления Всеволода Большого Гнезда. Им был возведен Дмитриевский собор, шедевр белокаменной резьбы.

Нашествие Батыя на Русь в середине 13 века положило конец белокаменному зодчеству на этих землях.

Архитектура Московского княжества

Архитектура на территории Московского княжества начала активно развиваться в период его превращения в политический центр государства. Московские зодчие переняли традиции Владимиро-Суздальского княжества, и уже к концу 15 века сформировалась собственная московская архитектурная школа.

Во времена правления великого князя Московского Ивана III Васильевича архитектура пережила сильный подъем, связанный с политическими и экономическими успехами княжества. Тогда был построены следующие памятники архитектуры:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Грановитая палата в Кремле.

В начале 16 века были возведены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Можайске и Серпухове.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

Поделиться ссылкой

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Крещение Руси

Официальная история Русской Церкви берет своё начало в 988 году, когда по решению князя Владимира Русь приняла крещение по греческому образцу. Это событие описывается в Повести временных лет. Это самая ранняя из дошедших до нас летописей, которая датируется 12 веком. В ней описывается красивая легенда о том, почему Владимир выбрал именно греческий вариант христианства. Согласно ей, к князю приходили послы от разных религий: мусульмане, иудеи, посланники Папы Римского и византийцы. Мусульманам Владимир отказал из-за запрета на вино, иудеям, так как они не имели собственного государства, посланникам Папы из-за давней вражды, а вот рассказ посла из Византии произвёл на князя впечатление. Позже Владимир отправил посланников, чтобы посмотреть на обряды каждой из религий, но лишь византийские произвели на них впечатление.

Говорить о том, что это, скорее всего, не более чем легенда нам позволяют выводы современных историков. Вероятно, выбор религии был обусловлен политическими факторами. Во-первых, славяне имели давние связи с Византией. Во-вторых, в 10 веке эта страна была одной из самых могущественных в военном и культурном плане, и объединение с ней на религиозной основе было очень выгодно для молодой Киевской Руси.

Первые пять столетий Русская церковь не имела самостоятельности и подчинялась константинопольскому патриарху, которой назначал главу Русской церкви (митрополита) из числа греков. Эта ситуация изменилась в 1051 году, когда князь Ярослав Мудрый добился того, чтобы главой впервые стал русский – митрополит Иларион.

Практически сразу после официального распространения христианства, на Руси основываются монастыри, которые становятся центрами духовной и культурной жизни. В них пишутся летописи и книги, создаются иконы. Один из самых известных монастырей — Киево-Печерская лавра, был основан в 1051 году и до сих пор остаётся одной их важнейших православных святынь.

До 13 века резиденцией митрополита был Киев, однако, ввиду его упадка после нашествия Золотой Орды, в 1299 году резиденция была перенесена в город Владимир, а позже, в 1325 году, в Москву.

Последним митрополитом, которого назначал Константинополь был грек Исидор (1436 год). Он был сторонником т.н. Унии – объединения римской и византийской церквей. Однако, в самой Византии это начинание поддержали только патриарх и император. В конечном итоге сближения церквей не состоялось. Так произошло окончательное их разделение, и становление католичества и православия как разных ветвей христианства.

Значение крещения Киевской Руси

Потребовалось несколько столетий для укрепления христианской веры, однако язычество не ослабляло своего влияния, что способствовало возникновению двоеверия. Люди и в церкви молились, и праздники языческие продолжали отмечать. Так Рождество слилось с праздником Коляды, а Великий Пост с масленицей.

Получив земли, Церковь организовывала свои хозяйства и в основном монастыри, их возглавляли игумены. В монастырях соблюдались определенные правила: уход от всего земного, обет безбрачия.

Крещение киевской Руси было очень важным для укрепления институтов государственной власти и для социальной жизни древнерусского народа, это выражалось в следующем:

  1. Церковь, укрепив свои экономические отношения, начала принимать участие и в политической жизни, она выступала за единство Руси и боролась с междоусобицами;
  2. Стали создаваться школы при церквях. Было положено начало бурному развитию церковного искусства: иконописи, составлению летописей;
  3. Князья поручали церквям судопроизводственные семейные и религиозные дела;
  4. Церковь способствовала распространению грамотности и развитию православной культуры, признав языческие праздники веселья Коляды и Масленицы бесовскими.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Монастыри и храмы

Как и прочие памятники архитектуры того периода, ранние монастыри и храмы были созданы из древесины. Лишь в конце X века появляются первые каменные религиозные постройки. Архитектура Киевской Руси развивалась под влиянием византийского стиля, что обусловлено тесными экономическими и культурными связями двух государств, а также общей религией. Изначально для постройки подобных сооружений приглашались греческие мастера, однако древнерусский стиль имеет свои уникальные, отличные от византийской архитектуры, черты.

Десятинная церковь

Древнейший русский каменный православный храм был построен сразу после принятия Русью православия. Построена Десятинная церковь была под руководством князя Владимира Святого в Киевском детинце в 989-996 годах. Название происходит от введенного князем налога – церковной десятины. Дело в том, что одна десятая часть доходов налогоплательщиков шла на содержание этого храма.

Это классический представитель крестово-купольного храма. Всего куполов было пять, дополненных различными башенками. Внутренняя отделка храма состояла из мрамора. Церковь была разрушена в 1240 году во время взятия Киева монголами.

Расцвет древнерусского каменного строительства пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Софийский собор в Киеве

Величайшее творение древнерусской архитектуры, не знавшее аналога даже в самой Византии. Расположился главный православный храм Древней Руси в Киеве на месте победы над печенегами в 1036 году. Строительство продолжалось с 1037 по 1040 гг.

Собор дошел до наших дней, но его современный внешний вид сильно отличается от первоначального облика. Дело в том, что в конце XVII века здание пострадало от пожара, и позднее было восстановлено при Петре I. Собор был перестроен в стиле украинского барокко. Изначально постройка больше напоминала знаменитый собор Святой Софии в Константинополе (также утративший свой первоначальный внешний облик).

Это был пятинефный храм с 13-ю куполами, символизировавшими Христа и 12 апостолов. С двух сторон располагались открытые балконы, а на каменных сводах купола были уложены свинцовые листы.

Ярослав Мудрый при постройке Софийского собора руководствовался тем, что недавно крещеная огромная страна нуждается в таком же грандиозном главном храме. Кроме этого им были заложены Софийские соборы в Полоцке и Новгороде

Второму стоит уделить особое внимание

Софийский собор в Новгороде

Этот памятник архитектуры дошел до современности почти в неизмененном виде, много веков являлся центром православной жизни Великого Новгорода.

Как и собор в Киеве, представляет собой пятинефный храм, но уже с пятью центральными куполами и одним, венчающим лестничную башню. Главным отличием от храмов, расположенных в южных землях Киевской Руси, для него характеры купола, выполненные в форме древнерусских шлемов.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра

Монастырь был заложен еще в середине XI века, а наиболее запоминающаяся ее часть – Успенский собор – построен в 1073 – 1089 гг. Именно он долгие годы являлся образцом для строительства православных храмов на всей огромной территории Древней Руси.

Широкие и высокие нефы, образующие крест, задавали общий тон внешнему облику храма – столь же величественному и монументальному. Венчал собор один купол.

В конце XI века монастырь перенес нападение половцев, после чего был восстановлен и дополнен каменной трапезой вместе с церковью. Наиболее масштабному разорению он подвергся в XIII веке в ходе монгольского нашествия, после чего надолго пришел в запустение. Позже был перестроен в стиле украинского барокко. По тому же образу он был восстановлен после разрушения в ходе Великой Отечественной Войны.

Православные или правоверные?

Старый христианский крест

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка — христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писалась никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. В общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет принятия религии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианской культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: