Культура древней руси ix-xiii веков

Введение.

Во второй половине 12 в. произошел окончательный распад Киевского государства. Возник ряд феодальных княжеств, оспаривавших друг у друга первенство. Прогрессивное значение этого периода заключается в росте ряда местных очагов культуры. Вместе с тем, несмотря на княжеские раздоры и постоянные междоусобные войны, народ живо ощущал свою общность.

Древнерусское искусство в ряде политических и культурных центров, где самостоятельно развивались живопись, архитектура, прикладное искусство, обладало многими общими чертами. Больше того, искусство отдельных областей подчас гораздо более ярко, чем это было в 11 в., утверждало единство художественной культуры. Не случайно именно во второй половине 12 в. возникло самое замечательное литературное произведение Древней Руси — «Слово о полку Игореве», в котором общерусские общественные, эстетические и нравственные идеалы выражены в глубоко поэтических формах.

Искусству Новгорода принадлежит одно из почетных мест в культуре Руси второй половины 12 — начала 13 в. Оно претерпело серьезные изменения после восстания 1136 г., в результате которого Новгород превратился в богатую и сильную республику во главе с Советом господ, состоявшим из наиболее именитых бояр и богатых купцов. Власть князя была ограничена: он не имел права владеть новгородскими землями и полностью зависел от веча. Немаловажную роль играли в Новгороде ремесленники, противостоявшие боярству; они существенно влияли на политику Новгорода, на его культуру и искусство. Со временем стала независимой новгородская церковь. Архиепископа избирали новгородцы из местного духовенства, и лишь для рукоположения он отправлялся к митрополиту в Киев. Своеобразие общественной жизни Новгорода определило демократичность его культуры и искусства.

Причины начала политической раздробленности Руси

Период политической раздробленности Древнерусского государства начался после Любечского съезда в 1097 году, в ходе которого князья договорились об упразднении лествичного права. Это система наследования, при которой наследником князя становится старший родственник в династии, а не его дети. Впрочем, лествичное право и само по себе провоцировало междоусобицы, но его отмена подтолкнула князей к ним ещё сильнее – насдедниками князей стали становиться их сыновья, что опять-таки стало одной из причин междоусобиц. Впрочем, одним лишь этим обстоятельством список причин начала политической раздробленности на Руси не ограничивается.

Причины начала политической раздробленности Руси в таблице

  • Развитие городов. До 12 века Киев был безусловным центром Древнерусского государства, но по мере освоения новых земель и укрепления городов некоторые из них стали становиться новыми центрами, в особенности Владимир и Галич.
  • Укрепление боярства. Местная аристократия (то есть бояре) были больше заинтересованы в поддержании «своего» князя, чем в поддержании далёкого от них Киева.
  • Господство натурального хозяйства. Это одна из основных причин начала политической раздробленности Руси, так как разные её регионы не имели достаточно прочных хозяйственных связей, что вело к их обособленности друг от друга.
  • Вышеупомянутая лествичная система наследования, а также её отмена на Любечском съезде в 1097 году.
  • Ослабление Киева. Он в своё время окреп во многом благодаря тому, что по нему проходил торговый путь из варяг в греки, но в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь, центр всей европейской торговли, и торговые потоки переместились в Венецию. Путь из варяг в греки пришёл в упадок, что значительно ослабило Киев.
  • Экономический рост Древнерусского государства. Он тоже стал одной из причин политической раздробленности Руси, так как экономическое благополучие отдельных регионов вело к укреплению их независимости.
  • Устранение половецкой угрозы. Набеги половцев вынуждали русских князей объединяться, но после того, как понесшие несколько тяжёлых поражений половцы откочевали подальше от Руси, необходимость в военных союзах снизилась, и князья стали проявлять больше независимости и самостоятельности.
Культура Вавилона кратко. Особенности, достижения, религия, характеристика.
7 великих просветителей Европы

Влияние золотоордынского ига на культуру Древней Руси

Нашествие Батыя на Русь и установление монголо-татарского ига негативно отразилось на развитии страны. Присутствие татар оказало негативное влияние на культуру Древней Руси. Повсеместно прекратилось строительство храмов, имеющиеся деревянные и даже каменные здания были разрушены. В огне пожаров погибли прекраснейшие творения русских и зарубежных иконописцев, ценные книги. Лучших мастеров пленили и увели в рабство, многие ремесла были надолго позабыты. Прекратили свое существования библиотеки, перестали работать школы, больше не писалось летописей.

Для восстановления утраченных ценностей не хватало средств и грамотных людей. Передававшиеся ранее от отца к сыну секреты мастерства были навсегда утрачены, прервались целые династии искусных каменщиков, резчиков по дереву, мозаичных дел мастеров. Культурные связи с европейскими государствами были разрушены. Такового было влияние орды на культуру Руси.

Таким образом, русская культура в XII-XIII вв. переживает период подъема. Строятся новые каменные храмы и замки, развивается фресковая живопись, появляются красивейшие скульптурные композиции. Основной темой литературных произведений становится объединение русских земель. После нашествия монголов происходит упадок культуры, исчезают многие направления в искусстве. Последствия негативного влияния ига на культуру Руси проявлялись спустя столетия после освобождения.

Вариант 2

1. Укажите, что из перечисленного ниже относится к особенностям культуры Древней Руси.

1) определяющее влияние на формирование культуры оказал кочевой образ жизни
2) переплетение христианских и народно-языческих традиций в культуре
3) грамотность большинства населения
4) высокий уровень развития портретной живописи

2. «Повесть временных лет» в Древней Руси — это

1) сборник законов Древнерусского государства
2) первая древнерусская летопись
3) название международного договора Руси и Византии
4) сборник церковных текстов

3. Укажите название литературного жанра, произведения которого представляют собой проповедь, речь, содержащую в себе наставления о жизни.

1) летопись
2) поучение
3) былина
4) послание

4. Прочтите отрывок из текста и укажите литературный жанр, к которому он относится.

«Как поехал Святогор нынь тут на горушку,
Увидал-то его да Илья Муромец,
Видит — едет богатырь да свет великий же,
Голова-то его в облак-тучу подпирается,
И наехал тут Илья на добра молодца,
И ударил Святогора своей палицей.
Святогор-то его взял да ведь за честны кудри
И положил в карман да Илью Муромца».

1) летопись
2) поучение
3) былина
4) послание

5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Укажите, к какому виду письменных документов относится данное изображение.

1) берестяная грамота
2) пергаментный свиток
3) глиняная табличка
4) бумажный документ

6. Укажите архитектурный памятник, построенный в годы правления Владимира I .

1) Десятинная церковь
2) Софийский собор в Киеве
3) Софийский собор в Новгороде
4) Золотые ворота в Киеве

7. Как назывались изображения, рисунки или надписи выцарапанные, написанные на стенах

1) плинфа
2) граффити
3) береста
4) зернь

8. Укажите имя былинного богатыря(-ей).

1) Евпатий Коловрат
2) Илья Муромец
3) Филипп Нянька
4) Кирилл и Мефодий

9. Десятинную церковь в Киеве построили из

1) глины
2) известняка
3) мрамора
4) плинфы

10. Укажите архитектурный памятник, который был сооружён раньше других.

1) Золотые ворота в Киеве
2) Софийский собор в Киеве
3) Софийский собор в Новгороде
4) Десятинная церковь

11. Установите соответствие между терминами и определениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Термины

A) миниатюра
Б) мозаика
B) фреска

Определения

1) узор из мелких золотых или серебряных зёрен, которые напаивались на металлическую пластинку
2) небольшой рисунок или заставка, выполненная в красках в старинных рукописях и книгах
3) изображение или узор из мелких кусочков цветного непрозрачного стекла или камешков
4) картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке

12. Сравните особенности быта и традиций знати и простых горожан в Древней Руси. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различия.

1) жилищем служили многоярусные хоромы, увенчанные башенками и теремами
2) сохранение некоторых языческих традиций
3) обувью служили лапти из коры липы
4) по праздникам женщины украшали голову кокошником

Черты сходства Черты различия
 

13. Прочтите описание храма, данное Н.И. Костомаровым, и ответьте на вопросы.

«Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе… В первоначальном своём виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня… На северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками внизу и вверху на южной и северной сторонах. Алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над срединой церкви, а четыре по хорам. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозаикой, а прочие стены — стенною живописью. Снаружи церковь была обведена папертью, из которой на двух сторонах — южной и северной — шли две витые лестницы на хоры».

1) В каких городах Древней Руси были построены храмы Святой Софии?

2) С именем какого древнерусского князя связано их строительство?

Ответы на тест по истории России Культура и быт русских земель в IX-XIII вв. 6 классВариант 1
1-1
2-2
3-2
4-1
5-3
6-2
7-4
8-4
9-2
10-3
11-124
12-1234
13.
1) Поучение Владимира Мономаха
2) Владимир Мономах.Вариант 2
1-2
2-2
3-2
4-3
5-1
6-1
7-2
8-2
9-4
10-4
11-234
12-2413
13.
1) Киев, Новгород
2) Ярослав Мудрый

Зодчество

Зодчество 12-13 веков отличается от архитектуры более раннего периода менее масштабными зданиями, простотой, но то же время и красотой форм, простой отделкой. Наиболее известные архитектурные школы – Новгородская и Владимиро-Суздальская – привнесли существенный вклад в русскую культуру.

Архитектурные сооружения, относящиеся к Новгородской архитектурной школе, характеризуются строгостью форм и лаконизмом. Наиболее яркими примерами новгородского зодчества являются Георгиевский собор, церковь Спаса на Нередице, собор Антониева монастыря.

Произведения Владимиро-Суздальской школы — это парадные белокаменные храмы, богато украшенные каменной резьбой. К ним относятся Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли.

Культура региона

В период 1160−2030 годов расцветала культура. Летописи подчеркивают величие города Владимира и его особую значимость. Города активно застраивались. Самобытная архитектура до сих пор поражает взоры туристов, в строительстве широкое применение получили белый камень и известняк. В годы княжества Боголюбского и Всеволода во Владимире появились многочисленные храмы, в том числе Успенский собор, где хранились религиозные святыни, известны также Дмитриевский собор и уникальный архитектурный памятник Церковь Покрова на Нерли. Изящные фрески Успенского и Дмитриевского соборов радовали прихожан.

После того как был возведен Успенский собор, во Владимире появилась своя летопись с одобрения Всеволода Большое Гнездо. В 1185 году владимирские летописцы объединили отдельные записи в единый летописный свод, в котором возвеличивали город Владимир и его предводителей.

С именами Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого связано крещение Руси.

Особенности культурного развития

Раздробленность, оказавшая значительное негативное влияние на политическое устройство русских княжеств, развитию культуры Руси не помешала. Появляются новые ремесленные центры, зарождаются местные культурные традиции. Основными центрами культуры Руси 13 века становятся Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме и Галич.

В культуре нижегородских и псковских земель явственно проявляется влияние вече, бояр и городской жизни. Ремесленные изделия, созданные во Владимире и Суздале, отличает пышность и величие. Целью их было прославление власти князя. Главными особенностями развития культуры Руси рассматриваемого периода являются:

  1. Преобладание в культуре Киевской Руси религиозного мировоззрения. Издается в основном церковная литература. Книги переводятся с греческого языка, хранятся они при церквях и монастырях. Церковные праздники свято соблюдаются.
  2. Появление в культуре Древней Руси новых примет и традиций.
  3. Ознакомление с европейским научным опытом и развитие собственных представлений о природе окружающих вещей.
  4. Возникновение новых литературных стилей.

Период феодальной раздробленности становится временем расцвета самобытной русской культуры на Руси.

Литература

В начале 12 века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором пишется знаменитая «Повесть временных лет», в которой описываются становление русского государства, первые его князья, а также отношения с другими народами. После распада Руси на независимые княжества формируется удельное летописание.

Особое место занимает проповедническая литература: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, произведения Климента Смолятича и Кирилла Туровского.

Нельзя не упомянуть о «Слове о полку Игореве», написанном неизвестным автором. Поэма описывает неудачный поход Игоря Новгород-Северского против половцев в 1185 году.

3.Прикладное искусство.

 Русские ювелиры XII – начала XIII в. придерживались тех же приемов, что и мастера Киевской Руси. Памятников художественного ремесла XII – начала XIII в. сохранилось много. Это и украшения (колты, серьги, бляшки, диадемы, кресты, браслеты, пряжки), и оклады икон и книг, и дорогие сосуды и блюда, и произведения резчиков по камню, дереву, кости, и многие другие вещи. XII – начало XIII в. – это время расцвета искусства «малых форм».

Древнерусский женский головной убор с рясами и колтами.

На территории Древнего Изяславля (городище у села Городище Шепетовского района Хмельницкой области Украины) было сделано немало уникальных исторических находок — как отдельных предметов, так и целых комплексов ювелирных украшений. Благодаря этому перед нами предстает срез материальной культуры населения Юго-Западной Руси второй половины XII – первой половины XIII вв.

Среди украшений на этом городище наиболее частой находкой являются дротовые перстневидные кольца, загнутые в полтора оборота. Половина рассмотренных в статье комплексов содержала только эти изделия. Достаточно много серебряных колтов и трехбусинных серег или височных колец. По всей видимости, большая часть найденных украшений была произведена на месте.

О местном производстве колтов свидетельствуют как их стандартизированная форма, так и находки на памятнике разнообразного ювелирного инструментария, в том числе и металлической матрицы для тиснения щитка подобного украшения.

Древнерусская женщина в уборе с колтами и трехбусинными кольцами, XII век.

В археологической литературе металлические височные подвески, крепившиеся к головному убору или повязке-очелью, и служившие для подвешивания колтов или самостоятельными головными подвесками, называют, как правило, рясами. В письменной традиции присутствует несколько иной термин «ряса»/«рясы».

Рясы и золотые колты с перегородчатой эмалью, XII в. / Киев, Десятинная церковь.

Это название зафиксировано уже в древнерусских письменных источниках XII–XIII вв. Словарь В. Даля дает достаточно подробное толкование термина «ряса». Согласно этому словарю основной круг значений – подвеска, низка, обильная гроздь. И. И. Срезневcкий знает это слово в значении «бахрома». Он приводит цитаты из Козьмы Индикоплова и Георгия Амартола. В первом случае описание более подробное: «рясы пришвены и по между их златы клаколты». Интересно, что, по мнению М. Фасмера, слово «рясно – украшение, ожерелье» произведено от слова «ряса».

Серебряные колты и рясны из клада женских украшений XII века, найденного на территории Украины.

Серебряный ажурный колт с чернью, 12 век.

Общественный строй

Форма правления княжества была феодальной. Тут впервые появилось такое сословие, как мелкие феодалы (дети боярские). Здесь же в XII веке возникла категория «дворяне». Духовенство господствовало как класс. Управление осуществлялось по церковным уставам.

Даже после покорения Руси монголо-татарскими полчищами осталась неизмененной структура православной церкви. Привилегии церкви подтверждали золотоордынские ярлыки. Древнейший был выдан ханом Менгу-Темиром (1266−1267 гг.). Он давал гарантии неприкосновенности богослужения и веры. Вассалами духовенства были бояре, боярские дети и дворяне, они несли также воинскую повинность.

Население государства в большинстве своем состояло из селян, которые звались сиротами и христианами, позднее — крестьянами. В их обязанности входило обязательное внесение оброка феодалам.

Во главе городов стояли наместники, а в селах — волостные. Они осуществляли суд в своих землях, при этом частенько стремились к личному обогащению за счет местных жителей.

Особенности культуры 12-го в

Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в. процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.

Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными — предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.

Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.

Культура древнерусских земель XII-XV веков

Развитие культуры происходило на основании объединения русских земель вокруг Москвы. Влияние на это развитие оказала ликвидация последствий ордынского нашествия.

Литература

В древнерусской литературе поднимались вопросы, касающиеся патриотизма, христианских ценностей, религиозного мировоззрения, историзма, традиционализма.

До нашествия монголов в литературе существовало только три направления:

  • летопись;
  • дворянская публицистика;
  • слово.

Первая светская проповедь – поучение Владимира Мономаха. Поучение было написано в последние годы жизни Владимира. Он оставил его как завещание своим детям. Произведение Мономаха призывает быть добрыми, честными, помогать нуждающимся и почитать стариков. Важную роль князь уделяет образованию, которое должно быть основано на христианских заповедях.

Другие знаменитые произведения до монгольского нашествия:

  1. «Слово о полку Игореве». В произведении описывается поход Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Автор неизвестен.
  2. «Моление Даниила Заточника». В нём автор обращается к Ярославу Всеволодовичу и просит избавить от нищеты.

После монголо-татарского ига большинство произведений посвящались борьбе с ордынцами, например, «Задонщина», «Повесть о разорении Рязани Батыем». Популярны были жития и летописи, например, «Житие Александра Невского». В 1408 году завершилось написание Троицкой летописи.

С 1468 года по 1474 год писалось первое русское сочинение, описывающее путешествие. Его автор – купец Афанасий Никитин. Произведение называется «Хождение за три моря». Оно стало памятником светской литературы. Основная часть сочинения описывает Индию. Также в произведении присутствует лирические отступления и факты о биографии автора.

Живопись

Главным направлением в живописи была иконопись. Другие направления:

  • фресковая роспись – рисунок, который выполнялся на сырой штукатурке;
  • мозаика – картинка, собранная из небольших частей, в качестве которых использовались цветные камни или мрамор;
  • миниатюра – картинка в текстах.

Самые знаменитые живописцы XIII-XV веков:

  • Феофан Грек – знаменитый иконописец. Именно он является автором иконы «Богоматерь Донская». Помимо иконописи занимался монументальными фресковыми росписями и миниатюрами. Пример росписи – Московская церковь Рождества Богородицы.
  • Андрей Рублёв – мастер московской школы, в которой обучали иконописи, книжной и монументальной живописи. В XV веке был канонизирован Русской Православной церковью в лике преподобных. Примеры работ – икона Троица, которая знаменита не только в русском, но и в мировом искусстве, иконы Звенигородского собора, Троицкого Собора в Троице-Сергиевой лавре, а также фресковая роспись Успенского собора во Владимире.

Слава этих деятелей культуры не померкла даже сейчас.

Архитектура

Архитектура Руси в разных землях и княжествах была схожа. Преобладало белокаменное строение. Самые знаменитые строения Владимиро-Суздальского княжества:

  1. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.
  2. Успенский собор во Владимире. Строили собор немецкие мастера. Их отправил король Германии Фридрих I Барбаросса. Немецкий король дружил с князем Андреем Боголюбским, которому принадлежала идея строительства Собора.
  3. Церковь Покрова на Нерли. Была построена в память об Изяславе Андреевиче, погибшем сыне Андрея Боголюбского.

Здания, построенные в Новгородском княжестве:

  1. Церковь Федора Стратилата на ручью. заложена по указу посадника Семёна Андреевича.
  2. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Стены церкви украшал Феофан Грек, прибывший из Константинополя.

В Московском княжестве с 1366 года по 1367 год проводилась замена стен Московского Кремля. Вместо деревянных стен возводились белокаменные.

Смотрите также:

  • Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики
  • Монгольское завоевание. Образование монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада
  • Москва как центр объединения русских земель. Политика московских князей. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества
  • Восстановление экономики русских земель. Колонизация Северо-Восточной Руси. Формы землевладения и категории населения. Русский город

Удельная система в XII – начале XIII в

К середине XII в. Древнерусское государство распалось на княжества-земли. В истории раздробленности выделяются два этапа, разделенных монголо-татарским нашествием 1230–1240-х гг. на земли Восточной Европы. Начало этого процесса определяется исследователями по-разному. Наиболее аргументированным представляется мнение, что тенденция к раздробленности отчетливо проявляется с середины XI в., когда после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) Киевская Русь была разделена между его сыновьями на обособленные владения – уделы. Старший из Ярославичей – Изяслав – получил Киевскую и Новгородскую земли, Святослав – Черниговскую, Северскую, Муромо-Рязанскую земли и Тмутаракань. Всеволод, кроме Переяславской земли, получил Ростово-Суздальскую, включавшую северо-восток Руси до Белоозера и Сухоны. Смоленская земля досталась Вячеславу, а Галицко-Волынская – Игорю. Несколько обособленной была Полоцкая земля, которой владел внук Владимира Всеслав Брячиславич, активно боровшийся с Ярославичами за самостоятельность. Это деление подвергалось неоднократному пересмотру, а в рамках сложившихся территорий стали формироваться еще более мелкие уделы. Феодальная раздробленность фиксируется решениями нескольких съездов князей, основным из которых был Любечский съезд 1097 г., который установил «кождо да держить отчину свою», признав тем самым самостоятельность владений. Лишь при Владимире Мономахе (1113–1125) и Мстиславе Владимировиче (1125–1132) на время удается восстановить главенство киевского князя над всеми русскими землями, но затем раздробленность окончательно возобладала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: