Культура древней руси

Живопись и архитектура

В XVIII веке в России стала складываться система жанров в живописи: портретная, пейзажная, историческая. Художник Владимир Боровиковский впервые стали рисовать портреты с пейзажным фоном. К XVIII веку относятся портреты Федота Шубина, Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и крепостного художника Ивана Аргунова.

В Российской архитектуре XVIII преобладали два стиля: барокко и классицизм. Строительство каменных построек шло в Сибири (Троицкий собор в Тюмени и церкви в других городах), на Урале (Невьянская башня) и в разных городах европейской части страны. Больше всего красивых построек было возведено в Петербурге и окрестностях. К самым известным относятся:

  • Зимний дворец по проекту Растрелли;
  • здания Петропавловского собора и 12 коллегий по проекту Доминико Трезини;
  • дворец Александра Меншикова;
  • Михайловский замок в конце века в царствование Павла I.

Самые главные достижения российской культуры XVIII века можно представить в таблице:

Архитектура Архитектурный ансамбль центральной части Петербурга, путевые дворцы Екатерины II
Скульптура Медный всадник в Петербурге
Литература Творчество Фонвизина, Ломоносова и поэзия Державина
Живопись Картины Боровиковского, Левицкого, Рокотова
Театр Театр Волкова в Ярославле и в Петербурге
Образование Открытие Академии наук, первого университета и первого учебного заведения для женщин

Рис. 3. Живопись России XVIII века.

Взаимоотношения религий

В течение веков меняется положение этнических групп и значение структур иерархии. Определенную роль играют социальные обстоятельства и культурные факторы.

Большинство народов в своей среде является религиозно единым:

  • православные — русские, украинцы, греки, румыны, мордвы, якуты;
  • мусульмане — узбеки, казахи, таджики, дагестанцы;
  • лютеране — шведы и финны;
  • ламаисты — калмыки.

В среде некоторых народов произошел раскол на религиозной почве. Например, белорусы исповедовали католицизм, униатство, латыши поделились на лютеран, католиков и православных. Волжские татары приняли православие (6,5%), остальные были исламского вероисповедания. Небольшие группы пантеистических культовых поклонников также входили в состав населения.

Принципы терпимости к иноверцам были провозглашены и закреплены в законе в 1832 году. Их осуществление происходило в единстве с правилами ведения национальной политики. Правила веротерпимости исполняются на утилитарной основе по отношению к диаспорам и этническим группировкам, а также союзам и религиозным сообществам. Вероисповедание рассматривается государством в качестве отличительной черты наций, какие населяют РФ.

Во время обустройства новых земель и их административного определения правительство и местные власти сохраняют сложившиеся исторические структуры. Краевые полиэтнические общества, в свою очередь, сохраняют модель и статус взаимоотношений с центральной федеральной властью.

Сравнительная таблица

Чтобы окончательно разобраться в терминологии, можно проанализировать сходства и отличия, представленные в таблице:

Нация Национальность
Общие признаки
В английском языке термины считаются синонимами.
Нация может включать одну национальность – это, в большей степени, характерно для моноэтнических государств.
В России люди почти всех национальностей причисляют себя к единой государственной нации – российской.
Отличия
Представляет собой политическую общность людей. В русском языке означает этническую принадлежность.
В России трактуется как наднациональная общность, которая выступает одним из критериев идентичности. В России понимают как критерий культурно-языковой идентичности.

Что такое национальная культура

Общее понятие национальной культуры гласит, что это совокупность духовных и материальных ценностей каждой отдельной нации. Как правило, эти ценности формируются веками под воздействием социальных факторов, природной среды обитания и условий жизни конкретного региона (рисунок 1).

Рисунок 1. Национальную культуру определяет огромное количество факторов

Определение национальной культуры касается и ее проявлений: в традициях, моральных нормах и установках, духовных ценностях и даже стереотипах определенного народа.

При этом национальную культуру ни в коем случае нельзя назвать изолированной. Скорее наоборот, ее формирование неразрывно связано с традициями соседних народов, которые, оказывая влияние на обычаи других этносов, стимулируют развитие национальной культуры. В культурологии также считается, что народ, проживающий изолированно, отличается весьма бедными традициями, в сравнении с этносами, которые постоянно взаимодействуют с соседними народностями.

Язык и литература как ценности народа

Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа – это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык – народ».

Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства – это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.

А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания. В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.

Студенческие традиции в России

Студенты – отдельное общество, имеющее свои традиции, обычаи. К самым распространенным студенческим традициям в России можно отнести:

  1. Посвящение в студенты. Обычай появился много лет назад. Все началось с того, что второкурсники после очередной сессии почувствовали себя настоящими «профи» и решили обучать уму-разуму зеленых первокурсников. Этот обычай закрепился, и теперь начало нового учебного года не обходится без посвящения в студенты. Сначала мероприятия проводятся в пределах учебного заведения, после чего студенты продолжают празднование в развлекательных и танцевальных заведениях.
  2. Экватор. Это праздник, когда половина учебы осталась позади. Его обычно отмечают после первой сессии 3-го курса или перед переходом на 4-й курс.
  3. День студента. Выпадает на Татьянин день. Этот праздник настолько распространен, что его вполне можно отнести к государственным. Хоть это и не выходной день, но многие студенты не против пропустить пары и повеселиться, а преподаватели идут им на уступки и делают поблажки.

Отдельно стоит сказать о ритуалах, направленных на привлечение удачи во время сессии и защиты диплома. В качестве примеров можно привести:

  • Не мыть голову перед экзаменом.
  • Прокричать в окно «Халява приди».
  • Положить в обувь под пятку пятак.
  • Не подстригать волосы во время сдачи экзаменов.
  • Поругать студента перед экзаменом.

К тому же у каждого университета и специальности могут быть свои традиции.

Российские писатели

Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:

  • «Свои люди – сочтёмся»;
  • «Бесприданница».

Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.

Николай Гоголь – знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.

Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.

Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.

Живопись

В. М. Васнецов. «Богатыри». Масло. 1881—1898.

И. Е. Репин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Масло. 1880—1891.

М. А. Врубель. «Демон сидящий». Масло. 1890.

Первые реалистические портреты появляются в России в XVII веке, в середине — конце XVIII века в России появляются такие крупные живописцы, какЛевицкий и Боровиковский.

Русская живопись с того времени следовала общемировым тенденциям. Выдающиеся художники первой половины XIX века: Кипренский, Брюллов,Иванов («Явление Христа народу»).

Во второй половине XIX века произошёл расцвет реалистической живописи. Было основано творческое объединение российских художников «Товарищество передвижных художественных выставок» («Передвижники»), в которое входили такие великие художники, какВаснецов, Крамской, Шишкин, Куинджи, Суриков, Репин, Саврасов.

На рубеже XIX—XX веков действовало объединение «Мир искусства». Его членами или близкими к движению художниками были Михаил Александрович Врубель, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин, Николай Константинович Рерих, Исаак Ильич Левитан.

История культуры и искусства России (XVIII в. — начало XX в.)

Период Императорской России — время представления ее нового обличья. С эпохи петровских преобразований Русская культура тяготеет к европейской, находится под ее влиянием, но остается самобытной. Исполинская евразийская цивилизация публична для Запада и Востока, но сохраняет независимость. Эту эпоху можно разделить на три временных отрезка.

  1. История культуры  XVIII века

Это время радикальных  реформ. Со времен принятия христианства Россия поворачивается к Западу по воле правителя второй раз. Культурные метаморфозы при правлении Петра I так же противоречивы и сложны, как и нововведения князя Владимира.

Петровское перемещение к Европе продолжили его наследники. Все это столетие стало периодом глубоких преобразований, коснувшихся разных сторон. Главной особенностью было овладение результатами и завоеваниями европейской культуры, большей частью посредством образования. Перемены происходили под натиском верхов и изнутри, так как предпосылки к ним уже созрели в предыдущем столетии. Такие черты, как реалистичность индивидуальность, рациональность, теперь облачились в европейский наряд.

Стремительность реформ привела к неравномерной их ассимиляции в разных слоях общества. Между европеизированными верхами и погрязшими в «трясину азиатчины» низами возник раскол. Кроме разобщенности по социальным мерилам, в это время образовалась трещина между культурой этнической и национальной. В будущем старания многих людей будут направлены на преодоление этого разрыва.

  1. История культуры  XIX  века

Это период культурного синтеза своих начал и почерпнутых в Европе знаний. Их слияние дало толчок к дальнейшему развитию. Это столетие называют русским Золотым веком. Огромный перечень имен, открытий, замыслов, достижений, гениальных творений позволяет сказать, что в этот период Россия сыграла значительную роль  в истории мировой культуры. Тогда наиболее ярко проявилась ее индивидуальность, были заданы первостепенные вопросы и даны решения проблем. Это период поиска культурной общности и духовности.

  1. Главное о Серебряном веке

Рубеж XIX -XX веков в истории России называют ее Ренессансом. Несмотря на кратковременность, его можно выделить в отдельный тип. Переломный ход времени подарил этой эпохе свободу, активную смену курса и тенденций. На страну нахлынула лавина свежих представлений, идей, суждений, парадигм, которые имели противоречивую направленность. Творческая жизнь стала интенсивной. Возникали и множились союзы, объединения, кружки, вовлекая в себя большое число новых членов.

В диалоге разных культур меняется и направленность: это не просто ретроспективное изучение, а стремление приобщиться и постигнуть, погрузившись в самые недра. Слияние разных видов искусств, мировоззрений, тяготение к единству – было одной из важных черт этого времени. Но период не был монолитным, в нем существовало множество несовместимых идей, разнонаправленных перемещений, демонстрирующих градус свободомыслия.

Общая информация

Наиболее значительное влияние на культурную жизнь народов, проживавших на территории России, оказывала религия. Для людей того времени православие составляло основу их жизни. Появлявшиеся в XVI столетии произведения искусства отражали происходящие события и нравы тех лет.

В архитектуре наблюдался период активного возведения крепостей, храмов и соборов. Однако главной особенностью русской культуры 16 века является многонациональность страны. Все обычаи и традиции различных народов, проживающих на территории государства, не могли не повлиять на процесс развития литературы, живописи и т. д.

В те времена границы России существенно изменились. В первую очередь речь идет об освобождении от монголо-татарского ига. Кроме того, в XVI столетии на политической карте мира появилось новое государство — Российское царство. К этому времени многочисленные самостоятельные княжества были объединены. Территория страны расширилась благодаря присоединению новых регионов.

В те времена население Российского царства составляло около 9 миллионов человек. Наиболее заселенными землями были центральные и северо-западные регионы. В Москве проживало порядка 100 000 человек. Столица была самым крупным городом. Численность населения остальных населенных пунктов не превышала 8 тыс. человек.

Кроме столицы наиболее развитыми были следующие города:

  • Великий Устюг;
  • Ярославль;
  • Вологда;
  • Новгород.

Основные черты национального характера нации

Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.

Одна из самых весомых черт – это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.

Еще одна важная черта в характере россиян – это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.

Способы сохранения национальной культуры

Процесс развития любой национальной культуры нельзя назвать простым, причем ее сохранение сопряжено с определенными проблемами. С одной стороны, представители любой культуры стремятся сохранить свои характерные традиции, символику и другие черты, характерные для определенного этноса. С другой – такая культура со временем отбрасывает некоторые стереотипы и элементы, считающиеся устаревшими в современном мире

В данном случае важно придерживаться «золотой» середины: не забывать о своих корнях под влиянием глобализации и популяризации, одновременно соответствуя требованиям современного мира

На самом деле, защита любой национальной культуры – не выдумка, а вполне выполнимая задача

Учитывая основные ее составляющие, важно защищать такие важные для любой культуры качества, как язык, традиции и моральные качества. При этом сохранение и возрождение возможно лишь в том случае, если представители данной культуры будут считать ее по-настоящему важной

В современном мире глобализации воспрос сохранение национальной идентично стоит очень остро. С одной стороны люди совершают различные миргации и переселения. Переезжая на новое место, в другую страну они максимально ассимелируются в новых условиях. При этом посольства и диаспоры плотно работают над тем, чтобы эмигранты имели возможность сохранить свою национальную идентификацию и передать её своим детям.

Среди способов сохранения стоит выделить несколько вариантов. Во-первых, руководству страны следует внедрить такую систему образования, которая будет задавать общее культурологическое направление ценностей. В результате отдельно взятые представители будут полноценно функционировать в обществе и самостоятельно оценивать степень влияния других культур.

Во-вторых, если первое условие были реализовано оптимально, глобализация лишь обогатит культуру, а не приведет к ее растворению. При этом контроль за влияние глобальных веяний все же должен находиться у государственных властей.

Поделиться

  • 60

11.05.2022
34 029

Малые народы России и их традиции

С развитием цивилизации наблюдается активная ассимиляция представителей различных культур. Многие народности постепенно исчезают с земли, а некоторые остались в далеком прошлом. Малые народы стараются сохранять свои традиции, передавая их из поколения в поколение. Благодаря им можно узнать много чего интересного и познавательного из жизни коренных жителей страны.

Малые народы России и их традиции сейчас практически никому неизвестны. По официальным сведениям, на территории страны проживает около 50 коренных народов, насчитывающих чуть больше 45 тыс. человек. На грани исчезновения находятся северные жители, что объясняется тяжелыми трудовыми условиями и суровым климатом. К самым малочисленным народам относят:

  1. Негидальцы. Родиной считается Хабаровский край. Главные занятия – рыболовство и охота. Их насчитывается чуть более 500 человек, из которых только 70 считаются полноценными носителями языка.
  2. Алеуты. 480 представителей проживают в Камчатском крае. На алеутском языке разговаривает всего 40 человек. Об их традициях и особенностях жизни мало что известно.
  3. Чулымцы. 350 человек живут в Томской области. Женщины и мужчины у чулымцев имеют одинаковые права. Их язык считается вымершим.
  4. Энцы. Являются представителями малочисленных этнических обществ Севера. В начале 20 столетия их большая часть была смешана с представителями ненцев и нганасанов. Всего 220 человек смогли противостоять ассимиляции и сохранить свою культуру и традиции. Носителей энецкого языка осталось всего 20 человек, и он используется только в быту. Главное занятие поселений – охота на северных оленей.

Архитектура в России конца 20 начала 21 века

Начало XXI века позволило более объективно взглянуть на западную архитектуру XX века, подвести итог противоречивой стилистике прошлого столетия. Предыстория современной архитектуры ХХ века, истоки которой зарождались во второй половине XIX века под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. В этот период складываются социальные, экономические, технические и художественные предпосылки возникновения новой архитектуры ХХ века.

Вид на Москва-Сити с Воробьевых Гор

Каждое время рождает свою архитектуру – конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное «сегодня» – не исключение. Не смотря на почти полное отсутствие в постсоветском пространстве денег на эстетические капризы, в архитектуре появились определенные группы явлений, которые, хотя и с некоторой натяжкой, можно определить, как стилистические. Можно выделить три основных группы.

Первая группа – объединенный идеал всех советских Государственных институтов проектирования городов (ГИПроГрадов). В основном это – «элитарные» многоквартирные дома. То, что раньше проектировалось, но не воплощалось ввиду своей высокой стоимости и путем бесконечных упрощений и удешевлений превращалось в то, в чем мы жили. Но, поскольку заказчик на приличное жилье появился, мечта стала явью, хотя и очевидно устаревшей. Отличительные признаки стиля: пара-тройка полукруглых или многогранных ризалитов либо эркеров, часто фальшь-мансардная крыша, с фальшь-мансардными же окнами, вертикальные ряды лоджий, двухцветная, с обязательным присутствием охры, окраска фасадов. Объем здания ощутимо цельный, стабильный. Планировка квартир, увы, не слишком оригинальная и часто диктуется внешней формой здания и структурой фасадов, а не заботой о тех, для кого, собственно, все это строится. Фасады этих зданий пока узнаваемы, но лишь по причине абсолютной убогости традиционного фона жилых районов. В рекламных проспектах по продаже будущих квартир часто встречается фраза «с возможностью свободой планировки» (этим замечанием проектировщик заранее расписывается в невозможности предложить жильцам продуманную и оригинальную планировку квартир), но все же эти здания – безусловный прорыв по сравнению с советскими типовыми домами второй половины двадцатого века.

Вторая группа – архитектура демонстрации западных отделочных материалов и технических достижений. Это, в основном, общественные здания, будто специально созданные для доказательства совершенства алюминиевых листов и полос, структурного стекла, раздвижных дверей, искусственных мраморов и гранитов, натяжных потолков и, даже, обзорных лифтов. Объем здания – преувеличенный. И все же, создается впечатление, что такая архитектура – огромный прорыв в нашем самосознании. Каким-то непостижимым образом не наши высокотехнологичные материалы воспитывают нашу архитектуру, заставляют ее «подтянуть живот», быть внятной, лаконичной и точной.

В некоторых случаях такая тесная связь с материалом рождает даже что-то сродни свободному архитектурному замыслу, который давно царствует в цивилизованных странах. Третий – эксклюзивные здания, учитывающие «личность» заказчика. Это одноквартирные частные дома, в которых явно преобладает либо романский стиль, либо колониальная классика. Именно романский стиль мы узнаем в крутых крышах, вертикально дробленном объеме здания, массе башен и башенок, завершенных теми же крутыми крышами, разнокалиберных балконах и террасах. Колониальная классика, в принципе чуждая нашему географическому пространству, по-видимому, знак родства со столпами «дикого» капитализма Соединенных Штатов.

Оформление фасадов – традиционное, с широким применением заменителей черепицы (металлочерепица), заменителей традиционных окон (металлический стеклопакет «под дерево») и т.д. Эта архаика возникает не от убожества сознания архитекторов, а, скорее, от банальности заказа. Стремление заказчиков подчеркнуть свою значимость и, в то же время, построить что-нибудь оригинальное при отсутствии вкуса и неумении прислушиваться к мнению проектировщика, приводит к примитивному результату. Если к этому прибавить еще генетическую боязнь проникновения в свое жилье (несмотря на все современные средства охраны пространства), то становится понятно приверженность именно к этим стилям. Может быть, до чистого понятия «стиль» выделенным группам еще далеко, однако, ощущение, что зодчество сдвинулось с мертвой точки, все-таки есть.

Нация и этнос

Понятия нации и этноса в рамках рассмотрения национальной культуры гораздо более интересные. Этнос – это самый базовый термин, означающий народ с определенной языковой спецификой, символикой, материальными и духовными атрибутами (рисунок 4).

Несмотря на то, что отдельно взятые этносы считаются простейшей формой организации групп людей, именно они служат основой формирования национальной культуры.

Изначально этнос рассматривали как форму, объединяющую группу людей по верованиям в единого предка. Исходя из этого, участником этноса мог стать любой человек с аналогичными верованиями.

Современные ученые пришли к другим выводам. Согласно последним исследованиям, именно этнос является чуть ли не единственной статической единицей социума. Любые попытки вторжения в народные традиции, быть или культуру могут привести к постепенному упадку или исчезновению этноса. Однако, если воздействий, оказывающих негативное влияние извне не будет, он способен на долгое время сохранится в неизменном виде.

Рисунок 4. Отличительная особенность этноса — в стремлении создать собственное государство

К сожалению, все современные этносы тем или иным образом подвергаются влиянию глобализации. Постепенно исчезают некоторые традиции, размываются верования и меняются моральные ценности. Более того, в нашем современном обществе больше не считаются редкостью браки между представителями народов с совершенно разными традициями и обычаями. Это, в свою очередь, означает, что мы с вами может быть свидетелями формирования абсолютно новых и уникальных национальных культур.

Какие народы чаще переезжают в Россию?

Теперь, когда вы знаете, какие традиционные народы России, какие приезжие, а какие исчезающие, самое время посмотреть, как численность населения растет и уменьшается по годам.

Какой год Сколько человек прибыло Сколько человек уехало Размер прироста
2000 2 662 329 2 420 574 241 755
2001 2 334 034 2 252 253 81 781
2002 2 201 914 2 114 765 87 149
2003 2 168 168 2 124 284 43 884
2004 2 117 434 2 076 159 41 275
2005 2 088 639 1 981 207 107 432
2006 2 122 071 1 989 752 132 319
2007 2 284 936 2 044 993 239 934
2008 2 215 945 1 973 839 242 106
2009 1 987 598 1 740 149 247 449
2010 2 102 304 1 944 226 158 078
2011 3 415 055 3 095 294 319 761
2012 4 196 143 3 901213 294 930
2013 4 496 861 4 201 002 295 859
2014 4 663 427 4 363 437 299 990
2015 4 734 523 4 489 139 245 384
2016 4 706 411 4 444 463 261 948
2017 4 773 500 4 561 622 211 878
2018 4 911 566 4 786 712 124 854

Таблица 13. Численность уезжающих и приезжающих

Чаще всего страну покидают финны, белорусы, карелы, поляки, украинцы. Однако, в сложившейся мировой ситуации, около трех миллионов украинцев приехало в РФ только за последние три месяца с февраля до конца мая.


Люди в аэропорту

Только за январь-февраль 2022 года из страны уехало 41 774 человек. в 2019 году страну покинуло 416 131 человек. За период с 2020 по 2021 годы отток населения составил около четырех с половиной миллионов.

Русская литература

Русская литература отразила не только эстетические, нравственные и духовные ценности и представления; по мнению ведущих русских мыслителей, литература является также и философией России.

Вплоть до XVIII века светской литературы в России практически не существовало. Существует несколько памятников древнерусской литературы религиозного или летописного характера — «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Задонщина», Житие Александра Невского и другие жития. Авторы этих произведений ныне неизвестны. Народное творчество того периода представлено самобытным жанром былины, сказками.

Светская литература появилась в России только в XVII веке. Первое известное произведение этого рода — «Житие протопопа Аввакума» (несмотря на название, его нельзя назвать религиозным произведением, так как оно было написано самим Аввакумом, канонические жития писались только после смерти святого).

В XVIII веке в России появляется плеяда светских писателей и поэтов. Среди них — поэты Василий Тредиаковский, Антиох Кантемир, Гавриил Державин, Михаил Ломоносов; писатели Николай Карамзин,Александр Радищев; драматурги Александр Сумароков и Денис Фонвизин. Доминирующим художественным стилем литературы в то время был классицизм.

Тофалары

Проживают на территории Тофаларии в Иркутской области. Сегодня тофалары живут в основном в трёх организованных советской властью в 1920—1930-х годах населённых пунктах: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, куда были принудительно переведены на оседлость и поселены вместе с русскоязычными переселенцами. Добраться туда возможно только на вертолёте и связаться только по рации.

Начиная с конца XVII века и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400-500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных нет указаний на какую-либо массовую гибель. По-видимому, русские уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и уменьшение их численности произошло задолго до покорения Сибири.

Народ занимался охотой и оленеводством, вели полукочевой образ жизни. Но из-за советсткой власти им пришлось оставить кочевой образ жизни. Вместе с тем в деревнях появилась техника. Традиции были забыты и только в конце прошлого века их начали восстанавливать.

Народное творчество

Первоначальные формы фольклора русского народа были связаны с языческим культом. Песни во славу урожая сменились былинным эпосом. В таких устных произведениях прославлялись русские богатыри: Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец.

Былины — народное творчество, созданное по мотивам реальных событий. Так, прообразом Добрыни Никитича считается воевода Добрыня, дядя великого князя Владимира Красное Солнышко.

Герои русских былин на картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Христианские убеждения, обмен опытом с чужеземными ремесленниками, торговцами, монахами и послами русичей привели в Киевской Руси к расцвету в области просвещения, развитию письменности, основанию и застройке новых городов и княжеств со златоглавыми храмами. Однако в конце 1230-х годов духовным и материальным ценностям древнерусского народа был нанесен большой урон. Тогда огромные полчища монголо-татар достигли границ Киевской Руси. С их нашествия в её истории началась эпоха золотой орды — трёхсотлетний период владычества восточной деспотии, разорения и угнетения русского народа, упадка его экономики и культуры.

Культурные особенности народов России


Единство народов Росии

Богатая духовная культура народов России – еще одно ее национальное достояние. В нашей стране гармонично уживаются представители множества этносов. И культурные традиции народов России стараются бережно сохранять на национальном уровне.

Для этого создаются музеи и центры искусств, промыслов, ремесел. Организовываются этнографические экспедиции и исследования. 

Формирование основ культуры народов России началось в XIII веке. Именно тогда у многонациональной территории появились первые общие традиции, единое языковое пространство. 

Современная культура народов России основывается на следующих принципах:

  1. Языковая общность. Все народы России говорят на одном языке, но могут использовать и национальные наречия. Это право зафиксировано в Конституции за республиками. В них, помимо государственного, используют национальные языки.
  2. Литературное наследие. Оно включает светские и религиозные произведения, созданные на национальном языке. К культурному литературному наследию относят прозу и поэзию, другие значимые формы творчества (сказы, былины, частушки).
  3. Сохранение искусства и промыслов. Живописных, скульптурных, ремесленных.
  4. Музыкальное творческое наследие. Как в виде произведений, так и в форме использования национальных инструментов для извлечения звуков.
  5. Архитектурное наследие. Его бережно сохраняют. Проводят археологические и этнографические изыскания, реставрационные работы.

Все эти факторы в совокупности и дают необходимый результат, позволяющий говорить о единстве нации при сохранении традиций отдельных народов.

Памятники общественно-политической мысли

16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.

Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.

Живопись как часть культуры России

Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.

Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси – это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV–XV веков иконопись достигает своего апогея.

Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: