Культура древней руси

Основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды

Традиционная (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский): иго для Руси являлось большим бедствием, система взаимоотношений монголов и русских проявлялась в политической, даннической и военной зависимости. Русь — союзная страна великого хана (Л. Н. Гумилев): отряды татаро‑монгол не находились постоянно на Руси; князь Александр Невский в 1251 г. стал приемным сыном хана; в Золотой Орде было открыто православное епископство, даже после установления в Золотой Орде ислама в качестве государственной религии на Руси не наблюдалось религиозных гонений на православную церковь. Период военного управления государством (А. Т. Фоменко, Г. В. Носовский): Орда являлась не иностранным образованием, захватившим Русь, а восточным русским регулярным войском, входившим в древнерусское государство, когда верховным правителем был полководец‑хан, а в городах сидели гражданские князья, которые обязаны были собирать дань на содержание войска. В свете такой концепции частые татаро‑монгольские набеги являлись насильственным сбором дани с тех областей, которые не хотели платить.

В первой половине XIII в. на северо‑западе Руси, ослабленной монголо‑татарским нашествием, большую опасность представляла агрессия немецких рыцарей Ливонского ордена. Они заключили союз со шведскими и датскими рыцарями о совместном нападении на Русь. Князь Александр Ярославич (ок. 1220-1263), русский государственный деятель, полководец, князь новгородский, великий князь владимирский с 1252 г. 21 (15 июля) 1240 года силами своей небольшой дружины и ладожского ополчения внезапной и стремительной атакой разбил шведское войско, высадившееся в устье реки Ижоры при впадении ее в Неву. За победу в Невской битве, в которой молодой князь показал себя искусным военачальником, проявил личную доблесть и геройство, он был прозван «Невским». Вскоре из‑за козней новгородской знати князь Александр покинул Новгород и вернулся на княжение в Переяславль‑Залесский.

Еще в XII в. вторжение крестоносцев на земли Прибалтики и в Северо‑Западную Русь было санкционировано римским папой и германским императором Фридрихом II. Битва на Чудском озере, вошедшая в историю под названием «Ледовое побоище», началась утром 5 апреля 1242 г., ливонские войска потерпели в ней сокрушительное поражение. Значение победы русских войск под руководством князя Александра Невского над немецкими рыцарями было поистине историческим: мир был заключен на условиях, продиктованных русскими, орденские послы торжественно отреклись от всех посягательств на русские земли, которые были временно захвачены орденом, движение на Русь западных захватчиков было остановлено.

Ледовое побоище вошло в историю и как замечательный образец военной тактики и стратегии. Умелое построение боевого порядка, четкая организация взаимодействия отдельных его частей, особенно пехоты и конницы, постоянная разведка и учет слабых сторон противника при организации сражения, правильный выбор места и времени, хорошая организация тактического преследования, уничтожение большей части превосходящего противника — все это определило русское военное искусство как передовое в мире.

Александр Невский был крайне терпелив в отношении восточного натиска. Признание суверенитета хана освобождало руки для отражения тевтонского крестового похода. Монголы не вмешивались в религиозные дела своих подданных, в то время как немцы старались навязать завоеванным народам свою веру. Александр способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами, прилагал много усилий для укрепления великокняжеской власти в стране в ущерб влиянию бояр, в то же время решительно подавлял антифеодальные выступления (восстание в Новгороде 1259 г.).

, когда Темучин, вождь одного из родов, на общем собрании курултае представителей всех родов был провозглашен великим ханом с именем Чингис Беспредельная сила.

12.05.2017 8:08:24

2017-05-12 08:08:24

Древнерусская дохристианская культура кратко

Историки, занимающиеся языческим периодом Древней Руси, отмечают несколько характерных черт древнерусской культуры :

  1. Демократические, братские взаимоотношения с богами влияли и на общественный уклад.
  2. Верования древних славян были довольно сложной иерархической структурой, поэтому христианский монотеизм оказался понятнее и проще для принятия.
  3. Язычество древних славян носило огнепоклоннический характер.
  4. В обществе древних славян не существовало имущественных различий, оно управлялось старейшинами родов, выбираемых людом.
  5. Славянские племена имели свойственные их территории проживания культурные и религиозные особенности.
  6. У наших предков не существовало касты религиозных служителей культа.
  7. Достоверность наличия или отсутствия у древних славян письменности не установлена, но если эта письменность существовала, то была довольно сложной (по сравнению с кириллицей).

Древнерусская культура дохристианского периода ожидала принятие христианства и была подготовлена к такому шагу всем предшествующим развитием. Проникновение письменности в культуру Древней Руси произошло гораздо раньше принятия христианства, что подготовило разные слои общества к христианизации.

Фольклор дохристианского периода

Значительное место в древнерусском фольклоре занимали обрядовая и календарная поэзии (заклинания, песни, заговоры, песни для тризны, пиров, предсвадебных обрядов, мифологические сказания).

Основное влияние на фольклор древних славян оказали мифы, которые повествовали о происхождении мира, животных и растений, человека. В мифах существовали чудесные животные – огненные змеи, крылатые кони, вещие вороны. Отдельной частью фольклора были обрядовые песни обращения к стихиям с просьбой о урожае.

Большую часть фольклора составляли предания, сказки, пословицы и загадки. У древних славян были и музыкальные инструменты – гусли, дуды, свирели.

В языческом периоде древнерусской культуры основной частью всех фольклорных произведений был человек и его отношения с мирами явным, неявным и божественным. Известные ныне славянские сказки отражают братские взаимоотношения с миром животных – Лисичка-сестричка, Волчик-братик, а к медведю (одной из ипостасей Велеса) относились с особенным уважением.

Развитие ремесла.

Древняя Русь славилась своими искусными ремесленниками. Ремесло развивалось и в деревнях — там были свои кузнецы,»строители, гончары, специалисты по кожевенному делу. Но больше всего ремесленников проживало в городах. Городов же в древнерусском государстве уже в XI в. было больше сотни. Недаром Киевскую Русь часто называли «страной городов».

В древней Руси насчитывались десятки ремесленных специальностей. Гончары выделывали на гончарном кругу множество разнообразной глиняной посуды совершенной формы и красивой отделки с цветной глазурью — кувшины, блюда, миски — и детские игрушки.

В древней Руси в ручных домницах варилось немало металла. Из него кузнецы выделывали множество сошников, серпов, ножей, гвоздей, подков, замков.

Особенно славились мастера по оружию. Выделывались обоюдоострые мечи (т. е. острые с двух сторон) и боевые щиты, крепкие брони и кольчуги — боевые защитные рубахи из металлических колец. О русском оружии шла громкая слава.

Славились киевские ювелиры — мастера по тонкой обработке драгоценных металлов, делавшие украшения, посуду. Славились мастера чеканки, гравировки, золочения.

Существовало много способов тонкой отделки вещей, например способ украшения зернью. Он состоял в том, что на поверхность предмета по линиям заранее нанесенного рисунка припаивали множество крохотных металлических шариков. Их  требовалось тысячи, и каждый надо было припаять отдельно. На некоторых изделиях изображали сложные сцены, например на турьем роге, отделанном серебром, мастер изобразил сцену из русской былины.

Художники-мастера иногда расписывались на своем произведении: на дне великолепной чеканной чаши, найденной в Новгороде, есть надпись: «Братила делал», а на другой: «Коста делал».

Мастера подолгу учили подмастерьев и молодых учеников, передавая им секреты своего искусства.

Развитие литературы

Археологи обнаруживали берестяные грамоты, которые говорят об активном использовании письменности. Места находок: Новгород, Псков, Полоцк. 

Берестяные грамоты 

Книжное дело активно развивалось после христианизации Руси. Наиболее ярко наблюдаются заимствования византийской и болгарской традиций. Но создавались и оригинальные, «местные» литературные памятники, которые не имеют аналогов.

Оригинальные литературные памятники:

Поучения, послания

Наиболее известное произведение — «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Иларион стал первым русичем-митрополитом, другом и советником князя Ярослава Мудрого. Датируется произведение 1038 годом. 

Суть: «Слово…» — описание официальной идеологии государства, изложены догматы веры, понимание канонов, в конце помещено описание идеального правителя-христианина – похвала князю Владимиру.

Другие произведения: «Поучение к братии» (Лука Жидята, около 1035 г.), «Об опресноках» (митрополит Леонтий, первое полемическое произведение), сочинения Феодосия Печерского (вторая половина XI века), «Стязания с латиною» (важный полемический источник, митрополита Георгия). 

Полемическая литература – литературные источники, написанные в форме «вопрос-ответ», относительно раскола христианской веры на православие и католицизм. Содержат размышления автора произведения по поводу слияния церквей, права верховенства одного ответвления христианства над другим, осуждения латинской (католической) веры. 

Из поучений наиболее яркое – «Поучение» Владимира Мономаха (около 1117 г.). Содержится автобиография, поучение – морально-этические нормы, письмо князю Олегу. 

Жития святых 

Жития – жизнеописания святых, пример оригинальных литературных источников времен Древнерусского государства. 

  1. «Служба святым мученикам Борису и Глебу» — наиболее ранний известный памятник оригинальной литературы этого типа. Датируется приблизительно 1021 годом, автор – митрополит Иоанн. 
  2. «Житие князя Владимира» Иакова – описание деяний князя Владимира, крестителя Руси.
  3. Жития Феодосия Печерского, Бориса и Глеба, авторства Нестора – первая является примером идеального литературного произведения в этом жанре.

Собрание житий, созданных за несколько веков, стали основой для «Киево-Печерского патерика» — сборника жизнеописаний святых. 

Хождения (хожения)

Изложения историй о паломничествах на святые земли. Первое известное произведение датировано началом XII века. Основные цели паломничеств – Константинополь и Афон. Кроме литературной ценности, эти описания представляют историческую ценность. Например, Антоний изложил уникальные данные о реликвиях, которые до нашествия крестоносцев хранились в Константинополе (Царьграде). 

Сказания о военных походах

Средние века в Западной Европе – время создания рыцарских романов. Своеобразный аналог по сути, но не по форме – былины и воинские повести. Повествование не документальное, а художественное, со свойственной времени стилистикой.

Наиболее известное произведение – «Слово о полку Игореве», в которой рассказывается о походе 1185 года на половцев. 

Неоригинальные памятники литературы 

Первые известные книги: Остромирово Евангелие, Новгородский кодекс. Книги писали на пергаменте. 

Пергамент – ценный материал для книгописания, созданный из недубленой кожи животных. Для получения пергамента подходила не любая кожа, ее нужно было немало, поэтому стоимость книги была такой, что позволить себе эту роскошь мог только очень богатый и знатный человек. 

Особое место в литературе Руси принадлежит «Изборнику» 1073 и 1076 годов, написаны для Святослава Ярославича. Считается первой на Руси энциклопедией, но оригинальным произведением не является – оригиналом был сборник более раннего периода, составленный для болгарского царя. Содержал статьи о философии, природе сущего. 

Летописи

Летописи – наиболее ценные с исторической точки зрения литературные памятники, изложение вели в хронологическом порядке. Наиболее известное литературное творение – «Повесть временных лет». Авторство приписывают Нестору, но анализ текста позволил установить, что автор не был один. Выделяют трех авторов: Нестор, Никон Печерский и монах Сильвестр. 

Летописный свод рассказывает о древнейшей истории, расселении ранних славян, развитии и становлении Руси, особое внимание удаляется крещению Руси. 

Зодчество и живопись.

Русские мастера-умельцы с большим искусством возводили сложные деревянные и каменные постройки: оборонительные стены на высоких земляных валах, богатые хоромы и терема знати, красивые храмы.

Многие дома знати были ярко расписаны, имели затейливые кровли, сложные резные украшения.

Каменные храмы поражали своими огромными размерами, строгостью и соразмерностью внешней формы и исключительной красотой внутренней отделки.

Особенно красив был древний Киев, прозванный «матерью городов русских» и «соперником Царьграда».

Житель древней Руси или иноземный купец («гость», как его тогда называли), подъезжая к Киеву, издалека видел его высокие стены, сверкавшие золотой отделкой главные ворота, названные Золотыми, возвышавшийся в центре города Софийский собор.

Софийский собор был построен на месте победы воинов Ярослава Мудрого над печенегами и стал символом расцвета Киевской Руси.

Стены Софийского собора были сложены из рядов плитообразного розового кирпича — плинфы, чередующихся с толстым слоем светлой извести. Центральный купол окружали четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых. Фасад разрезали глубокие ниши. Вокруг храма шла открытая галерея. Храм увенчивали так называемые закомары — полукруглые арки, на которых лежала крыша храма.

Внутри храма стены снизу доверху украшали фрески — живопись водяными красками, нанесенная художником по сырой штукатурке. Центральный купол и арки покрывала мозаика — красочные изображения из смальты (стекловидных камешков) различных цветов. Древние мастера использовали здесь до 130 оттенков мозаики: синего, голубого, фиолетового, золотого тонов. Этим определяется особый, неповторимый колорит мозаики Софийского собора. Камешки вдавливались в сырую штукатурку под различным углом друг к другу, и, когда сквозь

Скань.  Украшения из тонкой скрученной серебряной и золотой проволоки неширокие проемы окон на них падал свет, все изображение искрилось, переливалось разными цветами, поражая воображение каждого, кто входил в храм.

Прекрасные храмы и дворцы возводились в Новгороде и других городах древней Руси. И везде они свидетельствовали о силе и богатстве феодалов. Расположенные рядом с низкими хижинами городской бедноты, они поражали всех своим величием и красотой и утверждали в сознании людей того времени идею покорности князю и авторитет церкви.

3. Устное народное творчество.

Богато было народное устное творчество в древней Руси. Народ создавал песни — веселые, грустные, боевые, колыбельные. Рассказывалось множество сказок. В речи сверкали меткие поговорки и пословицы. Народ сложил былины — величественные поэмы о могучих богатырях Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о веселом и сметливом Алеше Поповиче. Крепко стояли они на границах Руси. Не пропускали врага к Киеву.

  • Ко тому ко стольному ко городу
  • ко Киеву
  • На той ли на дороге на широкой
  • Была застава великая.
  • Крепость была крепкая,
  • Ни конник не проезживал,
  • Ни зверь не прорыскивал,
  • Ни птица не пролетывала.

И бились они храбро за «землю Русскую» да «за вдов, за сирот, за бедных людей».

В былинах, сказках, пословицах виден ум народа, его богатая художественная фантазия, его размышления о прошлом и мечты о будущем. Трудовые люди того времени отражали в творчестве не только свою жизнь с ее радостями и печалями, но и свои надежды, мысли о будущем. В ту пору, когда лошадь была самым быстрым средством передвижения, народ уже мечтал в сказках о ковре-самолете, который нес бы человека по воздуху, быстрый как ветер.

Мечтал человек о великой мудрости, о покорении сил природы. «Похотелося Вольге много мудрости»,- говорит былина о своем герое Вольге Святославиче. Вольга хотел «птицей-соколом летать по поднебесью, щукой-рыбою плыть во глубоких морях».

Письменность и летописание

Распространение славянской письменности, созданной братьями Кириллом и Мефодием, начинается в X веке. Во 2-й половине IX в. братья из Фессалоник (Византия) создают глаголическое письмо (глаголицу). Переработав её с учётом особенностей греческого алфавита, в 863 г. эти просветители и проповедники христианства создали первую славянскую азбуку — кириллицу. Наиболее ранняя надпись, сделанная на Руси кириллицей, датируется первой четвертью X в.

Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) — славянские просветители и проповедники христианства IX в., создатели славянской азбуки. Возведены в ранг святых как Православной, так и Римско-католической церковью.

Принятие христианства послужило мощным стимулом к дальнейшему развитию письменности, грамотности. Основными центрами грамотности были монастырские и церковные школы, первая из которых возникла ещё в годы княжения Владимира Великого. Кроме чтения и письма, в них преподавались богословие, диалектика, риторика и др. В конце XI в. при Андреевском монастыре была открыта первая женская школа.

О достаточно высоком уровне грамотности в период Древней Руси свидетельствуют многочисленные изделия ремесленников с нанесёнными на них надписями. Это могли быть пряслица, глиняная посуда, обувь и др. На сегодняшний день обнаружено немало граффити (надписей) на стенах древнерусских монастырей и церквей. Большинство из них содержат обращения к Богу за помощью.

В середине XX в. в Новгороде археологами было обнаружено несколько сотен берестяных грамот. Позже их находили и в других городах — Пскове, Смоленске, Полоцке. Для письма использовали так называемое писало — металлическую или костяную палочку с заострённым концом, с помощью которой процарапывались тексты. На бересте писали завещания, решали хозяйственные вопросы, выражали чувства и пр.

Важным событием в развитии древнерусской культуры стало появление первых рукописных книг. Древнейшие из дошедших до нас русских книг — Новгородский кодекс (конец X в.), Остромирово Евангелие (1056-1057), составленное по распоряжению новгородского посадника Остромира, Изборник Святослава (1073). Они написаны уставом — чётким и ровным почерком, напоминающим современное печатное письмо. Текст начинался большой заглавной буквой, которую писали красными чернилами и украшали узорами — отсюда выражение «писать с красной строки». Листы книг сшивали, складывали между двумя дощечками, обтянутыми кожей, и переплетали. Основным материалом для написания книг служил пергамент. Книги считались роскошью, их цена могла превышать стоимость породистого коня.

Всего из домонгольского периода развития Руси до нас дошло около 150 книг, большинство из них украшено различными рисунками-миниатюрами. В дальнейшем миниатюра стала неотъемлемой составляющей книжного дела, выполняя функции художественного оформления и иллюстрации к тексту. В 1037 г. при Софийском соборе была открыта первая библиотека.

Широкое распространение имела переводная литература, преимущественно религиозного содержания («Евангелие», «Псалтырь»), необходимая для повседневных богослужений. Но встречались и произведения светского характера, в частности «Александрия», повествовавшая о подвигах Александра Македонского, «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.

Летописи — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, достаточно подробную запись исторических событий. Истоки русского летописания относятся к XI в., когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX в. Древнейшей из дошедших до нас летописей является «Повесть временных лет» (1113), которая создавалась в первое десятилетие XII в. при дворе князя Святополка Изяславича. Предположительно её автором мог быть монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Высоко ценятся историками Ипатьевская и Лаврентьевская летописи, повествующие о Руси периода раздробленности.

Нестор (1056-1114) — монах Киево-Печерского монастыря. Наиболее известный древнерусский летописец. Первый составитель «Повести временных лет» — фундаментального произведения восточнославянской культуры. Канонизирован Русской православной церковью.

Литература

Первые произведения, которые дошли до нас, имеют свое начало в средине ХI века. В них раскрывались идеи политического сознания Киевской Руси. Литература закрепила религиозные идеи, статус светской и духовной власти, продемонстрировать несокрушимость феодализма, правопорядка. Основным жанром в этот период был исторический: предание, сказание, повесть — и религиозные: поучения, жития, хождения.

В передовой жанр постепенно превращается историческая повесть, которая основывалась на достоверном изображении событий. Повести могли быть: «богатырскими», повестями o преступлениях князей и т. д. Каждая историческая повесть имела свои уникальные стилистические особенности. Основным героем исторических повестей и рассказов является герой князь, защитник границ своей державы, созидатель храмов, просветитель, справедливый судия своих подданных.

Его противоположность — князь-крамольник, который нарушает феодальную структуру подчинения вассала своему сюзерену, который в роду имеет более высокий статус, ведущий междоусобные войны, который желает прибрать власть в свои руки. Сказания o праведных и порочных деяниях князей от свидетелей происходящего, людей, которые принимали участие в данных событиях, устные рассказы, которые бытовали между дружинниками.

В исторических повестях и сказаниях не было художественного вымысла. Факты, которые излагались в них, были из перечня документов, которые были подкреплены точными датами, в соотношении c другими событиями. Как правило, исторические жанры древнерусской литературы были частью летописей, куда можно было включать разные повествования: записи о погоде, легенды, повествования.

В исторических жанрах зачастую рассказывали о военных походах, борьбе против иноземных врагов Киевской Руси, а также борьбы внутри государства. Так же, в летописи были элементы жизненных рассказов и документы юридического направления.

Одним из величайших литературных памятников, который сохранился до наших дней считается «Повесть временных лет». Авторство к данной летописи приписывают монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, хотя многие ученые считают это выдумкой и всячески отвергают данный факт.

Список использованной литературы:

  1. Б. Д. Грековаи проф. М. И. Артамонова «История культуры Древней Руси»
  2. Чёрная Л. А. «История культуры Древней Руси.»
  3. В. В. Курасова, А. М. Некрича, Е. А. Болтина, А. Я. Грунта, Н. Г. Павленко, С. П. Платонова, А. М. Самсонова, С. Л. Тихвинского. «Культура Киевской Руси// Всемирная История» в десяти томах
  4. Любимов Л. «Искусство Древней Руси»
  5. Прохоров Г. М. «Древняя Русь как историко-культурный феномен»
  6. Скурат К. Е. «Православные основы культуры в памятниках литературы Древней Руси»
  7. М. Б. Свердлов. «Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в.»
  8. Б. А. Рыбаков. «Киевская Русь и русские княжества XII–XIII вв.»

Быт древних славянских племен

Какие свидетельства о славянских племенах оставили нам Тацит, Прокопий Кесарийский, Ибн Фадлан и другие историки, чьи труды дошли до наших дней?

  • Благодаря грекам мы знаем, что славяне были сильными и смелыми людьми, которые легко переносили холод. Греческие источники указывают, что славяне были очень быстры и неутомимы; питались грубой пищей. Не смотря на то, что греки негативно относились ко всем северным варварам, они отмечали, что славяне были высокими людьми с приятными лицами.
  • Византийские источники не сохранили имен славянских вождей, хотя известно, что славянские племена постоянно терроризировали границы империи, постоянно вторгаясь на византийские земли. Зато византийские авторы упоминали, что славяне сражались пешими и без строго военного порядка. Отмечалась и чрезмерная жестокость на поле боя и милосердие к врагам. Пленных славяне обращали в рабство, но славянским рабам жилось гораздо легче, чем римским.
  • В некоторых источниках упоминается, что славянские женщины нередко сражались наравне со своими мужчинами. Например, среди убитых славянских воинов, погибших при осаде Константинополя в 626 году, было много женщин.
  • Древние славянские законы были примитивны, как у большинства племен того времени. Виру за убитого требовали редко, жили по принципу «око за око, зуб за зуб». Кровная вражда была обычным явлением того времени.
  • Венеты, по Тациту, сражались в одних портах, то есть кольчуг либо не знали, либо презирали. Зимой носили шкуры, женщины одевались в длинные платья.
  • Упоминая полянские племена, Нестор Летописец указывает на их образованность и кротость. А вот о древлянах отзывается нелицеприятно. С другой стороны, Нестор сам был выходцем из полян, так что такие негативные речи о чужом племени и не удивительны. Но верить им, вероятно, стоит не до конца.
  • Известно, что славяне занимались земледелием и разводили домашний скот. Рацион был весьма скудным, в него входили дикие ягоды, коренья и грибы. Питались просом, гречихой и молоком, занимались бортничеством.

Особенности славянского быта заключается в том, что в отличие от своих соседей-сармат, славяне вели оседлый образ жизни и строили дома. Но так как земледелие, как правило, было подсечно-огневым, то при выработке плодородной земли вся община переезжала на новое место.

Уже в VI-IX вв. подсечно-огневое земледелие уходит в прошлое, теперь славяне пашут землю. В тот же период устанавливаются культурные и экономические связи с более развитыми соседями, в том числе Византией. Появляется «Закон Русский», а договоры с Византией составляются на двух языках. Правда, сами документы до наших дней не дошли, так что говорить о существовании письменности до появления кириллицы все-таки не стоит. Известно, что славяне пользовались «чертами и резами», но эти письмена до нас дошли в очень малом объеме.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: