Сельское хозяйство в средние века — agriculture in the middle ages

Как выглядела деревня в средневековье

К началу X века в Европе сформировались феодальные вотчины и отдельные поместья, на землях которых трудились крепостные крестьяне. В это время все территории были поделены между господами: поля и луга, озера и реки, холмы и овраги.

Типичная средневековая деревня представляла собой 12−15 дворов. Поселение считалось крепким и богатым, если количество дворов превышало 40. При этом людские селения в горных районах, насчитывающие 15−20 человек, назывались хуторами, то есть не считались деревней как таковой.

План средневековой деревни — это дорога, по обе стороны которой располагаются деревянные дома. Такая схема расположения была крайне удобной: все видели друг друга и в случае необходимости могли прийти на помощь.

Жилье европейцы обычно возводили из крепких пород древесины и для тепла обмазывали щели глиной. Такой дом легко нарисовать и построить. Крыша изготавливалась из соломы, хотя особенно состоятельные жители могли использовать черепицу из закаленной глины с песком.

Центром поселения всегда являлась усадьба феодала. Обычно название селения как-то связывалось с фамилией владельца. Изначально усадьба строилась как большой и просторный дом, позже знать стала селиться в каменных замках.

В стенах усадьбы размещались амбары и конюшни, псарни и птичники. Господа любили развлекаться соколиной охотой или погонями за косулями на лошадях. Конспект 6 класса обычно указывает предпочтения феодалов к активному досугу и вечерним балам.

Уже за стенами вотчины располагались крестьянские наделы. У каждой семьи был свой участок почвы и свои территории для выпаса скота или гусей. При этом закрепощенные люди платили феодалу оброк в виде части своего урожая и скота.

Любопытным фактом считается, что в средневековой Европе любой дом относился к категории движимого имущества, так как при вынужденном переселении семья могла быстро разобрать жилище и перевезти его на новое место. А переезжать с места на место деревням приходилось часто — из-за постоянных военных стычек между феодалами.

Более крупные зажиточные поселения, которые могли отстоять свои территории, строили церковь. Обычно проект такого строительства подразумевал использование площади в центре села. Возле церквей рыли колодцы, так как считалось, что вода у святого места дарует здоровье и долголетие.

Именно колодцы служили местом встречи крестьян для разных целей:

  • обсуждение новостей;
  • воздаяние молитв на церковной территории;
  • смотрины будущей жены.

https://youtube.com/watch?v=hAU7xw4O5TA

Еда средневековых крестьян

Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.

Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.

На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.

Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.

Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.

По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.

У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.

Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.

Технологическая инновация

Средневековый плуг.

Плуг лошадей. У ведущей лошади есть нагрудный ошейник; задняя лошадь носит конский ошейник.

Самым важным техническим нововведением в сельском хозяйстве в средние века было повсеместное внедрение около 1000 плугов с отвалом и его близкого родственника, тяжелого плуга . Эти два плуга позволили средневековым фермерам использовать плодородные, но тяжелые глинистые почвы Северной Европы. В римскую эпоху и на легких почвах, в ARD или царапины плуг HAD хватило. Отвал и тяжелые плуги переворачивали почву, что облегчало борьбу с сорняками и их внедрение в почву, повышая плодородие. Вспашка отвала также давала знакомый рисунок гребней и борозд средневековых полей, что облегчало отвод избыточной влаги. << Обеспечивая лучший дренаж полей, доступ к наиболее плодородным почвам и экономию рабочего времени крестьян, тяжелый плуг стимулировал производство продуктов питания и, как следствие, рост населения, функциональную специализацию, урбанизацию и рост досуга. . ‘»

Двумя дополнительными достижениями, вошедшими в широкое употребление в Европе около 1000 г., были конский ошейник и подкова . Ошейник увеличивал тяговую способность лошади. Подкова защищала копыта лошади. Эти достижения привели к тому, что лошадь стала альтернативой тихоходным быкам в качестве тяглового животного и для транспортировки.

Эти технологические инновации и дополнительное сельскохозяйственное производство, которое они стимулировали, привели к тому, что в Европе произошло значительное увеличение населения с 1000 (или ранее) до 1300, рост, который был обращен вспять Великим голодом и Черной смертью 14 века.

Эпоха Средневековья: черты культуры, политики, социальной сферы и экономики

Эпоха Средневековья – это прежде всего развитие ручного труда и феодальных отношений. Формируется традиция парламентаризма, которая стала правовой базой средневекового общества. Главной ячейкой средневекового общества было хозяйство производителя (то есть крестьянин работал на собственности феодала).

В эпоху Средневековья общественное развитие было медленным. Уровень техники был низким. Голод и различные болезни привели к демографической катастрофе. Всё это усугублялось ещё и бесчисленными войнами.

Землевладельцы принуждали крестьян (большинство населения планеты) к поборам. Государство и Церковь усугубляли эти трудности. Многие историки называют это время «тёмными веками» из-за упадка и деградации человека.

Но при этом стоит отметить, что в это время изобрели ножницы, часы, оконные стёкла, огнестрельное оружие и многое другое. Появляются такие явления как парламент и суд присяжных.

Также возникают традиции общественного равенства. Эпоха Средневековья заканчивается географическими открытиями. Этап перехода от Позднего Средневековья к Новому времени характеризуется научными и географическими открытиями.

В этот период зарождаются и формируются нации:

  • французы;
  • немцы;
  • англичане;
  • испанцы;
  • итальянцы;
  • чехи;
  • поляки и многие другие.

Местные приправы[править]

Поскольку перец был для богачей и дворян, то небогатые простолюдины использовали местные травы.

В пост дворяне обычное молоко заменяли на миндальное молоко. Сам миндаль — в сущности, просто персик без мякоти, и с тонкой и мягкой скорлупкой у косточки — свободно рос в средиземноморских странах и там был доступен и простым людям тоже.

Наиболее повсеместной приправой были лук и чеснок, популярен также был и хрен. В более тёплых странах обильно росли и широко использовались пряные травы вроде базилика и сильфия (который весь съели ещё древние римляне), или кусты вроде мирта (жгучие ягоды которого служили дешёвой заменой индийскому перцу) или пахучего розмарина.

Во Франции выращивали горчицу. Но надо заметить, что европейская горчица была не той субстанцией околохреновой крепости, что привычна русским. Нет, она была кисло-сладкая, умеренно острая и зачастую с очень сильной долей уксуса. А ту самую убойную горчицу впервые сделали в российской Сарепте (ныне это Волгоградская область) только в начале XIX века.

  • Разница сохранилась до сих пор. То, что называется горчицей в России и в Западной Европе — два существенно разных продукта.

Южная Европа была богаче на пряности, поскольку там росли базилик, лавр, рукола, розмарин, тимьян, шалфей, миндаль.

В качестве приправы выступал и уксус. Начиная с высокого средневековья, появился бальзамический уксус из виноградного сусла, доступный лишь высшей аристократии и стоивший настолько дорого, что маленький бочонок уксуса, подаренный маркграфом королю, упоминается в хрониках XI века как поистине королевский подарок.

Недовольство крестьян

История Средневековья отличается постоянным противостоянием между крупными землевладельцами, а также феодальными взаимоотношениями богатых сеньоров и обнищавшего крестьянства. Это положение сформировалось на руинах античного общества, в котором существовали рабство, ярко проявившееся в эпоху Римской империи.

Достаточно тяжелые условия того, как жили крестьяне в Средние века, лишение их земельных наделов и имущества, часто вызывали протесты, которые выражались в разных формах. Некоторые отчаявшиеся бежали от своих хозяев, другие устраивали массовые бунты. Восставшие крестьяне почти всегда терпели поражение из-за неорганизованности и стихийности. После таких бунтов феодалы стремились закреплять размеры повинностей, чтобы остановить их бесконечный рост и уменьшить недовольство бедных людей.

Крестьянство

От свободных работников к бесправным крепостным

История крестьянства начинается в XI-XII веках. Тогда бояре (приближенные к князю члены его дружины) получают имения, которые могут передавать по наследству. На этих имениях трудился люд. 

«Люд» — первое название крестьян, которое было законодательно закреплено в Русской Правде. Рядом с ними в имениях трудились смерды и холопы. И если о смердах историки до сих пор ведут споры, то статус холопов и люда не подвергается сомнению. Холопы были рабами. Люд — свободными людьми, они были обязаны платить оброк (деньгами или продуктами) или барщину (работать на хозяина имения) за жизнь во владениях боярина и обработку его земли. 

Положение люда начинает меняться в XV веке. Тогда получает распространение название «крестьянство», а работники лишаются права свободно переходить от одного землевладельца к другому. Теперь они могут сделать это только раз в году и обязаны заплатить долги предыдущему владельцу. В конце XVI – первой половине XVII века они теряют и это право, а в XVIII веке становятся отдельным сословием, и разница между людом и холопами пропадает.

Крестьяне делятся на крепостных (принадлежащих помещикам) и государственных (работающих на государственных землях). У крепостных крестьян пропадает право отправляться на заработки, владеть имуществом, переходить в другие сословия без разрешения помещика. Их могли наказывать телесно, ссылать в Сибирь или на каторгу, продавать другим хозяевам, разлучая семьи. Государственные крестьяне были лично свободны, однако должны были платить оброк за то, что пользовались государственными землями. При этом покинуть место жительства без разрешения общины и властей государственные крестьяне тоже не могли.

Реформы Петра I окончательно определяют положение крестьянства: теперь все крестьяне — и крепостные, и государственные — были обязаны платить подушную подать и поставлять рекрутов в армию. Для учета населения проводятся переписи, материалы которых называются ревизскими сказками.

В конце XVIII – начале XIX века крепостные крестьяне в Российской империи составляли в среднем 45% от всего населения. В XIX веке положение крепостных улучшилось, но незначительно. Даже отмена крепостного права не сделала их экономически независимыми: освобожденные крестьяне оказались обязанными выплатить государству огромную сумму за землю, которая им причиталась, а до оформления этой сделки продолжать работать на своего хозяина. Государство тоже брало свое — вновь освобожденное сословие платило 70% всех налогов, поступавших в имперскую казну. 

Тем не менее к концу века крестьян в деревнях становилось все меньше — часть из них уходила на заработки в город или на фабрики, другая поступала в учебные заведения или на духовную службу. Правда, их сословный статус обычно не менялся: многие, живя десятилетиями в городе, так и писались в документах крестьянами. Некоторые крестьяне записывалась в мещане или, окончив учебные заведения, становились представителями других сословий.

Формально крестьян как сословия не стало в 1917 году — сразу после Февральской революции. Однако уже в конце двадцатых годов, вместе с коллективизацией, сельское население снова оказалось закреплено на земле и до 1974 года не имело права свободно перемещаться по стране и получать паспорта.

Переход от родовой общины к соседской

После того как кочевой образ жизни сменился оседлым, начался постепенный распад родовых отношений. Древние люди уже не нуждались во всесторонней помощи рода, был совершен переход от родовой общины к соседской.

Запоминаем новые слова!

Соседская община – это коллектив людей, состоящий из нескольких семей, живущих на одной территории, но принадлежащих к разным родам.

Отличительные признаки соседской общины:

  1. Не все члены общины являются кровными родственниками. Она включает в себя несколько семей из разных родов.
  2. Каждая семья занимается своим трудом, обеспечивает себя всем необходимым практически без помощи общины.
  3. Помимо коллективной собственности (лугов, рек, лесов) в соседской общине существует частная собственность – имущество, принадлежащее каждой отдельно взятой семье (жилище, земельный участок, орудия труда, оружие, скот).

В соседской общине появилась частная собственность. Это привело к зарождению неравенства: одни семьи жили беднее, другие зажиточнее. Процветали те, кто умело занимался земледелием и скотоводством, изготавливал лучшие орудия труда и оружие. В особенном положении находились старейшины. Им отдавали лучшую часть добычи с охоты, приносили многочисленные дары и подношения.

Для защиты от воинственных соседей соседские общины объединялись между собой в племена. С возникновением племен появились племенные вожди – главы племени, которых члены общины избирали на общем собрании.

Запоминаем новые слова!

Племя – это добровольное объединение нескольких родов, проживающих на одной территории.

Отдельные племена стали объединяться в племенные союзы. Они складывались не на основе кровнородственных связей, а на основе общей территории, потребности в защите от сильных врагов. Часто названия племенных союзов происходили от наименований рек, гор, озер или земли, на которой они проживали. Например, ильменские словене – племенной союз славян, живших у озера Ильмень.

Впоследствии на основе племенных союзов образовывались первые древнейшие государства. С образованием первых государств завершилась эра Первобытности, началась новый исторический период – эпоха Древнего мира.

Одежда крестьян

Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.

Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.

Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.

На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.

Один день из жизни крестьянина 6, 7 класс сочинение по истории

День из жизни крестьянина я могу лишь представить по книгам, фильмам и немного по лету на даче. Конечно, мы не крестьяне, на даче отдыхаем. Не сажаем картошку, не пропалываем морковь, урожай не собираем… Мама сажает цветы, есть несколько кустов смородины. Люблю собирать ягоды!

Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше, чем в новостях. Итак, встал крестьянин, например, Пётр с рассветом. Выпил воды и за дело. В первую очередь, думаю, нужно разбудить жену, чтобы она тоже работала, а дети могут ещё поспать – в школу-то им не нужно! Жена доит корову, у той молоко за ночь скопилось как раз. Пётр завтракает перед рабочим днём. Думаю, что он может съесть кислое молоко с зерном, как йогурт с мюсли. Выпив парного молока, идёт Петр корову выпускать. Сам он не отводит её на поле, а сдаёт пастуху. Тот собирает коров со всей деревни и (за умеренную плату) выгуливает их целый день. Пока коровы нет, Пётр чистит её хлев, засыпает новую подстилку. Наверняка, есть и поросята, и куры – всех нужно проверить (как они ночь пережили – не утащили кого волки), покормить.

2 стр., 853 слов

Один день из жизни крестьянина 6 класс

Пока солнце ещё не встало – не очень жарко, он начинает работать в огороде – тут прополоть, там проредить. Дело всегда найдётся! После можно позавтракать ещё раз – с детьми уже. Наверняка жена уже кашу сварила на свежем молоке.

После, пока летом жарко, можно и сиесту устроить. Обед обязательно нужен. Если кто в семье грамотный, то можно книги почитать. «Домострой», например. Можно вздремнуть немного.

После обеда, когда солнце уже на убыль пошло. Опять что-то в огороде поделать, подумать, что кому продать, особенно если завтра базарный день. Можно жене помочь по дому. Опять нужно кормить живность. Чуть не забыл о собаке! Конечно, у крестьянина есть дворовая собака. А ещё лошадь. Вдруг придётся ехать к кому-то, договариваться о чём-то.

После ужина можно что-то помастерить, семечки полузгать, на баяне поиграть. Перед сном обязательно искупаться (если зимой, то в баню), помолиться. Лечь рано нужно, завтра опять вставать рано.

Конечно, многое повторяется в этом дне. Что поделать, если те же домашние животные нуждаются, чтобы их кормили несколько раз в день. И, уверен, всё время находится работа: в огороде, дома… День полон забот! Зато, на природе и в труде.

Составьте рассказ 1 день из жизни крестьянина по истории

Прекарий

Основным договорным обязательством, регулирующим отношения между феодалом и зависимыми бедняками на его землях, был прекарий. Он определял образ жизни крестьян в Средние века, какой надел земли они обрабатывали, какую должны были выполнять за это повинность, а также платить оброк.

Такой договор обычно заключался на несколько лет или на всю жизнь. Постепенно бедные крестьяне оказывались в зависимости не только земельной, но и теряли свою личную свободу. Часто они не могли выплачивать долги своему сеньору и превращались в рабов.

Правосудие также было в руках феодалов, они могли писать свои законы, судить провинившихся людей, а также во время войны забирать их в ополчение.

Независимо от того, кому принадлежала земля, труд и условия жизни людей был достаточно тяжелыми по сравнению с бытом городского населения. Чтобы вырастить хороший урожай, следовало усердно трудиться и молиться о том, чтобы не пришли всадники и не вытоптали поля, зерно не склевали птицы, погода была благоприятной.

Как выглядела средневековая деревня

Обычно село было небольшим – где-то 13-15 дворов. В благоприятных для ведения сельского хозяйства регионах их количество возрастало до 50. Если люди жили в горных районах, то это уже была не полноценная деревня, а селение или хутор на 15-20 человек.

Деревенский дом, как правило, возводился из дерева, который сверху обмазывался глиной. Это позволяло лучше сохранять тепло. Крыша покрывалась соломой, иногда состоятельные люди могли позволить себе черепицу.

Рис. 1. Деревенский дом.

В Средневековой Европе дома относились к категории движимого имущества. Отправляясь на новое место, семья могла без проблем разобрать свое жилище и собрать его там, куда переселилась.

Если деревня была достаточно большой, чтобы позволить себе церковь, то ее ставили в центре села. Возле храма обычно находился источник с питьевой водой, а на службах люди не только молились, но и узнавали государственные и местные новости.

Рис. 2. Церковь.

Сразу за границами деревни располагались поля, где выращивали пшеницу, ячмень, овес, просо, капусту, лук, репу, бобовые, а за полями были луга, куда гоняли коров и лошадей на выпас.

ТОП-2 статьи

которые читают вместе с этой

Зарождение религии

Многие явления природы воспринимались первобытным человеком как загадочные и устрашающие. Люди пытались объяснить грозу, ветер, холод, засуху, молнию влиянием духов или волей богов. Так зародились древнейшие религиозные верования.

Наши предки считали, что окружающий их мир заселен невидимыми духами, которые способны помочь или навредить общине. Рассерженные духи насылали на род болезни, засуху, неурожай, распугивали добычу на охоте. Чтобы их задобрить, члены общины проводили различные религиозные обряды: подносили духам жертвенные дары, наносили на тело определенные рисунки и символы, танцевали специальные танцы перед охотой.

Запоминаем новые слова!

Религиозный обряд – это совокупность определенных действий, с помощью которых люди пытаются установить связь со сверхъестественными силами, Богом.

Одновременно с верой в духов, у людей зародилась вера в богов – более могущественных существ, повелевающих всем миром, отдельными природными стихиями. Богов представляли в виде Солнца, Луны, звезд, молнии, ветра. Древние люди верили, что боги также могут принимать форму отдельных видов животных, поэтому в некоторых племенах существовали запреты на убийство того или иного зверя (медведя, орла, кабана, оленя и прочих).

В совершении религиозных обрядов люди часто использовали идолов – сделанные из дерева, глины или камня изображения богов. Им подносили жертвенные дары: самые вкусные ягоды и коренья, забитых на охоте животных. В обмен на дар предки просили удачи на охоте, обильного дождя, прекращения холодов, исцеления от болезни.

С зарождением религии в общине появился новый тип людей – маги, шаманы, колдуны, которые проводили религиозные обряды, «разговаривали с богами» и указывали роду волю богов.

Любопытные наблюдения

Как можно узнать из составленных ранее характеристик русских крестьян, если типичная семья того времени резала барана, то мясо, которое она с него получала, ели все члены. Длилось это лишь день-другой. Как отмечали сторонние наблюдатели, исследовавшие образ жизни, продукта было достаточно, чтобы неделю обеспечить стол мясными блюдами, если есть эту пищу в умеренных количествах. Однако в крестьянских семьях не было такой традиции, поэтому появление большого объема мяса отмечалось его обильным поглощением.

Крестьяне ежедневно пили воду, в жаркий сезон готовили квас. Из характеристик русских крестьян известно, что в конце девятнадцатого столетия в сельской местности не было традиции чаепития. Если такой напиток и готовили, то лишь больные люди. Обычно для заварки использовали глиняный горшок, чай настаивали в печке. В начале следующего столетия наблюдатели заметили, что напиток полюбился простому люду.

Корреспонденты сообществ, занимавшиеся исследованиями, отмечали, что все чаще крестьяне заканчивают обед чашкой чая, пьют этот напиток в период всех праздников. Зажиточные семьи покупали самовары, дополняли домашний обиход посудой для чая. Если в гости приходил интеллигентный человек, к обеду сервировали вилки. При этом крестьяне продолжали есть мясо только руками, не прибегая к столовым приборам.

О рационе

У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.

Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: