Как проходили бои на турнире
Рыцарские поединки бывали «один на один» или же в них принимали участие по несколько бойцов с каждой стороны. Тогда они выстраивались в шеренги друг напротив друга, и каждый должен был схватиться с определенным противником. Наконец почетный рыцарь подавал знак начала турнира, и звучал третий клич герольдов. Тотчас веревки, разделявшие рыцарей, опускались, и они устремлялись один на другого в оглуши тельном реве труб. За каждым из рыцарей следовали его оруженосцы, готовые поправить ему доспехи, подать, когда будет необходимость, запасное вооружение, или поднять своего господина с земли, если противник окажется удачливее и выбьет его из седла.
Одна первая встреча противников редко решала судьбу поединка. Рыцари съезжались снова и снова, преломляя копья, всадники и кони опрокидывались, чаша весов успеха склонялась то на одну, то на другую сторону. Громко гремели трубы, рыцари выкликали имена своих прекрасных дам, кричали, переживая за своих любимцев, зрители. Турнирные судьи тем временем зорко следили за действиями каждого из противников. Успехом считалось, если рыцарь сломил копье, попав е туловище противника между седлом и шлемом. Чем выше приходился удар, тем выше его и оценивали. Если рыцарь ломал копье, угодив прямо в шлем противника, это считалось особенным проявлением мастерства. Ну, а рыцарь, выбитый из седла, лишался возможности принять участие в следующей схватке.
Поэтому менее постыдным на турнире считалось упасть вместе с конем, чем быть выбитым из седла. Тот, кто красиво и твердо держал копье, хоть оно и не ломалось ‘от крепкого удара, заслуживал большей похвалы, чем тот, кто наносил меткий удар, но при этом плохо управлял конем. Состязание прекращалось, когда все рыцари успевали в полной мере проявить свою храбрость и воинское искусство. Устроитель турнира опускал свой жезл, и герольды давали сигнал к окончанию турнира. Теперь почетных гостей и участников ждал пир. Рыцари вступали в зал, где были накрыты столы, под громкие звуки труб, облаченные в яркие одежды, и занимали места под знаменами со своими гербами. Самым храбрым и отличившимся рыцарям отводились и самые почетные места.
В разгар пиршества делался перерыв, и герольды торжественно представляли дамам самых достойных рыцарей. При этом та из дам, что была выбрана победителем королевой любви и красоты, раздавала призы коленопреклоненным рыцарям и обращалась к каждому из них с особой похвальной речью. Звучали на пиру и песни менестрелей, прославлявших подвиги храбрых рыцарей. Хоть и стали турниры самыми грандиозными праздниками рыцарских времен, но все же находились у них и влиятельные противники.
Папа Иннокентий III в 1140 и папа Евгений III в 1313 году восставали против турниров из-за случавшихся на них смертельных случаев и даже, бывало, отлучали тех, кто принимал в них участие, от Церкви. Однако турнирам суждено было существовать еще долгие годы и даже пережить сами рыцарские времена. Они проводилась и в XVI веке, когда рыцари окончательно уступили место на поле боя пехоте, артиллерии и легко вооруженной коннице. Уходила в прошлое вместе с рыцарскими турнирами и особая общность людей, называемых герольдами. Но они оставляли в истории очень заметный след: никто иной способствовал тому, что столь важную роль стал играть в Средние века рыцарский герб, трансформировавшийся с течением времени в гербы цехов, городов, государств, дошедший таким образом и до наших дней…
_______________________________________
Сегодня общения в сети более чем достаточно — социальные сети, форумы, сайты. Но когда можно видеть своего собеседника воочию, используя бесплатный видеочат — это очень удобно и гораздо приятнее. Для этого достаточно зайти на интернет-ресурс и подключить свою вебкамеру. Никаких анонимов и троллей, только живое общение!
Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.
Вы также можете:
Морские котики и дельфины по-средневековому
Если вы думаете, что постный пир заканчивался на рыбе, бобрах, кроликах и лягушках, то вы очень ошибаетесь. Пора обратить взор на морских млекопитающих, таких как морские котики и дельфины. Они все получили собирательное название «морские свиньи». Все эти животные находились под охраной государства, а вылов их строго санкционировался.
Питательное мясо использовали для приготовления колбас, рагу и жаркого. Такие блюда, как считается, любила Екатерина Арагонская, жена английского короля. В одной из старейших известных кулинарных книг под названием The Forme of Cury конца XIV века приводится рецепт сладкой каши с добавлением миндального молока, пшеницы и дельфина.
Китов тоже ели, но уже бедняки, ведь это мясо не особо ценилось и тяжело переваривалось. А вот знаменитая во многих культурах серая амбра, как отход жизнедеятельности китов, очень ценилась как в медицине, так и в кулинарии. Дорогое воскоподобное вещество в последующие века добавляли в кофе, горячий шоколад и алкоголь как ароматизатор, а любитель странной медицины король Англии Карл II периодически подкреплялся яичницей с амброй.
Кто мог участвовать в турнире?
Требования же, которые предъявлялись к английским рыцарям, желающим принять участие в турнире, были достаточно строгими. Рыцарь должен был доказать знатное происхождение в двух поколениях со стороны и матери, и отца, а доказывалось это наследственным гербом на щите и отличительными украшениями на шлеме.
Правда, со временем такие строгие ограничения стали ослабляться — к турнирам допускались и рыцари, пусть не столь знатные, но известные храбростью и умением владеть оружием. Но как бы то ни было, каждый прибывший на турнир рыцарь допускался к участию в нем только после рассмотрения его права на совете специально избираемых турнирных судей.
Если кто-то оказывался виновным в недостойном рыцаря поступке, и это могло быть доказано в присутствии судей, рыцарь лишался права выехать на ристалище. Это распространялось и на уличенных в хуле против Господа, в оскорблении дамы, в нарушении данного слова, и на каждого, кто покинул собрата по оружию в сражении. Высокое значение рыцарского достоинства поддерживалось и еще одним правилом — никто не мог быть допущен к участию в турнире, если был виновен в вероломном нападении на противника. Однако и для рыцаря, признанного советом турнирных судей безупречным во всех отношениях, предварительные испытания еще не заканчивались. Теперь он передавал свой флаг и гербовый щит герольдам, а те устраивали из знамен и гербов своеобразную выставку на главной городской площади, располагая их в строго определенном порядке.
Выше всех помещались гербы знатнейших лиц, ниже — баронов, и наконец, в самом низу — простых рыцарей. Такая выставка служила как бы программой предстоящего состязания, но вместе с тем, устраивая ее, герольды обсуждали подлинность каждого из представленных гербов. Лицам не рыцарского происхождения выставление гербов было строго воспрещено, и уличенные в таком обмане должны были заплатить штраф в виде вооружения и боевого коня — в пользу герольдов. В обязанности герольдов входила еще и такая: давать любопытным зрителям необходимые объяснения, если чей-либо герб из выставленных прежде был им не знаком.
Но не всегда объявлялись во всеуслышание имена всех рыцарей, пожелавших принять участие в турнире и выдержавших предварительные испытания. Иногда позволялось скрывать свои имена совсем юным рыцарям, страшившимся поражения и позора, а также в тех случаях, если рыцарь до поры предпочитал хранить инкогнито, будучи в неприязненных отношениях с устроителем турнира.
Случалось даже и так, что турнир становился своеобразным маскарадом — рыцари появлялись на нем в фантастическом вооружении, заимствованном у каких-либо легендарных или исторических личностей. Например, однажды проводился турнир, где одна сторона рыцарей олицетворяла легендарного короля Артура и его паладинов Круглого Стола, а другая — Карла Великого и его воинов.
Это интересно: История рекламы
Где взять квест «Песнь рыцарского сердца»
Задание выдает Гильом де Лонфаль – молодой рыцарь, с которым Геральт встречается в начале прохождения DLC «Кровь и вино», помогая расправиться с великаном по имени Голиаф, а затем спасает молодого бойца от шарлея во время рыцарского турнира. Приняться за мисcию можно сразу же по завершении сюжетного задания «Бестия из Туссента».
Гильом, который после неудачной схватки с шарлеем оказался в лазарете, обеспокоен странным поведение фрейлины Вивиенны, в которую он влюблен. Юноша подозревает, что она находится под действием проклятия, что подтверждается некоторыми косвенными уликами – эта симпатичная девушка никогда не выходит из дома после заката и сторонится общества других людей.
План таков: так как де Лонфаль по причине здоровья не может принимать участие в очередном турнире, сразиться за его честь придется Геральту. В этом сезоне покровительницей турниров объявлена как раз леди Вивиенна, и все эти мероприятия проводятся в ее честь. Каждый из участников может быть удостоен аудиенции фрейлины княжны Анны-Генриетты. А оставшись один на один, дальше все пойдет, как по маслу – хотя Геральт немного мрачноватый тип, язык у него подвешен хорошо, поэтому разговорить девушку не будет сложно.
Средневековое застолье в замке сеньора
Стол в огромном зале донжона замка собирали из досок, которые специально клали на козлы. Белая скатерть — редкость, её использовали исключительно в праздничные дни. О столовых полотенцах речи даже не шло. А золотая или серебряная посуда редко выставлялась — в основном графы и герцоги использовали оловянную или глиняную кухонную утварь.
Вино перед трапезой наливали в чаши на несколько человек: соседи за столом либо пили из одной емкости, либо использовали индивидуальные кубки (если таковые были у хозяина поместья). Виночерпий по требованию гостей обновлял сосуды с вином.
Только что приготовленные блюда на стол приносили накрытыми полотенцем. Оно снималось в момент подачи гостю. Подобный обычай был введён не только для сохранения температуры блюда, но и в качестве меры безопасности: считалось, что таким образом можно помешать отравлению еды. Литература повествует также о специальных слугах, которые занимались дегустацией приготовленной пищи. Существуют и совершенно фантастические рассказы о профилактических свойствах зуба змеи и рога единорога, с помощью которых выявляли яд в блюде.
Порядок подачи яств слабо освещён в источниках той поры. Хроники и литературные произведения рисуют совершенно полярную картину. Обед в замке гостеприимного сеньора открывали и пирогами, и супом, и сырами, и даже фруктами. Хотя пироги в отдельных случаях являлись финальным пунктом в банкете хозяина поместья и его гостей.
Средневековые миниатюры изображают господский стол со всеми блюдами сразу: горячие и холодные закуски, дичь, соленья и сладости. Неудивительно предположение, что на подобной трапезе ели всё и сразу. Но если мы говорим о мясных и рыбных блюдах, то крупную дичь ели в первую очередь, а затем — птицу и рыбу. Употребление выпивки завершалось сладкими винами (ликёрами) или особой настойкой с пряностями.
Продолжительность подобного мероприятия варьировалась от пяти до восьми часов. Обед длился около полутора часов, а ужин — два с половиной и более. Вечерняя трапеза затягивалась, ведь гостей ждала развлекательная секция — жонглёры, паломники с рассказами о путешествиях, труверы со стихами и музыкальное сопровождение.
Как царица Клеопатра VII одним махом съела 20 млн евро
Спросите, какая связь между Клеопатрой и евро? Сейчас поясним. Во времена египетской царицы в обиходе Древнего Рима ходили сестерции. Путем обычного сравнения стоимости популярных продуктов тогда и сейчас, ученые выяснили, что 1 сестерция разнозначна теперешним 2 евро:
Так вот Клеопатра, кроме своей фантастической красоты, славилась и неуемным транжирством — она тратила народные налоги направо и налево без наименьшего намека на экономию государственных средств. Например, Плутарх в своих трудах описал, что ежедневно на кухне царицы запекалось 8 кабанов — каждого ставили на огонь на час позже. Этого для того, что если вдруг захочется пировать — все было с пылу-жару. Помогали ей в расточительстве многочисленные любовники, среди которых были Марк Антоний, Юлий Цезарь и другие правители того времени.
Клеопатра в кино. Фото kg-portal.ru
Так вот, как-то Клеопатра поспорила с Марком Антонием, что накроет стол стоимостью в 10 миллионов сестерциев (месячный бюджет Римской империи) и все они это съедят до полуночи. Император посмеялся, но согласился — на кону было его желание или царицы. Накрыли шикарный стол, но явно не на такую сумму. Ели-пили, полуночь приближалась, и Клеопатра явно проигрывала. Но в конце она сняла с себя одну из серьг с очень редкими розовыми жемчужинами, которые ей подарил сам император и стоимость каждой — 10 млн сестерций. Царица закинула сережку в бокал с какой-то жидкостью, жемчужина за минуту минуту растворилась и красавица торжественно выпила самый дорогой в истории напиток.
Спор был выигран. Правда это или легенда — теперь уже не узнает никто, но история в духе тех времен.
Храм – дом Божий
Сегодня, входя во храм, каждый
из нас становится гостем Божьим. Первая скиния, где приносили жертвы Творцу во времена
Ветхого завета, была задумана именно так. «И пусть сделают Мне святилище. И буду
обитать среди вас», сказано в главе «Исход».
Молитва – наша хвала незримому хозяину храма и святым угодникам.
Исповедь – личная беседа с Ним, поскольку в этот момент священник воплощает Христа.
Причастие – чудесная трапеза, доля Его благодатной силы.
Дары Ему – наша любовь и добрые дела.
В доме Божьем нужно вести
себя скромно и почтительно, ведь мы пришли к Владыке мироздания.
Если мы забываем о храме,
то его хозяин огорчается и отворачивается от нас.
И как принимали мы своих смертных гостей – приветливо или холодно, так примет
нас Бог в своём доме.
Православный храм. Каждый прихожанин после литургии может присоединиться к столу.
4 Пейн рагун
Если кто-то когда-нибудь задавался вопросом, на что была похожа средневековая конфета, то вот она. Пейн рагун, по сути, является ириской в средневековом стиле, хотя это лакомство подавали вместе с мясом или рыбой, а не в качестве закуски или десерта. Нужно смешать немного меда, сахара и воды и варить это все на медленном огне, затем добавить молотый имбирь. Рецепт фактически призывает повара макнуть в смесь палец. Если пейн рагун зависал, капая с пальца, то он готов. После этого в средневековую «ириску» нужно добавить кедровые орехи и размешивать, пока смесь не загустеет. В конце смесь раскладывают в формочки хлебцов или кексов и оставляют так застывать.
Как британское «Общество любителей природы» боролось за фауну Австралии
Дело было в 19 веке. После экспедиции членов «Общества любителей природы и акклиматизации» в Австралию — британскую колонию, было выяснено, что завезенные на далекий континент кролики угрожают местной экосистеме. И решили британские ученые бороться за сохранение экзотической фауны Австралии. Одним из пунктом плана была идея завезти австралийских эндемиков в Англию и акклиматизировать их.
Как водится в приличном обществе, начали с банкета. Огромный зал был украшен прекрасно изготовленными чучелами птиц и рыб, головами животных, которых, по мнению членов клуба, можно завезти в Англию из Южного полушария. В клетках вокруг сидели живые представители фауны, как наглядное пособие.
Банкет у английской королевы. Фото иллюстративное, источник targetliberty.com
Но главным доказательством серьезности намерений были подаваемые блюда: фрикасе из кенгуру, целый запеченный кенгуру-альбинос, дикие свиньи и индейки были на месте приготовлены по эксклюзивным рецептам настоящими аборигенами-папуасами, привезенными в командировку. Был даже приготовлен суп из австралийских ласточкиных звезд, но он никому не понравился, хотя по смете был самым дорогим блюдом. Короче, можно долго описывать зверье, морепродукты и тропические фрукты, съеденные тысячей членов британского «Общества любителей природы и акклиматизации».
Такого пира до того и после того не устраивали себе даже самые пышные королевские дворы. Зато есть, что вспомнить.
Как открывались турниры
Рыцари выезжали к ристалищу блестящей кавалькадой, вместе с ними были и самые знатные особы, благородные дамы и девицы, — словом, открывал турнир весь цвет рыцарства и женской красоты. Обычно дамы подбирали и соответствующие случаю костюмы — нередко они украшались золотыми и серебряными поясами, на которых висели легкие мечи. На самом ристалище младшие герольды внимательнейшим образом осматривали вооружение участников. Оружие, не соответствующее установленному турнирному образцу, немедленно отвергалось. Копья были безопасны, так как снабжались тупыми наконечниками, турнирные мечи тоже были затуплены и укорочены. Иногда даже они делались не из стали, а из китовой кости, обтянутой кожей.
Но случалось, несмотря на все меры предосторожности, турнирные состязания и в самом деле переходили границы дозволенного. На них прорывалась иногда национальная рознь, брало свое, бывало, уязвленное самолюбие рыцаря, отвергнутого прекрасной дамой ради другого, более счастливого соперника
Чтобы избежать кровопролития, в конце концов от рыцарей, помимо соблюдения всех прочих формальностей, стали требовать и особую клятву, что явились они на турнир с единственной целью совершенствования в военном искусстве, а не для сведения счетов с кем-нибудь из соперников.
В Англии к концу ХIII века был издан специальный королевский указ, дозволяющий употреблять на турнирах лишь уширенный тупой меч и запрещающий применение острого меча, кинжала, боевой булавы. Зрителям же, наблюдающим за состязаниями, вовсе запрещалось иметь при себе какое-либо оружие, чтобы излишние эмоции не могли выплеснуться через край. Так что буйный темперамент английских футбольных болельщиков, родился, оказывается, не на пустом месте.
Но вот заканчивался тщательный осмотр вооружения, и если все было в порядке, рыцари по сигналу герольдов удалялись в свои шатры, чтобы приготовиться к поединку. По второму кличу герольдов они садились на коней и выезжали на поле. Теперь специально назначенные судьи осматривали, правильно ли были оседланы кони турнирных бойцов. Наступала короткая пауза, на какой-то миг все замирало — и в ложах для дам и почетных гостей, и на скамьях для простонародья. Участники турнира ждали знака к началу состязания.
Правила рыцарского турнира
Любое состязание требовало наличия распорядка и правил. Это действительно тяжёлое испытание для рыцарства следовало подчинить ряду условий и законов.
I. День турнира назначался за 2−3 недели до начала мероприятия. Место определяли также заранее и устанавливали его условные границы на пространстве между двумя городами. Информацию о времени и месте турнира всегда доносили гонцы.
II. Как уже было сказано ранее, рыцарский турнир — это командное сражение. Деление участников на команды происходило по локальному признаку. В Англии — северяне и южане, во Франции — бретонцы, анжуйцы и даже французы. К XIII столетию в моду входят джостры — рыцарские поединки между двумя участниками.
III. Помимо меча и копья участники могли использовать и другие виды оружия (кроме луков и арбалетов).
Само столкновение рыцарей было крайне небезопасным и походило на настоящую битву. Именно так турнирную схватку описывает французский поэт Кретьен де Труа в своём романе «Эрек и Энида»:
«С обеих сторон ряды участников дрогнули, и над полем прокатился гул сражения. Последовали страшные удары копьями, и копья ломались от этих ударов, пробивая в щитах дыры, а кольчуги разрывая в клочья. Седла пустели, а всадники, выбитые из седла, брели, спотыкаясь, прочь; по крупам коней струился пот, с их морд падали клочья пены. Мечи стремительно поднимались и опускались, рубя врагов, которые с грохотом падали на землю, и некоторые из участников в страхе бежали с поля боя, надеясь впоследствии заплатить выкуп, некоторые же — чтобы предотвратить этот позор».
Уже в XIII веке в турнирных уставах появляются требования использовать тупое или затупленное оружие. Появляются специальные кожаные доспехи и неметаллическое оружие.
IV. Со времён правления Ричарда Львиное Сердце каждый из участников платил налог за турнир. Граф платил 20 марок серебром, 10 платил барон, 4 — обычный рыцарь с земельным наделом, а 2 марки брали с безземельного воина.
V. Побеждённого соперника могли брать в плен и требовать с него выкуп. Победитель имел право забрать доспехи и коня у поверженного противника. Приз турнира формировался за счёт взносов основных участников.
Несмотря на все сложности организации подобных мероприятий и негативного отношения церкви к этой забаве для знати, рыцарские турниры стали очень популярны в Европе к XIII-XIV столетиям, оказав огромное влияние и на военное дело, и на культурный климат на континенте.
Ристалище, судьи и награды
Поле для турнира — ристалище — обносили деревянной оградой в один или два ряда или вместо нее протягивали веревки. Первоначально поле было круглым, но с течением времени обрело более удобную продолговатую форму. Вокруг поля устраивались деревянные ложи для прекрасных дам, а также судей турнира. Ложи украшались дорогими тканями и коврами, а самая роскошная, под балдахином, убранная цветами, стрелами, изображениями пылающих сердец, предназначалась для королевы любви и красоты, которую предстояло назвать будущему победителю.
Хоть и присутствовали на турнирах специально назначаемые судьи, однако высшими судьями были прекрасные дамы. Любую жалобу против кого-либо из участников рассматривали именно они, и решение не подлежало обжалованию. Открывая рыцарское состязание, герольды громко оглашали его правила и объявляли, каким будет приз предстоящего состязания. Помимо объявленных призов, дамы и девицы часто жертвовали в виде награды за рыцарскую доблесть собственные золотые или серебряные украшения. А сам главный приз мог быть весьма ценным. Кроме того, каждый рыцарь, одержавший победу над противником, получал в качестве трофея его вооружение и коня. Как правило, устроители турниров проявляли особую учтивость по отношению к иноземным рыцарям-участникам. Так однажды на турнире в Смитфилде, при Ричарде II, королева объявила наградой золотую корону, если победителем станет иностранец, и дорогой браслет, если им окажется англичанин.
Лесная братва: жареные ежи и барсуки
Ожидаемо, что в Средние века люди кормились в лесах, где охотились на местную фауну. С дичью, вроде оленей, кабанов и даже медведей все относительно понятно, но как в списке провианта тех времен оказался еж непонятно вообще.
Ежи и в ту пору считались великолепными работягами, а их способность сворачиваться в клубок просто поражала людей. Их защитное поведение даже сравнивали с монашеской молитвой, оберегающей послушников от мирских искушений. В какой момент тут появилось желание сожрать милых колючих ребят неизвестно, но в итоге сложился «классический» рецепт. Ежей начиняли специями и запекали в тесте либо просто обжаривали. Также считалось, что ежиное мясо и жир отлично помогают от ангины и проказы.
Средневековые кулинары добрались даже до мистера барсука. Опытным путем выяснили, что жесткое мясо нужно вымачивать в соленой воде до 10 суток, а затем еще и варить не менее 5 часов.
Ритуалы гостеприимства
Со сложными взаимоотношениями в древнем мире, где чужак мог оказаться как божеством, так и убийцей, связаны многие ритуалы этикета, которые мы практикуем до сих пор.
В традиционной культуре человек живет в центре мира, по краям которого обитают львы, драконы и псоглавцы. Таким образом, мир делится на «своих» и «чужих».
Кажется, это понимали на протяжении всей истории культуры — по крайней мере, с тех пор, как наши предки оценили преимущества межплеменных ритуальных обменов по сравнению с войной «всех против всех», которую описывал Томас Гоббс.
Попасть из одной категории в другую можно с помощью особого обряда перехода. Через такой обряд проходит, например, невеста, входя в мужнину семью в новом качестве. А умерший человек отправляется из мира живых в царство мертвых. Ритуалы, связанные с переходом, подробно описал антрополог и этнограф Арнольд ван Геннеп. Он делил их на прелиминарные (связанные с отделением), лиминарные (промежуточные) и постлиминарные (обряды включения).
Гость символически соединяет мир своих и чужих, и чтобы принять чужака, его нужно особым образом встретить. Для этого использовались устойчивые фразы и повторяющиеся действия. У разных народов ритуалы оказания почестей гостям иногда были довольно причудливыми.
Племя тупи из Бразилии считало хорошим тоном рыдать при встрече гостя.
Судя по всему, яркое выражение эмоций, как это бывает с родственниками и любимыми после долгой разлуки, должно было сделать общение искренним.
Адаптированный к внутреннему, «своему» миру чужак больше не несет опасности, поэтому его полагалось символически включить в клан. Представители африканского народа луо из Кении дарили гостям, как из соседней общины, так из другого народа, надел земли из своего семейного участка. Предполагалось, что в обмен те будут приглашать дарителя на семейные праздники и поддерживать его в бытовых делах.
Большинство ритуалов гостеприимства завязаны на совместном приеме пищи. Уже упоминавшееся классическое сочетание хлеба и соли — альфа и омега исторического гостеприимства. Не зря хороший хозяин называется хлебосольным. Это угощение рекомендует для примирения с врагом «Домострой», оно же было обязательным атрибутом русских свадеб. Традиция характерна не только для славян, но практически для всех европейских и ближневосточных культур. В Албании в ход идет хлеб погача, в Скандинавских странах — ржаной хлеб, в еврейской культуре — хала (в Израиле арендодатели иногда даже оставляют эту выпечку, чтобы поприветствовать новых жильцов). Повсеместно считалось, что отказаться разделить с хозяином трапезу — это оскорбление или признание недобрых намерений.
Один из самых знаменитых шок-контентных сюжетов в сериале «Игра престолов» и серии книг Джорджа Мартина — Красная свадьба, на которой большую часть семейства Старков убивают их вассалы Фреи и Болтоны. Побоище произошло на пиру, после преломления хлеба. Этим были попраны священные законы, которые в мире Вестероса, вдохновленном множеством мировых культур, гарантировали гостям защиту под кровом хозяина. Кейтилин Старк поняла, к чему идет дело, заметив, что под рукавом Русе Болтона прячется доспех, но было уже поздно. Кстати, традиция рукопожатия тоже имеет прелиминарную природу — в раскрытой ладони точно нет оружия.
Кроме пищи, хозяин мог предложить гостю разделить ложе с его дочерью или женой.
Этот обычай, существовавший у многих первобытных обществ, носит название гостеприимного гетеризма. Такая практика имела место в Финикии, Тибете, у народов Севера.
Потом гостя требовалось соответствующим образом проводить, снабдив гостинцами, которые связывали его с посещенным местом и служили своего рода знаком открытия локации. Так и сегодня многие коллекционируют сувениры из путешествий. А обмен подарками остается популярным этикетным жестом. Правда, теперь бутылку вина или угощение к чаю чаще приносят гости.
Какими бы ни были ритуалы гостеприимства, это всегда сочетание протекционизма и доверия. Хозяин берет гостя под свою защиту, но в то же время сам открывается ему. В сакральных практиках гостеприимства гость — и бог, и незнакомец из внешнего загадочного пространства. Поэтому через Другого происходит постижение божества и осуществляется связь с внешним миром за границами привычного.