Нормативные акты
Первым нормативным актом регламентировавшим отношения между помещиками и крепостными крестьянами, было Соборное уложение, принятое в 1649 году Земским собором. Несмотря на то, что в статьях этого свода законов отчётливо прослеживалась низкая степень правовой защищённости крестьян по сравнению с землевладельцами, он признавал некоторые неправомерные действия феодалов преступлениями, за которые полагалось наказание.
Помещик, несмотря на своё главенствующее положение, должен был придерживаться ряда правил.
Согласно тексту 94 статьи X главы Уложения каждый зависимый человек обладал гражданским правом, защищавшим его личность от бесчестия. Каждый помещик, в случае нарушении этой нормы, то есть за оскорбление крепостного был обязан выплатить потерпевшему штраф в размере 1 рубля. К слову величина этой выплаты была смехотворной по сравнению с теми суммами, которыми феодалы откупались за унижение людей из других более привилегированных сословий, нежели крестьянство.
Создатели Соборного уложения не упустили из виду и ответственность помещиков за убийство прикреплённых к их владениям людей. В 71 статье XXI главы зафиксировано, что при непреднамеренном лишении жизни крестьянина, хозяин мог подвергнуться тюремному заключению. В случае непредумышленного убийства чужого крестьянина, феодал был обязан восполнить потерю, отдав его владельцу своего лучшего крепостного вместе со всем его имуществом и семьёй, выплатить все задолженности убитого, и быть привлеченным к уголовной ответственности за преступление.
Если же убийство крестьянина признавалось намеренным, то землевладельцу грозила смертная казнь.
Гуманистически настроенная Елизавета Петровна наложила мораторий на смертную казнь, и как следствие дворян-крестьяноубийц после осуждения клеймили и отправляли на каторгу. Позже Екатерина II поручила заниматься крестьянскими делами специально уполномоченному органу, наказав генерал-губернаторам строго следить за наказанием помещиков-самодуров.
При Александре I в 1817 году появился указ, по которому землевладельцы, уличённые в превышении своих властных полномочий над крестьянами, предавались суду, а их имения переходили под опеку государственной казны. В период с 1834 по 1845 годы по этому закону к суду было привлечено 2838 помещика, из которых 630 человек получили реальные сроки заключения.
«Нет плохих продуктов — есть плохие повара»
Житель средневековой деревни не был гурманом и следил за своим питанием только во время поста. Но далеко не все строго выполняли церковные предписания и с удовольствием поедали калорийные блюда и запивали их хмельными напитками.
Неурожаи, эпидемии, войны и плохие погодные условия влияли на количество продуктов питания в деревенских домах, но главным врагом крестьян оставался грех чревоугодия. Несовершенные кулинарные навыки в приготовлении тяжёлой и калорийной пищи также сыграли свою негативную роль. Следить за фигурой не было времени, да и церковь особенно не позволяла. Набив желудок питательной массой из хлеба, сыра, каши или супа, простой сельский житель шёл трудиться в поле или пасти скот. Ведь основа его бытия — это труд.
Красный угол
Об этой части русской крестьянской избы слышали практически все, кто хоть раз заглядывал в книги со сказками или описаниями быта того времени. Этот участок дома поддерживали чистым, украшенным. Для оформления использовали вышивку, картинки, открытки. Когда появились обои, именно здесь их начали использовать особенно часто. Задачей хозяина было выделить красный угол из остального помещения. На полку поблизости ставили красивые предметы. Здесь хранились ценности
Всякое событие, важное для семьи, праздновали в красном углу
Основным предметом мебели, располагавшимся здесь, был стол с полозьями. Его делали довольно большим, чтобы места хватало всем членам семьи. За ним в будни кушали, в праздники организовывали застолье. Если приходили свататься к невесте, обрядовые церемонии проводили строго в красном углу. Отсюда женщину забирали на венчание. Начиная сбор урожая, первый и последний снопы относили в красный угол. Делали это максимально торжественно.
Хлеб — всему голова
Ключевую роль в питании средневекового крестьянина играл хлеб — он обеспечивал выживание. Хлеб ели разный: чем богаче был человек, тем более разнообразное меню он мог себе позволить. Рацион крестьянина состоял в основном из злаков, бобовых, говядины и сезонных овощей. Активно употребляли овсянку, рожь, горох, чечевицу. Хлеб составлял основу рациона — делали галеты, батоны, буханки и различные шарики. Пшеница считалась более чистым сортом и стоила дороже, нежели рожь. Поскольку овощи были доступны осенью, в рационе преобладали в основном углеводы. Рыбу (под этим названием понимались все животные, которые не ходят по суше) крестьяне употребляли редко. Еще были в ходу лук, чеснок и капуста. А еду готовили в основном на огне.
Хлеба в рационе аристократов также хватало, только делался он не из ржи, а из пшеницы. Знати было доступно такое развлечение, как охота — она тоже подтверждала статусность сословия. В силу этого на аристократическом столе можно было видеть фазанов, перепелов, куропаток и других диких птиц. Также богачам были доступны масла, вина и специи.
Якопо Кименти, «Натюрморт». Около 1625, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Средневековая кулинария сильно зависела от региона. Например, в Южной Европе чаще употребляли в пищу фрукты, овощи, масло и вино. В тоже время северные регионы питались хлебом и мясными и молочными продуктами, а также рыбой.
Одежда крестьян
Климат на большей части Европы прохладный, а крестьяне практически весь день проводили в работе на своем поле или огороде. Поэтому главная задача одежды крестьян в Средние века состояла в том, что защитить человека от холода и сильного ветра, из-за чего она была многослойной.
Материалом для изготовления ткани служили растения: лен, конопля, крапива, шерсть. Женская и мужская одежда почти ничем не отличались. Крестьяне носили обычную грубую домотканую одежду: свободные рубахи длиной до коленей, сверху жилет и туника (камиза или кота), штаны брэ, а в качестве верхней одежды был плащ с капюшоном, зимой согревал меховой тулуп. Мужчины и женщины носили шоссы, похожие на чулки, которые завязывались на уровне бедер.
Немного позже произошло разделение одежды по половому признаку: женщины стали носить длинные платья и сарафаны, юбки, белые передники и чепцы. Женская праздничная одежда украшалась аппликациями, вышивкой, другим декором, но надевали ее только в торжественные дни.
На ногах крестьяне носили башмаки, которые были одинаковыми для обеих ног, в зимнее время года — грубые сапоги до колена. Ботинки делались из грубой кожи, часто летом в поле работали босиком.
Праздники
Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.
Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)
Новый год сначала отмечали
в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым
Новым годом по новому календарю.
Рождество Христово и
следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями,
массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.
Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)
Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:
Внутреннее убранство дома
Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.
С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.
Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.
Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.
Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.
Средневековье и эпоха феодализма
История Средних веков охватывает период с V по начало XVI век, вплоть до наступления эпохи Нового времени, и относится в основном к странам Западной Европы. Для этого периода характерны специфические особенности жизни: феодальная система взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами, существование сеньоров и вассалов, доминирующая роль церкви в жизни всего населения.
Одна из главных особенностей истории Средних веков в Европе — существование феодализма, особого общественно-экономического уклада и способа производства.
В результате междоусобных войн, крестовых походов и других военных действий, короли одаривали своих вассалов землями, на которых те строили себе поместья или замки. Как правило, дарилась вся земля вместе с живущими на ней людьми.
Тевтонский орден
Одним из пиков притязаний на восточные территории католиков стала экспансия Тевтонского ордена и его ландмейстерства с широкой автономией — ордена Ливонского. И об этой истории, да и о самом Ордене и его деятельности стоит поговорить подробнее, настолько они показательны.
Само «Германское братство святой Марии в Иерусалиме», как полностью называется Тевтонский Орден, появилось как часть ордена госпитальеров в 1190 году, по итогам 3-го крестового похода. В 1191 году папской буллой Орден стал автономным.
С годами он стал активно действовать уже на территории восточной и центральной Европы. Фактически, за счет походов против прусских племен, естественно, изначально с «миссионерскими целями», Орден стал владельцем целого государства.
И к 1240 году в руководстве Ордена уже давно вызрело понимание того, что экспансия нужна не столько для религиозных, сколько для политических целей. Экспансия на Запад была невозможна потому, что там все уже были католиками, а вот на Восток в сторону «варварских славянских племён» исповедующих «еретическое православие» — почему бы и нет?
К тому же и литовские, и, особенно русские князья были ослаблены татаро-монгольским нашествием. И тут возникало два варианта. Первый, который и был предложен Александру Невскому — это переход в католичество, и совместная борьба с татаро-монголами. Второй, который в итоге продвигал Тевтонский орден – это военная экспансия и захват русских земель.
Но католичество помимо активной экспансии еще и задавало жесткие рамки обрядовости, быта, культуры и ментальности. И в отношении этих своих «универсальных норм» было куда менее либерально, нежели Православие. Монгольское же государство вообще не посягало на религиозную составляющую жизни покоренных народов. И потому Невский осуществил нетривиальный политический ход, став побратимом сына Батыя, Сартака. То есть заручился военной и политической поддержкой монголов.
И понятно, что после такого «кульбита» европейцы окончательно укрепились в том мнении, что на Руси живут какие-то совсем уж азиаты и варвары. А это означало, что «цивилизаторы»-тевтонцы могут делать с этими «варварами» все что угодно.
Феодализм в России
Мнения историков о существовании феодализма за пределами Западной Европы различаются. Большинство склоняется к тому, что в классическом виде эта система отношений больше нигде не была представлена. Правильнее считать распространение феодализма в других государствах частичным, имеющим особенные для каждой страны черты.
В России феодальные устои проявились в виде взаимоотношений дворянства и крестьян. Начиная с 15 века происходило постепенное закрепощение вторых (разорение непомерными налогами; издание указов, ограничивающих права крестьян).
Так в 1497 году Судебником (сборник законов) устанавливалось ограничение на переход крестьян к другому хозяину. Это можно было сделать в течение недели до и после 26 ноября (Юрьев день), заплатив «пожилое». Денежный сбор крестьян при уходе от феодала составлял в среднем 1 рубль с одного двора. С 1550 года выплаты увеличились, а позже периодически запрещался переход крестьян даже в указанный период.
Крепостничество в России устанавливалось постепенно. Главную роль в закрепощении сыграло Соборное уложение (законы 1649 года), которое закрепило за помещиками вечное право на поиск беглых (до этого срок возврата был 10 лет) и наследственное владение крестьянами, потомки которых становились зависимыми уже с рождения.
Рис. 3. Крепостные крестьяне.
Что мы узнали?
Рассмотрев тему из курса истории (6 класс), мы узнали об отличительных чертах феодализма, сформировавшегося в Западной Европе к концу 11 века и частично затронувшего другие страны; выявили специфику отношений землевладельцев (феодалов) и землепользователей (крестьян).
-
/10
Вопрос 1 из 10
Почти никто не завтракал
Для современного человека завтрак считается одним из самых важных приёмов пищи. В Средневековье же почти никто не завтракал. Так, например, философ-теолог Фома Аквинский говорил, что слишком ранний приём пищи является одним из способов совершить смертный грех — чревоугодие. По сути, завтрак считался оскорблением Бога и самого себя.
Чаще всего люди, чтобы не нарушать пост и не гневить Бога, пропускали завтрак и вместо этого съедали лёгкий обед, а вечером у них был сытный ужин. Некоторые ещё добавляли так называемый задний ужин, когда употреблялись вино или эль, но это не одобрялось. У крестьян было что-то вроде завтрака, но им являлся, как правило, небольшой кусок хлеба, съедаемый для того, чтобы не свалиться в голодный обморок во время работы в поле.
7. Люди ели почти всё, что попадало под руку
Если бы ты являлся крестьянином в средневековой Европе, то увидеть мясо мог разве что на телеге, которая везла свиную тушу в замок местного феодала. Поэтому приходилось есть не говядину со свининой и даже не курицу, а что-то другое, что является источником животного белка.
Однако и богатые люди не были привередливы в еде, ведь только после начала Ренессанса знать принялась соревноваться в дороговизне продуктов. А в Средние века на столах как крестьян, так и богатых людей можно было увидеть скворцов, стервятников, чаек, бакланов, морских свинок, тюленей, китов, ежей и подобных существ, которых в наше время никому не придёт в голову готовить.
8. Фасоль была одним из главных блюд на столе
Это сейчас фасоль можно встретить только на столах адептов полезного питания или просто любителей этих бобов. А в X веке, когда она и другие бобовые культуры начали распространяться по Европе, это было настоящим спасением, ведь до этого простые люди практически не получали белка.
В результате массового выращивания бобовых крестьяне могли употреблять больше белка, что привело к улучшению их здоровья, повышению продолжительности жизни и количества детей, что, по мнению некоторых историков, позволило достаточно быстро восполнить потери населения после Юстиниановой чумы VI века, вследствие которой в Европе погибло до 25 миллионов человек.
9. Десерты были своеобразной паузой между основными блюдами
Сейчас десерт — это отдельное блюдо, которое подаётся в финале трапезы. Но в Средневековье застолья включали в себя множество блюд, подаваемых одновременно, а десерты были своеобразной паузой между ними, позволяющей убрать послевкусие и подготовиться к новому блюду.
Само собой, речь идёт о более обеспеченных слоях населения, а не о крестьянах, которые, как мы уже сказали ранее, ели в основном хлеб.
10. Средневековая диета была полезна для сердца
Более того, она была даже полезнее, чем современные диеты. Всё потому, что человек той эпохи подвергался гораздо меньшему риску развития ишемической болезни сердца и диабета из-за того, что в его рационе не было такого большого количества сахара и он много занимался физическими упражнениями. Конечно же, речь об усердной работе в поле, а не о ленивых жимах штанги в тренажёрном зале.
Некоторые исследователи говорят, что средневековая диета, возможно, является лучшей моделью питания для современного человека и превосходит по эффективности даже средиземноморскую диету.
Еда средневековых крестьян
Рацион бедных людей в этот период был очень скудным. Основная пища крестьян в Средние века состояла из всех продуктов, которые сами они и выращивали: ячмень, полба, просо, пшеница, рожь. Чтобы не платить за мельницу, многие женщины толкли зерно в деревянной ступе, делая вручную муку.
Ежедневное меню крестьянина в Средние века состояло из полужидкой каши, овощной или бобовой похлебки, изредка в рацион добавлялись фрукты, ягоды или орехи, которые собирали дети в лесу в летнее время. Хлеб был только ржаной или серый, который готовился из смеси пшеницы, ячменя, ржи, перемолотых в муку. Он и стал обязательным продуктом начиная с XII века.
На огороде крестьяне выращивали капусту, лук, горох, бобы, морковь, чечевицы, репу, из чего и готовили различные похлебки и блюда. Из сладкого употребляли только мед. Много пили вина или браги, после открытия производства хмеля, пили пиво.
Мясо, чаще всего свинину, крестьяне могли себе позволить только по воскресеньям или большим праздникам. Свиней и поросят резали, а ели на протяжении нескольких праздничных дней; остатки солили и хранили до следующего торжества.
Для обеспечения семьи рыбой мужчины иногда выделяли время на рыбалку, при этом делая и заготовки впрок на зиму. Солить рыбу крестьяне не имели возможности, так как соль была очень дорогой, поэтому ее либо коптили, либо высушивали.
По мере развития сельскохозяйственного производства и христианских предписаний в области питания происходит добавление в крестьянский рацион вина, хлеба, растительного масла, свиного и говяжьего жира.
У более зажиточных крестьян на стол ставили битую птицу, сыры, яйца и даже специи. Жареная пища готовилась редко, крестьянские блюда больше напоминали суп или рагу, к которым подавали соус, сделанный из скисшего вина, орехов, пряностей и лука.
Начиная с XI века, во Франции стали сажать каштановые деревья, которые крестьяне назвали хлебными. Из каштанов делали муку, которая в голодные годы спасала бедных людей от голодной смерти.
Два пищевых полюса
Гастрономический мир простых европейцев в период с 5-го по 14-й век состоял из двух полушарий. Такое положение было обусловлено не только климатом, но и культурой, в частности, мифологией. На севере, среди густых лесов и рядом с холодными морями, проживали варвары. Германские племена добывали пищу в основном посредством охоты и скотоводства, хотя в отдельных районах существовало осёдлое земледелие, которое продолжало развиваться на местах с Раннего Средневековья.
Застолье германского племени. (wikipedia.org)
В культурном плане мясной рацион был продиктован свыше: сюжеты германо-скандинавской мифологии рассказывают нам о пирах в чертогах одноглазого Одина, где павшие в славных битвах эйнхерии поедали мясо чудесного кабана Сехримнира, которое не кончалось, и пили вкуснейшее медвяное молоко козы Хейдрун. Северяне очень плохо соблюдали церковные посты из-за доброй традиции питаться преимущественно мясными продуктами, тогда как жители тёплых регионов вполне сносно переносили лишения, предписанные церковью.
Южные особенности питания базировались на греко-римской, средиземноморской традиции. Овощи и фрукты являлись основой кухни солнечных Балкан, Апеннинского полуострова и Пиренеев. Жители Средиземноморья представляли рай в виде сада, в котором росли самые редкие и необычные деликатесы. Между 12-м и 14-м вв. появились «сведения» о стране с молочными реками и кисельными берегами — Кокани. Там якобы еда валилась на головы с неба и висела на деревьях, а жирные гуси и свиные окорока произрастали из земли, как пшеница.
Мечты о пищевом достатке были продиктованы реалиями Высокого Средневековья. Стремительный рост населения и ряд значимых социальных катаклизмов в 14−16 вв. обострил проблемы поиска пропитания и начал постепенно стирать границы.
ПРИЛОЖЕНИЕ — ПИСАТЕЛЬ XII ВЕКА О ПОЛОЖЕНИИ КРЕСТЬЯН.
Всем известно, как сеньоры притесняют своих несвободных крестьян — мужчин и женщин. Не довольствуясь обычными их повинностями, они постоянно и без милосердия изъявляют притязание на самое их имущество вместе с их личностью и на самую их личность вместе с имуществом. И вот сверх положенного они трижды, четырежды и сколько им ни вздумается раз в году добро их расхищают, бесчисленными службами их утесняют и тяжкое, и невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину. Но, что хуже всего, они не боятся продавать за презренные деньги тех самых людей.
- < Феодальное поместье в IX-XI веках
- -> Феодальная раздробленность — Распад империи Карла Великого. >
Часто использовалось миндальное молоко
Замена коровьего (да и любого животного) молока на растительное, которая сейчас является данью моде на вегетарианство и правильное питание, в Средневековье была привычным делом. Тогда молоко из миндаля или других орехов готовили из практический цели, чтобы разнообразить свой рацион во время поста, когда запрещалось употреблять мясо и молоко животных.
Поэтому растительное молоко использовалось не только для питья, но и в качестве сырья для приготовления масла. Помимо возможности его употребления в пост, такое молоко имело ещё одно достоинство — долгое хранение. В отличие от животного молока, ореховое долго не начинало разлагаться. Во многих поваренных книгах того времени нередко можно встретить этот ингредиент вместо коровьего молока.
Крестьяне, что делали в древнем египте. Крестьяне
Крестьяне. Земледелец в Египте создавал своим трудом больше продуктов, чем добывал охотник. Плодородные почвы долины Нила давали хороший урожай. Человек мог вырастить здесь хлеба и скота больше, чем было необходимо для его пропитания. Стало выгодным заставлять других людей работать на себя, чтобы отобрать у них часть созданных ими продуктов труда. Отобранный хлеб и скот можно было обменять на медь, золото, серебро и на изделия ремесленников. В древнем Египте сложился многочисленный класс крестьян. Крестьяне обрабатывали большую часть земли. Они имели небольшие наделы земли и вели свои хозяйства. Их эксплуатировали знатные люди своего же племени. Взносы вождю и старейшинам за управление делами племени превратились в принудительный и тяжелый сбор. Крестьяне должны были отдавать знатным людям часть собранного на своих участках урожая и часть приплода скота, да еще строить каналы и дамбы для орошения земель.
Древний Египет
«Армия Древнего Египта» — Больницы. Воины-пехотинцы. Хеттский царь. Отряды воинов. Фараоны собирали дань. Значение иероглифов. Пути приобретения состояния рабства. Сирия. Армия фараона. Розеттский камень. Победы. Могущество Древнего Египта. Ряды колесниц. Средиземное море. Отряды копейщиков. Периоды разрушения государства. Фараон Рамсес II. Древние египтяне. Фараоны. Листы папируса. Слава, запечатленная в иероглифах. Египтяне обрели иероглифы.
«Развитие цивилизации Египта» — Страна Египет. Как жили простые египтяне. Храмы. Исида и Анубис. “Один бог на небе-один фараон на земле”(Эхнатон). Медицинские инструменты. Объединение Египта. Разливы Нила. Религия в Древнем Египте. Труд земледельцев. Боги и мифы Египта. Иероглиф. Материал для письма. Скульптура. Побеги молодого бамбука. Изобразительное искусство Древнего Египта. Проклятие фараонов. Дорога к храму. Религиозная реформа Эхнатона.
«Древнее царство Египет» — История. Возникновение классов. Крестьяне. Египет достиг наибольшего могущества. Развивался в нижнем и среднем течении Нила. Укрепилась власть монархов. Египетские пирамиды. Рабы и рабовладельцы. Одно из первых государств. Египет распадается на множество номов. Искусство. Египет — одно из первых государств. Древний Египет. Происхождение названия.
«Игра про Древний Египет» — Большая часть граждан Египта. Знаки-рисунки египтян. Кто «охраняет» пирамиды. Правитель Древнего Египта. Древний Египет. Игровое поле. Для чего строились пирамиды. Бог Солнца Амон-Ра. Чиновники Египта, отвечавшие за сбор и запись сведений о хозяйстве. Верховный чиновник –помощник фараона. Земляная преграда для воды. Место в пустыне, где на поверхность выходит вода. Самая большая пирамида –пирамида фараона.
Пища крестьян
Большинство европейцев питалось довольно скромно. Ели дважды: вечером и утром. Повседневной пищей были:
1. бобовые;
3. капуста;
5. ржаной хлеб;
6. зерновая уха с луком или чесноком.
Мяса потребляли мало, в особенности с учетом того, что в годе было 166 дней поста, запрещалось есть мясные блюда. В рационе было значительно больше рыбы. Из сладостей лишь мед. В Европу сахар попал в 13 веке с Востока, он был очень дорогим. В Европе много пили: на севере — пиво, на юге — вино. Вместо чая заваривались травы.
Посуда европейцев (кружки, миски и т. д.) были весьма простыми, изготовленными из олова или глины. Ели ложками, вилок не было. Ели руками, мясо отрезали ножом. Крестьяне ели пищу всей семьей из одной миски.
Функции крестьянской общины
Все крестьяне объединялись в общины, главной функцией которых оставалось ведение хозяйственных дел. Пашня в деревнях делилась на полосы – крестьянские наделы. Чтобы все было по-честному, общинники получали полосы в разных местах. Для обработки всех своих наделов крестьянину приходилось переходить через соседние участки, в том числе и помещичьи.
На сходках крестьяне решали что и где сеять
Важно было одновременно засевать и собирать урожай, потому что после сбора зерновых культур пашня превращалась в общее пастбище, на которое люди выгоняли свой скот. В имениях были и угодья: леса, луга, реки
Часть принадлежала феодалу, часть – общинникам. Помещики постоянно стремились отобрать угодья общины, урезать ее права. Чтобы больше собрать поборов, запрещали крестьянам молоть зерно дома при помощи ручных жерновов, заставляя пользоваться за деньги своей мельницей.
Одна из функций общины – поддержание порядка на территории. Общинники разыскивали воров и убийц. Брали под опеку сирот, вдов, помогали бедным выплачивать оброк. Община трепетно относилась к обычаям, устраивала праздники, проводила игры. Сплоченные крестьяне нередко выступали против господина, не позволяя ему увеличивать повинности.
Отработочная рента
Отработочная рента как форма принудительных работ была одной из самых лёгких. В случае с ней зависимый крестьянин получал от феодала земельный надел, животных для разведения, сельскохозяйственные инструменты и прочий инвентарь. В качестве оплаты за пользование этими благами он должен был отработать на производстве помещика определённый срок. К слову сказать, такая система принудительных работ была наиболее распространена в странах Востока, где практически отсутствовала личная зависимость крестьян. Ренту часто платили продуктами, произведёнными в хозяйстве зависимого крестьянина, предметами быта, ювелирными изделиями, тканью или деньгами.
Образ жизни человека в средних веках во многом зависела от места его обитания, однако люди того времени вместе с тем были достаточно мобильны, находясь в постоянном движении. Первоначально это были отголоски переселения народов. Затем людей в дорогу толкали другие причины. Крестьяне двигались по дорогам Европы в числе групп или поодиночке, искали лучшей доли. Только с течением времени, когда крестьяне стали обзаводиться некоторым имуществом, а феодалы землями, начали расти города и появляться селения (примерно XIV век).
Ешь, молись, трудись
Организм взрослого человека требует от 2,5 тыс. до 4 тыс. калорий в день. В огромном комплексе источников можно найти сведения о питательной ценности рациона тружеников: крестьянин 9-го века, как и ночной стражник в 14-м веке, получал приблизительно 6 тыс. калорий, пахарь или моряк мог позволить себе более 3,5 тыс. калорий. Несмотря на внезапные катаклизмы и неурожаи, ели более чем достаточно, но качество питания оставляло желать лучшего: белок был в дефиците, преобладали углеводы.
Крестьяне едят хлеб. (wikipedia.org)
Хлеб — всему голова. На этом принципе держался рацион простолюдина. Формы хлеба были представлены широко: буханки, батоны, шарики, галеты. Он также использовался как добавка в суп, кашу и рагу. Крестьянин довольствовался хлебом, приготовленным из смеси пшеницы и ржи. Ежедневно простой труженик съедал от 1,6 до 2 кг продукта.
Макаронные изделия присутствовали в меню ещё с Раннего Средневековья. Как правило, в блюдо добавляли «малые зерновые» — бобы, горох, чечевицу. Тогда уровень содержания в пище углеводов возрастал вдвое.
Овощи составляли важную часть рациона среднестатистической крестьянской фамилии. Капуста — символ любви в среде простых смертных. Возлюбленных принято было называть «капустка моя», что свидетельствует о высоком статусе и изысканном вкусе этого овоща. Далее следуют чеснок, репа, лук-порей, морковь, пастернак, огурец, спаржа и шпинат.
Когда речь заходит о мясной пище на столе простолюдина, возникает масса вопросов. Казалось бы, без животных белков было совсем туго и следовало бы держать скотину или птицу. Однако далеко не все сельские дворы могли прокормить свиней, гусей, кур или овец. Мясо редко гостило на крестьянских столах. Как правило, оно добавлялось в суп или подавалось в виде солонины. О происхождении мяса говорят находки археологов, которые изучали помойные ямы дворов: в пищу шло что попало. Не чурались конины и собачатины.
Употребление мяса имело климатические и региональные особенности: в холода ели засоленную свинину и свиные колбасы, бараниной питались летом. Охота хоть и являлась уделом сильных мира сего, но иногда вблизи лесных массивов простолюдины могли позволить себе полакомиться олениной. 80−100 г мяса в день — норма для жителя средневековой европейской деревеньки.
С рыбой дела обстояли куда хуже: монополия на рыбную ловлю принадлежала либо сеньорам, либо держателям крупных церковных диоцезов. Исследования археологов показали, что рыбных костей вблизи крестьянских дворов фактически не было. Однако существуют упоминания в источниках о карпах, окунях, угрях, щуках. Реже о сельди, лососе и мерланах. Морепродукты были не очень популярны, но всё же простолюдины, проживавшие у моря, могли отведать устриц и мидий. Для средневекового человека употребление в пищу лягушек и улиток не было чем-то из ряда вон выходящим.
Символом средневековой молочной продукции являлся сыр. Европейцы уже выделяли несколько сортов: голландский, бри, честер, пармезан. Молоко в чистом виде совершенно не годилось как продукт питания, а вот в кислом его добавляли в суп. Сливочное масло оставалось непригодным в Средние века: оно заменялось топлёным свиным салом либо растительным из ореха, мака или оливок.
Крестьянский быт. (spartacus-educational.com)
Ассортимент продуктов в крестьянском рационе доказывает, что в подавляющем большинстве простые люди каждый день ели каши и супы. Лёгкий завтрак мог состоять из ломтика сыра и куска хлеба. Немного мяса и сытная каша из бобовых с овощами или травами могла быть подана по окончании ежедневных работ. По праздникам на столы выставлялось всё, что было — народ мог вдоволь набить брюхо как обычными супами, так и редкими мясными деликатесами. Конечно же, со стола сметалось всё. После таких мероприятий семья могла месяцами питаться лишь «святым духом».
Что можно сделать?
Попробовать себя в роли средневекового повара. Вот исторический рецепт, который можно воплотить и сегодня.
Тушеное мясо с травами и ячменем
Ингредиенты
- 25 г сливочного масла
- 500 г мяса (кролика, телятины или курицы)
- 200 г лука-порея
- 2 зубчика чеснока
- 90 г ячменя
- 400 мл воды
- 1-2 столовых ложки красного вина
- Лавровый лист
- Соль
- Перец
- Сушеный шалфей
- На сковороде растопите масло. Мелко нарубите лук и чеснок, а мясо нарежьте мелкими кубиками. Обжаривайте несколько минут, пока мясо не станет коричневого цвета.
- Добавьте ячмень, вино, лавровый лист, перец и соль, залейте водой. Когда смесь закипит, накройте мясо крышкой и тушите час-полтора.
- Обильно посыпьте шалфеем и тушите еще несколько минут.
- Не забудьте налить бокал красного вина для антуража.
О рационе
У Бржевского в описании русского крестьянина можно видеть указание на разные продукты питания и частоту их употребления в быту крестьянской прослойки общества. Так, автор любопытных трудов заметил, что мясо не было постоянным элементом меню типичного крестьянина. И качество, и объемы продуктов питания в обычной крестьянской семье не соответствовали нуждам человеческого организма. Признавалось, что обогащенная белком пища была доступна лишь по праздникам. Крестьяне в очень ограниченных количествах потребляли молоко, масло, творог. В основном их подавали к столу, если праздновали свадьбу, престольное событие. Таким было меню при разговении. Одной из типичных проблем того времени выступало хроническое недоедание.
Из описаний русских крестьян ясно, что мужицкое население было бедным, поэтому достаточно мяса получало лишь в определенные праздники, например, в Заговенье. Как свидетельствуют записки современников, даже самые бедные крестьяне к этому значимому дню календаря находили в закромах мясо, чтобы поставить его на стол и вволю наесться. Одной из важных типичных черт крестьянского быта было обжорство, если выпадала такая возможность. Изредка к столу подавали блины из пшеничной муки, смазанные маслом, салом.