Что такое феодал? средневековый феодал

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Феодалы — это крупно земельные собственники,живущие в конечном счете благодаря труду зависимых крестьян.

  • Слайд 3

    Феодальная лестница – порядок взаимного подчинения феодалов. Король являлся сюзереном для крупных феодалов, крупные для средних, а те, в свою очередь – мелких.
    Вассалы – феодалы, которые получали земли от других феодалов ( военный слуга)
    Сеньор ( сюзерен ) – владелец земли ( старший)

  • Слайд 4

    Как известно, в церкви существовала строгая иерархия, т. е. как бы пирамида должностей. В самом низу такой пирамиды — десятки и сотни тысяч приходских священников и монахов, а на вершине — римский папа. Похожая иерархия существовала и среди светских феодалов. На самом верху стоял король. Он считался верховным собственником всей земли в государстве. Свою власть король получил от самого Бога через обряд помазания и коронации. Верных своих соратников король мог наградить обширными владениями. Но это не подарок. Получивший от короля феод становился его вассалом. Главная обязанность любого вассала — верой и правдой, делом и советом служить своему сюзерену, или сеньору («старшему»). Получая от сеньора феод, вассал приносил ему клятву верности. В некоторых странах вассал обязан был стать перед сеньором на колени, вложить руки ему в ладони, выразив этим свою преданность, и затем получить от него какой-нибудь предмет, например знамя, жезл или перчатку, в знак приобретения феода.

  • Слайд 5

    Феодальная лестница (стр.35)

    Король

    Герцоги и графы

    Бароны, маркизы

    Рыцари

  • Слайд 6

    Король вручает вассалу знамя в знак передачи ему крупных земельных владений. Миниатюра (XIII в.)

  • Слайд 7

    Каждый из вассалов короля тоже передавал часть владений своим людям рангом пониже. Они становились вассалами по отношению к нему, а он — их сеньором. Ступенью ниже все повторялось снова. Таким образом, получалось подобие лестницы, где почти каждый мог быть и вассалом и сеньором одновременно. Сеньором всех был король, но и он считался вассалом Бога. (Бывало так, что некоторые короли признавали себя вассалами римского папы.) Прямыми вассалами короля чаще всего были герцоги, вассалами герцогов — маркизы, вассалами маркизов — графы. Графы были сеньорами баронов, а у тех в качестве вассалов служили обычные рыцари. Рыцарей чаще всего в походе сопровождали оруженосцы — юноши из семей рыцарей, но сами еще не получившие рыцарского звания.

    Картина усложнялась, если какой-нибудь граф получал дополнительный феод прямо от короля или от епископа, или же от соседнего графа. Дело порой так запутывалось, что трудно было понять, кто же чей вассал.

  • Слайд 8

    «Вассал моего вассала — мой вассал»

    В некоторых странах, например Германии, считалось, что все, кто стоит на ступенях этой «феодальной лестницы», обязаны повиноваться королю. В других странах, прежде всего во Франции, действовало правило: вассал моего вассала — не мой вассал. Это означало, что какой-нибудь граф не будет выполнять волю своего верховного сеньора — короля, если она противоречит желанию непосредственного сеньора графа — маркиза или же герцога. Так что в этом случае король мог иметь дело напрямую только с герцогами. Но если граф когда-то получил землю и от короля, то ему приходилось выбирать, кого из двух (или нескольких) своих сюзеренов ему поддерживать.

    Стоило начаться войне, как вассалы по призыву сеньора начинали собираться под его знамя. Собрав вассалов, сеньор отправлялся уже к своему сеньору, чтобы выполнять его приказы. Таким образом, феодальная армия состояла, как правило, из отдельных отрядов крупных феодалов. Твердого единоначалия не было — в лучшем случае важные решения принимались на военном совете в присутствии короля и всех главных сеньоров. В худшем — каждый отряд действовал на свой страх и риск, слушаясь лишь повелений «своего» графа или герцога.

  • Слайд 9

  • Слайд 10

    То же самое и в мирных делах. Некоторые вассалы были побогаче собственных сеньоров, в том числе и короля. К нему они относились с почтением, но не более того. Никакая клятва верности не мешала гордым графам и герцогам даже поднять мятеж против своего короля, если вдруг они чувствовали с его стороны угрозу своим правам. Отнять же у неверного вассала его феод было вовсе не так просто. В конечном счете все решало соотношение сил. Если сеньор был могуч, то вассалы перед ним трепетали. Если же сеньор был слаб, то в его владениях царила смута: вассалы нападали друг на друга, на соседей, на владения своего сеньора, грабили чужих крестьян, случалось, разоряли и церкви. Бесконечные мятежи, междуусобицы были обычным делом во времена феодальной раздробленности. От ссор господ между собой, естественно, больше всех страдали крестьяне. У них не было укрепленных замков, где они могли бы укрыться при нападении…

Посмотреть все слайды

Раннее средневековье – зарождение феодальных отношений

Падение Западной Римской империи под ударом вторжения варваров привело к изменению социально-­экономической ситуации в образовавшихся германских королевствах. Основой экономики там было натуральное хозяйство, направленное на самообеспечение всем необходимым без рыночных отношений. Крестьяне в Западной Европе были организованы в сельские общины. Основным видом землепользования крестьян являлся аллод — ​индивидуально-­семейная земельная собственность. Аллод передавался по наследству, но во второй половине VI в. право распоряжаться им ­принадлежало общине. Затем аллод стал полностью частной собственностью — ​землю можно было завещать, подарить, продать.

Технология обработки земли была довольно примитивной и требовала наличия в хозяйстве большого количества рабочих рук. Поэтому крестьянские семьи предпочитали иметь много детей для более эффективного ведения сельского хозяйства. Однако затем отцу семейства приходилось делить землю между своими сыновьями, передавая ее по наследству. В итоге такие наследственные наделы оказывались слишком малы, семья уже не могла ни прокормиться, ни обеспечить выплату налогов королю. Поэтому со временем разорявшиеся крестьяне попадали сначала в поземельную, а затем и в личную зависимость от феодалов. Зависимые крестьяне за пользование землей должны были работать на господина, выполняя фео­дальные повинности (отрабатывая барщину), или платить натуральный оброк.

Кроме того, частые вой­ны и неурожаи, от которых страдали крестьяне, вынуждали их искать защиты у феодалов. Таким образом, получая поддержку от крупного земельного собственника, крестьяне становились поземельно или даже лично зависимыми от господина. Они теряли право собственности на свои наделы и не могли покидать эту землю, были вынуждены работать на ней. Происходило закрепощение, или прикрепление крестьян к земельным наделам. Так возникло крепостное право.В VIII в. во Франкском государстве произошли аграрные преобразования, в результате которых господствующей формой земельного владения стал бенефиций.

Бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние) — ​это земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование бенефициарию при условии несения службы (военной, административной, придворной). За невыполнение условий держателем бенефиция его могли лишить земельного владения. Также бенефиций возвращался собственнику или его наследникам в случае смерти держателя. Однако сын бенефициария мог получить отцовское земельное владение при условии несения службы и принесения отдельной клятвы верности собственнику земли.

Также в ходе развития поземельных отношений в среде высшего сословия в Западной Европе к VIII в. постепенно оформился господствующий тип земле­владения — ​вотчина. Под этим термином понимается владение землей с организацией хозяйственных работ и правами на зависимых крестьян. Часть этой земли в виде отдельных земельных владений собственник мог отдавать бенефициарию в качестве бенефиция для пожизненного владения либо крестьянам на время.

Распад империи Карла Великого.

Огромная империя Карла Великого держалась исключительно на военной силе завоевателей. Население разных стран, входивших в империю, жило своей, особой жизнью. При развитой промышленности, средствах связи и путях сообщения народы нуждаются друг в друге. Например, в одной стране есть железная руда, но нет каменного угля; в другой, наоборот, есть уголь, но нет руды. Для того чтобы в каждой из этих стран наладить выплавку металла, одна из них может давать другой свой уголь, а та ей в обмен — свою руду. Это значит, что между народами установились постоянные хозяйственные связи. А какие прочные хозяйственные связи могли быть между народами при господстве натурального хозяйства? Ведь развитой промышленности тогда не было, а сельское хозяйство всех стран Западной Европы производило в основном одни и те же продукты. Поэтому каждый-народ, входивший в империю, мог обходиться без другого. Даже каждое поместье, обеспечивавшее себя всем необходимым, могло существовать вполне самостоятельно.

Карл Великий раздавал обширные земли своим военачальникам и родственникам. При нём образовалось много огромных феодальных провинций, делившихся ещё на округа и поместья. Карл думал укрепить свою власть. Но вышло наоборот. Могущественные феодалы завладели землями и добились полного господства над крестьянами. Теперь они ждали лишь удобного момента, чтобы превратить свои владения в независимые и самостоятельные.

У народов, живших в империи, не было общей культуры и общего языка. Племена франков и гаалов стали сливаться в народность, у которой постепенно вырабатывался единый язык. Позднее он был назван французским. Племена, жившие в германских округах империи, тоже стали постепенно сливаться в единую народность, со своим языком. Позднее он был назван немецким. Племена, жившие в италийских округах империи, стали медленно превращаться в народность, язык которой позднее был назван итальянским.

Сын Карла Великого, оставаясь императором, разделил империю между своими сыновьями. После смерти отца сыновья заключили в 843 году в г. Вердене договор о полном и окончательном разделе империи. Одному достались земли, завоёванные некогда франками в Галлии и названные Францией; другому — земли к востоку от р. Рейн, названные Германией; третьему — Италия и всё, что ещё оставалось от империи.

На месте империи Карла Великого образовались три больших королевства — Франция, Германия, Италия.

Принципы мироустройства Европы

Феодальная лестница, или (по-другому) иерархия, была жесткой структурой. В ней практически отсутствовала любая мобильность. Родившись крепостным, человек им и умирал, возможность изменить свое была минимальной. Это придавало средневековому обществу определенную стабильность, граничащую с застоем.

Развитие феодализма практически идентично во всех странах. Первоначально создавалось обширное государство, которое представляло собой конгломерат различных по уровню племен и племенных объединений. Затем эти территории в рамках единого суверенитета получали определенную помощь, росли, укреплялись, что впоследствии привело к их нежеланию подчиняться верховному правителю. Бывшие крупные державы превращались в «лоскутное одеяло», сотканное из разных по размеру и развитию графств, княжеств и прочих феодальных единиц.

Так начинается период распада единого некогда государства. Крупные эпохи феодализма имели и свои преимущества. Так, хозяину было невыгодно разорение собственных крестьян, он их поддерживал различными способами. Но это имело и обратный эффект — усиливалось закрепощение населения.

Отношения иммунитета предполагали право полного сюзеренитета, что означало для крестьян одновременно и защиту, и подчинение. И если в начале личная свобода оставалась за ними в полной мере, то постепенно они ее теряли взамен стабильного существования.

Слабость королевской власти и раздробленность Западной Европы

Захват новых территорий, стремительное процветание и усиление могущества – так можно охарактеризовать Франкскую империю во время правления Карла Великого. Но это государство состояло из множества мелких территорий, завоеванных насильно. Удерживать власть среди народов с разной культурой, говорящих на разных языках и стремящихся к свободе, было крайне сложно. Незадолго до своей смерти, император разделил власть среди своих сыновей. Это событие стало отправной точкой завершения существования Франкской империи.

Какие события послужили началом раздробленности в Западной Европе?

  1. Постоянные войны за власть между наследниками Карла Великого.
  2. В 843 году был составлен Верденский договор о разделении территории империи между внуками Карла Великого:

Впоследствии эти владения легли в основу таких государств, как Франция, Германия и Италия.

Верденский договор 

Со временем эти королевства распались на отдельные владения.

Так начался этап феодальной раздробленности в Западной Европе, охватывающий IX-XI века.

Феодалы способствовали усилению раздробленности в Западной Европе. Владения крупных землевладельцев представляли собой самодостаточное хозяйство. Все, что необходимо для существования, производилось самими жителями поместья. Эти работы осуществлялись, преимущественно, крестьянами. В феодальных поместьях сложилась система натурального хозяйства, которая позволила феодалам получить самостоятельность и независимость.

В личных землевладениях феодалы имели право:

  • производить сбор налогов;
  • собирать людей для военной службы;
  • осуществлять суд;
  • вести военные споры с другими феодалами и заключать с ними мирные договоры.

Таким образом, крупные хозяйства знатных феодалов стали практически самодостаточными государствами внутри королевства.

Среди феодалов велись частые междоусобные войны за захват новых владений. В результате таких войн истреблялись поля, угонялся скот, разрушались поселения.

Государство ослабевало и усиливалась раздробленность.

Итак, можно выделить следующие причины раздробленности в Западной Европе:

  • Утверждение права владения феодалов землей;
  • Преобладание натурального хозяйства;
  • Отсутствие необходимости в хозяйственных и торговых взаимодействиях между поселениями;
  • Феодалы не оказывают поддержку королевской власти. Слабость королевской власти.

Крупные землевладельцы, являющиеся полноправными хозяевами на собственных территориях, обращали мало внимания на короля. Правители лишь формально сохраняли корону, утратив свою реальную власть. 

Наиболее ярко была выражена феодальная раздробленность и слабость королевской власти во Франции, так с X века стало называться Западно-Франкское королевство.

Территория Франции того времени представляла собой лоскутное одеяло, а королям давались обидные прозвища, например, Карл Толстый или Людовик Ленивый.

Интересно, что некоторые феодалы были богаче и престижнее короля.

Феодальная раздробленность во Франции 

В 987 году завершилось правление династии Каролингов. На трон был выбран граф Гуго Капет, ставший первым правителем из династии Капетингов.

Гуго Капет 

Эта династия находилась на троне Франции до середины XIX века. Власть первых ее представителей была крайне слаба, она даже не распространялась на территорию всего государства:

  • Невозможность издания единых законов для всего государства;
  • Отсутствие полномочий по сбору налогов с населения;
  • Отсутствие регулярного сильного войска;
  • Отсутствие опоры в лице чиновников.

Далее чтение

  • Блох, Марк, Феодальное общество. Тр. L.A. Manyon. Два тома. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1961 ISBN 0-226-05979-0
  • Герро, Ален, L’avenir d’un passé insers. Paris: Le Seuil, 2001. (Полная история значения термина.)
  • Поли, Жан-Пьер и Бурназель, Эрик, Феодальная трансформация, 900–1200., Тр. Кэролайн Хиггитт. Нью-Йорк и Лондон: Холмс и Мейер, 1991.
  • Рейнольдс, Сьюзан, феодалы и вассалы: новое толкование средневековых свидетельств. Oxford: Oxford University Press, 1994 ISBN 0-19-820648-8
  • Скварчински, П. (1956). «Проблема феодализма в Польше до начала XVI века». Славянское и восточноевропейское обозрение. 34 (83): 292–310. JSTOR .

Историографические работы

  • Браун, Элизабет, «Тирания конструкции: феодализм и историки средневековой Европы», American Historical Review, 79 ( 1974), стр. 1063–8.
  • Кантор, Норман Ф., Изобретая средневековье: жизни, творчество и идеи великих средневековцев двадцатого века. Quill, 1991.

Конец феодализма

  • Бин, J.M.W. Упадок английского феодализма, 1215–1540 (1968)
  • Давит, Майкл. Падение феодализма в Ирландии: Или, История революции земельной лиги (1904 г.)
  • Нелл, Эдвард Дж. «Экономические отношения в период упадка феодализма: исследование экономической взаимозависимости и социальных изменений». История и теория (1967): 313–350. в JSTOR
  • Окей, Робин. Восточная Европа 1740–1985: от феодализма к коммунизму (Рутледж, 1986)

Франция

  • Макрелл, Джон Квентин Колборн. Атака феодализма во Франции восемнадцатого века (Routledge, 2013)
  • Марков, Джон. Отмена феодализма: крестьяне, лорды и законодатели во время Французской революции (Penn State Press, 2010)
  • Сазерленд, Д. М. Г. (2002). «Крестьяне, лорды и Левиафан: победители и проигравшие от отмены французского феодализма, 1780-1820». Журнал экономической истории. 62(1): 1–24. JSTOR .

Быт феодалов.

Феодалы называли себя «благородными» людьми, а всех других людьми «простыми» или «подлыми». Признаком «благородства» считалось у них владение феодом, умение воевать и презрение к труду. Чем знатнее был феодал, тем больше времени тратил он на пирушки, охоту, воинские упражнения, верховую езду и пустые забавы. Только себя феодалы считали настоящими людьми, а крепостных всячески унижали.

Жили феодалы в замках. Это были грозные каменные крепости с высокими стенами, башнями и бойницами. Ещё и сейчас во многих странах можно встретить пережившие столетия средневековые замки. Эти укрепления защищали феодала от гнева народа и от нападения других феодалов. Многие замки были подлинными разбойничьими гнёздами. На мирных крестьян, на купцов, проезжавших мимо, нападали феодалы со своими дружинами и беспощадно грабили их.

Редко кто из феодалов, кроме священников, умел читать и писать. Феодалы были грубы и жестоки не только по отношению к крепостным, но и в собственных семьях. Они признавали лишь грубую силу и не считались ни с какими законами.

Замок старались поставить в самом неприступном месте — на вершине крутого холма, на скале, на острове посреди реки. Замок опоясывала высокая и толстая каменная стена. На верху стены была сделана крытая дорожка, по которой ходили воины. Иногда вместо неё для защиты воинов от неприятельских стрел на стене воздвигали каменные зубцы, примерно в рост человека. Между зубцами оставляли небольшие промежутки; отсюда воины осыпали стрелами врагов во время осады. Некоторые замки имели по нескольку рядов стен. К стене снаружи примыкал глубокий ров, часто наполненный водой. Через ров перебрасывался подъемный мост. В случае опасности мост поднимался, массивные ворота наглухо закрывались. Но, если неприятелю удалось пробиться сквозь стены, это ещё не означало, что он овладел замком. Необходимо было взять центральную башню, самое высокое и неприступное место в замке. В башне всегда царил полумрак: узкие окна в каменных стенах почти не пропускали света. Здесь находились помещения для феодала и его слуг, а в подземелье — тюрьма. Размеры центральной башни одного из замков во Франции, остатки которого сохранились до наших дней,- 64 м в высоту и 31 м в ширину; стены её — семиметровой толщины. Взять приступом такую башню было почти невозможно.

Главной заботой феодала была готовность к войне. К концу XI века конные воины-феодалы (их называли «рыцари», что значит — кавалеристы) превратились в настоящие подвижные крепости. Металлические доспехи — кольчуга (длинная рубашка из стальных колец) или панцирь на теле; шлем с забралом, закрывающим лицо, на голове; железные перчатки и чулки — покрывали рыцаря с головы до ног. Обоюдоострый меч, тяжёлое длинное копьё и щит с родовым гербом составляли его вооружение. Боевых лошадей также покрывали металлическими латами (склёпанными друг с другом пластинами).

Рыцари часто устраивали военные состязания — турниры. Победа на турнире считалась признаком высшей доблести. Хотя на турнирах сражались чаще всего тупым оружием, редко какой из них обходился без смертельных случаев. На турниры феодалы приезжали в лучших одеждах, с богато украшенным оружием. Чтобы блеснуть на турнире, феодал нередко выколачивал из своих крепостных крестьян и ремесленников дополнительные оброки и поборы.

Взаимосвязь социально-экономических процессов

В целом классический феодализм сменился периодом в который Европа погрузилась с десятого века. До тринадцатого века шел процесс постепенной централизации и создания национальных государств на базе уже новых условий. Феодальные отношения видоизменялись, однако сохранялись в Европе до 16-17 веков, а если брать в расчет Россию, то и вовсе практически до 19 века.

Процесс централизации, начатый на Руси также в 13 веке, был прерван нашествием монгольских завоевателей, что и вызвало такое продолжительное существование феодальных пережитков в нашей стране. Лишь после в 1861 году Россия встала на капиталистический путь развития двумя ногами.

В эпоху европейская общественная жизнь строилась по принципу строгой иерархии, то есть, лестницы, на верхней ступеньке которой находились самые знатные и привилегированные: король или император, духовенство, крупные . Вне конкуренции, конечно, были короли и императоры, они занимали высшую ступеньку иерархической лестницы (верховные сеньоры). Все, находящиеся на верхней ступеньке, были владельцами земли. Земельные наделы назывались феодами (или ленами). Те, которые давали феоды, назывались сюзеренами (или сеньорами), а те, которые получали их – вассалами. Но именно короли жаловали земли духовенству, герцогам, графам, но после этого те, хоть и являлись непосредственными вассалами короля, но, при этом, становились обособленными феодалами со своей собственной политикой и независимым хозяйством. Они имели право распоряжаться судьбами своих поданных (например, судить), выпускать собственную монету и даже вести войны.
У крупных владельцев феодов (феодалов) были вассалы, тоже знать, но помельче – бароны. У них могли быть очень обширные владения, но власть их распространялась только на тех, кто был еще мельче по рангу и стоял на ступеньку ниже. А ниже были только их рыцари, владельцы небольших поместий. Сначала рыцарями называли воинов на службе у короля. Их целенаправленно обучали военной дисциплине, владению оружием, верховой езде и другим премудростям военного дела.
Европейское рыцарство расцвело в период крестовых походов в страны Ближнего Востока. В течение двух веков крестоносцы пытались изгнать мусульман из Святой Земли и заново овладеть христианскими святынями.
Но вернемся к феодальной иерархии.

Всем со школьной скамьи знакома фраза, связанная со средневековьем: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Это значит, что вассал подчинялся только своему сюзерену, но никак не тому, кто был сюзереном его сюзерена. Отношения между феодалами строились согласно договорам, которые заключались при передаче земли (феода). Эта передача феода называлась инвеститурой и сопровождалась торжественной церемонией: вассал громко объявлял присутствующим, что отныне он «человек сеньора» и давал присягу на верность своему сюзерену.
Служить своему сеньору – было честь, привилегией и главной обязанностью рыцаря как благородного воина. Вассалы охраняли собственными силами земли и имущество своих сеньоров, помогали выкупать их из плена, защищали их интересы. А сеньор, в свою очередь, должен тоже опекать своего вассала, если надо, то оборонять его от врагов, от судебного преследования, а после его смерти именно сеньор должен позаботиться о вдове и детях своего вассала.

Католическая церковь имела свою иерархическую лестницу. Во главе – Папа Римский, обладавший мощной властью над всем духовенством и светской знатью. Его ближайшие служители – кардиналы, епископы, затем – аббаты, настоятели монастырей, за ними – прочие священнослужители. На последней ступеньке были приходские священники. Все представители духовенства являлись землевладельцами и даже иногда – вассалами светских сеньоров. Часто (например, в Германии) католический епископ мог стать светским государем. В десятом – одиннадцатом веках наступает упадок папства, и церковники попадают в зависимость от светских феодалов, вплоть до того, что во время ритуала инвеституры епископ преклонял колени перед своим светским сюзереном, ему давал клятву верности и ему подчинялся.
Ситуацию изменили обитатели монастыря Клюни, что в Бургундии. Они во главе со своим лидером Гильдебрандом (1059) провозгласили Папу наместником Бога и единым властителем на земле.
В тринадцатом веке папство достигает неограниченной власти и наивысшего могущества. Духовенство становится самым богатым сословием. Крепкой опорой для папской политики были монашеские ордена, в которых состояли рыцари, обученные воевать. Именно они были инициаторами, организаторами и участниками восьми крестовых походов.

Таблица “Сословия феодального общества”

Сословие За что отвечает

Феодалы

(герцоги, графы, бароны, рыцари)

Служат королю, защищают государство от внешней агрессии. Феодалы собирали налоги с тех, кто проживает на их наделах, имели право участвовать в рыцарских турнирах и должны были в случае военных действий явиться с военным отрядом в состав королевского войска.

Духовенство

(священники и монахи)

Наиболее грамотная и образованная часть общества. Были поэтами, учеными, летописцами. Главная обязанность – служение вере и Богу.

Трудящиеся

(крестьяне, торговцы, ремесленники)

Главная обязанность – кормить два других сословия.

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

Рис. 3. Работа крестьян на полях.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: