Содержание
В Средневековая литература включает произведения, написанные в Европе в средние века. Историки обычно относят этот период к периоду между падением Римской империи и началом Возрождения. В этот период в средневековой Восточной Европе византийцы продолжали выпускать греческую литературу, которая включала поэзию, прозу и драму.
То же произошло и с латинской творческой литературой Западной Европы. Однако в позднем средневековье (около 1000-1500) творческая средневековая литература процветала в основном на местных языках; то есть на родных языках Европы. Самый известный средневековый жанр — героическая легенда, написанная в прозе или повествовательной поэзии.
С другой стороны, лирическая поэзия и драма процветали в основном в период позднего средневековья или позднего средневековья. Литургические литературные произведения были написаны большей частью на латыни; В то время это был основной межкультурный язык, который использовался церковью и академическим миром.
Литературная культура, процветавшая в средневековье, намного опережала время. Он был разработан на нескольких языках (латинский, французский, английский, итальянский, немецкий, испанский). Эта литература внесла большой вклад в современные художественные произведения и оказала на них сильное влияние.
Родственные формы
Акритические песни (касающиеся Digenis Acritas и его соратники-приграничья) очень похожи на шансон де жест, хотя развивались они одновременно, но раздельно. В этих песнях рассказывается о невзгодах и приключениях пограничников Восточной Римской империи (Византия), в том числе об их любовных связях, и где преобладающая устная традиция сохранилась на Балканах и в Анатолии до наших дней. Этот жанр, возможно, смешался с его западными аналогами во время длительной оккупации византийских территорий французскими и итальянскими рыцарями после 4-го крестового похода. Об этом свидетельствуют более поздние работы на греческом языке, в которых прослеживается влияние обеих традиций.
Куртуазная любовь: поклонение прекрасной даме или опасная игра
Подчиненный знатной даме молодой человек фактически дарует избраннице свою свободу. Женщина получает выбор: принять или отвергнуть этот серьёзный дар
Принимая подобное внимание, дама не становится более свободной: ведь любой дар требует вознаграждения. Это отношения по контракту: вассал может пользоваться привилегиями своего сеньора (в данном случае — сеньоры), а также вниманием той, которой подарил свою свободу.
Рыцарь и дама. (Pinterest)
Но есть один очень важный нюанс: дама, будучи замужней, не могла вольно распоряжаться своим телом. Истинным её хозяином был муж. А посягнуть на собственность сеньора — серьёзное преступление, за которое сурово наказывали.
Поэтому сам процесс куртуазных отношений был увлекательным и очень пикантным.
Подобные связи следовало держать в тайне: посторонние уши и глаза портили всю картину. Влюблённые подолгу могли находится в неопределённом состоянии: женщина не сразу шла на встречу желанию своего верного любовника. Ожидание рождало мечты о блаженстве: соединении нагой плоти одновременно с духовной близостью.
Близость влюблённых. (Pinterest)
Подобная игра была далека от реалий жизни «деревенщины»: лишь элита могла позволить себе куртуазную любовь. Она ценилась в обществе знатных мужчин и считалась престижным элементом жизни высокого сословия — ведь это не просто поклонение, а настоящее искусство, которое направлено на завоевание дамского сердца. Потому что добиться внимания женщины с высоким статусом — очень сложная задача.
Преклонение перед прекрасной дамой. (Pinterest)
Нельзя недооценивать и влияние Востока: прибывшие в Святую Землю европейские знатные воины с удивлением обнаружили, что в стране их недругов хороший воин — это не только доблестный и смелый боец, но и поэт, музыкант и эрудит. Тяга к культурному совершенствованию отразилась и на отношении к женщине.
Был в этом процессе и воспитательный аспект. Куртуазная любовь всё же выступала за сохранение моральных устоев, учила смирению и послушанию. Нельзя не отметить, что этот модный и очень влиятельный процесс в жизни высшего общества помог изменить отношение к женщине в целом. Она больше не являлась сосудом греха, порождением дьявола, безвольным и необузданным существом: женщина стала объектом поклонения и восхищения, который дарует миру новое начало.
Традиции куртуазной любви достаточно сильно повлияли на становление отношений между полами в современной Западной Европе: её отличительные черты никуда не пропали даже в 21-м веке.
Причина № 7. Жестокость и насилие
В середине XX века в супергероике не могло быть даже намека на жестокость. В 1954 году Ассоциация журналов комиксов утвердила Кодекс комиксов — свод правил, определяющих, что можно и нельзя изображать на страницах произведения.
Однако уже в 1980-х цензура ослабевает, и в комиксах появляются эпизоды кровавых битв и жестоких убийств.
Насилие в комиксах может быть подано не только серьезно, но и комически. Примером первого варианта служат большинство комиксов DC. В них мир изначально более фантастичен, чем во вселенной Marvel: вместо реального Нью-Йорка — Метрополис, среди действующих лиц — инопланетяне, живущие на Земле. Поэтому для большей достоверности борьба героев тут изображается детально, с подчеркиванием физиологической стороны насилия.
В то же время апогей смешения жестокости с юмором — Дэдпул во вселенной Marvel, который убивает намного больше, чем другие персонажи. Этот факт обыгрывает ряд комиксов, названных «Дэдпул уничтожает…» — а вместо многоточия самые разные, зачастую глобальные, вещи: вселенная Marvel, литература, сам Дэдпул и т. д. Чтобы уравновесить избыточное насилие героя, он изображается как болтливый наемник, который шутит, ломает «четвертую стену» и говорит напрямую с читателем.
Отношение к современной «романтической фантастике»
В более поздних романах, особенно французских, есть явная тенденция подчеркивать темы куртуазной любви, такие как верность в невзгодах. Из c. 1760 — обычно цитируется как 1764 в публикации Горация Уолпола Замок Отранто — коннотации «романтики» переместились из фантастического и жуткого, несколько готического приключенческие рассказы романистов, таких как Энн Рэдклифф Сицилийский романс (1790) или Лесной романс (1791) с эротическим содержанием к романам, в центре которых эпизодическое развитие ухаживания, которое заканчивается браком. С главной героиней женского пола, во время подъема романтизма, описание хода таких ухаживаний в рамках современных конвенций реализма, женского эквивалента «романа о воспитании », много сообщает . В готических романах, таких как Брэм Стокер Дракула, элементы романтического соблазнения и желания были смешаны со страхом и ужасом. Натаниэль Хоторн использовал этот термин, чтобы различать свои произведения как романы, а не как романы, и литературная критика XIX века часто принимала контраст между романом и романом, в таких произведениях, как Х. «Научные романы» Дж. Уэллса в начале научной фантастики.
В 1825 году жанр фэнтези получил развитие, когда шведское литературное произведение сага Фритхофа, которая была основана на саге о Фриёфе ins frœkna, имела успех в Англии и Германии. Он был переведен двадцать два раза на английский, 20 раз на немецкий и на многие другие европейские языки, включая современный исландский в 1866 году. Их влияние на таких авторов, как Дж. Р. Р. Толкин, Уильям Моррис и Пол Андерсон и на последующий жанр современного фэнтези.
Современное употребление термина «романтика» обычно относится к романтическому роману, который представляет собой поджанр, который фокусируется на отношениях и романтической любви между двумя людьми; эти романы должны иметь «эмоционально удовлетворяющий и оптимистичный финал».
Несмотря на популярность этого популярного значения «Романтика», другие произведения все еще иногда называют романами, поскольку в них используются другие элементы, происходящие от средневековый роман или романтическое движение: великие герои и героини, драмы и приключения, чудеса, которые могут стать фантастическими, темы чести и верности или сказочные истории и сюжетные установки. Более поздние комедии Шекспира, такие как Буря или Зимняя сказка, иногда называют его романами. Современные произведения могут отличаться от любовных романов как романов в разных жанрах, таких как планетарный романс или руританский романс. Научная фантастика какое-то время называлась научным романсом, а газовой фэнтези иногда называлась газовой романтикой. Фланнери О’Коннер, писавший об использовании гротеска в художественной литературе, говорил о его использовании в «современной романтической традиции».
Причина № 4. Герои борются в одиночку и в команде
Художественная вселенная позволяет обозначить круг персонажей, объединить их, даже если они не появляются вместе в одном произведении. Герои могут находиться в противоположных частях созданного мира, иметь совершенно разные задачи и цели, даже жить в разное время — но сплотиться ради решения проблемы. Это работает как для Лиги справедливости или Мстителей, так и для рыцарей Круглого стола.
Так появляется супергеройский пантеон с несколькими поколениями персонажей.
Например, участники команды «Молодое правосудие» собраны из помощников Бэтмена, Аквамена и Флеша. Их история, в свою очередь, продолжает и расширяет историю Лиги справедливости.
То же происходит и в мире короля Артура. У Ланселота, Персиваля, Гавейна, Кея совершенно разные личные истории: Ланселот занят спасением и завоеванием сердца Гвиневры, а Гавейн чаще всего вступает в противоборство с чем-то потусторонним и не имеет прекрасной дамы. Однако их истории вместе складывают общий сюжет о том, что происходит в Логрии. А с помощью сюжета о Галахаде (сыне Ланселота) читатель узнает продолжение истории Святого Грааля, который задолго до него искали его отец и Персиваль. Этот сюжет даже образует отдельную серию рыцарских романов, посвященную поиску артефакта.
Чаще всего и супергерои, и рыцари действуют в одиночку. В обоих случаях существуют циклы произведений, которые посвящены истории и приключениям только одного персонажа.
Кроме того, героическая сущность человека может проявиться только тогда, когда он сталкивается с серьезным врагом один на один. Личный подвиг влияет на развитие персонажа и становится проверкой на прочность. Но когда враг слишком опасен, а возможные последствия глобальны, герои и комиксов, и рыцарских романов, умеют объединяться. Так, Мстители были созданы специально для решения угроз вселенского масштаба.
Не все участники команды ладят между собой. Вся серия комиксов «Гражданская война» посвящена конфликтам супергероев, разделившихся на две фракции во главе с Железным Человеком и Капитаном Америкой. При этом во многих дальнейших комиксах, например в «Войне бесконечности», они выступают единым фронтом и это дает большие результаты.
«Бретонский цикл» романов
Рыцарские «античные» романы стали почвой для романов «Бретонского цикла». Это связано с тем, что античный материал уже перестал удовлетворять создателей рыцарского романа. Мир кельтских легенд стал казаться более притягательным.
Замечание 2
Кельтские легенды сохранялись в Бретани, отсюда и название цикла романов – Бретонский.
Эти романы еще называют циклом короля Артура. Подробный рассказ о короле бриттов Артуре, который, по преданиям, прославился борьбой с англосаксами, содержится в работе Галтфрида Монмутского «История королей Британии». Согласно средневековой легенде, Артур не погиб. Король был перенесен сестрой-феей на остров бессмертия, и когда наступит час, он вернется в мир людей и освободит кельтов.
Образ короля в рыцарском романе переосмыслен. Он здесь воплощает в себе наивысший идеал родственности. Король здесь – глава идеального государства, существующего вне реального времени и пространства и во всем противостоящего повседневному миру. и в этом мире, особом, идеальном много таинственного, чудесного, фантастического. Здесь свои особые законы и свой порядок жизни. содружество рыцарей – это поэтическая мечта, утопия. Круглый стол – стол дружбы, согласия, мира является образным олицетворением принципа государства. Все рыцари, сидящие за круглым столом, равны. Поэтому цикл «Короля Артура» называют циклом «Круглого стола».
Крупнейшим создателем этого типа средневекового рыцарского романа был французский поэт К. де Труа. Сохранилось пять его романов:
- «Ланселот, или Рыцарь телеги»;
- «Эрек и Энида»;
- «Персеваль»;
- «Клижес»;
- «Ивейн, или Рыцарь со львом».
В отличие от греческого романа, в рыцарском романе герой был более инициативным и самостоятельным. В его жизни судьба уже не таким роковым образом все определяет. Теперь он не только сохраняет себя, но и утверждается в мире. Герой, испытав многое, к коне повествования становится чище нравственно, мудрее.
К романам «Бретонского цикла» примыкают обработки легенды о трагической любви Тристана и Изольды которая стала началом пути к новому роману.
К поздним формам средневекового рыцарского романа относятся «Мул без узды» и «Окассен и Николетт». Здесь изменена и сама их повествовательная структура. Роман частично переходит на прозу. Главный интерес переходит на отдельное приключение, событие. Рыцарский кодекс и военное дело утрачивают для героя романа свое прежнее значение.
В конце 12-начале 13 века расцветает немецкий рыцарский роман. Роман «Парцифаль» В. Эйзенбаха стал крупным явлением немецкой литературы.
позднесредневековые и ренессансные формы
в поздняя средневековая и ренессансная высокая культура, важное европейское литературное направление было к фантастической художественной литературе в стиле романа. Образцовые произведения, такие как английский Le Morte d’Arthur сэра Томаса Мэлори (ок
1408–1471), каталонский Tirant lo Blanch и кастильский или португальский Амадис де Гаула (1508 г.) породил множество подражателей, и этот жанр был широко принят, создав такие шедевры поэзии эпохи Возрождения, как Людовико Ариосто Орландо Фуриозо и Торквато Тассо Джерусалемме Либерата и другие литературные произведения XVI века в жанре романса. Романсы широко использовались для королевского представления. Например, день вступления королевы Елизаветы I на престол свободно опирался на множество инцидентов из романов для переодевания рыцарей. Рыцари даже принимали имена романтических фигур, такие как Рыцарь-лебедь, или гербы таких фигур, как Ланселот или Тристан.
Из Средневековья в произведениях из благочестия клерикальные критики часто считали романы вредным мирским отвлечением от более существенных или нравственных работ, и к 1600 году многие светские читатели согласились бы; по мнению многих образованных читателей в изменчивой интеллектуальной атмосфере XVII века, этот роман был банальной и детской литературой, вдохновляющей только сломленных стареющих и провинциальных людей, таких как Дон Кихот, рыцарь культурно изолированной провинция Ла-Манча. (Дон Кихот , Мигель де Сервантес , это сатирическая история о пожилом деревенском джентльмене, живущем в провинции Ла-Манча, который так одержим рыцарскими романами, которые он стремится подражать их различным героям.) Худибрас также высмеивает исчезнувшие условности рыцарских романов с иронической, сознательно реалистичной точки зрения. Некоторые из волшебных и экзотических атмосфер романтики повлияли на трагедии для сцены, такие как совместная работа Джона Драйдена Индийская королева (1664), а также спектакли Реставрации и opera seria, например, Генделя Ринальдо (1711), основанный на магической интермедии в Тассо Джерусалемме Либерата.
В Ренессансе романтический жанр также подвергался резкой критике как варварский и глупый со стороны гуманистов, которые превозносили греческую и латинскую классику и классические формы, атакуя это было не очень эффективно в том веке среди обычных читателей. В Англии продолжались романы; в значительной степени риторические, у них часто были сложные сюжеты и высокие чувства, как, например, в Пандосто Роберта Грина (источник Уильяма Шекспира Winter’s Tale ) и Thomas Lodge (основанный на средневековом романе Gamelyn и источник для As You Like It ) Роберта Герцога Нормандии (на основе Роберта Дьявола ) и Маргарита Америки.
Подмостки для ристалищ
В нескольких выразительных деталях можно попытаться представить княжеское великолепие и стиль турниров времени упадка турнирного движения, но одновременно — расцвета их театральной формы. Так, огромный замок с двумя рядами стен и семнадцатью башнями, построенный для одного испанского турнира 1432 года, видимо, совсем не походил на наспех сколоченную из досок незамысловатую декорацию. В его покоях мог разместиться принц со своей свитой, а в конюшнях — лошади гостей. Напротив, для турнира в Тарасконе, устроенного Рене Анжуйским в 1449-м, потребовалась лишь скромная хижина пастушки, роль которой исполняла придворная дама. Рыцари изображали пастухов. По сюжету турнира 1468 года, приуроченного к свадьбе Карла Смелого и Маргариты Йоркской, принцесса Неведомого Острова обещала подарить свою милость тому, кто победит рыцаря Золотого Дерева и освободит великана, плененного карликом.
Формы высокого средневековья
В начале 13 века романсы все чаще писались в прозе, и их количество постоянно усиливалось. Они были сопоставлены в обширных полиморфных рукописных свидетельствах, составляющих то, что теперь известно как цикл Вульгаты, с романом La Mort le Roi Artu ок. 1230 год, возможно, его последняя партия. Эти тексты, вместе с широким кругом других материалов о короле Артуре, например, из анонимного цикла английских Brut Chronicles, составляют основу Мэлори Morte d. Артур. Таким образом, прозаическая литература все больше и больше доминировала в выражении романтического повествования в позднем средневековье, по крайней мере, до возрождения стихов во время высокого Возрождения в произведениях Людовико Ариосто, Торквато Тассо и Эдмунд Спенсер.
На древнескандинавском языке это проза riddarasögur или рыцарские саги. Жанр зародился в Норвегии XIII века с переводов французских chansons de geste; вскоре он расширился до аналогичных местных творений. В начале четырнадцатого века в Швеции под покровительством королевы Евфимии Рюгенской возник скандинавский стихотворный роман, который ввел в строй Eufemiavisorna.
Рыцарский роман
С возрастанием роли городов все более заметную роль, начиная с XIII в., стала играть светская культура. Рост грамотности населения вызвал появление литературы на национальных языках. Светская литература не была антицерковной, но она заметным образом секуляризовалась, причем эта секуляризация проявилась как в дворянской среде, так и среди горожан. В европейской литературе сложился новый жанр – рыцарский роман. Первоначально слово «роман» относилось к произведениям, написанным не на латыни, а на одном из романских, т. е. народных, языков. Позднее им стали обозначать авторские произведения (роман – всегда авторское сочинение), сложившиеся в рамках куртуазной рыцарской культуры. Первые романы писались стихами, прозаические романы появились только в XIII в. Роман – жанр, в котором повествовательная литература впервые выступила как художественное творчество в чистом виде, как плод поэтического вымысла. В романах изображаются личные судьбы героев в испытаниях или приключениях, при этом описываются их внутренние переживания, их личная, частная жизнь. Средневековый роман стал жанром, в котором авторы ставили и пытались найти решение важнейших проблем человеческой личности и ее отношений с миром.
Переработанная в соответствии со средневековыми представлениями античность продолжала жить в литературе, образуя т. н. античный цикл рыцарского романа. Особой популярностью пользовались романы об Александре Македонском и романы о Трое.
“Роман о Трое”Бенуа де Сен-МораДаресом ФригийцемДиктисом Критским
Из всех сохранившися списков этого произведения рукопись РНБ (XIV в., Италия) признана самой интересной с изобразительной точки зрения. В большом пергаменном кодексе 343 миниатюры. Изображенные на них троянцы и греки живут, любят и сражаются как люди Средневековья.
Ядром рыцарского романа было соединение (т. н. “авантюра”) двух элементов: любви и фантастики. Центральный герой — идеальный рыцарь — путешествует в одиночку и совершает подвиги. Странствия рыцаря служат структурной образующей этих “pоманов дороги”, предоставляя возможность писать о сколь угодно большом числе эпизодов с демонстрацией рыцарских качеств героя и рассказов о его подвигах.
Российская национальная библиотека хранит рукописи с тремя французскими рыцарскими романами: аллегорическую поэму Николя де Марживаля “Пантера любви”, роман Александра де Берне “Атис и Профилиас” и “Роман о Фиалке, или Жерар Неверский” Жербера де Монтрея (1190—ок. 1230).
“Роман о фиалке”
Fr. F.v.XIV.3Benoît de Sainte-Maure. Le Roman de Troie.
Бенуа де Сен-Мор. Роман о Трое.
Италия, XIV в.
Пергамен. Французский язык.
Из собрания П. П. Дубровского.
Fr. Q.v.XIV.3Gerbert de Montreuil. Roman de la violette ou de Girart comte de Nevers.
Жербер де Монтрей. Роман о фиалке, или Жирар граф де Невер.
XV в. Франция
Пергамен. Французский яз.
Из собрания П. П. Дубровского.
Форма
В отличие от более поздней формы романа и, как и chansons de geste, жанр романа затрагивал традиционные темы. Они отличались от более ранних эпосов интенсивным использованием чудесных событий, элементов любви и частым использованием сети переплетенных историй, а не простого сюжета, разворачивающегося вокруг главного героя. Самые ранние формы неизменно были в стихах, но в 15 веке многие из них были в прозе, часто пересказывая старые, рифмованные версии.
Романтическая форма преследовала мечту об исполнении желаний, где герои и героини считались репрезентациями идеалы эпохи, в то время как злодеи воплощали угрозу своему господству. Также существует стойкий архетип, связанный с поиском героя. Этот квест или путешествие служили структурой, скрепляющей повествование. Что касается структуры, ученые признают сходство романа с народными сказками. Владимир Пропп определил базовую форму этого жанра, и он включал в себя порядок, который начинался с исходной ситуации, затем следовали исход, усложнение, первый ход, второй ход и разрешение. Эта структура также применима к романтическим повествованиям.
Циклы
В подавляющем большинстве, они были каким-то образом связаны, возможно, только в начальной рамочной истории, с три тематических цикла сказок: они были собраны в воображении на более позднем этапе как «Материя Рима » (на самом деле сосредоточены на жизни и деяниях Александра Великого в сочетании с 21>Троянская война ), «Дело Франции » (Карл Великий и Роланд, его главный паладин ) и «Дело Британии » (жизни и деяния короля Артура и рыцарей Круглого стола, в рамках которого были включены поиски Святой Грааль ); средневековые авторы прямо описывали их как включающие в себя все романсы.
В действительности, ряд «нециклических» романсов были написаны без какой-либо такой связи; к ним относятся такие романы, как Король Хорн, Роберт Дьявол, Ипомадон, Эмаре, Датчанин Хавелок, Росволл и Лилиан, Ле Боне Флоренс из Рима и Амада.
Действительно, некоторые сказки встречаются так часто, что ученые группируют их вместе как «Констанс цикл «или» Crescentia цикл «- относится не к непрерывности характера и обстановки, а к узнаваемому сюжету.
Менестрели, голиарды и трубадуры
Менестрели были популярным источником развлечений в средние века. Это были странствующие поющие поэты, как правило, с низким социально-экономическим статусом, которые исполняли относительно простые произведения.
В период позднего средневековья (около 1000-1500 гг.) Менестрели присоединились к голиярам и трубадурам.
Первые были непослушными студентами колледжа, многие из которых были священнослужителями, которые специализировались на поэзии, прославляли чувственные удовольствия и высмеивали Церковь. Между тем трубадуры были композиторами изысканной художественной поэзии, как правило, со средним и высоким социально-экономическим статусом.
Движение трубадуров зародилось на юге Франции, откуда оно распространилось по Западной Европе, особенно в северной Франции и Германии.
Представители и работы
В средние века, когда рушилась Римская империя, новая сила христианства вдохновила Августина (в Северной Африке) и Папу Григория Великого (Италия). Они оба написали новые книги на латыни по христианской философии.
В Константинополе Прокопий писал по-гречески о завоеваниях Юстиниана, и почти в то же время Кассиодор в Италии писал свои История готов.
Со своей стороны, во Франции Грегорио де Тур писал История франков, а в Испании Исидор Севильский писал История из готы, Швабы и вандалы, а также книгу о происхождении слов под названиемЭтимологии.
После основания Исламской Империи в 600 г. н.э. Ч., большинство писателей учились в университетах. У очень немногих людей в Европе было время читать или писать книги.
Хотя империя Карла Великого переместила большие богатства из южной Европы на север, книги были очень дорогими. Писцам приходилось писать их от руки, а это занимало много времени.
Постепенно Европа стала богатеть от торговли, и у европейцев появилось время научиться читать и писать.
Ниже описаны некоторые произведения средневековой литературы после 1000 года нашей эры.
Куртуазная любовь: средневековая литература Лангедока и Прованса
Анализ этого нового явления для общественной и культурной жизни Средневековья следует начать с истории происхождения названия. Современники не знали понятия «куртуазной любви»: они предпочитали другие латинские термины. «Прекрасная любовь» (bonne amor) и «истинная любовь» (vraie amor), а также «утончённая любовь» (fine amor) — именно так называли данное явление. «Куртуазность» любви появилась намного позже: активно термин стали использовать уже в 20-м столетии, который включал в себя несколько значений. Обобщая, можно сказать, что «куртуазная любовь» — любовь, в основе которой лежит принцип преклонения перед дамой. Литература 12−13-го столетий открывает перед нами более полную картину.
Тристан и Изольда. (Pinterest)
Модель отношений, которую нам представляют трубадуры и средневековые авторы, выглядит таким образом: неженатый мужчина, чаще — юноша (как правило, из знатного рода), обращает внимание на замужнюю женщину и преклоняется перед ней.
Церковь в 11−12-м столетиях диктовала нравы и устои, которые явно не приветствовали такого рода отношения: посягательство на брачный союз, влечение к чужой жене — постыдная вещь. Бернар Клервоский ссылался на слова святого Иеронима и уличал измены, а также призывал быть осторожным с любовью, и поэты из Лангедока решили ему ответить.
Трубадуры. (Pinterest)
Для вагантов и трубадуров любовь — это живое начало, крепость духа и совершенствование личности, которое также требует дисциплины. Влюблённый юноша, покоряясь знатной даме, не ждёт вознаграждения за своё ожидание. Такая неопределённость дает ему возможность совершенствования своих моральных качеств.
Бродячие поэты. (Pinterest)
Поэты Северной Франции смотрели на «куртуазную любовь» под несколько иным углом. В их произведениях наслаждение плоти занимало значительное место: герои становились чувственнее, женские черты стали более разборчивыми. Но на первое место всё равно выходили добродетели
Провансальская литература 12-го столетия обращала внимание на рыцарские романы, в которых герой всегда сталкивался с определёнными сложностями на пути любви к прекрасной даме. «Куртуазная любовь» в какой-то мере противопоставлялась верности в браке
Люди не особо любили то, чем владели.
Яркий пример — отношения Ланселота и Гвиневры. Верный любовник, не отступающий даже перед страхом пасть в немилость и остаться бесчестным, преклоняется перед дамой, которая принадлежит его соратнику и господину.
Преклонение перед дамой. Изображение на ларце. (Pinterest)
Пожалуй, самое известное произведение этого порядка — «Трактат о любви» Андре Капеллана, написанный около 1200 года. Фактически это настоящее руководство для тех, кто решил сыграть в эту захватывающую и опасную игру.
Чтение поэзии. (Pinterest)
Но к 12-му столетию мода на любовные темы в литературе несколько изменила свой вектор развития. Сюжеты становились более реалистичными, во многом — даже повседневными. На смену утончённой и недоступной роковой даме, принадлежащей другому, приходит хозяйственная и предприимчивая супруга, которая не так много капризничает и всегда находится рядом.
Ранний рыцарский роман
Средневековый роман является вторым рождением романной формы в европейской литературе. Первый роман появился в Древней Греции в примерно 3-2 в. до н.э.
Античный материал стал основой для первых образцов средневекового рыцарского романа:
- «Романа о Фивах»
- «Романа о Трое (Бенуа де Сент-Мор)
- «Романа об Александре».
Последний был особенно популярным.
Замечание 1
Ранний рыцарский роман – это объемная стихотворная композиция, довольно рыхлая по структуре.
Главным романным признаком такого произведения является акцент на личной судьбе главного персонажа. С этого момента великий полководец и мировая история разделились. Судьба Александра Македонского единственная, а сам он смертен, жизнь его обозрима. Рыцарский кодекс героя – это не только его воинская доблесть, мужество и сила, но и щедрость, великодушие, галантность. В сюжетной линии раннего рыцарского романа отсутствует мотив служения даме, хотя в системе воспитания Александра Македонского была наука «куртуазно разговаривать с дамой о любви».
Тема любви в «Романе о Трое» играет большую роль. Здесь так же на первом плане батальные сцены, но с ними рядом появляются рассказы о любви Медеи и Ясона, Поликсены и Ахилла, Брисеиды и Троила. Любовь уже много определяет в жизни каждого рыцаря, хоть им еще и незнаком культу служения даме.
Рыцарский
Одной из главных культурных сил средневековой Европы было рыцарство. Эта этическая точка зрения подчеркивала благочестие, лояльность к господину, преданность своей даме и вежливое и благородное поведение в целом.
Рыцарство, зародившееся во Франции, воспринималось как совокупность ценностей и моделей поведения, необходимых для христианской целостности. Рыцарские идеалы пропитали прозу позднего средневековья.
Самым ярким сюжетом прозы были героические легенды, хотя рассказывалось много других историй. Среди них сказки, жития (биографии святых) и христианские аллегории. Также были произведены переработки классической мифологии и сатиры.
Вежливая любовь
Самая известная тема средневековой лирики — «придворная любовь». В этих стихах мужчина выражает свою любовь к даме в рыцарском стиле, часто сетуя на ее безразличие.
Вдобавок средневековые писатели исследовали многие темы древней поэзии. К ним относятся религиозная преданность, хвала, стенания, нравственное наставление, сатирические наблюдения и философские размышления.
Многие работы были написаны на академических языках (греческий на востоке и латынь на западе). Однако самые известные лирические стихи были написаны в основном на народных языках Западной Европы.
По образцам древних времен средневековая лирическая поэзия часто создавалась в виде песен.
Песня Мио Сида
Также называетсяПоэма Мио Сида, это эпическая поэма середины XII века. Он считается одним из величайших эпических поэм средневековой литературы и одним из шедевров испанской литературы.
Поэма говорит о падении королевской благосклонности и возможном оправдании кастильского дворянина и военачальника XI века Родриго Диаса де Вивара (1043-1099), широко известного как Эль Сид, который стал национальным героем Испании.
Оригинальная рукопись стихотворения утеряна. Первая существующая копия, названная Поэма Сида, датируется 1307 годом. Считается, что стихотворение было написано около 1140 года.