Ла соул
Если ты считаешь, что современный футбол является достаточно жестким спортом, то ты просто никогда не слышал о ла соуле. Этот вид спорта зародился в Нормандии, и он имел простые правила: было две команды, зачастую две разные деревни, и целью игры было перебросить мяч за линию соперников.
В игре могло участвовать от 20 до 200 игроков, но иногда на матч приходило даже более 500 участников. По сути правил не было, и разрешалось все, вплоть до жесткого агрессивного поведения. И речь тут не о толканиях и подножках, но и об избиениях противника и даже о поножовщине.
Игра могла длиться несколько дней и приводила порой к серьезным последствиям с гибелью людей. Ла соул был таким опасным, что монархи писали указы о запрете этого жестокого вида спорта.
Турниры и гербы
Развитие турниров в XIV–XV вв. шло по пути большей безопасности, упорядоченности и зрелищности. Участвовать в турнирах могли только рыцари, доказавшие свою принадлежность к этому сословию. Для остальных дворян проводились отдельные состязания, предваряющие или завершающие рыцарский турнир. Поединки стали главным действом турнира, вытесняя командные состязания. Сражения рыцарских команд всё чаще превращались в театрализованные представления.
О безопасности и рыцарском духе
Турниры стали более организованны и безопасны, их чаще проводили в городах, где можно было разместить участников и зрителей. В мирных поединках соперники сражались тупым оружием. В XV в. на ристалище появился барьер, разделяющий поединщиков в конных сшибках и предотвращающий столкновения. Барьер вкупе с турнирными доспехами, надёжно защищающими рыцарей, и с хрупкими копьями, ломающимися при сшибке, превратили турниры в относительно безопасный спорт. Некоторые рыцари считали такую заботу о безопасности свидетельством угасания рыцарского духа. Выступая за сохранение роли турнира как военной подготовки, они сражались боевым оружием. Настоящие бои стали редкостью, но, когда рыцарь вызывал соперника биться насмерть, лишь хозяин турнира мог спасти проигравшего, остановив поединок. Командные состязания к этому времени стали не столько битвой, сколько театрализованной имитацией сражения. Участники наряжались крестоносцами и сарацинами, рыцарями Круглого стола или дикарями, которых на золотых цепочках вели на ристалище дамы. Сражаясь, они разыгрывали какой-либо исторический или литературный сюжет.
Наконечник
боевого
копья
О роскоши турниров
Короли и герцоги соревновались друг с другом в пышности устроения турниров, не скупясь и давая простор фантазии. Лучшие турниры XV в. проходили при бургундском дворе: герцоги Бургундии демонстрировали своё могущество и привлекали цвет европейского рыцарства. Незабываемым зрелищем стал «турнир Золотого дерева», организованный в 1468 г. в честь свадьбы герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской. Города Франции и Германии создали общества по организации турниров. В Италии турниры устраивало каждое именитое семейство, зрелищности добавляли триумфальные шествия, гигантские статуи или вытащенный на площадь корабль, который рыцари брали штурмом. Дамы неизменно присутствовали на состязаниях, и королева турнира вручала приз победителю.
Командное состязание на турнире
Без границ
Короли время от времени запрещали турниры как развлечение, отвлекающее от участия в войнах. Но они сами и снимали свои запреты, желая пышно отметить коронацию или свадьбу. Поклонник турниров английский король Эдуард III проводил турниры во время Столетней войны с Францией и выдавал охранные грамоты французским рыцарям, дабы они смогли участвовать в состязаниях. В 1402 г. на турнире в Орлеане мирный поединок французов и англичан перерос в настоящую бойню. Отношения между английским и французским рыцарством испортились, но турниры не прекратились, французский король просто запретил применять на них боевое оружие.
Бедные рыцари
Бедные рыцари, у которых в распоряжении была небольшая деревня и десяток-другой крестьян, вместе с простым людом обрабатывали землю. Перед высадкой растений и рассады они лично становились за плуг и вспахивали землю.
Бедность была наследственной, потому что родительские владения доставались старшему сыну. Младший получал лишь коня и доспехи и отправлялся искать счастья и удачи по миру.
Не у всех получалось. Некоторые рыцари становились грабителями, ворами, забывали о данной клятве и идеалах. Отступники без жалости расправлялись с детьми, стариками, женщинами.
Идеология рыцарства формировалась постепенно – от образа малограмотного крестьянина, ступившего на воинскую стезю, до элегантного аристократа. Образ шлифовался и обрастал мифами, преувеличениями, пока не стал синонимом верности и благородства – именно такие ассоциации он вызывает у современников.
Происхождение
Причины высокомерно-снисходительного отношения, выпячивания собственной значимости нужно искать в VI — VII веках. Этим периодом датируется происхождение рыцарства.
Завоевания новых земель в ту эпоху серьезно укрепили авторитет и власть короля. Вместе с ним возвысились и воины, входившие с состав его дружин. Изначально образ жизни рыцарей в Средние века мало чем отличался от быта соплеменников, но постепенно знать захватывала земельные наделы, возводила на них замки.
Истории известны сотни случаев, когда земли отбирали силой у своих же соседей. Такое положение дел сохранялось при том, что количество рыцарей в Европы было ничтожно малым – не больше 3% от общей численности населения. Исключением были Испания и Польша, где их было около 10%.
Огромное влияние рыцарства на внутреннюю и внешнюю политику, этикет, дипломатию и практически все сферы жизни историки объясняют периодом, когда правда была за силой. А сила сосредоточилась в руках мужчин с доспехами.
Постепенно в средневековой Европе сформировался новый тип культуры – идеалы рыцарства. Они отчасти дошли и до современников – отсюда идеализация воинов в доспехах и с мечом.
Эпилог
Разница между публичными развлечениями в Средневековье и в тех же XVIII–XIX веках объясняется не только техническим прогрессом и условным отсутствием электричества. В восемнадцатом столетии постепенно начинает меняться сама структура общества и сложившаяся система ценностей, образовываются крупные империи, ослабевает церковь. Государство всё больше внимания уделяет личной жизни человека и в том числе качеству этой жизни — по крайней мере, если мы говорим о представителях высших слоев общества. Именно поэтому постепенно начинают создаваться полноценные общественные пространства.
Вариант 2. Насладиться муками других людей
Очень популярным видом досуга было посещение различных казней. А когда никого не приговаривали к высшей мере наказания, можно было посмотреть на истязание нарушителя закона.
Театральность была одним из ключевых свойств любого наказания.
Именно поэтому значительно позднее Мишель Фуко говорил в книге «Надзирать и наказывать», рассуждая о пенитенциарной системе XIX века: «Из наказания исключается театрализация страдания. Начинается эра карательной сдержанности». Неудивительно, что при нехватке развлечений, экзекуции становились им заменой, тем более что часть из них были интерактивными. В Средние века активно использовались колодки — были даже колодки для пальцев, — которые применялись к ворам и, например, к мужьям, распускавшем руки. Осужденного, закованного в колодки или привязанного к позорному столбу, оставляли посреди какой-нибудь городской площади без охраны, и каждый желающий мог кинуть в него тухлым помидором или даже камнем — случаи, когда преступник попросту не доживал до освобождения, были нередки. Также удовольствием было посмотреть и на применение стула для окунания в воду — его использовали чаще всего против слишком ретивых и своенравных женщин, чтобы охладить их пыл.
Впрочем, не всегда в дело шли столь сложные приспособления: вплоть до XVIII в Европе были популярны публичные порки.
Однако ничто не могло сравниться со зрелищностью казней — даже рядовое повешение или отрубание головы собирало множество народа. Вдоль улиц, по которым вели осужденного, собирался весь город, а уже на следующий день на всех площадях торговали «поэмами» в честь казненных с их «последними словами». В этой области случались и свои сенсации — настоящие «гала-шоу», собиравшие тысячи людей.
Огромнейшая толпа в свое время пришла посмотреть и на казнь генерал-майора Томаса Гариссона, сторонника Оливера Кромвеля. Его убили не сразу: сперва Гариссона проволокли через весь город, затем начали в буквальном смысле разделывать на части, и только затем вспороли живот. Конечно, в толпе было много сочувствующих осужденному, однако и простых радостных зевак тоже хватало.
Происхождение рыцарства
Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов – VI – VII вв. Но, фактически, некий прообраз рыцарства сформировался еще в позднеримский период, когда на фоне ослабления централизованной власти крепли образования феодального типа
Они обычно представляли собой некие общины крупных землевладельцев, которые обеспечивали вокруг себя подобие порядка, что было жизненно важно в те смутные времена. Фактически, вся власть сосредотачивалась в их руках
Позднее на базе этих общин формировались основные ядра будущих раннесредневековых земельных объединений – государств.
Сначала возвышение сеньоров над соплеменниками было относительным: последние оставались свободными и полноправными людьми. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых затем заставляли признать себя зависимыми людьми. Надо заметить, что в то время, когда с разложением античного мира были утрачены почти все торговые связи, военные акции оставались почти единственным источником обогащения.
2.
Поход в бордель
Хотя проституция не поощрялась ни церковью ни светскими властями, публичные дома были неотъемлемой частью средневековых городов. Делились эти заведения по уровню сервиса и могли быть ориентированы как на небогатую публику, так и на зажиточных людей.
Для многих содержание борделя было отличным способом сколотить стартовый капитал для открытия торговли, цеха или мастерской. Публичные дома часто были совмещены с трактирами, поэтому предоставляли самых широкий спектр услуг. Здесь можно было перекусить, выпить, найти красотку на время или проблемы на свою голову. Бизнес этот, как и сегодня, был в те времена довольно криминальным.
Вариант 9. Провести время с друзьями за какой-нибудь игрой
Карты. Никто не знает, когда игра в карты появилась в Европе и где была изобретена. Существуют разные версии: что впервые их изобрели в Китае, в Египте, в Индии или, например, что их придумали цыгане.
В любом случае практически сразу после своего появления карты стали преследоваться церковью, а кое-где и официальными светскими властями. Всему виной было то, что карты использовались для гадания — а кто не гадал по ним, тот устраивал азартные игры, что также не приветствовалось.
Шахматы. Эта игра попала в Европу в IX веке и сразу же получила большую славу среди знати, у которой было время на это задумчивое развлечение. Правда, если верить некоторым романам, которые появлялись в Среднике века, шахматы были небезопасным занятием: нередко разозленные соперники набрасывались друг на друга после неудачного хода или уличения в шулерстве.
Бильярд. Принято считать, что он появился в Европе в XV–XVI веках, однако установить это точно — так же как и место его возникновения — невозможно. По одной из версий, бильярд появился в Северной Европе, первоначально став домашней версией крокета.
Камбок. Больше всего эта игра напоминает футбол: две команды из пяти человек стараются забить мяч в ворота противника.
Боулинг. Как ни странно, это развлечение, сегодня ассоциирующееся исключительно с США, появилось в Европе еще в XIII веке. Тогда люди устанавливали деревянные чурбаны друг рядом с другом и бросали в них камни — побеждал тот, кто с одного раза собьет больше «кеглей».
Лакросс. Давний прародитель современного хоккея: две команды стараются забить мяч в ворота противника, пользуясь ногами и специальными палками.
«Утки и селезни». За сложным названием скрывается обычная игра, знакомая каждому: плоский камень надо запустить как можно дальше по воде. Соприкосновение с водой отмечается чередующимися выкриками: утка — селезень, утка — селезень. Побеждает не тот, кто дальше всех запустит камень, а кто угадает на каком моменте он пойдет под воду — на «утке» или «селезне».
Кила. Игра, пользующаяся успехом в Новгородской республике. Больше всего она походит на современный американский футбол: две команды стараются занести мяч в зону своего противника. При этом можно пользоваться и руками, и ногами. Ну а если в ходе игры возникнет потасовка — тем лучше.
Игра в кости. Она была изобретена еще в Древнем Египте и через Рим попала в Европу. В Средние века игра в кости переживала свой подлинный расцвет — играли все, особенно среди знати и духовенства. Любопытно, что представители церкви увлекались этим занятием, несмотря на протесты официального Ватикана: как известно, кости использовались не только для игры, но и для гадания, потому строго преследовались религией.
Бросание лисицы. Пожалуй, самое сомнительное развлечение, которое только можно себе придумать. Суть игры заключалась в том, что в некотором ограниченном пространстве на природе друг напротив друга становились двое человек. Между ними клали пращу в ненатянутом виде и после выпускали лису.
Организация рыцарских турниров
Основная масса участников — молодые, безземельные или холостые мужчины, которые мечтают о славе и подъёме по социальной лестнице. Они обречены на бродячую жизнь и частые столкновения с противником. Выходом для этой агрессии становятся турниры: крупным сеньорам следовало во избежание распространения частных войн давать неистовой молодёжи места для выяснения отношений. Именно так и сделал граф Фландрии Карл Добрый в начале 12-го столетия — собрал своих необузданных вассалов вместе и велел им участвовать в состязаниях.
Подготовка к поединку. (pinterest.com)
Точных границ турнирное поле не имело: барьеры можно было наблюдать лишь у мест, где участники имели возможность отдохнуть. Как правило, это огороженная верёвками небольшая территория. Рельеф местности зачастую использовался для создания засад и ловушек на поле битвы.
Рыцарский турнир — состязание командное. 10−30 рыцарей в плотном строю бьются с противниками. Команды формировались по принципу земляков: это могли быть нормандцы, анжуйцы, бретонцы и т. д. Чуть позже появились схватки, в которых активно применялось фехтование копьём. Мероприятие было, безусловно, массовым и требовавшим огромных средств. Купцы, кузнецы, продажные женщины и бродячие артисты — все приезжали на турнирное поле, дабы получить свою выгоду. Так в Европе возникло новое пространство для социокультурного обмена, которое серьёзно повлияло на становление западноевропейской военной элиты.
7.
«Полный отрыв» на карнавале
Карнавалы в крупных городах средневековой Европы проходили перед Рождеством и перед Пасхой. На это веселое мероприятие люди приходили и приезжали издалека, нередко за десятки километров. Для многих это была единственная в жизни отдушина, ведь в карнавальные дни можно было смело критиковать королей и епископов, танцевать до упаду и задирать прохожих, закрыв лицо маской.
Церковь не одобряла карнавалы, считая их сатанинской затеей, но при этом терпела, так как они были своеобразным клапаном, снижавшим напряженность в обществе. Кроме этого, священнослужители были сами не прочь повеселиться, спрятав подальше рясу и напялив личину.
Войны и турниры
Война – дело всей жизни, которому члены королевской дружины отдавали все свободное время. Она кормила воинов и их семьи – некоторые делали на мародерстве целые состояния, которых хватило бы на безбедное существование до старости. Другие вели себя скромнее, но старались получить куш, компенсирующий годы пребывания на войне.
Зарабатывали герои в доспехах и на турнирах. Выступая друг против друга, они стремились выбить из седла соперника. Сделать это нужно было тупым концом копья так, чтобы он упал на землю.
Проигравший по условиям турнира должен был отдать победителю коня и доспехи. Но по рыцарскому уставу потеря доспехов и коня считалась позором, поэтому проигравший выкупал их у победителя за серьезные деньги. Возврат личного имущества обходился ему в такую же сумму, как стадо из 50 коров.
1.
Посещение танцевального вечера
В Европе танцевать любили и умели. Танцевали много и везде: на улицах, площадях, рынках, в трактирах. Но существовали также особые танцевальные дома, которые являлись своеобразным клубом для людей различного возраста. Были они как в городах, так и в деревнях и открывались, в основном, вечером. Молодежь здесь имела возможность показать себя и посмотреть на других, познакомиться и вообще неплохо провести вечер.
Больше всего парни и девушки любили танцы, когда партнер подбрасывает даму повыше, а затем ловит. Нередко барышни, к восторгу присутствующих, приземлялись с задранным подолом или падали обнажая ноги выше дозволенного. В этот момент кто-то делал вид что споткнулся и падал на красотку, под одобрительные смешки друзей. В общем было много пива, живой музыки и приятного общения.
6.
Измена мужу с ярмарочным акробатом
Когда казней не было, то основным видом развлечений были ярмарки. Посещали их не только ради покупок, но и для того, чтобы культурно провести время. Здесь можно было посмотреть на диковинки из дальних стран, посмеяться над уродами, оценить мастерство жонглеров, танцоров и акробатов.
Последние особенно привлекали женщин, так как в силу своей профессии находились в отличной физической форме. Жизнь ярмарочного акробата была несладкой — они были вынуждены всю время проводить на репетициях и выступлениях. Платили им гроши, из которых свой немалый процент забирали организаторы ярмарки, а работать приходилось среди пьяных и фамильярно настроенных зрителей. Единственным плюсом была популярность у прекрасного пола, за что акробатов не любили ревнивые мужья и священнослужители.
Вариант 5. Принять участие в городском празднике
Большие торжества устраивались по разным поводам и, к слову, достаточно часто: важное событие в семье районного префекта, феодала или короля выливалось в народные гуляния — равно как и встреча венценосной особы в конкретном городе, куда он приехал с визитом. Однако по-настоящему крупные праздники — карнавалы и маскарады — устраивались перед Рождеством и особенно перед Пасхой, когда люди торопились насладиться жизнью, прежде чем перейти к воздержанию
Вообще, карнавалы и маскарады были призваны посмеяться над опасностями и несправедливостью жизни: над болезнями и угнетением со стороны властей, над самой смертью, отчего даже чума не останавливала их проведение. При этом, несмотря на разгульное веселье, даже такие праздники имели некоторые правила — откровенно святотатствовать было нельзя, шутки должны были высмеивать абстрактных персонажей, а не конкретных людей. Естественно, церковные власти то и дело старались бороться с такими увеселениями, но сделать ничего не могли: зачастую и сами священники участвовали в маскарадах. Хотя были и непримиримые борцы за благочестие.
«Трезубец дьявола»
Долгое время одним прибором пользовались несколько человек. Это считалось нормой.
1. Разрешалось своей ложкой лезть в общее блюдо, только требовалось предварительно вытереть ложку об одежду.
2. Кубок с вином пили все гости, отсюда пошло выражение «пустить кубок по кругу».
3. Вилками вообще не пользовались, их считали трезубцами дьявола. Поэтому брали пищу только ложкой и рукой.
4. Более обеспеченные люди использовали позолоченные тарелки. Иногда их одалживали соседи. Другие вместо тарелок использовали чёрствый хлеб.
На пирах много пили вино. Чем больше было выпито, тем развязнее вели себя гости. Их поведение совсем не походило доблестные отношения рыцаря Айвенго и его леди Ровены. Их отношения явно приукрасил Вальтер Скотт.
Читайте дальше Наука в Китае. Возрождение и развитие
Читайте дальше Загадочная цивилизация Майя
Читайте дальше Удержать Казань
Появление рыцарского турнира
Немецкий историк Йозеф Флекенштайн дал вполне ёмкое и точное определение, что такое рыцарские турниры. Учёный считал, что турнир — это зеркало рыцарства и его культуры
Исследователи осторожно подходят к вопросу датировки первых состязаний. Одни считают, что отправной точкой традиции показательных боёв знати стали зафиксированные в хронике Нитхардом состязания по случаю заключения Страсбургских клятв 14 февраля 842 года между Людовиком Немецким и Карлом Лысым.
По другой версии, изобретение турнирного дела приписывается некому анжуйскому воину Жоффруа де Прейи, который покинул свет в 1066 году.
Но ни в официальных документах, ни в эпических chansons de gestes никаких упоминаний о турнирах нельзя найти вплоть до начала 12-го столетия. И уже в первой четверти века турнирные схватки приобретают массовый характер.
Родиной этой средневековой забавы считается Франция. Английские хронисты употребляли по отношению к турнирам выражение conflictus Gallicus. Да и в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха отец главного героя, победитель турниров Гамюрет, был воспитан именно в Анжу.
Турнирная схватка. (pinterest.com)
Таким образом, рыцарские турниры появились не ранее складывания основной концепции знатного сословия Средневековья, оформления обрядов инициации и узнаваемых форм. Иными словами, образ классического средневекового рыцарства складывается к середине 12-го века.