10 легендарных средневековых королей

Страсти и 7 добродетелей: значение Церковных Таинств

Возделывать в себе христианские добродетели и искоренять собственные страсти мы можем только с Божьей помощью. Господь говорит:

Приведём также слова святителя Тихона Задонского:

Для того Господь и установил Церковные Таинства (прежде всего, Исповедь и Причастие), чтобы мы соединялись с Ним и наполнялись Его спасительной благодатью. Приобщение к Божественному естеству, получение опыта неба, предвкушение Царства Божьего – так называет Церковные Таинства митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Таинство веры».

Исповедь – сердечное раскаяние человека в своих грехах в присутствии священника. Однако следует помнить, что подлинное покаяние подразумевает твёрдое намерение человека изменить свою жизнь и вести стойкую борьбу со страстями. Святитель Феофан Затворник учит:

Таинство Причастия (Евхаристия) заключается в соединении с Господом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина:

Благодаря Евхаристии христианин может восстановить прерванную из-за грехопадения связь с Богом и разжечь в себе огонь Его любви. Таким образом происходит обновление души и тела падшего человека. Вот что о значении регулярных Исповеди и Причастия говорит преподобный Паисий Святогорец:

Великие открытия

Византия сохранила римское право. Переплетясь с обычаями свободных германцев, оно стало основой для законов не только феодальных государств, но и для буржуазного права Нового времени. Появился суд присяжных. Во многих странах при разборе важных дел он применяется и поныне.

В Средние века было создано и усовершенствовано много орудий труда, различных механизмов. Люди начали выращивать новые культуры, привезенные с дальних стран, научились улучшать породу скота. Были сделаны важные открытия в математике, химии, астрономии, медицине, механике. Лечению поддались некогда неизлечимые болезни. В городах массово строились больницы. В быту появились вилки, фарфоровая посуда, зеркала, очки, пуговицы. Люди начали пользоваться мылом. Увеличилось количество механических часов.

Большой прогресс произошел в мореплавании. Усовершенствованные корабли могли плавать не только за, но и против ветра. Благодаря компасу и другим приборам появилась возможность выйти в открытый океан. Благодаря этому европейцы открыли Америку и другие континенты. Путешественники, изучавшие моря и сушу, расширили кругозор людей.

Династический фактор как определяющий

Роль династического фактора в формировании средневековой европейской подсистемы проявилась с самого ее формирования и была связана с дуалистическим представлением варварских народов о природе власти. С одной стороны, она понималась как представительская — на основе принципов обычного права вождя выбирали; с другой — как сакральная. Подобный дуализм заложил основу для дуализма более глубокого: правители европейских королевств, будучи как представителями корпорации (universitas civium), так и помазанниками божьими, обладали еще одним системным качеством, являясь заодно участниками «игры престолов» — то есть были включены в динамическую систему династических связей, которая существовала параллельно с системой государств и оказывала ключевое влияние на их политику.

С одной стороны, это приводило к территориализации династий; с другой — к династийности территорий. Главным соперником Людовика XI был его кровный родственник Карл Смелый, пытавшийся превратить Бургундию в королевство и отделить ее от Франции — при том, что оба они принадлежали к династии Валуа. С другой стороны, вся средневековая Испания была собрана из отдельных королевств благодаря изгибам династийной политики. В результате специфики этой политики еще с Раннего Средневековья была выстроена своеобразная статусная иерархия государств и династий, и место в этой иерархии определялось взаимодействием этих двух элементов. В эту систему оказались втянуты и республики, пытавшиеся найти свое место в структуре европейских монархий. Статусная иерархия не предполагала обязательной подчиненности низшего по статусу высшему — статус являлся ценностью сам по себе, способствуя укреплению влияния династии и государства.

Именно эта дуалистичность династийного и территориального составляет основное отличие европейской подсистемы международных отношений времен Средневековья от позднейшей, привычной нам системы МО. Учитывая, что эта дуалистичность сохранялась вплоть до конца XVIII в., имеет смысл говорить о периоде с V по XVIII в. как о «Долгом Средневековье», в рамках которого европейской подсистеме международных отношений было присуще особое качество, являвшееся определяющим при осуществлении внешней политики. Постепенная утрата этого качества, начавшаяся во второй половине XVIII в. и завершившаяся в XIX в., позволяет провести условную границу между нынешней системой МО и европейским «Долгим Средневековьем». При этом нужно учитывать, что о «Великом Разрыве» речи не идет: историческое развитие — процесс преимущественно эволюционный, а не революционный, и процесс ликвидации династического фактора длился более ста лет.

Таким образом, государства как политические формы организации общества существовали начиная с Раннего Средневековья, а времена феодальной раздробленности были лишь неизбежной, но недолгой кризисной стадией на пути государственного развития, можно констатировать, что европейская средневековая подсистема международных отношений вполне поддается анализу в рамках существующей теории МО. Этот анализ, однако, демонстрирует наличие в ней как элементов анархии (фактическая самостоятельность государств), так и элементов гетерономии (сложная система феодальных связей) и иерархии (статусная иерархия государств и династий); эта сложная система продолжала существование вплоть до конца «Долгого Средневековья», когда ее сменила современная система международных отношений, сохранившая многие ее черты.

Длинноволосые короли

Короли Франкии, царствовавшие в этих землях и принадлежавшие к династии Меровингов, носили очень длинные волосы, считавшиеся свидетельством их избранности и Божьей к ним милости. Франки верили, что Меровинги обладают магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев и выражавшейся в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие франкского народа. Современники называли их «длинноволосыми королями» (лат. rēges crīnīti). Так, согласно Григорию Турскому, придя из Паннонии, франки «прежде всего заселили берега Рейна. Затем… перешли Рейн, прошли Торингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов». (Но, «видимо, этот народ всегда был привержен язычеству; они совершенно не признавали Бога», — пишет он далее). «Правителей с длинными золотистыми волосами» с правого берега Рейна и их союзные тогда отношения с римлянами в контексте повествования о франках упоминает до этого и Клавдий Клавдиан. По свидетельству Агафия Миринейского, у правителей франков были «длинные развевающиеся волосы, простирающиеся до спины», им было запрещено «когда-либо стричься, и они остаются с детства нестрижеными… волосы их сзади красиво падают на плечи, и спереди посредине разделены пробором… Это считается как бы некоторым знаком и величайшей прерогативой чести королевского рода. Подданные же стригутся в кружок, и иметь им длинные волосы отнюдь не разрешается». Те из них, которые относились к франкам, стриглись до плеч. Короткие волосы были не в обычаях германцев, к которым они принадлежали. Такие причёски были свойственны римлянам (и получили у них распространение с III века до н. э.). Что же до галлов, то из-за их обыкновения не обрезать свои волосы большая часть этой страны ещё в I веке называлась римлянами «Косматой Галлией». Хотя прерогатива носить чрезвычайно длинные волосы принадлежала меровингским верхам, изначально небелгским и некельтским, традицией она становится, кажется, на территориях прежней Галлии, где к приходу римлян тоже предпочитали неукороченные причёски. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов и на практике означало потерю его прав на обладание властью (примером тому может служить сын Хлодомира Хлодоальд, известный впоследствии как святой Клод).

Саладин (Салах-ад-Дин) | 1138 — 1193

Ещё один герой крестовых походов (но уже со стороны противников-сарацин) – султан Египта и Сирии, великий полководец войска мусульман, противостоявшего крестоносцам, – заслужил огромное уважение даже среди своих врагов-христиан за острый ум, храбрость и великодушие к противнику.

На самом деле полное его имя звучит так: Аль-Малик ан-Насир Салах ад-Дунийа ва-д-Дин Абуль-Музаффар Юсуф ибн Айюб. Конечно, ни один европеец не смог бы это выговорить. Поэтому в европейской традиции прославленного врага принято называть Саладином или Салах-ад-Дином.

Во время Третьего Крестового похода именно Саладин доставил рыцарям-христианам особенно крупные «печальки», наголову разбив их войско в 1187 году в битве при Хаттине (и взяв при этом в плен практически всех лидеров крестоносцев – от великого магистра тамплиеров Жерара де Ридфора до короля Иерусалима Ги де Лузиньяна), а затем отвоевав у них большую часть земель, где крестоносцы успели обосноваться: почти всю Палестину, Акру и даже Иерусалим. Кстати, Ричард Львиное Сердце восхищался Саладином и считал своим другом.

Ричард I Львиное Сердце | 1157 — 1199


Вот уж действительно, – не столько реальный король, сколько легенда! Ричарда Львиное Сердце мы все знаем из книг и кино (начиная с романа Вальтера Скотта «Айвенго» и заканчивая фильмом «Робин Гуд» 2010 года с Расселом Кроу).

Если уж смотреть правде в глаза, Ричард вовсе не был «рыцарем без страха и упрёка». Да, он имел славу отличного воина, склонного к опасным приключениям, но при этом отличался коварством и жестокостью; был красавцем (высоким блондином с голубыми глазами), но аморальным до мозга костей; знал множество языков, но не свой родной английский, – ибо практически не бывал в Англии.

Он не единожды предавал своих союзников (и даже собственного отца), заслужив другое прозвище – Ричард Да-и-Нет – за то, что его легко было склонить на любую сторону.

За всё время своего правления Англией он находился в стране не более года. Собрав казну для снаряжения армии и флота, он буквально сразу же отбыл в крестовый поход (отличившись там особой жестокостью к мусульманам), а на обратном пути попал в плен к своему врагу Леопольду Австрийскому и просидел несколько лет в крепости Дюрштайн. Чтобы выкупить короля, его подданным пришлось собрать 150 тысяч марок серебром.

Свои последние годы он провёл в войнах с королём Франции Филлиппом II, умерев от заражения крови после ранения стрелой.

12 Замок Бодиам, Англия

Земли, на которых теперь расположен замок, достались Эдварду Дэлингриджу после женитьбы. В 1385 году, во время 100-летней войны, он укрепил поместье, чтобы защитить окрестности от французов. Несколько десятилетий замок передавался из поколения в поколение. Когда в конце XV века род прервался, замок поступил во владение семейству Леукнор.

Позже Бодиам сменил несколько владельцев, каждый из которых внес в свой вклад в его восстановление, например, после осады во время войны Роз. В 1925 году, после смерти тогдашнего владельца, замок был передан в дар национальному фонду, который поддерживает его и теперь. Сейчас эту крепость возле деревеньки Робертсбридж может посетить любой желающий.

Превращение в крепость

Постепенно замок превращался в крепость, его окружила каменная стена, в которую встраивались высокие башни. Главная цель — сделать рыцарский замок недоступным для нападающих. При этом иметь возможность наблюдения за всей округой. В замке обязательно должен быть собственный источник питьевой воды — вдруг долгая осада предстоит.

Башни строились таким образом, чтобы как можно более долго удерживать любое количество врагов даже в одиночку. Например, винтовые лестницы — узкие и такие крутые, что воин, идущий вторым, помочь первому ничем не может — ни мечом, ни копьём. И подниматься по ним нужно было против часовой стрелки, чтобы щитом не прикрыться.

Матьяш I Хуньяди (Матьяш Корвин) | 1443 — 1490

Матьяш Хуньяди не просто восстановил централизованное государство в Венгрии (допустив к управлению административными структурами неродовитых, но умных и талантливых людей), – он обеспечил его относительную безопасность от турков-осман, создал передовую наёмную армию (где каждый 4-й пехотинец был вооружён аркебузой), присоединил к своим владениям кое-какие соседние земли и т.д.

Просвещённый король охотно покровительствовал людям науки и искусства, а его знаменитая библиотека являлась крупнейшей в Европе после ватиканской. Ах, да! На его гербе был изображён ворон (corvinus или korvin).

Вильгельм I Завоеватель | ок. 1027/1028 — 1087

Нет, на самом деле Ролло (а точнее – реальный предводитель викингов Хрольф Пешеход, – так его прозвали за то, что он был огромным и тяжёлым, из-за чего ни одна лошадь не могла нести его на себе) вовсе не был братом Рагнара Лодброка.

Но он действительно захватил в конце IX – начале X века большую часть Нормандии и стал её правителем (и на самом деле женился на принцессе Гизеле – дочери Карла III Простоватого).

Вернёмся к Вильгельму: он был незаконным сыном герцога Нормандии Роберта I, но всё-таки в свои 8 лет унаследовал отцовский титул, а затем смог удержаться на престоле.

У парня с юных лет были весьма немалые амбиции, – в Нормандии ему было тесновато. И тогда Вильгельм решил заполучить английский престол, – тем более, в Англии как раз назревал династический кризис: Эдуард Исповедник не имел наследника, а поскольку его матерью была (очень удачно!) двоюродная бабка Вильгельма, то он мог запросто претендовать на английский трон. Увы, но дипломатическими методами добиться цели не удалось…

Пришлось применить военную силу. Дальнейшие события всем известны: новый король Англии Гарольд потерпел сокрушительное поражение от войск Вильгельма в битве при Гастингсе в 1066 году, а в 1072-м Вильгельму I Завоевателю покорилась и Шотландия.

Замок внутри

Важной частью внутреннего устройства замка было наличие в нем колодка, а поскольку замки часто строились на скалистых возвышенных местностях, порой колодец приходилось прокладывать на глубину более 100 метров. (Например, колодец замка Кенигстайн в Саксонии был проложен на глубину в 140 метров)

По той причине, что вода добывалась с таким трудом, вопросы личной гигиены и санитарии для жителей замка оставляли желать лучшего.

Также в замке находился ряд построек, призванных полностью обеспечить быт его жителей при долгой осаде: пекарня, паровая баня и кухня.

Хозяин замка обычно жил в его центральной башне, которая в зависимости от его богатства и временного периода, могла быть, как роскошно обставленной, так и весьма аскетичной.

Так, например, выглядит палата в немецком замке Марксбург.

Также в замке часто имелась тюрьма, она же темница, где содержались разные преступники из простолюдинов, в то время как знатные пленники, взятые в плен с целью получения выкупа (обычная практика в средневековье) содержались в специальных охраняемых «VIP покоях» главной башни замка.

Также обязательным атрибутом замка было наличие маленькой часовни, а то и церкви (если замок побольше). А среди жителей замка всегда был капеллан или священник, который помимо своих священнических обязанностей выполнял роль писаря и учителя (в те времена даже далеко не каждый дворянин был грамотным).

А вот так интересно выглядит туалет в замке – в виде такой пристройки к стене. Интересно знать, что туалеты в средневековых замках не отапливались, и посещение их зимой было особенно малоприятным действом.

Да и в целом жизнь в средневековом замке, особенно с точки зрения нас, избалованных благами современной цивилизации, была не простой – в первую очередь в каменных замках было очень темно и холодно, частыми гостями там были сквозняки. Окна средневекового замка в силу своего фортификационного характера пропускали мало солнечного света, а часто они даже не были застеклены. Каминное отопление немного выручало, но все равно имейте ввиду, что стены средневековых замков покрывались различными толстыми коврами и гобеленами не только лишь из эстетических побуждений, но и банально, чтобы сохранить больше тепла.

Средневековый романский замок

Каролинги. Франкская империя

В конце VII в. единого Франкского государства фактически не существовало, к тому же ей угрожали новые завоеватели — арабы. Борьбу против арабов возглавил мажордом Карл Мартелл (715-741). Он понимал, что только хорошо вооруженный всадник может остановить арабов, основу войск которых составляла легкая конница. Однако снаряжение всадника было очень дорогим (равнялось стоимости 18-20 коров), и простой франкский воин не мог его купить.

Для приобретения оружия и лошадей Карл начал отбирать земли у церкви и передавать их в пожизненное владение воину при условии несения им военной службы. Такая форма владения землей получила название бенефиций (от лат. Beneficium — благодеяние). С созданием тяжелой конницы было начато средневековое рыцарство (от нем. Ritter — всадник, конный воин).

Опираясь на конное войско, Карл Мартелл разбил арабов в 732 году в битве при Пуатье. Эта битва имела решающее значение для судьбы европейской христианской цивилизации Средневековья — было остановлено наступление арабо-мусульманского мира на Европу.


Пипин Короткий

Преемником Карла Мартелла стал его сын Пипин Короткий (741 — 768), который сначала также носил титул мажордома. Отстранив от власти последнего короля из династии Меровингов, в 751 г. Пипин Короткий стал королем. Чтобы подчеркнуть священный характер своей власти, он совершил обряд помазания на царство.

Пипин Короткий передал свою власть сыну Карлу, которого впоследствии назовут Великим. Так была основана новая династия, получившая название Пипинидов, или Каролингов.

Карла Великого (742-814) считают не только выдающимся представителем династии Каролингов, но и самым известным монархом всего Средневековья. Это и неудивительно. Король франков и «император Запада» быстро объединил в рамках созданной им империи большую часть Западной Европы. Он положил конец эпохе «темных веков», царившей после гибели Западной Римской империи.

Став королем, Карл Великий в 773-774 гг. до конца уничтожил Лангобардское королевство и присоединил его земли к своему государству. Продолжительными и тяжелыми были войны против саксов, которые велись в течение 772-804 гг. В 788 ​​г. Карл захватил Баварское герцогство. Он воевал против славянских народов, а впоследствии заключил с ними союз против аваров и начал войну с Аварским каганатом — государством, образованной кочевниками-аварами в Паннонии (теперь территория Венгрии). Эта война длилась в течении 788-803 гг. Воины Карла Великого разгромили аваров, и Аварский каганат исчез с карты Европы.

В результате завоеваний Карла Великого под его властью оказалась значительная территория, которая по размерам напоминала прежнюю Западную Римскую империю. Среди окружения Карла возникла идея провозгласить его императором по примеру древних римлян. 25 декабря 800 г. Папа Лев III во время торжественного рождественского молебна увенчал смиренного короля Карла большого имперской короной и объявил его римским императором. В 812 г. Византия признала Карла императором Запада.

Несмотря на войны король совершенствовал систему управления государством, заботился о развитии культуры. Недаром это время ученые впоследствии назвали «каролингский возрождением». Это был период развития образования, возрождение интереса к трудам древних римских и греческих мыслителей, почти забытых в течении предыдущих веков.

Государство Карла Великого была разделена на отдельные округа — графства. Назначенные королем графы собирали налоги, осуществляли судопроизводство, возглавляли местное ополчение.

Почти все мелкие свободные владельцы земли превратились в зависимых крестьян, поскольку не могли сами выдержать бремя военной службы и приобрести необходимое снаряжение. Поэтому Карл набирал в армию только владельцев четырех наделов. Другим крестьянам приходилось либо на общие средства отправлять в армию одного конника, или искать защитников, которые могли бы освободить их от службы. Защитниками крестьян становились крупные светские или церковные землевладельцы. Зависимые крестьяне освобождались от военной службы и теряли свои древние права: их судьей и хозяином становился защитник.

Феномен добродетели

Добродетель действительно является чертой характера, диспозицией, которая глубоко укореняется во внутреннем мире ее обладателя, она уходит в самую глубину души. Такая диспозиция не приравнивается к предрасположенности поступать исключительно честно по конкретным направлениям. Добродетель интегральное качество, которое имеет совершенно различные направления.

Добродетель связана также и с эмоциями, эмоциональными реакциям, ценностями, интересами, установками, чувствами и ожиданиями. Обладать добродетелью – означает быть человеком того или иного типа с определенным складом ума, восприятием окружающего мира. Самым значительным аспектом подобного склада ума является искреннее принятие определенного круга соображений в качестве оснований для действий. Честного человека нельзя определить просто, как поступающего честно и того, кто не лжет. Он выбирает честность как лучшую политику и не признает других способов поведения.

Честный человек в собственных основаниях, отражает индивидуальное воззрение на истину. Разумеется, все воззрения проявляют себя в отношении многих других действий, как и многочисленных эмоциональных реакций. Придавая честности высокую ценность, человек добродетели выбирает воспитывать честными и своих детей тоже. Учитывая, что добродетель является разнонаправленной диспозицией, то очевидно приписывать ее агенту на основании конкретного наблюдаемого действия или некоторой последовательности действий, в частности в том случае, если личности не известны основания поступка.

Понятие добродетели делает ее обладателя хорошим с точки зрения морали, превосходным и достойным человеком. Стандартное словоупотребление и опора на мотивацию со склонностью дают на то, что Аристотель назвал «естественной добродетелью». Она является своего рода протоверсией добродетели, которая усовершенствуется фронезисом.

Фронезис – это комплексный термин, автором которого считают Аристотеля. Он встречается в его труде, который состоит из 10 книг. Этот труд называется «Никомаховой этикой». Оригинальный текст трактата говорит о том, что фронезис можно понимать, как суждения, побуждающие к действию по поводу всего спектра вещей, которые могут стать для личности как хорошими, так и плохими.

Понятие эвдемонии представляет собой ключевой термин, который является центральным для современной моральной философии и неоаристотелианской этики добродетели. Эвдемония часто переводится как «счастье», «процветание», «благополучие».

Все стандартные версии этики добродетели сходятся в том, что для эвдемонии необходимо жить в соответствии с добродетелью. Высшее благо при этом понимается не как состояние или определенного рода жизнь, которая выстроена на основе неморальных благ, которые не включают добродетель.

В связи с этим приверженцы этики добродетели утверждают, что жизнь, которая посвящается физическим удовольствиям и приобретению богатства не может быть названа эвдемоничной. Такая жизнь потеряна. Несмотря на все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что связь этики и эвдемонии могут быть предметом дискуссии.

В рамках этики добродетели существует утверждение о том, что она не представляет собой никаких кодифицируемых принципов и до сих пор озвучивается в виде критики, так как она не дает руководства к действию.

6-я добродетель: Смирение

Смирение заключается в трезвой оценке своего духовного состояния. Это признание себя грешным, которому для спасения необходимо переступить через собственную гордыню и довериться воле Господа. Чем больше человек смиряется, тем больше ему открывается его собственная греховность. Вместе с тем смирение укрепляет раскаявшегося грешника в уповании на Бога. Преподобный Никита Стифат учит:

Евангелие учит нас:

Смирением побеждаются гордыня (оплот всех грехов), высокомерие, своеволие, ропот, зависть, лукавство, самооправдание и лицемерие. В смирении укрепляется вера и любовь человека к Богу и ближним. Этой добродетелью раскаявшийся грешник открывает сердце для Божественной благодати, освящает и преображает свою жизнь.

Право Англии в период средневековья

В раннефеодальный период до нормандского завоевания в Англии, как и в других странах, право формировалось на основе правовых обычаев, записей, которые дошли до нас в виде Правды Этельберта (VI в.), Правды Ина (конец VII в.), Правды Альфреда (IX в.), Законов Кнута (XI в.). По своему содержанию они во многом схожи с другими варварскими правдами.

Сказывался на развитии права и такой источник, как нормативные акты, составлявшие королевское законодательство. Последнее постепенно повышало свою роль в связи с тем, что было более подвижным и гибким. Именно с помощью нормативных актов получают правовое закрепление не только процесс феодализации общества, но и усиление власти короля и его администрации.

После нормандского завоевания продолжали существовать те же два источника права с той лишь разницей, что королевские судьи стали унифицировать правовые обычаи, приспосабливая его нормы к новым условиям. Подобная деятельность королевской администрации со временем привела к складыванию «общего права» Англии, нормы которого, как правило, содержались как в королевских приказах, издававшихся по каждому конкретному делу, так и в записях суда, т.е. с XI в. на формирование права Англии большое влияние стал оказывать такой источник, как правовой прецедент.

«Общее право», основу которого составляли «модернизированные» нормы правовых обычаев, не способно было в условиях бурного развития экономики, общества и государства в период сословно-представительной монархии эффективно регулировать общественные отношения. В связи с этим в XV в. наряду с «общим правом» стало складываться «право справедливости», основанное на решениях особого суда – «суда справедливости», созданного в XIV в. для рассмотрения лордом-канцлером жалоб, поступавших на имя короля. В отличие от «общего права», «право справедливости» признавало приоритет не нормы правового обычая, а норм закона, но при одном условии – они должны были соответствовать принципу справедливости. В противном случае суд выносил решение, руководствуясь лишь этим принципом. Безусловно, «право справедливости» было более подвижным, гибким, реагировавшим на изменение понятия «справедливость», и в определенной мере устраняло недостатки, свойственные «общему праву», но не отменяло его. И «право справедливости», и «общее право» – это две составные части английской правовой системы, дополнявшие друг друга.

На протяжении XV–XVII вв. вырабатывались в судебной практике правила устранения коллизий между нормами «общего права» и «права справедливости», а также принципы определения и характерные черты самого понятия «справедливость», которыми обязаны были руководствоваться в своей деятельности «суды справедливости».

«Общее право» и «право справедливости», основанные на прецедентах, составляли отличительную черту складывавшейся английской правовой системы, получившей позднее название «англосаксонская система права».

Но параллельно с «общим правом» и «правом справедливости» развивалось в Англии и статутное право, в основе которого были нормы действовавшего законодательства (декреты, ассизы, хартии, ордонансы, статуты)

Формирование статутного права не только ограничивало сферу применения «общего права», но в периоды реформ приобретало особо важное значение (Кларендонская ассиза 1166 г., Великая хартия вольностей 1215 г., Вестминстерский статут 1285, 1330, 1360 гг. и др)

Таким образом, право феодальной Англии было сложным по своей структуре, ибо помимо отраслей права имело еще и своеоб-разные три составные части в виде «общего права», «права справедливости» и статутного права, которые по мере развития общества и государства постепенно складывались и, дополняя друг друга, содействовали поддержанию правопорядка в надлежащем состоянии.

показать содержание

Мифы и реальность средневековой Англии

Ранее Средневековье известно в истории Англии, как время, окутанное загадками и таинственными повествованиями. Наиболее известный персонаж этой эпохи – английский король Артур.До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению о происхождении Артура. Часть из них утверждает, что это вымышленный герой, а другие склонны верить в его реальное существование. В любом случае, вымысел в этих сказаниях тесно переплетается с историческими реалиями и, следовательно, заслуживает внимания.

В мифахкороль Артур, совместно с рыцарями Круглого стола, совершает множество подвигов, побеждая сказочных чудищ, колдунов и огромных великанов. Он предстает отважным и сильным защитником земель бриттов, населявших в древности Британские острова.

Король Артур 

Из повествований о короле Артуре до наших времен дошла идея о проведении переговоров за круглым столом. Принято считать, что он является инициатором проведения собраний, во время которых за круглым столом сидели рыцари и он сам. Такой способ предполагает равноправное положение всех участников встречи и позволяет избежать разногласий по поводу размещения относительно лидера. В современном мире важные деловые, политические и просто дружеские встречи, принято проводить именно за круглым столом.

Рыцари Круглого стола 

Король Артур, предположительно, мог жить в V или VI веках. Будучи вождем бриттов, он руководил их противостоянием племенам англов и саксов.

Более двух веков бритты отстаивали независимость, но были разгромлены, либо оттеснены на запад острова, а часть из них попала в зависимость. Бритты были вынуждены вернуться в северную часть Галлии и предложили название полуострову Бретань.

Англы и саксы, заняв земли Британии, основали 7 королевств. Небольшие королевства англосаксов вели регулярные споры между собой.

Семь королевств англосаксов 

Примерно с IV века в Британию отправлялись первые миссионеры – представители Римского Папы с целью продвижения христианской религии. Они старались обратить большую часть населения в христианскую веру, организовывали монастыри. Но переход местных народов к христианству длился несколько столетий.

ВЫВОД: Мифы и реальность о короле Артуре

Видео

И напоследок интересный документальный фильм об истории средневековых замков в Европе.

https://youtube.com/watch?v=mnaaoLPtDf0

P. S. И почти на правах рекламы, но ключевое «почти», особым вдохновением при написании этой статьи стала недавно вышедшая компьютерная игра Kingdom come Deliverance, которая сделана на основе настоящих исторических событий, некогда происходивших в средневековой Чехии, и представляет собой помимо всего прочего отличный виртуальный экскурс в историю европейского средневековья. Одним словом, наш исторический сайт ее рекомендует всем читателям.

Противоречия теорий этики добродетели

Ни одна из существовавших в то время теорий не уделяла внимание некоторым понятиям, необходимым при проведении анализа в традициях этики добродетели, а именно:

  • самим добродетелям;
  • мотивам;
  • моральному характеру;
  • моральной мудрости и моральному воспитанию;
  • дружбе, семейным отношениям и пр.

Возрождение этики добродетели оказало оздоравливающее действие на два других существующих подхода, многие сторонники начали обращаться к тем же терминам, которые отстаивались в этике добродетели.

Современная этика добродетели не должна обязательно принимать форму «неоаристотелизма». Любая современная версия этики добродетели несет на себе оттенок древнегреческой философии, так как заимствует три базовых понятия.

Первое – арете (совершенство и добродетель), второе – фронезис (практическая мораль и мудрость), третье – эвдемония – процветание и счастье. При развитии современной этики добродетели и росте числа людей, которые знакомы с современной философией, она все еще интерпретируется неправильно.
Например, добродетели честность и щедрость, нельзя приравнивать исключительно к склонности совершать честные и щедрые поступки. При этом их бесполезно определять как «морально ценные» или «желаемые» черты современного характера.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия

Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

Габсбурги и Средневековая Чехия

Два знаменитейших персонажа в истории средневековой Чехии — короли Фердинанд I (первый правитель династии Габсбургов, правившей с 1526 по 1918 гг.) и Рудольф II.

Рудольф, император Священной Римской империи, перенес свою столицу в Прагу, которая вновь, как и при Карле IV, стала культурным центром Центральной Европы. Рудольф II страстно любил живопись и мистику. Он собрал большую художественную коллекцию, включавшую в себя произведения Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля. Страсть Рудольфа II к мистике сделала Прагу на 30 лет мировой столицей алхимии. Кроме того, за годы своего правления император Рудольф издал немало демократичных законов.

Одним из шедевров, оставшихся нам от той эпохи, является Злата Уличка.

Однако чрезмерное увлечение магией сыграло роковую роль. В 1611 Рудольф II был вынужден отречься от чешского престола. Его преемник Матиас начал «закручивать гайки», что вызвало негодование. Вот один из примеров: «Второе пражское швыряние из окон» — группа из 27 богемских дворян выбросила из окон королевского дворца двух императорских наместников и их секретарей.

Вскоре началась Тридцатилетняя чешская война между протестантами и католиками, закончившаяся поражением протестантов в 1620 в битве на Белой горе близ Праги. Католицизм был объявлен единственной законной религией. Все храмы были переданы католической церкви.

Эта война ослабила Богемию, и она потеряла свою государственность, став частью Австро-Венгрии. Начался длительный период насильственной католизации, германизации и угнетения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Семейная энциклопедия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: